Особенности российского правосознания, особенности российской правовой культуры. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Особенности российского правосознания, особенности российской правовой культуры.



Правовая культура воплощает качественную сторону правосознания и институтов правовой системы, характеризующихся ценностными показателями всех ее компонентов, восприимчивостью к общечеловеческим достояниям свободы, равенства, справедливости.

1. Если правосознание персонифицировано в освоении и осознании права, правовых явлений индивидами, социальными общностями, обществом в целом, то правовая культура являет качественную сторону, но не только правового мышления людей, но и состояния институтов, нормативного компонента, правопорядка.

2. Если правосознание включает интеллектуально-психологические и поведенческие аспекты, процессы, то правовая культура имеет большую степень «материализации» в правовых текстах, качестве правовой деятельности, ее эффективности, целесообразности.

3. Если для правосознания доминирует оценочно-опережающее назначение, то правовая культура демонстрирует достояние, способность к восприятию общецивилизационных ценностей всех правовых явлений.

4. Правосознание, наконец, динамично, а правовая культура консервативна.

Для правосознания и правовой культуры в условиях системных преобразований в России характерна переходность состояния, несформированность. Это дает о себе знать в сохранении правового нигилизма, правового фетишизма, даже негативизма по отношению к праву.

Правовой нигилизм – это в целом скептически-отрицательное осознание и оценивание права и правовых явлений, а то и прямое игнорирование права в поведенческой плоскости (правовой негативизм).

Правовой фетишизм – это другая крайность в реальном состоянии правосознания и правовой культуры. Она связана с переоценкой возможностей права, убеждением – достаточно принять хороший закон, и все проблемы общества будут решены.

В основе и первого, и второго лежат причины и исторически сложившиеся условия:

– слабость российских юридических традиций;

– нестабильность общества и переходная государственность;

– непрофессионализм и неквалифицированная работа в структурах власти и правоохранительных органах;

– произвол чиновников и всплеск преступности.

Преодоление правового нигилизма, правового фетишизма и других издержек состояния правосознания связано с длительной и кропотливой работой по налаживанию жизни, утверждению режима законности, правовым обучением и воспитанием, формированием юридического мышления и мировоззрения в стране.

В государственно-правовой практике всегда преобладала идея верховенства государства над правом и государственной власти как решающей силы в правотворческой деятельности. Для русского человека важнее мораль, религиозные начала, чем идея прав личности, идеи субъективных начал. Это - основная черта русской правовой мысли, правосознания, правовой культуры.

Важная черта российского правосознания и правовой культуры – несовместимость права с моралью, совестью. В России существует отрицательное отношение к праву, мнение, что право есть пагубное явление общественной жизни. С этим связан юридический нигилизм, присущий русскому народу. В России вместо личной свободы всегда признавалась идея служения государю (отечеству), вместо равенства – идея иерархии, вместо формального равенства и свободы – идея долга, служения, уважения к рангу. Это основные ценности российской действительности.

Характерной особенностью правосознания и правовой культуры в России можно считать и то, что в российском обществе всегда господствовала идея подчинения права идеологии. Государственная власть поддерживала господствующую идеологию с помощью юридических средств, а последняя, в свою очередь, весьма активно влияла на право, на правоприменительную практику, что отрицательно сказывалось на совершенствовании правовых институтов, на механизме правового регулирования. Другой своеобразной чертой, присущей российской правовой действительности, является ее смешанный евразийский характер.

 

97. Правовая культура: понятие, структура, функции.

Ученые не могут найти единый подход к трактовке как самой категории «правовая культура», так и ее структурных компонентов, содержания, функций, в силу того, что понятие правовой культуры многоаспектно. Насчитывается более 250 ее определений. Особенностью правовой культуры является то, что она представляет собой не право или его реализацию, а комплекс представлений той или иной общности людей о праве, его реализации, о деятельности государственных органов, должностных лиц. Правовая культура предполагает высокое качество правотворческого процесса, реализации права; достаточный уровень правового мышления и психологического восприятия правовой реальности; осознание специфических способов правовой деятельности правоохранительных органов; результатов реализации требований законности в виде устойчивого и стабильного правопорядка.

Правовая культура диктует каждой личности принципы правового поведения, а обществу – систему правовых ценностей, идеалы, правовые нормы, обеспечивающие единство и взаимодействие правовых институтов и организаций. Составными элементами правовой культуры следует считать правовые убеждения, установки, ориентирующие на восприятие правовой системы общества.

Правовую культуру можно рассматривать в широком и узком смысле слова.

Правовая культура (в широком смысле слова) – это совокупность компонентов юридической надстройки в их реальном функционировании, комплекс представлений той или иной общности людей о праве, его реализации, о деятельности государственных органов, должностных лиц.

Правовая культура (в узком смысле слова) – это совокупность материализованных идей, чувств, представлений как осознанной необходимости и внутренней потребности поведения личности в сфере права, базирующаяся на правовом сознании.

Правовая культура классифицируется:

по содержанию: - знание права - отношение к праву - привычка соблюдать право - правовая активность по субъективному составу: индивидуальная групповая общественная   по уровням: обыденная профессиональная теоретическая  

Типы правовых культур.

Правовая культура - одна из форм человеческой культуры вообще. В переводе с лат. слово «cultura» означает воспитание, образование. Более полно культуру можно определить как совокупность материальных и духовных ценностей, созданных и создаваемых человечеством в процессе общественно-исторической практики и характеризующих исторически достигнутую ступень в развитии общества.

Культура может быть материальной и духовной. При этом основополагающее понятие в ее характеристике - категория «ценность».

Правовая культура принадлежит к духовной культуре общества (хотя есть точка зрения, что правовая культура не совпадает ни с одним из видов общественной культуры и содержит как духовные, так и материальные компоненты), а право представляет собой существенную, важнейшую общественную ценность - элемент цивилизации.

Правовая культура — это состояние правосознания, законности, совершенства законодательства и юридической практики, выражающее утверждение и развитие права как социальной ценности, то есть своего рода «юридическое богатство» общества.

В целом возможна оценка правовой культуры, как и культуры вообще, по ее уровню, который определяется прежде всего уровнем развития компонентов правовой системы.

При этом оцениваются:

а) уровень общественного и индивидуального правосознания, в том числе уровень развития юридической науки и юридического образования;

б) уровень законности;

в) уровень совершенства законодательства;

г) уровень совершенства юридической практики, прежде всего практики судебной, то есть состояние правосудия в обществе.

Данные уровни можно расценивать как элементы правовой культуры.

В правовой культуре можно выделять также общечеловеческий и национальный компоненты.

По видам правовую культуру можно разделить, на правовую культуру общества в целом и правовую культуру индивида, а также правовые культуры социальных общностей (классов, наций, народа) и цивилизаций

Правовая культура подразделяется на правовую культуру общества, группы (коллектива) и индивиду­альную правовую культуру (личности). Высший уровень право­вой культуры индивида - это правовая активность. Она прояв­ляется, во-первых, в готовности личности к активным сознатель­ным, творческим действиям как в сфере правового регулирова­ния, так и в сфере реализации права, во-вторых, в законосооб­разности (или законности) поведения (деятельности), в основе чего лежит убеждение в необходимости служения закону как выс­шей ценности. Особую разновидность групповой и индивидуаль­ной правовой культуры составляет профессионально-правовая культура юристов.

 

Правовой режим законности.

Законность – это явление многогранное и универсальное, соотносимое со всеми институтами правовой системы общества. Во-первых, она характеризует правовой порядок формирования гражданского общества – формирования (реформирования) его экономической системы, социальной структуры, политических отношений, интеллектуального компонента и др. Во-вторых, законность – это правовой способ взаимодействия государства и общества, структур власти и населения страны. С одной стороны, здесь необходимо предоставление качественных услуг структурами публичной власти; с другой стороны – уважение к закону, исполнение обязанностей и т.п.В-третьих, это средство приведения общества к согласию, равновесию и благополучию.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-22; просмотров: 907; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.79.60 (0.027 с.)