Кафедра Государственного и международного права 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Кафедра Государственного и международного права



МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Санкт-Петербургский государственный университет сервиса и экономики

Кафедра Государственного и международного права

В.Н. Плескач

ТЕОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА

Методические указания

По выполнению курсовой работы

для студентов специальности 030501.65 (021100) «Юриспруденция»

 

Санкт-Петербург


Одобрены на заседании кафедры Государственного права, протокол № 2 от 25 октября 2005 г.

 

Рекомендованы Учебно-методическим советом по специальности 021100, протокол № 2 от 25 октября 2005 г.

 

 

Теория государства и права. Методические указания по выполнению курсовой работы для студентов специальности 030501.65 (021100) «Юриспруденция». – СПб.: Изд-во СПбГУСЭ, 2007. – 75 с.

 

 

Составители: канд. юрид. наук, проф. В.Н. Полторыпавленко;

 

Рецензент: д-р экон. наук, проф. Е.Е. Шарафанова

 

 

© Санкт Петербургский государственный университет
сервиса и экономики

2007 г.


ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение. 4

I. Тематика курсовых работ. 5

II. Рекомендации по подготовке курсовой работы.. 6

1. Выбор и утверждение темы.. 6

2. Составление и согласование плана курсовой работы.. 6

3. Изучение научной литературы и нормативных правовых актов. 7

4. Написание текста работы.. 11

5. Оформление курсовой работы, представление ее на кафедру для регистрации и рецензирования. 13

6. Работа с рецензией и устранение указанных замечаний. 15

7. Защита курсовой работы.. 16

8. Тематические методические рекомендации для написания курсовых работ по некоторым темам.. 16

Приложение 1. 69

Приложение 2. 72

 


Введение

Курсовая работа является одной из важнейших форм индивидуального углубленного изучения студентами рекомендованной и дополнительной учебной и научной литературы, нормативных правовых актов и иных источников.

Работа над избранной темой курсовой работы позволит развить у обучаемых интерес к научной деятельности, пополнить, закрепить и углубить знания, полученные во время лекционных и семинарских занятий, выработать навыки логического анализа содержания монографических работ, нормативного материала, правильно обобщать и аргументировано формулировать самостоятельные выводы.

Кроме этого курсовая работа по теории государства и права поможет студентам логически грамотно выражать и обосновывать точку зрения по государственно-правовой проблематике, свободно оперировать юридическими категориями и понятиями, увязывать теоретические положения с юридической практикой правотворческой и правоприменительной деятельностью органов государственной власти и органов местного самоуправления. Все это дает возможность обучаемым делать самостоятельные выводы, высказывать свою точку зрения, аргументировано излагать рекомендации и предложения по изучаемым вопросам.

Выполнение курсовой работы позволяет обучаемым совершенствовать собственные представления об основных закономерностях формирования и функционирования государства и права, ориентироваться в потоке научной и практической информации, объективно оценивать социально-правовые явления и процессы.

Основными целями курсовой работы являются: обучение самостоятельному применению теоретических знаний полученных в процессе изучения курса теории государства и права; привитие практических навыков научного исследования; формирование юридического мировоззрения и правовой культуры.

Курсовая работа должна:

· основываться на нормативных правовых актах, специальной научной и справочной литературе, на достоверном фактическом материале из практики деятельности правоприменительных органов;

· носить самостоятельный, творческий, логически связанный, непротиворечивый характер;

· содержать авторские обобщения и выводы, касающиеся исследуемой проблематики.

Курсовая работа по теории государства и права выполняется на первом курсе обучения. Тематика и методические рекомендации по выполнению курсовых работ разрабатываются кафедрой в соответствие с требованиями государственного стандарта высшего профессионального образования (специальность 021100 – юриспруденция). Она является самостоятельной формой контроля знаний обучаемых.

 

 

I. Тематика курсовых работ

1. Понятие государства.

2. Цивилизационный подход к типологии государств.

3. Государственная власть: понятие, свойства, формы осуществления.

4. Механизм государства.

5. Форма государственного устройства.

6. Форма правления.

7. Форма политического режима.

8. Политическая система общества.

9. Теория правового государства: история и современность.

10. Теория правового государства: современные проблемы формирования.

11. Государство и право: проблемы соотношения.

12. Место и роль права в системе социального регулирования.

13. Правовой статус личности.

14. Теория естественного права: история и современность.

15. Источники права.

16. Нормативный правовой акт как основной юридический источник права.

17. Система права.

18. Законодательный процесс: понятие и стадии.

19. Систематизация законодательства.

20. Норма права.

21. Теория правоотношений.

22. Применение прав.

23. Правосознание и правовая культура.

24. Юридическая ответственность.

25. Законность и правопорядок.

26. Правовое регулирование.

27. Право и закон.

 

 

II. Рекомендации по подготовке курсовой работы

Основные этапы подготовки курсовой работы:

1) выбор и утверждение темы;

2) составление и согласование плана курсовой работы;

3) изучение научной литературы и нормативных правовых актов;

4) написание текста работы;

5) оформление курсовой работы, представление ее на кафедру для регистрации и рецензирования;

6) работа с рецензией и устранение указанных замечаний;

7) защита курсовой работы.

 

Выбор и утверждение темы

Тематика курсовых работ составляется и утверждается на заседании кафедры государственного права. Выбор темы осуществляется студентом самостоятельно из предложенной тематики по своему усмотрению. Повтор тем в учебной группе у студентов не допускается.

На данной стадии целесообразно проконсультироваться с ведущим преподавателем, который в общих чертах может дать квалифицированную характеристику избранной темы: о ее сложности, разработанности в науке, наличии необходимой учебной и научной литературы по исследуемым вопросам. Это позволит успешно справиться с предстоящими задачами.

Возможен также инициативный выбор темы, т.е. предложение его варианта. В этом случае необходимо предварительное ее согласование с научным руководителем.

Регистрация (утверждение) избранных студентами тем осуществляется методистом кафедры в журнале учета курсовых работы.

 

2. Составление и согласование плана курсовой работы

Важным этапом письменной работы является план. Он определяет структуру и содержание курсовой работы, позволяет осветить в ней только те вопросы, которые относятся именно к данной теме, а также обеспечить точность и последовательность излагаемого материала, избежать пробелы и повторения, научно организовать самостоятельный труд.

Составление плана не должен носить формальный, механический характер. Это глубоко продуманная, творческая деятельность, основанная на предварительном ознакомлении с соответствующими разделами и темами, (прежде всего) учебной литературы, уяснения их содержания, значения и места в системе изучаемого курса конституционного права России.

План курсовой работы включает следующие структурные элементы:

· введение;

· основная часть (2-3 вопроса);

· заключение;

· список использованной литературы;

План курсовой работы согласовывается с научным руководителем (преподавателем, ведущим лекционные или семинарские занятия в учебной группе). В ходе работы допускается корректировка плана, его дополнение, совершенствование, а также изменение последовательности изложения материала и т.п.

План курсовой работы должен включать не более трех вопросов. Как исключение допускается – четыре. Его перегруженность вопросами нецелесообразна. Это приводит к распространенному недостатку – поверхностному раскрытию темы.

Вопросы плана не должны повторять названия темы. Каждый отдельный вопрос должен раскрывать часть темы.

После окончательного согласования с научным руководителем плана студент переходит к следующему этапу подготовки курсовой работы.

 

3. Изучение научной литературы
и нормативных правовых актов

Приступая к данному этапу работы необходимо, прежде всего, – установить круг литературных и официально-документальных источников, относящихся к теме исследования.

Именно на этом этапе проявляются умения и навыки обучаемых искать, находить, отбирать и систематизировать в огромном море современной научной информации необходимые источники и содержащиеся в них факты, события, правовые нормы и оценки. Основная задача – найти наибольшее количество объективно существующей и реально доступной информации научного, справочного и нормативного характера. Это показатель его научной грамотности и добросовестности.

При работе над курсовой работой следует использовать следующую научную литературу:

· монографии (научные книги по специальным темам);

· научные статьи журналов;

· статьи в сборниках научных трудов;

· статьи в материалах научных конференций;

· рецензии на опубликованные монографии и научныестатьи;

· авторефераты диссертаций; диссертации:

· аннотации монографий иностранных авторов в реферативных сборниках;

· научно-практические комментарии законодательства;

· материалы «круглых столов» по научно-практическим проблемам.

Для поиска специальной общенаучной и правовой литературы следует использовать:

· предметные и систематические каталоги библиотек;

· библиографические указатели;

· реферативные журналы;

· указатели опубликованных в журналах статей и материалов.

Данные указатели помещаются в последнем номере за истекший год (или 1-2 номере следующего года) в журналах:

· Государство и право;

· Правоведение;

· Российская юстиция;

· Московский журнал международного права;

· Журнал международногочастного права;

· Журнал российского права.

Нужно иметь также в виду, что по некоторым отраслям юридической науки изданы специальные «Библиографии», которые уже содержат систематизированный перечень всей изданной по данной отрасли науки или по той либо иной теме (разделу, вопросу, проблеме) литературы за определенный период времени. Информацию об этом можно получить у библиографов в учебных и научных библиотеках.

Кроме этого, нужно использовать литературу, указываемую авторами научных работ в подстрочных сносках на страницах книг (журналов) или в помещенных в конце книги (статьи) примечаниях, списке литературы, библиографиях.

Необходимо учитывать определенную научную и фактологическую ценность советской и дореволюционной русской литературы.

Следует иметь в виду и поступающие из центральных ведомств и министерств методические письма и обобщения практики, находящиеся в соответствующих организациях и учреждениях по подчиненности.

Кроме того, нужно активно использовать автоматизированные компьютерные базы данных «Кодекс», «Гарант», «Консультант» и др., содержащие информацию обо всех действующих нормативных правовых актах и тексты этих актов.

Изучение литературы в одном случае целесообразно начинать с общих фундаментальных работ, а затем переходить к частным работам, статьям, в другом – с журнальных статей. Все зависит от темы исследования, наличия, характера и полноты литературы, уровня подготовки студента.

При выполнении курсовой работы необходимо использовать нормативные правовые и другие официально-документальные источники, содержащиеся как в открытой печати, так и в соответствующих государственных и иных органах и организациях (ведомственные инструкции, письма, протоколы и т.п.) с разрешения руководителей этих учреждений.

Это могут быть законы, указы, постановления, решения, приговоры, указания, заявления, инструктивные письма и другие документы государственных и негосударственных органов и организаций, а также международные договоры и другие документы международного характера.

Изучать и использовать (при цитировании и ссылках) нормативные правовые и иные юридически значимые документы нужно по официальным изданиям соответствующих правотворческих и правоприменительных органов. Официальными изданиями федерального уровня являются: Собрание законодательства Российской Федерации(Собрание актов Президента и Правительства РФ) и «Российская газета»;

 


Написание текста работы

К непосредственному написанию содержания курсовой работы можно приступить только после детального ознакомления со своей темой, изучения научной литературы, нормативного материала, практики применения законодательства.

Написание курсовой работы носит творческий характер. Недопустимо дословное переписывание текста из книг, журналов и т.п. Творческая самостоятельность субъекта должна быть проявлена в умении находить различные точки зрения, разбираться в имеющихся спорных мнениях, в способности найти самостоятельные аргументы в пользу отстаиваемой позиции, проанализировать материалы практики и использовать результаты анализа для формулирования теоретических выводов и предложений по дальнейшему совершенствованию законодательства и практики его применения.

Курсовая работа должна быть написанаграмотно, литературнымязыком.

Основные требования к работе следующие:

· работа должна носить исследовательский – аналитический, а не описательный характер;

· работа не должна состоять из набора отдельных фактов, событий, точек зрения и цитат;

· в процессе подготовки работы нужно не только фиксировать юридически значимые факты, события, мнения, но и делать необходимые обобщения, устанавливать причинно-следственные связи, выявлять тенденции и закономерности, формулировать предложения и рекомендации.

В соответствии с планом работы следует определить порядок рассмотрения каждого вопроса. Целесообразно вначале систематизировать категории и понятия, определить их логический ряд. Далее следует проанализировать различные точки зрения на исследуемую проблематику, а затем выработать собственную позицию и сделать соответствующие выводы обобщающего характера.

Студентам в ряде случаев достаточно сложно самостоятельно отделить необходимую информацию от второстепенной, поэтому на данном этапе необходимо проконсультироваться с научным руководителем.

При написании текста курсовой работы следует помнить о том, чтобы каждый пункт плана раскрывал отдельный аспект избранной темы. Структурные разделы работы должны носить логически взаимосвязанный не противоречивый характер. Изложение вопросов осуществляется в примерно равном объеме. В работе не допускаются текстуальные повторения.

Для того чтобы тема курсовой работы была раскрыта, студент должен исходить из следующих основных принципов:

· самостоятельность в обобщении изученного материала;

· оценка различных точек зрения по затронутой проблеме;

· собственное осмысление проблемы на основе теоретических знаний;

· системность, стройность изложения и логическая завершенность работы;

· убедительность и аргументированность авторских суждений;

· оригинальность и нестандартность в освещении проблемы.

Введение. Курсовая работа в соответствии с планом начинается с введения, где называются мотивы избрания данной темы, подчеркивается актуальность исследуемой проблематики, показывается степень ее научной разработанности, определяется место в науке теории государства и права. В введении ставятся основные цели и задачи, разрабатываются подходы по их реализации.

Объем введения должен соответствовать примерно 10% от общего объема работы (2-3 страницы).

Основная часть. В основной части работы логически последовательно раскрываются поставленные вопросы. Каждый вопрос должен включать вводную, описательную и заключительную части, в которой автору следует изложить выводы частного характера.

В процессе изложения основной части работы показывается глубокое понимание сущности избранной темы, знание используемых источников, умение сопоставлять различные точки зрения. Важно не механическое сопоставление отдельных позиций или их бездоказательная критика, а стремление к тому, чтобы главные моменты были подкреплены теоретическими положениями, фактами и примерами практической деятельности.

Раскрывая тему, автору нужно максимально использовать имеющиеся теоретические знания, навыки в работе с источниками, умение сравнивать, анализировать и обобщать полученную информацию. Кроме того, важно показать связь теоретических положений с реальной жизнью, практической деятельностью общественных и государственных органов.

Положения дискуссионного характера следует аргументировать путем дополнительной ссылки на мнение авторов, являющихся признанными авторитетами в данной проблематике.

При написании курсовой работы студент должен использовать не менее 10-15 различных источников (учебных пособий, монографий, сборников научных трудов, а также разнообразную печатную продукцию периодических изданий).

Примерный объем курсовой работы должен составлять 20-25 страниц машинописного текста (30-35 страниц рукописного).

Поскольку курсовая работа является результатом самостоятельного изучения студентами избранной темы, она должна быть написана своими словами, содержать необходимые личные обобщения и выводы.

Заключение. В заключении работы автором подводится итог научного исследования, акцентируется внимание на теоретических положениях, вызвавших особый интерес, выделяются вопросы имеющие практическую и научно-теоретическую значимость. Заключение должно заключать не только выводы, но и конкретные предложения по совершенствованию. Объем заключения составляет около 10% от всего содержания курсовой работы (2-3 страницы).

Оформление курсовой работы, представление ее на кафедру для регистрации и рецензирования

Как правило, курсовую работу оформляют в компьютерном варианте в соответствие с требованиями к работам подобного рода. Как исключение, допускается рукописный вариант. Писать нужно разборчиво, без ошибок, помарок и исправлений. Сокращение слов не допускается за исключением широко применяемых аббревиатур (РФ, Спб, МВД, и т.п.).

После того, как работа подготовлена, необходимо пронумеровать страницы. Тщательно отредактированный текст брошюруется в установленной последовательности.

Каждый раздел курсовой работы должен быть озаглавлен. Заголовок отделяется от текста двумя интервалами и печатается заглавными буквами. Общепринятые размеры печати:

· на одной странице текста должно размещаться 28-30 строк;

· одна строка должна содержать 60-65 знаков (включая пробелы между словами);

· абзацный отступ равняется 5 знакам;

· для поля выставляются следующие размеры: левое – 30 мм, правое – 10 мм, верхнее – 20 мм; нижнее – 20 мм;

· размер шрифта 12-14 (Times New Roman).

На титульном листе (первой странице, которая не нумеруется) указывается название учебного заведения, кафедры, темы, фамилия и инициалы автора, номер учебной группы, а также должность, ученая степень и научное звание руководителя.

На второй странице размещается план курсовой работы и указывается, на каких страницах размещены вопросы, параграфы, подзаголовки.

Текст каждого раздела курсовой работы (введения, основной части, заключения) начинается с новой страницы.

Ссылки на научные работы, нормативные акты в тексте обозначаются цифрами, а в сносках (внизу страниц) указывается цитируемый источник в соответствии с требованиями оформления научного аппарата.

В библиографии указывается список использованной литературы, включающий разделы: 1) законодательные и другие официальные материалы; 2) книги; 3) статьи; 4) авторефераты и диссертации; 5) литература на иностранных языках.

В законодательные и другие официальные материалы включаются международные акты, конституции, законы, указы, постановления правительства, приказы министерств, ведомств, государственных комитетов и т. п. в соответствии с установленной последовательностью. В раздел «Книги» включается вся использованная монографическая, публицистическая и другая литература, располагаемая в алфавитном порядке по первой букве фамилии автора; если работа представляет сборник научных статей, – то по первой букве его названия. В разделе «Статьи» перечисляются научные работы, опубликованные в журналах, сборниках научных трудов, в периодической печати.

Курсовая работа должна быть грамотно и аккуратно написана и представлена для рецензирования на кафедру в установленный срок. Кафедрой принимаются только оригиналы работ. Работы, выполненные путем ксерокопирования не принимаются. Кроме этого, студент должен у себя хранить черновые материалы, которые он использовал при написании курсовой работы вплоть до защиты.

Не рецензируются курсовые работы выполненные несамостоятельно. В таких случаях научный руководитель определяет новую тему по своему усмотрению.

В библиографии указывается только цитируемая по тексту литература. При этом объем источника дается полностью: если это монография, то, сколько страниц в этой работе; если это научная статья, то на каких страницах в журнале она размещена.

Курсовая работа подписывается автором, ставится дата ее завершения и работа сдается для регистрации и рецензирования методисту кафедры.

 

Защита курсовой работы

Срок и место защиты определяется кафедрой. Как правило, защита проводится комиссией в составе 2-3 преподавателей, включая научного руководителя. Студент должен подготовить доклад на 5-7 минут, в котором он в соответствии с планом, кратко и убедительно излагает содержание работы, делает обзор использованной научной литературы, обобщает основные выводы, вытекающие из темы исследования. Дает полные и аргументированные ответы на замечания рецензента.

Выслушав автора, присутствующие члены комиссии, вправе задавать вопросы по содержанию курсовой работы, на которые отвечает докладчик.

Ознакомившись с отзывом рецензентанакурсовую работу, проанализировав ответы на заданные в процессе защиты вопросы, члены комиссии указывают на допущенные недостатки и вносят предложения по ее оценке. Оценка выставляется с учетом качества выполненной работы и результатов ее защиты.

В случае, если курсовая работа оценена на «неудовлетворительно», студент должен подготовить работу заново по той же самой теме или другой по согласованию с научным руководителем и пройти вновь процедуру защиты.

Студенты, не сдавшие на рецензию или не защитившие курсовую работу, считаются имеющими академическую задолженность и не допускаются к сдаче семестровых экзаменов.

 

8. Тематические методические рекомендации
для написания курсовых работ по некоторым темам

Тема 6: Форма правления.

План:

Введение.

1. Понятие и элементы формы государства.

2. Понятие и виды форм правления.

3. Форма правления современной России.

Заключение.

Список литературы.

 

Методические указания:

Раскрывая содержание первого вопроса, дайте понятие формы государства, многообразие подходов. Необходимо показать, кто и как правит в обществе, как устроены и действуют в нем государственно-властные структуры, как объединено население на данной территории, каким образом оно связано через различные территориальные и политические образования с государством в целом, как осуществляется политическая власть, с помощью наших методов, приемов.

Во втором вопросе раскройте понятие и признаки формы правления, виды монархий, виды республик. Необходимо изложить современные виды республиканского правления, примеры современных государств. Порядок формирования правительства в парламентской и президентской республиках. Формы взаимоотношений правительства с парламентом. Ответственность правительства. Правовое положение главы государства и его отношения с ветвями государственной власти.

Излагая третий вопрос, дайте характеристику форме правления России. Обратите внимание на статус Президента Российской Федерации, характер его взаимоотношений с Федеральным Собранием и Правительством РФ.

 

Рекомендуемая литература:

Евсеенко Т.П. О понятии «простого» государства в юридической науке // Правоведение, 2004. – № 1.

Петров В.С. Сущность, содержание и форма государства. – Л.: Наука, 1971.

Петрова Е.А. К вопросу о форме правления современной России // Актуальные проблемы теории и истории государства и права: Материалы IV международной научно-теоретической конференции. Санкт-Петербург, 24 декабря 2004 г. / Под общ. ред. В.П. Сальникова, Р.А. Ромашова, Н.С. Нижник. – СПб.: Санкт-Петербургский университет МВД России, 2004.

Поцелуев Е.Л. Проблема понимания формы правления в современном российском государствоведения // Актуальные проблемы теории и истории государства и права: Материалы IV международной научно-теоретической конференции. Санкт-Петербург, 24 декабря 2004 г.//Под общ. ред. В.П. Сальникова, Р.А. Ромашова, Н.С. Нижник. – СПб.: Санкт-Петербургский университет МВД России, 2004.

Стародубский Б.А. Уникальная система правления в Израиле // Государство и право, 2000. – № 2.

Тихомиров Л.А. Монархическая государственность. – СПб., 1992.

Чиркин В.Е. Нетипичные формы правления в современном государстве // Государство и право, 1994. – № 1.

Тема 15: Источники права.

План:

Введение.

1. Понятие источника права в теории государства и права.

2. Общая характеристика основных источников права.

3. Нормативный правовой акт как основной источник права в современной России.

Заключение.

Список литературы.

 

Методические указания:

При рассмотрении первого вопроса следует сформулировать понятие источника права, проанализировать соотношение категорий «форма» и «источник» права, охарактеризовать сущность широкого и узкого подходов к пониманию источника права.

При рассмотрении второго вопроса следует перечислить основные источники права и дать короткую характеристику каждого из них. Рекомендуется акцентировать внимание на исследовании в качестве источников права юридических обычаев, юридических прецедентов, нормативно правовых договоров и нормативных правовых актов.

При рассмотрении третьего вопроса следует перечислить признаки нормативного правового акта и попытаться объяснить, почему именно этот источник рассматривается в качестве основного в национальной правовой системе современной России. Кроме того, необходимо перечислить критерии классификации нормативных правовых актов, а также рассмотреть особенности действия нормативных правовых актов в пространстве, во времени и по кругу лиц.

 

Рекомендуемая литература:

Богдановская И.Ю. Прецедентное право. – М.: Наука, 1993.

Богдановская И.Ю. Закон в английском праве. – М.: 1987.

Думанов Х.М., Першиц А.И. Юридическая антропология. К уточнению понятия «обычное право», № 77.

Жевакин С.Н. Государственная регистрация ведомственных нормативных актов: краткий комментарий и обзор практики применения // Государство и право, 1995. – № 5.

Жевакин С.Н. Ведомственные нормативные акты Российской Федерации: краткий аналитический обзор // Государство и право, 1996. – № 11.

Зивс Л.С. Источники права. – М.: Наука, 1981.

Зыкин И.С. Обычай в советской правовой доктрине // Советское государство и право, 1982. – № 3.

Калинин А.Ю., Комаров С.А. Форма (источник) права как категория в теории государства и права // Правоведение, 2000. – № 6.

Конституция. Закон. Подзаконные акты. – М., 1994.

Кросс Р. Прецедент в английском праве. – М., 1985.

Кузьмин А.В. Иерархия источников права и эффективность правоприменительной деятельности // Актуальные проблемы теории и истории государства и права: Материалы межвузовской научно-теоретической конференции. Санкт-Петербург, 14 декабря 2001 г. // Под общ. ред. В.П. Сальникова, Р.А. Ромашова. – СПб.: Санкт-Петербургский университет МВД России, 2002.

Кузьмин А.В. Источники права и проблемы ретроспективности решений конституционного Суда // Конституционный контроль на рубеже веков: актуальные проблемы и перспективы развития. Научно-практическое издание. – Тирасполь, 2004.

Лопатина С.Н. Правовой акт органа или должностного лица местного самоуправления как источник права: общетеоретический аспект // Правоведение, 2000. – № 2.

Мицкевич А.В. Источники (формы выражения) российского права (Историко-теоретический очерк) // Закон: создание и толкование. – М.: Спарк, 1998.

Марченко М.Н. Источники российского права: вопросы теории и истории: Учебное пособие. // Отв. Ред. М.Н. Марченко. – М.: Норма, 2005.

Марченко М.Н. Источник права: учеб. Пособие. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2005.

Мартышин О.В. Конституция Российской Федерации 1993г. как памятник эпохи. // Государство и право, 2004. – №4.

Морозова Л.А. Еще раз о судебной практике как источнике права. // Государство и право, 2004. – № 1.

Муромцев Г.Н. Источники права // Правоведение, 1992. – № 2.

Правовые акты. Учебно-практическое и справочное пособие. // Ю.А. Тихомиров, И. В. Котелевская. – М., 1999.

Супатаев М.А. Обычное право в странах Восточной Африки. – М., 1984.

Судебная практика как источник права. – М., 1997.

Чернобель Г.Т. Закон и подзаконный акт // Закон: создание и толкование. – М.: Изд-во Спарк, 1998.

 

Тема 17: Система права.

План:

Введение.

1. Понятие и характерные черты системы права.

2. Элементы системы права.

3. Отраслевое деление российского права.

Заключение.

Список литературы.

 

Методические указания:

При рассмотрении первого вопроса следует сформулировать понятие системы в целом и определить понятие системы права. Должна быть подчеркнута сущность системы права как совокупности всех действующих правовых норм.

При рассмотрении второго вопроса необходимо охарактеризовать такие элементы системы права как отрасль права, подотрасль права, институт права и норма права. При этом должно быть обращено внимание на критерии отраслевого деления – предмет и метод правового регулирования. В рамках вопроса следует сформулировать четкое определение предмета и метода правового регулирования.

Раскрывая третий вопрос, следует обозначить существующие подходы отечественных ученых по этому вопросу. Далее необходимо кратко охарактеризовать отрасли права современной России. При этом отрасли права приводятся к «единому знаменателю» – предмету и методу правового регулирования, которые и формулируются по каждой выделенной отрасли права.

Рекомендуемая литература:

Афанасьев В.Г. Системность и общество. – М.: Политиздат, 1980.

Бобылев А.И. Современное толкование системы права и системы законодательства. // Государство и право, 1998. – № 2.

Бахрах Д.Н. Три способа действия во времени новых правовых норм и три способа прекращения действия старых норм. №5.

Витченко А.М. О критериях классификации методов правового регулирования. // Ученые записки. Вып. XIX. Ч. 2. – Саратов, 1970.

Власенко Н.А. Логико-структурные дефекты системы советского права. // Правоведение, 1991. – № 4.

Власенко Н.А. Обеспечение единства и согласованности функционирования системы советского права. // Проблемы реализации права. – Свердловск, 1990.

Вопленко Н.Н. Система права. // Общая теория права. /Под ред. В.К.Бабаева. – Нижний Новгород, 1993.

Дембо Л.И. О принципах построения системы права. // Советское государство и право, 1956. – № 8.

Дмитриев Ю.А., Мухачев И.В. Понятие, предмет и метод конституционного права Российской Федерации от исторических истоков к современности. – М.: Манускрипт, 1998.

Евграфов П.В. Некоторые черты советского права как целостной системы (теоретический аспект). // Проблемы правоведения. – Киев, 1986.

Ерофеев Б.В. Экологическое право: Учебник для вузов. – М.: Новый Юрист, 1998.

Казьмин И.Ф., Сырых В.М. Система права. // Общая теория права: Учебник для юридических вузов./ Под ред. А.С. Пиголкина. – М.: Изд-во МГТУ им. Н.Э. Баумана, 1995.

Киримова Е.А. Правовой институт. Автореферат дисс. канд. юрид. наук. Саратов: Саратовская Академия права, 1998.

Красавчиков О.А. Система права и система законодательства. // Правоведение, 1975. – № 2.

Лившиц Р.З. Отрасль права — отрасль законодательства. // Советское государство и право. № 2.

Лукьянов А.И., Шебанов А.Ф. Система права в Советском союзном государстве. // Советское государство и право, 1976. – № 9.

Поленина С.В. Система права и система законодательства в современных условиях. // Правоведение, 1987. – № 5. – С. 29-36.

Райхер В.К. О системе права. // Правоведение, 1975. – № 3.

Российское законодательство: проблемы и перспективы. – М.: БЕК, 1995. – С. 63.

Самощенко И.С. Методологическая роль системного подхода в изучении структуры советского законодательства. // Вопросы философии, 1979. – № 2.

Тиунова Л.Б. Система правовых норм и отраслевое подразделение права. // Правоведение, 1987. – № 4.

Тихомиров Ю.А. Согласованность и коллизии норм. // Московский журнал международного права, 1996. – № 2.

Хмелев А.М. Система, систематика, системный подход. // Типы культуры. – Л.: Изд-во ЛГУ, 1979.

Сильченко Н.В. Проблемы предмета правового регулирования. // Государство и право, 2004. – №12

 

Тема 20: Норма права.

План:

Введение.

1. Понятие нормы права.

2. Виды правовых норм.

3. Структура юридических норм.

Заключение.

Список литературы.

 

Методические указания:

При рассмотрении первого вопроса следует сформулировать понятие правовой нормы, проанализировать общие и специфические ее признаки.

При рассмотрении второго вопроса необходимо выделить основания классификации правовых норм и охарактеризовать их разновидности.

При рассмотрении третьего вопроса следует сосредоточить внимание на существующих подходах к строению юридических норм, дать понятие логической структуры нормы права и проанализировать ее элементы.


Рекомендуемая литература:

Бабило В.Н. Отражение в законе принципов правосудия // Право и демократия. Вып. 1. – Минск, 1988.

Баранов В.М. Поощрительные нормы советского социалистического права. – Саратов, 1978.

Баранов В.М. Истинность норм советского права: Проблемы теории и практики. – Саратов, 1989.

Баулин О.В. Специальные нормы в гражданском процессуальном праве. – Воронеж, 1997.

Бобнева М.И. Социальные нормы и регуляция поведения. – М.: 1979.

Борисов Г.А. Отправные нормативные установления советского законодательства. – Харьков, 1991.

Бурлай Е.В. Нормы права и правоотношения в социалистическом обществе. – Киев, 1987.

Власенко Н.А. Коллизионные нормы в советском праве. – Иркутск, 1994.

Горшенев В.М. Нетипичные нормативные предписания // Советское государство и право, 1978. – № 3.

Елеонский В.А. Поощрительные нормы уголовного права. – Хабаровск, 1984.

Зажицкий В.И. Правовые принципы в законодательстве Российской Федерации // Государство и право, 1996. – № 11.

Карева М.П., Айзенберг А.М. Правовые нормы и правоотношения. – М., 1949.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 129; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.129.67.26 (0.162 с.)