ТОП 10:

Государство, право, демократия: их соотношение и взаимосвязь



Теория права

12. Гарантии обеспечения законности и правопорядка.

13. Действие нормативно-правовых актов (норм права) в пространстве, во времени и по кругу лиц.

14. Закон как особый вид нормативно-правовых актов.

15. Законность как состояние общественной жизни в правовом государстве

16. Классификация норм права.

17. Критерии дифференциации права на отрасли и институты.

18. Механизм правового регулирования: понятие, структурные элементы.

19. Нормативистская и социологическая теории права.

20. Нормативно-правовые акты и акты применения норм права (сравнительный анализ).

21. Основные принципы юридической ответственности.

22. Понятие и классификация юридических фактов.

23. Понятие и структура правовой нормы. Соотношение нормы и статьи закона.

24. Понятие и признаки правовой нормы.

25. Понятие, структура и функции правового сознания.

26. Понятие, признаки, структура и виды правовых отношений.

27. Понятие формы (источников) права. Виды источников права.

28. Понятие, назначение виды правотворчества.

29. Понятие, основания и виды юридической ответственности.

30. Понятие и виды нормативно-правовых актов.

31. Понятие и формы реализации норм права.

32. Понятие и классификация правомерного поведения.

33. Понятие и способы толкования норм права.

34. Понятие, структура и функции правовой культуры.

35. Право и закон: соотношение понятий.

36. Право и нравственность: соотношение, взаимодействие и противодействие.

37. Правовое отношение и юридическая норма: характеристика соотношения.

38. Правовая система и система права: соотношение понятий.

39. Право как нормативный государственный регулятор общественных отношений.

40. Право и политика: понятие, соотношение и взаимосвязь.

41. Правонарушение: понятие, признаки, виды.

42. Происхождение права: общая характеристика.

43. Правовой нигилизм: понятие, исторические корни, пути преодаления.

44. Правопорядок и общественный порядок: понятие, соотношение.

45. Правовые и неправовые социальные нормы: понятие, общее и различие.

46. Правовое воспитание: понятие, формы и методы осуществления.

47. Признаки правовых норм, отличающие их от других социальных норм.

48. Применение норм права: понятие, особенности, стадии. Акты применения норм права.

49. Принципы права: понятие и их разновидности.

50. Пробелы в праве и пути их устранения.

51. Психологическая теория права.

52. Систематизация законодательства: понятие, виды.

53. Соотношение естественного и позитивного права.

54. Стадии законотворческого процесса.

55. Субъекты закона и законности.

56. Сущность и социальное назначение права.

57. Толкование правовых норм по субъектам: понятие, виды.

58. Формы выражения правового нигилизма.

59. Функции права: понятие, виды.

60. Характеристика принципов правотворчества.

Теория государства

61. Антидемократический режим государства: понятие, особенности, виды.

62. Внешние функции государства: понятие и виды.

63. Внутренние функции государства: понятие, виды, развитие.

64. Государство и партии в политической системе общества.

65. Государство как политическая, структурная и территориальная организация общества.

66. Государственная власть, ее структура, способы и формы осуществления.

67. Гражданское общество и правовое государство: понятие и соотношение.

68. Демократический режим государства: понятие, характеристика, виды.

69. Договорная теория происхождения государства.

70. Место и роль государства в политической системе общества.

71. Патриархальная и теологическая теории происхождения государства.

72. Политическая система общества: понятие, структура, назначение.

73. Понятие и признаки государственных органов, их классификация.

74. Понятие законодательной власти, ее органы.

75. Понятие формы государства и характеристика ее элементов.

76. Понятие и признаки (принципы) правового государства.

77. Признаки государства и определение его понятия.

78. Принципы организации и деятельности механизма государства.

79. Принцип разделения властей в правовом государстве.

80. Соотношение классовых и общесоциальных начал в сущности государства.

81. Современные подходы к понятию и содержанию сущности государства.

82. Типология государства: дискуссии вокруг понятия, виды.

83. Теория насилия о происхождении государства.

84. Условия и закономерности происхождения государства.

85. Форма государственного правления: понятие, особенности, виды.

86. Форма государственного устройства: понятие, характеристика, виды.

87. Формирование правового государства в России: проблемы и перспективы.

88. Функции государства: понятие, конкретно-историческая обусловленность и классификация.

89. Характеристика государственной власти как особой разновидности социальной власти.

90. Цивилизационный подход к типологии государства.

 

Государство, право, демократия: их соотношение и взаимосвязь

Государство –это определенный способ организации общества, основной элемент политической системы, организация публичной политической власти, распространяющаяся на всё общество, выступающая её официальным представителем и опирающаяся в необходимых случаях на средства и меры принуждения. Государство обладает внутренней структурой, имеет специальные органы для реализации своих полномочий – механизм Г. и, его аппарат.

Основные направления деятельности Г. – его функции подразделяются на внутренние (деятельность в пределах общества) и внешние (межгос. отношения).

Как субъект междунар. права Г. включает в себя политич. организацию власти и население, которым принадлежит определённая территория.

На международной арене в лице своих высших органов явл. представителем своего народа. Обладает суверенитетом.

Именно Г. вырабатывает нормы международного права, устанавливает ответственность за их нарушение, определяет междунар. правопорядок и функционирование м/н организаций. Эти возможности Г. ничем не ограничены, кроме как ими же самими созданными принципами и нормами м/н права, в соответствии с которыми Г. как субъект междунар. права имеет основные права и обязанности, закреплённые в м/н актах.

Право – это сис-ма общеобязательных формально-определённых норм, обеспечиваемых государством, направленных на регулирование поведения людей в обществе в соответсвии с принятыми устоями соц-полит., эк., и духовной жизни.

Связь права с государством состоит в том, что составляющие право нормы, воплощающие гос. волю общества, в отличие от иных социальных норм, издаются или санкционируются государством и охраняются наряду с воспитанием и убеждением, возможностью применения, когда это необходимо юридических санкций.

Право - это признак государства. Без права государство существовать не может. Право юридически оформляет государство и гос. власть и тем самым делает их легитимными, т. е. законными. Государство осуществляет свои функции в правовых формах. Право вводит функционирование государства и гос. власти в рамки законности, подчиняет их конкретному правовому режиму. При такой подчиненности государства праву и формируется демократическое правовое государство.

Слово «демократия» греческого происхождения и образовано от слов «demos» — народ и «kratos» — власть и буквально означает «власть народа», «народовластие».

Демократия - форма правления, форма гос. устройства, основанная на признании таких устоев конституционного строя, как народовластие и политический плюрализм, свобода и равенство граждан, не отчуждаемость прав человека. В современном обществе Д. означает власть большинства при защите прав меньшинства, выборность основных гос. органов, наличие прав и политических свобод граждан, их равноправие, верховенство закона, конституционализм и разделение властей – всё это отражается в конституции и т.о. конституция явл. политико-пр. формой выражения демократии.

Конституция провозглашает Россию демократическим федеративным правовым государством, в котором человек, его права и свободы являются высшей ценностью.

Сущность демократии – в народовластии; права – в мере свободы, социального компромисса, в достижении на нормативной основе демократической организованности общества.

Институты демократии возникают и действуют в связи с тем, что они отражают потребности и интересы людей в самоорганизации, самоуправлении. Демократия через свои представительные органы власти, референдум и т.д. способствует правотворческой инициативе населения, установлению верховенства права, закона в обществе. При таком понимании демократии право перестаёт быть придатком гос. власти, служит надёжной гарантией охраны и защиты прав человека и гражданина.

 

Право – это сис-ма общеобязательных формально-определённых норм, обеспечиваемых государством, направленных на регулирование поведения людей в обществе в соответсвии с принятыми устоями соц-полит., эк., и духовной жизни.

Связь права с государством состоит в том, что составляющие право нормы, воплощающие гос. волю общества, в отличие от иных социальных норм, издаются или санкционируются государством и охраняются наряду с воспитанием и убеждением, возможностью применения, когда это необходимо юридических санкций.

Право - это признак государства. Без права государство существовать не может. Право юридически оформляет государство и гос. власть и тем самым делает их легитимными, т. е. законными. Государство осуществляет свои функции в правовых формах. Право вводит функционирование государства и гос. власти в рамки законности, подчиняет их конкретному правовому режиму. При такой подчиненности государства праву и формируется демократическое правовое государство.

Понятие «личность»неразрывно связано с социальными характеристиками человека. Вне общества человек не может стать личностью. Человеком рождаются, а личностью становятся в процессе социализации, т.е. воздействие общества и его структур на индивида на протяжении всей жизни. Социализация начинается с детства. На формирование личности огромное влияние оказывает окружающая среда. Важное значение в процессе становлении личности играет семья.

Основой положения личности в обществе является её свобода. Личность свободна только в свободном обществе, где люди сами управляют социальными процессами в соответствии с требованиями осознанных ими законов, где существуют цивилизованные формы экономики и развития системы политической демократии.

Свобода личности находит свое наиболее концентрированное вы­ражение в праве как системе общеобязательных юридических норм. Нор­мы права, будучи едиными эталонами поведения людей, определяют его границы. Они запрещают или разрешают определенные действия, предоставляют права, возлагают обязанности и ответствен­ность. Правовые нормы по сути и есть нормы свободы. Эта свобода яв­ляется юридически признанной и выражается государством в виде зако­нов и иных правовых актов. Право устанавливает формально равную сво­боду, т.е. равноправие людей. Оно выступает высшим гарантом осуще­ствления свободы личности, средством ее охраны и защиты. Главным правовым средством обеспечения свободы личности выступает Консти­туция.

 

Право – это сис-ма общеобязательных формально-определённых норм, обеспечиваемых государством, направленных на регулирование поведения людей в обществе в соответсвии с принятыми устоями соц-полит., эк., и духовной жизни.

Связь права с государством состоит в том, что составляющие право нормы, воплощающие гос. волю общества, в отличие от иных социальных норм, издаются или санкционируются государством и охраняются наряду с воспитанием и убеждением, возможностью применения, когда это необходимо юридических санкций.

Право - это признак государства. Без права государство существовать не может. Право юридически оформляет государство и гос. власть и тем самым делает их легитимными, т. е. законными. Государство осуществляет свои функции в правовых формах. Право вводит функционирование государства и гос. власти в рамки законности, подчиняет их конкретному правовому режиму. При такой подчиненности государства праву и формируется демократическое правовое государство.

Гражданское общество - основанная на самоорганизации система социально-экономических и политических отношений, функцио­нирующих в правовом режиме социальной справедли­вости, свободы, удовлетворения материальных и духов­ных потребностей человека как высшей ценности граж­данского общества.

Исходя из определения можно выделить следующие его эелементы.

Во-первых, экономическая организация граж­данского общества.В экономическом аспекте граждан­ское общество — это общество цивилизованных рыноч­ных отношений. Суть которых заключается в 1)множественности форм собственности и равных возможностей их право­вой защиты, 2) обеспечении свободы труда как основы функционирова­ния любого общества – т.е. каждый дол­жен иметь право самостоятельно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию. При этом в условиях рынка не исключается безработица, что предполагает необходимость гаранти­рования членам гражданского общества права на защи­ту от безработицы, равно как и права на индивидуаль­ные и коллективные трудовые споры; 3) свобода предпринимательства и иной не запрещенной законом экономической деятельности. При этом сама экономическая деятель­ность граждан в рыночных условиях строится в соответ­ствии с общедемократическим принципом «разрешено все, что не запрещено законом». Это позволяет соеди­нить воедино свободу и предпринимательство, экономи­ку и демократию в рамках гражданского общества.

Второй структурный элемент гражданского обще­ства его социальная организация.Можно выделить 3 основные группы населения гражданского общества- наемных работников, предпринимателей и нетрудоспособных граждан. Обеспечение взвешенного баланса экономиче­ских интересов и материальных возможностей этих групп - важное направление социальной политики.

Важнейшими элементами социальной организации гражданского общества является также его социально-демографическая, национальная, региональная структу­ры. На всех этих уровнях также имеются по-своему важные проблемы обеспечения прав и свобод человека и гражданина. Первичной же ячейкой гражданского об­щества, основой его социальной организации является семья, которая находится под защитой социального пра­вового государства.

Третий структурный элемент граждан­ского общества его общественно-политическая организация. Реальный демократизм граж­данского общества как основы обеспечения действительной свободы личности становится возмож­ным именно тогда, когда общество, приобретая качества гражданского, правового, вырабатывает свои собствен­ные, негосударственные общественно-политические ме­ханизмы саморегуляции и самоорганизации. То есть общество самоорганизуется с помощью таких институ­тов, как политические партии, массовые движения, про­фессиональные союзы, религиозные организации и др.объединения граждан, создаваемые на основе общности их политических, про­фессиональных, культурных и иных интересов, важной конституционной основой политической институциона­лизации гражданского общества является принцип пол­итического и идеологического плюрализма (многообразия), многопартийность. (ст. 13 Конституции РФ).

Таким образом, Конституция РФ закрепляет основ­ные характеристики гражданского общества в единстве экономических, социальных и политических отношений, а само гражданское общество в его конституционном закреплении воплощает основные характеристики кон­ституционного строя РФ. При этом гражданское общество как правовое общество обеспечивает на уровне своих институтов и отношений неразрывную связь свободы личности с правовым поло­жением граждан, единство социальных и правовых ос­нов взаимоотношений человека с обществом и государ­ством.

Классификация норм права.

1. По субъектам правотворчества различают нормы, ис­ходящие от государства, и непосредственно от гражданско­го общества. В первом случае это нормы органов представи­тельной гос. власти, исполнительной гос. власти и судебной гос. власти (в тех странах, где имеет место прецедент). Во втором случае нор­мы принимаются непосредственно населением конкретного территориального образования (сельский сход и т.д.) или населением всей страны (всенародный референдум). Так, 12 декабря 1993 г. всенародным голосованием была принята Конституция РФ.

2. По социальному назначению и роли в правовой систе­ме нормы можно подразделить: на учредительные (нормы-принципы), регулятивные (нормы-правила поведения), ох­ранительные (нормы-стражи порядка), обеспечительные (нормы-гарантии), декларативные (нормы-объявления), де­финитивные (нормы-определения), коллизионные (нормы-арбитры), оперативные (нормы-инструменты).

Учредительные нормы отражают исходные начала пра­вового регламентирования общественных отношений, право­вого положения человека, пределов действия государства.

Регулятивные нормы непосредственно направлены на регулирование фактических отношений, возникающих между различными субъектами, путем предоставления им прав и возложения на них обязанностей. В зависимости от характе­ра субъективных прав и обязанностей различают три основ­ных вида регулятивных норм: управомочивающие (предос­тавляющие своим адресатам право на совершение положи­тельных действий); обязывающие (содержащие обязанность совершения определенных положительных действий); зап­рещающие (устанавливающие запрет на совершение дей­ствий и поступков, которые определены законом как право­нарушения).

Охранительные нормы фиксируют меры государствен­ного принуждения, которые применяются за нарушение правовых запретов. Они определяют также условия и поря­док освобождения от наказания.

Обеспечительные нормы содержат предписания, гаран­тирующие осуществление субъективных прав и обязаннос­тей в процессе правового регулирования. Социальная цен­ность их зависит от того, насколько эффективно они спо­собствуют созданию механизмов и конструкций беспрепят­ственной реализации права.

Декларативные нормы обычно включают в себя поло­жения программного характера, определяют задачи право­вого регулирования отдельных видов общественных отно­шений, содержат нормативные объявления.

Дефинитивные нормы формулируют определения тех или иных правовых явлений и категорий (понятия преступ­ления в уголовном законодательстве, сделки в гражданском праве и т.п.).

Коллизионные нормы, призваны устранять возникающие противоречия между правовыми предписаниями. Так, п. 5 ст. 3 ГК РФ гласит: "В случае противоречия указа Прези­дента РФ или постановления Правитель­ства РФ настоящему Кодексу или иному закону применяется настоящий Кодекс или соответствую­щий закон".

Оперативные нормы устанавливают даты вступления нормативного акта в силу, прекращения его действия и т.п.

3. По предмету правового регулирования различают нор­мы конституционного, гражданского, уголовного, админист­ративного, трудового и иных отраслей права. Отраслевые нормы могут подразделяться на материальные и процессу­альные. Первые являются правилами поведения субъектов, вторые содержат предписания, устанавливающие процеду­ру применения этих правил.

4. По методу правового регулирования выделяются им­перативные, диспозитивные, рекомендательные нормы.

Императивные нормы имеют сугубо строгий, властно-категоричный характер, не допускающий отклонений в ре­гулируемом поведении. Это, как правило, нормы админист­ративного права.

Диспозитивным нормам присущ автономный характер, позволяющий сторонам (участникам) отношений самим до­говориться по вопросам объема, процесса реализации субъек­тивных прав и обязанностей или использовать в определен­ных случаях резервное правило. Они реализуются преиму­щественно в гражданско-правовых отношениях.

Рекомендательные нормы обычно адресуются негосу­дарственным предприятиям, устанавливают варианты же­лательного для государства поведения.

По этому же основанию нормы можно разграничить на позитивные, поощрительные и наказательные.

5. По сфере действия вычленяются нормы общего дей­ствия, нормы ограниченного действия и локальные нормы.

Нормы общего действия распространяются на всех граж­дан и функционируют на всей территории государства.

Нормы ограниченного действия имеют пределы, обус­ловленные территориальными, временными, субъективны­ми факторами. Это нормы, издаваемые высшими органами власти республик, входящих в состав РФ, или нормы, исходящие от представительных или ис­полнительных органов краев, областей и др.

Локальные нормативные предписания действуют в рам­ках отдельных государственных, общественных или част­ных структур.

6. Нормы права классифицируются также по времени (постоянные и временные). По кругу лиц (распространяются или на всех, кто подпадает под их действие, или на четко обозначенную группу субъектов: военнослужащих, желез­нодорожников).

 

Виды правотворчества

Правотворчество — богатое по содержанию явление, сверхсложная деятельность по формулированию общих правил поведения. Оно может быть, естественно, неоднородным.

В зависимости от субъектов правотворчество подразделяется на такие виды, как: 1) непосредственное правотворчество народа в процессе проведе­ния референдума (всенародного голосования по наиболее важным во­просам государственной и общественной жизни); 2) правотворчество гос. органов (например, Гос. Думы, Правительства РФ); 3) правотворчество отдельных должностных лиц (например, Пре­зидента, министра); 4) правотворчество органов местного самоуправления; 5) локальное правотворчество (например, на предприятии, в уч­реждении и организации); 6) правотворчество общественных организаций (например, проф­союзов).

В зависимости от значимости правотворчество делится на:

1) законотворчество (правотворчество высших представительных органов — парламентов, в процессе которого издаются нормативные акты высшей юридической силы — законы, принимаемые в соответст­вии с усложненной процедурой);

2) делегированное правотворчество (нормотворческая деятель­ность органов исполнительной власти, прежде всего правительства, осуществляемая по поручению парламента по принятию для опера­тивного решения определенных проблем нормативных актов, входя­щих в компетенцию представительного органа);

3) подзаконное правотворчество (здесь нормы права принимаются и вводятся в действие структурами, не относящимися к высшим пред­ставительным органам — президентом, правительством, министерст­вами, ведомствами, гос. комитетами, местными органа­ми гос. управления, губернаторами, главами админи­страций, руководителями предприятий, учреждений, организаций). Далеко не все юридические нормы необходимо принимать на уровне законотворчества. Есть целый спектр ситуаций, когда юридические нормы целесообразнее принимать на уровне подзаконных актов, нор­мативных договоров и в иных формах. Кроме всего прочего, подзакон­ное правотворчество характеризуется большей оперативностью, гиб­костью, меньшей формальностью, большей компетентностью осу­ществляющих его конкретных субъектов. Вместе с тем подзаконное правотворчество связано с «непрозрачностью» процесса принятия нормативных актов, с их громоздкостью.

 

ОПРЕДЕЛЕНИЯ

ТГП является отраслью общественной науки и представляет собой систему обобщенных теоретико-методологических знаний о государственно-правовой действительности, сущности, закономерностях и перспективах развития государства и права.

Объектом ТГП являются такие общественные компоненты, как государство и право, которые в то же время изучаются и другими науками (философией, политологией, социологией и т.д.). Государство, право, правовые и политические отношения, иные явления входят в объект теории государства и права и составляют основное отличие объекта этой науки от остальных дисциплин обществознания. Объектом теории государства, по сути дела, является общество, организованное в государство и регламентированное правом.

Предметом исследования ТГП являются наиболее общие закономерности возникновения, развития,функционирования и прогнозирования государственно-правовых явлений в их взаимодействии и целостности, а также объективные социальные закономерности, определяющиесущность, типы, формы и функции государства и права, их служебная роль в обществе.Если еще более абстрактно, то предметом теории государства и права являются наиболееобщие закономерности развития общества, организованного в государство и регламентированного правом.

При изучении общей теории государства и права используется широкий комплекс всеобщих, общенаучных и частно-научных методов познания государства и права.

Функции ТГП:Теоретическая (гносеологическая), Обобщающая, Прогностическая, Методологическая, Практическая, Идеологическая, Воспитательная.

Исторический тип государстваэто совокупность наиболее существенных его признаков и черт, позволяющих отнести государство к конкретно-историческому периоду развития общества.

Исторический тип праваэто совокупность наиболее существенных его особенностей и признаков, характерных для определенной исторической эпохи.

Государство – это исторически сложившаяся суверенная организация политической власти классового общества, официально представляющая весь народ и призванная обеспечить правопорядок, производство, распределение и обмен материальных благ в пределах своей территории.

Признаки государства:

Теория права

12. Гарантии обеспечения законности и правопорядка.

13. Действие нормативно-правовых актов (норм права) в пространстве, во времени и по кругу лиц.

14. Закон как особый вид нормативно-правовых актов.

15. Законность как состояние общественной жизни в правовом государстве

16. Классификация норм права.

17. Критерии дифференциации права на отрасли и институты.

18. Механизм правового регулирования: понятие, структурные элементы.

19. Нормативистская и социологическая теории права.

20. Нормативно-правовые акты и акты применения норм права (сравнительный анализ).

21. Основные принципы юридической ответственности.

22. Понятие и классификация юридических фактов.

23. Понятие и структура правовой нормы. Соотношение нормы и статьи закона.

24. Понятие и признаки правовой нормы.

25. Понятие, структура и функции правового сознания.

26. Понятие, признаки, структура и виды правовых отношений.

27. Понятие формы (источников) права. Виды источников права.

28. Понятие, назначение виды правотворчества.

29. Понятие, основания и виды юридической ответственности.

30. Понятие и виды нормативно-правовых актов.

31. Понятие и формы реализации норм права.

32. Понятие и классификация правомерного поведения.

33. Понятие и способы толкования норм права.

34. Понятие, структура и функции правовой культуры.

35. Право и закон: соотношение понятий.

36. Право и нравственность: соотношение, взаимодействие и противодействие.

37. Правовое отношение и юридическая норма: характеристика соотношения.

38. Правовая система и система права: соотношение понятий.

39. Право как нормативный государственный регулятор общественных отношений.

40. Право и политика: понятие, соотношение и взаимосвязь.

41. Правонарушение: понятие, признаки, виды.

42. Происхождение права: общая характеристика.

43. Правовой нигилизм: понятие, исторические корни, пути преодаления.

44. Правопорядок и общественный порядок: понятие, соотношение.

45. Правовые и неправовые социальные нормы: понятие, общее и различие.

46. Правовое воспитание: понятие, формы и методы осуществления.

47. Признаки правовых норм, отличающие их от других социальных норм.

48. Применение норм права: понятие, особенности, стадии. Акты применения норм права.

49. Принципы права: понятие и их разновидности.

50. Пробелы в праве и пути их устранения.

51. Психологическая теория права.

52. Систематизация законодательства: понятие, виды.

53. Соотношение естественного и позитивного права.

54. Стадии законотворческого процесса.

55. Субъекты закона и законности.

56. Сущность и социальное назначение права.

57. Толкование правовых норм по субъектам: понятие, виды.

58. Формы выражения правового нигилизма.

59. Функции права: понятие, виды.

60. Характеристика принципов правотворчества.

Теория государства

61. Антидемократический режим государства: понятие, особенности, виды.

62. Внешние функции государства: понятие и виды.

63. Внутренние функции государства: понятие, виды, развитие.

64. Государство и партии в политической системе общества.

65. Государство как политическая, структурная и территориальная организация общества.

66. Государственная власть, ее структура, способы и формы осуществления.

67. Гражданское общество и правовое государство: понятие и соотношение.

68. Демократический режим государства: понятие, характеристика, виды.

69. Договорная теория происхождения государства.

70. Место и роль государства в политической системе общества.

71. Патриархальная и теологическая теории происхождения государства.

72. Политическая система общества: понятие, структура, назначение.

73. Понятие и признаки государственных органов, их классификация.

74. Понятие законодательной власти, ее органы.

75. Понятие формы государства и характеристика ее элементов.

76. Понятие и признаки (принципы) правового государства.

77. Признаки государства и определение его понятия.

78. Принципы организации и деятельности механизма государства.

79. Принцип разделения властей в правовом государстве.

80. Соотношение классовых и общесоциальных начал в сущности государства.

81. Современные подходы к понятию и содержанию сущности государства.

82. Типология государства: дискуссии вокруг понятия, виды.

83. Теория насилия о происхождении государства.

84. Условия и закономерности происхождения государства.

85. Форма государственного правления: понятие, особенности, виды.

86. Форма государственного устройства: понятие, характеристика, виды.

87. Формирование правового государства в России: проблемы и перспективы.

88. Функции государства: понятие, конкретно-историческая обусловленность и классификация.

89. Характеристика государственной власти как особой разновидности социальной власти.

90. Цивилизационный подход к типологии государства.

 

Государство, право, демократия: их соотношение и взаимосвязь

Государство –это определенный способ организации общества, основной элемент политической системы, организация публичной политической власти, распространяющаяся на всё общество, выступающая её официальным представителем и опирающаяся в необходимых случаях на средства и меры принуждения. Государство обладает внутренней структурой, имеет специальные органы для реализации своих полномочий – механизм Г. и, его аппарат.

Основные направления деятельности Г. – его функции подразделяются на внутренние (деятельность в пределах общества) и внешние (межгос. отношения).

Как субъект междунар. права Г. включает в себя политич. организацию власти и население, которым принадлежит определённая территория.

На международной арене в лице своих высших органов явл. представителем своего народа. Обладает суверенитетом.

Именно Г. вырабатывает нормы международного права, устанавливает ответственность за их нарушение, определяет междунар. правопорядок и функционирование м/н организаций. Эти возможности Г. ничем не ограничены, кроме как ими же самими созданными принципами и нормами м/н права, в соответствии с которыми Г. как субъект междунар. права имеет основные права и обязанности, закреплённые в м/н актах.

Право – это сис-ма общеобязательных формально-определённых норм, обеспечиваемых государством, направленных на регулирование поведения людей в обществе в соответсвии с принятыми устоями соц-полит., эк., и духовной жизни.

Связь права с государством состоит в том, что составляющие право нормы, воплощающие гос. волю общества, в отличие от иных социальных норм, издаются или санкционируются государством и охраняются наряду с воспитанием и убеждением, возможностью применения, когда это необходимо юридических санкций.

Право - это признак государства. Без права государство существовать не может. Право юридически оформляет государство и гос. власть и тем самым делает их легитимными, т. е. законными. Государство осуществляет свои функции в правовых формах. Право вводит функционирование государства и гос. власти в рамки законности, подчиняет их конкретному правовому режиму. При такой подчиненности государства праву и формируется демократическое правовое государство.

Слово «демократия» греческого происхождения и образовано от слов «demos» — народ и «kratos» — власть и буквально означает «власть народа», «народовластие».

Демократия - форма правления, форма гос. устройства, основанная на признании таких устоев конституционного строя, как народовластие и политический плюрализм, свобода и равенство граждан, не отчуждаемость прав человека. В современном обществе Д. означает власть большинства при защите прав меньшинства, выборность основных гос. органов, наличие прав и политических свобод граждан, их равноправие, верховенство закона, конституционализм и разделение властей – всё это отражается в конституции и т.о. конституция явл. политико-пр. формой выражения демократии.

Конституция провозглашает Россию демократическим федеративным правовым государством, в котором человек, его права и свободы являются высшей ценностью.

Сущность демократии – в народовластии; права – в мере свободы, социального компромисса, в достижении на нормативной основе демократической организованности общества.

Институты демократии возникают и действуют в связи с тем, что они отражают потребности и интересы людей в самоорганизации, самоуправлении. Демократия через свои представительные органы власти, референдум и т.д. способствует правотворческой инициативе населения, установлению верховенства права, закона в обществе. При таком понимании демократии право перестаёт быть придатком гос. власти, служит надёжной гарантией охраны и защиты прав человека и гражданина.

 







Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.204.55.168 (0.03 с.)