Концепция политики Макиавелли 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Концепция политики Макиавелли



Никколо— итальянский мыслитель, писатель, политический деятель (занимал во Флоренции пост государственного секретаря).

Выступал сторонником сильной государственной власти, допуская в случае необходимости использование любых средств для ев укрепления («Князь»).. Типичный представитель гуманизма — светского мировоззрения эпохи Возрождения. Автор идеи о всеобщей воинской обязанности

В работах «Государь» и «Рассуждения на первую декаду Тита Ливия» Макиавелли рассматривает государство как политическое состояние общества: отношение властвующих и подвластных, наличие соответствующим образом устроенной, организованной политической власти, учреждений, законов. Существуют два способа действия для достижения целей: путь закона и путь насилия. Государи должны уметь пользоваться обоими способами. Макиавелли оправдывает это тем, что не будет же сам народ поступать лишь благодатно, а значит и направляющий их государь - для укрепления своей власти должен быть готов к адекватному ответу.

При рассмотрении форм правления он отдает предпочтение республике, а не монархии. Единовластие необходимо при создании и реформировании государств, а республиканское правление является лучшим для поддержания государственной власти. Он предпочитает умеренную республику или «смешанную форму государства», в которой сочетаются демократический, аристократический и монархический элементы власти.

 

4). Политическая мысль эпохи буржуазных революций: Томас Г оббс, ДЖОН ЛОКК

Томас Г оббс (1588. —1679) — английский философ-материалист. На формирование воззрений Гоббса значительное влияние оказали Ф. Бэкон, Г. Галилей, П. Гассенди, Р. Декарт и И. Кеплер.

Государство Гоббс рассматривает как результат договора между людьми, положившего конец естественному до государственному состоянию «войны всех против всех». Он придерживался i принципа изначального равенства людей. Отдельные граждане; добровольно ограничили свои права и свободу в пользу j государства, задача которого — обеспечение мира и < безопасности. Гоббс превозносит роль государства, которое он1 признает абсолютно суверенным. В вопросе о формах государства симпатии Гоббса — на стороне монархии. Отстаивая I необходимость подчинения церкви государству, он считал^ необходимым сохранение религии как орудия государственной; власти для обуздания народа.

«Естественный закон», как основа нравственности, —} стремление к самосохранению и удовлетворению потребностей.! Моральный долг по своему содержанию совпадает с ' гражданскими обязанностями, вытекающими из общественного договора.

Основные сочинения: Философская трилогия «Основы философии»: «О теле» (1655);«0 человеке» (1658);«0 гражданине» (1642);«Левиафан, или Материя, форма и власть государства церковного и гражданского» (1651).название сочинения английского философа Т. Гоббса, посвященного проблемам государства.

ДЖОН ЛОКК. (1632-1704), английский философ, иногда называемый «интеллектуальным вождем 18 в.» и первым философом эпохи Просвещения. Его теория познания и социальная философия оказали глубокое воздействие на историю культуры и общества, в частности на разработку американской конституции. Сам Локк был христианином и придерживался англиканства. Верил, что естественной целью человека в жизни является счастье, а также что Новый завет указал людям путь к счастью в этой жизни и жизни вечной. Локк считается отцом западного либерализма, теоретиком конституционной монархии и разделения властей на законодательную, исполнительную (включая судебную) и федеративную (внешних сношений), которые находятся в состоянии динамического равновесия в правильно устроенном государстве. Локк считал естественным состояние свободы и равенства людей, живущих своим трудом. Однако он полагал, что главное естественное право людей — право на собственность — должно быть закреплено с помощью разумных законов, дабы исключить возникновение конфликтов. Для этого, согласно Локку, путем общественного договора создается политическое общество, формирующее правительство, ответственное перед народом. Локк был решительным противником теорий божественного происхождения королевской власти. Элементы его политической философии легли в основу идеологии и практики американской и Великой французской революций.

 

5). Политическая мысль эпохи буржуазных революций: Монтескье и Руссо.

Шарль Луи де Монтескье (1689 —1755) — французский писатель, правовед и философ, автор романа «Персидские письма», статей из «Энциклопедии, или Толкового словаря наук, искусств и ремесел».

Значение. Был приверженцем географической школы, сторонники которой приоритет в развитии цивилизации отдавали условиям географической среды. Предтеча количественной теории денег, которую развивали Дэвид Юм, Джон Кейнс, Ирвинг Фишер. Милтон Фридмен и т. п. В трудах и воззрениях Монтескье усматриваются истоки либерализма как государственной идеологии, ранее успешно разработанной в публикациях английского философа Джона Локка и далее утвердившейся в учении шотландского экономиста Адам Смита.

Монтескье, а также Жан Жак Руссо и Джон Локк считаются основоположниками современных форм представительной демократии.

Потребность людей, живущих в обществе, в общих законах обуславливает необходимость образования государства. Для образования государства и установления общих законов необходимо гражданское единство воли

о трех различных образах правления Основная цель разделения властей — избежать злоупотребления властью. Разделение и взаимное сдерживание властей являются, согласно Монтескье, главным условием для обеспечения политической свободы в ее отношениях к государственному устройству. Есть три образа правления: республиканский, монархический и деспотической.

В свободном государстве каждый гражданин должен обладать собственной волей и быть независимым. Все граждане будут пользоваться правом говорить и писать обо всем, о чем не запрещено говорить и писать прямым постановлением законов министры обязаны отдавать отчет о своей работе перед народным собранием. Во внешних отношениях руководители такого государства будут соблюдать честность и откровенность. Люди получать свободу совести. Церковь отдельная от государства будет действовать убеждением.

Жан Жак Руссо был решительным противником теории демократии. Цивилизация, будучи продуктом интеллекта, приносит людям только зло, разрывая узы взаимопомощи и порождая погоню за собственностью. Люди заключают договор, по которому каждый индивид уступает целому все природные права и становится, таким образом, подданным этого целого. При этом индивид остается свободным, поскольку он включен в это целое, которое по самому характеру договора без него не может быть таковым. Руссо определяет целое как всеобщую волю. Эта воля и является государством. Она защищает и воплощает в себе индивидуальную свободу. Руссо решительно выступает против представительной демократии, защищая принцип прямого

I народного правления. Воля является всеобщей не потому, что: каждый индивид ее поддерживает, а потому, что она направлена I на благосостояние целого. Следовательно, она является интегрирующей, «математической» волей и ни в коем случае не является волей большинства Проницательно отметив, что в прославляемом Локком правиле большинства скрывается возможность тирании, Руссо в конечном итоге был вынужден, принять это правило полностью.

 

6). Российская социально-политическая мысль второ й половины 19-го - начала 20-го века.

До 1861 года в России существовало крепостное право, поэтому
практически все направления русской политической мысли были
ориентированы на решение социальных проблем и аграрного
вопроса. Революционный радикализм был одним из основных направлений политической мысли России 19 -начала 20 века. Наиболее яркой формой революционного радикализма в России в начале 20 века были политическая идеология большевизма с его идеями социалистической революции как самодовлеющей цели, тотальным перевоспитанием трудящихся масс коммунистической партии, теория Троцкого о «перманентной» мировой революции.

Политико-правовая идеология и практика ленинизма и сталинизма абсолютизирована классовый подход, роль и место коммунистической (большевистской) партии в системе диктатуры пролетариата, рассматривая государство как организацию экономически господствующего класса, а диктатуру пролетариата - как централизованную организацию населения; демократию, свободы, права личности, принципы гуманизма относила к числу малозначащих факторов общественно-политической жизни Это во многом предопределило впоследствии «триумф и трагедию» ленинизма и ст&тинизма.

Особенностью русской политической мысли, продолжающей традицию русской философии, является ее антропологическая ориентация, осмысление проблем сущности и существования человека, смысла его жизни. Именно в 19 веке в России наступает расцвет политической мысли. Теоретики различных течений либерализма, консерватизма. революционного радикализма по-разному осмысливали центральные проблемы и темы политологии. Представителем «правительственного» направления русского либерализма был ММ Сперанский - один из первых в России теоретиков правового государства. Считая государственный строй России деспотическим, он призывал Александра 1 к установлению конституционной монархии «сверху» путем реформ. Большое влияние на русскую политическую мысль 19 века оказало движение революционеров-декабристов. Всех декабристов объединяли демократические идеалы Просвещения, ликвидации абсолютизма, крепостничества и основных сословных привилегий, приверженность западным теориям естественного права и общественного договора.

ПИ. Пестель выступал за демократическую республику, где верховная законодательная власть принадлежала бы однопалатному Народному вече, избиравшему на пять лет исполнительную власть - державную Думу, также избираемую народом, один из пяти членов которой переизбирался бы ежегодно.

Полемика славянофилов и западников в 30-40 годы о судьбе;
России не исчерпана до сих пор, возрождаясь в современных s
дискуссиях между «новыми западниками» - радикал-либералами J
и «новыми славянофилами» - представителями национал-!
патриотической оппозиции.

д Западники (Грановский, Кавелин) считали, что будущее России состоит в ее приобщении к европейской либеральной S цивилизации. Славянофилы (Хомяков, Самарин и 2 т.д)акцентировали внимание на самобытности исторического г5 прошлого России и считали, что Россия и Запад - это два особых _ц мира, закономерности развития которых совершенно различны.

Петрашевцы (Буташевич-Петрашевский, Спешнев) пытались 5 перенести идеи французского утопического социализма на ^ русскую почву, ч э

J Революционеры-демократы (Белинский, Герцен, Чернышевский) $ считали буржуазный строй прогрессивнее феодального. ' Традиции революционно-демократической идеологии j продолжали народники. Народничество - это и идеология,! включающая комплекс философских, экономических, политических, социалистических теорий, и политическое движение разночинной интеллигенции и студенчества.

М.А. Бакунин - один из основателей и теоретиков анархизма. Ошибочно отождествлять понятия «анархизм» и «анархия». Анархия - это хаос и дисгармония. Анархизм - идеал свободной, изнутри определяемой гармонии лада. Можно сказать, что у Бакунина представлена доклрина «антивласти», но не безвластия, а самоуправляющегося безгосударственного анархического общества.

Крупнейшими представителями религиозно-нравственной традиции русской политической мысли B.C. Соловьев и Н.А. Бердяев. Для них государство перестает быть лишь политическим институтом и юридической категорией.

Государство должно подчинить себя религиозному началу.

Крупнейшим теоретиком русского консервативного либерализма рубежа веков был Б.Н. Чичерин. Главным для него; было обосновать необходимость интеграции идей свободы.! закона и частной собственности с политическими реалиями России рубежа 19-20 веков. Чичерин дал первую в истории отечественной политической мысли типологию русского либерализма, выделив три его вида: «уличный» - либерализм толпы, для которой характерны политические скандалы и самолюбование собственным «волнением» «оппозиционный» -систематически обличающий власть в «ошибках» и «наслаждающийся собственной критикой» «охранительный» либерализм - сущность состоит в «примирении начала свободы с началом власти и закона...»

Огромную роль в разработке теории марксизма и пропаганде его идей в России сыграл Г.В. Плеханов. Он отстаивал демократические политико-правовые институты и юридические нормы буржуазного государства и считал их необходимыми для политической подготовки рабочего класса к грядущей революции.

Октябрьская революция 1917 года прервала развитие многих направлений отечественной политической мысли, ставшее невозможным в условиях господства идеологии большевизма. В эмиграции оказались сотни деятелей науки и культуры.

7. Политика как социальное явление, ее структура и функции.

Политика — это объективно обусловленное и целенаправленное участие больших масс людей, организованных социальных групп и личностей в делах государства, в решении проблем, относящихся к жизни общества в целом.

В структуре политике выделяются: форма, содержание и процесс (отношения). Форма политики - это ее организационная структура, институты (в том числе и система правовых и организационных норм), придающие ей устойчивость, стабильность и позволяющие регулировать политическое поведение людей. Форма политики реально воплощается в государстве, партиях и группах интересов (ассоциациях и движениях), а также в законах, политических и правовых нормах. Содержание политики выражается в ее целях и ценностях, в проблемах, которые оно решает, в мотивах и механизмах принятия политических решений. В политическом процессе отражается сложный, много субъектный и конфликтный характер политической деятельности, ее проявление как отношений различных социальных групп, организаций и индивидов.

Помимо составных частей и элементов в политике иногда выделяют три уровня ее существования: уровень - характеризует государство как целое, публичную принудительную власть, ее устройство и функционирование в центре и на местах. Микроуровень - охватывает отдельные организации: партии, профсоюзы, корпорации, фирмы и т.п. Здесь, как и в государстве в целом, также обнаруживаются внутренние явления и процессы, свойственные болм

политике: выдвижение и реализация коллективных целей, принятие решений, распределение должностей и благ, применение санкций, соперничество индивидов и групп за власть и т.я. Мегауровень - относится к деятельности международных организаций: ООН, НАТО, ЕЭС и т.п.

Функции политики характеризуют важнейшие направления воздействия политики на общество. К ним относятся:

• поддержание и укрепление целостности общества как сложной дифференцированной социальной системы, обеспечение общественного порядка и организованности;

• разработка целей всего общества и составляющих его коллективных субъектов, организация масс и мобилизация ресурсов на их осуществление;

• авторитарное, обязательное для всех распределение дефицитных ценностей и благ;

• предотвращение и регулирование групповых.• конфликтов;

• конституированные сложных социальных субъектов (коммуникационная функция).

• поддержание классового или социального господства;

• защита основополагающих прав человека;

• привлечение граждан к управлению государственными и общественными делами:

• обеспечение социальной справедливости и общего блага.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 403; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.116.40.177 (0.022 с.)