Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Гарантии обеспечения законности и правопорядка.

Поиск

Укрепление и упрочение законности - всеобщая задача, так как речь идет о гос. власти и методах ее осуществления, регулировании ею общественных отноше­ний, формировании гражданского общества и правового государства. За законность надо бороться, ее необходимо отстаивать и охранять. Для того чтобы законы и иные норматив­но-правовые акты претворялись в жизнь, необходимы условия и определенный комплекс экономических, политических, идеологических и юридических мер, обеспечивающих эту реализацию, т. е. необходимы гарантии законности. Чем надежнее гарантии, тем совер­шеннее законность, прочнее правопорядок в обществе.

Гарантии законности - это обусловленная закономерностями общественного разви­тия система мер, условий и средств, посредством которых обеспечивается законность. Их обычно подразделяют на общие и специальные. Общие это экономические, политиче­ские, духовные и общественные гарантии. Специальные это юридические гарантии.

Экономические гарантии являются основой для всех других гарантий. Кризис в эко­номике ведет к ослаблению законности. Экономическая свобода не всегда способствует укреплению законности. Уровень законопослушания снижается в результате невыполне­ния государством своих социальных обязательств перед гражданами (нет поддержки незащищенных слоев населения, массовые невыплаты зарплат, развал системы бесплат­ной медицинской помощи, образования и т.д.). Обеспечение законности в российском обществе и преодоление высокого уровня преступности, в том числе организованной, немыслимо без решения крупных социальных и экономических задач (снижения уровня безработицы, разрыва между богатыми и бедными, устранения социальной и экономиче­ской почвы роста преступности и нарушений законности). С 1988 г. многие предпринима­тели в нашей стране ориентировались на получение прибыли любой ценой, не учитывая интересы государства, входя в конфликт с законом.

В настоящее время в России многие преступники - это безработные.

Политические гарантии - это функционирование политической системы общества. Демократия, разделение властей, политический плюрализм, свобода печати являются политическими предпосылками законности. Но самое главное, чтобы политические права и свободы не были декларативны, а реализовывались.

Духовные гарантии законности - это мировоззрение, правосознание, высокий уро­вень общей и правовой культуры населения, мораль, глубокое уважение к требованиям права, развитие юридической науки. СМИ часто дискредитируют нормы нравственности, пропагандируя формы аморального, антиобщественного и преступного поведения (проституцию, уклонение от воинской службы, воровской образ жизни, пьянство).

Общественные гарантии это меры, применяемые общественностью в целях борьбы с нарушениями законности, для ее поддержания и укрепления (комиссии, комитеты, добровольные народные дружины).

Общие гарантии законности составляют материальную базу, основу ее реализации. Но сами по себе они не действуют автоматически. В большинстве случаев влияние этих факторов опосредуется специальными средствами, к которым относят юридические гарантии.

Юридические гарантии законности - это закрепленные в действующем законода­тельстве способы и средства, непосредственно направленные на обеспечение законности. Среди них выделяют:

1. Дальнейшее развитие, совершенствование и повышение эффективности законода­тельства как нормативной основы законности, улучшение правотворческой деятельности государства. Законодательство должно отвечать требованиям времени.

2. Внутриведомственный и межведомственный контроль за законностью. Внутриве­домственный контроль заключается в контроле вышестоящего органа за соблюдением законности в деятельности подчиненных ему нижестоящих органов, т. е. этот контроль осуществляется по вертикали. Возможен и межведомственный контроль. Например, контроль органов прокуратуры за деятельностью милиции.

3. Осуществление и совершенствование деятельности специальных гос. органов, непосредственно стоящих на страже законности (суда, прокуратуры, МВД РФ, ФСБ РФ, таможенной службы (направленной на защиту экономического суверенитета и экономической безопасности РФ), органов юстиции (обеспечивают необходимые условия при регистрации общественных и религиозных организаций) и других.

4. Иные специальные гарантии:

а) жалобы и заявления граждан, их своевременное и правильное рассмотрение. Со­гласно закону РФ от 27 апреля 1993 г. «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права граждан», каждый гражданин вправе обратиться с жалобой в суд, если считает что его права нарушены;

б) адвокатура занимает промежуточное положение между общественными и специ­ально-юридическими гарантиями законности. Формально ее назначение заключается в том, чтобы способствовать защите прав и законных интересов граждан, добиваться восстановления нарушенных прав в целях охраны и обеспечения режима законности. Согласно ст. 48 Конституции РФ 1993 г. каждый имеет гарантированное право на юридическую помощь, если в ней нуждается.

Однако реализовать это субъективное право в современной России могут далеко не все. Большинство граждан не в состоянии позволить себе обеспечить такую помощь.

Адвокатура - это общественная организация, которая отличается от других тем, что привлекается к участию в осуществлении гос. функций (предварительного расследования, правосудия и др.), а поэтому выполняет правоохранительную функцию. Однако в условиях политического, экономического, духовного и правового кризиса среди адвокатов России появилось много мошенников, которые на доверии простых людей сколачивают или пытаются сколотить капитал.

Отсутствие контроля за адвокатурой со стороны государства дает возможность адво­катам-преступникам создавать юридические консультации и другие фирмы. Современным адвокатам не хватает этики. Ясно, что, действуя только в строгом соответствии с законом, адвокаты смогут способствовать укреплению законности, защищать права, честь и достоинство граждан.

 

13. Действие нормативно-правовых актов (норм права) в пространстве, во времени и по кругу лиц.

Действие нормативных актов во времени. Можно выделить не­сколько вариантов вступления нормативно-правовых актов в действие.

Во-первых, наиболее распространенным моментом начала действия нормативного акта являются истечение определенного срока после его официального опубликования. Так, федеральные законы и нормативные акты федеральных органов исполнитель­ной власти вступают в силу одновременно на территорииРФ по истечении 10 дней после дня их опубликования, а акты Президента РФ, имеющие нормативный характер, — по истечении 7 дней после их первого официального опубликования. Также по истечении 7 дней после опубликования вступают в силу и акты Правительства РФ, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус федеральных органов исполнительной власти, а также ор­ганизаций. Иные акты Правительства РФ вступают в силу со дня их подписания.

Во-вторых, начало действия некоторых актов определяется моментом их принятия или официального опубликования.

В-третьих, время вступления нормативного акта в действие может быть указано в нем самом в специально принятом по этому поводу акте.

В-четвертых, те нормативные акты, которые не публикуются, а рассылаются в соответствующие ведомства и учреждения, всту­пают в действие с момента их получения этими органами, если в самих актах не указан иной срок введения их в действие.

Прекращение действия нормативных актов связывается со следующими обстоятельствами:

1) истечением срока действия, на который был принят тот или иной акт;

2) в связи с прямой отменой нормативного акта уполномочен­ным на то органом;

3) в связи с фактической заменой нормативного акта иным актом, регулирующим ту же группу общественных отношений.

Действие нормативных актов в пространстве осуществляется на основе территориального и экстерриториального принципов.

Территориальный принцип предполагает действие норматив­ного правового акта в пределах государственных или админи­стративных территориальных границ деятельности правотвор­ческого органа.

Под гос. территорией принято понимать часть земной поверхности в пределах гос. границ, ее недра, внутренние и территориальные воды, воздушное про­странство над ними, территории посольств, военных и иных ко­раблей в открытом море, летательные аппараты.

Экстерриториальность действия нормативных актов означает распространение правовых актов данного субъекта правотворчества за пределы территории его юрисдикции. Например, при рас­смотрении судом определенных внешнеторговых сделок, по не­которым делам о наследстве допускается использование ино­странного законодательства.

Действие нормативных актов по кругу лиц тесно связано с тер­риториальными пределами функционирования актов. Существу­ет общее правило, в соответствии с которым нормативные акты распространяются на всех лиц, находящихся на территории юрисдикции правотворческого органа (как на граждан данного государства, так и на иностранцев и лиц без гражданства). Однако из этого правила есть исключения:

во-первых, действующее уголовное законодательство РФ распространяется не только на лиц, находящих­ся на территории России, но и на ее граждан за границей;

во-вторых, адресность нормативных актов производна от их содержания и назначения.

в-третьих, свои особенности имеет действие нормативных актов РФ в отношении иностранцев и лиц без гражданства:

— им не предоставляются некоторые права и не возлагаются определенные обязанности (право избирать и быть избранными в гос. органы, обязанность службы в Вооруженных Силах России и т.д.);

— представители иностранных государств (главы государств и правительств, дипломатический персонал посольств, другие иностранные граждане) наделяются правом дипломатического иммунитета (экстерриториальности).

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 409; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.143.23.38 (0.007 с.)