Закон как особый вид нормативно-правовых актов. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Закон как особый вид нормативно-правовых актов.



Законы занимают главное место в системе нормативно-право­вых актов.

Закон — это принятый в особом порядке акт законодательного органа, обладающий высшей юридической силой и направленный на регулирование наиболее важных обще­ственных отношений.

Признаки закона:

1) принимается только органом законодательной власти или рефе­рендумом;

2) порядок его подготовки и издания определяется Конституцией РФ и регламентами палат Федерального Собрания РФ;

3) в идеале должен выражать волю и интересы народа;

4) обладает высшей юридической силой (все подзаконные акты должны соответствовать ему и ни в чем не противоречить);

5) регулирует наиболее важные, ключевые общественные отноше­ния.

Именно данные признаки и выделяют закон в системе иных нор­мативных актов и придают ему качество верховенства. Изменить или отменить закон вправе только тот орган, который его принял, причем в строго оговоренном порядке.

Законы многообразны, поэтому нуждаются в классификации. Классификация законов может проводиться по различным основа­ниям:

— по их юридической силе (Конституция, федеральный конститу­ционный закон, федеральный закон, закон субъекта Федерации);

— по субъектам законотворчества (принятые в результате рефе­рендума или законодательным органом);

— по предмету правового регулирования (конституционные, ад­министративные, гражданские, уголовные и т.п.);

— по сроку действия (постоянные и временные законы) и т.д. Выделяют также чрезвычайные, бюджетные, тематические, орга­нические (кодификационные) и иные законы.

Конституционные законы закрепляют основы общественного и гос. строя, служат юридической базой для теку­щего законодательства. К ним относятся Конституция и законы, вносящие в нее изменения и дополнения, а также законы, кон­кретизирующие ее содержание.

Различают фактическую и юридическую конституции. Фак­тическая конституция — это реальные отношения в обществе. Юридическая конституция представляет собой правовое офор­мление этих отношений.

Текущие (обыкновенные) законы принимаются на основе и во исполнение конституционных законов, составляют текущее за­конодательство и регулируют различные стороны экономичес­кой, политической, культурной жизни страны.

Особой разновидностью текущих законов являются органи­ческие и чрезвычайные законы.

Органические (кодифицированные) законы — юридически цельные, внутренне согласованные акты, отличающиеся высо­ким уровнем нормативных обобщений и призванные комплекс­но регулировать определенную сферу общественной жизни. К таким законам могут быть отнесены Основы законодательства и кодексы по различным отраслям законодательства.

Чрезвычайные (исключительные) законы принимаются при тех или иных чрезвычайных обстоятельствах, вызванных природ­ными, экологическими, социальными и иными причинами, носят временный характер.

 

Законность как состояние общественной жизни в правовом государстве.

Законность — это явление, которое прони­зывает все элементы государственно-правовой действительности. Суть ее состоит в строгом, точном, неуклонном соблюдении, исполнении и применении норм права участниками обществен­ных отношений. Конечно, законность основы­вается на нормах права. Если нет норм права (законов), то и законности не существует. Но, право­вые нормы целесообразно понимать предпосыл­ками законности, но никак не элементами ее содержания.

С точки зрения требования соблюдения зако­нов, законность представляет собой совокупность наиболее важных требований. Во-первых, это тре­бование точного и неуклонного соблюдения зако­нов теми, кому они адресованы. Во-вторых, тре­бование соблюдать иерархию законов и других нормативных актов. В-третьих, требование того, чтобы никто не мог отменить закон, кроме орга­на, который его издал. В-четвертых, требование соответствия актов правоприменения (индивиду­ально-правовых актов) законам и другим норма­тивно-правовым актам.

Законность как состояние общественной жиз­ни предполагает такие взаимоотношения орга­нов государства с гражданами, при которых их поведение строится на основе законов. Обязан­ность соблюдения законов ложится на обе сто­роны, а юридическая ответственность за неис­полнение законов возлагается на любую сторо­ну независимо от положения (статуса) субъек­та. Режим законности уравнивает всех граждан общества по отношению к законам независимо от их социально-классового положения и властных полномочий.

Как известно, чтобы предотвратить злоупотребление властью со стороны государства, власть ограничивается правом, законом. И именно в связывании, ограничении правом государства и заключается сущность правового государства.

Принципы законности это основные начала, исходные положения, которые лежат в основе реализации правовых предписаний и в требованиях к поведению субъектов права. Подлинная законность строится на принципах, обеспечивающих ее демократиче­ский, гуманный характер. Выделяют следующие принципы законности:

1. Верховенство закона. Этот принцип обеспечивает иерархическую стройность си­стемы нормативных актов. Наивысшей юридической силой в системе нормативно-правовых актов обладает Конституция государства.

2. Единство законности, т. е. она действует на всей территории страны. Еще В. И. Ленин в работе «О двойном подчинении и законности» писал, что законность не может быть калужской или казанской, а должна быть единая всероссийская и даже единая для всей федерации советских республик. В 90-е гг. XX - начала XXI в. в России этот принцип часто не соблюдался и не соблюдается.

3. Всеобщность законности, т. е. действия законности на всех лиц. В обществе не должно быть какой-либо организации или индивида, выведенных из-под влияния законности, на которых бы ее требования не распространялись.

4. Целесообразность законности. Она способствует достижению целей государства и общества, которые выражаются в праве, законе. Законность всегда целесообразна. Целесообразность выступает как принцип, основа законности.

5. Принцип равенства перед законом предполагает, что законность - это предоставле­ние одинаковых прав и предъявление единых требований ко всем гражданам. Его проведение в жизнь способствует укреплению в сознании людей таких социальных ценностей, как авторитет права и государства, социальной справедливости, правопорядка.

6. Принцип гарантированности основных прав и свобод граждан. Здесь заложена идея всеобщей защиты индивида и необходимости обеспечения приоритета общегумани­тарных ценностей.

7. Неотвратимость наказания за совершенное правонарушение характеризует юр. природу законности.

8. Взаимосвязь законности и культурности характеризует нравственную природу законности. Общая и правовая культура - это социальная основа законности. Без достижения определенного уровня правовой культуры всех субъектов права, населения страны в целом нельзя обеспечить должного уровня законности.

Серьезный ущерб законности был нанесен пропагандой принципа «разрешено все, что не запрещено законом». При динамизме социально-экономических и политических преобразований и неадекватности их правового регулирования этот принцип привел на практике к осложнению криминальной ситуации, утрате социально-регулирующей функции морали, как одного из средств совершенствования общественных отношений.

Законность и правопорядок взаимосвязаны. Сегодня в России проходит время чудес и беззакония. Законность выступает как причина, а правопорядок как следствие. Государ­ство станет правовым лишь при прочной законности и стабильном, основанном на праве и законности порядке.

Законность и правопорядок не существуют вне конкретно-исторического, классового общества, а следовательно, нет внеклассовой законности. Законность всегда направлена на охрану господствующего класса. В идеале закон должен быть Богом, а не инструмен­том в руках бюрократов, гос. власти.

 

Классификация норм права.

1. По субъектам правотворчества различают нормы, ис­ходящие от государства, и непосредственно от гражданско­го общества. В первом случае это нормы органов представи­тельной гос. власти, исполнительной гос. власти и судебной гос. власти (в тех странах, где имеет место прецедент). Во втором случае нор­мы принимаются непосредственно населением конкретного территориального образования (сельский сход и т.д.) или населением всей страны (всенародный референдум). Так, 12 декабря 1993 г. всенародным голосованием была принята Конституция РФ.

2. По социальному назначению и роли в правовой систе­ме нормы можно подразделить: на учредительные (нормы-принципы), регулятивные (нормы-правила поведения), ох­ранительные (нормы-стражи порядка), обеспечительные (нормы-гарантии), декларативные (нормы-объявления), де­финитивные (нормы-определения), коллизионные (нормы-арбитры), оперативные (нормы-инструменты).

Учредительные нормы отражают исходные начала пра­вового регламентирования общественных отношений, право­вого положения человека, пределов действия государства.

Регулятивные нормы непосредственно направлены на регулирование фактических отношений, возникающих между различными субъектами, путем предоставления им прав и возложения на них обязанностей. В зависимости от характе­ра субъективных прав и обязанностей различают три основ­ных вида регулятивных норм: управомочивающие (предос­тавляющие своим адресатам право на совершение положи­тельных действий); обязывающие (содержащие обязанность совершения определенных положительных действий); зап­рещающие (устанавливающие запрет на совершение дей­ствий и поступков, которые определены законом как право­нарушения).

Охранительные нормы фиксируют меры государствен­ного принуждения, которые применяются за нарушение правовых запретов. Они определяют также условия и поря­док освобождения от наказания.

Обеспечительные нормы содержат предписания, гаран­тирующие осуществление субъективных прав и обязаннос­тей в процессе правового регулирования. Социальная цен­ность их зависит от того, насколько эффективно они спо­собствуют созданию механизмов и конструкций беспрепят­ственной реализации права.

Декларативные нормы обычно включают в себя поло­жения программного характера, определяют задачи право­вого регулирования отдельных видов общественных отно­шений, содержат нормативные объявления.

Дефинитивные нормы формулируют определения тех или иных правовых явлений и категорий (понятия преступ­ления в уголовном законодательстве, сделки в гражданском праве и т.п.).

Коллизионные нормы, призваны устранять возникающие противоречия между правовыми предписаниями. Так, п. 5 ст. 3 ГК РФ гласит: "В случае противоречия указа Прези­дента РФ или постановления Правитель­ства РФ настоящему Кодексу или иному закону применяется настоящий Кодекс или соответствую­щий закон".

Оперативные нормы устанавливают даты вступления нормативного акта в силу, прекращения его действия и т.п.

3. По предмету правового регулирования различают нор­мы конституционного, гражданского, уголовного, админист­ративного, трудового и иных отраслей права. Отраслевые нормы могут подразделяться на материальные и процессу­альные. Первые являются правилами поведения субъектов, вторые содержат предписания, устанавливающие процеду­ру применения этих правил.

4. По методу правового регулирования выделяются им­перативные, диспозитивные, рекомендательные нормы.

Императивные нормы имеют сугубо строгий, властно-категоричный характер, не допускающий отклонений в ре­гулируемом поведении. Это, как правило, нормы админист­ративного права.

Диспозитивным нормам присущ автономный характер, позволяющий сторонам (участникам) отношений самим до­говориться по вопросам объема, процесса реализации субъек­тивных прав и обязанностей или использовать в определен­ных случаях резервное правило. Они реализуются преиму­щественно в гражданско-правовых отношениях.

Рекомендательные нормы обычно адресуются негосу­дарственным предприятиям, устанавливают варианты же­лательного для государства поведения.

По этому же основанию нормы можно разграничить на позитивные, поощрительные и наказательные.

5. По сфере действия вычленяются нормы общего дей­ствия, нормы ограниченного действия и локальные нормы.

Нормы общего действия распространяются на всех граж­дан и функционируют на всей территории государства.

Нормы ограниченного действия имеют пределы, обус­ловленные территориальными, временными, субъективны­ми факторами. Это нормы, издаваемые высшими органами власти республик, входящих в состав РФ, или нормы, исходящие от представительных или ис­полнительных органов краев, областей и др.

Локальные нормативные предписания действуют в рам­ках отдельных государственных, общественных или част­ных структур.

6. Нормы права классифицируются также по времени (постоянные и временные). По кругу лиц (распространяются или на всех, кто подпадает под их действие, или на четко обозначенную группу субъектов: военнослужащих, желез­нодорожников).

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 865; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.41.187 (0.018 с.)