Тема 1. Введение в политологию. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 1. Введение в политологию.



Институт гуманитарных наук

 

Общеуниверситетская кафедра социологии, политологии и экономики

 

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ДИСЦИПЛИНЫ

 

ПОЛИТОЛОГИЯ

032100. 62, 050100.62, 100400.62, 031600.62, 050100.62 для непрофильных направлений подготовки бакалавров

 

Квалификация __бакалавр___________________ [по стандарту]

Институт гуманитарных наук, Институт иностранных языков, Институт естественных наук

Курс I, семестр 1,2

 

Москва, 2011.

 

 

УДК………

ББК………

Рекомендовано к печати

Научно-методическим советом ГОУ ВПО МГПУ

 

Составители:

доцент, кандидат политических наук Л.В. Королёва

 

 

Заведующая кафедрой:

доктор экономических наук Е.Н. Геворкян

Рецензенты:

профессор МГПУ, доктор философских наук Г.Т. Тавадов

профессор РГСУ, доктор исторических наук Е.Н. Тарасов

 

Политология. Учебно-методический комплекс дисциплины:

программа подготовки специалистов (бакалавриат)/ Сост.:

Л. В. Королёва под ред. Е.Н. Геворкян. - М.: МГПУ, 2011. – 21c.

 

Программа обсуждена и утверждена на заседании ОУК социологии, политологии и экономики ГОУ ВПО МГПУ (протокол № от 28.04. 2011 г.)

 

© ГОУ ВПО МГПУ, 2011

 

Учебно-методический комплекс дисциплины Политология обсужден и утвержден на заседании кафедры ОУК социологии, политологии и экономики ГОУ ВПО МГПУ (протокол № от 28.04. 2011 г.)

утвержден на заседании Ученого совета Института гуманитарных наук, протокол № _____ от _______________.

 

Составители:

доцент, кандидат политических наук ____________ Л. В. Королёва

Рецензенты:

профессор МГПУ, доктор философских наук ___________ Г.Т. Тавадов

профессор РГСУ, доктор исторических наук____________ Е.Н. Тарасов

 

Заведующая кафедрой:

доктор экономических наук, профессор МГПУ___________ Е.Н. Геворкян

 

 

Часть I. Программа учебной дисциплины

Пояснительная записка

История политической мысли насчитывает многие столетия, так как политическая жизнь общества всегда была предметом исследования и интересов людей различных поколений, особенно молодежи. Это определяется ролью политики в обществе. Политические знания и культура помогают формировать демократический тип личности, уважающий чужие и умеющий отстаивать свои взгляды, способствуют выработке активной жизненной позиции.

Будущим специалистам, в первую очередь работникам системы образования, необходимо получить не только определенный объём знаний, но и приобрести умения и навыки быстро ориентироваться в стремительно меняющейся социально-экономической ситуации, оперативно адаптироваться к ней, развивать самостоятельные личные способности, активно и творчески решать поставленные жизнью проблемы по обновлению общества.

В "Государственном образовательном стандарте высшего профессионального образования" 2005 г. отмечается, что политическое образование - один из способов современной социализации личности и формирования политической культуры.

В изучении политической жизни политология играет первостепенную роль. Она даёт научные представления о политической реальности, основных принципах политической жизни, политической культуре и политическом поведении. Овладение системой политологического знания – задача всех россиян и, особенно, молодого поколения.

Без чётких представлений о мире политического молодёжь не сможет в полной мере осознать свои гражданские права и свободы, понять свою ответственность перед государством, увидеть возможность использования политической власти для реализации своих собственных интересов.

Настоящая программа составлена в соответствии в соответствии с письмом МО РФ от 19.05.2000 г. № 14-52-357ин/13 «О порядке формирования основных образовательных программ высшего учебного заведения на основе государственных образовательных стандартов», инструктивным письмом Федеральной службы в сфере образования и науки (Рособрнадзора) Минобрнауки РФ от 17.04.2006 г. № 02-55-77 ин/аки и Положением о кафедре МГПУ, утвержденным ректором 01.06.2004 г, а также

с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования нового поколения (Приказ Минобрнауки России от 29 марта 2010 г. №230) по направлениям подготовки 030200 Политология (квалификация (степень) «бакалавр»).

По учебному плану изучение курса политологии предлагается в течение одного семестра, рассчитана в среднем на 36 часов и предполагает адаптацию к профилю вуза.

Задача учебного курса по политологии состоит в том, чтобы дать студенту теоретические основы политической науки, научно раскрыть содержание основных категорий и понятий, научить его правильно ориентироваться в политической практике, подготовить к активному участию в политической жизни общества. Помимо этого, задачей данной дисциплины является и овладение навыками научно-исследовательской, проектной, организационно-управленческой, педагогической, а также самостоятельной деятельности, направленной на формирование общекультурных и профессиональных компетенций.

Структура программы предусматривает единую логику лекционных и семинарских занятий, включающих проблемные вопросы, задания, ролевые игры, ситуационные и творческие задачи и дискуссии.

Программа содержит перечень вопросов для экзаменов, зачётов, промежуточной аттестации. В помощь студентам к каждой теме предлагается список литературы основной и дополнительной, а также Интернет - ресурсы.

 

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

В результате изучения дисциплины «Политология» каждый студент - бакалавр должен

иметь представление о сравнительно-политологическом анализе фундаментальных политических проблем на международном, региональном и государственном уровнях их реализации, о специфике и взаимосвязи политологических знаний с другими отраслями жизнедеятельности общества, в том числе, педагогикой.

знать содержание политологического знания в категориях, отражающих предмет политологии: политика как общественное явление, её субъекты и объекты, методы изучения, функции политологии, её место в системе социально- гуманитарных дисциплин; история политических учений; теория власти и властных отношений; политическая система и политический институты общества; политическая культура и политическая конфликтология; политические отношения и процессы; методология познания политической реальности, политические технологии, политическая аналитика и политическое прогнозирование; российская политическая традиция и роль России в современном мире; мировая политика и международные отношения, особенности мирового политического процесса;

уметь выделять теоретические и прикладные, аксиологические и инструментальные компоненты политологического знания, его мировоззренческую и воспитательную значимость, определять связь политологических знаний со спецификой педагогической деятельности, анализировать с точки зрения полученных знаний политический процесс в России, пользоваться современными источниками информации и публикациями по политологии;

применять полученные знания, умения и навыки в теоретической и практической научно-исследовательской и профессиональной деятельности;

иметь навыки получения политической информации из различных типов источников, включая Интернет и зарубежную литературу;анализа политических программных документов и государственных решений; управления и организации различными социальными группами; применения полученных знаний по политологии в реальной российской политической практике;

обладать компетенциями:

- общекультурными (способностью к восприятию, обобщению, анализу информации, понимать сущность и значение информации в развитии современного общества, использовать основные положения и методы социально-экономических наук при решении профессиональных задач, умением логически верно и аргументировано, ясно строить устную и письменную речь, готовность к работе в коллективе, осознанием социальной значимости будущей профессии);

- профессиональными в научно-исследовательской, производственно-прикладной, проектной, организационно-управленческой, педагогической деятельности (способностью применять в профессиональной деятельности базовые и профессионально-профильные знания и навыки по основам политической теории, самостоятельно формулировать цели и задачи научных исследований и решать их, используя современные информационные технологии

Преподавание политологии осуществляется с учётом социально – экономических и гуманитарных знаний, полученных студентами ранее в процессе обучения. Особую значимость имеет обеспечение межпредметных связей политологии с правоведением, социологией, историей, философией и другими социально-гуманитарными науками. Преподаватель вправе варьировать проблематику практических заданий и работ студентов - бакалавров в зависимости от профиля их специальности.

В процессе работы над учебной дисциплиной студентам - бакалаврам рекомендуется уделять особое внимание инновационным, творческим приёмам усвоения содержания данного курса, самостоятельной работе с политологическими источниками разного вида и содержания.

Контроль за усвоением политических знаний студентов осуществляется на семинарских занятиях, контрольных и самостоятельных работах, на зачётах и экзаменах.

По завершении изучения программы курса студенты отдельных специальностей сдают экзамен или же семестровый зачёт.

 

ОБЪЕМ ДИСЦИПЛИНЫ И ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ

 

Вид учебной работы Объем работ, час
Общая трудоемкость  
Аудиторные занятия, в том числе:  
Лекции  
Практические занятия (семинары)  
Самостоятельная работа  
Форма итогового контроля Зачет

 

ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ

ПО ДИСЦИПЛИНЕ

По завершении курса Политология бакалавр должен обладать общекультурными компетенциями (ОК):

· осознанием значимости своей будущей профессии, обладанием

высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности (ОК-12);

· способностью использовать основные положения и методы

гуманитарных и социально-экономических наук при решении профессиональных задач (ОК-14);

· способностью анализировать социально-значимые проблемы и

процессы (ОК-5, ОК-6);

· способностью понимать сущность и значение информации в развитии

современного общества, осознавать опасность и угрозы, возникающие в этом процессе, соблюдать основные требования информационной безопасности, в том числе защиты государственной тайны (ОК-21).

Способностью к осознанию своих прав и обязанностей как гражданина своей страны, умением использовать нормативно-правовые документы в своей деятельности (ОК-10).

Студенты-бакалавры должны обладать следующими профессиональными компетенциями (ПК):

в научно-исследовательской деятельности:

владение навыками научных исследований политических процессов и отношений, методами анализа и интерпретации представлений о политике, государстве и власти (ПК-1);

· владение навыками участия в исследовательском процессе, способностью самостоятельно формулировать цели, ставить конкретные задачи научных исследований (ПК-2);

в проектной деятельности:

способностью использовать знания по политической диагностике, участвовать в работе по описанию политических процессов (ПК-17);

способностью к политическому позиционированию бизнес - структур, СМИ и прочих участников политического процесса (ПК-18);

в организационно-управленческой деятельности:

· способностью к участию в политических партиях, общественно-политических организациях, органах местного самоуправления (ПК-12);

способностью к участию в проведении политических кампаний, использовании знаний об избирательных технологиях и других видах политической мобилизации (ПК-13);

владением методиками социологического, политологического и политико-психологического анализа, подготовки справочного материала для аналитических разработок (ПК-14);

владением способностью рационально организовывать и планировать свою деятельность, применять полученные знания для формирования собственной жизненной стратегии (ПК-15);

способностью к ведению деловой переписки (ПК-16);

в педагогической деятельности:

владение методикой преподавания курса обществознания и политологии, а также отдельных дисциплин политологического знания в средней общеобразовательной школе, лицее, гимназии, способностью логично и последовательно транслировать полученные знания (ПК-3).

 

Тема 3. Содержание и основные этапы истории политических учений. Политическая наука XX столетия.

 

Генезис политических идей в истории человеческой цивилизации. Современное отношение к истории политических учений. Значение изучения истории политической мысли для современной политической практики. Периодизация истории становления и развития политической мысли. Элементы политологии в учениях древности (Конфуций, Платон, Аристотель ).

Религиозная концепция как основное содержание политической мысли средних веков. Создатели христианско-политической теории европейского Средневековья (Августин, Аквинский ).

Эпоха Возрождения. Противопоставление политики богословию. Взаимосвязь политики, морали и религии. Политические идеи эпохи буржуазных революций и ранних индустриальных обществ (Гоббс, Локк, Монтескье,Руссо). Теория государства и гражданского общества в концепциях И. Канта и Г. Гегеля.

Марксистская теория политики. Основные концепции современной западной политологии (Либерализм, реформизм, неоконсерватизм и др.). Бихевиористский подход в политической науке. Американская политологическая школа. Современные теории элитизма, демократии, власти.

Конфликтология. Этнополитология. Теория международных отношений.

 

Форма обучения: очная

Самостоятельная работа: 7 часов

Экзамен: 4 семестр

Всего по учебному плану: 103 часа

Дёжи».

 

Вопросы: 1.Каналы политического участия российской молодёжи.

2.Роль молодого поколения в политической жизни страны.

 

Российской молодёжи».

Задания: 1.Подготовить речь – выступление на тему «Молодёжь в политической реальности современной России» (5 минут).

2.Сделать подборку из периодической печати об участии студенчества в политической жизни страны за последний месяц.

Темы докладов, рефератов, сообщений:

 

1.Политические права человека по Конституции РФ 1993 года.

2.Основные направления современной российской политики в области прав и свобод личности.

3.Причины и формы политического отчуждения личности в современном российском обществе.

4.Пути повышения социально – политической активности россиян.

5.Взаимоотношения массы и толпы: история и современность.

6.Роль личности в современной российской политике.

7.Роль толпы в истории общества.

 

Вопросы для самостоятельной работы:

 

1.Личность как субъект политики.

2.Этапы политической социализации личности.

3.Причины отчуждения личности от политики.

4.Основные формы политического поведения личности.

5.Мотивы политического поведения.

6.Политический экстремизм и борьба с ним.

 

Литература:

1.Гарр Т. Почему люди бунтуют. СПб., 2005.

2.Кара – Мурза С.Г. Манипуляция сознанием. – М., 2000.

3.Лебон Г. Психология народов и масс. – М., 1996.

4.Ольшанский Д.В. Основы политической психологии. – М., 2001.

5.Пашенцев Е.Н. Паблик рилейшнз: от бизнеса до политики. – М., 2001.

6.Хантингтон С. Политический порядок в меняющихся обществах. – М., 2004.

7.Шестопал Е.Б. Психологический профиль российской политики 90 – ых годов. – М., 2000.

 

Отношениях».

Вопросы: 1.Особенности развития внешнеполитической линии

современного Российского государства.

2.Национальные интересы и внешнеполитические приоритеты

России.

3.Российская Федерация и страны СНГ.

Творческая работа: «Место и роль России в современных международ –

Ных отношениях».

Задания: 1.Сделать анализ новой концепции внешней политики России с

позиции её национально – государственных интересов.

2.Составить выступление для Европарламента от лица РФ в защиту

её новых подходов к международной политике.

 

Темы докладов, рефератов, сообщений:

 

1.Принципы международных отношений.

2.Политическая социология международных отношений.

3.Новые международные приоритеты Российской Федерации.

4.Понятие геополитики.

5.Современная Россия и страны НАТО.

6.Россия – США: партнёрство или соперничество?

 

Вопросы для самостоятельной работы:

 

1.Международная политика: сущность и задачи.

2.Что такое мировая политика?

3.Основные тенденции мирового политического процесса.

4.Международные проблемы России в ХХI веке.

5.Роль государств в системе международных отношений.

 

Литература:

1.Введение в теорию международных отношений и анализ внешней политики. - СПБ., 2001.

2.Геополитика: хрестоматия (сост. Б.А. Исаев) – СПб., 2007.

3.Кальвокоресси Л. Мировая политика после 1945 года. В. 2 кн. - М., 2000.

4.Мировая политика и международные отношения на пороге третьего тысячелетия (ред. М.М. Лебедева). – М., 2000.

5.Общая теория национальной безопасности. Учебник. – М., 2005.

6.Современные международные отношения. - М., 2000.

7.Тавадов Г.Т. Политология. Учебник для вузов. М., 2002.

8.Тихонравов Ю.В. Геополитика: Учебное пособие для студентов вузов. – М., 2000.

9.Хаусхофер Карл. О геополитике: Работы разных лет. – М., 2001.

10.Цыганков Т.А. Политическая социология международных отношений. - М., 2003.

 

IV курс, очное отделение,

Специалитет (бакалавриат)

 

 

№   Наименование темы лекции семинары с/работы
1. Политология как наука: предмет и методы.   -  
2. История политической мысли Западной Европы и России.   -  
3. Понятие власти. Политическая власть. Политический режим.   -  
4. Понятие демократии.   -  
5. Проблемы демократического выбора современной России. -   -
6. Политические институты общества. Государство.   -  
7. Государство и гражданское общество: проблемы взаимодействия в современной России. -   -
8. Политические партии и партийные системы.   -  
9. Политические партии современной России. -    
  Личность как субъект политики. Политическая социализация личности.      
  Политическое лидерство и политическая элита общества.      
  Политическая элита современной России. -   -
  Политическая культура общества.   -  
  Особенности становления и развития политической культуры в современном российском обществе. -   -  
  Международные отношения и процессы глобализации.   -  
  Итого: 60 часов, из них:      

 

Тематический план по дисциплине для студентов

III курс, очное отделение,

Специальность «Социология»,

ГОУ МГПУ

Специалитет (бакалавриат)

Название темы лекции семинары с/работы
1. Политология как наука и учебная дисциплина   - -
2. История развития политической мысли с эпохи Древности и до наших дней.   -  
3. Российская политическая традиция.      
4. Политическая власть.   -  
5. Политические институты общества. Государство.   -  
6. Гражданское общество и государство.     -
7. Политические партии и партийные системы.     -
8. Избирательные системы.   -  
9. Политический режим: понятие, сущность, типология.   -  
10. Понятие и признаки демократии. Демократический режим.     -
11. Политический процесс.   -  
12. Политическое управление и политическая модернизация.   -  
13. Политическая культура общества.      
14. Политические идеологии.   -  
15. Личность в политике. Политическое поведение.      
16. Политический конфликт.   -  
17. Политические лидеры и политический элиты.      
18. Мировая политика и международные отношения.      
19. Методология познания политической реальности.   -  
  Итого: 108 часов, из них:      

 

 

Департамент образования города Москвы

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования города Москвы

«Московский городской педагогический университет»

Институт гуманитарных наук

Ист. д/о 05016

 

Наименование дисциплины / курса Уровень образования Статус дисциплины в рабочем учебном плане Количество зачетных единиц / кредитов Форма отчетности Курс, семестр
политология рекб-о-д Бакалавриат Б1 2 Зачет 1 курс I семестр

 

Смежные дисциплины по учебному плану:
Социология, История, Правоведение
ВВОДНЫЙ БЛОК (проверка сформированности компетенций)
Тема или задание текущей работы Виды текущей аттестации Аудиторная или внеаудиторная Максимальное/ минимальное количество баллов
      * ***
      * ***
Итого: * ***
БАЗОВЫЙ БЛОК (проверка сформированности компетенций)
Тема или задание текущей работы Виды текущей аттестации Аудиторная или внеаудиторная Максимальное/ минимальное количество баллов
Посещение лекций, ведение конспектов / конспекты лекций, собеседование по темам лекций Присутствие, наличие конспектов Ауд.   10 (если посетили все)
Работа на семинарах / собеседование по темам семинара Присутствие, обязательное выступление Ауд.    
Подготовка материалов для выступлений на семинарах / письменные материалы Письменные материалы Внеауд.    
Контрольная работа Письм. Ауд.    
«Круглый стол» или эссе Устн. Ауд.    
Зачет Ответ на 2 вопроса Ауд.    
Итого:    
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ БЛОК
Тема или задание текущей аттестационной работы Виды текущей аттестации Аудиторная или внеаудиторная Максимальное/ минимальное количество баллов
Собеседование по всему курсу        
      * ***
Итого:    
Итого по дисциплине:    

Необходимый минимум баллов и форм работ для прохождения рубежной аттестации: 18 баллов и сдача контрольной работы.

 

Необходимый минимум баллов и форм работ для допуска к промежуточной аттестации:

26 баллов, сдача контрольной работы и участие в «круглом столе».

Виды и формы работ для допуска к выполнению Дополнительного блока:

Для допуска к выполнению заданий дополнительного блока студент должен набрать в рамках базового блока (без учёта зачёта) не менее 70 баллов и пройти собеседование по всем пройденным темам курса.

 

Студент, не выполнивший необходимый минимум работ, до сессии не допускается.

ФИО преподавателя: _________________-Королёва Л.В.

Протокол №7

Зав. кафедрой __________________Е.Н. Геворкян

 

 

Институт гуманитарных наук

 

Общеуниверситетская кафедра социологии, политологии и экономики

 

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ДИСЦИПЛИНЫ

 

ПОЛИТОЛОГИЯ

032100. 62, 050100.62, 100400.62, 031600.62, 050100.62 для непрофильных направлений подготовки бакалавров

 

Квалификация __бакалавр___________________ [по стандарту]

Институт гуманитарных наук, Институт иностранных языков, Институт естественных наук

Курс I, семестр 1,2

 

Москва, 2011.

 

 

УДК………

ББК………

Рекомендовано к печати

Научно-методическим советом ГОУ ВПО МГПУ

 

Составители:

доцент, кандидат политических наук Л.В. Королёва

 

 

Заведующая кафедрой:

доктор экономических наук Е.Н. Геворкян

Рецензенты:

профессор МГПУ, доктор философских наук Г.Т. Тавадов

профессор РГСУ, доктор исторических наук Е.Н. Тарасов

 

Политология. Учебно-методический комплекс дисциплины:

программа подготовки специалистов (бакалавриат)/ Сост.:

Л. В. Королёва под ред. Е.Н. Геворкян. - М.: МГПУ, 2011. – 21c.

 

Программа обсуждена и утверждена на заседании ОУК социологии, политологии и экономики ГОУ ВПО МГПУ (протокол № от 28.04. 2011 г.)

 

© ГОУ ВПО МГПУ, 2011

 

Учебно-методический комплекс дисциплины Политология обсужден и утвержден на заседании кафедры ОУК социологии, политологии и экономики ГОУ ВПО МГПУ (протокол № от 28.04. 2011 г.)

утвержден на заседании Ученого совета Института гуманитарных наук, протокол № _____ от _______________.

 

Составители:

доцент, кандидат политических наук ____________ Л. В. Королёва

Рецензенты:

профессор МГПУ, доктор философских наук ___________ Г.Т. Тавадов

профессор РГСУ, доктор исторических наук____________ Е.Н. Тарасов

 

Заведующая кафедрой:

доктор экономических наук, профессор МГПУ___________ Е.Н. Геворкян

 

 

Часть I. Программа учебной дисциплины

Пояснительная записка

История политической мысли насчитывает многие столетия, так как политическая жизнь общества всегда была предметом исследования и интересов людей различных поколений, особенно молодежи. Это определяется ролью политики в обществе. Политические знания и культура помогают формировать демократический тип личности, уважающий чужие и умеющий отстаивать свои взгляды, способствуют выработке активной жизненной позиции.

Будущим специалистам, в первую очередь работникам системы образования, необходимо получить не только определенный объём знаний, но и приобрести умения и навыки быстро ориентироваться в стремительно меняющейся социально-экономической ситуации, оперативно адаптироваться к ней, развивать самостоятельные личные способности, активно и творчески решать поставленные жизнью проблемы по обновлению общества.

В "Государственном образовательном стандарте высшего профессионального образования" 2005 г. отмечается, что политическое образование - один из способов современной социализации личности и формирования политической культуры.

В изучении политической жизни политология играет первостепенную роль. Она даёт научные представления о политической реальности, основных принципах политической жизни, политической культуре и политическом поведении. Овладение системой политологического знания – задача всех россиян и, особенно, молодого поколения.

Без чётких представлений о мире политического молодёжь не сможет в полной мере осознать свои гражданские права и свободы, понять свою ответственность перед государством, увидеть возможность использования политической власти для реализации своих собственных интересов.

Настоящая программа составлена в соответствии в соответствии с письмом МО РФ от 19.05.2000 г. № 14-52-357ин/13 «О порядке формирования основных образовательных программ высшего учебного заведения на основе государственных образовательных стандартов», инструктивным письмом Федеральной службы в сфере образования и науки (Рособрнадзора) Минобрнауки РФ от 17.04.2006 г. № 02-55-77 ин/аки и Положением о кафедре МГПУ, утвержденным ректором 01.06.2004 г, а также

с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования нового поколения (Приказ Минобрнауки России от 29 марта 2010 г. №230) по направлениям подготовки 030200 Политология (квалификация (степень) «бакалавр»).

По учебному плану изучение курса политологии предлагается в течение одного семестра, рассчитана в среднем на 36 часов и предполагает адаптацию к профилю вуза.

Задача учебного курса по политологии состоит в том, чтобы дать студенту теоретические основы политической науки, научно раскрыть содержание основных категорий и понятий, научить его правильно ориентироваться в политической практике, подготовить к активному участию в политической жизни общества. Помимо этого, задачей данной дисциплины является и овладение навыками научно-исследовательской, проектной, организационно-управленческой, педагогической, а также самостоятельной деятельности, направленной на формирование общекультурных и профессиональных компетенций.

Структура программы предусматривает единую логику лекционных и семинарских занятий, включающих проблемные вопросы, задания, ролевые игры, ситуационные и творческие задачи и дискуссии.

Программа содержит перечень вопросов для экзаменов, зачётов, промежуточной аттестации. В помощь студентам к каждой теме предлагается список литературы основной и дополнительной, а также Интернет - ресурсы.

 

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

В результате изучения дисциплины «Политология» каждый студент - бакалавр должен

иметь представление о сравнительно-политологическом анализе фундаментальных политических проблем на международном, региональном и государственном уровнях их реализации, о специфике и взаимосвязи политологических знаний с другими отраслями жизнедеятельности общества, в том числе, педагогикой.

знать содержание политологического знания в категориях, отражающих предмет политологии: политика как общественное явление, её субъекты и объекты, методы изучения, функции политологии, её место в системе социально- гуманитарных дисциплин; история политических учений; теория власти и властных отношений; политическая система и политический институты общества; политическая культура и политическая конфликтология; политические отношения и процессы; методология познания политической реальности, политические технологии, политическая аналитика и политическое прогнозирование; российская политическая традиция и роль России в современном мире; мировая политика и международные отношения, особенности мирового политического процесса;

уметь выделять теоретические и прикладные, аксиологические и инструментальные компоненты политологического знания, его мировоззренческую и воспитательную значимость, определять связь политологических знаний со спецификой педагогической деятельности, анализировать с точки зрения полученных знаний политический процесс в России, пользоваться современными источниками информации и публикациями по политологии;

применять полученные знания, умения и навыки в теоретической и практической научно-исследовательской и профессиональной деятельности;

иметь навыки получения политической информации из различных типов источников, включая Интернет и зарубежную литературу;анализа политических программных документов и государственных решений; управления и организации различными социальными группами; применения полученных знаний по политологии в реальной российской политической практике;

обладать компетенциями:

- общекультурными (способностью к восприятию, обобщению, анализу информации, понимать сущность и значение информации в развитии современного общества, использовать основные положения и методы социально-экономических наук при решении профессиональных задач, умением логически верно и аргументировано, ясно строить устную и письменную речь, готовность к работе в коллективе, осознанием социальной значимости будущей профессии);

- профессиональными в научно-исследовательской, производственно-прикладной, проектной, организационно-управленческой, педагогической деятельности (способностью применять в профессиональной деятельности базовые и профессионально-профильные знания и навыки по основам политической теории, самостоятельно формулировать цели и задачи научных исследований и решать их, используя современные информационные технологии

Преподавание политологии осуществляется с учётом социально – экономических и гуманитарных знаний, полученных студентами ранее в процессе обучения. Особую значимость имеет обеспечение межпредметных связей политологии с правоведением, социологией, историей, философией и другими социально-гуманитарными науками. Преподаватель вправе варьировать проблематику практических заданий и работ студентов - бакалавров в зависимости от профиля их специальности.

В процессе работы над учебной дисциплиной студентам - бакалаврам рекомендуется уделять особое внимание инновационным, творческим приёмам усвоения содержания данного курса, самостоятельной работе с политологическими источниками разного вида и содержания.

Контроль за усвоением политических знаний студентов осуществляется на семинарских занятиях, контрольных и самостоятельных работах, на зачётах и экзаменах.

По завершении изучения программы курса студенты отдельных специальностей сдают экзамен или же семестровый зачёт.

 

ОБЪЕМ ДИСЦИПЛИНЫ И ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 95; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.235.139.122 (0.19 с.)