Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Основы конституционного строя.Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
1. Понятие, структура и принципы конституционного строя. Соотношение государственного конституционного и общественного строя. 2. Содержание основ конституционного строя РФ. Политические, экономические, гуманистические основы конституционного строя. 3. Конституционная характеристика российского государства. 4. Понятие, сущность гражданского общества и его признаки. 5. Институты гражданского общества. Проблемы формирования гражданского общества в России. 1. Понятие, структура и принципы конституционного строя. Соотношение государственного конституционного и общественного строя. Конституционные принципы и основы общественной жизни содержаться в Конституции зарубежных стран, либо в общих главах, разделах (Конституция Чехии 1993 года, Конституция Китая 1982 года, Конституция РФ 1993 года), либо в специальных главах и разделах (Конституция Италии 1947 года, Конституция Португалии 1976 года, Конституция Испании 1978 года). Так например в Конституции Италии данные принципы (конституционные основы) содержаться в специальных главах: «Гражданские отношения», «Политические отношения», «Экономические отношения». Понятие конституционный строй, основы конституционного строя в РФ появились в научном обороте и законодательных актах в 90-х годах XX века в связи с рассмотрением, обсуждением и принятием Конституции РФ. Конституционный строй можно рассмотреть как: · Как систему общественных отношений, регулируемых непосредственно нормами Конституции. · Как организацию публичной власти, содержащую базовые основы политических, экономических, социальных и иных отношений, заключенных в Конституции. Конституционный строй – это сложившаяся в современном обществе система политических, экономических, социальных, духовно-нравственных отношений, подчиненная справедливым, разумным, цивилизованным конституционно-правовым предписаниям, ориентированная на уважение и соблюдение прав и свобод человека, прогрессивное развитие личности, общества и государства. Структура конс. строя может быть представлена 4 подсистемами, которые выступают системами общественных отношений в соответствующих сферах: 1. Политические отношения 2. Экономические отношения 3. Социальные отношения 4. Духовно-нравственные отношения Структурно конс. строй представлен двумя подсистемами: 1. Общественная 2. Государственная Его особенностью является то, что он включает данные две подсистемы, объединяет их и закрепляет их как в социальных, так и политических сферах. Регулирует организацию общества, уровень жизни населения, социальные гарантии, а также вопросы организации государственной власти, пределы ее деятельности, форму государственного устройства и взаимоотношения личности, общества и государства.
Принципы, лежащие в основе конс. строя РФ: 1. Принципы, составляющие основу организации государственной власти. 2. Принципы, устанавливающие основы взаимодействия государства и личности. 3. Принципы организации жизни гражданского общества.
2. Содержание основ конституционного строя РФ. Политические, экономические, гуманистические основы конституционного строя. Основы конс. строя РФ – это основополагающие начала, составляющие идейную и нормативную базу всей системы КП. Они представляют собой концентрировано выраженные и обобщенные, общепризнанные нормы поведения субъектов КП по поводу важнейших принципиальных вопросов: определяют форму государственного устройства, форму правления, политического режима, конституционную регламентацию отношений в основных подсистемах общества для их взаимодействия. Конституция РФ 1993 года впервые в главе первой закрепила основы конс. строя, то есть устои на которых базируется организация государственной и общественной жизни. Ни одна Конституция мира не содержит в таком полном и концентрированном виде. Изменения основ конс. строя возможно не иначе как при пересмотре и принятии новой Конституции. Данные нормы обладают наибольшею юридической силой в сравнении с другими нормами Конституции и составляют первичную базу всей системы действующего законодательства всех НПА. Черты основ конс. строя: 1. Объединяет, сводит воедино все положения Конституции. 2. Составляет идейную нормативную базу всей системы КП. 3. Представляет собой концентрированно выраженные и обобщенные, общепризнанные нормы поведения субъектов КП по поводу важных принципиальных вопросов. 4. Обладает юридическим верховенством в сравнении с иными нормами Конституции, иных НПА. 5. Особый порядок пересмотра.
Основные принципы конс. строя РФ: 1. Правовое государство. 2. Демократическое государство. 3. Федеративное государство. 4. С республиканской формой правления. 5. Социальное государство. 6. Светское государство. 7. Политический и идеологический плюрализм. В соответствии с КРФ РФ провозглашает политическое и идеологическое многообразие. Под идеологией понимается система философских, политических, религиозных взглядов на закономерности общественного развития и пути совершенствования общественного устройства. Виды идеологии: социалистическая, фашистская, либеральная, марксистско-ленинская и тд. Провозглашение в государстве идеологического многообразия означает право каждого человека, политической партии, общественного объединения свободно исповедовать свои взгляды, формулировать собственные теории и концепции относительно совершенствования общественного устройства. Следствием идеологического плюрализма является политический плюрализм, который означает свободу деятельности любых политических партий при условии что данная деятельность не направлена на свержение основ конституционного строя и соответствует принципам, закрепленным в Конституции. 8. Разделение властей. По вертикали: между органами государственной власти и органами субъектов РФ, по горизонтали: между органами государственной власти (законодательная, исполнительная, судебная). 9. Приоритет прав и свобод личности (ст. 2). Означает что права, свободы определяют весь спектр государственно-общественных отношений. Баланс индивидуальных, групповых интересов и государственных интересов. Обязанностью государства является признание, соблюдение и защита прав и свобод личности. Признание – осуществление людьми своих прав как естественных притязаний в одностороннем порядке независимо от их правового допущения. Соблюдение – уважение прав и свобод государством, точное им следование. Защита – отстаивание государством прав от чьих-либо посягательств. 10. Народовластие (народный суверенитет). Понятие суверенитет многомерно и используется в трех значениях: · Народный суверенитет – определение народом самостоятельно своей судьбы. Определение государственно-территориального устройства. Народ является непосредственно единственным носителем верховной власти в государстве. · Национальный суверенитет – право на самоопределение, определение государственно-национального устройства, определение своей судьбы самостоятельно нацией. · Государственный суверенитет. Народовластие – волеизъявление народа в управлении государством, осуществляемое самостоятельно или через органы власти в пределах, установленных законом, исходя из его суверенной воли и интересов государства. Элементы: коллективный субъект – граждане и объект – власть. Формы народовластия: прямая демократия, косвенная демократия (через органы государственной власти, через ОМСУ). 11. Государственный суверенитет – верховенство и независимость государственной власти, которая выражается в самостоятельном решении внутриполитических и внешнеполитических вопросов и распространяется на всю территорию государства. Верховенство означает, что государственная власть не ограничена ничем кроме Конституции и федерального законодательства. Независимость означает отсутствие иной конкурирующей власти, имеющей право принимать закон; никакие политические силы не могут оказывать влияние на деятельность органов государственной власти. Суверенитет проявляется в 3 случаях: единстве правовой системы, единстве систем органов государства, разделение властей. Соотношение народного и государственного суверенитета проявляется в 4 элементах: независимость, верховенство, единство, не отчуждаемость. 12. Свобода экономической деятельности. Экономическая деятельность – участие людей в производстве, распределении и потреблении материальных и иных благ для удовлетворения своих потребностей. Свобода экономической деятельности означает, что люди могут беспрепятственно входить в нее, выбирать вид и характер деятельности, распоряжаться произведенными продуктами. Свобода экономической деятельности гарантируется государством путем обеспечения единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств, ограничения монополии, поддержки конкуренции. 13. Единство экономического пространства. 14. Признание и равная защита форм собственности. Означает, что государство признает и защищает равным образом государственную, муниципальную, частную и иные формы собственности. 15. Ограничение монополизма и поддержка конкуренции.
3. Конституционная характеристика российского государства. В понятие основ конституционного строя входит закрепление в Конституции характеристик государства (ст. 1, 7, 14 КРФ). · Правовое государство. Первое представление о государстве, основанном на господстве закона, появились в Древней Греции: Платон, Аристотель, Сократ. В средние века Ж. Боден, Макиавелли ставили своей задачей создание государства, которое было ориентированно на охрану прав и свобод человека и гражданина. Гоббс, Локк, Монтескье развивали данное положение. Целостная теория правового государства в работах у Канта, Моля, Гегеля. Правовое государство – это государство, которое во всей своей деятельности подчиняется праву и главной своей целью считает обеспечение прав и свобод человека. Правовое государство – это государство с высоким авторитетом государственности, реальным режимом господства права. Признаки: 1. Приоритет прав и свобод человека и гражданина. 2. Независимость суда, как главного механизма гарантий прав и свобод. 3. Верховенство Конституции над иными НПА. 4. Приоритет международного права.
§ Демократическое государство. Демократическое государство – это государство, устройство и деятельность которого соответствует воле народа, общепризнанным правам и свободам человека и гражданина. Государство может быть демократичным только в условиях сформировавшегося гражданского общества. Признаки: 1. Реальная представительная демократия – народ осуществляет власть через выборные представительные учреждения, которые представляют граждан и наделены исключительным правом принимать законы. 2. Обеспечение прав и свобод человека и гражданина.
§ Федеративное государство. Россия является федеративным государством, то есть состоит из равноправных субъектов. Статья 5 КРФ закрепляет основы конст строя в области государственного устройства: 1. РФ состоит из республик, краев, областей, городов федерального значения, АО и автономной области. 2. Республики имеют свою Конституции и законодательства, другие субъекты – уставы и законодательства. 3. Федеративное устройство строиться на: · разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти и субъектами; · государственной целостности; · единстве системы органов государственной власти; · равноправии и самоопределении народов РФ; 4. Во взаимоотношениях с органами государственной власти все субъекты равны.
§ Республиканская форма правления. РФ является республикой, то есть характеризуется выборностью главы государства сроком на 6 лет.
§ Социальное государство. В нашем государстве проводится социально-ориентированная политика на поддержку слабозащищенных слоев населения. Материнство, отцовство, детство, семья находятся под защитой государства. В РФ действует огромное количество законов, направленных на реализацию данного принципа (Закон об обязательном мед. страховании, о материнском капитале и др.).
§ Светское государство Означает, что государство и религиозные объединения отделены друг от друга и взаимно не вмешиваются в дела друг друга. Статья 14 КРФ закрепляет: 1. Никакая религия не может быть признана в качестве государственной или обязательной. 2. Религиозные объедения отделены друг от друга и равны перед законом. ФЗ «О свободе совести и религиозных объединений» закрепляет более подробно данные принципы: 1. Государство не может оказывать влияние на определение гражданином своей религии и отношение к ней. 2. Государство не возлагает на религиозные объединения осуществления функций государственных органов. 3. Государство гарантирует светский характер образования во всех государственных и муниципальных учреждениях.
4. Понятие, сущность гражданского общества и его признаки. Условно негражданского общества не существует, но к нему можно отнести первобытное, рабовладельческое и феодальное. Первые представления о гражданском обществе появляется в период буржуазных революций. Идеологом является Гегель. Гражданское общество – это совокупность общественных структур и объединений, независимых от государства и обеспечивающих гражданам возможность самореализации и защиты своих прав. Признаки: 1. ГО – это находящееся на определенной стадии развития форма человеческой общности, которая с помощью труда удовлетворяет потребности своих индивидов. 2. ГО – это комплекс добровольно сформировавшихся объединений и индивидов. 3. ГО – это совокупность негосударственных отношений в обществе, то есть оно существует вне рамок государства. 4. ГО – это сфера самопроявления свободных индивидов и их объединений, огражденное законом от прямого воздействия и произвольной регламентации их деятельности со стороны государства. Основные требования для формирования ГО: 1. Развитие рыночных отношений. 2. Наличие у граждан источника дохода независящего от государства. Принципы ГО: 1. Свобода экономической деятельности, многообразие форм собственности, рыночная экономика. 2. Безусловный приоритет прав и свобод человека и гражданина. 3. Легитимность и демократический характер власти. 4. Правовое государство, основанное на принципе разделения властей и их взаимодействии. 5. Идеологический и политический плюрализм, наличие легальной оппозиции. 6. Равенство всех перед законом и судом, надежная юридическая защищенность граждан. 7. Классовый мир и национальное согласие. 8. Свобода слова и печати, независимость СМИ. 9. Невмешательство в частную жизнь граждан, их взаимные обязанности и ответственность. 10. Эффективная социальная политика государства, обеспечивающая достойный уровень жизни граждан.
5. Институты гражданского общества. Проблемы формирования гражданского общества в России. Институты ГО: 1. Экономические отношения. Две группы экономических отношений: · Отношения собственности · Принципы экономической системы: ограничение монополий, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности, свобода перемещения товаров и услуг, единство экономического пространства. 2. Политические отношения. Политическая система понимается в двух значениях: В узком смысле – политическая система – это комплекс всех организаций, которые участвуют в осуществлении политической власти в организации (государство, политические партии, церковь, СМИ) В широком смысле – политическая система – это комплекс всех общественных отношений, связанных с осуществлением политической власти. Конституция провозглашает идеологический и политический плюрализм. 3. Социальные отношения. В соответствии с Конституцией РФ является социальным государством. 4. Духовно-культурные отношения. В соответствии с Конституцией РФ является светским государством.
Проблемы формирования ГО связаны с решением следующих задач (Яценко и Картавцев): 1. Создание экономической основы ГО, которое базировалось бы на товарном производстве и рыночной экономике, исключающее экономическое принуждение. 2. Достижение экономической свободы и самостоятельности граждан. Это возможно только тогда, когда граждане станут хозяевами произведенного ими продукта. 3. Изменение социально-экономической системы формирования среднего класса, состоящего из квалифицированных, предприимчивых и инициативных работников с достаточно высоким уровнем дохода. 4. Демократическое преобразование политической системы, которое связанно повышением роли партий и общественных движений, развития политического многообразия. 5. Повышение роли личности, граждан, деятельности общественных формирований, повышение уровня гражданской культуры. Понятие конституционного строя используется в двух значениях: · Конст. строй предполагает закрепление в основном законе специфических характеристик государства, которые отличают одно государства от другого. · Конст. строй может формироваться не в любом государстве, а только в том, которое соответствует определенным требованиям: демократическое, с соблюдением прав и свобод человека и гражданина, правовое государство.
Тема 5
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 700; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.146.37.222 (0.014 с.) |