Понятие и функции конституции. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Понятие и функции конституции.



Понятие и функции конституции.

Конституция – это основной закон государства, представляющий собой единый нормативно-правовой акт или совокупность связанных правовых актов, обладающих высшей юридической силой и регулирующий наиболее важные общественные отношения.

Функции конституции

1. Юридическая

А) конституция, как документ стоит на вершине правовой системы государства. Она обладает высшей юр. силой, то есть никакие другие правовые акты в стране не должны противоречить конституции.

Б) будучи нормативно-правовым актам конституции содержит в себе нормы права, регулирующие конкретные общественные отношения (правило поведения).

2. Политическая

А) принятие любой конституции является результатом политического процесса и таким образом в конституции отражаются политические события и политический расклад, существовавший в момент ее принятия

Б) конституция устанавливает «правила политической игры» государства, поскольку закрепляет порядок формирования высших органов власти, статус политической власти, принципы участия граждан в реализации государственной власти.

3. Ценностная (воспитательная). Конституция провозглашает определенные принципы, носящие характер безусловных соц. ценностей (свобода, справедливость, равноправие), придает им общеобязательный характер и тем самым оказывает воспитательное воздействие на граждан.

4. Функция закрепления целей государства.

Виды конституций.

1. По форме: писанные и неписанные. единый н.-п. акт или сис-ма неск. взаимосвязанных н.-п. актов. Неписанная конституция представляет собой множество правовых актов (законов), судебных прецедентов, конституционных обычаев, формально не обладающих высшей юридической силой, но регулирующих конституционные отношения.

2. По способу изменения: гибкие – меняются в том же порядке, что и законы; жесткие – изменяются в особом усложненном порядке.

3. По способу принятия: народные – принимаются народом путем голосования, либо от имени народа представительным органом (парламентом, либо спец. органом, созданным для принятия конституции); дарованные – принимаются единолично главой государства (как правило монархом).

4. Источники конституционного права.

Источники конституционного права как отрасли российского права - это совокупность форм внешнего выражения конституционно-правовых норм.

Систему источников КП как отрасли составляют законы, подзаконные акты и договоры, в частности:

- Конституция РФ.

- Международные договоры, ратифицированные Российской Федерации.

- Федеральные конституционные законы.

- Федеральные законы.

- Указы и распоряжения Президента РФ.

- Постановления Правительства РФ.

- Законодательство субъектов РФ.

- Судебные решения.

- иные нормативные правовые акты в сфере взаимодействия человека и государства.

Конституция РФ: общая характеристика, структура, юридические свойства.

Конституция – основной закон государства, имеющий высшую юридическую силу на его территории, закрепляющий основные принципы государственного устройства, структуру и порядок взаимодействия государственных органов, гарантии прав и свобод личности.

Конституция:
1) основной закон, обладающий особыми гарантиями стабильности. Он может быть пересмотрен в особом порядке;
2) закон, учреждающий государство, систему его органов и порядок их формирования, их компетенцию, определяющий характер взаимоотношений органов государственной власти с местным самоуправлением;
3) закон, формирующий и обеспечивающий политическое единство народа. Народ является единой в политическом отношении государственно-правовой и международно-правовой личностью;
4) способ формализации государственного строя России путем закрепления его фундаментальных основ. Она определяет основные ценности государства и общества и порядок их государственной защиты;
5) закон, устанавливающий пределы государственной власти посредством закрепления прав человека и гражданина и возложения обязанностей на государство, а также пределы индивидуальной автономии личности, характер взаимоотношений личности и государства и меру их взаимной лояльности и ответственности;
6) способ закрепления и выражения высших правовых норм.

Специфические черты Конституции: особый субъект – на род РФ; первичный характер конституционных норм; всеобъемлющий характер; особые юридические свойства

Юридические свойства Конституции: верховенство на всей территории РФ; высшая юридическая сила; это основа правовой системы РФ; особая охрана Конституции; особый порядок принятия и пересмотра, внесения поправок.

Конституция РФ 1993 г. состоит из преамбулы и двух разделов. В первом разделе 9 глав. Всего в Конституции 137 статей.

Сущность Конституции РФ заключается в установлении демократического правового государства, на основании признания высшей ценностью человека, его прав и свобод, путем прямого волеизъявления всего многонационального народа Российской Федерации.

Способы и порядок внесения изменений в конституцию РФ.

В зависимости от того, какую часть конституции предполагается изменить, существует 3 способа изменения конституции. 1. Конституционные поправки могут вноситься в главы 3-8 конституции. Вносятся путем принятия спец. закона о поправке к конституции РФ, такой закон принимается большинством в 2/3 голосов в гос. Думе и в ¾ голосов в совете федерации, после этого закон должен быть одобрен законодательным органом не менее 2/3 субъектов РФ. На это есть 1 год, после этого закон подписывается президентом РФ, затем публикуется текст конституции с учетом поправок. 2. В главы 1, 2, 9 поправки вноситься не могут – процедура пересмотрения конституции означает принятие новой конституции. Инициатива пересмотра может исходить от высших органов государства. Она должна быть поддержана 3/5 голосов в гос. Думе и совете федерации. В этом случае собирается конституционное собрание. Данный орган должен принять 1 из 2 решений или подтвердить неизменность существующей конституции, либо разработать проект новой конституции. Данный проект должен быть принят самим конституционным собранием большинством в 2/3 голосов, либо вынесен на всенародное голосование. 3. Для внесения изменений в статью 65 Конституции предусмотрен упрощенный порядок. В случае изменения состава субъектов РФ изменения вносятся федеральным конституционным законом. В случае изменения наименования субъекта изменения вносятся указом Президента РФ.

Конституционный контроль в РФ. Общая характеристика Конституционного Суда РФ (состав, компетенция, юридическая сила решений)

Конституционный контроль - особый вид правоохранительной деятельности. Заключается в проверке соответствия законов и иных нормативных актов конституции РФ. Конституционный Суд Российской Федерации — судебный орган конституционного контроля, самостоятельно и независимо осуществляющий судебную власть посредством конституционного судопроизводства. Конституционный суд состоит из 19 судей, назначаемых на должность советом федерации по представлению президента. Судья – не моложе 40 лет, со стажем работы более 15 лет, обладающий признанным авторитетом в области права, имеющий безупречную репутацию. Конституционный суд РФ: 1. Решает дела о соответствии конституции федеральных законов, нормативных актов президента, федерального собрания, правительства РФ; 2. Решает споры о компетенции органов власти РФ и субъектов; 3. Рассматривает жалобы на нарушение конституции прав и свобод граждан и по запросам судов проверяет конституционность закона, примененного или подлежащего к применению в конкретном деле; 4. Дает толкование конституции; 5. Дает заключение о соблюдении установленного порядка, выдвижение обвинения президента РФ в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления. Решение конституционного суда окончательно, обжалованию не подлежит и действует на всей территории РФ.

Судебная защита

Российская Конституция гарантирует каждому судебную за­щиту его прав и свобод (ст. 46). Такая защита наиболее эффек­тивна и доступна каждому человеку, поскольку в суд могут быть обжалованы любые решения и действия (или бездействие) орга­нов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц. Объектом обжа­лования могут быть законы, действия и указы Президента, поста­новления Правительства и т. д. Суд, таким образом, осуществля­ет надзор за законностью в стране, обеспечивает приоритет прав и свобод граждан перед любыми акциями государства.

Международнаязащита

Конституция РФ предоставляет каждому право обращаться с жалобой в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека (ч. 3 ст. 46). Это право обусловлено наличием соответ­ствующих международных договоров Российской Федерации и используется, если исчерпаны все имеющиеся средства правовой защиты. Следовательно, жалоба может быть подана после отказа лицу во всех судебных инстанциях Российской Федерации.

Возмещение вреда

Нарушение прав и свобод часто сопровождается причинением вреда человеку. Конституционная гарантия в таких случаях со­стоит не только в том, чтобы восстановить нарушенное право иобеспечить его реализацию, но и в возмещении причиненного человеку материального и морального вреда. Согласно ст. 53 Конституции «каждый имеет право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействи­ем) органов государственной власти или их должностных лиц».

Возмещение причиненного вреда регулируется гражданско-правовым законодательством. Возмещению подлежит вред, при­чиненный человеку незаконным привлечением к уголовной от­ветственности, незаконным осуждением, незаконным заключе­нием под стражу или взятием подписки о невыезде, незаконным наложением административного взыскания в виде ареста или ис­правительных работ. Материальную ответственность в этих слу­чаях несут не непосредственно виновные должностные лица, а соответствующие органы государственной власти, которым затем возмещается ущерб этими должностными лицами. Размер возме­щения причиненного вреда устанавливается судом, который так­же вправе определять возмещение (денежную компенсацию) мо­рального вреда, причиненного человеку.

Восстановление.

Понятие и виды выборов.

Выборы представляют собой:

§ во-первых, высшее непосредственное выражение власти народа (ст. 3);

§ во-вторых, способ участия граждан в управлении делами государства, реализуемый посредством права граждан избирать и быть избранными в органы государственной власти и местного самоуправления (ст. 32);

§ в-третьих, императивный порядок замещения должности Президента РФ (ст. 81) и формирования Государственной Думы Федерального Собрания РФ (ст. 96);

§ в-четвертых, необходимое средство осуществления местного самоуправления, предполагающее обязательное наличие выборных органов местного самоуправления (ст. 130).

Виды выборов РФ:

В зависимости от уровня выборов, определяемого территорией их проведения, следует выделять:

§ выборы в органы Союзного государства, проведение которых предусмотрено Договором Российской Федерации и Республики Беларусь от 8 декабря 1999 г. (согласно ст. 39 этого Договора на территории Российской Федерации избираются 75 депутатов Палаты Представителей Парламента Союзного государства);

§ выборы в федеральные органы государственной власти (выборы Президента РФ, депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ);

§ выборы законодательных органов субъектов Федерации;

§ выборы в органы местного самоуправления (выборы депутатов представительных органов муниципальных образований, выборы контрольных органов, выборы глав муниципальных образований).

В зависимости от избираемого органа (должностного лица) выделяются:

§ выборы представительных органов (Государственная Дума Федерального Собрания РФ, парламенты субъектов Федерации, представительные органы муниципальных образований);

§ выборы высших должностных лиц соответствующего уровня власти (Президент РФ, главы муниципальных образований);

§ выборы иных органов (контрольные органы муниципальных образований) и должностных лиц (мировые судьи).

В зависимости от юридического значения выборов как способа формирования органов государственной власти и местного самоуправления целесообразно различать императивные выборы, являющиеся единственным способом наделения публичными властными полномочиями, и выборы, используемые на альтернативной основе с другими способами замещения депутатских мандатов и выборных должностей.

К первой группе необходимо отнести выборы:

§ Президента РФ;

§ депутатов Государственной Думы;

§ депутатов законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Федерации;

§ депутатов представительного органа городского округа, городского или сельского поселения.

Вторую группу образуют выборы:

§ мировых судей;

§ глав муниципальных образований;

§ депутатов представительных органов муниципальных районов;

§ контрольных органов муниципальных образований.

Понятие референдума. Вопросы, которые не могут быть предметом референдума.

Референдум – одна из высших форм непосредственного народовластия в РФ. Референдум РФ – голосование граждан России по законопроектам, действующим законам и другим вопросам государственного и местного значения, основанное на всеобщем, равном и тайном голосовании. Референдумы делятся:

1) в зависимости от содержания законопроекта, вынесенного на обсуждение в порядке референдума, выделяют референдумы:

конституционный;

обыкновенный;

2) в зависимости от времени проведения:

превентивный (до законодательный);

утверждающий (после законодательный).

3) по порядку проведения:

обязательные;

факультативные.

4) в зависимости от территории:

всероссийский (проводится по вопросам обще федерального значения на основании решения Президента РФ);

референдум субъекта РФ (проводится по вопросам ведения соответствующего субъекта РФ или совместного ведения РФ и субъектов РФ, если указанные вопросы не урегулированы Конституцией РФ и федеральным законом);

местный (проводится по вопросам местного значения, находящимся в ведении органов местного самоуправления).

На референдум субъекта Российской Федерации, местный референдум не могут быть вынесены вопросы:

а) о досрочном прекращении или продлении срока полномочий органов государственной власти субъекта Российской Федерации, органов местного самоуправления, о приостановлении осуществления ими своих полномочий, а также о проведении досрочных выборов в органы государственной власти субъекта Российской Федерации, органы местного самоуправления либо об отсрочке указанных выборов;

б) о персональном составе органов государственной власти субъекта Российской Федерации, органов местного самоуправления;

в) об избрании депутатов и должностных лиц, об утверждении, о назначении на должность и об освобождении от должности должностных лиц, а также о даче согласия на их назначение на должность и освобождение от должности;

г) о принятии или об изменении соответствующего бюджета, исполнении и изменении финансовых обязательств субъекта Российской Федерации, муниципального образования;

д) о принятии чрезвычайных и срочных мер по обеспечению здоровья и безопасности населения.

Конституционно-правовой статус Федерального Собрания РФ. Структура Федерального собрания. Случаи совместного заседания палат Федерального Собрания.

Высшую законодательную власть в государстве осуществляет парламент. Парламент – это представительный орган страны, наделенный полномочиями по осуществлению законодательной власти в государстве и олицетворяющий ее. Парламент РФ – это Федеральной Собрание РФ, оно является высшим представительным и законодательным органом РФ (ст. 94 Конституции РФ). Федеральное Собрание осуществляет законодательную власть в РФ независимо от других органов государственной власти РФ.

Федеральное Собрание состоит из двух палат: 1) Совета Федерации (в него входят по 2 представителя от каждого субъекта РФ: один – представитель законодательной власти субъекта РФ, а другой – исполнительной власти); 2) Государственной Думы (в ее состав избираются депутаты путем всеобщего открытого голосования).

Основной функцией Федерального Собрания является принятие (нижней палатой) и одобрение (верхней палатой) федеральных конституционных и федеральных законов.

Федеральное Собрание РФ осуществляет: 1) распоряжение федеральными средствами государственной казны (принимает федеральный бюджет и осуществляет контроль за его исполнением); 2) контроль за исполнительной властью.

В полномочия Федерального Собрания входит производство процедуры отрешения Президента РФ от должности на основании заключения Генерального прокурора РФ о наличии состава преступления в действиях Президента РФ и процедуры объявления «вотума недоверия» Правительству РФ, а также контроля за судебной властью путем дачи согласия на назначение судей высших государственных судов России.

Федеральное Собрание независимо в осуществлении своих полномочий, но его нижняя палата (Государственная Дума РФ) может быть распущена Президентом РФ в случаях: 1) трехкратного неодобрения Федеральным Собранием кандидатуры Председателя Правительства РФ, предложенной Президентом РФ; 2) объявления «вотума недоверия» Правительству РФ, с которым дважды не согласился Президент РФ.

27. Государственная Дума: состав, порядок формирования, требования к кандидатам, компетенция, срок полномочий.

В соответствии со статьями 95 и 96 Конституции РФ Государственная Дума состоит из 450 депутатов и избирается на четырёхлетний срок полномочий. Законодательство о выборах депутатов Государственной Думы составляют Конституция РФ, Федеральные законы "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ", "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ" и другие. Депутаты Государственной Думы избираются гражданами РФ на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании, по смешанной системе. 225 депутатов избираются по одномандатным избирательным округам, образуемым на основе единой нормы представительства, но не менее одного округа в субъекте РФ (мажоритарная система), 225 депутатов избираются по федеральному избирательному округу пропорционально числу голосов, поданных за федеральные списки, выдвинутые избирательными объединениями и блоками (пропорциональная система). Проведение выборов депутатов Государственной Думы в установленные сроки является обязательным. Президент РФ за 4 - 5 месяцев до дня голосования, а в случае роспуска Государственной Думы - одновременно назначает выборы депутатов Государственной Думы, день голосования определяется в соответствии со статьёй 5 Федерального закона. В случае если Президент РФ в установленные сроки не назначит выборы, решение о проведении выборов принимаются Центральной избирательной комиссией РФ.

Депутатом Государственной Думы может быть избран гражданин РФ, достигший на день голосования 21 года (не может быть избран гражданин, признанный судом недееспособным или отбывающий лишение свободы по приговору суда). Кандидаты в депутаты могут быть выдвинуты избирателями соответствующего округа, в порядке самовыдвижения, а также избирательными объединениями и блоками. Федеральные списки кандидатов могут быть выдвинуты избирательными объединениями и избирательными блоками. Все кандидаты обладают равными правами и не вправе использовать преимущества своего должностного или служебного положения. Кандидат может баллотироваться только в составе одного федерального списка и только в одном избирательном округе. Для регистрации кандидата по одномандатному округу необходимо собрать подписи не менее одного процента избирателей округа, для регистрации федерального списка кандидатов - не менее 200 тысяч подписей избирателей, причём не более 14 тысяч подписей в одном субъекте РФ. Допускается внесение избирательного залога вместо сбора подписей. Для регистрации кандидаты представляют также сведения о доходах и имуществе. Если все требования, предусмотренные федеральным законом, соблюдены, окружная избирательная комиссия (Центральная избирательная комиссия) принимают решение о регистрации соответственно кандидата, федерального списка кандидатов. Все зарегистрированные кандидаты обладают равными правами, несут равные обязанности и осуществляют предвыборную агитацию, в том числе и через средства массовой информации, на равных основаниях. Расходы на подготовку и проведение выборов производятся за счёт федерального бюджета. Кандидаты, избирательные объединения и блоки обязаны создавать собственные избирательные фонды для финансирования избирательной компании. За существенные нарушения федерального закона избирательная комиссия может отказать в регистрации кандидата, федерального списка кандидатов, а также отменить регистрацию. При голосовании избиратель получает два бюллетеня, по федеральному округу и по одномандатному округу.

Понятие и функции конституции.

Конституция – это основной закон государства, представляющий собой единый нормативно-правовой акт или совокупность связанных правовых актов, обладающих высшей юридической силой и регулирующий наиболее важные общественные отношения.

Функции конституции

1. Юридическая

А) конституция, как документ стоит на вершине правовой системы государства. Она обладает высшей юр. силой, то есть никакие другие правовые акты в стране не должны противоречить конституции.

Б) будучи нормативно-правовым актам конституции содержит в себе нормы права, регулирующие конкретные общественные отношения (правило поведения).

2. Политическая

А) принятие любой конституции является результатом политического процесса и таким образом в конституции отражаются политические события и политический расклад, существовавший в момент ее принятия

Б) конституция устанавливает «правила политической игры» государства, поскольку закрепляет порядок формирования высших органов власти, статус политической власти, принципы участия граждан в реализации государственной власти.

3. Ценностная (воспитательная). Конституция провозглашает определенные принципы, носящие характер безусловных соц. ценностей (свобода, справедливость, равноправие), придает им общеобязательный характер и тем самым оказывает воспитательное воздействие на граждан.

4. Функция закрепления целей государства.

Виды конституций.

1. По форме: писанные и неписанные. единый н.-п. акт или сис-ма неск. взаимосвязанных н.-п. актов. Неписанная конституция представляет собой множество правовых актов (законов), судебных прецедентов, конституционных обычаев, формально не обладающих высшей юридической силой, но регулирующих конституционные отношения.

2. По способу изменения: гибкие – меняются в том же порядке, что и законы; жесткие – изменяются в особом усложненном порядке.

3. По способу принятия: народные – принимаются народом путем голосования, либо от имени народа представительным органом (парламентом, либо спец. органом, созданным для принятия конституции); дарованные – принимаются единолично главой государства (как правило монархом).

4. Источники конституционного права.

Источники конституционного права как отрасли российского права - это совокупность форм внешнего выражения конституционно-правовых норм.

Систему источников КП как отрасли составляют законы, подзаконные акты и договоры, в частности:

- Конституция РФ.

- Международные договоры, ратифицированные Российской Федерации.

- Федеральные конституционные законы.

- Федеральные законы.

- Указы и распоряжения Президента РФ.

- Постановления Правительства РФ.

- Законодательство субъектов РФ.

- Судебные решения.

- иные нормативные правовые акты в сфере взаимодействия человека и государства.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-24; просмотров: 160; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 35.171.159.141 (0.147 с.)