Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема 1. Теория государства и права↑ Стр 1 из 2Следующая ⇒ Содержание книги
Поиск на нашем сайте
СМОЛЕНСКИЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
Кафедра государственно – правовых дисциплин
«УТВЕРЖДАЮ» «УТВЕРЖДАЮ» Зав. кафедрой воспитательной работе Лопатина Т.М. ___________Л.Ю.Мажар Протокол заседания кафедры № 2 "____" ____________20___ г. от «18» октября 2011г.
Рабочая программа дисциплины Правоведение Направление подготовки 090900.62 «Информационная безопасность»
Квалификация (степень) выпускника Бакалавр
Форма обучения очная Смоленск,
1. Цели освоения дисциплины Важное значение в правовом образовании и воспитании студентов Университета всех специальностей и всех форм обучения имеет дисциплина «Правоведение», с которой начинается изучение права в ВУЗе. В ходе изучения курса «Правоведение» студентами постигаются важнейшие знания: значение Конституции Российской Федерации как основного закона страны, принципы и элементы конституционного строя России, роль и сущность государства и права на современном этапе развития России, совершенствование гражданского общества, политической системы; содержание неотъемлемых и неотчуждаемых прав и свобод гражданина и ответственность государства за реализацию политических, экономических, социальных и иных возможностей личности, за создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Целью курса является овладение студентами знаниями в области основ теории государства и права, конституционного, гражданского, семейного, трудового, административного, уголовного, экологического права, и гражданского процесса; выработка уважения к законодательству и соблюдение правомерного поведения в обществе. Задачикурса состоят в выработке у студентов понимания особенностей правовой системы Российской Федерации; значения и функции права в формировании правового государства, укрепления законности и правопорядка в стране; умения разбираться в законах и подзаконных актах, обеспечивать соблюдение законодательства, принимать решения в соответствии с законом; анализировать законодательство и практику его применения, ориентироваться в законодательстве и в специальной литературе, и на основе полученных знаний решать конкретные проблемы, возникающие в практической деятельности. Особенности курса «Правоведение» и сложность его изучения состоят в том, что он включает в себя основы ряда фундаментальных отраслей системы российского права, регулирующих разнородные общественные отношения, специфику и методы их регулирования, большой объём законодательства, изучаемый в курсе. В связи с этим важное значение для овладения курсом имеет посещение аудиторных занятий и систематическая самостоятельная работа студентов.
2.Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата Дисциплина «Правоведение» относится к базовой части гуманитарного, социального и экономического цикла. Изучение дисциплины базируется на знаниях, полученных в рамках средней школы и профессиональной подготовки. В результате изучения базовой части цикла обучающийся должен: изучить содержание права и механизм государства; ознакомиться с основными правовыми системами современности; изучить содержание основных положений отраслей российского права и институтов российского государства; уметь правильно осуществлять юридическую квалификацию правонарушений и давать правовую оценку событиям, имеющим юридическое значение. В результате изучения данного курса студенты должны знать и уметь использовать: основные правовые понятия и категории; методы государственного управления; правовые знания, полученные в процессе изучения основных отраслей права. 3 Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины (модуля).
В результате освоения дисциплины обучающийся должен: •Знать: Общие нормы Уголовного, Гражданского, Трудового, Административного, Семейного, Конституционного и Наследственного законодательства. Теоретические положения, понятия и термины данных отраслей права. •Уметь: толковать и применять законы и другие нормативные правовые акты в сфере национального права; уметь правовыми методами обеспечивать соблюдение законодательства в деятельности государственных органов, физических и юридических лиц; систематически повышать свою профессиональную квалификацию, изучать законодательство и практику его применения, ориентироваться в специальной литературе. •Владеть: гражданской зрелостью и высокой общественной активностью, правовой и политической культурой, уважением к закону и бережным отношением к социальным ценностям правового государства; понимать сущность, характер и взаимодействие правовых явлений, видеть их взаимосвязь в целостной системе знаний и значение для реализации права.
4. Структура и содержание дисциплины (модуля)
Общая трудоемкость дисциплины составляет _________ зачетных единицы _ 72 _часа.
Программа (содержание) учебной дисциплины ТЕМА 1. ТЕОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА
Юридическая наука в системе общественных наук. Функции юридической науки. Предмет теории права и её место в общей системе отраслей юридической науки. Методология теории права. Общенаучные и частно-научные методы исследования. Задачи и система курса “Правоведение”. Происхождение государства и права. Понятие и признаки государства. Определение государства. Сущность и функции государства. Взаимосвязь государства и права. Роль государства в современном мире. Форма государства. Форма правления: монархии и республики. Форма государственного устройства: унитарное и федеративное государство. Конфедерация, содружество союз. Политический режим тоталитарный, авторитарный, демократический. Правовое государство: теория и история. Государство и гражданское общество. Понятие и определение права. Функции права. Структура права. Основные правовые понятия: правосознание, нормы права, источники права, отрасли права, правоотношения, законность, правонарушения и юридическая ответственность.
ТЕМА 2. КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВО
Понятие конституционного права. История конституционного развития России. Принятие конституции России 1993 года. Понятие, сущность и юридические свойства Конституции РФ. Конституционный строй и его элементы. Конституционные права, свободы и обязанности граждан. Гарантии статуса личности. Международно-правовые источники. Избирательная система и избирательный процесс. Федеративное устройство России: понятие, история и сущность. Президентская республика. Роль и правовой статус Президента РФ. Его функции и компетенция. Администрация Президента. Парламентаризм в России. От верховного Совета к Федеральному собранию. Характеристика, состав и правомочия Федерального Собрания РФ. Законодательный процесс. Статус депутата. Исполнительная власть и Правительство РФ. Судебная власть. Судебная система. Принципы судопроизводства. Местное самоуправление.
ТЕМА 3. ГРАЖДАНСКОЕ ПРАВО Понятие, предмет, методы и источники гражданского права. Граждане, юридические лица и государственные органы (унитарные предприятия) как субъекты гражданских правоотношений. Объекты гражданских прав. Интеллектуальная собственность как объект гражданских прав. Личные неимущественные права. Осуществление и защита гражданских прав. Виды гражданско-правовой ответственности. Основания возникновения гражданских правоотношений. Сроки в гражданском праве. Исковая давность. Сделки. Абсолютное и ограниченное право собственности. Приобретение и основания прекращения права собственности. Защита права собственности. Понятие, виды, основания возникновения и принципы исполнения обязательств. Способы обеспечения исполнения обязательств. Ответственность за нарушение обязательств. Понятие, содержание, форма и виды договоров.
ТЕМА 5. СЕМЕЙНОЕ ПРАВО
Понятие и предмет семейного права. Понятие брака и семьи. Условия вступленияи и расторжения брака. Признание брака недействительным. Личные и имущественные права и обязанности супругов. Брачный договор и его содержание. Права и обязанности родителей и детей. Алиментные обязательства. Споры о воспитании детей. Ответственность родителей за ненадлежащее воспитание детей. Усыновление (удочерение) детей.
ТЕМА 6. ТРУДОВОЕ ПРАВО
Понятие, предмет, методы и источники трудового права. Участники трудовых правоотношений. Коллективные и индивидуальные трудовые договоры (контракты) и их содержание. Прием на работу, трудоустройство. Переводы и перемещения на другую работу. Рабочее время им время отдыха. Оплата труда. Дисциплина труда и дисциплинарная ответственность. Материальная ответственность работников и руководителей. Увольнение по инициативе работников и администрации. Индивидуальные и коллективные трудовые споры.
ТЕМА 8. ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ПРАВО Экологические системы как объект правового регулирования. Предмет, содержание и источники экологического права. Принципы и объекты охраны окружающей природной среды. Государственное управление охраной окружающей природной среды и использованием природных ресурсов. Система и структура исполнительной власти органов по охране природы и рациональному использованию природных ресурсов. Борьба с экологическими правонарушениями. Юридическая ответственность за экологические правонарушения и нарушения требований законодательства об охране окружающей среды. Участие в этой деятельности государственных, муниципальных и общественных структур. Международное сотрудничество в области экологии.
ТЕМА 9. УГОЛОВНОЕ ПРАВО
Понятие и предмет уголовного права. Понятие и система уголовного права. Уголовное законодательство. Особая роль Уголовного кодекса РФ. Уголовная ответственность, её принципы и основания. Состав преступления. Понятие преступления и виды преступлений. Понятие и цели наказания. Система и виды наказаний. Общая характеристика Особенной части УК РФ. Понятие и состав преступления. Уголовная ответственность и ее пределы. Образовательные технологии Используются следующие образовательные технологии: лекции, семинарские занятия, самостоятельная работа студентов. При проведении занятий используются активные и интерактивные формы занятий (деловые и ролевые игры, мозговой штурм, разбор конкретных ситуаций, коммуникативный эксперимент, коммуникативный тренинг) в сочетании с внеаудиторной работой. Удельный вес занятий, проводимых в интерактивных формах, должен составляет 30 % аудиторных занятий. 6. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины. III. Понятие права. IV. Структура, источники, нормы и отрасли права.
Форма контроля: Устный опрос. Методические указания
I. Выяснение понятия государства связано с изучением таких его признаков как: территория, население, организация власти и управления, правовая система, государственный суверенитет. Назначение государства выявляется через роль всеобщего, легализованного, монопольного, социального регулятора. II. Форма государства выявляется через три взаимосвязанных элемента. Форма правления характеризует организацию высших государственных органов в различных видах монархий и республик. Государственное устройство отражает территориальное деление,— такое как унитарное или федеративное. Политический режим проявляется как совокупность методов осуществления государственной власти. III. Дать определение права возможно несколькими путями. Классическое определение связывает понятие права и государства. Право выступает как орудие государства и в то же время как способ организации самого государства. IV. Устойчивое единство и взаимосвязь 6 частей права создает целостную систему или структуру. Немаловажно, какими способами и где формируются правовые нормы. То есть, какие государственные органы являются источниками права. В силу иерархии государства соподчинены и нормы права. Сами нормы имеют единые признаки и объединены в отрасли.
Контрольные вопросы
1. Почему государство и право являются историческими явлениями? 2. Что такое законность и правопорядок? 3. Что такое правосознание? Как связаны право и мораль? 4. В чем разница между правовыми нормами, обычаями и прецедентами? 5. Понятие правоотношения и его элементы.
ІІV. Федеральное устройство России. а) разделение власти между центром и субъектами федерации; б) противоречия в статусе республик и областей.
Форма контроля: Устный опрос.
Темы докладов и сообщений
1. История принятия конституции 1993 года. 2. Мировые нормы гражданских прав в Конституции России. 3. Правительство РФ: состав, принципы формирования и подчинения, полномочия. 4. Судебная система РФ. 5. Порядок принятия законов Федеральным собранием.
Методические указания
I. Конституция всегда ограничивает роль государства правовыми нормами, разграничивает органы власти и отражает самостоятельность и активность гражданского общества. Конституция РФ отражает и конструирует реальную систему власти, рационально определяет полномочия государственных органов. Особое внимание обратите на юридические свойства Конституции. II. Основные принципы устройства российской государственности сконцентрированы в I главе Конституции. Можно выделить политические, экономические и социальные группы базисных принципов. Рассмотрите вопрос об особом порядке изменений правовых норм данной главы. III. Права и свободы граждан рассматриваются как изначальные и неотъемлемые. Но свободы граждан связаны со степенью свободы общества и гарантий со стороны государства. Необходимо обратить внимание на то, как сгруппированы права человека в соответствии с международной классификацией. V. Форма правления в России утвердилась как жесткая президентская республика. Обратите внимание на систему противовесов президентской власти, перечень полномочий президента и его роль как главы государства. VI. Обоснуйте роль, значение и состав законодательной власти в России. Утверждение парламентаризма в России имеет сложный характер. Нужно понять, что Федеральное Собрание - это учреждение законодательной власти, торжество процедури исключительное значение юридических подходов. VII. Федеральное устройство в России носит асимметричный характер. Децентрализация власти в противовес советскому сверхцентрализму, как распределение власти по разным уровням и вертикалям. Обоснуйте исторический и политический характер такого устройства.
Контрольные вопросы Понятие суверенитета. ТЕМА 3. ГРАЖДАНСКОЕ ПРАВО I. Юридическое лицо, его создание, реорганизация и ликвидация юридического лица. II. Правовой режим коммерческих организаций. Формы, система управления, ответственность по обязательствам. III. Право собственности и другие вещные права. Приобретение, прекращение, защита права собственности. IV. Понятие обязательства. Стороны, принципы исполнения, способы обеспечения обязательств. V. Договор. Виды, формы, обязательные условия, порядок заключения. VI. Авторское право. VII. Осуществление и защита гражданских прав.
Форма контроля: Устный опрос
Темы докладов и сообщений
1. Сделки и условия их недействительность. 2. Виды гражданской ответственности. 3. Цели, сроки исковой давности. 4. Виды ценных бумаг. 5. Процедура банкротства и внешнего управления. 6. Возбуждение гражданского дела в суде, разбирательство, судебное решение и его обжалование. 7. Виды неустойки.
Методические указания
I. Вначале необходимо дать определение юридического лица и разобрать его признаки. Затем разобрать способы образования юридического лица и, прежде всего, процедуру регистрационного способа. Далее обосновать понятие реорганизации с позиции правопреемства и разобраться в сущности присоединения, объединения, разделения, выделения и преобразования. Сам вопрос завершается выяснением различий между добровольной и принудительной ликвидацией юридического лица и общей схемы последовательности действий. II. Коммерческие организации характеризуются как общества (товарищества), акционерные общества, унитарные госпредприятия и производственные кооперативы. Участники и собственники обладают определенными правами и несут обязанности. Принципиально важные вопросы — это порядок формирования обособленного имущества, порядок распределения прибыли, система управления и контроля. Ответственность подразделяется на долевую, солидарную, субсидиарную, регрессивную, смешанную. III. Традиционно право собственности регулированием права владения, пользования и распоряжения имущественными благами. Здесь необходимо выявить абсолютную и ограниченные формы (такие как аренда, залог, лизинг и т.д.); первоначальные и производные способы приобретения этих прав. Строго регламентируются основания прекращения права собственности, особенно способы принудительного изъятия имущества. IV. Вопрос разбирается с выявления понятия обязательства, его содержания и причин возникновения. Рассматривается как классическая форма обязательств, так и формы с участием третьих лиц. Среди принципов исполнения выделяются надлежащее и реальное исполнение. Среди способов обеспечения обязательств обратить внимание на неустойку, залог, поручительство и банковскую гарантию. V. Необходимо дать определение договора и его принципов. Определяя содержание договора, разобрать вопросы обязательных и инициативных условий, требования действительности и недействительности договора, необходимой формы и категорий договоров, понятия оферта и акцепта. VI. Необходимо разграничить имущественное право и право на результаты интеллектуальной деятельности, далее надо выделить критерии интеллектуальной собственности, а также отличие объектов авторского и изобретательского права. Выявите права авторов и других субъектов авторских прав. VII. Граждане как субъекты гражданских правоотношений. Основания возникновения этих отношений. Способы защиты имущественных прав собственника. Добросовестный и недобросовестный приобретатель имущества.
Контрольные вопросы
Что такое правоспособность и дееспособность граждан (физических лиц)? Каковы критерии юридических лиц? Что такое личные неимущественные отношения? Что относится к объектам гражданских прав? Как классифицируют ценные бумаги? Что такое банкротство? В чем существо понятий: а) виндикационный и негаторный иск; б) добросовестный и недобросовестный приобретатель имущества; в) монополистическое положение и недобросовестная конкуренция? 8. Что такое предварительный договор? 9. Каков порядок изменения, досрочного выполнения расторжения договора? Методические указания
Первоначально необходимо дать определение наследственного права, условия и основания наследования, а также охарактеризовать время и место открытия наследства. Установить недостойных наследников, а также лиц, которые могут призываться к наследованию. При рассмотрении вопроса наследования по завещанию необходимо охарактеризовать правила, касающиеся формы и порядка совершения завещания, виды завещания – открытое и закрытое, а также недействительность завещания, его исполнение, а также возмещение расходов, связанных с выполнением завещания. При рассмотрении вопроса наследования по закону необходимо охарактеризовать наследников каждой очереди и их права и обязанности в отношении имущества, которое им передано в порядке наследования.
ТЕМА 5. СЕМЕЙНОЕ ПРАВО
I. Порядок, условия заключения и расторжения брака. II. Брачный договор между супругами. III. Правоотношения между родителями и детьми. IV. Алиментные обязательства.
Форма контроля: Устный опрос и тест.
Темы докладов и сообщений
1. Светское и религиозное отношение к браку. 2. Совместная и личная собственность супругов. 3. Порядок усыновления в РФ. 4. Лишение родительских прав. Методические указания
I. Первоначально необходимо дать определение брака и семьи, условия действительности и недействительности брака, а также личные и имущественные права и обязанности супругов. Вопрос развода связывают с порядком расторжения брака в органах ЗАГСа или в суде, вопросами раздела общей семейной собственности и определения алиментов. II. Брачный договор, главным образом, определяет режим имущества супругов. Здесь существенно то, какие вопросы прав и обязанностей супругов он решает, а какие не должен решать. III. Установление прав и обязанностей родителей и детей связано с правоотношениями личного и имущественного характера. Требуется специально выделить права несовершеннолетних детей, споры о воспитании детей, ответственность родителей за ненадлежащее воспитание детей и меры по защите детей от плохих родителей. IV. Сначала нужно ответить на вопрос: “В каких случаях возникают алиментные обязательства”? Далее вы должны разобрать принципы определения алиментов на содержание детей и членов семьи и выяснить меры воздействия на недобросовестных плательщиков.
Контрольные вопросы
1. Какое значение имеет правовое определение брачного возраста и необходимости добровольного волеизъявления? 2. Как соотносится личная и семейная собственность супругов? 3. Взыскиваются ли долги одного из супругов с их общей собственности? 4. Что требуется от супругов при продаже недвижимости? 5. При разводе применяется принцип равных долей на имущество. Может ли доля изменяться? 6. Когда брак расторгается в ЗАГСе, а когда в суде? 7. Почему семейное законодательство требует и имеет возможность установить происхождение ребенка? 8. В чем заключается юридическая ответственность родителей за воспитание своих детей? 9. Можно ли взыскать алименты с супруга, проживающего в другой стране? 10. Платят ли алименты дети своим родителям? 11. Кто, кроме нотариальной конторы, может удостоверить завещание? ТЕМА 6. ТРУДОВОЕ ПРАВО
I. Понятие, содержание трудового договора, контракта, коллективной договора. II. Трудоустройство, перевод на другую работу и увольнение. III. Дисциплинарная и материальная ответственность работников. IV. Условия труда.
Форма контроля: Устный опрос. Темы докладов и сообщений
1. Разряды единой тарифной сетки. Расчет заработка и отпускных. 2. Служба занятости и статус безработного. 3. Возмещение вреда работникам при исполнении ими трудовых обязанностей. 4. Индивидуальные и коллективные трудовые споры.
Методические указания
I. Выясните роль и назначение каждого вида договора. Установите права и обязанности сторон заключающих эти договора. Определите обязательных и дополнительных условий для каждого вида. Определите ответственность сторон за выполнение этих условий и мер воздействия на недобросовестных участников. II. Поступление на работу требует оформления определенных документов и обоюдной воли. Необходимо разобраться в правовых режимах перевода на другую работу, временного перевода, перемещения, заместительства и совмещения профессий. Увольнение работников производится как по их инициативе, так и по решению администрации. Обратите внимание на основания увольнения. III. Дисциплинарная ответственность имеет как общий, так и корпоративный характер. Как правило, каждое предприятие руководствуется Правилами внутреннего распорядка. Воздействие на работника сводится к мерам поощрения и наказания. Материальная ответственность различается на полную и ограниченную, а также по отношению к кому - работнику или руководителю она применяется. IV. Рассмотрите основные требования работодателя к работнику по выполнению трудового распорядка. Обязанности работодателя. Виды рабочего времени и отдыха. Трудовая и технологическая дисциплина. Безопасность труда.
Контрольные вопросы
1. Как определяется нижняя и верхняя границы возраста работника? 2. Почему трудовые отношения носят дифференцированный характер? 3. Почему профсоюзы представляют коллективные интересы работников? 4. Какие государственные органы являются участниками трудовых отношений? 5. Прекращает ли действие срочный договор при смене 6. Может ли администрация уволить работника за прогул свыше 3 часов? 7. Для каких работников утрата доверия может стать основанием для увольнения? 8. Почему деятельность руководства предприятий регулируется нормами трудового и гражданского права? 9. Что такое минимальная зарплата, и какую роль в основной зарплате она играет?
Темы докладов и сообщений
1. Система органов исполнительной власти в субъектах РФ. 2. Необходимость бюрократии для государства. 3. Система правоохранительных органов.
Методические указания
I. Содержание и назначение государственного аппарата раскрывается через определение задач государственного управления. Система органов исполнительной власти строится на основе принципов федерализма, сочетания централизации и децентрализации. Организационные формы этих органов определяют их место, назначение и компетенцию. Особое внимание необходимо обратить на роль Правительства РФ в системе исполнительной власти. II. Представление о государственной службе возникает при анализе принципов службы, которые определяют деятельность любого государственного служащего. Статус чиновника определяется занимаемой должностью с четкой регламентацией прав и обязанностей. Регламентируется поступление на госслужбу, прохождение и прекращение госслужбы. Определяются поощрения, наказания и условия их применения. III. Административная ответственность выражается в применении уполномоченным органом и должностным лицом мер принуждения к лицам, совершившим административное правонарушение. Необходимо выделить состав правонарушения, соответствующее им наказание, порядок осуществления взыскания и его обжалования. IV. Акты управления не должны противоречить законам и соответствовать компетенции должностного лица и государственного органа. Определите требования, которым они должны отвечать. Контрольные вопросы
1. Назовите виды центральных органов исполнительной власти. 2. Какова структура государственного органа как учреждения? 3. Каковы принципы государственной службы? 4. Как осуществляется подчинение и самостоятельность в госаппарате? 5. В чем отличие органов государственной власти от местного самоуправления? 6. Назовите способы замещения должностей. 7. Как классифицируются служащие? 8. Каковы условия эффективности административных актов? 9. Что такое стадии административных решений? 10. В чем разница между общими и специальными жалобами?
ТЕМА 8. ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ПРАВО 1. Понятие экологического права. 2. Источники экологического права. 3. Экологические правоотношения: участники и объекты. Вопросы для самостоятельной работы и темы творческих работ Вопросы 1. Что такое экологическое право? 2. Что относят к субъектам экологического права? 3. Какие источники экологического права существуют? 4. Что такое экологическое правоотношение? 5. Какова структура экологического правоотношения? 6. Что относится к объектам экологического правоотношения? 7. Законы об охране природы и окружающей среды и их характеристика. 8. Что такое экологическое правонарушение? 9. Назовите состав экологического правонарушения. Темы творческих работ 1. Экологическое право: роль в жизни общества и государства. 2. Особенности юридической ответственности по экологическому праву. Методические указания
При рассмотрении первого вопроса необходимо охарактеризовать предмет, содержание экологического права. Принципы и объекты охраны окружающей природной среды. Государственное управление охраной окружающей природной среды и использованием природных ресурсов. Система и структура исполнительной власти органов по охране природы и рациональному использованию природных ресурсов. Борьба с экологическими правонарушениями. При рассмотрении второго вопроса студентам необходимо охарактеризовать источники экологического права. Рассмотреть юридическую ответственность за экологические правонарушения и нарушения требований законодательства об охране окружающей среды. Участие в этой деятельности государственных, муниципальных и общественных структур. Международное сотрудничество в области экологии. ТЕМА 9. УГОЛОВНОЕ ПРАВО I. Понятие преступления. II. Уголовная ответственность, ее основание и пределы. III. Система и виды наказаний.
Форма контроля: Контрольная работа.
Темы докладов и сообщений
1. Преимущества и недостатки суда присяжных. 2. Проблемы борьбы с организованной преступностью.
Методические указания
I. Определение преступления производится с выявления таких критериев как общественная опасность, противоправность, виновность и наказуемость. Нужно отделять уголовные деяния и иные (административные, дисциплинарные и т.д.) проступки. II. Основанием уголовной ответственности служит состав преступления. Необходимо разобрать систему элементов состава преступления, учитывая, что при отсутствии какого-либо элемента уголовная ответственность не наступает. Охарактеризовать обстоятельства, исключающие преступность деяния: необходимая оборона, крайняя необходимость, задержание преступника, профессиональный и хозяйственный риск. Смягчение и ужесточение ответственности. III. Отражением принципа неотвратимости наказания за преступление является уголовное наказание. Устанавливается исчерпывающий перечень видов наказаний.
Контрольные вопросы
1. Как определяется уголовная ответственность для несовершеннолетних? 2. Что такое соучастие в преступлении? 3. Почему наказание за преступление должно быть неотвратимым? 4. Какие цели преследует наказание? 5. Зачем нужен прокурорский надзор в следствии? 6. Почему смертная казнь не имеет перспективы как мера наказания?
Методические указания
При подготовке к семинару студенту необходимо обратить внимание на понятие и особенности правового регулирования будущей профессиональной деятельности. Охарактеризовать задачи, принципы особенности функционирования различных видов специальностей. Рассмотреть признаки правового регулирования деятельности по разным направлениям и в зависимости от ее специфики. СМОЛЕНСКИЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
Кафедра государственно – правовых дисциплин
«УТВЕРЖДАЮ» «УТВЕРЖДАЮ» Зав. кафедрой воспитательной работе Лопатина Т.М. ___________Л.Ю.Мажар Протокол заседания кафедры № 2 "____" ____________20___ г. от «18» октября 2011г.
Рабочая программа дисциплины Правоведение Направление подготовки 090900.62 «Информационная безопасность»
Квалификация (степень) выпускника Бакалавр
Форма обучения очная Смоленск,
1. Цели освоения дисциплины Важное значение в правовом образовании и воспитании студентов Университета всех специальностей и всех форм обучения имеет дисциплина «Правоведение», с которой начинается изучение права в ВУЗе. В ходе изучения курса «Правоведение» студентами постигаются важнейшие знания: значение Конституции Российской Федерации как основного закона страны, принципы и элементы конституционного строя России, роль и сущность государства и права на современном этапе развития России, совершенствование гражданского общества, политической системы; содержание неотъемлемых и неотчуждаемых прав и свобод гражданина и ответственность государства за реализацию политических, экономических, социальных и иных возможностей личности, за создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Целью курса является овладение студентами знаниями в области основ теории государства и права, конституционного, гражданского, семейного, трудового, административного, уголовного, экологического права, и гражданского процесса; выработка уважения к законодательству и соблюдение правомерного поведения в обществе. Задачикурса состоят в выработке у студентов понимания особенностей правовой системы Российской Федерации; значения и функции права в формировании правового государства, укрепления законности и правопорядка в стране; умения разбираться в законах и подзаконных актах, обеспечи
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-19; просмотров: 124; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.58.191.60 (0.016 с.) |