Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Разграничение исполнительной и судебной власти.

Поиск

Разграничение исполнительной и судебной власти.

Речь идёт о правоприменительной деятельности. Ею занимаются все государственные органы. Также все ветви власти вправе принимать индивидуальные акты применения права. Однако наибольшее значение имеют исполнительные и судебные органы. Прежде всего, сажем то, что на долю исполнительной власти выпадает наибольшее количество случаев, в которых необходимо рассматривать конкретные дела и привлекать лицо к позитивной или негативной ответственности

Им же принадлежит на основе закона инициатива возбуждать такой процесс (в рамках контрольной или надзорной деятельности).

Однако им присущ очень узкий круг деятельности – управление (администрирование).

Они работают только в сфере административного права и в смежных с ним частях других отраслей. Также можно отметить то, что органов, занимающихся индивидуальными делами, достаточно много. Практически каждое ведомство имеет свой круг полномочий по принятию решений по определённым индивидуальным делам.

Суды также имеют большой объём рассматриваемых дел. При этом рассмотрение индивидуальных случаев, в отличие от органов исполнительной власти, есть основная обязанность суда. Права самостоятельного возбуждения процесса суды не имеют, они рассматривают дела по заявлению заинтересованной стороны или соответствующих государственных органов, в том числе и административных. Зато они правомочны рассматривать любой правовой спор, в том числе и относящийся к сфере административного права; при этом сила их решения выше, чем сила решения административного органа. Система судов является строго упорядоченной и функционально разграниченной, при этом сравнительно небольшой. Для судов характерна особая форма процесса разрешения дел, которая предохраняет суд от неправильного решения, обеспечивает независимость судебного решения. Кроме того, суду не присуща та иерархия, которая есть у исполнительных органов: вышестоящий суд не может просто отменить решение нижестоящего, ему требуется особый процесс проверки вынесенного решения. Также можно отметить особый правовой статус судьи.

Потому можно сказать, что основная линия разграничения идёт по линии административного права. Если исполнительный орган правомочен рассмотреть некий вопрос, то, скорее всего, именно он будет заниматься этим.

Исторические предпосылки права.

Социальное регулирование человеческого общества идёт от возникновения самого человека. При первобытнообщинном строе основным регулятором общественных отношений были обычаи, закреплявшие наиболее рациональные, полезные способы поведения. Они заменили собой инстинкты. Глобальное похолодание времени неолита заставило человека не только переходить на производящую экономику, но и усложнять собственное поведение. Чтобы сохранить выбранное поведение, создавался свод мононорм, который впоследствии усваивался каждым членом общества. Они включали в себя элементы религии, обычаев, морали и (в современном понимании) права. Очевидно, что при необходимости мог собираться “совет старейшин”, т. е. опытнейших людей, лучше знающих и трактующих соответствующие нормы. Так, постепенно, стали формироваться зачатки государства. Впоследствии, при становлении производящей экономики и появлении избыточного продукта, появлялись новые нормы о порядке распределения общественного продукта. К моменту выделения государства уже существовал свод правил, которые регулировали различные стороны человеческой жизни. Государство, таким образом, появилось позже права, и имело целью реализовывать право, охранять общественные отношения. Сам этот свод права считался в обществе справедливым, однако в классовом обществе неизбежно возникали конфликты, которые государство гасило, охраняя сложившийся порядок. В государствах восточного типа прообразом государства стал “совет старейшин”, который наряду с “советом военачальников” присутствовал на этапе военной демократии; он вырос в систему государственного управления; нормы права в таком государстве оставались тесно связанными с нормами религии и нравственности и были преимущественно казуальными, что было обусловлено практикой работы “совета старейшин”. В уникальных государствах “совет старейшин” был заменён богатейшими представителями господствующего класса (“новая аристократия”), которые стремились сформировать право с выгодой для себя, вне иных общественных установлений, что повлекло выделение права как такового и известную его абстракцию; так как властные структуры не были закрытыми, в них происходила ротация, сельскую аристократию стала заменять торговая; кроме того, классовая дифференциация поначалу была небольшой, и тот же класс земледельцев поначалу представлял большое количество примерно равных по возможностям людей, что обусловило возникновение народных сборов на территориях жительства людей (город-государство), как правило, в местах их наибольшего скопления (торговая площадь), что и породило первичные институты демократии. Такие сборы заставляли аристократию прислушиваться к остальной части народа и принимать определённые правовые нормы, соответствовавшие их требованиям. В дальнейшем институты государства и права совершенствовались.

Признаки права.

Право – это обусловленная природой человека и общества и выражающая свободу личности система социального регулирования, которой присуща нормативность, системность, формальная определённость и обеспеченная государством принудительная сила.

Признаки: 1) Общеобязательность. Право обязательно для всех, кому оно адресовано, и в равной степени. 2) Нормативность. Право состоит из норм властного характера. 3) Формальная определённость. Нормы права имеют внешнюю форму выражения – нормативно-правовой акт. 3) Системность права. Право есть системное образование, на общественные отношения воздействует комплекс норм. 4) Принудительная сила государства. Право исходит от государства, то есть принимается, санкционируется государством. Государство – основной субъект правотворческой деятельности. 5) Многократность применения. Право – абстрактно, и может применяться неоднократно к различным случаям жизни, носящим определённые в праве объективные и субъективные признаки. 6) Справедливость содержания юридических норм. Право идёт из общества, отражает его понятия справедливости, правильности.

Функции права.

Функции права – это основные направления его воздействия на общественные отношения, определяемые его сущностью и социальным назначением.

Основные функции права в соответствии с его предназначением таковы:

регулятивная – упорядочение общественных отношений путем закрепления существующих общественных связей и порядков (статистическая регулятивная функция; например, фиксирование правомочий собственника по владению, пользованию и распоряжению вещами) и обеспечения активного поведения тех или иных субъектов (динамическая регулятивная функция; например, возложение обязанности платить налоги);

охранительная – установление мер юридической защиты и юридической ответственности, порядка их возложения и исполнения.

Поскольку социальные нормы воздействуют на общественные отношения, то функции права совпадают с функциями других социальных норм по своим целям. Поэтому экономическая, политическая, идеологическая функции права могут рассматриваться как общесоциальные в отличие от специально-юридических.

Все функции права реализуются единственно возможным способом: путем установления меры дозволенного и обязательного поведения, т.е. посредством определения конкретных прав и обязанностей членов общества.

Функции права как понятие научно раскрывает необходимую, непосредственную связь между сущностью права и реальными общественными отношениями, на которые оно воздействует. Их реализация есть переход от “должного” в общественных отношениях к действительному.

 

 

Социальное значение права.

Право является не только необходимостью и средством социального регулирования, но и благом, имеющим социальную ценность. Только право обладает такими свойствами, благодаря которым можно ввести в социальную жизнь всеобщую, стабильную, строгую по содержанию, гарантированную систему типовых масштабов поведения, функционирующих постоянно и непрерывно во времени. Право является одним из главных инструментов, способных обеспечить организованность общественной жизни, начала общественной дисциплины, действенность социального управления.

Социальная ценность права состоит в его способности упорядочивать общественные отношения наиболее эффективным способом. Этой же задачей занимаются и другие социальные нормы: моральные, религиозные, этические и т.п. Но воздействие права отличается специфичностью и достигает наибольшего результата.

Для достижения правом идеалов социальной справедливости большое значение имеет правотворчество. Право, закрепляя общие для всего общества модели поведения, осуществляет типизацию общественных отношений. Оно обладает универсальным всеобщим характером и в равной степени предназначено всякому и любому члену любой социальной группы на территории государства.

В обществе право выступает в качестве стабилизирующего фактора. Вместе с тем социальная ценность права состоит в том, что абсолютно неразумные, устаревшие предписания могут устраняться с соблюдением специальных процедур. Несправедливый обычай сам постепенно угасает, а устаревшие прецеденты и нормативные акты государственные органы изменяют и даже отменяют. В этом смысле консерватизм иных видов социальных норм препятствует их обновлению и развитию.

Право выступает важнейшим средством межгосударственного, общения. Право наиболее сильно взаимодействует с государством, выступая одновременно его основанием и результатом деятельности. Государство по отношению к праву выступает его источником, правотворческой силой и одновременно его гарантом. Право может выполнять стоящие перед ним задачи в силу государственной поддержки. Государство обладает средствами и механизмами для его защиты.

Социальная ценность права состоит также в его содержании, закрепившем культурно-исторические достижения человечества. Право обладает сильным побудительным потенциалом. Оно содержит механизм поощрения за активное правомерное поведение, наказания за противоправное поведение.

Обобщая сказанное, можно сказать, что социальная ценность права состоит в: определенности содержания; закреплении справедливости и равенства; культурно-информационном потенциале; гарантированности силой государственной защиты; коммуникативных возможностях; рациональности, разумности, целесообразности, волевом характере; равенстве масштабов поведения; динамизме и стабильности.

Право и мораль.

Мораль (нравственность) – совокупность взглядов, суждений и соответствующих норм поведения людей, выражающих оценку деяний по критериям добра и зла, справедливости и несправедливости, чести, совести, долга – тому, что обществом поощряется, а что отвергается.

В соотношении права и морали следует находить общие черты, различия, взаимодействие, противоречия.

А. Право и мораль – явления нормативные, содержат общие правила поведения, возникают в соответствии с волей и сознанием людей, регулируют общественные отношения, соответствуют типу культуры и социальной организации общества.

Б. Мораль и право различаются по следующим позициям.

1. Мораль исходит от общества. Право формируется государством, субъектами правотворческой деятельности.

2. Мораль складывается в сознании людей, она не институционализирована.

Право оформляется в официальных письменных источниках: нормативных актах, юридических прецедентах и т. п.

3. Мораль – это принципы, представления, оценки поведения людей.

Право обладает свойством формальной определенности, определяет вид и меру возможного, вид и меру обязанного поведения, вид и меру неблагоприятных последствий в случаях правонарушений.

4. К моральным критериям оценок относятся добро и зло, честь и бесчестие, справедливость и несправедливость. Правовые – правомерность и противоправность, наказуемость, подсудность и др.

5. Нормы морали начинают действовать по мере их осознания, освоения и принятия людьми с учетом сохраняющихся различий в моральных оценках. Нормы права вступают в действие, приобретают юридическую силу в строго определенное законодательством время и независимо от субъективного отношения к ним субъектов права.

6. Стержневая ценность морали состоит в самоограничении индивида. Основной постулат морали, ее золотое правило – «Поступай с другими так, как ты желаешь, чтобы другие поступали с тобой». В праве стержневая ценность состоит в законодательном самоограничении государства.

7. Сферы регулирования морали и права пересекаются, но не совпадают.

8. Мораль обеспечивается, прежде всего, внутренней самооценкой (совестью), а также неблагоприятной реакцией окружения (обществом). Право обеспечивается потенциальной принудительной силой государства.

В. Мораль и право взаимодействуют.

1. Имеют совместный предмет регулирования в части, не касающейся несовпадения.

2. Моральные оценки проникают в право, правовое регулирование, юридическую практику через правосознание.

3. Мораль становится критерием в процессе реформирования правовой системы.

4. Право через стимулы, ограничения может способствовать формированию новых моральных ценностей, восстановлению чувства достоинства, чести, автономности, самодостаточности. Взаимодействие права и моральных оценок является средством снятия противоречий между ними.

Содержание правоотношений.

Содержание правоотношений составляет субъективные права и юридические обязанности. В такой характеристике принято различать: фактическое содержание правоотношений – само фактическое отношение, в котором реализуются права и обязанности лиц и юридическое содержание правоотношения – возможность совершения определенных действий управомоченных лиц, обязанность совершения действий или воздержания от действий в интересах управомоченных лиц.

Субъективное право – вид и мера возможного поведения субъекта правоотношения. Оно раскрывается в правомочиях:

а) праве на положительные действия;

б) праве требования от обязанной стороны совершения действий или воздержания от действий в интересах

управомоченного лица;

в) праве притязания – приведения в действие принудительного механизма для обеспечения исполнения юридической обязанности со стороны обязанного лица.

Юридическая обязанность – вид и мера обязанного поведения субъекта правоотношения. Она раскрывается:

а) в обязанности совершить действия в интересах управомоченного лица;

б) в обязанности воздержаться от совершения действий в интересах управомоченного лица;

в) в обязанности не препятствовать лицу осуществлять деятельность на законных основаниях;

г) в обязанности нести юридическую ответственность за совершенное правонарушение.

Субъективное право, как и субъективная обязанность, представляет собой конкретизацию объективного права к конкретной жизненной ситуации и персонифицированному субъекту. Поэтому субъективное право – это то, что представляет управомоченный субъект обязанному лицу. Другими словами, субъективные права и обязанности – это то, что может (при наличии желания), обязан или что запрещено сделать персонифицированному лицу в конкретной жизненной ситуации.

Важным обстоятельством, характеризующим содержание правоотношения, является корреспонденция прав и обязанностей, выражающаяся во взаимной направленности действий.

 

Виды правоотношений.

Многообразие конкретных правоотношений предполагает необходимость их классификации по различным основаниям:

1) по отраслевой принадлежности, т. е. в зависимости от предмета правового регулирования правоотношения подраздел-ся на конституционные, административные, уголовно-правовые, финансовые, гражданские и т. д.;

2) в зависимости от функциональной роли правоотношения делятся на общерегулятивные, регулятивные и охранительные. Первые возникают на основе норм конституционного права и принадлежат всем субъектам независимо от их пола, возраста, национальности и пр. Это право на труд, образование, на защиту чести и достоинства и др. Основой регулятивных правоотношений являются нормы права или договор. Регулятивные правоотношения предусматривают общие права и конкретные субъективные юридические права и обязанности. Отношения такого рода составляют фундамент правопорядка. Охранительные правоотношения связаны с государственным принуждением, реализацией юридической ответственности и защитой субъективных прав. Они складываются на основе охранительных юридических норм;

3) в зависимости от характера правоотношений выделяют материальные (трудовые, финансовые, гражданские и т. д.) и процессуальные (уголовно-процессуальные, гражданско-процессуальные и др.);

4) по характеру юридической обязанности правоотношения бывают активные и пассивные. Правоотношения активного типа складываются на основе обязывающих норм и связаны с необходимостью совершить определенные действия в пользу управомоченного (правоотношения займа, в налоговых правоотношениях - обязанность уплатить налог).

Основой пассивных правоотношений являются управомочивающие и запрещающие нормы. Они характеризуются обязанностью воздержаться от действий, запрещенных нормами права.

Управомоченное лицо совершает положительные действия, а обязанное воздерживается от нежелательного для контрагента поведения, не препятствуя ему в реализации правомочий;

5) в зависимости от состава участников различают простые правоотношения, возникающие между двумя субъектами (правоотношения купли-продажи, договор о единоличной услуге), и сложные, складывающиеся между несколькими или даже неограниченным числом субъектов (правоотношение отбывания уголовного наказания);

6) по целям воздействия правоотношения подразделяются на статические, цель которых - закрепить сложившиеся общественные отношения, и динамические, призванные вызвать прогрессивные изменения в регулируемых общественных отношениях.

7) в зависимости от продолжительности действия правоотношения бывают кратковременными (правоотношения мены) и долговременными (правоотношения гражданства);

8) по степени конкретизации, определенности субъектов выделяют абсолютные, относительные и общие правоотношения. В абсолютных правоотношениях точно определена лишь одна сторона - носитель субъективного права, например собственник вещи. Остальные - обязанные лица, они всякий раз меняются и должны уважать право управомоченной стороны и не чинить никаких препятствий его реализации.

В относительных правоотношениях конкретно определены все субъекты (например, должник и кредитор, продавец и покупатель, истец и ответчик). Общие правоотношения выражают юридические связи более высокого уровня между государством и гражданами, а также последних между собой по поводу гарантирования и осуществления основных прав и свобод личности (право на жизнь, честь, достоинство, безопасность и т. п.), а также обязанностей (соблюдать законы, правопорядок).

Юридические факты.

Юридические фактыэто такие фактические, жизненные обстоятельства, которые необходимы для возникновения, изменения и прекращения правоотношений. Они часто указываются в гипотезе юридической нормы, т. е. в условиях действия правила поведения, если мы говорим о законе. Критерием деления юридических фактов на виды является их связь с волей участников правоотношений. Вот по этому критерию, по их связи с волей участников правоотношений юридические факты делятся на действия и события. Действия делятся на юридические акты и юридические поступки. Юридические акты – это правомерные действия, совершаемые только праводееспособными лицами, которые порождают возникновение, изменение или прекращение правоотношений. Юридические акты, в свою очередь, делятся на односторонние юридические акты (например, завещание), двусторонние правомерные действия – их участники должны быть праводееспособными лицами (например, договоры купли-продажи или найма), а также те юридические акты, которые может совершить одно лицо за другое. Здесь мы сталкиваемся с таким институтом, как представительство, т. е. правомерные действия, совершаемые одним субъектом за других.

Юридические поступки – это такие правомерные действия, которые совершаются необязательно дееспособными лицами. Например, малолетние дети могут совершать юридически значимые поступки. Юридический поступок имеет место и в таких случаях, когда человек, признанный частично дееспособным или недееспособным, является автором произведения.

Разновидностью юридических фактов являются события. Если действие – это сознательное волевое поведение (деятельность) граждан, организаций, то события – это такие жизненные обстоятельства, которые не зависят от воли и сознания людей (естественная смерть человека, стихийные бедствия – пожар, землетрясение, наводнение, ураган и т. д.). События в качестве юридического факта могут быть относительными и абсолютными. Относительные события – это те события, которые произошли независимо от воли участников правоотношения, но повлекшие за собой его изменение или прекращение. Абсолютное событие – стихийное бедствие как юридический факт порождает правоотношение, но оно не зависит ни от чьей воли.

Презумпции - это предположения о наличии или отсутствии юридически значимых явлений, подтвержденных правоприменительной практикой. Юридические фикции - фактически несуществующие явления и события, которые признаются правом существующим и имеющим юридическое значение (признание гражданина безвестно отсутствующим, объявление гражданина умершим).

Субъекты правоотношений.

Субъекты правовых отношений – это лица (индивидуальные, коллективные), которые участвуют в правоотношениях как носители субъектных прав и юридических обязанностей.

Субъекты правоотношений подразделяются на индивидуальные и коллективные. Индивидуальные субъекты (физические лица) – это граждане, иностранцы, лица без гражданства, лица с двойным гражданством. Коллективные субъекты – это государственные органы, негосударственные организации, хозяйственные общества, другие коммерческие и некоммерческие организации, государство в целом.

Негосударственные организации участвуют в правоотношениях как юридические лица и как выполняющие вспомогательную работу (например, родительский комитет школы по делу о лишении родительских прав).

Субъекты права участвуют в правоотношениях при наличии правосубъектности – способности лица быть субъектом правоотношений. Правосубъектность складывается из правоспособности, дееспособности, деликтоспособности.

Правоспособность – способность лица иметь права и исполнять юридические обязанности. Правоспособность начинается от рождения лица (учреждения для юридического лица) и заканчивается смертью (ликвидацией). Дееспособность – способность лица своими действиями осуществлять принадлежащие ему права и исполнять юридические обязанности.

Дееспособность физических лиц может быть неполной (зависит от возраста), полной (с 18 лет), ограниченной, отсутствующей.

Лицо может быть ограничено в дееспособности судом вследствие злоупотребления спиртными напитками или наркотическими средствами, что ставит семью в тяжёлое материальное положение. Над ним устанавливается попечительство. Лицо, которое вследствие психического расстройства не может понимать значение своих действий или руководить ими, может быть признано судом недееспособным. Для юридических лиц правоспособность и дееспособность по времени возникновения и прекращения совпадают.

Деликтоспособность (способность на деликт) – способность лица нести ответственность за совершенное правонарушение. Для физических лиц общая деликтоспособность начинается с 16 лет. В уголовном праве по некоторым преступлениям – с 14 лет.

 

 

Эффективность права.

Под эффективностью права понимается результативность правового воздействия. Она характеризуется прежде всего отношением между фактическим результатом действия юридических норм и той социальной целью, для достижения которой эти нормы были изданы.

Вопрос об эффективности права может быть рассмотрен с точки зрения его социальной эффективности. В целом оценка социальной эффективности права исходит из характеристики права с "качественной" стороны. Общим показателем социальной эффективности права выступает здесь его социальная результативность, его ценностный эффект в организации социальной жизни и под этим углом зрения состояние законности, уровень правопорядка.

Возможна количественная оценка эффективности права, когда в качестве исходного момента при определении ряда основных параметров социальной эффективности права используется показатель, который с фактической стороны свидетельствует о том, достигли или нет данные нормы нужного эффекта. В этом случае речь идет о фактической эффективности, которая выражается соотношением между фактически достигнутым, действительным результатом и той непосредственной, ближайшей целью, для достижения которой были приняты соответствующие нормы. Сопоставляя непосредственные цели правовых норм с фактическим результатом их действиям, можно количественно, математически измерить их эффективность.

Для характеристики эффективности права с качественной стороны используют, наряду с фактической эффективностью, и некоторые другие критерии, в частности, обоснованность и целесообразность, полезность и экономичность. Обоснованность и целесообразность - это условия и требования, осуществление которых необходимо для того, чтобы нормы права достигали высокого положительного результата в процессе регулирования. Чем обоснованнее и целесообразнее содержание правовых норм, тем более они эффективны. Эта сторона оценки социальной эффективности касается прежде всего правотворчества - какова степень научной обоснованности норм, их соответствия потребностям общественного развития, своевременность их издания; степень учета общественного мнения; учтены ли законодателем все возможные последствия разрабатываемых норм и т.д. Экономичность - это положительная эффективность (полезность) юридических норм, которая уточнена с учетом количества затраченной на всех стадиях механизма правового регулирования, материальных средств, человеческой энергии, времени, а также иных показателей.

Одним из важных общих показателей социальной эффективности права являются результативность работы юридических органов, состояние юридической практики, выявленные в ней недостатки и трудности в решении юридических вопросов, фактические возможности юридических органов в их преодолении.

Формы реализации права.

Реализация правовых норм – это такое поведение субъектов права, в котором воплощаются предписания правовых норм (правомерное поведение), практическая деятельность людей по осуществлению прав и выполнению обязанностей.

Реализация права есть непосредственный результат правового регулирования, конкретное его проявление в общественной жизни.

Реализация права как процесс может быть охарактеризована с объективной и субъективной стороны.

Поскольку норма права, являющаяся правилом поведения, представляет собой единство гипотезы, диспозиции и санкции, то ее содержание предусматривает два уровня (или способа) реализации:

- реализация диспозиции в правомерном поведении;

- реализация санкции через принудительное воздействие на правонарушителя, осуществляемое государственной властью при противоправном поведении субъекта права.

Нормы права по характеру предписываемого ими поведения могут быть: обязывающими, запрещающими и управомочивающими. Очевидно, что они воплощаются в соответствующем поведении.

Субъекты права, например, дарят, меняют, покупают и продают принадлежащие им на праве собственности вещи, используя диспозиции соответствующих норм (норм договоров дарения, мены, купли-продажи).

Таким образом, использование, исполнение и соблюдение - формы реализации права.

Использование – форма реализации права, которая выражается в осуществлении возможностей, вытекающих из дозволений.

Характерная черта данной формы - активное поведение субъектов, причем оно касается субъективных прав на свое собственное активное поведение, на использование предоставленных правом юридических возможностей (использование, например, юридического права распоряжаться объектом собственности, избирательными правами).

Исполнение – форма реализации, которая выражается в действиях субъектов по осуществлению обязывающего правового предписания.

Характерная черта исполнения - активное поведение субъектов: они совершают действия, предписанные юридическими нормами, т.е. выполняют возложенные на них обязанности к активному поведению.

Соблюдение – форма реализации, выраженная в поведении субъектов, соответствующем юридическим запретам.

Характерная черта данной формы - пассивное поведение субъектов: они не совершают действий, запрещенных юридическими нормами, т.е. выполняют возложенные на них пассивные обязанности.

Стадии правоприменения.

Правоприменительная деятельность (как и другие формы государственно-властной деятельности) характеризуется сквозь призму конструкции «юридическая процессуальная форма». Среди компонентов структуры правоприменения можно обособить:

1. Субъектный состав правоприменительного процесса – это, прежде всего, органы государства, должностные лица и другие субъекты, управомоченные делать эту работу, а также другие, участвующие в деле лица: свидетели, эксперты, истцы и др.

2. Правоприменительные производства – производство дознания, предварительное расследование уголовных дел и др., а также исковое производство, производство из административных правоотношений и др. Здесь усматривается предметная сторона правоприменительного процесса.

3. Процедурную сторону правоприменительной деятельности и её стадии. Они характеризуются как такие этапы осуществления правоприменительной работы, которые имеют существенное значение для её результатов.

Называют следующие стадии правоприменения:

а) стадию юридического анализа фактических обстоятельств дела. Здесь совершается ряд процессуальных действий для получения доказательств. Это опрос свидетелей, назначение экспертиз, осмотр места происшествия, изучение документов и др. Необходимо, чтобы доказательства правоприменитель получал из законных источников;

б) выбора нормы права, подлежащей применению. Правоприменитель, здесь ищет официальный текст нормы права (Российская газета, Собрание законодательства РФ), удостоверяется в доброкачественности информации: не было ли новой редакции нормы права, не отменена ли она в ходе правотворческих работ;

в) толкования нормы права: уяснения смысла нормативного предписания, поиск официального разъяснения данного нормативного предписания;

г) вынесения решения по делу правоприменительного акта, в котором закрепляются выводы по делу. Это решение суда, приговор суда, приказ директора и др.

4. Результативный компонент правоприменительного процесса формируется как совокупность актов поднормативного регулирования общественных отношений, определяющих персональные права, юридические обязанности, а также вид и меру возложенного на правонарушителя бремени юридической ответственности.

5. Правообеспечительный компонент в структуре правоприменительного процесса выступает как юридическая процессуальная ответственность. Чаще всего для правоприменителя процессуальная ответственность выступает как угроза отмены решения за неквалифицированную работу, издержки в оценке фактических обстоятельств дела и др., т.е. в случаях процессуальных правонарушений.

Официальное

- официальное легальное (разяснение юридической нормы, даваемое уполномоченным на то органом и являющееся в силу этого обязательным для подчиненных органов и должностных лиц либо в некоторых случаях даже общеобязательным).

- аутентичное (разъяснение, исходящее от органа, который установил данную правовую норму.

Неофициальное (разъяснение исходящие от тех или иных лиц, не наделенных официальными полномочиями давать обязательные разъяснения правовых норм, не имеет юридической силы.

- доктриальное (от ученых-теоретиков и юристов-практиков)

- профессиональное

- обыденное

Официальное толкование может быть нормативным (разъяснение общего характера, имеющее ввиду определенную категорию дел) и казуальным (обязательное разъяснение нормы права применительно к конкретному случаю (казусу), и обязательно только для решения дела, в отношении которого дано).

Толкование-интерпретация необходимо в том случае, если на лицо формальное несовершенство закона, т.е. недостатки в юридическом оформлении мысли законодателя или несоответствие между содержанием закона и логической формой его выражения.

Истолкование нормы права в точном соответствии со смыслом текста статьи закона называется буквальным, или адекватным, толкованием.

Если необходимо истолковать норму несколько уже или шире буквального смысла статьи, то истолкование называется ограничительным или расширенным.

В процессе толкования правовых норм большое значение имеют акты толкования – интерпретационные акты, которые содержат конкретизирующие нормативные предписания, разъясняющие юридические нормы.

В ТГП различаются два вида актов толкования:

- интерпретационные акты правотворчества (нормативные юридические акты, изданные в порядке аутентичного или легального толкования);

- интерпретационные акты правоприменения (специфические правовые акты, содержащие правила применения норм права, сформулированные в результате обобщения опыта их жизнедеятельности.

 

Понятие источника права.

Мнения об определении источника права различны. Под источником чего-либо понимается прежде всего некое начало, стартовая точка, обуславливающий фактор. Соответственно, право в различных его пониманиях может иметь и различные понимания источников. Так, несомненно, что право, как и государство, появилось и развивается в результате изменений в экономических условий. Экономика обуславливает различные сферы жизни общества, в том числе и соответствующие уровню экономического развития формы управления. Право, таким образом, имеет своим источником материальные условия, производственные отношения внутри общества. Кроме того, под источником права могут пониматься причины обязательности норм права, то есть государство как организация публичной власти, обладающая репрессивным аппаратом, и общество, которое наделяет государство властью, придаёт ему и, следовательно, праву, легитимный характер. Об источниках права говорят также в плане познания права и называют соответственно исторические памятники пава, данные археологии, труды юристов и т. д. Однако есть и более узкий смысл понятия “источник права”, указывающий на то, чем практика руководствуется в решении юридичес



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-22; просмотров: 587; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.186.27 (0.015 с.)