Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Судебный и административный прецедент↑ Стр 1 из 19Следующая ⇒ Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Судебный и административный прецедент как форма права действует в англосаксонских странах. Его родиной является Англия. Правовые системы других стран не признают такую форму права. Судебный и административный прецедент — это решение суда (административного органа) по конкретному делу, которое впоследствии может быть положено в основу при разрешении аналогичных дел. Таким образом, указанным органам государства и, прежде всего, суду дается правотворческая функция — суд получает возможность создавать новые нормы права. Система прецедентов в Англии и англосаксонских странах весьма обширна, это сотни и сотни томов. Дело в том, что прецеденты в отличие, например, от нормативных правовых актов никогда не отменяются, поэтому они уходят в глубь веков. Известны случаи применения в настоящее время прецедентов, принятых в XIV в. Во многом это объясняется тем, что суды могут признать дело аналогичным, схожим, которое было рассмотрено когда-то, а могут не признать. И это несмотря на то, что решения, прецеденты, вынесенные Верховным судом Англии и палатой лордов, обязательны для судов низшего звена. Решения судов современных государств, не относящихся к англосаксонской правовой системе, не признаются источниками права, равными закону или обычаю. Суд в таких странах не творит право, а применяет уже существующее. Наиболее близок прецеденту механизм восполнения пробела в праве путем аналогии. Во-первых, суд и тут руководствуется нормами уже имеющегося права, во-вторых, ищет аналогии в праве. Решения одних судов могут подражать решениям других судов, но не в силу их обязательности, как при прецедентном праве, а в силу их целесообразности, разумности, справедливости. Поэтому судебные решения в ряде случаев оказывали и оказывают определенное влияние на правовую систему. Несмотря на непрекращающиеся в научной литературе споры о придании силы прецедентов решениям, актам судебной власти и, прежде всего, постановлениям Пленумов Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ, вопрос не может быть решен положительно. И дело не только в том, что этому препятствует действующее законодательство. Его можно изменить. Нельзя быстро изменить менталитет народа и даже правосознание судейского корпуса, которое все еще отстает от требуемого уровня, заложенного законодательством. Нормативный договор Договор как юридическая конструкция широко используется в правовой системе нашей страны. Так, существует Федеративный договор, гражданско-правовые, трудовые, брачные и иные договоры. Однако не все эти договоры представляют собой форму права. Так, гражданско-правовые, брачные, трудовые и другие договоры, распространяющие свое действие на определенный, персонифицированный круг лиц, не являются формами права. Источником права являются нормативные договоры, представляющие собой соглашение двух и более сторон, в результате которого устанавливаются, изменяются или отменяются нормы права. Такой договор представляет собой добровольное волеизъявление сторон. В отличие от нормативного правового акта, который является актом одностороннего волеизъявления, нормативный договор предполагает добровольность в принятии на себя определенной обязанности. Нормативные договоры как источники права особенно широко используются в конституционном праве. Союзы государств чаще всего образуются на договорной основе. Например, федерации являются обычно результатом соглашений, которые имеют значение источников права. Так, нормативным признан Договор об образовании СССР от 30 декабря 1922 г. Нормативное значение имеет Федеративный договор, который был подписан 31 марта 1992 г. полномочными представителями субъектов РФ. Правовая доктрина Доктрина означает учение. При определенных условиях правовая доктрина может стать источником права. Мнения ведущих ученых в большинстве правовых систем не образуют право в его истинном значении. Однако роль юридической науки довольно велика. Законодатель обычно учитывает достижения юридической науки. Роль правовой доктрины трудно переоценить в совершенствовании законодательства в целом, выработке правовых понятий, доктринальном толковании норм права. В то же время истории права известны случаи, когда юридическая доктрина воспринимается как непосредственный источник права. Так, в англоязычных странах судьи нередко обосновывают свои решения ссылками на труды ученых. Мусульманское право вообще основано на принципе авторитета. В связи с этим заключения древних юристов, знатоков ислама, имеют официальное юридическое значение. Религиозные тексты Источником права в ряде государств могут выступать религиозные тексты или своды религиозных правил, обладающих иногда высшей юридической силой, т. е. стоящих выше законов и иных актов, издаваемых государством. В таком аспекте следует говорить, прежде всего, о шариате — своде норм мусульманского права.
Источники права В юридической науке понятие «источник права» является весьма дискуссионным. В научный оборот это понятие ввели римские юристы. Известный римский юрист, оратор и государственный деятель Марк Туллий Цицерон (106—43 г. до н.э.) в своей работе «Об ораторе», описывая ответную речь Марка Красса, указывает следующее: «Для всякого, кто ищет основ и источников права, одна книжица XII таблиц весом своего авторитета и обилием пользы воистину превосходит все библиотеки всех философов». А римский историк Тит Ливии (59 г. до н.э. — 17 г. н.э.) в своей работе «История Рима от основания города» назвал законы XII таблиц «источником всего публичного и частного права» в том смысле, что они представляли собой «главную основу действующего права». Таким образом, понятие источника права уже в античное время активно использовалось многими исследователями в смысле основы, на базе которой получает развитие право определенной страны. Российское право как качественно своеобразная система имеет свои специфические формы, которые представляют собой совокупность разнообразных юридических источников, способ организации общих правил поведения, регулирующих соответствующие общественные отношения. Это преимущественно нормативные акты, правовые обычаи, нормативные договоры. Выбор формы права обусловливает юридическую силу данного регулятора, место и роль в правовой системе, его эффективность. Различают источники права в трех смыслах: материальном, идеологическом и формально-юридическом. Источник права в материальном смысле показывает, откуда появляется право, в чем его первооснова. Речь идет о постоянно развивающейся и воспроизводящейся системе социально-экономических отношений, материальных и иных потребностях. Этим характеризуется социальная обусловленность права, которая формализуется официальными государственными органами, осуществляющими правотворческую деятельность. Источник права в идеологическом смысле — это правовое сознание общества, взгляды, идеи, юридические доктрины, под воздействием которых создается право. Господствующая правовая идеология — важнейшая предпосылка формирования права. В формально-юридическом смысле источник права представляет собой внешнюю форму выражения и существования правовых норм. Источники права — исходящие от государства или признаваемые им официально документальные способы выражения и закрепления норм права, придания им юридического, общеобязательного значения. Без объективации права в соответствующих внешних формах социальные нормы не могут приобрести качества правовых, невозможно их реальное функционирование. Государство, устанавливая или признавая уже имеющиеся формы права, наделяет их качествами официальности, обязательности, предусматривает меры государственной защиты. Официальный, публичный характер источникам права практически придается путем правотворчества, когда нормативные документы принимаются (издаются) компетентными государственными органами, то есть прямо исходят от государства, и путем санкционирования, когда государственные органы, например суды, в том или ином виде одобряют социальные нормы (обычаи, корпоративные нормы), придают им юридическую силу. Формам права присущи обязательность (непререкаемость правовых установлений, беспрекословность их осуществления со стороны всех субъектов права), формальная определенность (конкретное, четкое оформление правовых предписаний, выражение их с указанием на соответствующие права, обязанности, последствия невыполнения), общеизвестность (информирование о правилах поведения, сфере и пределах их действия). Учитывая конкретные способы выражения (закрепления) формально-определенных правил в качестве обязательных и придания им официального статуса, выделяют четыре основных формы права: 1) нормативный правовой акт; 2) нормативный договор; 3) правовой обычай; 4) юридический прецедент. Все они неразрывно связаны с государством, поскольку возникли как результат правотворческой деятельности. Источники права являются не только общими понятиями и представлениями, но и своего рода юридическими реальностями — документами, текстами, точными формулировками юридических норм. Поэтому в данной области так важны приемы и правила обращения с документами, юридическая техника, знания сугубо практического порядка. Во всех современных государствах используется прежде всего такая наиболее четкая и совершенная форма права, как нормативный правовой акт. Он представляет собой правовой акт, который содержит юридические нормы. Его отличительные черты: определенное содержание общих правил поведения, писаная, строго документальная форма и особый порядок издания. Нормативный правовой акт придает юридическим нормам официальный статус, юридическую силу. Нормативные правовые акты в Российской Федерации подвергаются классификации по различным основаниям. Среди основных наиболее распространена классификация нормативных правовых актов по юридической силе. Их делят на законы и подзаконные нормативные правовые акты. В свою очередь каждый из этих видов делится на несколько разновидностей. Например, согласно Конституции РФ в нашей стране принимаются следующие виды законов: федеральные конституционные законы, федеральные законы, законы субъектов РФ. К числу подзаконных нормативных правовых актов относятся нормативные указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, ведомственные акты. Другая классификация — по уровням принятия нормативных актов. Здесь выделяют нормативные правовые акты органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, принятые в результате прямого народного волеизъявления. По степени обобщенности нормативного материала могут встречаться кодификационные акты (кодекс, устав и др.) и акты текущего правотворчества (тематические федеральные законы и т. д.). Достаточно важной является классификация нормативных правовых актов по их действию во времени (постоянные, временные, исключительные), в пространстве (на всей территории России, на территории какого-либо субъекта РФ, муниципального образования), по кругу субъектов (общие и специальные), по направленности действия (акты внутреннего действия, направленные на сотрудников организации, ведомства и акты внешнего действия, направленные на иных лиц). Выделяется классификация по органам, их издающим: нормативные правовые акты законодательных органов, Президента РФ, исполнительных органов государственной власти, нормативные акты органов местного самоуправления, организаций (локальные нормативные правовые акты). В правовой системе России существует такой важный источник права, как нормативный договор. Он представляет собой соглашение двух и более субъектов правотворчества, которое регулирует между ними отношения путем установления взаимных прав и обязанностей, имеющих нормативный характер. Нормативный договор делает возможным взаимный учет и согласование интересов сторон. Отличительной особенностью нормативного договора от других источников права является то, что он устанавливается не властным решением, как нормативный правовой акт, а добровольным соглашением правотворческих субъектов. Стороны занимают относительно автономное положение. Нормативный договор как специфический источник права отличается более гибким подходом в определении круга субъектов, имеющих право на его разработку и заключение (компетентный правотворческий орган, трудовой коллектив и т. д.). Вместе с тем юридическую силу нормативному договору в Российской Федерации придает все-таки закон, в котором устанавливаются виды договоров, круг субъектов, имеющих право на их заключение, процедуры их заключения, исполнения и взаимной ответственности за их невыполнение. По критерию действия в пространстве нормативные договоры делят на две основные группы: внутригосудар- ственные договоры и международные договоры. Внутригосударственные договоры, согласно ч. 3 ст. 11 Конституции РФ, имеют свои разновидности: Федеративный договор, заключенный в Москве 31 марта 1992 г.; договоры о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными государственными органами и органами государственной власти субъектов РФ; договоры между органами государственной власти субъектов РФ. Международные договоры Российской Федерации ч. 4 ст. 15 Конституции РФ включены в правовую систему России. Международный договор РФ представляет собой международное соглашение, заключенное Российской Федерацией с иностранным государством (или государствами) либо с международной организацией в письменной форме и регулируемое международным правом, независимо от того, содержится такое соглашение в одном документе или в нескольких связанных между собой документах, а также независимо от его конкретного наименования*. Международные договоры имеют свои разновидности, от типа регулируемых в них отношений и конкретных обстоятельств его заключения. Известны такие виды данных актов, как договор, устав, пакт, акт, итоговый документ, хартия, конвенция, соглашение и др., которые обладают относительной однородностью по юридической силе. Правовой обычай как общеобязательное правило поведения, соблюдаемое в силу целесообразности, традиции или привычки и обеспечиваемое мерами государственной защиты выступает исторически первым источником права. Правовые обычаи — разновидность общегражданских обычаев. Их содержание — это конкретные правила, предписывающие строго определенную линию поведения в тех или иных ситуациях. Устойчивость, повторяемость социальных связей вызывает возникновение в общественном, групповом и индивидуальном сознании определенных стереотипов поведения, не обусловленных какой-либо ярко выраженной личной мотивацией. Правовые обычаи чаще всего прямо не зафиксированы в нормах действующего законодательства. В современной правовой системе Российской Федерации правовой обычай среди других источников права по объему регулирования общественных отношений занимает незначительное место. Случаи применения правового обычая зафиксированы в действующем законодательстве. Так, вследствие усложнения реально складывающихся отношений в гражданско-правовой сфере, характеризующейся подвижностью и высокой степенью динамичности, законодатель закрепил возможность применения обычаев делового оборота как одной из разновидностей правового обычая в Российской Федерации. Под обычаем делового оборота понимается «сложившееся и широко применяемое в какой-либо области предпринимательской деятельности правило поведения, не предусмотренное законодательством, независимо от того, зафиксировано ли оно в каком-либо документе. Обычаи делового оборота, противоречащие обязательным для участников соответствующего отношения положениям законодательства или договору, не применяются» (ст. 5 Гражданского кодекса РФ). Таким образом, к типичным источникам российского права относится нормативный правовой акт. Немаловажное значение имеют нормативный договор и соответствующий обычай. Юридический же прецедент, в качестве которого рассматривается судебное или административное решение по конкретному делу, обретающему общеобязательное значение, как самостоятельный источник права у нас отсутствует, хотя и складываются предпосылки к его появлению.
Норма права
Нормативный правовой акт В одном из постановлений Государственной Думы от 11 ноября 1996 г. дано определение нормативного правового акта. Нормативный правовой акт — это письменный официальный документ, принятый (изданный) в определенной форме правотворческим органом в пределах его компетенции и направленный на установление или отмену правовых норм. Это означает, что нормативный правовой акт представляет собой императивный письменный документ, в котором содержится нормативно-правовой текст (т. е. не зависящий от воли субъектов, которым он адресован). Следует подчеркнуть, что не всякий акт является нормативным правовым. Например, различные инструкции содержат правила обращения с техникой. Такие инструкции являются нормативными, но не правовыми. Не являются нормативными правовыми актами акты правоохранительных органов, например приговоры судов. Они «правовые», но не нормативные. Нормативный правовой акт обладает рядом специфических признаков (см. схему 4), а именно: • это письменный документ, имеющий определенную структуру. Он отличается специальным языком, использованием специальных терминов, наличием установленных реквизитов (дата, номер, наименование и т. п.); • издается уполномоченными на то органами государства, субъектами. Их правомочие на издание нормативных правовых актов устанавливается законодательством. Каждый субъект в определенной форме (формах) акта воплощает свои предписания (например, Президент РФ издает только указы и распоряжения, Правительство РФ — постановления и распоряжения и т. д.); • издается органами государства (субъектами) в пределах их компетенции, которая установлена в соответствующих юридических актах. Так, компетенция органов государственной власти разных уровней в общих чертах определена в ст. 71—73 Конституции РФ; • выражает волю общества, класса, определенной социальной общности. В нем закрепляются цель и задачи, на решение которых он направлен. В нем выражены социальные интересы; • входит в единую систему законодательства, осуществляет правовое регулирование в соответствии с едиными целями и задачами; • предназначен для регулирования общественных отношений. Юридическая сила нормативных правовых актов определяется тем, какой орган государства (субъект) издал его и какое место этот орган занимает в системе государственных органов. Так, закон занимает верхнюю строчку в иерархии нормативных правовых актов, обладает высшей юридической силой, потому что принимается Государственной Думой — законодательным и представительным органом (первичным органом), формируемым народом и получающим свои полномочия непосредственно от народа.
Понятие нормы права Как было отмечено, правовая норма — важнейший вид социальных норм. При этом правовая норма, обладая всеми качествами социальных норм, имеет особые, присущие только ей черты, определяемые их неразрывной связью с государством. Правовая норма — первичный и вместе с тем основной элемент системы права, обладающая всеми ее признаками. Она содержится в нормативных правовых и иных актах, источниках права, принимаемых государственными органами. Имеет статус общеобязательного правила поведения. Ее реализация, как уже говорилось выше, обеспечивается государством, его принудительной силой. Как всякий элемент системы права, норма права выступает как обособленное явление. Она обладает только ей присущими признаками, имеет определенное содержание, структуру. Содержание представляет собой правило поведения, адресованное субъектам. Условие — это жизненное обстоятельство, в которых данная норма действует. Санкция предусматривает ответственность обязанного субъекта в случае, если он не выполняет обязательств перед другим, управомоченным субъектом. Таким образом построено большинство норм права. Норма права, регулируя общественные отношения, превращает их в правоотношения и при этом отражает наиболее важные их свойства. Такие правоотношения возникают между индивидами, которые становятся субъектами права, по их добровольному согласию. Например, лицо может вступить в правоотношения с продавцом товара, заключив с ним договор купли-продажи, а может этого не делать, либо в любой момент отказаться от покупки, не заключив, таким образом, указанного договора. Поэтому любое правоотношение, в том числе и указанное, может возникнуть только при одном условии — оно должно полностью соответствовать норме права, всем ее признакам. Нарушение тем или иным способом нормы права влечет негативные последствия — отказ государства защищать права управомоченного субъекта, привлечение к ответственности обязанного субъекта, не выполняющего своих обязанностей. Таким образом, можно дать следующее определение понятия правовой нормы: норма права — это обязательное правило поведения, выраженное государством в принимаемых им актах, обеспеченное в случае необходимости государством и направленное на регулирование общественных отношений. Норма права обладает рядом специфических признаков. Прежде всего следует назвать такой признак, как нормативность. Нормативность отражает типичность социальных процессов, поэтому один из признаков нормативности означает направленность нормы права на регулирование определенного вида общественных отношений, а не конкретного, индивидуального отношения. Такая норма не имеет определенного адресата и рассчитана на бесконечное число случаев ее применения, т. е. она применяется всякий раз, когда возникают соответствующие общественные отношения. Например, правовая норма, регулирующая отношения купли-продажи, будет применяться всякий раз, когда стороны вступают в соответствующие отношения. Такая норма применяется бесчисленное количество раз ежедневно, регулируя тем самым определенный вид или тип общественных отношений. Субъекты этих отношений — покупатель и продавец — определяются абстрактно. Норма права всегда веление государства, поэтому предполагается обязательность правовых предписаний, их неукоснительность. Обязательность и неукоснительность поддерживаются силой государственного принуждения. Норма права носит предоставительно-обязывающий характер, т. е. предоставляет одному субъекту право, а на другого возлагает корреспондирующую этому праву обязанность. Следует иметь в виду, что не все правовые нормы являются правилами поведения. Есть нормы-принципы, нормы-дефиниции, закрепляющие правовые понятия, и т. п. Так, ст. 1 Конституции РФ гласит: «Российская Федерация — Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления». Здесь нет правила поведения. Это декларация, но, несмотря на это, данная норма не теряет своего свойства быть правовой нормой. Структура нормы права Норма права имеет собственное содержание и структуру (см. схему 5). Составные части нормы права обеспечивают ее реальное действие, ее назначение как регулятора общественных отношений. Как правило, норма права имеет три элемента: гипотезу, диспозицию, санкцию. Гипотеза отвечает на вопрос: когда, при каких обстоятельствах следует руководствоваться данной нормой. Например, нормой, регулирующей отношения купли-продажи, следует руководствоваться в том случае, если заключен договор купли-продажи. В зависимости от разновидности отношений, которые регулируются нормами права, гипотезы бывают простыми, сложными, альтернативными. Если в правовой норме указано только одно жизненное обстоятельство (если заключен договор найма жилого помещения, если заключен договор купли-продажи и т. п.), такая гипотеза будет простой. Если в гипотезе указываются два и более жизненных обстоятельств, которые следует учитывать при реализации правовой нормы, такая гипотеза называется сложной. Гипотеза будет альтернативной, если можно руководствоваться каким-либо одним жизненным обстоятельством, закрепленным в правовой норме. Например, в ст. 109 п. 1 Конституции РФ сказано, что Государственная Дума может быть распущена Президентом РФ в случаях, предусмотренных ст. 111 и 117 Конституции РФ. Для ее роспуска достаточно одного из трех оснований, указанных в ст. 111 и 117 Конституции РФ. Диспозиция — центральная, главная часть правовой нормы. Диспозиция: 1) формулирует само правило поведения; 2) называет субъектов (покупатель и продавец, заказчик и подрядчик, наниматель и наймодатель и т. д.); 3) закрепляет за одним субъектом право, за другим — обязанность. В большинстве норм диспозиция по своему содержанию является предоставительно-обязывающей. Одним субъектам она предоставляет права, других субъектов одновременно обязывает совершить определенные действия по реализации предоставленного права. Запретительные диспозиции не закрепляют каких-либо прав, устанавливая лишь обязанности субъектам воздержаться от совершения запрещаемых действий, т. е. диспозиция, норма права реализуется тогда, когда субъекты, граждане ведут себя пассивно. Такие диспозиции содержатся в запрещающих нормах и, прежде всего, в нормах уголовного и административного законодательства. В отличие от предоставительно-обязывающих нормы-запреты подлежат безусловному соблюдению. Здесь запреты действуют без каких-либо правоотношений и лучше для общества и отдельных лиц, когда они не возникают. Есть такой вид правовых норм, как обязывающие. Соответственно обязывающей будет и диспозиция правовой нормы. В таких диспозициях устанавливаются обязанности какого-либо субъекта совершить определенные действия. Это будет уже не пассивное поведение, как в запрещающих нормах, а активное. Например, врач обязан совершить активное действие по оказанию помощи больному, работник милиции обязан предотвратить правонарушение, Президент РФ обязан подписать федеральный конституционный закон в установленный срок, если он не принят палатами Федерального Собрания, предусмотренным Конституцией РФ квалифицированным большинством каждой палаты. Санкция правовой нормы представляет ту ее часть, которая указывает на последствия нарушения правовой нормы обязанным субъектом, не выполняющим своей обязанности. С помощью санкций государство выражает свое негативное отношение к нарушениям нормы права, к нарушителям. Это отношение выражается с помощью карательных мер либо восстановления нарушенного права. Благодаря правовосстановительным санкциям устраняются полностью или частично негативные последствия правонарушения: отменяется нормативный правовой акт, нарушающий права человека, незаконно уволенный работник восстанавливается на работе, пострадавшему от кражи возвращаются похищенные вещи либо возмещается их стоимость и т. п. Штрафные, или карательные, санкции применяются к нарушителям соответствующей нормы права. Перечень таких мер закрепляется санкцией нормы права. В числе этих мер предусматриваются штраф, выговор, взыскание материального ущерба, конфискация имущества, административный арест на срок до 15 суток, ограничение свободы, лишение свободы на определенный срок и т. п. Санкция повышает действенность правовой нормы, создает дополнительные стимулы для ее реализации. нормы, содержащие правила поведения, нормы общего назначения и специальные. Исходные нормы (которых особенно много в Конституции РФ) представляют собой общие начала законодательства. В них определяются цели, задачи, принципы, методы правового регулирования. Важную функциональную роль играют нормы, закрепляющие принципы права. Законодательство не может обойтись без норм-дефиниций, содержащих определение правовых понятий (это понятие гражданства, понятие преступления, умысла, неосторожности, правонарушения и т. п.). Отсутствие четких дефиниций, понятий снижает общий уровень законодательства, вызывает различные толкования правовых норм, затрудняет их применение на практике. Фактическими регуляторами общественных отношений являются нормы — правила поведения. Об этом достаточно подробно говорилось при рассмотрении структуры правовой нормы. Нормы общего назначения содержатся, как правило, в общей части закона и распространяются на все его нормы, правовые институты. Те нормы, которые регулируют определенный вид общественных отношений (например, гражданство, договор подряда) и сосредоточены в правовом институте, называются специальными нормами. Наиболее важным для практического применения, совершенствования законодательства является разделение норм права по предмету правового регулирования (см. схему 6). По этому основанию выделяются нормы конституционного, гражданского, уголовного, трудового и других отраслей права. Эти нормы подразделяются на материальные и процессуальные. Последние носят организационно-процедурный характер, предусматривают формы, методы, порядок применения, реализации норм материального права. Процессуальные нормы имеют вторичное значение по отношению к нормам материального права — уголовно-процессуальные нормы к нормам уголовного права, гражданско-процессуальные — по отношению к нормам гражданского права и т. д. ^/ Из всех отраслей права к процессуальным относятся лишь три — уголовно-процессуальное^ право, уголовный процесс, гражданско-процессуальное право (гражданский процесс) и арбит- ражно-процессуальное право (арбитражный процесс). Остальные отрасли права — материальные. Называются они так потому, что регулируют общественные отношения, возникающие на основе экономических отношений, составляющие основу жизни общества. По методу правового регулирования нормы подразделяются на диспозитивные (в том числе поощрительные и рекомендательные) и императивные— По форме выражения нормы делятся на управомочивающие, обязывающие, запрещающие. Управомочивающие (содержащие дозволения) нормы предоставляют субъектам право определенных действий. Обязывающие нормы закрепляют обязанность совершения определенных положительных действий. Позитивное обязывание выражается в тексте словами «обязан», «должен». Цель закрепляющих норм — предотвратить возможные нежелательные действия, могущие причинить ущерб обществен- ным интересам. Запрещающие нормы всегда предполагают определенные ограничения и сформулированы в запрещающих нормах прямо, четко, что выражается в словах: «запрещается», «не вправе». В уголовном законодательстве запрет выражен описанием состава преступления («кража есть тайное похищение чужого имущества»). Нормы могут подразделяться на нормы закона, подзаконных актов, т. е. по субъекту правотворчества. По сфере действия нормы делятся на нормы общего действия, ограниченного и локальные нормы. Следует иметь в виду, что логическая структура правовой нормы может не совпадать с текстом статьи нормативного правового акта. Наука выработала три способа изложения правовых норм в статьях закона и других нормативных правовых актов. Наиболее распространенным является прямой способ изложения, когда в статье нормативного правового акта излагаются все три элемента правовой нормы. Например, согласно ст. 174 Гражданского кодекса РФ «Последствия ограничения полномочий на совершение сделки», если полномочия лица на совершение сделки ограничены договором (гипотеза), то выйти за пределы сделки нельзя (диспозиция). Но если это произойдет, сделка может быть признана судом недействительной (санкция). Отсылочный способ применяется в тех случаях, когда в тексте имеются не все элементы правовой нормы и содержатся отсылки к другим статьям этого же нормативного правового акта. Так, в ст. 109 Конституции РФ сказано, что Государственная Дума может быть распущена Президентом РФ в случаях, предусмотренных ст. 111 и 117 Конституции РФ. Бланкетный способ изложения означает также отсылку, но в отличие от отсылочного способа изложения правовой нормы здесь имеет место отсылка к другому нормативному правовому акту. Например, применить норму Уголовного кодекса РФ о нарушении правил судовождения морских судов, повлекшем тяжкие последствия, можно лишь уяснив эти правила. То же можно сказать и о применении соответствующих норм Уголовного кодекса РФ о нарушении правил дорожного движения. Сами правила находятся в другом нормативном правовом акте.
Основная классификация правовых норм
Схема 6. Виды правовых норм
Классификация норм права В любой стране действует огромное количество норм и если их не упорядочить, не классифицировать по каким-либо основаниям, то они не будут выполнять те функции, которые на них возлагаются. Наука права и практика выработали различные основания классификации правовых норм. Так, их существенным признаком являются функциональные критерии. По функциям, которые выполняют правовые нормы, выделяются исходные нормы,
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 1290; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.217.26.8 (0.012 с.) |