Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Февр. Рев-я. Врем-ое правит-во

Поиск

Февральская революция (буржуа́зно-демократи́ческая революция) — революция в Российской империи, итогом которой стало падение монархии, провозглашения республики и переход власти к Временному правительству.

Причины: Oтсутствие у общества возможности влиять на власть - oграниченность возможностей Государственной думы и неподконтрольность правительства (и в то же время ограниченность полномочий правительства).

Император уже не мог единолично решать все вопросы, но мог кардинально помешать вести последовательную политику при этом не неся никакой ответственности. В этих условиях политика не могла выражать интересы не то что большинства, но и сколько-нибудь значительной части населения, что и вызывало стихийное недовольство, а ограничения на публичное выражение протеста привело к радикализации оппозиции.

Февральская революция явилась не только следствием неудач русского правительства в ходе Первой мировой войны. Но не война явилась причиной всех противоречий которые были тогда в Росcии, война их обнажила и ускорила падение царизма. Война форсировала кризис самодержавного строя.

После Февральской революции в России установилось двоевластие - своеобразное переплетение диктатуры буржуазии и революционно-демократической диктатуры рабочих и крестьян. В организации верховных органов власти выявились две линии. Первая линия буржуазии, стремившейся сконцентрировать законодательную и исполнительную власть в руках Временного правительства, не допустить созыва Учредительного собрания или парламента, политический состав которых трудно было предвидеть. Другая линия - это линия трудящихся масс, хотевших закрепить демократические завоевания революции и развить их путем созыва Учредительного собрания.
В первые часы революции на роль правительственной власти претендовал буржуазный Временный комитет Государственной Думы, который три дня выполнял правительственные функции. Но революция лишила пласта этот орган, занявший своеобразное положение в политической системе буржуазной России.

По соглашению между буржуазными лидерами Временного комитета с эсероменьшевистским руководством Петроградского Совета рабочих и солдатских депутатов было образовано Временное правительство. Формально оно ни перед кем не было ответственно, но фактически ему приходилось действовать под контролем Временного комитета, совместно с которым до мая 1917 г. оно проводило заседания.
Сложилось своеобразное положение, когда в стране функционировали два правительства. Областные, губернские городские, уездные, волостные Советы составили систему органов, претендовавших на исполнительную власть. Двоевластие порождало политические кризисы: революцию осуществили рабочие и солдаты, сформировавшие Советы, а в правительстве были буржуазные противники революции. В марте демократический этап революции завершился, и она стала перерастать в социалистическую.
На I Всероссийском съезде Советов в июне 1917 г. меньшевики и эсеры согласились с тем, что министры-социалисты, т.е. эсеры-меньшевики, народные социалисты, должны нести ответственность перед рабочим съездом Советов. Но большевики потребовали образования правительства из среды съезда, следовательно, передачи власти Советам. Это исключало бы участие в правительстве кадетов. Эсеро-меныиевистское большинство съезда отклонило предложение большевиков, хотя в тот период его можно было реализовать и обеспечить мирный переход власти к Советам. Решение, принятое 5 июля на совместном оседании бюро ЦИК Советов рабочих и солдатских депутатов и исполкома Всероссийского совета крестьянских депутатов об ответственности перед Советами всего правительства в целом, стало одной из причин выхода из правительства кадетов и правительственного кризиса.

Т.о., в конце марта и начале апреля большевики предлагали, чтобы Всероссийское совещание Советов образовало верховный орган власти, а в июне в свете решений Апрельской конференции большевиков ставился вопрос о придании самому съезду Советов полномочий высшего органа власти. Помешали этому эсеро-меныневистские лидеры, хотя многим рядовым членам этих партий импонировало такое предложение.
Буржуазная линия в организации власти связана с упрочением Временного правительства. ЦК партии кадетов 3 марта принял решение о том, чтобы Временное правительство, в котором в то время преобладав ли кадеты, имело полномочия законодательного и исполнительного органа. Кроме того, оно стало выполнять функции главы государства. Это усиливало правительство как орган буржуазной диктатуры. Важнейшие вопросы - мира, земельный, государственного устройства, обеспечения политических свобод, борьбы с разрухой - правительство решало в интересах верхов капитала.

3 марта Временное правительство объявило о стремлении продолжать войну. Оно не решило аграрный вопрос, но потребовало от крестьян воздержаться от самовольного раздела земли, разрешило посылать войска на подавление крестьянских волнений Не рассматривался национальный вопрос, хотя в ряде мест настаивали на создании национально-территориальных автономий. Лишь из пяти губерний Украины была образована административная автономия.

83. Совет рабочих, кр-их депутатов.

В первые годы революции по всей стране стали создаваться классовые органы пролетариата - Советы. Согласно приказу № 1 Петроградского Совета от 1 марта, в воинских частях прошли выборы в солдаткие комитеты, которые организационно сливались с Советами рабочих депутатов, образуя в них солдатские секции.

В период двоевластия прошел процесс организационного становления Советов как производственных и территориальных органов. На Всероссийском совещании Советов в марте - апреле была определена система советских органов: областные, губернские, уездные и районные Съезды Советов и их исполкомы. Именно Советы, а не органы местного самоуправления, станут политической основой проектировавшейся пролетарской государственности. Сложились некоторые принципы организации и деятельности Совета, прежде всего принцип единства советов рабочих и солдатских депутатов с Советами крестьянских депутатов. С созданием губернских и областных Советов стало формироваться единство высших и низших советских органов. С самого начала действовали принципы выборности Советов, коллегиальности в их рабочих, подотчетности перед избирателями, сменяемости их членов. Не сразу сложилась демократическая централизация Советов, руководившие ими меньшевики и эсеры признавали выборность снизу доверху, но не понимали необходимости сверху вниз, т.е. обязательности для нижестоящих Советов решений центральных органов.

Отношение между Советами и органами буржуазной государственности определялось их классовой несовместимостью. Чтобы подчинить Советы, в марте 1917 г. по указанию правительства представителям Советов предложили войти в состав исполкомов общественных организаций. Летом в связи с избранием новых городских дум комиссары Временного правительства пытались распустить не только старые цензовые думы и комитеты общественной безопасности, но и Советы. Большевики сорвали эти планы.
В июле, с окончанием двоевластия, большевики сняли лозунг "Вся власть Советам" потому, что руководившие правительством и Советами меньшевики и эсеры заняли открыто контрреволюционную позицию.

На VI съезде партии большевики взяли курс на вооруженное восстание. Большевизация масс продолжалась. 31 августа Петроградский Совет принял впервые большевистскую резолюцию. В сентябре на очередных перевыборах в Советы победу в основных районах страны одержали большевики. Политическое становление Советов завершилось. Лозунг "Вся власть Советам" был восстановлен.
Попытки мирной передачи власти Советам были сорваны лидерами меньшевиков и эсеров. В сентябре при Советах большевики организовали военные органы - революционные комитеты. Кроме того, на сторону революции стали переходить части армии и милиции.
Организационное и политическое становление Советов, с одной стороны, развал буржуазной государственности, с другой, явились важными предпосылками перехода власти к Советам в ходе Октябрьской революции. Задача состояла в том, чтобы завершить слом старого аппарата и вместо него создать новый в классовом отношении аппарат государства. В.И. Ленин подчеркивал, что без Советов и разрушения эксплуататорского аппарата нельзя взять власть.
Творчество народных масс проявлялось не только в государственном строительстве, но и в выработке новых норм права. Это было правотворчество народа, отрицавшего буржуазное право и выражавшего в разных формах свои правовые идеи.
Февральская буржуазно-демократическая революция 1917 г. смела царизм. Но она не избавила народные массы от социального и национального гнета, от тягот империалистической войны, не разрешила противоречий, раздиравших российское общество.

 

84. Изме-ия в праве 1917-1918 г г

Буржуазная государственность возникла на основе царской. Создание буржуазного государства означало: а) приспособление царского аппарата к новым условиям; б) создание буржуазией новых органов; в) разрушение революционными массами наиболее ненавистных органов' старого аппарата (смещение губернаторов, разгон полиции, изменение состава органов самоуправления).

Высшие и центральные органы. Важнейшее место в системе органов государственной власти занимало Временное правительство; буржуазные революции на Западе приводили к демократизации высших звеньев власти - созданию парламентов и ответственных перед ним правительств. Низовой же аппарат постепенно приспосабливался к новым условиям.

Эсеро-меньшевистское правительство постепенно освобождалось от опеки Временного комитета Государственной Думы и усиливало натиск на Советы. Временное правительство оказалось неспособным управлять страной ни в период господства в нем кадетов, ни при меньшевиках и эсерах. При правительстве действовали различные вспомогательные и отраслевые органы, в которых определялся политический курс в той или иной области или разрабатывались законопроекты. Часть таких органов сохранилась от старой власти, другие были созданы после Февральской революции. Продолжали функционировать Правительствующий Сенат - высший судебный орган страны.

С учетом общих интересов класса капиталистов правительство усиливало государственное вмешательство в частную экономику. Аппаратом государственного регулирования экономики стали государственные органы, действовавшие совместно с буржуазными общественными организациями или аппаратом русских монополий. Это была форма сближения буржуазного государства с монополиями и буржуазными организациями.

Чтобы успокоить крестьян, которые нередко явочным порядком решали аграрную проблему, правительство создало Главный, губернские, уездные и волостные земельные комитеты для подготовки аграрного законодательства.

Для подготовки законопроектов, составления заключений по юридическим вопросам в марте 1917 г. было образовано Юридическое совещание при правительстве. Статус Совещания был определен им самим 22 марта. Юридическое совещание исходило из того, что Россия - страна буржуазная. Резко негативную реакцию в Юридическом совещании вызывали вопросы автономии, особенно национальной.

В качестве своих высших представительных органов буржуазия пыталась использовать выросшие из недр распущенной царем Государственной Думы Временный комитет и частные совещания ее членов. Несмотря на прекращение двоевластия, престиж правительства продолжал падать.

Вопреки решению Демократического совещания лидеры меньшевиков и эсеров пригласили в предпарламент кадетов - самую контрреволюционную буржуазную партию.

Т.о., буржуазия не сумела завершить строительство своего государства: не было парламента и традиционного разделения властей, не было сильного механизма исполнительной власти. Буржуазию подавляло революционное движение. Буржуазия была заинтересована в некоторой реконструкции государственного аппарата, но в условиях революции она боялась, что это ослабит государство как машину классового подавления. Поэтому буржуазия стремилась сохранить унаследованные от царизма систему, структуры и кадры государственного аппарата.

Местный аппарат. Заметных успехов Временное правительство добилось в реорганизации местного самоуправления. До Февральской революции земства и городские думы избирались на основе высокого имущественного ценза. Реорганизация местных органов проходила под давлением революционных масс при сдерживающем влиянии правящей верхушки. Правительство 21 мая приняло закон о волостном земстве. Основу правительственного аппарата на местах составляли кадры чиновников, унаследованные от царизма. Для контроля за деятельностью государственных органов и органов самоуправления правительство ввело с 5 марта в уездах и губерниях должность комиссаров с правами бывших губернаторов. Местное самоуправление строилось следующим образом. Правительственный аппарат занимался общегосударственными вопросами: финансы, продовольственное дело, а органы самоуправления - всем остальным.

Органы суда и охраны порядка. Судебными органами в России были: Сенат, судебные палаты по уголовным и гражданским делам, окружные суды, мировая юстиция. Изменился состав военных судов: в них вводились заседатели от офицеров и солдат, но ускоренный порядок судопроизводства сближал их с военно-полевыми судами. Административный суд был особым органом, созданным для рассмотрения конфликтов между органами самоуправления и комиссарами Временного правительства. После Февральской революции полиция была реорганизована в земскую и городскую милицию.

Октяб-ая рев-я

В результате Октябрьской революции было свергнуто Временное правительство, и к власти пришло правительство, сформированное II Съездом Советов, большинство в котором незадолго до переворота получила партия большевиков — Российская социал-демократическая рабочая партия (большевиков), в союзе с частью меньшевиков, национальных групп, крестьянских организаций, анархистами и рядом групп в партии социалистов-революционеров.

Основными организаторами восстания являлись В. И. Ленин, Л. Д. Троцкий, Я. М. Свердлов и мн. др.

Основными предпосылками Октябрьской революции были слабость и нерешительность Временного правительства, его отказ от выполнения провозглашённых им принципов, двоевластие после Февральской революции. В течение года лидеры радикальных сил во главе с Черновым, Спиридоновой, Церетели, Лениным, Чхеидзе, Мартовым, Зиновьевым, Сталиным, Троцким, Свердловым, Каменевым и другими лидерами вернулись с каторги, из ссылки и эмиграции в Россию и развернули обширную агитацию. Всё это привело к усилению крайне левых настроений в обществе.

Политика Временного правительства, особенно после того, как эсеро-меньшевистский ВЦИК Советов объявил Временное правительство «правительством спасения», признав за ним «неограниченные полномочия и неограниченную власть», привела страну на грань катастрофы. Резко упала выплавка чугуна, стали, значительно сократилась добыча угля, нефти, почти в полное расстройство пришёл железнодорожный транспорт, ощущался резкий недостаток топлива, продовольствия. Валовая продукция промышленности резко сократилась. Возникла массовая безработица. Неуклонно росли цены на продовольствие. Реальная заработная плата рабочих упала. Все практические меры, принятые Временным правительством, работали исключительно во благо финансового сектора. Временное правительство прибегало к денежной эмиссии и новым займам. Основная тяжесть налогов падала на трудящихся.

Временное правительство заявило о том, что Россия будет «продолжать войну до победного конца». Более того, ему не удалось добиться от союзников по Антанте списания военных долгов России, достигнувших астрономических сумм.

В этих условиях действия большевиков, которые выдвинули популярные лозунги «Мир — народам», «Земля — крестьянам», «Фабрики — рабочим», позволили им к концу августа — началу сентября 1917 завоевать большинство в Советах Петрограда и Москвы, а к октябрю, вместе с союзными организациями, — и на Всероссийском съезде Советов. Большевики начали подготовку силового смещения Временного правительства.

К осени 1917 изменились формы борьбы российского пролетариата. Активизировалось профсоюзное движение, росла численность профсоюзов (свыше 2 млн рабочих и служащих в октябре 1917), в них резко усиливалось большевистское влияние. Кроме профсоюзов, на предприятиях существовали фабрично-заводские комитеты. Забастовочное движение в это время отличалось исключительной организованностью и политической целеустремлённостью.

Сразу[источник?] после захвата власти началась борьба против большевиков, однако им удалось быстро установить контроль над вооружёнными силами, большей частью крупных промышленных центров на не занятой немецкими войсками территории бывшей Российской империи. Вслед за победой вооружённого восстания в столице 25 октября (7 ноября), 2(15) ноября было подавлено выступление контрреволюции и установлена Советская власть в Москве. 12(25) декабря 1-й Всеукраинский съезд Советов провозгласил Советскую власть на Украине и положил начало образованию Украинской ССР. Практически сразу же после революции на окраинах страны были провозглашены собственные правительства, некоторые из которых в результате переговоров не смогли договориться с СНК о взаимном признании, однако к весне 1918 года почти все они были ликвидированы.

Образованное на 2-м Всероссийском съезде Советов Советское правительство под руководством Ленина возглавило ликвидацию старого государственного аппарата и строительство, опираясь на Советы, органов Советского государства. Для борьбы с контрреволюцией и саботажем 7(20) декабря 1917 при СНК была образована Всероссийская чрезвычайная комиссия (ВЧК).

Были введены бесплатное образование и медицинское обслуживание, 8-часовой рабочий день, издан декрет о страховании рабочих и служащих; ликвидированы сословия, чины и звания, установлено общее наименование — «граждане Российской Республики». Провозглашена свобода совести; церковь отделена от государства, школа — от церкви. Женщины получили равные права с мужчинами во всех областях общественной жизни.

В январе 1918 были созваны 3-й Всероссийский съезд Советов рабочих и солдатских депутатов и 3-й Всероссийский съезд Советов крестьянских депутатов. 13(26) января произошло слияние съездов, что способствовало повсеместному объединению Советов крестьянских депутатов с Советами рабочих депутатов. Объединённый съезд Советов принял Декларацию прав трудящегося и эксплуатируемого народа, которая провозглашала Россию Республикой Советов и законодательно закрепляла Советы как государственную форму диктатуры пролетариата. Были аннулированы иностранные и внутренние займы царского и Временного правительств. Были аннулированы неравноправные договоры, заключённые царским и Временным правительствами с другими государствами.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; просмотров: 305; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.225.92.95 (0.009 с.)