Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Легитимность политической власти, ее типыСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Легитимность означает качество взаимоотношений власти и подвластных, которое выражается в добровольном признании ценности власти, в ее праве управлять. Легитимная власть воспринимается населением как правомерная и справедливая. И, напротив, если правящая группа не пользуется общественным доверием и вынуждена постоянно прибегать к средствам принуждения, то власть такой группы принято считать нелегитимной. Легитимная власть порождает у руководителей право на управление и соответственно обязанность у населенияподчиняться им. Легитимность и легальность (законность) власти не совпадающие понятия. Если легальность означает юридическое обоснование власти, ее соответствие правовым, нормам (юридическая хар-ка), то легитимность — это доверие и Типы легитимности политической власти: 1) рациональный ~власть узаконена установленными демократическим путем и признанными нормами права, основана на подчинении не избираются и действуют представители власти; 2) идеологический — власть признается обоснованной в силу _ идеологических ценностей, которые ею провозглашены; 3) традиционный — власть признается оправданной в силу укорененных обычаев, традиций, привычки повиноваться, веры в непоколебимость и священность издревле существующих порядков;4) харизматический (персональный) — власть основывается на вере масс в исключительные качества, особые способности политического лидера (вождя от Бога, обладающего чудесным даром), наличном авторитете правителя и т.д. Рассмотренные типы легитимности власти являются идеальными и не существуют в "чистом виде". В конкретно-исторических условиях каждой страны эти типы переплетаются при доминировании одного из них. О степени легитимности политической власти можно судить по уровню принуждения (насилия), необходимого для проведения той или иной политики в обществе, по количественному и качественному анализу попыток свержения правителей; по социальной напряженности, силе проявления гражданского неповиновения (бунтов, восстаний и т.п.); по результатам выборов; по массовым демонстрациям, внезапным проявлениям поддержки или, напротив, оппозиции существующему режиму. Во все времена предметом постоянной озабоченности правящих групп является легитимация своей власти и политики, т.е. обеспечение их признания и одобрения со стороны подвластных. Чтобы добиться усиления поддержки массами, они стремятся воздействовать на сознание людей всеми средствами — идеологическими, научными, правовыми, нравственными, эмоционально-психологическими.
Политическая система общества:понятие, структура, функции. Полит, систему составляют многие подсистемы, стр-ры и процессы, она взаимодействует с др. системами: социальной, эк-кой, идеологической, культурной, правовой. Пределы полит, системы определяются границами, в рамках которых полит, решения данной системы обязаны и реально исполняются.В современной политологии существуют два подхода к пониманию сущности политической системы: • теоретический - это искусственно созданная теоретическая модель, позволяющая выявлять и описывать системные свойства различных политических явлений (политики в целом, политической жизни, государства, партий и т.д.); • эмпирический - это реальный механизм формирования и функционирования власти в обществе, который обеспечивается взаимодействием государства, партий, средств массовой информации, политических ассоциаций и объединений граждан, их вза-имоотношениями, политическим сознанием и культурой. Системный подход Политическая система - это целостный организм, находящийся в сложном взаимодействии с окружающей средой (всем остальным обществом) посредством "входа" (влияния среды на политическую систему) и "выхода" (воздействия политической системы на среду). Структура политической системы включает подсистемы: • институциональную - государство, партии, группы давления, СМИ и т.д.; • нормативную - политические, правовые, моральные нормы, обычаи, традиции, символы; • функциональную • коммуникативную — формы взаимодействия власти, общества и индивида (пресс-конференции, встречи с населением, выступления по телевидению); • культурную - систему ценностей, религию, ментальность (совокупность устойчивых представлений об обществе, образ, характер и способ мышления); • функциональную - средства и способы реализации власти, принятые в данном обществе (согласие, принуждение, насилие, авторитет и т.п.). Институциональная подсистема состоит из политических институтов, каждый из которых также является системой государственной, партийной, общественно-политической, представляющей, в свою очередь, частные подсистемы. Фундаментальной основой политической системы в целом и ее институциональной подсистемы является государство. Оно представляет собой властную опору существующей общественной системы, оказывает значительное воздействие на: деятельность других подсистем. Нормативную подсистему составляют всевозможные нормы. Особое место занимают нормы права, Конституция, которые служат главным регулятором общественных отношений, обеспечивают нормальное функционирование не только государственных органов, но и общественных организаций, не вмешиваясь во внутреннюю деятельность последних. Нормативная подсистема включает политические традиции, мораль, этику политической жизни. Функциональная подсистема выражается в формах и Культу рная подсистема представляет собой комплекс ценностей Функции политической системы: определ-е коллективных о 1. политической социализации; 2. адаптации - поиск наиболее эффективных путей решения актуальных проблем и предложение их обществу; 3. реагирования - оперативный ответ на сигналы, идущие _ извне или изнутри системы; 4. экстракционная - поиск и извлечение ресурсов (природных, экономических, социальных и т.д.); g 5. дистрибутивная (распределительная) - распределение ресурсов с целью обеспечения интеграции и а согласования интересов членов общества; 6. регулирования - управление, координация поведения. Типы политических систем. Типология политических систем: 1. По характеру взаимодействия с окружающей средой: • открытые - активно обмениваются ресурсами с внешним миром, успешно усваивают передовые ценности иных систем, подвижны и динамичны; • закрытые - имеют ограниченные связи с внешней средой, невосприимчивы к ценностям иных систем и самодостаточны (ресурсы для развития находят внутри самой системы); 2. По политическому режиму: • тоталитарные; • авторитарные; • демократические; • либеральные; • По содержанию и формам управления(Блондель): 3. либеральные демократии - ориентируются на ценности —свободы, собственности; • авторитарно-радикальные и популистские -используют авторитарные методы управления, ориентируются на ценности равенства и социальной справедливости; • традиционные - опираются на олигархические формы правления и ориентируются на неравномерное распределение экономических ресурсов и социальных статусов; • авторитарно-консервативные - преследуют цели сохранения социального и экономического неравенства, ограничения политического участия населения; 4. по формационному принципу(марксистская теория): • рабовладельческие; • феодальные; • капиталистические; • социалистические; 5. По типу политической культуры и разделению • англо-американские - характеризуются высокой степенью разделения политических ролей и функций между участниками политического процесса, однородной политической культурой, ориентированной на защиту либеральных ценностей (Великобритания, США); • однородной политической культурой, наличием противоположных идеалов, ориентации, ценностей, разделением политических ролей не в масштабах общества, а внутри класса, группы, партии (страны Европы, Россия); • доиндустриальные и частично индустриальные - • тоталитарные - их отличает приоритет, классовых, национальных или религиозных оценностей; власть сосредоточена в руках партии или группы лиц, контролирующих все стороны общества (КНДР, Куба). • либеральная демократия - для нее характерна высокая 2 • коммунистическая система - с высокой степенью j • Широко распространено деление политических систем на: • Традиционные - в их основе лежит неразвитое гражданское общество, слабая дифференцированность политических ролей, харизматический способ обоснования власти. • Модернизированные - имеют развитое гражданское общество, рациональный способ обоснования власти.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 323; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.143.235.104 (0.007 с.) |