Изменения в гос. Аппарате в 50-60 годах 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Изменения в гос. Аппарате в 50-60 годах



После смерти Сталина новый экономический курс СССР (1953-1955 гг.) заключался в социальной переориентации экономики и был связан с именем Председателя Совета Министров СССР Г.М. Маленкова, который предложил перенести центр тяжести на развитие легкой и пищевой промышленности, а также сельского хозяйства. Было намечено - снижение налогов на личное подсобное хозяйство, повышение заготовительных цен на сельхозпродукцию, списание колхозам недоимок по сельхозналогу (1,5 млрд. пудов зерна), увеличение приусадебных участков. Кроме указанных мер, Хрущев предполагал обеспечить подъем сельского хозяйства путем повышения государственных закупочных цен на сельхозпродукцию и быстрого расширения посевных площадей за счет освоения целины (экстенсивный путь развития сельского хозяйства). В 1954 г. началось освоение целинных земель, в ходе которого было разработано 42 млн. га новых земель. Отменялись налоги на личное подсобное хозяйство, которое разрешалось увеличить в пять раз. За 1953-1958 гг. прирост сельскохозяйственной продукции составил 34% по сравнению с предыдущим пятилетием. С целью решения продовольственной проблемы были увеличены площади под кукурузу: с 1955 по 1962 гг. с18 до 37 млн. га. Одним из рычагов развития промышленности рассматривался научно-технический прогресс. Наиболее зримых результатов в использовании его преимуществ удалось добиться в военно-промышленном комплексе и ряде смежных с ним отраслей. Быстрыми темпами развивались машиностроение, нефтехимическая промышленность, электроэнергетика (объемы производства за 1950-1965 гг. увеличились в 5 раз). Но как и раньше, предприятия группы "Б" (производство предметов потребления) развивались медленнее (здесь объем производства лишь удвоился). В 50-е гг. темпы роста промышленного производства и национального дохода были наивысшими за всю советскую историю (начиная с 1928 г.). В 1957 г. Н.С. Хрущев предпринял попытку создать новую организационно-хозяйственную структуру, построенную на управлении промышленностью по территориальному принципу. В основу был положен принцип децентрализации управления. В целях ограничить возможности вмешательства местных партийных аппаратов в хозяйственную деятельность были созданы совнархозы (105 совнархозов). Экономическая политика постсталинского руководства, несмотря на противоречия, носила ярко выраженную социальную направленность. Реальные доходы рабочих и служащих выросли на 60%, колхозников - на 90%. Закон о пенсиях по возрасту для рабочих и служащих увеличил их размер вдвое и снизил пенсионный возраст. Рабочая неделя сократилась с 48 до 46 часов, были отменены обязательные государственные займы. Одним из важных завоеваний социальной политики стало жилищное строительство. Городской жилищный фонд с 1955 по 1964 гг. увеличился на 80%, новые квартиры получили 54 млн. человек. Укреплялась материальная база образования, здравоохранения, культуры.

2. 1958 - начало 60-х годов

В конце 50-х гг. был совершен переход от пятилетнего к семилетнему планированию (1959-1965 гг.). С этого времени начался процесс вытеснения экономических стимулов в развитии хозяйства административным принуждением. В сельском хозяйстве эта тенденция проявилась наиболее отчетливо. В 1959 г. был проведен принудительный выкуп колхозами всей техники ликвидированных МТС, что подорвало финансовое положение сельских производителей, прошло укрупнение колхозов, массовое преобразование совхозов в колхозы. У колхозников вновь были урезаны земельные участки, насильственно выкупался скот. Обострилась продовольственная проблема в стране. Кризис сельского хозяйства привел к первым массовым закупкам зерна за границей (12 млн. т). В целом в рассматриваемый период среднегодовые темпы прироста промышленного производства в СССР превышали 10%, что обеспечивалось исключительно благодаря жестким методам командной экономики. К концу 50-х годов темпы экономического развития начали снижаться: в 1961-1965 гг. промышленное производство по официальным данным выросло на 51% (для сравнения: в 1956-1960 гг. -на 64,3%), сельское хозяйство - на 11% (в 1956-1960 гг. - на 20, 5%). С марта 1962 г. создавались колхозно-совхозные управления (КСУ). Административная реформа коснулась и структуры партийных организаций. Недовольство Н.С. Хрущевым нарастало среди номенклатуры, различных звеньев партийного аппарата. В социальной сфере продолжались позитивные сдвиги. Улучшилось материальное положение населения, возросли общественные фонды потребления. К 1960 г. был закончен перевод рабочих и служащих на 7-часовой рабочий день. Готовилось введение пенсионного обеспечения колхозников. Вырос жилой фонд (за 1959-1965 гг. - на 40%). Однако в условиях сокращения темпов развития и нарастания кризисных экономических явлений социальная политика не была последовательной. Правительство заморозило на двадцать лет выплаты по внутренним займам, выпущенным до 1957 г. (с целью снижения бюджетного дефицита). К концу 50-х годов обострилась продовольственная проблема, по населению больно ударило снижение производственных тарифов и одновременный рост цен (в среднем на 28%). Это вызвало стихийные выступления рабочих. В 1959 г. - в г. Темиртау, в 1962 г. в г. Новочеркасске. Рабочие выступления прошли по всем промышленным районам - в Москве, Ленинграде, Донбассе, Кемерово, Иваново.

В период хрущевской "оттепели" была предпринята серьезная попытка модернизации тоталитарной системы. Н.С. Хрущев задал импульс развитию политических процессов, встав на путь либерализации. Однако использование старого политического и экономического механизма в ходе проведения преобразований предопределило их неудачу. Курс Н.С. Хрущева характеризовался абсолютизацией организационных факторов, решением хозяйственных задач административно-политическими методами. Положение усугублялось отсутствием каких бы то ни было научно-управленческих основ административных реформ, случайностью и субъективностью преобразований, проводимых в административно-хозяйственной системе. После неудач противоречивой преобразовательной деятельности Н.С. Хрущева в обществе возник синдром усталости, стремление к устойчивым формам социальной и личной жизни. Решающую роль в смещении Н.С. Хрущева в октябре 1964г. сыграла партийно-государственная бюрократия или номенклатура.

 

118. Реформа прокуратуры (1955 год-положение)

В 1953 году были упразднены военные трибуналы и прокуратуры в войсках МВД СССР, органы внесудебной репрессии; отменен упрощенный порядок рассмотрения дел о государственных преступлениях; началась реабилитация невинно осужденных граждан, обвиненных в политических преступлениях и объявленных врагами народа. 24 мая 1955 года было принято положение о прокурорском надзоре в СССР. Отныне органы предварительного следствия, в том числе и органы госбезопасности, были поставлены под строгий надзор. В составе Прокуратуры СССР действовал специальный отдел по надзору за ведением следствия в органах госбезопасности. 12 февраля1957 года были упразднены транспортные суды и транспортные прокуратуры. В феврале 1957 года было принято новое положение о Верховном суде СССР.

Целями прокуратуры - укрепление социалистической законности и правопорядка. Задача прокуратуры - охрана от всяких посягательств общественного строя СССР, его политической и экономической систем; социально-экономических, политических и личных прав и свобод граждан, провозглашенных и гарантируемых Конституцией СССР и советскими законами; прав и законных интересов государственных предприятий, учреждений и организаций, колхозов, кооперативных и иных общественных организаций. Закон о прокуратуре СССР определял десять основных направлений деятельности прокуратуры. Среди них, кроме надзорной деятельности, - координация, пропаганда права и т. д.

Согласно ст. 4 Закона о прокуратуре СССР органы прокуратуры составляли единую и централизованную систему - Прокуратуру СССР, возглавляемую Генеральным прокурором СССР, с подчинением нижестоящих, прокуроров вышестоящим. Таким образом, механизм функционирования прокуратуры выступал как часть системы государственной деятельности в СССР и одновременно как целое по отношению к отраслям (частям) единого прокурорского надзора.

Важнейшим принципом прокуратуры СССР был принцип централизма. Он выражал отношения подчиненности в прокурорской системе и был органически связан с принципами независимости и единства прокурорского надзора. Подчиненность признавалась внутренней и внешней. При этом прокуратура работала под руководством высших органов государственной власти и им подчинялась.

Съезд народных депутатов и Верховный Совет СССР принимали нормативные акты, в которых устанавливались задачи, компетенция, порядок деятельности и структура прокурорской системы, а также акты, корректирующие надзорную практику в зависимости от состояния законности. Осуществляя надзор за исполнением законов в определенной отрасли, прокурор выполняет как общие задачи прокурорского надзора, так и вытекающие из них непосредственные задачи, стоящие перед данной отраслью надзора. Так, непосредственная задача прокурора в области надзора за предварительным расследованием уголовных дел заключалась в обеспечении точного и единообразного исполнения законов органами дознания, предварительного следствия, участниками процесса.

на прокуратуру возложены три функции: высший надзор за точным исполнением законов (основная конституционная функция); предупреждение нарушений законов, включая правовое воспитание граждан; координация борьбы с преступностью.

 

Судебная реформа 1950 годов

В мае 1956 года было ликвидировано Министерство юстиции СССР. Его функции по руководству работой судебных учреждений стали осуществлять министерства юстиции союзных республик, а часть функций перешла к образованной тогда же Юридической комиссии при Совете Министров СССР. В1957–1960 годах во всех союзных республиках были упразднены министерства юстиции (в РСФСР и УССР — в1963 году). Функции министерств юстиции стали выполнять верховные суды союзных республик и юридические комиссии при их правительствах. В 1957 году к ведению союзных республик были отнесены и законодательство об устройстве судов, и принятие гражданского, уголовного и процессуального кодексов. В связи с ликвидацией министерств юстиции союзных республик областные суды стали выступать в трех качествах: как суды первой инстанции, как кассационные органы и как органы, руководящие низовыми (районными, городскими) судами, финансирующие и контролирующие их деятельность.

Новые изменения в общественно-политической, социальной и экономической сферах жизнедеятельности общества и государства повлекли за собой, в частности, и существенные демократические обновления в судебной системе, которые выразились в провозглашении принципа совершения правосудия только судом, в расширении прав обвиняемого на юридическую защиту, в повышении роли адвокатуры, в привлечении общественности к деятельности судебных органов. Ее реформа ознаменовалась принятием в 1957 года закона, внесшего значительные изменения в существующую Конституцию СССР и восстановившего права союзных республик издавать законодательство о судопроизводстве. "25 декабря 1958 года Верховный Совет СССР принял основы законодательства о судопроизводстве Союза ССР, союзных и автономных республик, которые послужили юридической базой для выработки и принятия соответствующих законов во всех союзных республиках, в том числе РСФСР. В тот же день состоялось принятие Положения о военных трибуналах"[

В 1958-1961 гг. была предпринята новая кодификация уголовно-процессу­ального законодательства. Основы уголовного судопроизводства приняты 25 декабря 1958 г. Уголовно-процессуаль­ные кодексы союзных республик прини­мались в 1959-1961 гг. Принятие ново­го законодательства одновременно озна­чало его реформирование. Оно стало более демократичным. Расширялись про­цессуальные гарантии личности, преду­сматривалось больше возможностей для ведения состязательного процесса и ис­правления ошибочных судебных реше­ний. Судебная система организовывалась в соответствии с Основами законодатель­ства о судоустройстве Союза ССР, со­юзных и автономных республик от 25 де­кабря 1958 г. и законами о судоустрой­стве союзных республик. Закон о судо­устройстве 1938 г. утратил силу.

120. Кодификация сов-го права 50-5=60 годы

Все отрасли кодифицировались по одному плану: сначала принимались основы союзного законодательства по определенной отрасли и на основании этих основ принимались с союзных республика соответствующие нормативно-правовые акты.

В 1958 г. Приняты основы Уголовного законодательства СССР. На основании них приняты УК всех союзных республик.

1961 г. – Гражданское право кодифицировалось, а 1964 г. – гражданский процесс. 1968 г. – основы о браке и семье.

1970 г. – основы трудового законодательства СССР. Были составлены кодексы законов по здравоохранению, финансам и др.

Гражданские права были расширены и конкретизированы. В целом ГП не только как право имущественных отношений, но и не имущественных. Виды собственности прежние: государственная, личная собственность граждан, по конституции 1977 г. общественных организаций и кооперативная. Серьезная попытка уточнить правовой статус государственной собственности, 1963 г. перевод предприятий на хозрасчет.

Относительная свобода заключения договоров, выбора смежников, реализации продукции.

Отмена судебной ответственности за нарушение трудовой дисциплины. Но одновременно расширение прав руководителей предприятий в отношении нарушений трудовой дисциплины. Положение о порядке разрешения трудовых споров.

Рост зарплаты, сокращение рабочего времени. 1966 г. – новое положение о трудовых договорах. Возращение к КЗОТу 22 г., основные его норм направления защита рабочих.

Развивается социальное законодательство, как под отрасль трудового – закон о пенсиях 1956 г. Впервые общие принципы для назначения пенсии, её размер зависел от стажа, возраста и зарплаты. До этого не было, были только ведомственные акты. Но колхозники не получили. В 60-е распространилось и на них. 1-ая колхозная пенсия – 8 р.(10 кг сахара).

1956 г. введено ежемесячное денежное авансирование колхозов. Привело к 1. Росту благосостояния колхозов, 2. Ликвидация жесткого соотношения между произведенной продукцией и выплатой денег за неё, и это привело к невыполнению плана и возникновению долгов колхозников.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; просмотров: 692; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.188.252.23 (0.018 с.)