Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Государство, право, демократия: их соотношение и взаимосвязь↑ Стр 1 из 7Следующая ⇒ Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Теория права 12. Гарантии обеспечения законности и правопорядка. 13. Действие нормативно-правовых актов (норм права) в пространстве, во времени и по кругу лиц. 14. Закон как особый вид нормативно-правовых актов. 15. Законность как состояние общественной жизни в правовом государстве 16. Классификация норм права. 17. Критерии дифференциации права на отрасли и институты. 18. Механизм правового регулирования: понятие, структурные элементы. 19. Нормативистская и социологическая теории права. 20. Нормативно-правовые акты и акты применения норм права (сравнительный анализ). 21. Основные принципы юридической ответственности. 22. Понятие и классификация юридических фактов. 23. Понятие и структура правовой нормы. Соотношение нормы и статьи закона. 24. Понятие и признаки правовой нормы. 25. Понятие, структура и функции правового сознания. 26. Понятие, признаки, структура и виды правовых отношений. 27. Понятие формы (источников) права. Виды источников права. 28. Понятие, назначение виды правотворчества. 29. Понятие, основания и виды юридической ответственности. 30. Понятие и виды нормативно-правовых актов. 31. Понятие и формы реализации норм права. 32. Понятие и классификация правомерного поведения. 33. Понятие и способы толкования норм права. 34. Понятие, структура и функции правовой культуры. 35. Право и закон: соотношение понятий. 36. Право и нравственность: соотношение, взаимодействие и противодействие. 37. Правовое отношение и юридическая норма: характеристика соотношения. 38. Правовая система и система права: соотношение понятий. 39. Право как нормативный государственный регулятор общественных отношений. 40. Право и политика: понятие, соотношение и взаимосвязь. 41. Правонарушение: понятие, признаки, виды. 42. Происхождение права: общая характеристика. 43. Правовой нигилизм: понятие, исторические корни, пути преодаления. 44. Правопорядок и общественный порядок: понятие, соотношение. 45. Правовые и неправовые социальные нормы: понятие, общее и различие. 46. Правовое воспитание: понятие, формы и методы осуществления. 47. Признаки правовых норм, отличающие их от других социальных норм. 48. Применение норм права: понятие, особенности, стадии. Акты применения норм права. 49. Принципы права: понятие и их разновидности. 50. Пробелы в праве и пути их устранения. 51. Психологическая теория права. 52. Систематизация законодательства: понятие, виды. 53. Соотношение естественного и позитивного права. 54. Стадии законотворческого процесса. 55. Субъекты закона и законности. 56. Сущность и социальное назначение права. 57. Толкование правовых норм по субъектам: понятие, виды. 58. Формы выражения правового нигилизма. 59. Функции права: понятие, виды. 60. Характеристика принципов правотворчества. Теория государства 61. Антидемократический режим государства: понятие, особенности, виды. 62. Внешние функции государства: понятие и виды. 63. Внутренние функции государства: понятие, виды, развитие. 64. Государство и партии в политической системе общества. 65. Государство как политическая, структурная и территориальная организация общества. 66. Государственная власть, ее структура, способы и формы осуществления. 67. Гражданское общество и правовое государство: понятие и соотношение. 68. Демократический режим государства: понятие, характеристика, виды. 69. Договорная теория происхождения государства. 70. Место и роль государства в политической системе общества. 71. Патриархальная и теологическая теории происхождения государства. 72. Политическая система общества: понятие, структура, назначение. 73. Понятие и признаки государственных органов, их классификация. 74. Понятие законодательной власти, ее органы. 75. Понятие формы государства и характеристика ее элементов. 76. Понятие и признаки (принципы) правового государства. 77. Признаки государства и определение его понятия. 78. Принципы организации и деятельности механизма государства. 79. Принцип разделения властей в правовом государстве. 80. Соотношение классовых и общесоциальных начал в сущности государства. 81. Современные подходы к понятию и содержанию сущности государства. 82. Типология государства: дискуссии вокруг понятия, виды. 83. Теория насилия о происхождении государства. 84. Условия и закономерности происхождения государства. 85. Форма государственного правления: понятие, особенности, виды. 86. Форма государственного устройства: понятие, характеристика, виды. 87. Формирование правового государства в России: проблемы и перспективы. 88. Функции государства: понятие, конкретно-историческая обусловленность и классификация. 89. Характеристика государственной власти как особой разновидности социальной власти. 90. Цивилизационный подход к типологии государства.
Государство, право, демократия: их соотношение и взаимосвязь Государство – это определенный способ организации общества, основной элемент политической системы, организация публичной политической власти, распространяющаяся на всё общество, выступающая её официальным представителем и опирающаяся в необходимых случаях на средства и меры принуждения. Государство обладает внутренней структурой, имеет специальные органы для реализации своих полномочий – механизм Г. и, его аппарат. Основные направления деятельности Г. – его функции подразделяются на внутренние (деятельность в пределах общества) и внешние (межгос. отношения). Как субъект междунар. права Г. включает в себя политич. организацию власти и население, которым принадлежит определённая территория. На международной арене в лице своих высших органов явл. представителем своего народа. Обладает суверенитетом. Именно Г. вырабатывает нормы международного права, устанавливает ответственность за их нарушение, определяет междунар. правопорядок и функционирование м/н организаций. Эти возможности Г. ничем не ограничены, кроме как ими же самими созданными принципами и нормами м/н права, в соответствии с которыми Г. как субъект междунар. права имеет основные права и обязанности, закреплённые в м/н актах. Право – это сис-ма общеобязательных формально-определённых норм, обеспечиваемых государством, направленных на регулирование поведения людей в обществе в соответсвии с принятыми устоями соц-полит., эк., и духовной жизни. Связь права с государством состоит в том, что составляющие право нормы, воплощающие гос. волю общества, в отличие от иных социальных норм, издаются или санкционируются государством и охраняются наряду с воспитанием и убеждением, возможностью применения, когда это необходимо юридических санкций. Право - это признак государства. Без права государство существовать не может. Право юридически оформляет государство и гос. власть и тем самым делает их легитимными, т. е. законными. Государство осуществляет свои функции в правовых формах. Право вводит функционирование государства и гос. власти в рамки законности, подчиняет их конкретному правовому режиму. При такой подчиненности государства праву и формируется демократическое правовое государство. Слово «демократия» греческого происхождения и образовано от слов «demos» — народ и «kratos» — власть и буквально означает «власть народа», «народовластие». Демократия - форма правления, форма гос. устройства, основанная на признании таких устоев конституционного строя, как народовластие и политический плюрализм, свобода и равенство граждан, не отчуждаемость прав человека. В современном обществе Д. означает власть большинства при защите прав меньшинства, выборность основных гос. органов, наличие прав и политических свобод граждан, их равноправие, верховенство закона, конституционализм и разделение властей – всё это отражается в конституции и т.о. конституция явл. политико-пр. формой выражения демократии. Конституция провозглашает Россию демократическим федеративным правовым государством, в котором человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Сущность демократии – в народовластии; права – в мере свободы, социального компромисса, в достижении на нормативной основе демократической организованности общества. Институты демократии возникают и действуют в связи с тем, что они отражают потребности и интересы людей в самоорганизации, самоуправлении. Демократия через свои представительные органы власти, референдум и т.д. способствует правотворческой инициативе населения, установлению верховенства права, закона в обществе. При таком понимании демократии право перестаёт быть придатком гос. власти, служит надёжной гарантией охраны и защиты прав человека и гражданина.
Право – это сис-ма общеобязательных формально-определённых норм, обеспечиваемых государством, направленных на регулирование поведения людей в обществе в соответсвии с принятыми устоями соц-полит., эк., и духовной жизни. Связь права с государством состоит в том, что составляющие право нормы, воплощающие гос. волю общества, в отличие от иных социальных норм, издаются или санкционируются государством и охраняются наряду с воспитанием и убеждением, возможностью применения, когда это необходимо юридических санкций. Право - это признак государства. Без права государство существовать не может. Право юридически оформляет государство и гос. власть и тем самым делает их легитимными, т. е. законными. Государство осуществляет свои функции в правовых формах. Право вводит функционирование государства и гос. власти в рамки законности, подчиняет их конкретному правовому режиму. При такой подчиненности государства праву и формируется демократическое правовое государство. Понятие «личность» неразрывно связано с социальными характеристиками человека. Вне общества человек не может стать личностью. Человеком рождаются, а личностью становятся в процессе социализации, т.е. воздействие общества и его структур на индивида на протяжении всей жизни. Социализация начинается с детства. На формирование личности огромное влияние оказывает окружающая среда. Важное значение в процессе становлении личности играет семья. Основой положения личности в обществе является её свобода. Личность свободна только в свободном обществе, где люди сами управляют социальными процессами в соответствии с требованиями осознанных ими законов, где существуют цивилизованные формы экономики и развития системы политической демократии. Свобода личности находит свое наиболее концентрированное выражение в праве как системе общеобязательных юридических норм. Нормы права, будучи едиными эталонами поведения людей, определяют его границы. Они запрещают или разрешают определенные действия, предоставляют права, возлагают обязанности и ответственность. Правовые нормы по сути и есть нормы свободы. Эта свобода является юридически признанной и выражается государством в виде законов и иных правовых актов. Право устанавливает формально равную свободу, т.е. равноправие людей. Оно выступает высшим гарантом осуществления свободы личности, средством ее охраны и защиты. Главным правовым средством обеспечения свободы личности выступает Конституция.
Право – это сис-ма общеобязательных формально-определённых норм, обеспечиваемых государством, направленных на регулирование поведения людей в обществе в соответсвии с принятыми устоями соц-полит., эк., и духовной жизни. Связь права с государством состоит в том, что составляющие право нормы, воплощающие гос. волю общества, в отличие от иных социальных норм, издаются или санкционируются государством и охраняются наряду с воспитанием и убеждением, возможностью применения, когда это необходимо юридических санкций. Право - это признак государства. Без права государство существовать не может. Право юридически оформляет государство и гос. власть и тем самым делает их легитимными, т. е. законными. Государство осуществляет свои функции в правовых формах. Право вводит функционирование государства и гос. власти в рамки законности, подчиняет их конкретному правовому режиму. При такой подчиненности государства праву и формируется демократическое правовое государство. Гражданское общество - основанная на самоорганизации система социально-экономических и политических отношений, функционирующих в правовом режиме социальной справедливости, свободы, удовлетворения материальных и духовных потребностей человека как высшей ценности гражданского общества. Исходя из определения можно выделить следующие его эелементы. Во-первых, экономическая организация гражданского общества. В экономическом аспекте гражданское общество — это общество цивилизованных рыночных отношений. Суть которых заключается в 1)множественности форм собственности и равных возможностей их правовой защиты, 2) обеспечении свободы труда как основы функционирования любого общества – т.е. каждый должен иметь право самостоятельно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию. При этом в условиях рынка не исключается безработица, что предполагает необходимость гарантирования членам гражданского общества права на защиту от безработицы, равно как и права на индивидуальные и коллективные трудовые споры; 3) свобода предпринимательства и иной не запрещенной законом экономической деятельности. При этом сама экономическая деятельность граждан в рыночных условиях строится в соответствии с общедемократическим принципом «разрешено все, что не запрещено законом». Это позволяет соединить воедино свободу и предпринимательство, экономику и демократию в рамках гражданского общества. Второй структурный элемент гражданского общества — его социальная организация. Можно выделить 3 основные группы населения гражданского общества- наемных работников, предпринимателей и нетрудоспособных граждан. Обеспечение взвешенного баланса экономических интересов и материальных возможностей этих групп - важное направление социальной политики. Важнейшими элементами социальной организации гражданского общества является также его социально-демографическая, национальная, региональная структуры. На всех этих уровнях также имеются по-своему важные проблемы обеспечения прав и свобод человека и гражданина. Первичной же ячейкой гражданского общества, основой его социальной организации является семья, которая находится под защитой социального правового государства. Третий структурный элемент гражданского общества — его общественно-политическая организация. Реальный демократизм гражданского общества как основы обеспечения действительной свободы личности становится возможным именно тогда, когда общество, приобретая качества гражданского, правового, вырабатывает свои собственные, негосударственные общественно-политические механизмы саморегуляции и самоорганизации. То есть общество самоорганизуется с помощью таких институтов, как политические партии, массовые движения, профессиональные союзы, религиозные организации и др.объединения граждан, создаваемые на основе общности их политических, профессиональных, культурных и иных интересов, важной конституционной основой политической институционализации гражданского общества является принцип политического и идеологического плюрализма (многообразия), многопартийность. (ст. 13 Конституции РФ). Таким образом, Конституция РФ закрепляет основные характеристики гражданского общества в единстве экономических, социальных и политических отношений, а само гражданское общество в его конституционном закреплении воплощает основные характеристики конституционного строя РФ. При этом гражданское общество как правовое общество обеспечивает на уровне своих институтов и отношений неразрывную связь свободы личности с правовым положением граждан, единство социальных и правовых основ взаимоотношений человека с обществом и государством. Классификация норм права. 1. По субъектам правотворчества различают нормы, исходящие от государства, и непосредственно от гражданского общества. В первом случае это нормы органов представительной гос. власти, исполнительной гос. власти и судебной гос. власти (в тех странах, где имеет место прецедент). Во втором случае нормы принимаются непосредственно населением конкретного территориального образования (сельский сход и т.д.) или населением всей страны (всенародный референдум). Так, 12 декабря 1993 г. всенародным голосованием была принята Конституция РФ. 2. По социальному назначению и роли в правовой системе нормы можно подразделить: на учредительные (нормы-принципы), регулятивные (нормы-правила поведения), охранительные (нормы-стражи порядка), обеспечительные (нормы-гарантии), декларативные (нормы-объявления), дефинитивные (нормы-определения), коллизионные (нормы-арбитры), оперативные (нормы-инструменты). Учредительные нормы отражают исходные начала правового регламентирования общественных отношений, правового положения человека, пределов действия государства. Регулятивные нормы непосредственно направлены на регулирование фактических отношений, возникающих между различными субъектами, путем предоставления им прав и возложения на них обязанностей. В зависимости от характера субъективных прав и обязанностей различают три основных вида регулятивных норм: управомочивающие (предоставляющие своим адресатам право на совершение положительных действий); обязывающие (содержащие обязанность совершения определенных положительных действий); запрещающие (устанавливающие запрет на совершение действий и поступков, которые определены законом как правонарушения). Охранительные нормы фиксируют меры государственного принуждения, которые применяются за нарушение правовых запретов. Они определяют также условия и порядок освобождения от наказания. Обеспечительные нормы содержат предписания, гарантирующие осуществление субъективных прав и обязанностей в процессе правового регулирования. Социальная ценность их зависит от того, насколько эффективно они способствуют созданию механизмов и конструкций беспрепятственной реализации права. Декларативные нормы обычно включают в себя положения программного характера, определяют задачи правового регулирования отдельных видов общественных отношений, содержат нормативные объявления. Дефинитивные нормы формулируют определения тех или иных правовых явлений и категорий (понятия преступления в уголовном законодательстве, сделки в гражданском праве и т.п.). Коллизионные нормы, призваны устранять возникающие противоречия между правовыми предписаниями. Так, п. 5 ст. 3 ГК РФ гласит: "В случае противоречия указа Президента РФ или постановления Правительства РФ настоящему Кодексу или иному закону применяется настоящий Кодекс или соответствующий закон". Оперативные нормы устанавливают даты вступления нормативного акта в силу, прекращения его действия и т.п. 3. По предмету правового регулирования различают нормы конституционного, гражданского, уголовного, административного, трудового и иных отраслей права. Отраслевые нормы могут подразделяться на материальные и процессуальные. Первые являются правилами поведения субъектов, вторые содержат предписания, устанавливающие процедуру применения этих правил. 4. По методу правового регулирования выделяются императивные, диспозитивные, рекомендательные нормы. Императивные нормы имеют сугубо строгий, властно-категоричный характер, не допускающий отклонений в регулируемом поведении. Это, как правило, нормы административного права. Диспозитивным нормам присущ автономный характер, позволяющий сторонам (участникам) отношений самим договориться по вопросам объема, процесса реализации субъективных прав и обязанностей или использовать в определенных случаях резервное правило. Они реализуются преимущественно в гражданско-правовых отношениях. Рекомендательные нормы обычно адресуются негосударственным предприятиям, устанавливают варианты желательного для государства поведения. По этому же основанию нормы можно разграничить на позитивные, поощрительные и наказательные. 5. По сфере действия вычленяются нормы общего действия, нормы ограниченного действия и локальные нормы. Нормы общего действия распространяются на всех граждан и функционируют на всей территории государства. Нормы ограниченного действия имеют пределы, обусловленные территориальными, временными, субъективными факторами. Это нормы, издаваемые высшими органами власти республик, входящих в состав РФ, или нормы, исходящие от представительных или исполнительных органов краев, областей и др. Локальные нормативные предписания действуют в рамках отдельных государственных, общественных или частных структур. 6. Нормы права классифицируются также по времени (постоянные и временные). По кругу лиц (распространяются или на всех, кто подпадает под их действие, или на четко обозначенную группу субъектов: военнослужащих, железнодорожников).
Виды правотворчества Правотворчество — богатое по содержанию явление, сверхсложная деятельность по формулированию общих правил поведения. Оно может быть, естественно, неоднородным. В зависимости от субъектов правотворчество подразделяется на такие виды, как: 1) непосредственное правотворчество народа в процессе проведения референдума (всенародного голосования по наиболее важным вопросам государственной и общественной жизни); 2) правотворчество гос. органов (например, Гос. Думы, Правительства РФ); 3) правотворчество отдельных должностных лиц (например, Президента, министра); 4) правотворчество органов местного самоуправления; 5) локальное правотворчество (например, на предприятии, в учреждении и организации); 6) правотворчество общественных организаций (например, профсоюзов). В зависимости от значимости правотворчество делится на: 1) законотворчество (правотворчество высших представительных органов — парламентов, в процессе которого издаются нормативные акты высшей юридической силы — законы, принимаемые в соответствии с усложненной процедурой); 2) делегированное правотворчество (нормотворческая деятельность органов исполнительной власти, прежде всего правительства, осуществляемая по поручению парламента по принятию для оперативного решения определенных проблем нормативных актов, входящих в компетенцию представительного органа); 3) подзаконное правотворчество (здесь нормы права принимаются и вводятся в действие структурами, не относящимися к высшим представительным органам — президентом, правительством, министерствами, ведомствами, гос. комитетами, местными органами гос. управления, губернаторами, главами администраций, руководителями предприятий, учреждений, организаций). Далеко не все юридические нормы необходимо принимать на уровне законотворчества. Есть целый спектр ситуаций, когда юридические нормы целесообразнее принимать на уровне подзаконных актов, нормативных договоров и в иных формах. Кроме всего прочего, подзаконное правотворчество характеризуется большей оперативностью, гибкостью, меньшей формальностью, большей компетентностью осуществляющих его конкретных субъектов. Вместе с тем подзаконное правотворчество связано с «непрозрачностью» процесса принятия нормативных актов, с их громоздкостью.
ОПРЕДЕЛЕНИЯ ТГП является отраслью общественной науки и представляет собой систему обобщенных теоретико-методологических знаний о государственно-правовой действительности, сущности, закономерностях и перспективах развития государства и права. Объектом ТГП являются такие общественные компоненты, как государство и право, которые в то же время изучаются и другими науками (философией, политологией, социологией и т.д.). Государство, право, правовые и политические отношения, иные явления входят в объект теории государства и права и составляют основное отличие объекта этой науки от остальных дисциплин обществознания. Объектом теории государства, по сути дела, является общество, организованное в государство и регламентированное правом. Предметом исследования ТГП являются наиболее общие закономерности возникновения, развития,функционирования и прогнозирования государственно-правовых явлений в их взаимодействии и целостности, а также объективные социальные закономерности, определяющиесущность, типы, формы и функции государства и права, их служебная роль в обществе.Если еще более абстрактно, то предметом теории государства и права являются наиболееобщие закономерности развития общества, организованного в государство и регламентированного правом. При изучении общей теории государства и права используется широкий комплекс всеобщих, общенаучных и частно-научных методов познания государства и права. Функции ТГП: Теоретическая (гносеологическая), Обобщающая, Прогностическая, Методологическая, Практическая, Идеологическая, Воспитательная. Исторический тип государства – это совокупность наиболее существенных его признаков и черт, позволяющих отнести государство к конкретно-историческому периоду развития общества. Исторический тип права – это совокупность наиболее существенных его особенностей и признаков, характерных для определенной исторической эпохи. Государство – это исторически сложившаяся суверенная организация политической власти классового общества, официально представляющая весь народ и призванная обеспечить правопорядок, производство, распределение и обмен материальных благ в пределах своей территории. Признаки государства: Теория права 12. Гарантии обеспечения законности и правопорядка. 13. Действие нормативно-правовых актов (норм права) в пространстве, во времени и по кругу лиц. 14. Закон как особый вид нормативно-правовых актов. 15. Законность как состояние общественной жизни в правовом государстве 16. Классификация норм права. 17. Критерии дифференциации права на отрасли и институты. 18. Механизм правового регулирования: понятие, структурные элементы. 19. Нормативистская и социологическая теории права. 20. Нормативно-правовые акты и акты применения норм права (сравнительный анализ). 21. Основные принципы юридической ответственности. 22. Понятие и классификация юридических фактов. 23. Понятие и структура правовой нормы. Соотношение нормы и статьи закона. 24. Понятие и признаки правовой нормы. 25. Понятие, структура и функции правового сознания. 26. Понятие, признаки, структура и виды правовых отношений. 27. Понятие формы (источников) права. Виды источников права. 28. Понятие, назначение виды правотворчества. 29. Понятие, основания и виды юридической ответственности. 30. Понятие и виды нормативно-правовых актов. 31. Понятие и формы реализации норм права. 32. Понятие и классификация правомерного поведения. 33. Понятие и способы толкования норм права. 34. Понятие, структура и функции правовой культуры. 35. Право и закон: соотношение понятий. 36. Право и нравственность: соотношение, взаимодействие и противодействие. 37. Правовое отношение и юридическая норма: характеристика соотношения. 38. Правовая система и система права: соотношение понятий. 39. Право как нормативный государственный регулятор общественных отношений. 40. Право и политика: понятие, соотношение и взаимосвязь. 41. Правонарушение: понятие, признаки, виды. 42. Происхождение права: общая характеристика. 43. Правовой нигилизм: понятие, исторические корни, пути преодаления. 44. Правопорядок и общественный порядок: понятие, соотношение. 45. Правовые и неправовые социальные нормы: понятие, общее и различие. 46. Правовое воспитание: понятие, формы и методы осуществления. 47. Признаки правовых норм, отличающие их от других социальных норм. 48. Применение норм права: понятие, особенности, стадии. Акты применения норм права. 49. Принципы права: понятие и их разновидности. 50. Пробелы в праве и пути их устранения. 51. Психологическая теория права. 52. Систематизация законодательства: понятие, виды. 53. Соотношение естественного и позитивного права. 54. Стадии законотворческого процесса. 55. Субъекты закона и законности. 56. Сущность и социальное назначение права. 57. Толкование правовых норм по субъектам: понятие, виды. 58. Формы выражения правового нигилизма. 59. Функции права: понятие, виды. 60. Характеристика принципов правотворчества. Теория государства 61. Антидемократический режим государства: понятие, особенности, виды. 62. Внешние функции государства: понятие и виды. 63. Внутренние функции государства: понятие, виды, развитие. 64. Государство и партии в политической системе общества. 65. Государство как политическая, структурная и территориальная организация общества. 66. Государственная власть, ее структура, способы и формы осуществления. 67. Гражданское общество и правовое государство: понятие и соотношение. 68. Демократический режим государства: понятие, характеристика, виды. 69. Договорная теория происхождения государства. 70. Место и роль государства в политической системе общества. 71. Патриархальная и теологическая теории происхождения государства. 72. Политическая система общества: понятие, структура, назначение. 73. Понятие и признаки государственных органов, их классификация. 74. Понятие законодательной власти, ее органы. 75. Понятие формы государства и характеристика ее элементов. 76. Понятие и признаки (принципы) правового государства. 77. Признаки государства и определение его понятия. 78. Принципы организации и деятельности механизма государства. 79. Принцип разделения властей в правовом государстве. 80. Соотношение классовых и общесоциальных начал в сущности государства. 81. Современные подходы к понятию и содержанию сущности государства. 82. Типология государства: дискуссии вокруг понятия, виды. 83. Теория насилия о происхождении государства. 84. Условия и закономерности происхождения государства. 85. Форма государственного правления: понятие, особенности, виды. 86. Форма государственного устройства: понятие, характеристика, виды. 87. Формирование правового государства в России: проблемы и перспективы. 88. Функции государства: понятие, конкретно-историческая обусловленность и классификация. 89. Характеристика государственной власти как особой разновидности социальной власти. 90. Цивилизационный подход к типологии государства.
Государство, право, демократия: их соотношение и взаимосвязь Государство – это определенный способ организации общества, основной элемент политической системы, организация публичной политической власти, распространяющаяся на всё общество, выступающая её официальным представителем и опирающаяся в необходимых случаях на средства и меры принуждения. Государство обладает внутренней структурой, имеет специальные органы для реализации своих полномочий – механизм Г. и, его аппарат. Основные направления деятельности Г. – его функции подразделяются на внутренние (деятельность в пределах общества) и внешние (межгос. отношения). Как субъект междунар. права Г. включает в себя политич. организацию власти и население, которым принадлежит определённая территория. На международной арене в лице своих высших органов явл. представителем своего народа. Обладает суверенитетом. Именно Г. вырабатывает нормы международного права, устанавливает ответственность за их нарушение, определяет междунар. правопорядок и функционирование м/н организаций. Эти возможности Г. ничем не ограничены, кроме как ими же самими созданными принципами и нормами м/н права, в соответствии с которыми Г. как субъект междунар. права имеет основные права и обязанности, закреплённые в м/н актах. Право – это сис-ма общеобязательных формально-определённых норм, обеспечиваемых государством, направленных на регулирование поведения людей в обществе в соответсвии с принятыми устоями соц-полит., эк., и духовной жизни. Связь права с государством состоит в том, что составляющие право нормы, воплощающие гос. волю общества, в отличие от иных социальных норм, издаются или санкционируются государством и охраняются наряду с воспитанием и убеждением, возможностью применения, когда это необходимо юридических санкций. Право - это признак государства. Без права государство существовать не может. Право юридически оформляет государство и гос. власть и тем самым делает их легитимными, т. е. законными. Государство осуществляет свои функции в правовых формах. Право вводит функционирование государства и гос. власти в рамки законности, подчиняет их конкретному правовому режиму. При такой подчиненности государства праву и формируется демократическое правовое государство. Слово «демократия» греческого происхождения и образовано от слов «demos» — народ и «kratos» — власть и буквально означает «власть народа», «народовластие». Демократия - форма правления, форма гос. устройства, основанная на признании таких устоев конституционного строя, как народовластие и политический плюрализм, свобода и равенство граждан, не отчуждаемость прав человека. В современном обществе Д. означает власть большинства при защите прав меньшинства, выборность основных гос. органов, наличие прав и политических свобод граждан, их равноправие, верховенство закона, конституционализм и разделение властей – всё это отражается в конституции и т.о. конституция явл. политико-пр. формой выражения демократии. Конституция провозглашает Россию демократическим федеративным правовым государством, в котором человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Сущность демократии – в народовластии; права – в мере свободы, социального компромисса, в достижении на нормативной основе демократической организованности общества. Институты демократии возникают и действуют в связи с тем, что они отражают потребности и интересы людей в самоорганизации, самоуправлении. Демократия через свои представительные органы власти, референдум и т.д. способствует правотворческой инициативе населения, установлению верховенства права, закона в обществе. При таком понимании демократии право перестаёт быть придатком гос. власти, служит надёжной гарантией охраны и защиты прав человека и гражданина.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 1633; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.42.174 (0.014 с.) |