ТОП 10:

Характеристика государственной власти как особой разновидности социальной власти.



Гос. власть –это публично-политическое отношение господства и подчинения между субъектами, опирающееся на государственное принуждение.

Через целую систему своих органов и учреждений гос-во осущ-ет непосредственное руководство общ-ом, закрепляет и реализует опред. режим полит.власти, защищает неприкосновенность своих границ. Назначение - обеспечить охрану и соответствующее праву фукн-ие общ-ва и ее членов. Особое место в механизме всегда занимали органы, осущ-ие принудительные, карательные ф-ии: армия, полиция, тюрьмы и т.д. (аппарат подавления). Аппарат управления – органы законодат., исполнит. и иные органы, с помощью которых осуществляется управление. Особенность публ.власти состоит в том, что она воплощается именно в чиновниках, из которых комплектуются органы управления и принуждения.

Свойства:

1. распространяется на все общество, 2. носит публично-политический характер (призвана выполнять общественные функции), 3. опирается на гос. принуждение (имеет право применять силу, когда это нужно для достижения законных целей), 4. осуществляется специальными лицами (чиновники, политики), 5. устанавливает систему налогов, 6. организует население по территориальному признаку, 7. характеризуется легетимностью и легальностью.

Методы гос. власти: гос-я власть осущ-ся с пом-ю:

1. принятие прав-х решений нормативного индивид. хар-ра, опир-ся на принуд. силу гос-ва.

2. путем использования рекомендаций, советов, пожеланий, исходящих от орг. гос. власти, но не явл-ся прав. орг-ом.

3. путем признания свободы действий подвластных субъектов при условии соблюдения иных прав-х норм.

4. путем возложения обязательств на опред-ю сторону в том числе обязательств по вознагражд-ю на опред сторону.

Легитимность и легальность власти понятия не совпадающие.

Легальность – означает юридическое обоснование власти, ее соответствие правовым нормам, что выступает ее юридической характеристикой.

Легетимность - это доверие и оправдание власти, что выступает ее нравственной характеристикой.

Любая власть, издающая законы, даже непопулярные, но обеспечивающая их выполнение – легальна, в то же время она может быть нелегетимной, не приниматься народом.

О степени легетимности гос. власти можно судить по уровню принуждения, необходимого для проведения той или иной политики в обществе, по количественному и качественному анализу попыток свержения правителей, по социальной напряженности, по силе проявления гражданского неповиновения, по результатам выборов, по массовым демонстрациям, внезапным проявлениям поддержки или оппозиции существующему режиму.

Формы и методы осущ гос. власти

- монархические (единоличные, наследственные)

- республиканские (коллегиальные, выборные)

Структура власти - это разделение властей на законодательную исполнительную и судебную.

Термин «разделение» властей обозначает принцип организации и механизм реализации гос. власти. Суть данного принципа состоит в том, что единая гос. власть организационно и институционально подразделяется на 3 относительно самостоятельные ветви — законодательную, исполнительную и судебную. В соответствии с этим и создаются высшие органы государства, которые взаимодействуют на началах сдержек и противовесов, осуществляя постоянно действующий контроль друг за другом. Как писал Ш. Монтескье, «чтобы не было возможности злоупотреблять властью, необходим такой порядок вещей, при котором различные власти могли бы взаимно сдерживать друг друга». Высшие органы государства, действующие на основе указанного принципа, обладают самостоятельностью. Но среди них все же должен быть лидирующий орган, иначе между ними возникает борьба за лидерство, которая может ослабить каждую из ветвей власти и гос. власть в целом. Создатели учения о разделении властей полагали, что лидирующая роль должна принадлежать законодательным (представительным) органам.

Исполнительная власть, олицетворяемая президентом и правительством, должна быть подзаконной. Ее главное предназначение—исполнение законов, их реализация. В подчинении исполнительной власти находится большая сила — чиновничий аппарат, «силовые» министерства и ведомства. Все это составляет объективную основу для возможной узурпации всей полноты государственной власти как раз органами исполнительной власти.

Самой высокой степенью независимости призвана обладать судебная власть (органы правосудия). Особая роль суда обусловлена тем, что он — арбитр в спорах о праве.

Законодательная власть – осуществляется парламентом и гос. Думой, это деятельность по принятию, изменению и отмене НПА в соответствии с действительными соц.-эк. интересами.

 

Цивилизационный подход к типологии государства.

В юридической науке наряду с формационным подходом к реше­нию вопроса о соотношении государства и социально-экономиче­ского строя широко применяется и другой, получивший в обществен­ных науках название «цивилизационного подхода».

Понятие «цивилизация» утвердилось в эпоху Просвещения и с тех пор приобрело такую же многозначность, как и понятие «культура». С учетом этой многозначности и разрабатывается цивилизационный подход учеными Запада и Востока. В своих исследованиях они опи­раются на труды таких крупнейших представителей философско-социологической мысли, как О. Шпенглер, А. Тойнби, М. Вебер, С. Эйзенштадт, П. Сорокин, М. Зингер и др. В самом общем виде по­нятие «цивилизация» можно определить как социокультурную сис­тему, обеспечивающую высокую степень дифференциации жизнеде­ятельности в соответствии с потребностями сложного, развитого общества и вместе с тем поддерживающую его необходимую интег­рацию.

Во-первых, при анализе экономического базиса упускается из вида важный фактор, как многоукладность. Во-вторых, при формационном рассмотрении структуры классового общества их социальный состав значительно сужается, так как в основном учитываются только классы антагонизмы. В-третьих, формационный подход ограничивает анализ культурно – духовной жизни общества кругом тех идей, представлений и ценностей, которые отражают интересы основных антагонистических классов. Основное отличие понятия “цивилизация” от понятия формация состоит в возможности раскрытия сущности любой исторической эпохи через человека, через совокупность господствующих в данный период представлений каждой личности о характере общественной жизни, о ценностях и целях ее собственной деятельности. Человек при таком подходе стоит в центре изучения прошлого и настоящего общества как подлинно творческая и конкретная личность, а не как классово-обезличенный индивид. Цивилизованный подход позволяет, таким образом, видеть в государстве не только инструмент политического господства эксплуататоров над эксплуатируемыми. В политической системе общества государство выступает как важнейший фактор социально – экономического и духовного развития общества, консолидации людей, удовлетворения разнообразных потребностей людей.

 

ОПРЕДЕЛЕНИЯ

ТГП является отраслью общественной науки и представляет собой систему обобщенных теоретико-методологических знаний о государственно-правовой действительности, сущности, закономерностях и перспективах развития государства и права.

Объектом ТГП являются такие общественные компоненты, как государство и право, которые в то же время изучаются и другими науками (философией, политологией, социологией и т.д.). Государство, право, правовые и политические отношения, иные явления входят в объект теории государства и права и составляют основное отличие объекта этой науки от остальных дисциплин обществознания. Объектом теории государства, по сути дела, является общество, организованное в государство и регламентированное правом.

Предметом исследования ТГП являются наиболее общие закономерности возникновения, развития,функционирования и прогнозирования государственно-правовых явлений в их взаимодействии и целостности, а также объективные социальные закономерности, определяющиесущность, типы, формы и функции государства и права, их служебная роль в обществе.Если еще более абстрактно, то предметом теории государства и права являются наиболееобщие закономерности развития общества, организованного в государство и регламентированного правом.

При изучении общей теории государства и права используется широкий комплекс всеобщих, общенаучных и частно-научных методов познания государства и права.

Функции ТГП:Теоретическая (гносеологическая), Обобщающая, Прогностическая, Методологическая, Практическая, Идеологическая, Воспитательная.

Исторический тип государстваэто совокупность наиболее существенных его признаков и черт, позволяющих отнести государство к конкретно-историческому периоду развития общества.

Исторический тип праваэто совокупность наиболее существенных его особенностей и признаков, характерных для определенной исторической эпохи.

Государство – это исторически сложившаяся суверенная организация политической власти классового общества, официально представляющая весь народ и призванная обеспечить правопорядок, производство, распределение и обмен материальных благ в пределах своей территории.

Признаки государства:







Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.235.45.196 (0.004 с.)