Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Закон как особый вид нормативно-правовых актов.Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Законы занимают главное место в системе нормативно-правовых актов. Закон — это принятый в особом порядке акт законодательного органа, обладающий высшей юридической силой и направленный на регулирование наиболее важных общественных отношений. Признаки закона: 1) принимается только органом законодательной власти или референдумом; 2) порядок его подготовки и издания определяется Конституцией РФ и регламентами палат Федерального Собрания РФ; 3) в идеале должен выражать волю и интересы народа; 4) обладает высшей юридической силой (все подзаконные акты должны соответствовать ему и ни в чем не противоречить); 5) регулирует наиболее важные, ключевые общественные отношения. Именно данные признаки и выделяют закон в системе иных нормативных актов и придают ему качество верховенства. Изменить или отменить закон вправе только тот орган, который его принял, причем в строго оговоренном порядке. Законы многообразны, поэтому нуждаются в классификации. Классификация законов может проводиться по различным основаниям: — по их юридической силе (Конституция, федеральный конституционный закон, федеральный закон, закон субъекта Федерации); — по субъектам законотворчества (принятые в результате референдума или законодательным органом); — по предмету правового регулирования (конституционные, административные, гражданские, уголовные и т.п.); — по сроку действия (постоянные и временные законы) и т.д. Выделяют также чрезвычайные, бюджетные, тематические, органические (кодификационные) и иные законы. Конституционные законы закрепляют основы общественного и гос. строя, служат юридической базой для текущего законодательства. К ним относятся Конституция и законы, вносящие в нее изменения и дополнения, а также законы, конкретизирующие ее содержание. Различают фактическую и юридическую конституции. Фактическая конституция — это реальные отношения в обществе. Юридическая конституция представляет собой правовое оформление этих отношений. Текущие (обыкновенные) законы принимаются на основе и во исполнение конституционных законов, составляют текущее законодательство и регулируют различные стороны экономической, политической, культурной жизни страны. Особой разновидностью текущих законов являются органические и чрезвычайные законы. Органические (кодифицированные) законы — юридически цельные, внутренне согласованные акты, отличающиеся высоким уровнем нормативных обобщений и призванные комплексно регулировать определенную сферу общественной жизни. К таким законам могут быть отнесены Основы законодательства и кодексы по различным отраслям законодательства. Чрезвычайные (исключительные) законы принимаются при тех или иных чрезвычайных обстоятельствах, вызванных природными, экологическими, социальными и иными причинами, носят временный характер.
Законность как состояние общественной жизни в правовом государстве. Законность — это явление, которое пронизывает все элементы государственно-правовой действительности. Суть ее состоит в строгом, точном, неуклонном соблюдении, исполнении и применении норм права участниками общественных отношений. Конечно, законность основывается на нормах права. Если нет норм права (законов), то и законности не существует. Но, правовые нормы целесообразно понимать предпосылками законности, но никак не элементами ее содержания. С точки зрения требования соблюдения законов, законность представляет собой совокупность наиболее важных требований. Во-первых, это требование точного и неуклонного соблюдения законов теми, кому они адресованы. Во-вторых, требование соблюдать иерархию законов и других нормативных актов. В-третьих, требование того, чтобы никто не мог отменить закон, кроме органа, который его издал. В-четвертых, требование соответствия актов правоприменения (индивидуально-правовых актов) законам и другим нормативно-правовым актам. Законность как состояние общественной жизни предполагает такие взаимоотношения органов государства с гражданами, при которых их поведение строится на основе законов. Обязанность соблюдения законов ложится на обе стороны, а юридическая ответственность за неисполнение законов возлагается на любую сторону независимо от положения (статуса) субъекта. Режим законности уравнивает всех граждан общества по отношению к законам независимо от их социально-классового положения и властных полномочий. Как известно, чтобы предотвратить злоупотребление властью со стороны государства, власть ограничивается правом, законом. И именно в связывании, ограничении правом государства и заключается сущность правового государства. Принципы законности — это основные начала, исходные положения, которые лежат в основе реализации правовых предписаний и в требованиях к поведению субъектов права. Подлинная законность строится на принципах, обеспечивающих ее демократический, гуманный характер. Выделяют следующие принципы законности: 1. Верховенство закона. Этот принцип обеспечивает иерархическую стройность системы нормативных актов. Наивысшей юридической силой в системе нормативно-правовых актов обладает Конституция государства. 2. Единство законности, т. е. она действует на всей территории страны. Еще В. И. Ленин в работе «О двойном подчинении и законности» писал, что законность не может быть калужской или казанской, а должна быть единая всероссийская и даже единая для всей федерации советских республик. В 90-е гг. XX - начала XXI в. в России этот принцип часто не соблюдался и не соблюдается. 3. Всеобщность законности, т. е. действия законности на всех лиц. В обществе не должно быть какой-либо организации или индивида, выведенных из-под влияния законности, на которых бы ее требования не распространялись. 4. Целесообразность законности. Она способствует достижению целей государства и общества, которые выражаются в праве, законе. Законность всегда целесообразна. Целесообразность выступает как принцип, основа законности. 5. Принцип равенства перед законом предполагает, что законность - это предоставление одинаковых прав и предъявление единых требований ко всем гражданам. Его проведение в жизнь способствует укреплению в сознании людей таких социальных ценностей, как авторитет права и государства, социальной справедливости, правопорядка. 6. Принцип гарантированности основных прав и свобод граждан. Здесь заложена идея всеобщей защиты индивида и необходимости обеспечения приоритета общегуманитарных ценностей. 7. Неотвратимость наказания за совершенное правонарушение характеризует юр. природу законности. 8. Взаимосвязь законности и культурности характеризует нравственную природу законности. Общая и правовая культура - это социальная основа законности. Без достижения определенного уровня правовой культуры всех субъектов права, населения страны в целом нельзя обеспечить должного уровня законности. Серьезный ущерб законности был нанесен пропагандой принципа «разрешено все, что не запрещено законом». При динамизме социально-экономических и политических преобразований и неадекватности их правового регулирования этот принцип привел на практике к осложнению криминальной ситуации, утрате социально-регулирующей функции морали, как одного из средств совершенствования общественных отношений. Законность и правопорядок взаимосвязаны. Сегодня в России проходит время чудес и беззакония. Законность выступает как причина, а правопорядок как следствие. Государство станет правовым лишь при прочной законности и стабильном, основанном на праве и законности порядке. Законность и правопорядок не существуют вне конкретно-исторического, классового общества, а следовательно, нет внеклассовой законности. Законность всегда направлена на охрану господствующего класса. В идеале закон должен быть Богом, а не инструментом в руках бюрократов, гос. власти.
Классификация норм права. 1. По субъектам правотворчества различают нормы, исходящие от государства, и непосредственно от гражданского общества. В первом случае это нормы органов представительной гос. власти, исполнительной гос. власти и судебной гос. власти (в тех странах, где имеет место прецедент). Во втором случае нормы принимаются непосредственно населением конкретного территориального образования (сельский сход и т.д.) или населением всей страны (всенародный референдум). Так, 12 декабря 1993 г. всенародным голосованием была принята Конституция РФ. 2. По социальному назначению и роли в правовой системе нормы можно подразделить: на учредительные (нормы-принципы), регулятивные (нормы-правила поведения), охранительные (нормы-стражи порядка), обеспечительные (нормы-гарантии), декларативные (нормы-объявления), дефинитивные (нормы-определения), коллизионные (нормы-арбитры), оперативные (нормы-инструменты). Учредительные нормы отражают исходные начала правового регламентирования общественных отношений, правового положения человека, пределов действия государства. Регулятивные нормы непосредственно направлены на регулирование фактических отношений, возникающих между различными субъектами, путем предоставления им прав и возложения на них обязанностей. В зависимости от характера субъективных прав и обязанностей различают три основных вида регулятивных норм: управомочивающие (предоставляющие своим адресатам право на совершение положительных действий); обязывающие (содержащие обязанность совершения определенных положительных действий); запрещающие (устанавливающие запрет на совершение действий и поступков, которые определены законом как правонарушения). Охранительные нормы фиксируют меры государственного принуждения, которые применяются за нарушение правовых запретов. Они определяют также условия и порядок освобождения от наказания. Обеспечительные нормы содержат предписания, гарантирующие осуществление субъективных прав и обязанностей в процессе правового регулирования. Социальная ценность их зависит от того, насколько эффективно они способствуют созданию механизмов и конструкций беспрепятственной реализации права. Декларативные нормы обычно включают в себя положения программного характера, определяют задачи правового регулирования отдельных видов общественных отношений, содержат нормативные объявления. Дефинитивные нормы формулируют определения тех или иных правовых явлений и категорий (понятия преступления в уголовном законодательстве, сделки в гражданском праве и т.п.). Коллизионные нормы, призваны устранять возникающие противоречия между правовыми предписаниями. Так, п. 5 ст. 3 ГК РФ гласит: "В случае противоречия указа Президента РФ или постановления Правительства РФ настоящему Кодексу или иному закону применяется настоящий Кодекс или соответствующий закон". Оперативные нормы устанавливают даты вступления нормативного акта в силу, прекращения его действия и т.п. 3. По предмету правового регулирования различают нормы конституционного, гражданского, уголовного, административного, трудового и иных отраслей права. Отраслевые нормы могут подразделяться на материальные и процессуальные. Первые являются правилами поведения субъектов, вторые содержат предписания, устанавливающие процедуру применения этих правил. 4. По методу правового регулирования выделяются императивные, диспозитивные, рекомендательные нормы. Императивные нормы имеют сугубо строгий, властно-категоричный характер, не допускающий отклонений в регулируемом поведении. Это, как правило, нормы административного права. Диспозитивным нормам присущ автономный характер, позволяющий сторонам (участникам) отношений самим договориться по вопросам объема, процесса реализации субъективных прав и обязанностей или использовать в определенных случаях резервное правило. Они реализуются преимущественно в гражданско-правовых отношениях. Рекомендательные нормы обычно адресуются негосударственным предприятиям, устанавливают варианты желательного для государства поведения. По этому же основанию нормы можно разграничить на позитивные, поощрительные и наказательные. 5. По сфере действия вычленяются нормы общего действия, нормы ограниченного действия и локальные нормы. Нормы общего действия распространяются на всех граждан и функционируют на всей территории государства. Нормы ограниченного действия имеют пределы, обусловленные территориальными, временными, субъективными факторами. Это нормы, издаваемые высшими органами власти республик, входящих в состав РФ, или нормы, исходящие от представительных или исполнительных органов краев, областей и др. Локальные нормативные предписания действуют в рамках отдельных государственных, общественных или частных структур. 6. Нормы права классифицируются также по времени (постоянные и временные). По кругу лиц (распространяются или на всех, кто подпадает под их действие, или на четко обозначенную группу субъектов: военнослужащих, железнодорожников).
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 916; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.188.233.69 (0.009 с.) |