Уголовно-проц-ое зак-во в 20-40 годы 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Уголовно-проц-ое зак-во в 20-40 годы



Конституцией СССР 1936 года и Законом «О судоустройстве» 1938 года были утверждены гласность судопроизводства, независимость судей и подчинение их только закону, обеспечение обвиняемому права на защиту, участие в составе суда народных заседателей. Несмотря на декларирование таких прогрессивных принципов было проведено ужесточение мер наказания за многие преступления и криминализация не представляющих общественной опасности деяний. Суровость предусмотренного наказания часто не соответствовала опасности преступления.

Законом о судоустройстве 1938 года были изменены условия пересмотра дел в кассационном порядке. Ранее вышестоящий суд, рассматривая жалобы и протесты на приговоры или решения нижестоящей инстанции, руководствовался только теми материалами, которые были на рассмотрении нижестоящего суда. Закон о судоустройстве 1938 года установил, что при рассмотрении жалоб вышестоящий суд проверяет не только законность, но и обоснованность вынесенного нижестоящей инстанцией приговора. Учитывались процессуальные нарушения, допущенные в стадии предварительного следствия, при рассмотрении уголовного или гражданского дела в процессе судебного разбирательства. Приговоры, решения и определения народных судов после рассмотрения дела в краевом суде и их утверждения вступали в законную силу и обращались к исполнению.

В соответствии с Законом о судоустройстве 1938 года были упразднены президиумы и пленумы краевого суда. В составе краевого суда стали действовать судебные коллегии по уголовным и гражданским делам.

Среди основных положений о судоустройстве Конституцией СССР 1936 года провозглашались принципы открытости судебного процесса, независимости судей, подчинение их только закону. Однако за оптимистичными лозунгами и призывами тех лет раскручивался маховик репрессий. Перед советскими правоохранительными органами была поставлена задача борьбы с преступными посягательствами на государственное и общественное устройство СССР. Шло вмешательство во все сферы судебной деятельности, множество директив определяло работу суда. Советскими и партийными органами утверждались кандидатуры на должности судей, указывались сроки и порядок проведения заседаний, диктовались возможные результаты рассмотрения дел. Суд того времени не мог быть независимым: он рассматривался как орган, который служит интересам самого государства, и потому государство должно полностью контролировать его деятельность. При этом и суды, и все правоохранительные органы работали в обстановке всеобщей подозрительности: любая оплошность рассматривалась как акт вредительства. Репрессии коснулись и руководства краевого суда. Известно, что первый председатель Яков Федорович Королев в 1937году был необоснованно обвинен в контрреволюционной деятельности, расстрелян, но впоследствии реабилитирован.

Гр-ое и сем право 20-40 годы

В 30-е гг. право было инструментом и в такой же мере продуктом сплочения советского общества в тоталитарное. Три взаимосвязанные процесса определяли образ государства и права в тот период: коллективизация, индустриализация, культурная революция, подготовка к большой войне. Сопутствующим явлением, круто менявшим весь уклад жизни больших масс населения, была урбанизация - быстрый рост городов.
В это время было явно отвергнуто положение марксизма об отмирании права -просто советское право было определено как особый исторический тип, который не только не отмирал, но и должен был укрепляться. Конституция 1936 г. определила источник права - закон, принимать который мог только Верховный Совет. Все остальные акты были подзаконными. Но сам закон был представлен как орудие государства, т.е. государство как бы не было связано правом - оно было самодержавным. При такой трактовке любая жестокость и произвол государства, вы глядели правовыми. Гражданское право. Главной была задача укрепления и защиты социалистической собственности, создания условий для хорошей работы народного хозяйства. Направляющая роль народнохозяйственного плана была закреплена в Конституции 1936 г. Новым был упор на договорные отношения. Были введены следующие виды письменных договоров: договоры поставки (товаров, услуг) двух видов: генеральные (между центральными органами) и локальные; прямые договора; договора подряда.

Семейное право. Нормы права в данный период были направлены на укрепление семьи, защиту интересов детей и здоровья матери. Важное значение в то время приобрел институт патроната. 27 июня 1936 г. было принято постановление ЦИК и СНК СССР "О запрещении абортов, увеличении материальной помощи роженицам". Брак расторгался при вызове супругов в ЗАГС, где принимались меры к примирению супругов.

Труд право в 20-40 года

В 30-е гг. право было инструментом и в такой же мере продуктом сплочения советского общества в тоталитарное. Три взаимосвязанные процесса определяли образ государства и права в тот период: коллективизация, индустриализация, культурная революция, подготовка к большой войне. Сопутствующим явлением, круто менявшим весь уклад жизни больших масс населения, была урбанизация - быстрый рост городов.
В это время было явно отвергнуто положение марксизма об отмирании права -просто советское право было определено как особый исторический тип, который не только не отмирал, но и должен был укрепляться. Конституция 1936 г. определила источник права - закон, принимать который мог только Верховный Совет. Все остальные акты были подзаконными. Но сам закон был представлен как орудие государства, т.е. государство как бы не было связано правом - оно было самодержавным. При такой трактовке любая жестокость и произвол государства, вы глядели правовыми. Трудовое право. Конституция 1936 г. гарантировала право на труд, на отдых, на материальное обеспечение в старости, а также в случае болезни и потери трудоспособности, закрепив и обязанность трудиться. С октября 1930 г. в связи с ликвидацией безработицы прекращалась выплата пособий по безработице. Постановлением СНК СССР от 20 декабря 1938 г. вводились единые трудовые книжки. В 1940 г. была повышена обязательная мера труда. В условиях нарастания военной опасности 26 июля 1940 г. было запрещено самовольное увольнение рабочих и служащих с предприятий и учреждений. После ликвидации безработицы и в связи с коллективизацией прекратился стихийный приток рабочей силы в город.

Колхозное и земельное право решали задачи укрепления колхозов и их правового статуса. Первый этап коллективизации, на основе "Примерного устава сельскохозяйственной артели" привел к тяжелейшим последствиям. Примерный устав 1935 г. в разделе "О земле" отмечал, что земля - общенародная государственная собственность, закрепляется за артелью в бессрочное пользование и не подлежит ни купле-продаже, ни сдаче в аренду. Раздел "О средствах производства" определял, что подлежит обобществлению при вступлении в колхоз, а что остается в личном пользовании колхозного двора (включая скот). Раздел "О членстве" устанавливал, что в члены артели не принимались кулаки и лица, лишенные избирательных прав, за исключением бывших кулаков, которые в.течение трех лет честной работой доказали свою лояльность. Устав определял порядок распределения доходов колхоза, основанный на сочетании интересов государства, колхоза и колхозников. Раздел "Организация, оплата и дисциплина труда" устанавливал, что все работы в колхозе производятся личным трудом его членов. Конституция СССР 1936 г. закрепила объекты колхозно-кооперативной собственности, правовое положение колхозного двора.

Создание колхозного права

Колхозное право - отрасль социалистического права, представляющая собой совокупность установленных либо санкционированных Советским государством правовых норм, закрепляющих основные принципы, формы и порядок организации и деятельности колхозов, регулирующих их отношения с членами колхоза, семьями колхозников и колхозными дворами, регламентирующих организацию и деятельность выборных колхозных органов, а также межколхозных предприятий, организаций и их объединений (см. такжеКолхозы). Сложилось впервые в Советском государстве на теоретической основе марксистско-ленинского учения о социалистическом кооперировании трудящегося крестьянства. К. п. стало важным элементом в преобразовании общественных отношений в деревне в социалистические; его нормы закрепляют и охраняют основополагающие принципы колхозного строительства: добровольность объединения крестьян в коллективные хозяйства; руководство и помощь колхозам со стороны КПСС и Советского государства; соответствие формы коллективного хозяйства достигнутому уровню развития колхозного строя; техническое перевооружение колхозного производства на основе ведущей роли государственной социалистической собственности в этом перевооружении; бесплатность и бессрочность (вечность) землепользования колхозов; правильное сочетание общественных и личных интересов в колхозах; хозяйственная самостоятельность колхозов, сочетаемая с централизованным плановым руководством; материальная заинтересованность колхозов и колхозников в развитии общественного хозяйства и результатах труда; управление делами на основе колхозной демократии. Эти важнейшие положения являются и принципами К. п., основой его норм и институтов, они закреплены и развиты в Примерном уставе колхоза 1969, который обогатил их содержание с учётом современного этапа развития колхозного строя.

В процессе деятельности колхозов складываются различные по своей природе и характеру общественные отношения: между колхозом и отдельными его членами; колхозом и входящими в его состав общественными предприятиями и подразделениями; колхозом и семьями колхозников (колхозными дворами); колхозом и другими юридическими и физическими лицами. Будучи урегулированы нормами права, эти общественные отношения становятся правовыми отношениями. Колхозные правоотношения представляют собой сложный комплекс органически связанных имущественных, трудовых и организационно-управленческих отношений, базирующихся на членстве в колхозе и на уставном характере прав и обязанностей его участников. Однако не все правовые отношения, в которые вступает колхоз или его члены, регулируются К. п.; некоторые из них относятся к сфере гражданского, земельного, административного или финансового права.

Гос аппарат в период ВОВ

22 июня было введено военное положение в Европейской части СССР и объявлена мобилизация ряда возрастов. Организация ведения войны стала основной функцией Советского государства, а все остальные функции - подчиненными ей.
Изменения в государственном аппарате. Во время войны действовали обычные общесоюзные, республиканские и местные органы власти и управления. На срок войны были продлены полномочия ВС СССР, которые истекали осенью 1941 г. Выборы были проведены лишь в марте 1946 г. За время войны было три сессии Верховного Совета, посвященные ратификации союзных договоров, бюджету и расширению прав союзных республик в области обороны и внешних сношений. С первых дней войны Госплан перешел к составлению военно-хозяйственных планов.
Был учрежден Государственный Комитет Обороны (ГКО), сосредоточивший всю полноту власти в вопросах войны (возглавил его И.В. Сталин). Вначале в ГКО входило 5 человек, затем - 9. В июле 1941 г. органы госбезопасности и охраны общественного порядка вновь объединились в один НКВД СССР. Когда в 1943 г. военная обстановка улучшилась, они были опять разделены. В местностях, объявленных на военном положении, все полномочия власти в области обороны, обеспечения порядка и госбезопасности передавались Военным Советам фронтов, армий, военных округов. 2 ноября 1942 г. была образована Чрезвычайная государственная комиссия по установлению и расследованию злодеяний немецко-фашистских захватчиков и их сообщников и причиненного ими ущерба.
Были расширены права союзных республик: в 1944 г. учреждены наркоматы обороны республик. Вооруженные силы. 23 нюня 1941 г. по решению СНК СССР и ЦК ВКП(б) для стратегического руководства вооруженными силами была создана Ставка Верховного Главнокомандования, в которую вошли члены Политбюро и руководители Наркомата обороны. С 10 июля ее возглавил И.В.Сталин. С июля 1941 г. по октябрь 1942 г. в вооруженных силах существовал институт военных комиссаров, но без права контроля над командным составом.

22 июня 1941 г. были учреждены военные трибуналы в районах военных действий и местностях, объявленных на военном положении. Они рассматривали все преступления, совершенные военнослужащими, а также все дела о преступлениях против обороны, общественного порядка и госбезопасности, хищениях социалистической собственности, разбоях, убийствах, уклонении от исполнения всеобщей воинской повинности. По Приказу Наркома обороны СССР от 28 июля 1942 г. в армиях были сформированы по 3-5 заградительных отряда. Во время войны широко использовались такие правовые институты, как военное и осадное положения.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; просмотров: 248; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.218.129.100 (0.007 с.)