Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Легитимность политической власти, ее типы

Поиск

Легитимность означает качество взаимоотношений власти и подвластных, которое выражается в добровольном признании ценности власти, в ее праве управлять. Легитимная власть воспринимается населением как правомерная и справедливая. И, напротив, если правящая группа не пользуется общественным доверием и вынуждена постоянно прибегать к средствам принуждения, то власть такой группы принято считать нелегитимной.

Легитимная власть порождает у руководителей право на управление и соответственно обязанность у населенияподчиняться им. Легитимность и легальность (законность) власти не совпадающие понятия. Если легальность означает юридическое обоснование власти, ее соответствие правовым, нормам (юридическая хар-ка), то легитимность — это доверие и
оправдание власти (хар-ка нравственная). Любая власть,
издающая законы, даже непопулярные, но обеспечивающая их:
выполнение,— легальна.

Типы легитимности политической власти:

1) рациональный ~власть узаконена установленными демократическим путем и признанными нормами права, основана на подчинении не
личности руководителя, а законам, в рамках которых

избираются и действуют представители власти;

2) идеологический — власть признается обоснованной в силу _
внутренней убежденности или веры в правильности тех

идеологических ценностей, которые ею провозглашены;

3) традиционный — власть признается оправданной в силу укорененных обычаев, традиций, привычки повиноваться, веры в непоколебимость и священность издревле существующих порядков;4) харизматический (персональный) — власть основывается на вере масс в исключительные качества, особые способности политического лидера (вождя от Бога, обладающего чудесным даром), наличном авторитете правителя и т.д. Рассмотренные типы легитимности власти являются идеальными и не существуют в "чистом виде". В конкретно-исторических условиях каждой страны эти типы переплетаются при доминировании одного из них. О степени легитимности политической власти можно судить по уровню принуждения (насилия), необходимого для проведения той или иной политики в обществе, по количественному и качественному анализу попыток свержения правителей; по социальной напряженности, силе проявления гражданского неповиновения (бунтов, восстаний и т.п.); по результатам выборов; по массовым демонстрациям, внезапным проявлениям поддержки или, напротив, оппозиции существующему режиму. Во все времена предметом постоянной озабоченности правящих групп является легитимация своей власти и политики, т.е. обеспечение их признания и одобрения со стороны подвластных. Чтобы добиться усиления поддержки массами, они стремятся воздействовать на сознание людей всеми средствами — идеологическими, научными, правовыми, нравственными, эмоционально-психологическими.

 

Политическая система общества:понятие, структура, функции.

Полит, систему составляют многие подсистемы, стр-ры и процессы, она взаимодействует с др. системами: социальной, эк-кой, идеологической, культурной, правовой. Пределы полит, системы определяются границами, в рамках которых полит, решения данной системы обязаны и реально исполняются.В современной политологии существуют два подхода к пониманию сущности политической системы:

• теоретический - это искусственно созданная теоретическая модель, позволяющая выявлять и описывать системные свойства различных политических явлений (политики в целом, политической жизни, государства, партий и т.д.);

• эмпирический - это реальный механизм формирования и функционирования власти в обществе, который обеспечивается взаимодействием государства, партий, средств массовой информации, политических ассоциаций и объединений граждан, их вза-имоотношениями, политическим сознанием и культурой.

Системный подход Политическая система - это целостный организм, находящийся в сложном взаимодействии с окружающей средой (всем остальным обществом) посредством "входа" (влияния среды на политическую систему) и "выхода" (воздействия политической системы на среду). Структура политической системы включает подсистемы:

• институциональную - государство, партии, группы давления, СМИ и т.д.;

• нормативную - политические, правовые, моральные нормы, обычаи, традиции, символы;

• функциональную

• коммуникативную — формы взаимодействия власти, общества и индивида (пресс-конференции, встречи с населением, выступления по телевидению);

• культурную - систему ценностей, религию, ментальность (совокупность устойчивых представлений об обществе, образ, характер и способ мышления);

• функциональную - средства и способы реализации власти, принятые в данном обществе (согласие, принуждение, насилие, авторитет и т.п.).

Институциональная подсистема состоит из политических институтов, каждый из которых также является системой государственной, партийной, общественно-политической, представляющей, в свою очередь, частные подсистемы. Фундаментальной основой политической системы в целом и ее институциональной подсистемы является государство. Оно представляет собой властную опору существующей общественной системы, оказывает значительное воздействие на: деятельность других подсистем.

Нормативную подсистему составляют всевозможные нормы. Особое место занимают нормы права, Конституция, которые служат главным регулятором общественных отношений, обеспечивают нормальное функционирование не только государственных органов, но и общественных организаций, не вмешиваясь во внутреннюю деятельность последних. Нормативная подсистема включает политические традиции, мораль, этику политической жизни.

Функциональная подсистема выражается в формах и
направления политической деятельности, в способах и методах
осуществления власти, связи государства, общества, индивида,
то есть политическом режиме. Современная наука выделяет
такие режимы: демократический, авторитарный, тоталитарный.
Коммуникативная подсистема включает разнообразные формы и
принципы взаимодействия как внутри политической системы,
так и между политическими системами стран. Важным
элементом коммуникативной подсистемы являются средства
массовой информации, выступающие в качестве
государственных учреждений и как органы партий, массовых
общественных организаций.

Культу рная подсистема представляет собой комплекс ценностей
и образцов поведения, отвечающих потребностям развития j
данной политической системы и предполагающих участие ^
граждан в политической жизни, одобрение и поддержку ими i
существующей власти, участие в процессах принятия решений, '
выборах и т.п.

Функции политической системы: определ-е коллективных о
целей, мобилизация ресурсов на их достижение, принятие
решений.

1. политической социализации;

2. адаптации - поиск наиболее эффективных путей решения актуальных проблем и предложение их обществу;

3. реагирования - оперативный ответ на сигналы, идущие _ извне или изнутри системы;

4. экстракционная - поиск и извлечение ресурсов (природных, экономических, социальных и т.д.); g

5. дистрибутивная (распределительная) - распределение ресурсов с целью обеспечения интеграции и а согласования интересов членов общества;

6. регулирования - управление, координация поведения.

Типы политических систем.

Типология политических систем:

1. По характеру взаимодействия с окружающей средой:

• открытые - активно обмениваются ресурсами с внешним миром, успешно усваивают передовые ценности иных систем, подвижны и динамичны;

• закрытые - имеют ограниченные связи с внешней средой, невосприимчивы к ценностям иных систем и самодостаточны (ресурсы для развития находят внутри самой системы);

2. По политическому режиму:

• тоталитарные;

• авторитарные;

• демократические;

• либеральные;

• По содержанию и формам управления(Блондель):

3. либеральные демократии - ориентируются на ценности —свободы,

собственности;

• авторитарно-радикальные и популистские -используют авторитарные методы управления, ориентируются на ценности равенства и социальной справедливости;

• традиционные - опираются на олигархические формы правления и ориентируются на неравномерное распределение экономических ресурсов и социальных статусов;

• авторитарно-консервативные - преследуют цели сохранения социального и экономического неравенства, ограничения политического участия населения;

4. по формационному принципу(марксистская теория):

• рабовладельческие;

• феодальные;

• капиталистические;

• социалистические;

5. По типу политической культуры и разделению
политических ролей(Алмонд):

• англо-американские - характеризуются высокой степенью разделения политических ролей и функций между участниками политического процесса, однородной политической культурой, ориентированной на защиту либеральных ценностей (Великобритания, США);

• однородной политической культурой, наличием противоположных идеалов, ориентации, ценностей, разделением политических ролей не в масштабах общества, а внутри класса, группы, партии (страны Европы, Россия);

• доиндустриальные и частично индустриальные -
имеют смешанную политическую культуру, в
основе которой - ценности клана, рода,
племени; достичь согласия в такой системе, не
прибегая к насилию, невозможно (большинство
стран Азии, Африки, Латинской Америки);

• тоталитарные - их отличает приоритет, классовых, национальных или религиозных оценностей; власть сосредоточена в руках партии или группы лиц, контролирующих все стороны общества (КНДР, Куба).

• либеральная демократия - для нее характерна высокая 2
степень добровольного, но пассивного политического ^
участия; I

• коммунистическая система - с высокой степенью j
принудительной партиципации; развивающиеся - характеризуются низкой степенью. политического участия.

Широко распространено деление политических систем на:

Традиционные - в их основе лежит неразвитое гражданское общество, слабая дифференцированность политических ролей, харизматический способ обоснования власти.

Модернизированные - имеют развитое гражданское общество, рациональный способ обоснования власти.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 323; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.143.235.104 (0.007 с.)