Эволюция об-го и полит строя 70-80 годы 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Эволюция об-го и полит строя 70-80 годы



Смещение Н. С. Хрущева с поста первого секретаря ЦК КПСС на октябрьском пленуме 1964 г. стало возможным только в результате объединения усилий представителей различных партийно-государственных органов, министерств и ведомств. Формально на смену единоличному правлению Хрущева пришло коллегиальное руководство в лице Л. И. Брежнева(генсек ЦК КПСС), А. Н. Косыгина (стал председателем совета министров СССР) и других государственных деятелей, руководителей отделов ЦК и ключевых министерств.

Занимая руководящие посты в партии и государственных органах власти, Брежнев всюду поставил своих сторонников. К возглавлявшему КГБ Андропову в качестве заместителей были назначены Федорчук и Цвигун, заместителем Косыгина в правительстве СССР с 1965 г. стал Н. А. Тихонов, начинавший свою карьеру в Днепропетровске. Имел Брежнев своих представителей в министерстве иностранных дел и обороны. Вместе с тем генсек не замыкал на себе все рычаги государственной власти, оставляя за М. А. Сусловым идеологическую работу, за Ю. В. Андроповым вопросы внешней и внутренней безопасности, а за А. А. Громыко внешнеполитическую деятельность СССР. С 1973 г. министры обороны, иностранных дел, внутренних дел и председатель КГБ становятся членами Политбюро. Таким образом, происходит сращивание партийных и государственных органов власти. Четко были налажены связи генерального секретаря с первыми секретарями обкомов КПСС. Укрепив свое положение в партии и государстве, Брежнев выступал в 70-е гг. в роли представителя интересов большинства Политбюро, не заинтересованного в новых кадровых перестановках, в изменении политической системы советского общества. Члены Политбюро теперь покидали свой пост только в случае смерти.

Основным направлением развития политической системы советского общества в статье 9 Конституции провозглашалось "дальнейшее развертывание социалистической демократии: все более широкое участие граждан в управлении делами государства и общества, совершенствование государственного аппарата, повышение активности общественных организаций, усиление народного контроля, укрепление правовой основы государственной и общественной жизни, расширение гласности, постоянный учет общественного мнения". Статья 5 Конституции вводила институт референдума. Число общественных организаций в 70-е гг. значительно увеличилось, как и их роль в советском обществе. В Советах всех уровней в начале 80-х гг. работало 2 млн 270 тыс. народных депутатов. Существовало около 250 тыс. комитетов народного контроля. При всей заформализованности деятельности этих организаций это был пусть и ограниченный, но опыт местного самоуправления, уступка правящих кругов возросшей общественной активности в начале 70-х гг.

С легкой руки М. С. Горбачева это двадцатилетие именуется периодом застоя. Руководители того времени предпочитали говорить о стабильности.

Для стабилизации ситуации в стране после реформаторского зуда конца 1950-х—начала 1960-х гг. важную роль сыграли решения пленумов ЦК КПСС в 1964-1965 гг. Были восстановлены единые органы управления. Были ликвидированы совнархозы и восстановлены министерства. Сократилось число централизованных показателей. Главными стали полученная прибыль и рентабельность предприятия. Сверхплановую прибыль разрешалось использовать на социальные нужды (строительство жилья, пионерских лагерей, премии и т. д.). Сельскому хозяйству простили долги. Продукция, полученная сверх плана, закупалась государством по повышенным ценам. В колхозах была введена ежемесячная гарантированная оплата труда, пенсии, появилась возможность получить паспорт и выехать в другую местность. В развитие сельского хозяйства государство стало вкладывать значительные средства: на механизацию (оснащение техникой), химизацию (удобрения) и мелиорацию (улучшение земель). Все эти в общем-то элементарные меры имели большой эффект: улучшилось снабжение населения, повысился материальный уровень многих семей. Экономические реформы связывали с деятельностью А. Н. Косыгина. Однако, как и во времена нэпа, самостоятельность, которую стали проявлять низовые руководители, показалась центральной и местной бюрократии чрезмерной и опасной. Под разными предлогами утвержденные планы передовых предприятий стали пересматриваться в сторону увеличения. Тех, кто внедрял передовую технику и укреплял производственную дисциплину, обвиняли в стремлении создать безработицу. У передовых колхозов сверхплановую продукцию стали забирать в порядке выполнения дополнительных «добровольных» обязательств, взятых в ходе социалистического соревнования. Хозяйственная реформа превратилась в фикцию. Новых реформ пришлось ждать до середины 1980-х гг.

Гос стой и конституция 1977 года

Новые причины принятия новой конституции:

-социально-экономические сдвиги и Основной закон, который их фиксирует -У советских людей должна быть идея, что общество развивается поступательно -Не совершенство конституции 1936 года и многие ее положения устарели Содержание Конституции:

1). идея о развитом социализме – пронизывала все основные сферы жизни. Развитой социализм – высшая стадия, длительный период, в котором социалистические отношения будут развиваться и совершенствоваться на своей основе. Государство и право развитого социализма.

2).Идея о народном государстве – до этого в 20-е г. отмирание государства при Сталине не принято говорить о государстве.

Попытки реального изучения структуры советского государства.

Но результаты этого исследования были полулегальными. Официально же – социальная однородность, нивелировались национальные различия, ведущая роль у России (РСФСР): экономический центр тяготения, будущее человека зависело от русского образования и знания русского языка. В СССР сформировалась новая историческая общность – советский народ.

Конституция 1977 г. ее принятие и содержание, обусловлены в некоторой степени влиянием запада – в Германии, Японии, Франции приняты конституции нового времени, где государство это социальный арбитр и надклассовый элемент, идеи правового государства, которые присутствуют и в Конституции 1977 г, но в видоизмененном виде

Конституция СССР 1977 г. В новой Конституции СССР было зафиксировано, что диктатура пролетариата выполнила свою задачу и Советское государство стало общенародным Конституция закрепила сложившуюся систему органов власти и управления. Высшим органом власти оставался Верховный Совет СССР, состоявший из двух палат: Совета Союза и Совета Национальностей. Полномочия его были увеличены с 4 до 5 лет. По сравнению с К. 1936 г в К. 1977 г. появились новые виды прав граждан: право на охрану здоровья и право на жилище. Конституция закрепила СССР как союзное федеративное государство. Признав свершившимся становление советской нации, последняя Конституция СССР подтвердила федератизм национально-государственных образований, отказавшись от перехода к территориальному федерализму.

 

Перестройка

Предпосылки перестройки. СССР в 1965-1985 гг. находился в состоянии благополучия, несмотря на многие неурядицы, которые в принципе могли быть устранены. Советский строй, выросший из крестьянского мироощущения, медленно отвечал на принципиально иные потребности растущего городского населения, особенно молодежи. Нарастал разрыв между новым социальным типом и строем жизни. В то же время назревали факторы нестабильности и общего ощущения неблагополучия, которые накладывались на неизбежный и общий адаптационный стресс, связанный с массовой урбанизацией - переходом к городскому образу жизни. И внутри страны, и в мире возникло предчувствие, что СССР проигрывает холодную войну. Взяв на себя, в отличие от западного общества, бремя организации почти всего хозяйства, Советское государство обязано было иметь аппарат, способный хорошо или по меньшей мере приемлемо координировать усилия всех подсистем экономики и распределения ресурсов. Производство стало недостаточно быстро отвечать на изменения как технологии, так и общественных потребностей.

Сама система государства стала терять целостность и неявно "распадаться" на множество подсистем, следующих не общим, а своим собственным критериям оптимизации. Наглядным выражением этого стала ведомственность. Ведомственность подрывала одну из главных основ советского строя, придававшую силу его экономике, - общенародный характер собственности и хозяйства. Складываясь в замкнутую административно-хозяйственную систему и обретая "чувство хозяина", ведомство неявно проводило денационализации) части хозяйства. В период "сталинизма" важную роль в нейтрализации ведомственности играла партия, которая следовала "общим" критериям и держала хозяйственных руководителей в жестких рамках. В 70-е гг. произошло соединение ведомственности с местничеством - сплочением руководителей госаппарата и хозяйства региона в конфликте интересов с центром и другими регионами. Образование региональных элит, включающих в себя и работников аппарата ведомств, и работников местных органов власти, породило новый тип политических субъектов - номенклатурные кланы. До "оттепели" Хрущева государство вело с местничеством постоянную и тщательную борьбу, доходя в сталинский период до жестоких репрессий. Но постепенно и номенклатура центральных органов включилась в процесс образования кланов. Началось неявное пока разделение страны. Государство становилось все менее советским.

Для объяснения обществу причин уже ощущаемого неблагополучия в массовое сознание внедрялся ряд мифов - как через официальную прессу, так и через "теневую" систему (самиздат, анекдоты, кухонные дискуссии). Все в более широких кругах населения СССР, прежде всего в кругах интеллигенции, нарастало отчуждение от государства и ощущение, что жизнь у строена неправильно. Тем самым государство лишалось своей второй опоры - согласия.

В 1987 г., когда программа переделки Советского государства вступила в решающую стадию революции. Высшее руководство КПСС видело задачу не в постепенном реформировании, а в изменении через слом. Выводы из перестройки:

- перестройка относится к категории "революций сверху". В них назревающий кризис легитимности государства, грозящий перераспределением власти и богатства, разрешается действиями правящей прослойки через государственный аппарат; - перестройка завершилась глубокими изменениями политической системы, общественно-экономического строя, национальных отношений, образа жизни и культуры всех граждан и народов СССР. Она привела к кардинальному изменению геополитической
структуры мира и породила мировые процессы, далекие от завершения. Т.о., по своим масштабам перестройка- явление всемирно-исторического значения; - перестройка была частью мирового конфликта - холодной войны. В ее развитии и использовании результатов зарубежные политически силы играли активную и важную роль. Завершение перестройки ликвидацией Варшавского договора и СЭВ, затем развалом СССР рассматривается на Западе как поражение СССР в холодной войне;

- движущей силой перестройки стал необычный союз следующих социокультурных групп: части партийно-государственной номенклатуры, стремящейся преодолеть назревающий кризис легитимности с сохранением своего положения (даже ценой смены идеологической маски); части интеллигенции, проникнутой либеральной и западнической утопией (ею двигали смутные идеалы свободы и демократии и образ "прилавки, полные продуктов"); криминальных слоев, связанных с "теневой" экономикой; - первый этап перестройки (до непосредственного демонтажа структур Советского государства) представлял собой "революцию в сознании" Это период получил название гласность. Гласность была большой программой по разрушению образов, символов и идей, скрепляющих "культурное ядро" советского общества и укреплявших гегемонию Советского государства

Особым видом идеологического воздействия стали "опросы общественного мнения". Насколько эффективным было давление на общественное сознание, говорит всесоюзный опрос 1989 г. "мнения об уровне питания". "Общественное мнение" было создано идеологами и прессой. Идеологическим стержнем перестройки был евроцентризм - идея существования единой мировой цивилизации, имеющей свою "правильную" столбовую дорогу. По этой дороге прошел Запад. Россия, особенно на советском этапе якобы отклонилась от этого пути. Из этого выводилась концепция "возврата в цивилизацию" и ориентации на "общечеловеческие ценности". Главным препятствием на этом пути виделось государство, а главной задачей - "разгосударствление".

Реформа органов гос власти

Каждый этап реорганизации государственной системы обосновывался в ходе перестройки разными идеологическими концепциями. Они становились все более радикальными и все более отходили от главных принципов советского жизнеустройства. Вначале (до января 1987 г.) был выдвинут лозунг "Больше социализма!", затем лозунг "Больше демократии!" - это был период культурной подготовки. С 1988 г. начинаются радикальные изменения всех подсистем государства с разными вариациями антисоветских и антисоюзных лозунгов.
Органы государственной власти. В 1988 г. через так называемую Конституционную реформу были изменены структура верховных органов власти и избирательная система. Был учрежден новый высший законодательный орган - Съезд народных депутатов СССР, который собирался один раз в год.

Верховный Совет СССР - постоянно действовавший законодательный и распорядительный орган, который избирался тайным голосованием народными депутатами СССР из их числа сроком на пять лет с ежегодным обновлением из состава, ВС СССР состоял из двух палат - Совета Союза и Совета Национальностей. Обе палаты ВС СССР создавали в качестве постоянных рабочих органов комиссии и комитеты.

В марте 1990 г. был принят Закон об учреждении поста Президента СССР и внесении изменений и дополнений в Конституцию СССР. Президент имел право объявить мобилизацию, состояние войны, военное или чрезвычайное положение в отдельных районах страны, ввести временное президентское правление. Президент СССР возглавлял Совет Федерации, в который входили вице-президент СССР и президенты республик. Президент СССР должен был избираться прямыми выборами, но в первый раз "в порядке исключения" он был избран народными депутатами СССР.

Изменения в местных органах государственной власти начались с эксперимента, проведенного во время выборов 1987 г. Был введен институт председателей Советов всех уровней и президиумов местных Советов, которые взяли на себя функции исполкомов. Работники исполкомов и руководящие партийные работники не могли быть избраны депутатами Советов - это должно было означать шаг к отстранению аппарата и партии от власти.

Изменения в политической системе. В 1988 г. появились первые массовые политические организации с антисоветскими и антисоюзными платформам "народные фронты" в республиках Прибалтики. Антисоветская оппозици оформилась как Межрегиональная депутатская группа, которые выдвигали 2 требования - отмена ст. 6 Конституции СССР (о "руководящей роли КПСС") и легализация забастовок.

Легализация забастовок дала мощное средство шантажа союзной власти и поддержки политических требований антисоветской оппозиции. В январе 1990 г. было создано радикальное движение "Демократическая Россия" ("демократы"), которое положило в основу своей идеологии антикоммунизм, а в области государственного строительства выдвигало идею сильной авторитарно-олигархической власти.

Вооруженные силы. Правоохранительные органы. Реорганизация этих институтов государства проходила в обстановке жесткой идеологической кампании против КГБ, МВД и армии. Большое разрушительное значение для армии имело утверждение приоритета демократических идеалов перед воинской дисциплиной.

Перестройка государственных органов управления. В рамках перехода к "экономическим методам управления" и полному хозрасчету предприятий было проведено радикальное изменение всей структуры управления. В 1987 г. был начат процесс слияния и разделения министерств, в котором невозможно усмотреть какую-либо единую систему ("министерская чехарда"). Фактически, начиная с 1986 г., центральный аппарат управления хозяйством был недееспособен.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; просмотров: 225; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.84.155 (0.014 с.)