Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Возникновение политической науки, её предмет и функции.

Поиск

Возникновение политической науки, её предмет и функции.

 

Причины возникновение политологии:

1_существенное усложнение международных отношений

2_появление в большинстве европейских стран политических партий

3_введение во многих странах избирательного права для мужчин независимо от социального положения

До конца 19 века государственные проблемы были делом узкого круга людей. В результате появления партий и того, что сфера политических интересов расширяется к избирательству допускаются все слои. Это существенно расширило круг тех, кто при желании мог участвовать в политике. Первая партия была создана в Германии рабочими. Далее партии возникали по социальному признаку. В России в том числе.

4_обострение отношений между двумя главными социальными группами: рабочими и буржуазией

Все это потребовало научного объяснения происходящего, множество профессионалов-политиков, возможность давать не только анализ, но и прогноз политических ситуаций и событий. В начале 20 века активно развивается академическая составляющая новой науки. Возникают кафедры политической науки, появляется сеть специализированных журналов, высшие учебные заведения начинают готовить профессионалов в области политики. Считается, что первая кафедра политологии возникла в США, в Чикагском университете. Кроме того, большинство политиков сразу смогло оценить возможности средств массовой информации в развитии политических отношений и сфера политической науки еще более расширяется. В США впервые были проведены пресс-конференции.

После Второй Мировой войны формирование академической политологии практически завершилось и на первый план выходит прикладная политология, основной функцией которой является обслуживание политической практики.

Существует множество определений политики:

1_Платон: «Политика это искусство жить вместе»

2_немецкий политолог и социолог Макс Вебер в начале 20 века дал следующее определение: «Политика означает стремление к участию во власти или к оказанию влияния на распределение власти»

3_в большинстве современных учебников: политика это совокупность отношений, складывающихся в результате целенаправленного взаимодействия групп по поводу завоевания, удержания и использования государственной власти в целях реализации своих общественно значимых интересов

Длительное время человечество жило без политической власти (первобытное время). Первыми политиками были князья, которые опирались на силу своей дружины, профессиональных воинов.

Политика возникает с появлением государства как особой системы властных отношений, призванной прежде всего согласовывать интересы разных социальных групп. Поэтому неслучайно частым является определение политики как регулятивной сферы с одной стороны и сферы конкуренции и конфликтов с другой стороны. Регулятивная функция политики — одна из самых важных.

 

Политическая власть.

 

Власть это центральный предмет политологии.

Власть это социальное взаимодействие, отличительной чертой которого является возможность одного человека или группы оказывать влияние на другого человека или группу, изменяя их поведение в соответствии со своими целями.

Американский политолог Раймон Саймон дал классическое определение власти: «А имеет власть над В, если А обуславливает поведение В».

Власть это всегда отношение между объектом и субъектом. Политическая власть это особый вид власти, так как она касается всех жителей государства. В реализации политической власти обычно выделяют два аспекта:

1_процесс принятия решений

2_процесс претворения в жизнь принятых политических решений

При этом следует иметь в виду, что претворение в жизнь принятых решений связано с выполнением ряда условий:

- политическое руководство должно последовательно добиваться выполнения принятых решений

- способность политического руководства к мобилизации необходимых материальных и человеческих ресурсов для реализации принятых решений

- обеспечить поддержку тех групп общества, которые могут содействовать выполнению принятых решений

- способность политического руководства нейтрализовать действия политических сил, которые выступают против принятых решений

Ресурсы власти это средства, использование которых обеспечивает влияние на объекты власти. Ресурсы власти:

1_экономические (деньги, природные ископаемые и т.д.)

2_социально-политические (численность населения, его структура, стабильность общества, участие населения в политике и т.д.)

3_морально-иделогические (общественные настроения, идеологии и т.д.)

4_информационно-культурные (пропаганда, образование и т.д.)

5_силовые (суд, армия, милиция, прокуратура и т.д.)

Власть материализуется в документах (законы, конституция, программы и т.д.), в символике и политических учреждениях. Как правило выделяют три уровня институтов власти:

I_политические лидеры, правительство и его центральные учреждения,

II_власть среднего и промежуточного звена (бюрократия самых разных рангов от областных до муниципальных — самая большая группа чиновников),

III_непосредственное политическое общение людей, самоуправление на местном уровне, политическая культура граждан.

 

3. Сущность и основные функции современных государств.

Существует несколько вариантов понимания того, что такое государство. В первом случае - это понимание государства как совокупности его граждан, сообщества людей. Данный взгляд весьма распространен. В этом смысле государство понимается как «страна», «народ», «граждане», «государственно-организованное общество». Именно в этом аспекте мы понимаем его, когда говорим, например, о «государствах - членах ООН».

Во втором случае государство понимается как целостность определенных внутри общественных связей и их форм. В этом аспекте оно может характеризоваться через термины «правительство», «администрация».

Наконец, в узком смысле государство понимается как система органов и формально-правовых принципов, определяющих их функционирование. То есть речь идет не обо всем обществе, а лишь об одном его институте, который официально осуществляет управление общественными делами. В таком понимании государство - это специальный общественный аппарат, профессионально выполняющий функции управления обществом.

Все эти понимания широко применяются в различных контекстах в зависимости от юридического, политологического, социологического или иных подходов. В политологии наиболее часто используется понятие государства как определенного политического института той или иной политической системы общества.

Таким образом, под сущностью государства можно понять объединение общих интересов всех разнородных слоев для сохранения и развития общества.

Государство характеризуется следующими общими (фундаментальны-ми) признаками:

 

1. Единой территорией, очерченной государственными границами, признаваемыми другими странами.

2. Единой системой управления территорией, включающей разветвленный аппарат государственных чиновников и покоящейся на принципе разделения властей.

3. Единой системой законов, зафиксированной в Конституции, соблюдаемой всеми гражданами на всей территории.

4. Монополией на легальное применение силы или физического принуждения, опирающейся на армию, полицию, службу безопасности, суд, прокуратуру.

5. Правом на взимание налогов, которые идут на содержание многочисленных служащих и финансирование государственной политики: оборонной, экономической, социальной.

6. Обязательностью членства в государстве - гражданством. В отличие от партии или профсоюза, где пребывание добровольное, гражданство человек получает с момента рождения.

7. Представительством от имени общества в международных организациях и событиях.

8. Суверенитетом (нем. souveranitat, франц. souverainete — верховная власть), т. е. верховной властью над определенной территорией. В обществе много видов власти, но самая главная должна быть сосредоточена в руках государства, решения которого обязательны для всех граждан. Лишь ему принадлежит право на издание всех законов.

Чем должно заниматься государство в повседневной жизни? На этот вопрос отвечают функции государства. Они подразделяются на внутренние и внешние.

К внутренним функциям государства относятся: защита существующего способа производства, экономической и социальной системы; подавление классовых противников (в обществах, разделенных на классы с противоположными интересами); управление экономикой (в странах социализма) либо регулирование хозяйственной деятельности (в капиталистических странах); охрана общественного порядка и поддержание дисциплины; регулирование социальных отношений; культурно-воспитательная, идеологическая деятельность и т. п.

Внешние функции государства составляют: защита интересов данного государства в его взаимоотношениях с другими государствами на международной арене, обеспечение обороны страны либо военной и политической экспансии в отношении других государств; развитие нормальных отношений с другими государствами, развитие взаимовыгодного сотрудничества на основе принципов мирного сосуществования.

 

Народовластие

Статья 3 Конституции Российской Федерации гласит, что носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является её многонациональный народ. Народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления. Никто не может присваивать власть в Российской Федерации. Захват власти или присвоение властных полномочий преследуются по федеральному закону.

Федерализм

Однако ни демократия, ни федерализм в таком понимании духа Конституции не присутствуют. Суверенитет, целостность, единая система государственной власти и централизация управления, как известно, характерны для унитарного государства. Федерацию же отличают, как минимум, возможность ее субъектов самостоятельно, без какого-либо вмешательства центральной власти образовывать (формировать) собственные органы государственной власти и наличие взаимного разграничения предметов ведения и полномочий. Все это есть в российской Конституции и даже в аргументации Постановления Конституционного Суда, но ровно никакого влияния не оказывает на его выводы, абсолютно им противореча. Да и трудно представить, чтобы рассматриваемый механизм назначения губернаторов хоть сколько-нибудь соответствовал принципам федерализма. Если те же самые нормы Конституции, на которые ссылается Конституционный Суд, читать по-другому, то никакой единой, в смысле унитарной, системы государственной власти там не обнаружится. На самом деле речь идет о двух системах государственной власти - системе федеральных органов и системе органов государственной власти субъектов Российской Федерации, каждая из которых имеет собственные полномочия.

—Особое мнение судьи Конституционного Суда Российской Федерации Анатолия Леонидовича Кононова, Постановление Конституционного Суда РФ от 21.12.2005 года N 13-П [1]

Социальное государство

Согласно ст. 7 Конституции Российская Федерация — социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

Светское государство

В ст. 14 Россия обозначена как светское государство, то есть никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной, а религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом.

Политический плюрализм

Статьёй 13 Конституции установлено, что в России признаются политическое многообразие, многопартийность. Никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. Запрещается создание и деятельность общественных объединений, цели или действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации, подрыв безопасности государства, создание вооружённых формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни.

Форма правления

Согласно части первой статьи первой Конституции Российской Федерации 1993 года:

Российская Федерация — Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления.

По конституции баланс исполнительной и законодательной властей выстроен так, что Россия однозначно определяется как cмешанная республика (также такую форму правления можно обозначить как президентско-парламентскую, полупарламентскую или полупрезидентскую республику. По мнению председателя Конституционного суда РФ В. Д. Зорькина Россию более точно называть смешанной президентско-парламентской республикой[2].

Государственная власть

Статья 10 Конституции устанавливает, что государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны. Тем самым конституционно закреплено признание теории разделения властей.

В статье 11 Конституции России в качестве субъектов осуществления государственной власти указаны:

Президент Российской Федерации,

Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума),

Правительство Российской Федерации,

Суды Российской Федерации.

Отдельно подчёркивается, что государственную власть в субъектах Российской Федерации осуществляют образуемые ими органы государственной власти. Причём, разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации осуществляется Конституцией России, Федеративным и иными договорами о разграничении предметов ведения и полномочий.

Согласно ст. 12 органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти. Однако, они в пределах своих полномочий самостоятельны, а в Российской Федерации признаётся и гарантируется местное самоуправление.

Глава государства

Главой российского государства является Президент Российской Федерации (ст. 80 Конституции).

В 1991-1993 годах существовал пост вице-президента, но указом Президента, а затем Конституцией 1993 года, он был упразднён.

Президент Российской Федерации является гарантом Конституции Российской Федерации, прав и свобод человека и гражданина. В установленном Конституцией Российской Федерации порядке он принимает меры по охране суверенитета Российской Федерации, её независимости и государственной целостности, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти. В соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральными законами он определяет основные направления внутренней и внешней политики государства. Как глава государства он представляет Российскую Федерацию внутри страны и в международных отношениях.

Президент избирается на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Одно и то же лицо не может занимать должность Президента более двух сроков подряд.

Изначально (в 1991) Президент России избирался на 5 лет. В Конституции РФ 1993 года срок полномочий Президента был сокращён до 4 лет. Однако согласно п.3 Заключительных и переходных положений Конституции Президент осуществлял полномочия до истечения срока, на который он был избран. После поправок к Конституции, вступивших в силу 31 декабря 2008 года со следующих выборов он будет избираться на шестилетний срок полномочий[3].

Законодательная власть

Федеральное Собрание

Законодательным и представительным органом государственной власти (парламентом) Российской Федерации является Федеральное Собрание Российской Федерации (ст. 94 Конституции РФ). Оно является постоянно действующим органом (ст. 99 Конституции РФ).

Федеральное Собрание состоит из двух палат: верхняя палата — Совет Федерации (полное именование — Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации) и нижняя палата — Государственная Дума (полное именование — Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации). Совет Федерации и Государственная Дума заседают раздельно, но могут собираться совместно для заслушивания посланий Президента Российской Федерации, посланий Конституционного Суда Российской Федерации, выступлений руководителей иностранных государств.

Полномочия палат российского парламента описаны в ст.ст. 94-109 Конституции России 1993 года.

Порядок формирования Совета Федерации и порядок выборов депутатов Государственной Думы устанавливаются федеральными законами. С момента принятия конституции он неоднократно менялся.

Вопросы законодательства

Федеральные законы принимаются Государственной Думой, одобряются Советом Федерации и подписываются Президентом. Государственная Дума может преодолеть вето Совета Федерации, повторно приняв закон двумя третями голосов. Вето президента может быть преодолено, только если закон повторно принят и Советом Федерации, и Думой, большинством в 2/3 голосов от общего числа членов обеих палат.

Федеральный конституционный закон считается принятым, если он одобрен большинством не менее трёх четвертей голосов от общего числа членов Совета Федерации и не менее двух третей голосов от общего числа депутатов Государственной Думы. Принятый федеральный конституционный закон в течение четырнадцати дней подлежит подписанию Президентом Российской Федерации и обнародованию.

Исполнительная власть

Исполнительную власть осуществляет Правительство Российской Федерации. Председатель Правительства назначается Президентом с согласия Государственной Думы. В случае трёхкратного отклонения Государственной Думой кандидатуры Председателя Правительства либо в случае вынесения Думой вотума недоверия Правительству Президент вправе распустить Государственную Думу. В состав Правительства входят, помимо Председателя, его заместители («вице-премьеры») и федеральные министры. Правительство возглавляет систему федеральных органов исполнительной власти: министерств, федеральных служб и федеральных агентств.

Судебная власть

Высшими судебными органами в России являются Конституционный Суд, Верховный Суд и Высший Арбитражный Суд. Судьи этих трех высших судов назначаются Советом Федерации по представлению Президента. Верховный Суд стоит во главе системы судов общей юрисдикции, Высший Арбитражный Суд — во главе системы арбитражных судов. Высшие и подведомственные им суды составляют систему федеральных судов. В субъектах Федерации имеются свои конституционные или уставные суды, не входящие в федеральную систему. Недавно введенные мировые судьи также не считаются федеральными судьями.

В главе Конституции о судебной власти упоминается также Прокуратура Российской Федерации. Однако Прокуратура не входит в судебную систему и является независимой от всех ветвей власти. Систему Прокуратуры возглавляет Генеральная прокуратура Российской Федерации во главе с Генеральным прокурором. Он назначается на должность Советом Федерации по представлению Президента.

Местное самоуправление

Глава 8 Конституции определяет, что местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью. Оно осуществляется гражданами путем референдума, выборов, других форм прямого волеизъявления, через выборные и другие органы местного самоуправления (ст. 130).

Органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения. Они могут наделяться законом отдельными государственными полномочиями с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств. В таком случае, реализация переданных полномочий подконтрольна государству (ст. 132 Конституции России).

 

Политические режимы.

Полити́ческий (госуда́рственный) режи́м — способ функционирования государственной власти. Политический режим характеризуется методами осуществления политической власти, степенью политической свободы в обществе, открытостью или закрытостью элит с точки зрения социальной мобильности, фактическим состоянием правового статуса личности.

Политический режим — это совокупность средств и методов, с помощью которых господствующие элиты осуществляют экономическую, политическую и идеологическую власть в стране; это сочетание партийной системы, способов голосования и принципов принятия решений, образующих конкретный политический порядок данной страны на определённый период.

Демократический режим

Демократия — политический режим, при котором единственным источником власти признаётся народ, власть осуществляется по воле и в интересах народа. Демократические режимы складываются в правовых государствах. Один из принципов демократического политического режима — «разрешено все, кроме того, что запрещено законом»[источник не указан 253 дня], который, однако, не может идти в разрез с естественными правами человека. Выделяют следующие типы демократии.

· Имитационная демократия

· Либеральная демократия

· Представительная демократия

· Прямая демократия

· Протективная демократия

· Развивающая демократия

· Модель отмирания государства

· Соревновательный элитаризм

· Плюралистическая демократия

· Легальная демократия

· Партиципаторная демократия

Авторитарный режим

Авторитаризм (от лат. auctoritas — власть, влияние) — характеристика особых типов недемократических режимов, основанных на неограниченной власти одного лица или группы лиц при сохранении некоторых экономических, гражданских, духовных свобод для граждан. Термин «авторитаризм» был введён в научное обращение теоретиками Франкфуртской школы неомарксизма и означал определенный набор социальных характеристик, присущих как политической культуре, так и массовому сознанию в целом. Выделяют 2 определения авторитаризма

авторитаризм, как социально-политическая система, основанная на подчинении личности государству или его лидерам.

авторитаризм, как социальная установка или черта личности, характеризующаяся уверенностью в том, что в обществе должна существовать строгая и безусловная преданность, беспрекословное подчинение людей авторитетам и властям.

Политический режим, соответствующий принципам авторитарности, означает отсутствие подлинной демократии как в отношении свободного проведения выборов, так и в вопросах управления государственными структурами. Часто сочетается с диктатурой отдельной личности, которая проявляется в той или иной степени.

Деспотический режим

Деспотизм характеризуется полным бесправием подданных, жестоким подавлением любого возмущения, он характерен для абсолютной монархии[источник не указан 600 дней]. Деспотизм является традиционным именем крайнего авторитаризма в неограниченных, абсолютных монархиях[источник не указан 600 дней].

Тоталитарный режим

Тоталитаризм означает, что государство вмешивается во все сферы жизни человека и общества. Тоталитаризм основывается на официальной религии или на официальной идеологии, характеризуется крайним центризмом, волюнтаризмом, культом личности правящего вождя. Опирается только на политическую силу (чаще всего — военную), оппозиция не допускается или преследуется, насилие носит характер террора, зачастую допускается геноцид.

Тоталитаризм (от латинского totalis — весь, целый, полный) — это режим полного контроля со стороны государства над всеми сферами жизни общества и каждым человеком посредством прямого вооруженного подписания. Власть на всех уровнях формируется закрыто, как правило, одним человеком или узкой группой лиц из правящей элиты. Тоталитаризм представляет собой специфически новую форму диктатуры, возникшую в ХХ веке. Тоталитаризм представляет собой принципиально новый тип диктатуры благодаря особой роли государства и идеологии.

Анархия

Анархию можно определить как отсутствие политического режима, безвластие. Такое состояние возможно, как правило, в течение непродолжительного периода времени, при упадке государства и катастрофическом снижении роли государственной власти или противостоянии политических сил, претендующих на её осуществление, такое состояние характерно для периода больших потрясений (революций, гражданских войн, оккупации). Также анархия представляется как форма общественного устройства, но не как некое промежуточное состояние в момент перехода от одного политического режима к иному.

Другие виды политических режимов

Часто выделяются[источник не указан 591 день] и другие политические режимы:

Тирания, Султанизм, Посттоталитаризм, Феодализм, Плутократия, Диктатура, Военная диктатура, Клептократия, Корпоратократия, Меритократия, Олигархия, Охлократия, Фашизм, Диктократия, Демократура, Диктабланда

 

Политическое лидерство

Полити́ческое ли́дерство — процесс взаимодействия между людьми, в которого наделённые реальной властью авторитетные люди осуществляют легитимное влияние на общество (или его часть), которое отдаёт им часть своих политико-влаственных полномочий и прав.

Виды:

· традиционное (основано на традиции, которое предполагает веру подчинённых в то, что власть законная, поскольку существовали всегда),

· рационально-легальное (предусматривает наличие лидеров, избранных демократическим путём),

· харизматическое (основано на вере масс в особенный дар благодати, феноменальные качества к управлению отдельных лидеров).

Виды лидеров за прочими классификациями: правящий и оппозиционный; революционеры, консерваторы и реформаторы; формальные и неформальные; кризисные и рутинные; большие и малые; пролетарские, буржуазные, мелкобуржуазные; общенациональные и региональные.

Лидерство - это не новый стиль руководства, а способ организации власти в, гражданском обществе с развитым политическим сознанием всех или большинства его социальных слоев. Такое общество возникло сравнительно недавно либо еще только складывается, и то пока не везде. Но это перспектива и необходимость истории и политики. Члены гражданского общества - мыслящие участники политической жизни, поэтому они имеют возможность сознательно выбирать себе лидера. Поведение же лидера должно убеждать их в том, что его действия правильны и выгодны, а не продиктованы своекорыстием или властолюбием. Общество со своей стороны не может манипулировать лидером. Социальное и политическое партнерство, взаимопонимание лидера и его приверженцев - основа новой современной политики.

 

Итак, лидерство - одно из проявлений власти, отличительное свойство политической деятельности, право выдвигать руководителя, который ее осуществляет. Это явление присуще и другим видам деятельности - производству вещей и идей, науке, спорту и т. д.

Обязательное условие лидерства - обладание властью в конкретных формальных или неформальных организациях самых разных уровней и масштаба - от государства и даже группы государств до правительственных учреждений, местного самоуправления или народных и общественных групп и движений. Формализованная власть лидера закрепляется законом. Но во всех случаях лидер имеет социальную и психологическую, эмоциональную опору в обществе или в коллективах людей, которые за ним следуют.

Лидерство - это отношения учителя и ученика. Лидер передает своему окружению знания, моральные ценности. Личные достоинства лидера - образец для подражания, предмет уважения. Поэтому нравственный облик лидера привлекает внимание и играет немалую роль в его успехе или неудачах. В информационном обществе все труднее скрыть дефекты личности лидера и, наоборот, легче показать его достоинства.

 

Типы избирательных систем

Существует два основных типа избирательной системы:

· Мажоритарная

· Пропорциональная

Мажоритарная система (от лат. Major – «больший») означает, что при определении результатов выборов в расчет принимаются только голоса, поданные за кандидата, получившего большинство голосов. Сами выборы проводятся в один или два тура. При выборах в один тур избранным считается кандидат, за которого проголдосовало в данном округе больше избирателей, чем за любого соперника в отдельности. Так избираются, например, депутаты палаты общин британского парламента. При выборах в два тура для победы необходимо абсолютное большинство голосов: вначале состязаются все выдвинутые кандидаты, и если никто не набрал 50%+1 голос, то во втором туре выбирают одного из двух кандидатов, получивших наибольшее число голосов. Так избирается Национальное собрание Франции.

Недостаток мажоритарной системы заключается в том, что голоса, поданные за потерпевших поражение кандидатов (независимо от того, насколько высок их результат), как бы пропадают. На выборах в Великобритании 1974 г. Так пропали 51,3% голосов.

Устранить этот недостаток призвана пропорциональная избирательная система. Здесь голосование проводится по партийным спискам, причем каждая партия получает количество мест пропорционально числу поданных за нее голосов. Однако, и у пропорциональной системы имеются минусы. Во-первых, избиратели голосуют не за отдельных кандидатов, а за политические партии. Таким образом, именно партии, формирующие свои списки, определяют конкретных кандидатов. Избиратели же часто их не знают. Во-вторых, в парламент может попасть множество партий, что затрудняет формирование четкого парламентского большинства и соответственно нарушает управляемость системы. Поэтому вводится избирательная квота – нижняя граница количества голосов, которые должен получить партийный список, для того, чтобы попасть в парламент: например, в ФРГ – 5% (так называемая усиленная пропорциональная система). Партии, собравшие большинство голосов, получают «надбавки» к пропорционально распределяемому количеству мест за счет остальных партий.

Во многих странах (в том числе в Италии и России) существует смешанная избирательная система: когда часть парламента избирается по мажоритарной, а часть – по пропорциональной системе. (Германия, до 2007 г. – Россия)

 

Партийные системы

 

В своем функционировании в рамках политической системы в зависимости от характера и числа партий, все партии данной страны складываются в так называемую – партийную систему.

Принято выделять:

1) Однопартийные системы

2) Двухпартийные

3) Многопартийные

1е считаются анахронизмом и распространены меньше других (Китай, Северная Корея, Куба, Вьетнам). Происходит сращивание партийных и государственных органов. Прежде всего – партии и исполнительной власти.

Многое зависит от тех требований, которые предъявляются к партии для того, чтобы они считались партиями общественного масштаба. Одни из самых жестких требований – в РФ.

Партия должна отвечать следующим требованиям:

1) Состав – не менее 50000 человек

2) Должна иметь региональные отделения более, чем в половине субъектов РФ

3) Более или в половине субъектов РФ должна иметь региональные отделения численностью не менее 500 человек

2я. Действует в странах, где несколько партий (ок.20). Однако, только у 2х партий есть реальная возможность выиграть на парламентских выборах и прийти к власти.

2 самые влиятельные партии сменяют друг друга у власти (в классическом виде представлено в США – демократы и республиканцы). В некоторых странах действует модифицированная 2хпартийная система (2+1, 2,5) – такая система сложилась в Германии – XDC | XCC, СДПГ. Партия свободных демократов – роль маятника. Примерно такая же система существует и в Великобритании.

Аналитики отмечают, что у подобной системы есть явные плюсы:

1) Удобство выбора для избирателей

2) Система способствует постепенному смягчению идеологических конфликтов между партиями и переходу их на более умеренные позиции

3) Позволяет приблизиться к идеалу «ответственного правления»: одна – у власти, другая – в оппозиции.

Если избиратели недовольны работой правительства, они голосуют за оппозиционную партию на выборах в парламент.

3я. Многопартийная система действует, где в стране несколько достаточно крупных и влиятельных партий, каждая из которых набирает значительное число голосов на выборах в парламент. (Италия, Финляндия, Греция).

При такой системе в парламенте может быть до 10 партий. Их было бы еще больше, если не устанавливался так называемый «избирательный порог/барьер». Как правило, он составляет 5%. В РФ до выборов 2007г. Был 5% - сейчас – 7%

При многопартийной системе, партии на выборах часто объединяются в избирательные блоки. В РФ такие блоки можно было создавать до 2007г. По новому закону это запрещено.

Основные направления реформы политической системы (по материалам Посланий президента РФ Д.А.Медведева Федеральному собранию 2008 - 2010 гг.)

Инициатива президента Как было Как стало
Продление сроков полномочий президента и парламента (поправки в Конституцию вступили в силу)   Ежегодный отчет правительства перед парламентом (поправки в Конституцию и в закон "О правительстве" вступили в силу)   Изменение порядка назначения на пост главы субъекта федерации (подписан президентом)   Изменение принципа формирования Совета федерации (вступит в силу с 1 января 2011 г.)   Расширение контрольных функций депутатов местного самоуправления (принят Госдумой)   Отмена денежного залога на выборах всех уровней (подписан президентом)   Поэтапное снижение числа подписей, необходимого для регистрации партии на выборах в Госдуму (принят в 1-м чтении) Дать парламентскую трибуну малым партиям (принят Госдумой)   Равенство парламентских партий при освещении их работы в СМИ (отдельный закон принят Госдумой) Поэтапное снижение минимальной численности партий (принят Госдумой)   Ротация партийного руководства (принят Госдумой) Привлечение к законотворческому процессу Общественной палаты (Госдума внесла изменения в свой регламент) Срок полномочий Госдумы и президента России составлял 4 года     Правительство не должно отчитываться перед парламентом о своей работе     Кандидатуры на пост губернатора президенту предлагает его полпред   Для кандидатов в сенаторы действует "ценз оседлости" - он должен как минимум 10 лет проживать на территории региона, от которого выдвигается Уволить избранного мэра сложно. Снять его можно либо по итогам референдума, либо после возбуждения уголовного дела Для участия в выборах кандидаты и партии вместо подписей могли внести залог   Для участия в парламентских выборах партии необходимо представить в Центризбирком 200 тыс. подписей Партия остается ни с чем, если за нее проголосовало менее 7% избирателей   Гарантии на доступ к СМИ парламентских партий никак не отрегулированы Для официальной регистрации новой партии в Минюсте требуется 50 тыс. членов партии     Срок пребывания руководителя партии на е<


Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 523; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.66.104 (0.016 с.)