Судебный и административный прецедент 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Судебный и административный прецедент



Судебный и административный прецедент как форма права действует в англосаксонских странах. Его родиной является Анг­лия. Правовые системы других стран не признают такую форму права.

Судебный и административный прецедент — это решение суда (административного органа) по конкретному делу, которое впоследствии может быть положено в основу при разрешении аналогичных дел.

Таким образом, указанным органам государства и, прежде всего, суду дается правотворческая функция — суд получает воз­можность создавать новые нормы права.

Система прецедентов в Англии и англосаксонских странах весьма обширна, это сотни и сотни томов. Дело в том, что пре­цеденты в отличие, например, от нормативных правовых актов никогда не отменяются, поэтому они уходят в глубь веков. Из­вестны случаи применения в настоящее время прецедентов,

принятых в XIV в. Во многом это объясняется тем, что суды мо­гут признать дело аналогичным, схожим, которое было рассмот­рено когда-то, а могут не признать. И это несмотря на то, что решения, прецеденты, вынесенные Верховным судом Англии и палатой лордов, обязательны для судов низшего звена.

Решения судов современных государств, не относящихся к англосаксонской правовой системе, не признаются источниками права, равными закону или обычаю. Суд в таких странах не тво­рит право, а применяет уже существующее. Наиболее близок прецеденту механизм восполнения пробела в праве путем анало­гии. Во-первых, суд и тут руководствуется нормами уже имею­щегося права, во-вторых, ищет аналогии в праве. Решения од­них судов могут подражать решениям других судов, но не в силу их обязательности, как при прецедентном праве, а в силу их це­лесообразности, разумности, справедливости. Поэтому судебные решения в ряде случаев оказывали и оказывают определенное влияние на правовую систему.

Несмотря на непрекращающиеся в научной литературе спо­ры о придании силы прецедентов решениям, актам судебной власти и, прежде всего, постановлениям Пленумов Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ, вопрос не может быть решен положительно. И дело не только в том, что этому препятствует действующее законодательство. Его можно изме­нить. Нельзя быстро изменить менталитет народа и даже право­сознание судейского корпуса, которое все еще отстает от требуе­мого уровня, заложенного законодательством.

Нормативный договор

Договор как юридическая конструкция широко используется в правовой системе нашей страны. Так, существует Федератив­ный договор, гражданско-правовые, трудовые, брачные и иные договоры. Однако не все эти договоры представляют собой фор­му права. Так, гражданско-правовые, брачные, трудовые и другие договоры, распространяющие свое действие на определенный, персонифицированный круг лиц, не являются формами права.

Источником права являются нормативные договоры, пред­ставляющие собой соглашение двух и более сторон, в результате которого устанавливаются, изменяются или отменяются нормы

права. Такой договор представляет собой добровольное волеизъ­явление сторон. В отличие от нормативного правового акта, ко­торый является актом одностороннего волеизъявления, норма­тивный договор предполагает добровольность в принятии на себя определенной обязанности.

Нормативные договоры как источники права особенно ши­роко используются в конституционном праве. Союзы государств чаще всего образуются на договорной основе. Например, феде­рации являются обычно результатом соглашений, которые име­ют значение источников права. Так, нормативным признан До­говор об образовании СССР от 30 декабря 1922 г. Нормативное значение имеет Федеративный договор, который был подписан 31 марта 1992 г. полномочными представителями субъектов РФ.

Правовая доктрина

Доктрина означает учение. При определенных условиях пра­вовая доктрина может стать источником права. Мнения ведущих ученых в большинстве правовых систем не образуют право в его истинном значении. Однако роль юридической науки довольно велика. Законодатель обычно учитывает достижения юридиче­ской науки. Роль правовой доктрины трудно переоценить в со­вершенствовании законодательства в целом, выработке правовых понятий, доктринальном толковании норм права.

В то же время истории права известны случаи, когда юриди­ческая доктрина воспринимается как непосредственный источ­ник права. Так, в англоязычных странах судьи нередко обосно­вывают свои решения ссылками на труды ученых. Мусульман­ское право вообще основано на принципе авторитета. В связи с этим заключения древних юристов, знатоков ислама, имеют официальное юридическое значение.

Религиозные тексты

Источником права в ряде государств могут выступать рели­гиозные тексты или своды религиозных правил, обладающих иногда высшей юридической силой, т. е. стоящих выше законов и иных актов, издаваемых государством. В таком аспекте следует говорить, прежде всего, о шариате — своде норм мусульманско­го права.

 

Источники права

В юридической науке понятие «источник права» явля­ется весьма дискуссионным. В научный оборот это поня­тие ввели римские юристы. Известный римский юрист, оратор и государственный деятель Марк Туллий Цицерон (106—43 г. до н.э.) в своей работе «Об ораторе», описывая ответную речь Марка Красса, указывает следующее: «Для всякого, кто ищет основ и источников права, одна кни­жица XII таблиц весом своего авторитета и обилием пользы воистину превосходит все библиотеки всех философов».

А римский историк Тит Ливии (59 г. до н.э. — 17 г. н.э.) в своей работе «История Рима от основания города» назвал законы XII таблиц «источником всего публичного и частного права» в том смысле, что они представляли собой «главную основу действующего права».

Таким образом, понятие источника права уже в антич­ное время активно использовалось многими исследовате­лями в смысле основы, на базе которой получает разви­тие право определенной страны.

Российское право как качественно своеобразная систе­ма имеет свои специфические формы, которые представ­ляют собой совокупность разнообразных юридических источников, способ организации общих правил поведения, регулирующих соответствующие общественные отноше­ния. Это преимущественно нормативные акты, правовые обычаи, нормативные договоры. Выбор формы права обус­ловливает юридическую силу данного регулятора, место и роль в правовой системе, его эффективность.

Различают источники права в трех смыслах: матери­альном, идеологическом и формально-юридическом. Ис­точник права в материальном смысле показывает, откуда появляется право, в чем его первооснова. Речь идет о посто­янно развивающейся и воспроизводящейся системе соци­ально-экономических отношений, материальных и иных потребностях. Этим характеризуется социальная обуслов­ленность права, которая формализуется официальными государственными органами, осуществляющими право­творческую деятельность.

Источник права в идеологическом смысле — это пра­вовое сознание общества, взгляды, идеи, юридические доктрины, под воздействием которых создается право. Господствующая правовая идеология — важнейшая пред­посылка формирования права.

В формально-юридическом смысле источник права пред­ставляет собой внешнюю форму выражения и существо­вания правовых норм. Источники права — исходящие от государства или признаваемые им официально докумен­тальные способы выражения и закрепления норм права, придания им юридического, общеобязательного значения.

Без объективации права в соответствующих внешних формах социальные нормы не могут приобрести качества правовых, невозможно их реальное функционирование. Государство, устанавливая или признавая уже имеющие­ся формы права, наделяет их качествами официальности, обязательности, предусматривает меры государственной защиты.

Официальный, публичный характер источникам права практически придается путем правотворчества, когда нор­мативные документы принимаются (издаются) компетен­тными государственными органами, то есть прямо исхо­дят от государства, и путем санкционирования, когда го­сударственные органы, например суды, в том или ином виде одобряют социальные нормы (обычаи, корпоратив­ные нормы), придают им юридическую силу.

Формам права присущи обязательность (непререкае­мость правовых установлений, беспрекословность их осу­ществления со стороны всех субъектов права), формаль­ная определенность (конкретное, четкое оформление пра­вовых предписаний, выражение их с указанием на соот­ветствующие права, обязанности, последствия невыпол­нения), общеизвестность (информирование о правилах по­ведения, сфере и пределах их действия).

Учитывая конкретные способы выражения (закрепле­ния) формально-определенных правил в качестве обяза­тельных и придания им официального статуса, выделяют

четыре основных формы права: 1) нормативный правовой акт; 2) нормативный договор; 3) правовой обычай; 4) юри­дический прецедент. Все они неразрывно связаны с госу­дарством, поскольку возникли как результат правотвор­ческой деятельности.

Источники права являются не только общими поняти­ями и представлениями, но и своего рода юридическими реальностями — документами, текстами, точными фор­мулировками юридических норм. Поэтому в данной обла­сти так важны приемы и правила обращения с докумен­тами, юридическая техника, знания сугубо практическо­го порядка.

Во всех современных государствах используется преж­де всего такая наиболее четкая и совершенная форма пра­ва, как нормативный правовой акт. Он представляет со­бой правовой акт, который содержит юридические нор­мы. Его отличительные черты: определенное содержание общих правил поведения, писаная, строго документаль­ная форма и особый порядок издания. Нормативный пра­вовой акт придает юридическим нормам официальный статус, юридическую силу.

Нормативные правовые акты в Российской Федерации подвергаются классификации по различным основаниям. Среди основных наиболее распространена классификация нормативных правовых актов по юридической силе. Их делят на законы и подзаконные нормативные правовые акты. В свою очередь каждый из этих видов делится на несколько разновидностей. Например, согласно Консти­туции РФ в нашей стране принимаются следующие виды законов: федеральные конституционные законы, федераль­ные законы, законы субъектов РФ. К числу подзаконных нормативных правовых актов относятся нормативные указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, ведомственные акты.

Другая классификация — по уровням принятия нор­мативных актов. Здесь выделяют нормативные правовые акты органов государственной власти Российской Феде­рации, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, принятые в результате прямого народного волеизъявления.

По степени обобщенности нормативного материала мо­гут встречаться кодификационные акты (кодекс, устав и др.) и акты текущего правотворчества (тематические фе­деральные законы и т. д.).

Достаточно важной является классификация норматив­ных правовых актов по их действию во времени (постоян­ные, временные, исключительные), в пространстве (на всей территории России, на территории какого-либо субъекта РФ, муниципального образования), по кругу субъектов (об­щие и специальные), по направленности действия (акты внутреннего действия, направленные на сотрудников орга­низации, ведомства и акты внешнего действия, направ­ленные на иных лиц).

Выделяется классификация по органам, их издающим: нормативные правовые акты законодательных органов, Президента РФ, исполнительных органов государствен­ной власти, нормативные акты органов местного самоуп­равления, организаций (локальные нормативные право­вые акты).

В правовой системе России существует такой важный источник права, как нормативный договор. Он представ­ляет собой соглашение двух и более субъектов правотвор­чества, которое регулирует между ними отношения путем установления взаимных прав и обязанностей, имеющих нормативный характер. Нормативный договор делает воз­можным взаимный учет и согласование интересов сторон.

Отличительной особенностью нормативного договора от других источников права является то, что он устанавли­вается не властным решением, как нормативный право­вой акт, а добровольным соглашением правотворческих субъектов. Стороны занимают относительно автономное положение. Нормативный договор как специфический источник права отличается более гибким подходом в оп­ределении круга субъектов, имеющих право на его разра­ботку и заключение (компетентный правотворческий орган, трудовой коллектив и т. д.). Вместе с тем юриди­ческую силу нормативному договору в Российской Феде­рации придает все-таки закон, в котором устанавливают­ся виды договоров, круг субъектов, имеющих право на их заключение, процедуры их заключения, исполнения и вза­имной ответственности за их невыполнение.

По критерию действия в пространстве нормативные договоры делят на две основные группы: внутригосудар- ственные договоры и международные договоры. Внутри­государственные договоры, согласно ч. 3 ст. 11 Конститу­ции РФ, имеют свои разновидности: Федеративный дого­вор, заключенный в Москве 31 марта 1992 г.; договоры о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными государственными органами и органами го­сударственной власти субъектов РФ; договоры между орга­нами государственной власти субъектов РФ. Международ­ные договоры Российской Федерации ч. 4 ст. 15 Консти­туции РФ включены в правовую систему России. Между­народный договор РФ представляет собой международное соглашение, заключенное Российской Федерацией с инос­транным государством (или государствами) либо с между­народной организацией в письменной форме и регулируе­мое международным правом, независимо от того, содер­жится такое соглашение в одном документе или в несколь­ких связанных между собой документах, а также незави­симо от его конкретного наименования*.

Международные договоры имеют свои разновидности, от типа регулируемых в них отношений и конкретных об­стоятельств его заключения. Известны такие виды данных актов, как договор, устав, пакт, акт, итоговый документ, хартия, конвенция, соглашение и др., которые обладают относительной однородностью по юридической силе.

Правовой обычай как общеобязательное правило пове­дения, соблюдаемое в силу целесообразности, традиции или привычки и обеспечиваемое мерами государственной защиты выступает исторически первым источником пра­ва. Правовые обычаи — разновидность общегражданских обычаев. Их содержание — это конкретные правила, пред­писывающие строго определенную линию поведения в тех или иных ситуациях. Устойчивость, повторяемость соци­альных связей вызывает возникновение в общественном, групповом и индивидуальном сознании определенных сте­реотипов поведения, не обусловленных какой-либо ярко выраженной личной мотивацией. Правовые обычаи чаще всего прямо не зафиксированы в нормах действующего законодательства.

В современной правовой системе Российской Федера­ции правовой обычай среди других источников права по объему регулирования общественных отношений занима­ет незначительное место. Случаи применения правового обычая зафиксированы в действующем законодательстве. Так, вследствие усложнения реально складывающихся отношений в гражданско-правовой сфере, характеризую­щейся подвижностью и высокой степенью динамичности, законодатель закрепил возможность применения обычаев делового оборота как одной из разновидностей правового обычая в Российской Федерации. Под обычаем делового оборота понимается «сложившееся и широко применяе­мое в какой-либо области предпринимательской деятель­ности правило поведения, не предусмотренное законода­тельством, независимо от того, зафиксировано ли оно в каком-либо документе. Обычаи делового оборота, проти­воречащие обязательным для участников соответствую­щего отношения положениям законодательства или дого­вору, не применяются» (ст. 5 Гражданского кодекса РФ).

Таким образом, к типичным источникам российского права относится нормативный правовой акт. Немаловаж­ное значение имеют нормативный договор и соответству­ющий обычай. Юридический же прецедент, в качестве ко­торого рассматривается судебное или административное решение по конкретному делу, обретающему общеобяза­тельное значение, как самостоятельный источник права у нас отсутствует, хотя и складываются предпосылки к его появлению.

 

Норма права

 

 

Нормативный правовой акт

В одном из постановлений Государственной Думы от 11 но­ября 1996 г. дано определение нормативного правового акта. Нормативный правовой акт — это письменный официальный документ, принятый (изданный) в определенной форме право­творческим органом в пределах его компетенции и направлен­ный на установление или отмену правовых норм.

Это означает, что нормативный правовой акт представляет собой императивный письменный документ, в котором содер­жится нормативно-правовой текст (т. е. не зависящий от воли субъектов, которым он адресован).

Следует подчеркнуть, что не всякий акт является норматив­ным правовым. Например, различные инструкции содержат пра­вила обращения с техникой. Такие инструкции являются норма­тивными, но не правовыми.

Не являются нормативными правовыми актами акты право­охранительных органов, например приговоры судов. Они «пра­вовые», но не нормативные.

Нормативный правовой акт обладает рядом специфических признаков (см. схему 4), а именно:

• это письменный документ, имеющий определенную струк­туру. Он отличается специальным языком, использованием специальных терминов, наличием установленных реквизи­тов (дата, номер, наименование и т. п.);

• издается уполномоченными на то органами государства, субъектами. Их правомочие на издание нормативных пра­вовых актов устанавливается законодательством. Каждый субъект в определенной форме (формах) акта воплощает свои предписания (например, Президент РФ издает только указы и распоряжения, Правительство РФ — постановле­ния и распоряжения и т. д.);

• издается органами государства (субъектами) в пределах их компетенции, которая установлена в соответствующих юридических актах. Так, компетенция органов государственной власти разных уровней в общих чертах определена в ст. 71—73 Конституции РФ;

• выражает волю общества, класса, определенной социаль­ной общности. В нем закрепляются цель и задачи, на ре­шение которых он направлен. В нем выражены социаль­ные интересы;

• входит в единую систему законодательства, осуществляет правовое регулирование в соответствии с едиными целями и задачами;

• предназначен для регулирования общественных отноше­ний.

Юридическая сила нормативных правовых актов определяет­ся тем, какой орган государства (субъект) издал его и какое ме­сто этот орган занимает в системе государственных органов. Так, закон занимает верхнюю строчку в иерархии нормативных пра­вовых актов, обладает высшей юридической силой, потому что принимается Государственной Думой — законодательным и представительным органом (первичным органом), формируемым народом и получающим свои полномочия непосредственно от народа.

 

Понятие нормы права

Как было отмечено, правовая норма — важнейший вид со­циальных норм. При этом правовая норма, обладая всеми каче­ствами социальных норм, имеет особые, присущие только ей черты, определяемые их неразрывной связью с государством.

Правовая норма — первичный и вместе с тем основной эле­мент системы права, обладающая всеми ее признаками. Она со­держится в нормативных правовых и иных актах, источниках права, принимаемых государственными органами. Имеет статус общеобязательного правила поведения. Ее реализация, как уже говорилось выше, обеспечивается государством, его принуди­тельной силой.

Как всякий элемент системы права, норма права выступает как обособленное явление. Она обладает только ей присущими признаками, имеет определенное содержание, структуру.

Содержание представляет собой правило поведения, адресо­ванное субъектам. Условие — это жизненное обстоятельство, в которых данная норма действует. Санкция предусматривает от­ветственность обязанного субъекта в случае, если он не выпол­няет обязательств перед другим, управомоченным субъектом. Та­ким образом построено большинство норм права.

Норма права, регулируя общественные отношения, превра­щает их в правоотношения и при этом отражает наиболее важные их свойства. Такие правоотношения возникают между индивида­ми, которые становятся субъектами права, по их добровольному согласию. Например, лицо может вступить в правоотношения с продавцом товара, заключив с ним договор купли-продажи, а мо­жет этого не делать, либо в любой момент отказаться от покупки, не заключив, таким образом, указанного договора. Поэтому лю­бое правоотношение, в том числе и указанное, может возникнуть только при одном условии — оно должно полностью соответст­вовать норме права, всем ее признакам.

Нарушение тем или иным способом нормы права влечет не­гативные последствия — отказ государства защищать права управомоченного субъекта, привлечение к ответственности обя­занного субъекта, не выполняющего своих обязанностей.

Таким образом, можно дать следующее определение понятия правовой нормы: норма права — это обязательное правило пове­дения, выраженное государством в принимаемых им актах, обес­печенное в случае необходимости государством и направленное на регулирование общественных отношений.

Норма права обладает рядом специфических признаков. Прежде всего следует назвать такой признак, как норматив­ность. Нормативность отражает типичность социальных процес­сов, поэтому один из признаков нормативности означает на­правленность нормы права на регулирование определенного вида общественных отношений, а не конкретного, индивидуаль­ного отношения. Такая норма не имеет определенного адресата и рассчитана на бесконечное число случаев ее применения, т. е. она применяется всякий раз, когда возникают соответствующие общественные отношения. Например, правовая норма, регули­рующая отношения купли-продажи, будет применяться всякий раз, когда стороны вступают в соответствующие отношения. Та­кая норма применяется бесчисленное количество раз ежедневно, регулируя тем самым определенный вид или тип общественных отношений. Субъекты этих отношений — покупатель и прода­вец — определяются абстрактно.

Норма права всегда веление государства, поэтому предпола­гается обязательность правовых предписаний, их неукоснитель­ность. Обязательность и неукоснительность поддерживаются си­лой государственного принуждения.

Норма права носит предоставительно-обязывающий харак­тер, т. е. предоставляет одному субъекту право, а на другого воз­лагает корреспондирующую этому праву обязанность.

Следует иметь в виду, что не все правовые нормы являются правилами поведения. Есть нормы-принципы, нормы-дефиниции, закрепляющие правовые понятия, и т. п. Так, ст. 1 Консти­туции РФ гласит: «Российская Федерация — Россия есть демо­кратическое федеративное правовое государство с республикан­ской формой правления». Здесь нет правила поведения. Это декларация, но, несмотря на это, данная норма не теряет своего свойства быть правовой нормой.

Структура нормы права

Норма права имеет собственное содержание и структуру (см. схему 5). Составные части нормы права обеспечивают ее реаль­ное действие, ее назначение как регулятора общественных отно­шений. Как правило, норма права имеет три элемента: гипотезу, диспозицию, санкцию.

Гипотеза отвечает на вопрос: когда, при каких обстоятельст­вах следует руководствоваться данной нормой. Например, нор­мой, регулирующей отношения купли-продажи, следует руковод­ствоваться в том случае, если заключен договор купли-продажи.

В зависимости от разновидности отношений, которые регу­лируются нормами права, гипотезы бывают простыми, сложны­ми, альтернативными.

Если в правовой норме указано только одно жизненное об­стоятельство (если заключен договор найма жилого помещения, если заключен договор купли-продажи и т. п.), такая гипотеза будет простой.

Если в гипотезе указываются два и более жизненных обстоя­тельств, которые следует учитывать при реализации правовой нормы, такая гипотеза называется сложной. Гипотеза будет аль­тернативной, если можно руководствоваться каким-либо одним жизненным обстоятельством, закрепленным в правовой норме. Например, в ст. 109 п. 1 Конституции РФ сказано, что Государ­ственная Дума может быть распущена Президентом РФ в случа­ях, предусмотренных ст. 111 и 117 Конституции РФ. Для ее рос­пуска достаточно одного из трех оснований, указанных в ст. 111 и 117 Конституции РФ.

Диспозиция — центральная, главная часть правовой нормы. Диспозиция:

1) формулирует само правило поведения;

2) называет субъектов (покупатель и продавец, заказчик и подрядчик, наниматель и наймодатель и т. д.);

3) закрепляет за одним субъектом право, за другим — обя­занность.

В большинстве норм диспозиция по своему содержанию яв­ляется предоставительно-обязывающей. Одним субъектам она предоставляет права, других субъектов одновременно обязывает совершить определенные действия по реализации предоставлен­ного права.

Запретительные диспозиции не закрепляют каких-либо прав, устанавливая лишь обязанности субъектам воздержаться от со­вершения запрещаемых действий, т. е. диспозиция, норма права реализуется тогда, когда субъекты, граждане ведут себя пассив­но. Такие диспозиции содержатся в запрещающих нормах и, прежде всего, в нормах уголовного и административного законо­дательства. В отличие от предоставительно-обязывающих нор­мы-запреты подлежат безусловному соблюдению. Здесь запреты действуют без каких-либо правоотношений и лучше для общест­ва и отдельных лиц, когда они не возникают.

Есть такой вид правовых норм, как обязывающие. Соответ­ственно обязывающей будет и диспозиция правовой нормы. В таких диспозициях устанавливаются обязанности какого-либо субъекта совершить определенные действия. Это будет уже не пассивное поведение, как в запрещающих нормах, а активное. Например, врач обязан совершить активное действие по оказанию помощи больному, работник милиции обязан предотвра­тить правонарушение, Президент РФ обязан подписать феде­ральный конституционный закон в установленный срок, если он не принят палатами Федерального Собрания, предусмотренным Конституцией РФ квалифицированным большинством каждой палаты.

Санкция правовой нормы представляет ту ее часть, которая указывает на последствия нарушения правовой нормы обязан­ным субъектом, не выполняющим своей обязанности. С помо­щью санкций государство выражает свое негативное отношение к нарушениям нормы права, к нарушителям.

Это отношение выражается с помощью карательных мер либо восстановления нарушенного права.

Благодаря правовосстановительным санкциям устраняются полностью или частично негативные последствия правонаруше­ния: отменяется нормативный правовой акт, нарушающий права человека, незаконно уволенный работник восстанавливается на работе, пострадавшему от кражи возвращаются похищенные вещи либо возмещается их стоимость и т. п.

Штрафные, или карательные, санкции применяются к нару­шителям соответствующей нормы права. Перечень таких мер за­крепляется санкцией нормы права. В числе этих мер предусмат­риваются штраф, выговор, взыскание материального ущерба, конфискация имущества, административный арест на срок до 15 суток, ограничение свободы, лишение свободы на определенный срок и т. п. Санкция повышает действенность правовой нормы, создает дополнительные стимулы для ее реализации.

нормы, содержащие правила поведения, нормы общего назначе­ния и специальные.

Исходные нормы (которых особенно много в Конститу­ции РФ) представляют собой общие начала законодательства. В них определяются цели, задачи, принципы, методы правового регулирования.

Важную функциональную роль играют нормы, закрепляю­щие принципы права. Законодательство не может обойтись без норм-дефиниций, содержащих определение правовых понятий (это понятие гражданства, понятие преступления, умысла, неос­торожности, правонарушения и т. п.). Отсутствие четких дефи­ниций, понятий снижает общий уровень законодательства, вы­зывает различные толкования правовых норм, затрудняет их применение на практике.

Фактическими регуляторами общественных отношений яв­ляются нормы — правила поведения. Об этом достаточно под­робно говорилось при рассмотрении структуры правовой нормы.

Нормы общего назначения содержатся, как правило, в об­щей части закона и распространяются на все его нормы, право­вые институты.

Те нормы, которые регулируют определенный вид общест­венных отношений (например, гражданство, договор подряда) и сосредоточены в правовом институте, называются специальны­ми нормами.

Наиболее важным для практического применения, совер­шенствования законодательства является разделение норм права по предмету правового регулирования (см. схему 6). По этому ос­нованию выделяются нормы конституционного, гражданского, уголовного, трудового и других отраслей права. Эти нормы под­разделяются на материальные и процессуальные. Последние но­сят организационно-процедурный характер, предусматривают формы, методы, порядок применения, реализации норм матери­ального права. Процессуальные нормы имеют вторичное значе­ние по отношению к нормам материального права — уголов­но-процессуальные нормы к нормам уголовного права, граждан­ско-процессуальные — по отношению к нормам гражданского права и т. д.

^/ Из всех отраслей права к процессуальным относятся лишь три — уголовно-процессуальное^ право, уголовный процесс, гра­жданско-процессуальное право (гражданский процесс) и арбит- ражно-процессуальное право (арбитражный процесс). Осталь­ные отрасли права — материальные. Называются они так пото­му, что регулируют общественные отношения, возникающие на основе экономических отношений, составляющие основу жизни общества.

По методу правового регулирования нормы подразделяются на диспозитивные (в том числе поощрительные и рекоменда­тельные) и императивные—

По форме выражения нормы делятся на управомочивающие, обязывающие, запрещающие. Управомочивающие (содержащие дозволения) нормы предоставляют субъектам право определен­ных действий. Обязывающие нормы закрепляют обязанность со­вершения определенных положительных действий. Позитивное обязывание выражается в тексте словами «обязан», «должен».

Цель закрепляющих норм — предотвратить возможные не­желательные действия, могущие причинить ущерб обществен- ным интересам. Запрещающие нормы всегда предполагают оп­ределенные ограничения и сформулированы в запрещающих нормах прямо, четко, что выражается в словах: «запрещается», «не вправе». В уголовном законодательстве запрет выражен опи­санием состава преступления («кража есть тайное похищение чу­жого имущества»).

Нормы могут подразделяться на нормы закона, подзаконных актов, т. е. по субъекту правотворчества.

По сфере действия нормы делятся на нормы общего дейст­вия, ограниченного и локальные нормы.

Следует иметь в виду, что логическая структура правовой нормы может не совпадать с текстом статьи нормативного пра­вового акта. Наука выработала три способа изложения правовых норм в статьях закона и других нормативных правовых актов.

Наиболее распространенным является прямой способ изло­жения, когда в статье нормативного правового акта излагаются все три элемента правовой нормы.

Например, согласно ст. 174 Гражданского кодекса РФ «По­следствия ограничения полномочий на совершение сделки», если полномочия лица на совершение сделки ограничены дого­вором (гипотеза), то выйти за пределы сделки нельзя (диспози­ция). Но если это произойдет, сделка может быть признана су­дом недействительной (санкция).

Отсылочный способ применяется в тех случаях, когда в тек­сте имеются не все элементы правовой нормы и содержатся от­сылки к другим статьям этого же нормативного правового акта. Так, в ст. 109 Конституции РФ сказано, что Государственная Дума может быть распущена Президентом РФ в случаях, преду­смотренных ст. 111 и 117 Конституции РФ.

Бланкетный способ изложения означает также отсылку, но в отличие от отсылочного способа изложения правовой нормы здесь имеет место отсылка к другому нормативному правовому акту. Например, применить норму Уголовного кодекса РФ о на­рушении правил судовождения морских судов, повлекшем тяж­кие последствия, можно лишь уяснив эти правила.

То же можно сказать и о применении соответствующих норм Уголовного кодекса РФ о нарушении правил дорожного движе­ния. Сами правила находятся в другом нормативном правовом акте.

 


Основная классификация правовых норм

 

 

 

 

 

             
                 
  По предмету   По функциональ-   По методу
  регулирования   ному назначению   регулирования
  Конституционные Материальные Диспозитивные,
  Административные Финансовые   Процессуальные   в том числе поощрительные
  Гражданские   и рекомендательные
  Трудовые и др.   Императивные
По субъекту   По форме   По сфере  
правотворчества   выражения   действия  
Нормы законов Управомочивающие Общего действия  
Нормы подзаконных   Обязывающие   Ограниченного  
актов   Запрещающие   действия Локальные  
                         

Схема 6. Виды правовых норм

 

Классификация норм права

В любой стране действует огромное количество норм и если их не упорядочить, не классифицировать по каким-либо основа­ниям, то они не будут выполнять те функции, которые на них возлагаются.

Наука права и практика выработали различные основания классификации правовых норм. Так, их существенным призна­ком являются функциональные критерии. По функциям, кото­рые выполняют правовые нормы, выделяются исходные нормы,



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 1174; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 44.200.23.133 (0.099 с.)