Полное собран. Законов рос империи



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Полное собран. Законов рос империи



Полное Собрание законов Российской империи, знаменовавшее важный этап на пути систематизации законодательства, было создано в 1826—1832гг. Новое законодательство было нацелено на повышение эффективности деятельности огромного административного аппарата России, наведение порядка в управлении и правосудии. Единая правовая система призвана была выполнять охранительную функцию, направленную на защиту интересов крепостничества. В условиях кризиса феодальной государственности необходимо было законодательство, позволявшее правящим слоям маневрировать при проведении своей политической программы.

Именно такие цели преследовал Николай I, образовавший в 1826г. в собственной канцелярии специальный кодификационный орган — II отделение. Непосредственным руководителем и вдохновителем работ по систематизации законодательства стал М. М. Сперанский. Он разделил их на два этапа: составление Полного Собрания законов и составление Свода законов. В официальных документах первый этап именовался предварительным, который заключался: 1) в проведении архивных изысканий и подготовке реестров всех существующих законов; 2) в размещении законодательных актов по специальным реестрам; 3) в осуществлении проверки законов.1

Начальные работы были связаны со значительными трудностями, поскольку существовало большое количество законов, разбросанных по различным архивам страны. Такая разбросанность законодательного материала чрезвычайно затрудняла систематизацию.

М. М. Сперанский осознавал всю сложность предстоящей деятельности. Он сам осуществлял переписку о предоставлении реестров и отдельных «узаконений» в распоряжение II отделения. Основная часть работ по подбору законодательства, его проверке и составлению реестров была проделана во II отделении за 8 месяцев силами четырех основных чиновников и двух помощников. Они изучили фонды двух главных архивов: сенатского и инспекторского департамента, сделали выписки из реестров и начали проверку законов

Во II отделении создавалось два реестра: хронологический и алфавитный; первый должен был служить основанием для Полного Собрания законов, второй— для Свода законов. Важный момент в ходе разработки хронологических реестров — правильная «журнальная запись тех дней, когда введено какое-либо узаконение».

Деятельность по составлению сводного реестра должна была стать важным моментом для достижения наибольшей полноты и точности будущего законодательства, поэтому на данном этапе особое внимание уделялось обнаружению реестров всех существующих указов и постановлений, изданных с 1649г.

Кодификаторы сразу приступили к проверке реестров, поскольку в отделении имелся «фонд» для такой работы. Он состоял из материалов Комиссии составления законов: подлинных и печатных указов, дел, сводов, проектов, собранных в разное время. Цель проверки—выявление указов, одинаковых по содержанию, но различных пo датировке. Результатом этой работы стало создание многотомного Полного Собрания законов Российской империи, отражавшего историческое развитие права за 180 лет. Построенное в строго хронологическом порядке, оно включало все законодательство, начиная с Соборного уложения 1649г. То, что данное уложение было принято за точку отсчета, не было случайным. Оно закрепляло развитые феодально-крепостнические отношения, а следовательно, сохраняло значение и во второй четверти XIX в. По мнению М. М. Сперанского, Соборное уложение являлось «единым корнем» российских законов.

Все правовые акты, принятые до 1649 г., признавались недействительными, а потому не подлежали включению в Полное Собрание.

Полное Собрание законов объединяло чрезвычайно разнообразный нормативно-правовой материал. В русском праве первой половины XIX в. отсутствовало четкое разграничение понятий «закон» и «подзаконный акт», хотя соответствующие попытки и предпринимались. Данное обстоятельство повлияло на состояние действующего законодательства. С каждым годом количество нормативно-правового материала возрастало, причем собственно законы невозможно было выделить из массы частных и временных актов. Они утрачивали характер «общности и прочности», что снижало, эффективность правовых норм. Это усугублялось тем, что государственные органы на местах зачастую издавали нормативные акты, не соответствовавшие законодательству верховных органов власти.

Противоречия между законами и подзаконными актами свидетельствовали не только о возросшем произволе нижестоящих органов власти, но в определенной степени и о расхождении ряда законодательных актов с действительными потребностями государства. Поэтому необходимость различения законов и подзаконных актов с особой остротой встала перед самодержавием в XIX в. Попытки разрешения этой проблемы предпринял М. М. Сперанский, выделивший следующие критерии их разграничения. «В первом должно положить те постановления, коим вводится какая-либо перемена в отношениях сил государственных или в отношениях частных лиц между собой. Во втором — те, кои, не вводя никакой существенной перемены, учреждают токмо образ исполнения первых. Первым принадлежит в точном смысле толкование закона, вторым — уставов и учреждений. Первые должны составлять предмет законодательного сословия, вторые же относятся к действию власти исполнительной».Такое разграничение, если бы оно было принято, облегчило бы задачу создания единого законодательства. Отбор нормативного материала для систематизации не представлял бы тогда особых трудностей. Но так как предложение М. М. Сперанского не было принято, на практике по-прежнему не делалось никаких различий между законами и подзаконными актами.

Отрицательно сказывалось на систематизации законодательства и разнообразие видов законов, они издавались в виде уложений, уставов, учреждений, грамот, положений, наказов (инструкций),указов, мнений Государственного Совета и докладов,

В результате отбора законодательного материала па основе правил, разработанных во II отделении, число указов в первом издании Полного Собрания законов составило 30600,

Другая причина множественности нормативного материала Полного Собрания законов— в своеобразии принципов его подбора. Во-первых, в него вошли акты как действующие, так и отмененные. Во-вторых, в Собрание вносились акты неюридического характера, например отдельные временные и частные распоряжения, имеющие исключительно историческое значение. Решение вопроса о частном, общем или временном характере было возложено на ведомства, представляющие материалы во II отделение, или на главноуправляющего канцелярией, который в случае сомнения разрешал данный вопрос с императором. В-третьих, Собрание включало судебные решения, которые с течением времени стали общераспространенными и служили образцом для аналогичных дел. Они содержали толкование закона, правила общего характера и судебные решения по важнейшим делам. Помещение в Собрание материалов ненормативного характера свидетельствовало о неразвитости в тот период юридической науки, об отсутствии четких критериев отбора законодательства. Это отрицательно сказалось на содержании Собрания и соответственно в дальнейшем — Свода законов.

Полное Собрание законов подразделялось на два издания в зависимости от времени опубликования законодательных актов. Первое охватывало период с 1649г. до 12 декабря 1825г., второе — «узаконения» царствования Николая I. Вместе с тем второе издание отличалось более строгим отбором нормативно-правового материала. Второе издание отличалось значительно меньшим по сравнению с первым количеством частных, временных актов, указов неюридического характера. Это монументальный памятник русского права.

Свод законов рос-ой империи

Свод законов Российской империи — официальное собрание действующих законодательных актов Российской империи, расположенных в тематическом порядке.

Предпринимавшиеся ранее попытки кодификации права в России терпели неудачу. Однако необходимость в кодификации ощущалась все острее. С 1649 года, т.е. со времени принятия Соборного уложения, накопилось значительное количество актов, находившихся в ряде случаев в противоречии друг с другом и не отражавших в достаточной мере потребностей общественно-экономического развития.

Очередная попытка кодификации была предпринята в 1804 году. Комиссия под руководством М.М. Сперанского создала проекты гражданского, уголовного и торгового уложений. Но уложения эти не были приняты, так как реакционное дворянство усмотрело в них влияние законодательства французской революции, в первую очередь, французского гражданского кодекса 1804 года.

В 1826 году работа по кодификации возобновилась. М.М.Сперанский, фактически руководивший кодификацией, предложил составить Полное собрание законов Российской империи, расположив законодательные акты в хронологическом порядке. Предстояло выяснить и собрать значительное количество законодательных актов. После 1649 года в России не осуществлялись ни официальная, ни частная публикация собраний законов. Многие законы вообще не публиковались, а размножались путем переписывания. Таких актов было обнаружено свыше 2 тыс. Составители проделали колоссальную работу по выявлению нормативных актов, их сличению, отбору. В составленный реестр отобранных актов вошло 53329 наименований. К 1830 году Полное собрание законов Российской империи было подготовлено, а в апреле 1830 года напечатано. Оно включало 40 томов законов (330920 актов) и 6 томов приложений (указатели, книга чертежей и рисунков и т.д.).

Одновременно велась работа по составлению систематизированного сборника разных законов царской России, размещенных в тематическом порядке, - Свода действующих законов. Составленный в 1826-1830 г.г., как извлечение из “Полного собрания законов Российской империи”, Свод начал действовать с 1 (13).01.1835 г. Он состоял из 42 тыс. статей, объединенных в 8 разрядов и помещенных в 15 томах. В 1892 г., после судебной реформы 1864 г., отдельным, XVI-м томом вышли “Судебные уставы”. В Свод были включены лишь действующие акты: некоторые законы подвергались сокращению; из противоречащих друг другу актов составители выбрали позднейшие. Составители стремились расположить акты по определенной системе, соответствовавшей отраслям права. В I-III-м томах Свода излагаются основные законы, государственное и губернское установление и т.п.; в IV-м - уставы о рекрутских и земских повинностях; в V-VIII-м - уставы о налогах, пошлинах, питейном сборе и пр.; в IX-м - законы о сословиях и их правах; в X-м - законы гражданские и межевые; в XI-XII-м - уставы кредитных учреждений, торговые, постановления о фабричной, заводской и ремесленной промышленности и т.п.; в XIII-XIV-м - уставы благочиния (врачебный, о паспортах и беглецах, о содержании под стражей и др.); в XV-м - уголовные законы. Свод был в основном сборником норм феодально-крепостнического права, направленных на сохранение, защиту и укрепление самодержавия. На Украине Свод вступил в действие с 1835 года лишь в той его части, которая регламентировала государственные и административно-правовые отношения; в 1840 г. на Левобережную, а в 1842 г. на Правобережную Украину распространилось действие Свода так же в части гражданского и уголовного права. Свод действовал до 1917 года.

 



Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.238.173.209 (0.014 с.)