Основы конституционного строя. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Основы конституционного строя.



1. Понятие, структура и принципы конституционного строя. Соотношение государственного конституционного и общественного строя.

2. Содержание основ конституционного строя РФ. Политические, экономические, гуманистические основы конституционного строя.

3. Конституционная характеристика российского государства.

4. Понятие, сущность гражданского общества и его признаки.

5. Институты гражданского общества. Проблемы формирования гражданского общества в России.

1. Понятие, структура и принципы конституционного строя. Соотношение государственного конституционного и общественного строя.

Конституционные принципы и основы общественной жизни содержаться в Конституции зарубежных стран, либо в общих главах, разделах (Конституция Чехии 1993 года, Конституция Китая 1982 года, Конституция РФ 1993 года), либо в специальных главах и разделах (Конституция Италии 1947 года, Конституция Португалии 1976 года, Конституция Испании 1978 года). Так например в Конституции Италии данные принципы (конституционные основы) содержаться в специальных главах: «Гражданские отношения», «Политические отношения», «Экономические отношения». Понятие конституционный строй, основы конституционного строя в РФ появились в научном обороте и законодательных актах в 90-х годах XX века в связи с рассмотрением, обсуждением и принятием Конституции РФ.

Конституционный строй можно рассмотреть как:

· Как систему общественных отношений, регулируемых непосредственно нормами Конституции.

· Как организацию публичной власти, содержащую базовые основы политических, экономических, социальных и иных отношений, заключенных в Конституции.

Конституционный строй – это сложившаяся в современном обществе система политических, экономических, социальных, духовно-нравственных отношений, подчиненная справедливым, разумным, цивилизованным конституционно-правовым предписаниям, ориентированная на уважение и соблюдение прав и свобод человека, прогрессивное развитие личности, общества и государства.

Структура конс. строя может быть представлена 4 подсистемами, которые выступают системами общественных отношений в соответствующих сферах:

1. Политические отношения

2. Экономические отношения

3. Социальные отношения

4. Духовно-нравственные отношения

Структурно конс. строй представлен двумя подсистемами:

1. Общественная

2. Государственная

Его особенностью является то, что он включает данные две подсистемы, объединяет их и закрепляет их как в социальных, так и политических сферах.

Регулирует организацию общества, уровень жизни населения, социальные гарантии, а также вопросы организации государственной власти, пределы ее деятельности, форму государственного устройства и взаимоотношения личности, общества и государства.

 

Принципы, лежащие в основе конс. строя РФ:

1. Принципы, составляющие основу организации государственной власти.

2. Принципы, устанавливающие основы взаимодействия государства и личности.

3. Принципы организации жизни гражданского общества.

 

2. Содержание основ конституционного строя РФ. Политические, экономические, гуманистические основы конституционного строя.

Основы конс. строя РФ – это основополагающие начала, составляющие идейную и нормативную базу всей системы КП. Они представляют собой концентрировано выраженные и обобщенные, общепризнанные нормы поведения субъектов КП по поводу важнейших принципиальных вопросов: определяют форму государственного устройства, форму правления, политического режима, конституционную регламентацию отношений в основных подсистемах общества для их взаимодействия.

Конституция РФ 1993 года впервые в главе первой закрепила основы конс. строя, то есть устои на которых базируется организация государственной и общественной жизни. Ни одна Конституция мира не содержит в таком полном и концентрированном виде. Изменения основ конс. строя возможно не иначе как при пересмотре и принятии новой Конституции. Данные нормы обладают наибольшею юридической силой в сравнении с другими нормами Конституции и составляют первичную базу всей системы действующего законодательства всех НПА.

Черты основ конс. строя:

1. Объединяет, сводит воедино все положения Конституции.

2. Составляет идейную нормативную базу всей системы КП.

3. Представляет собой концентрированно выраженные и обобщенные, общепризнанные нормы поведения субъектов КП по поводу важных принципиальных вопросов.

4. Обладает юридическим верховенством в сравнении с иными нормами Конституции, иных НПА.

5. Особый порядок пересмотра.

 

Основные принципы конс. строя РФ:

1. Правовое государство.

2. Демократическое государство.

3. Федеративное государство.

4. С республиканской формой правления.

5. Социальное государство.

6. Светское государство.

7. Политический и идеологический плюрализм. В соответствии с КРФ РФ провозглашает политическое и идеологическое многообразие. Под идеологией понимается система философских, политических, религиозных взглядов на закономерности общественного развития и пути совершенствования общественного устройства. Виды идеологии: социалистическая, фашистская, либеральная, марксистско-ленинская и тд. Провозглашение в государстве идеологического многообразия означает право каждого человека, политической партии, общественного объединения свободно исповедовать свои взгляды, формулировать собственные теории и концепции относительно совершенствования общественного устройства. Следствием идеологического плюрализма является политический плюрализм, который означает свободу деятельности любых политических партий при условии что данная деятельность не направлена на свержение основ конституционного строя и соответствует принципам, закрепленным в Конституции.

8. Разделение властей. По вертикали: между органами государственной власти и органами субъектов РФ, по горизонтали: между органами государственной власти (законодательная, исполнительная, судебная).

9. Приоритет прав и свобод личности (ст. 2). Означает что права, свободы определяют весь спектр государственно-общественных отношений. Баланс индивидуальных, групповых интересов и государственных интересов. Обязанностью государства является признание, соблюдение и защита прав и свобод личности. Признание – осуществление людьми своих прав как естественных притязаний в одностороннем порядке независимо от их правового допущения. Соблюдение – уважение прав и свобод государством, точное им следование. Защита – отстаивание государством прав от чьих-либо посягательств.

10. Народовластие (народный суверенитет). Понятие суверенитет многомерно и используется в трех значениях:

· Народный суверенитет – определение народом самостоятельно своей судьбы. Определение государственно-территориального устройства. Народ является непосредственно единственным носителем верховной власти в государстве.

· Национальный суверенитет – право на самоопределение, определение государственно-национального устройства, определение своей судьбы самостоятельно нацией.

· Государственный суверенитет.

Народовластие – волеизъявление народа в управлении государством, осуществляемое самостоятельно или через органы власти в пределах, установленных законом, исходя из его суверенной воли и интересов государства.

Элементы: коллективный субъект – граждане и объект – власть.

Формы народовластия: прямая демократия, косвенная демократия (через органы государственной власти, через ОМСУ).

11. Государственный суверенитет – верховенство и независимость государственной власти, которая выражается в самостоятельном решении внутриполитических и внешнеполитических вопросов и распространяется на всю территорию государства. Верховенство означает, что государственная власть не ограничена ничем кроме Конституции и федерального законодательства. Независимость означает отсутствие иной конкурирующей власти, имеющей право принимать закон; никакие политические силы не могут оказывать влияние на деятельность органов государственной власти. Суверенитет проявляется в 3 случаях: единстве правовой системы, единстве систем органов государства, разделение властей.

Соотношение народного и государственного суверенитета проявляется в 4 элементах: независимость, верховенство, единство, не отчуждаемость.

12. Свобода экономической деятельности. Экономическая деятельность – участие людей в производстве, распределении и потреблении материальных и иных благ для удовлетворения своих потребностей. Свобода экономической деятельности означает, что люди могут беспрепятственно входить в нее, выбирать вид и характер деятельности, распоряжаться произведенными продуктами. Свобода экономической деятельности гарантируется государством путем обеспечения единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств, ограничения монополии, поддержки конкуренции.

13. Единство экономического пространства.

14. Признание и равная защита форм собственности. Означает, что государство признает и защищает равным образом государственную, муниципальную, частную и иные формы собственности.

15. Ограничение монополизма и поддержка конкуренции.

 

3. Конституционная характеристика российского государства.

В понятие основ конституционного строя входит закрепление в Конституции характеристик государства (ст. 1, 7, 14 КРФ).

· Правовое государство.

Первое представление о государстве, основанном на господстве закона, появились в Древней Греции: Платон, Аристотель, Сократ. В средние века Ж. Боден, Макиавелли ставили своей задачей создание государства, которое было ориентированно на охрану прав и свобод человека и гражданина. Гоббс, Локк, Монтескье развивали данное положение. Целостная теория правового государства в работах у Канта, Моля, Гегеля.

Правовое государство – это государство, которое во всей своей деятельности подчиняется праву и главной своей целью считает обеспечение прав и свобод человека.

Правовое государство – это государство с высоким авторитетом государственности, реальным режимом господства права.

Признаки:

1. Приоритет прав и свобод человека и гражданина.

2. Независимость суда, как главного механизма гарантий прав и свобод.

3. Верховенство Конституции над иными НПА.

4. Приоритет международного права.

 

§ Демократическое государство.

Демократическое государство – это государство, устройство и деятельность которого соответствует воле народа, общепризнанным правам и свободам человека и гражданина.

Государство может быть демократичным только в условиях сформировавшегося гражданского общества.

Признаки:

1. Реальная представительная демократия – народ осуществляет власть через выборные представительные учреждения, которые представляют граждан и наделены исключительным правом принимать законы.

2. Обеспечение прав и свобод человека и гражданина.

 

§ Федеративное государство.

Россия является федеративным государством, то есть состоит из равноправных субъектов. Статья 5 КРФ закрепляет основы конст строя в области государственного устройства:

1. РФ состоит из республик, краев, областей, городов федерального значения, АО и автономной области.

2. Республики имеют свою Конституции и законодательства, другие субъекты – уставы и законодательства.

3. Федеративное устройство строиться на:

· разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти и субъектами;

· государственной целостности;

· единстве системы органов государственной власти;

· равноправии и самоопределении народов РФ;

4. Во взаимоотношениях с органами государственной власти все субъекты равны.

 

§ Республиканская форма правления.

РФ является республикой, то есть характеризуется выборностью главы государства сроком на 6 лет.

 

§ Социальное государство.

В нашем государстве проводится социально-ориентированная политика на поддержку слабозащищенных слоев населения. Материнство, отцовство, детство, семья находятся под защитой государства. В РФ действует огромное количество законов, направленных на реализацию данного принципа (Закон об обязательном мед. страховании, о материнском капитале и др.).

 

§ Светское государство

Означает, что государство и религиозные объединения отделены друг от друга и взаимно не вмешиваются в дела друг друга. Статья 14 КРФ закрепляет:

1. Никакая религия не может быть признана в качестве государственной или обязательной.

2. Религиозные объедения отделены друг от друга и равны перед законом.

ФЗ «О свободе совести и религиозных объединений» закрепляет более подробно данные принципы:

1. Государство не может оказывать влияние на определение гражданином своей религии и отношение к ней.

2. Государство не возлагает на религиозные объединения осуществления функций государственных органов.

3. Государство гарантирует светский характер образования во всех государственных и муниципальных учреждениях.

 

4. Понятие, сущность гражданского общества и его признаки.

Условно негражданского общества не существует, но к нему можно отнести первобытное, рабовладельческое и феодальное.

Первые представления о гражданском обществе появляется в период буржуазных революций. Идеологом является Гегель.

Гражданское общество – это совокупность общественных структур и объединений, независимых от государства и обеспечивающих гражданам возможность самореализации и защиты своих прав.

Признаки:

1. ГО – это находящееся на определенной стадии развития форма человеческой общности, которая с помощью труда удовлетворяет потребности своих индивидов.

2. ГО – это комплекс добровольно сформировавшихся объединений и индивидов.

3. ГО – это совокупность негосударственных отношений в обществе, то есть оно существует вне рамок государства.

4. ГО – это сфера самопроявления свободных индивидов и их объединений, огражденное законом от прямого воздействия и произвольной регламентации их деятельности со стороны государства.

Основные требования для формирования ГО:

1. Развитие рыночных отношений.

2. Наличие у граждан источника дохода независящего от государства.

Принципы ГО:

1. Свобода экономической деятельности, многообразие форм собственности, рыночная экономика.

2. Безусловный приоритет прав и свобод человека и гражданина.

3. Легитимность и демократический характер власти.

4. Правовое государство, основанное на принципе разделения властей и их взаимодействии.

5. Идеологический и политический плюрализм, наличие легальной оппозиции.

6. Равенство всех перед законом и судом, надежная юридическая защищенность граждан.

7. Классовый мир и национальное согласие.

8. Свобода слова и печати, независимость СМИ.

9. Невмешательство в частную жизнь граждан, их взаимные обязанности и ответственность.

10. Эффективная социальная политика государства, обеспечивающая достойный уровень жизни граждан.

 

5. Институты гражданского общества. Проблемы формирования гражданского общества в России.

Институты ГО:

1. Экономические отношения.

Две группы экономических отношений:

· Отношения собственности

· Принципы экономической системы: ограничение монополий, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности, свобода перемещения товаров и услуг, единство экономического пространства.

2. Политические отношения.

Политическая система понимается в двух значениях:

В узком смысле – политическая система – это комплекс всех организаций, которые участвуют в осуществлении политической власти в организации (государство, политические партии, церковь, СМИ)

В широком смысле – политическая система – это комплекс всех общественных отношений, связанных с осуществлением политической власти.

Конституция провозглашает идеологический и политический плюрализм.

3. Социальные отношения.

В соответствии с Конституцией РФ является социальным государством.

4. Духовно-культурные отношения.

В соответствии с Конституцией РФ является светским государством.

 

Проблемы формирования ГО связаны с решением следующих задач (Яценко и Картавцев):

1. Создание экономической основы ГО, которое базировалось бы на товарном производстве и рыночной экономике, исключающее экономическое принуждение.

2. Достижение экономической свободы и самостоятельности граждан. Это возможно только тогда, когда граждане станут хозяевами произведенного ими продукта.

3. Изменение социально-экономической системы формирования среднего класса, состоящего из квалифицированных, предприимчивых и инициативных работников с достаточно высоким уровнем дохода.

4. Демократическое преобразование политической системы, которое связанно повышением роли партий и общественных движений, развития политического многообразия.

5. Повышение роли личности, граждан, деятельности общественных формирований, повышение уровня гражданской культуры.

Понятие конституционного строя используется в двух значениях:

· Конст. строй предполагает закрепление в основном законе специфических характеристик государства, которые отличают одно государства от другого.

· Конст. строй может формироваться не в любом государстве, а только в том, которое соответствует определенным требованиям: демократическое, с соблюдением прав и свобод человека и гражданина, правовое государство.

 

Тема 5



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 654; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.218.215 (0.061 с.)