Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Политология как наука: определение, объект и предмет, функции, методы.↑ Стр 1 из 2Следующая ⇒ Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Политология как наука: определение, объект и предмет, функции, методы. Объектом изучения политологии является политика. Термин «политика» имеет множество определений. В переводе с греческого politika означает государственные или общественные дела, «искусство управления государством». Политология – наука о политике (происходит от politika + logos – учение, наука). Предметом изучения политологии являются закономерности возникновения, функционирования, изменения политической власти. Методы политологии: 1)общие методы полит. Наук: соц.психологический, исторический, социологический, нормативно- ценностный, структурно- функциональный. 2)общенаучные(общелогические): анализ и синтез, индукция и дедукция, моделирование, сочетание историч. и логического. 3) эмпирические: статистические, метод анкетирования, теория игр, контент- анализ.
Функции: -гносиологическая(позновательная) -Аксиологическая(оценочная) -Функция политической социализации(включение человека в полиитическую реальность) -Регулятивная(регулирует поведение людей) -Прогнозтическая -Функция улучшения политической жизни(рационализации)(база реформ)
Власть и властные отношения. Сфера отношений между субъектами политики (социальными группами, нациями, партиями, общественными движениями, политическими лидерами), целью которых является завоевание, удержание и использование власти называется внутренней политикой. Внутренняя политика реализуется властными государственными структурами. Власть всегда отражает некоторое отношение между субъектом и объектом. Это отношение в быть определено как способность субъекта оказывать воздействие на объект. власть - это возможность влияния на некоторые социальные объекты. В структуру власти входят следующие компоненты: субъект, объект, ресурсы, процесс и социальные нормы, санкционирующие отношения властвования. Субъект и объект – непосредственные носители, агенты власти. Субъект воплощает активное, направляющее начало власти. Им может быть отдельный человек, организация, общность, международное сообщество. Главным качеством субъекта власти является воля к власти. Однако для большинства людей власть сама по себе не является ценностью. В то же время в каждом обществе есть 5-7% людей, для которых власть является самоцелью. Объект власти воплощает относительно пассивное начало во властных отношениях. Главным качеством объекта власти является способность к подчинению. Границы отношения объекта к субъекту властвования простираются от ожесточенного сопротивления до добровольного подчинения. Власть невозможна без подчинения объекта. Осознание зависимости власти от покорности населения нашло практическое выражение в акциях гражданского неповиновения, широко используемых в авторитарных режимах как средство ненасильственной борьбы. Источники и мотивация подчинения могут быть самыми разнообразными: страх, привычка, интерес, убеждение, авторитет, идентификация подчиненного с руководителем и др. Все эти мотивы существенно влияют на силу власти. Политическая власть означает возможность и способность субъекта проводить свою волю в политике, выраженную в принятии. Можно сказать, что суть политики составляет наличие потенциальной власти. Как правило, в политической власти присутствуют в той или иной мере все ее источники. Политическая власть характеризуется следующими признаками: 1) способность и возможность влиять на большие социальные группы и общество в целом; 2) публичность, то есть всеобщность и безличность, выражающаяся в том, что она выступает от имени больших социальных групп; 3) многообразие используемых ресурсов.
3. Политическая система общества или политическая организация общества — организованная на единой нормативно-ценностной основе совокупность взаимодействий (отношений) политических субъектов, связанных с осуществлением власти (правительством) и управлениемобществом. Данное понятие объединяет разнообразные действия и взаимоотношения властвующих групп и подвластных, управляющих и управляемых, господствующих и подчинённых, теоретически обобщает деятельность и взаимосвязи организованных форм властеотношений — государственных и иных институтов и учреждений, а также идеологических и политических ценностей и норм, регулирующих политическую жизнь членов данного общества. Понятие «политическая система» обозначает характерные для определённого общества структуры политической деятельности и отношений и типы политического процесса.
Основные формы политических систем · Демократия · Теократия · Тоталитаризм · Авторитаризм
Структура политической системы Структура политической системы означает, из каких элементов она состоит, как они между собой взаимосвязаны. Выделяют следующие компоненты политической системы: · организационный (институциональный) компонент — политическая организация общества, включающая в себя государство, политические партии и движения, общественные организации и объединения, трудовые коллективы, группы давления, профсоюзы, церковь, средства массовой информации. · культурный компонент — политическое сознание, характеризующее психологические и идеологические стороны политической власти и политической системы (политическая культура, политические идеи/идеологии). · нормативный компонент — социально-политические и правовые нормы, регулирующие политическую жизнь общества и процесс осуществления политической власти, традиции и обычаи, моральные нормы. · коммуникативный компонент — информационные связи и политические отношения, складывающиеся между элементами системы по поводу политической власти, а также между политической системой и обществом. · функциональный компонент — политическая практика, состоящая из форм и направлений политической деятельности; методы осуществления власти. Структура — важнейшее свойство системы, поскольку указывает на способ организации и соотношение её элементов.
Объект и предмет теории международных отношений. В качестве субъектов международных отношений выступают: · народы; · государства; · межгосударственные объединения (Союз независимых государств-СНГ; ЕС – Европейский Союз, ОПЕК – Организация стран-экспортеров нефти и др.); · всемирные (Организация Объединенных Наций) и региональные (Африканский Союз, Лига арабских государств) политические межправительственные организации; · международные неправительственные организации: Гринпис; Международная амнистия; Международная федерация по правам человека; Экуменический совет церквей; Международный Красный Крест. · Объектом исследования теории международных отношений выступает мировая политика. Международные отношения – это совокупность политических, экономических, идеологических, правовых и других связей, отношений между государствами и системами государств, между основными социальными, экономическими, политическими силами, организациями, общественными движениями, действующими на мировой арене, т.е. между народами в самом широком смысле этого слова. · Содержание предмета теории международных отношений раскрывается через изучение закономерностей борьбы за власть и влияние в мире. Стержнем этой борьбы выступают национальные интересы. Проблема закономерностей развития современных международных отношений находится в стадии разработки и обсуждения.
Геополитический дуализм. Термин «геополитика» ввел в научный оборот шведский профессор Рудольф Челлен (1864-1922 гг.). По его определению геополитика – наука о государстве как географическом организме, воплощенном в пространстве. В разные периоды истории отдельные государства выступают центрами влияния в международных отношениях (Германия, США, СССР). Современные ученые определяют геополитику как науку о власти, которая дает рекомендации при принятии решений о заключении межгосударственных союзов, начале войн, проведении реформ и структурной перестройки общества, применении экономических и политических санкций. Главный закон геополитики утверждает дуализм (двойственность), отраженный в исторической типологии цивилизаций. Дуализм выражается в противопоставлении «сухопутного могущества» (теллурократии) и «морского могущества» (талассократии). В античную эпоху противоречие выражалось в конкуренции торговой цивилизации (Карфаген, Афины) и военно-авторитарной (Рим, Спарта), между «демократией» и «идеократией». «Сухопутное могущество» связано с фиксированным пространством и устойчивостью его характеристик. · оседлость, консерватизм (неприятие ценностей, медленная адаптация к новым условиям); · строгие юридические нормативы, которым подчиняются народы и государства; · твердость этики – устойчивость социальных традиций; · коллективизм; · иерархичность. В экономике государств цивилизации суши преобладает административная модель развития; политическая система является тоталитарной или авторитарной. Цивилизации моря характерны такие черты, как: · динамичность; · склонность к торговле и предпринимательству; · индивидуализм; · подвижность этических и юридических норм. В основе экономического развития государств морской цивилизации -–свободные рыночные отношения; тип политической системы – демократический. Зона влияния «сухопутного могущества» отождествляется с внутриконтинентальной территорией Северо-восточной Евразии. «Морское могущество» распространяется на береговые зоны евразийского материка, средиземноморский ареал, Атлантический океан и моря, омывающие Евразию с Юга и Запада. Центром влияния талассократии стал англо-саксонский мир, а с середины XX века – США. В годы холодной войны (1946-1990 гг.) геополитический дуализм принял четко выраженные идеологические и политические формы. Противостояли друг другу две глобальные цивилизации с соответствовавшими им идеологиями – марксизмом и либерализмом, и политическими системами – социализмом и капитализмом. Эта борьба привела к разделу всей планеты на зоны влияния талассократии (США, НАТО, Запад) и теллурократии (СССР, ОВД, Восток). До окончания холодной войны Восток и Запад имели целью пространственную и силовую экспансию. В геополитике закономерна борьба талассократии и теллурократии за сферы влияния, но результат этой борьбы не предопределен. Поэтому ученые допускают несколько вариантов мирового развития. Остановимся на основных: I. Победа морского могущества полностью отменяет цивилизацию Суши. На планете устанавливается однородный либерально-демократический порядок. Такой исход развития может быть завершением однонаправленного течения геополитического процесса – от полного господства Суши (традиционный мир, Восток) к полному господству Моря (современный мир, Запад II. Поражение цивилизации Суши оказывается временным. Континентальная Евразия возвращается к своей исторической (геополитической) миссии в новых условиях. На глобальном уровне восстанавливается биполярность (двухполюсность), поддерживается баланс сил между «могуществом суши» и «могуществом моря», Востоком и Западом. III. Побеждает цивилизация Суши (Восток) и переносит свою модель общественно-политического устройства на всю планету. Нация и государство. Важное значение в раскрытии темы занимает вопрос о соотношении понятий «нация» и «государство». Ученые по-разному трактуют содержание понятия нация. Представители психологической школы считают, что нация – это совокупность людей, общностью судьбы сплоченных в общность характера; культурный союз. Сторонники этнологической концепции определяющими называют этнические признаки: оригинальный стереотип поведения, особенности самосознания. Эти теории получили распространение на Западе. В последнее время произошло разделение ученых на 2 группы: сторонников определения нации как социально-этнической общности и исследователей нации как этно-социальной общности. В первом случае акцент делается на социальном в нации, во втором – на этническом. С точки зрения диалектики, нация есть единство социального в этническом и этнического в социальном. Нация – исторически сложившаяся социально-этническая общность, которой свойственны следующие черты: · общность территории проживания; · общность экономической деятельности (определяется одними ресурсами, формирующими сходный тип хозяйственной деятельности); · культурное единство (общность языка, религии, социальных норм поведения); · общий исторический опыт. Есть нации, представители которых говорят на разных языках (Швейцария), исповедуют разные религии (Китай), принадлежат к разным культурам (Индия). Главная черта нации – общность национального самосознания, ощущение единства исторической судьбы. Обычно различают развитые «старые» нации, история существования которых насчитывает сотни лет, и молодые нации, зародившиеся в XX веке. Характерная особенность молодых наций – полиэтничность, вхождение в их состав многих развитых этнокультурных общностей, которые нередко проживают в разных государствах. Общенациональная сплоченность зависит от правильности политики национальной элиты, ее стойкости в защите национального суверенитета и интеграции нации в международные отношения.
Образование современных государств и формирование новых наций. Процесс формирования молодых наций идет во многих странах мира, прежде всего в государствах Азии, Африки, Латинской Америки, современная эпоха вносит в него своеобразие. Если Европа развивалась от формирования наций к созданию национальных государств, то в освободившихся от колониальной зависимости странах процесс образования наций идет «наоборот» – от возникновения государств к зарождению наций. Государство (в широком смысле) – универсальная форма политической организации общества. Государство (в узком смысле) - основной институт политической системы.
В XV веке в мире существовало 5-6 государств; в 1900 г. – 30; в 1945 г. членами ООН были 60 государств; в 1990 г. – 160; в 1992 г. – 175; в 1996 г. – 185 государств. В настоящее время в мире около 200 государств. Основные структурные элементы государства: · законодательные учреждения; · исполнительно-распорядительные органы; · судебная система; · надзорно-контрольные инстанции; · органы охраны общественного порядка; · органы государственной безопасности; · вооруженные силы. Функции государства подразделяются на внутренние и внешние. Внутренние функции современного государства: · поддержание порядка и безопасности; · создание условий для социально-экономического развития общества (обеспечение занятости населения, распределение благ и услуг, забота об удовлетворении основных потребностей граждан); · охрана природы. Внешние функции государства: · участие в решении глобальных проблем современности; · обеспечение национальной безопасности; · отстаивание государственных интересов в международных делах; · развитие взаимовыгодного сотрудничества с другими странами. Исторические формы государства: · мировые империи; · города-государства; · европейские монархии; · национальные государства (или государства-нации). Политология как наука: определение, объект и предмет, функции, методы. Объектом изучения политологии является политика. Термин «политика» имеет множество определений. В переводе с греческого politika означает государственные или общественные дела, «искусство управления государством». Политология – наука о политике (происходит от politika + logos – учение, наука). Предметом изучения политологии являются закономерности возникновения, функционирования, изменения политической власти. Методы политологии: 1)общие методы полит. Наук: соц.психологический, исторический, социологический, нормативно- ценностный, структурно- функциональный. 2)общенаучные(общелогические): анализ и синтез, индукция и дедукция, моделирование, сочетание историч. и логического. 3) эмпирические: статистические, метод анкетирования, теория игр, контент- анализ.
Функции: -гносиологическая(позновательная) -Аксиологическая(оценочная) -Функция политической социализации(включение человека в полиитическую реальность) -Регулятивная(регулирует поведение людей) -Прогнозтическая -Функция улучшения политической жизни(рационализации)(база реформ)
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 405; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.65.111 (0.013 с.) |