Изменение Конституции РФ; внесение поправок 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Изменение Конституции РФ; внесение поправок



Конституция РФ вводит новые подходы к порядку изменения Конституции. Предложения о поправках и пересмотре положений Конституции могут вносить Президент РФ, Совет Федерации, Государственная Дума, Правительство Российской Федерации, законодательные органы субъектов РФ, а также группа численностью не менее одной пятой членов Совета Федерации или депутатов Государственной Думы (ст. 134).

В случае внесения предложений о поправках и пере-смотре определен различный порядок их реализации. Если в. отношении внесения поправок в Конституцию РФ признается право решения данного вопроса самим Федеральным Собранием, то в отношении пересмотра положений гл. 1, 2 и 9 Конституции РФ (ч. 2 ст. 135) таким правом парламент не наделялся, а решение должно приниматься специально созываемым органом — Конституционным Собранием или всенародным голосованием, решение о проведении которого принимается Конституционным Собранием. Таким образом, поправками к Конституции РФ являются принимаемые Федеральным Собранием в порядке, предусмотренном для принятия федерального консти-туционного закона, изменения и дополнения гл. 3—8 Конституции. Главы же 1, 2 и 9 Конституции без пересмотра самой Конституции и разработки и принятия проекта новой Конституции РФ изменены быть не могут.

Гарантии реализации Конституции РФ.4

Прямое действие Конституции РФ

В ст. 15 Конституции РФ закрепляется, что Конституция РФ имеет высшую юридическую силу и прямое действие и применяется на всей территории России. Это юридическое свойство Конституции имеет иное содержание по сравнению с принципом ее верховенства.

Высшая юридическая сила Конституции означает, что законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции РФ и что органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию РФ и законы.

Таким образом, высшая юридическая сила Конститу-ции выражает ее место в иерархии правовых актов, дей-ствующих в Российской Федерации. Гарантом Конституции является Президент РФ. На него в первую очередь возложена обязанность следить за точным исполнением Конституции и немедленно принимать решение по всем случаям нарушений.

Охрана Конституции РФ. Ответственность за нарушение Конституции РФ

К юридическим свойствам Конституции РФ относится ее особая охрана.

В этом задействована вся система органов государственной власти, осуществляющих эту охрану в различных формах. Часть 2 ст. 80 Конституции РФ закрепляет, что Президент России является гарантом Конституции РФ. В его присяге он обязуется соблюдать и защищать Конституцию РФ (ч. 1 ст. 82.).

Президент вправе приостанавливать действие актов органов исполнительной власти субъектов РФ в случае их противоречия Конституции.

Конституция не возлагает специальных обязанностей по ее охране на Федеральное Собрание, Правительство, Верховный и Высший Арбитражный Суды РФ. Но в силу своих конституционных полномочий и при чрезвычайных обстоятельствах, представляющих угрозу Конституции (мятеж, военный переворот и др.), они обязаны действовать в соответствии с Конституцией РФ и в ее защиту. Это касается Вооруженных Сил РФ и правоохранительных органов, находящихся в подчинении Правительства РФ.

Конституция предусматривает назначение Госдумой Уполномоченного по правам человека, и Федеральный конституционный закон от 26 февраля 1997 г. определяет его полномочия. Он призван стоять на страже прав и свобод человека, содействовать претворению в жизнь его конституционных гарантий.

Важную роль в охране Конституции РФ играет Кон-ституционный Суд. Он рассматривает дела о соответствии Конституции РФ законов и иных нормативных актов как федеральных органов государственной власти, так и ее субъектов. Акты или их отдельные положения, признанные неконституционными, утрачивают силу, а не соответ-ствующий Конституции РФ международный договор не подлежит введению в действие и применению.

Суд действует на основе Конституции РФ и Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации» 1994 г.

Конституция РФ предусматривает и активные формы ее охраны гражданами. Так, ч. 2 ст. 46 предусматривает обжалование гражданами в суде решений и действий ор-ганов государственной власти и местного самоуправления.

В силу закона от 21 июля 1994 г. «О Конституционном Суде Российской Федерации» граждане вправе обращаться с жалобами на нарушение прав и свобод в Конституционный Суд РФ.

Кроме этого, в силу естественного права и суверенитета народ имеет право на активные действия по защите Конституции РФ в чрезвычайных ситуациях, когда возникает непосредственная угроза Конституции РФ путем совершения государственного переворота, т. е. право на восстание.

 

 

ОСНОВЫ КОНСТИТУЦИОННОГО СТРОЯ

Понятие основ конституционного строя

Под основами конституционного строя понимают фунда-ментальные устои общества и государства, главные принципы, реализация которых направлена на становление в нашей стране правового государства. Поэтому многие нормы, содержащиеся в гл. 1 Конституции РФ, являются нормами-принципами, нормами-задачами. л

Основы конституционного строя — это фундамент, на котором строится все конституционное здание. Как институт конституционного права эти основы занимают ведущее место не только в его системе, но и во всей российской системе права. Вот почему «Основы конституционного строя» называют «конституцией в конституции». Именно это и определило особый порядок изменения положений гл. 1 Конституции РФ. Они, как отмечалось, не могут быть пересмотрены даже Федеральным Собранием. Если предложение о пересмотре гл. 1 (как и гл. 2 и 9) будет поддержано тремя пятыми голосов от общего числа членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы, то созывается Конституционное Собрание.

Важнейшее свойство (состояние) российского государства составляет его суверенитет, что означает независимость и самостоятельность в решении вопросов внутренней и международной жизни. Носителем суверенитета является многонациональный народ России (ч. 1 ст. 3).

В Конституции РФ закреплены такие элементы суверените-та, как его распространение на всю территорию России; верховенство Конституции РФ и федеральных законов; целостность и неприкосновенность территории РФ (ст. 4).

Впервые суверенитет России был провозглашен в Деклара-ции «О государственном суверенитете Российской Советской Социалистической Республики», принятой первым Съездом на-» родных депутатов РСФСР 12 июня 1990 г. Положения декларации нашли свое отражение в Конституции РФ. Конституция РФ закрепляет главные черты российского государства. Это демократическое, правовое, социальное, светское государство (ст. 1, 7, 14).

В ст. 1 Конституции РФ Россия определяется как демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления. Это определение относится к форме государства, поэтому оно будет рассмотрено ниже.

Демократическое государство

Демократический характер российского государства находит свое выражение в таких структурных элементах конституционного строя, как народовластие, разделение властей, идеологическое и политическое многообразие, местное самоуправление.

Конституция закрепляет основы народовластия, которое осуществляется в следующих основных формах:

• непосредственной демократии, т. е. осуществления народом своей власти непосредственно, прежде всего путем референдума и свободных выборов;

• представительной демократии, т. е. осуществления народом своей власти через избираемые им органы государственной власти и органы местного самоуправления.

Референдум и выборы проводятся на трех уровнях: федеральном, региональном (субъектов РФ) и местном.

Референдум РФ — всенародное голосование ее граждан по Наиболее важным вопросам государственного значения — проводится на всей территории федерации, на основе всеобщего, равного и прямого волеизъявления граждан при тайном голосовании и свободном участии.

На федеральном уровне было проведено три российских референдума. 17 марта 1991 г. состоялся референдум по вопросу о введении поста Президента РФ, проводившийся одновременно с референдумом СССР о будущем союза.

25 апреля 1993 г. на референдум были вынесены вопросы о доверии Президенту РФ и социально-экономической политике, о досрочном прекращении полномочий Президента РФ и народных депутатов РФ. 12 декабря 1993 г. проводился референдум о принятии новой Конституции РФ.

Гражданин РФ, достигший 18 лет, вправе голосовать на ре-ферендуме, участвовать в действиях по подготовке референдума. Референдумы проводятся в порядке и сроки, установленные Федеральным конституционным законом от 10 октября 1995 г. «О референдуме Российской Федерации».

Вопросы, выносимые на референдум субъекта РФ, местный референдум, не должны противоречить федеральному законодательству.

Референдум не проводится в условиях военного или чрезвычайного положения, а также в течение трех месяцев после их отмены.

Срок, в течение которого не проводится повторный рефе-рендум с такой же по смыслу формулировкой вопроса, устанавливается законом субъекта РФ, уставом муниципального образования, но не может превышать одного года.

Инициатива проведения референдума принадлежит гражданам РФ, имеющим право на участие в референдуме.

Референдум субъекта РФ, местный референдум назначаются соответственно органом государственной власти субъекта РФ, органом местного самоуправления. Решение о проведении референдума РФ, референдума субъекта РФ должно быть официально опубликовано не менее чем за 60 дней до дня голосования, местного референдума — не менее чем за 45 дней.

Принятое на референдуме решение вступает в силу со дня его официального опубликования Центральной комиссией референдума, является общеобязательным и не нуждается в дополнительном утверждении. Решение, принятое на референдуме, действует на всей территории РФ и может быть отменено или изменено не иначе как путем принятия решения на новом референдуме. Повторный референдум не проводится в течение года после дня официального опубликования результатов референдума с такой же по содержанию или по смыслу формулировкой вопроса.

Проведение региональных и местных референдумов регулируется законами субъектов РФ.

Выборы в Российской Федерации — это выборы Президента РФ, депутатов Государственной Думы; в органы государственной власти субъектов РФ — депутатов законодательных (представительных) органов государственной власти; в органы местного самоуправления (депутатов, членов выборных органов местного самоуправления, глав и иных выборных должностных лиц местного самоуправления).

Правовую основу выборов составляют федеральные законы, законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ.

Конституционное закрепление принципа разделения вла-стей — важная предпосылка эффективного функционирования государственной власти, которая в соответствии со ст. 10 Конституции РФ осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Каждая из этих ветвей власти самостоятельная. Тем самым принцип разделения властей закладывает основы разумного баланса властей, невмешательства одной ветви власти в полномочия других. Поэтому последовательная реализация данного принципа есть необходимое условие надежного функционирования всего государственного механизма.

Принцип разделения властей реализуется на всех уровнях осуществления власти: во-первых, на горизонтальном, т. е. федеральном и региональном уровнях; во-вторых, на вертикальном, т. е. между федеральным центром и субъектами РФ; в-третьих, между государственной властью и местной властью, которую осуществляют органы местного самоуправления.

Государственную власть в РФ осуществляют Президент РФ, Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума), Правительство РФ, суды Российской Федерации (ч. 1 ст. 11 Конституции РФ).

Данная конституционная конструкция свидетельствует, что три ветви власаи четко укладываются в триаду разделения вла-стей, а именно: законодательную власть осуществляет Федеральной Собрание, исполнительную — Правительство РФ, судебную — Конституционный Суд РФ, Верховный Суд РФ, Высший Арбитражный Суд РФ и другие федеральные суды.

Президент РФ не входит прямо ни в одну из ветвей власти, хотя и взаимодействует с ними, тем не менее можно говорить о президентской власти как о самостоятельной ветви власти, бази- рующейся на принципе разделения властей и взаимодействую-щей со всеми ветвями власти.

В субъектах РФ вопросы организации государственной власти устанавливаются в конституциях республик, уставах других субъектов.

Разделение государственной власти между федеральным центром и субъектами РФ тесно связано с другим конституционным принципом — разграничением предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти ее субъектов, закрепленным в ст. 5, 11 и конкретизированным в ст. 71—73 Конституции РФ, Федеральном договоре и двусторонних договорах между Российской Федерацией и ее субъектами.

Последовательная реализация принципа разделения властей непосредственным образом связана с отделением государственной власти от органов местного самоуправления. Это отражено в конституционном положении о том, что органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти (ст. 12).

Раскрывая принцип разделения властей, следует подчерк-нуть, что он нацелен на то, чтобы предотвратить возвышение одной из властей над другими, утверждение авторитаризма и Диктаторского режима в обществе.

Неотъемлемым свойством (элементом) демократического государства является идеологическое и политическое многообразие, что закреплено в ст. 13 Конституции РФ.

Идеологическое многообразие означает, что никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной и обязательной. Конечно, это не значит, что в обществе не должно быть вообще какой-либо стержневой идеологии. Такая идеология, которую разделяло бы и поддерживало большинство социальных слоев и групп российского общества, необходима.

Идеологический вакуум, сложившийся на сегодняшний день В/нашей стране, не способствует сплочению общества, зачастую подрывает духовные, нравственные основы, ведет к вседозволенности и идеологическому нигилизму.

Политическое многообразие означает:

• многопартийность, равенство общественных объединений перед законом;

• свободу деятельности общественных объединений;

• запрещение создания и деятельности общественных объ-единений, цели и действия которых направлены на насиль-ственное изменение основ конституционного строя и нару-шения целостности РФ, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание соци-альной, расовой, национальной и религиозной розни. Создание многопартийной системы стало возможным в ре-зультате ликвидации монопольного воздействия Коммунистической партии на государственную власть.

Согласно Федеральному закону от 19 мая 1995 г. «Об общественных объединениях» под общественным объединением понимается добровольное, самоуправляемое некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих уставных целей. Учредителями общественных объединений являются физические (не менее трех) и юридические лица.

В указанном Федеральном законе устанавливаются следующие организационно-правовые формы общественных объединений: общественная организация, общественное движение, общественный фонд, общественное учреждение, орган общественной самодеятельности. Организационно-правовыми формами политических общественных объединений являются общественная организация (для политических партий) и общественное движение (для политических движений) (ст. 7).

Федеральный закон определяет порядок создания, реорганизации и ликвидации общественных объединений (гл. 11), их права и обязанности (гл. 3), экономическую основу — собственность общественных объединений и управление их имуществом (гл. 4). Предусматриваются различные формы ответственности общественных объединений вплоть до приостановления их деятельности и ликвидации (ст. 42—44).

Среди общественных объединений важное место занимают политические партии. Именно партии органически связаны с осуществлением государственной власти, они участвуют в формировании ее органов, выдвигают кандидатов в депутаты, ведут предвыборную агитацию, действуют в качестве фракций в Государственной Думе, в законодательных (представительных) органах государственной власти субъектов РФ. В других государственных органах, в Вооруженных Силах РФ создание и деятельность организационных партийных ячеек не допускается.

Важный элемент демократизма российского государства -функционирование местного самоуправления, которое выступает одной из форм осуществления народовластия.

О значимости местного самоуправления для развития рос-сийского общества свидетельствуют: закрепление местного самоуправления в гл. 1 Конституции РФ «Основы конституционного строя»; признание и гарантированность местного самоуправления Конституцией РФ; самостоятельность при осуществлении своих полномочий; отделение местного самоуправления от государственной власти (ст. 12).

Правовой основой организации и деятельности местного самоуправления служат Конституция РФ, Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями), другие федеральные законы, законы субъектов РФ, уставы муниципальных образований, иные нормативные правовые акты.

Местное самоуправление в РФ — это самостоятельная и под свою ответственность деятельность населения по решению непосредственно или через органы местного самоуправления вопросов местного значения, с учетом интересов населения, его исторических и иных местных традиций.

Правовое государство

Закрепление в Конституции РФ положения о том, что Рос-сия — правовое государство, следует рассматривать как задачу, направленную на построение такого государства.

Правовое государство означает его подчинение праву. Гос-подство права есть высший принцип правового государства. Этот принцип предполагает, прежде всего, верховенство закона, т. е. урегулированность основных общественных отношений во всех сферах жизни именно законом, а не подзаконными актами. Основой российской правовой системы является Конституция, которая, как уже говорилось, имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории РФ. Законы и иные правовые акты не должны противоречить Конституции РФ (ст. 15). Однако этого мало. Для того чтобы закон возглавлял иерархию нормативных правовых актов, он должен отвечать определенным критериям. Во-первых, закон должен адекватно отражать складывающиеся общественные отношения такими, какие они есть на самом деле. Во-вторых, такой закон должен выражать волю общества, граждан. Для выявления этой воли необходимо постоянно проводить социологические опросы, исследования и т. п. Наконец, в-третьих, закон должен отвечать критериям нравственности, быть справедливым.

Характерными чертами правового государства помимо вер-ховенства закона служат: наличие целостной системы законода-тельства, закрепление равенства всех граждан перед законом и независимым судом; внедрение в жизнь принципов социальной справедливости; служение государственных органов всему обществу, а не его части; обязательность опубликования всех законов. Важным ориентиром для построения правового государства в России являются общепризнанные принципы и нормы международного права. В качестве примера приведем документ Копенгагенского совещания Второй конференции ОБСЕ по человеческому измерению, принятый 35 странами в июне 1990 г., где, в частности, зафиксировано, что свободные выборы должны проводиться через разумные промежутки времени путем тайного голосования и в условиях, которые обеспечивают на практике сво-4 бодное выражение мнения избирателями при выборе своих представителей, т. е. осуществление этих условий означает установление в основном демократического государства, ибо правовое государство может существовать только в условиях подлинной демократии, подлинного народовластия.

Важный фактор правового государства — разделение властей на законодательную, исполнительную, судебную.

Наполнение конституционной идеи правового государства реальным содержанием позволит обеспечить в нашей государственной и общественной жизни торжество права, верховенство закона и воплотить тем самым эту идею в практику российской государственности.

Социальное государство

Определение российского государства как социального тоже составляет одну из основ конституционного строя. Конституция РФ (ст. 7) закрепляет главную направленность политики со-циального государства — создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Эта же статья определяет основные направления социальной политики Российской Федерации, а именно: охрана труда и здоровья людей; установление гарантированного минимального размера оплаты труда; обеспечение государственной поддержки семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развитие системы социальных служб; установление государственных пенсий, пособий и иных гарантий социальной защиты.

Таким образом, поставлена задача построения такого госу-дарства, которое отвечало бы всем мировым критериям достойной и свободной жизни человека.

Пока же наша страна находится лишь на начальном этапе такого социального развития. Однако следует иметь в виду, что решение проблем социального государства возможно при наличии политической воли руководства государства и, прежде всего, законодательного органа, который должен установить минимальную заработную плату не микроскопического уровня, а выше минимального прожиточного уровня, как это сделано во всех цивилизованных странах. В равной мере это относится и к пенсиям, которые в среднем в два раза ниже минимального прожиточного уровня.

Светское государство

Закрепление светского характера российского государства (ст. 14 Конституции РФ) означает, во-первых, отсутствие узаконенной, официальной религии — никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной; во-вторых, отделение религиозных объединений от государства; в-третьих, равенство всех религиозных объединений перед зако-HOMJ Эти конституционные положения раскрываются в Федеральном законе от 26 сентября 1997 г. «О свободе совести и религиозных объединениях», который регулирует правоотношения в области прав человека и гражданина на свободу совести и свободу вероисповедания, а также правовое положение религиозных объединений.

Касаясь взаимоотношений государства и религиозных объ-единений, указанный Федеральный закон устанавливает, что государство:

• не вмешивается в определение гражданином своего отно-шения к религии и религиозной принадлежности, в воспи-тание детей родителями в соответствии со своими убеждениями и с учетом права ребенка на свободу совести и свободу вероисповедания;

• не возлагает на религиозные объединения выполнение функций государственных органов и органов местного самоуправления;

• не вмешивается в деятельность религиозных объединений, если она не противоречит данному Федеральному закону;

• обеспечивает светский характер образования в государст-венных и муниципальных образовательных учреждениях.

В этом же Федеральном законе закрепляется, что религиоз-ное объединение:

• создается и осуществляет свою деятельность в соответствии со своей собственной иерархической и институционной структурой;

• не выполняет функций государственных органов и органов местного самоуправления;

• не участвует в деятельности политических партий и движений, не оказывает им материальную и иную помощь.

Отделение религиозных объединений от государства не влечет за собой ограничений прав членов объединений участвовать наравне с другими гражданами в управлении делами государства, в выборах в органы государственной власти и органы местного самоуправления, в деятельности политических партий, движений и других общественных объединений.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 535; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.133.228 (0.04 с.)