ТОП 10:

Лекция 19. Методология познания политической реальности.



План: 1.Методы политического исследования.

2.Политический прогноз. Методы и приёмы политического

прогнозирования.

 

Темы докладов, рефератов, сообщений:

 

1.Компьютерные технологии в политике.

2.Прогноз и утопия: сходство и различия.

3.Роль политических прогнозов в формировании общественного сознания.

4.Футурология в ХХI веке.

5.Основные этапы разработки прогноза.

6.Основные направления политологических исследований в современной России.

7.Основные методы политологического анализа.

8.Соотношение средств и целей в политологическом исследовании.

 

Вопросы для самостоятельной работы:

 

1.Главные черты системного анализа.

2.Бихевиоризм как метод исследования политологии.

3.Что такое теория групп?

4.Что представляет собой структурно – функциональный подход?

5.Принципы и методы политического прогнозирования.

6.Этапы процесса разработки политического прогноза.

7.Основные методы политологического исследования.

 

Литература:

1.Анализ, прогноз, технологии в современной политике, — М., 2001.

2.Афанасьев С.Л, Будущее общество, — М., 2000.

3.Бердяев Н.А. Смысл истории. – М.,1990.

4.Василенко И.А.Политическая глобалистика. — М., 2000.

5.Европейский союз на пороге XXI века, — М., 2001.

6.Россия на рубеже веков, — М., 2000.

7.Сморгунов Л.В. Современная сравнительная политология. Учебник для студентов вузов. – М., 2002.

8.Тоффлер О. Шок будущего. — М., 2001.

9.Туронок С.Г. Политический анализ: курс лекций. – М., 2005.

10.Уткин А.И., Мировой порядок XXI века. — М.,2001.

 

Методические рекомендации для преподавателей:

Изучение дисциплины «Политология» основывается на лекционном курсе, семинарских занятиях, самостоятельной работе, предусматривает возможность написания рефератов, докладов и выступлений.

Преподаватель в лекционном курсе должен показать место политологии как науки в системе социально-гуманитарных знаний, раскрыть сущность и роль в общественной жизни политики и власти, проанализировать основные политические институты общества, политическую систему и политический процесс, показать основные направления современного изучения политической науки, в частности её прикладные исследования, чётко разграничить политологическое и политическое знание.

При проведении семинарских занятий следует применять семинары исследовательского типа, семинары в форме дискуссий и дебатов. Для этого необходимо предлагать студентам опережающие задания, проблемные вопросы и задачи, выполнение творческих, индивидуальных и коллективных работ. Особый акцент делается на вовлечение студентов в полемику по актуальным политическим вопросам, развитие у них навыков аналитической и креативной деятельности, аргументации и обоснования проблемы, навыков публичного выступления и культуры проведения публичных дискуссий, приобщения к политической практике и социологическим исследованиям мира политики.

Преподавателю необходимо учесть и то, что написание рефератов бакалаврами не является обязательным в отличие от докладов и публичных выступлений.

В группах, где есть экзамен по Политологии, следует учитывать не только качество выступлений студентов на семинарах, но и их самостоятельную и творческую работу, на которую отведено большее количество учебного времени.

Методические указания для студентов:

Изучение дисциплины «Политология» проводится в рамках цикла социально-гуманитарных дисциплин. Здесь важно студентам - бакалаврам иметь хорошие знания и представления о политической сфере общества и российского общества в том числе, развивать свои аналитические способности, навыки анализа литературы, первоисточников, работы с Интернет – ресурсами, умения излагать и оформлять полученные результаты.

Особое внимание необходимо уделить самостоятельной работе, которая предполагает выполнение творческих заданий (способы и формы их выполнения, необходимые источники и литература прилагаются к каждой такой работе и указаны выше), подготовке проблемных вопросов, написанию выступлений и докладов. Предполагается написание и рефератов (темы к ним прописаны к каждой лекции), однако они не являются главным способом оценки знаний бакалавров.

От студентов – бакалавров педагогических специальностей требуется владение навыками публичных выступлений и общественно-политической деятельности, социологического, политологического и политико-психологического анализа состояния жизнедеятельности общества.

Вопросы к зачёту и экзамену:

 

1.Политология как наука: предмет и методы.

2.История развития политической мысли: античность и средние века в Западной Европе.

3.Политическая мысль в эпоху Нового времени в Западной Европе.

4.Современные политические теории Запада.

5.Возникновение и основные этапы развития политической мысли в России: от Древней Руси до образования Русского централизованного государства (IХ – ХVI вв.).

6.Политические учения России в ХVII – ХХ вв.

7.Сущность и основные черты политики.

8.Власть и властные отношения. Понятие политической власти.

9.Политическая система общества: понятие, структура, типология.

10.Государство как политический институт.

11.Основные признаки современного государства в России (по Конституции РФ 1993 г.).

12.Правовое государство: сущность и основные признаки.

13.Гражданское общество: основные признаки и условия существования.

14.Проблемы взаимодействия правового государства и гражданского общества в современной России.

15.Проблемы создания социального государства в современной РФ.

16.Политический режим: понятие, сущность, основные типы.

17.Понятие и признаки демократии. Демократический режим.

18.Проблемы демократического выбора современной России.

19.Демократизация политической сферы российского общества в 90 – ые гг. ХХ века.

20.Политические партии и партийные системы.

21.Политические партии современной России: трудности становления и развития.

22.Сделать анализ расстановки политических сил в Государственной Думе РФ I - V созывов.

23.Политический процесс: сущность, структура, типология.

24.Избирательные системы. Особенности избирательной системы современной России.

25.Политическая культура: понятие, функции, типология.

26.Особенности становления и развития политической культуры в современной России.

27.Политическая культура современной российской молодёжи.

28.Политическая элита общества: понятие, функции, концепции элитизма, типы рекрутирования.

29.Политическая элита современной России.

30.Личность как субъект и объект политики.

31.Политическое лидерство: понятие, сущность, типология.

32.Особенности федеративного устройства современной России. Обновление РФ в 90 –ые годы ХХ века.

33.Политический конфликт.

34.Политическое управление.

35.Методология познания политической реальности.

36.Мировая политика и процессы глобализации.

37.Роль и приоритеты России в современных международных отношениях.

Тесты для проверки знаний основных дидактических единиц по дисциплине «Политология»:

1. Институтом политической системы является:

а) коллектив фирмы

б) объединение журналистов, пишущих на политические темы

в) сотрудники Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям

г) политические партии и движения.

 

 

2.Признаком тоталитарного режима является:

а) широкий спектр прав и свобод граждан

б) свободная пресса

в) удовлетворение интересов большинства

г) контроль над частной жизнью личности.

 

 

3.Что из указанного связано с понятием «власть»? (может быть несколько ответов)

а) авторитет

б) самопознание

в) интеллект

г) деньги.

 

 







Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 34.200.226.179 (0.01 с.)