Политология как наука: определение, объект и предмет, функции, методы. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Политология как наука: определение, объект и предмет, функции, методы.



Политология как наука: определение, объект и предмет, функции, методы.

Объектом изучения политологии является политика. Термин «политика» имеет множество определений. В переводе с греческого politika означает государственные или общественные дела, «искусство управления государством». Политология – наука о политике (происходит от politika + logos – учение, наука). Предметом изучения политологии являются закономерности возникновения, функционирования, изменения политической власти.

Методы политологии:

1)общие методы полит. Наук: соц.психологический, исторический, социологический, нормативно- ценностный, структурно- функциональный.

2)общенаучные(общелогические): анализ и синтез, индукция и дедукция, моделирование, сочетание историч. и логического.

3) эмпирические: статистические, метод анкетирования, теория игр, контент- анализ.

 

Функции:

-гносиологическая(позновательная)

-Аксиологическая(оценочная)

-Функция политической социализации(включение человека в полиитическую реальность)

-Регулятивная(регулирует поведение людей)

-Прогнозтическая

-Функция улучшения политической жизни(рационализации)(база реформ)

 

Власть и властные отношения.

Сфера отношений между субъектами политики (социальными группами, нациями, партиями, общественными движениями, политическими лидерами), целью которых является завоевание, удержание и использование власти называется внутренней политикой. Внутренняя политика реализуется властными государственными структурами.

Власть всегда отражает некоторое отношение между субъектом и объектом. Это отношение в быть определено как способность субъекта оказывать воздействие на объект. власть - это возможность влияния на некоторые социальные объекты.

В структуру власти входят следующие компоненты: субъект, объект, ресурсы, процесс и социальные нормы, санкционирующие отношения властвования.

Субъект и объект – непосредственные носители, агенты власти. Субъект воплощает активное, направляющее начало власти. Им может быть отдельный человек, организация, общность, международное сообщество.

Главным качеством субъекта власти является воля к власти. Однако для большинства людей власть сама по себе не является ценностью. В то же время в каждом обществе есть 5-7% людей, для которых власть является самоцелью.

Объект власти воплощает относительно пассивное начало во властных отношениях. Главным качеством объекта власти является способность к подчинению. Границы отношения объекта к субъекту властвования простираются от ожесточенного сопротивления до добровольного подчинения. Власть невозможна без подчинения объекта. Осознание зависимости власти от покорности населения нашло практическое выражение в акциях гражданского неповиновения, широко используемых в авторитарных режимах как средство ненасильственной борьбы.

Источники и мотивация подчинения могут быть самыми разнообразными: страх, привычка, интерес, убеждение, авторитет, идентификация подчиненного с руководителем и др. Все эти мотивы существенно влияют на силу власти. Политическая власть означает возможность и способность субъекта проводить свою волю в политике, выраженную в принятии. Можно сказать, что суть политики составляет наличие потенциальной власти. Как правило, в политической власти присутствуют в той или иной мере все ее источники.

Политическая власть характеризуется следующими признаками:

1) способность и возможность влиять на большие социальные группы и общество в целом;

2) публичность, то есть всеобщность и безличность, выражающаяся в том, что она выступает от имени больших социальных групп;

3) многообразие используемых ресурсов.

 

 

3. Политическая система общества или политическая организация общества — организованная на единой нормативно-ценностной основе совокупность взаимодействий (отношений) политических субъектов, связанных с осуществлением власти (правительством) и управлениемобществом.

Данное понятие объединяет разнообразные действия и взаимоотношения властвующих групп и подвластных, управляющих и управляемых, господствующих и подчинённых, теоретически обобщает деятельность и взаимосвязи организованных форм властеотношений — государственных и иных институтов и учреждений, а также идеологических и политических ценностей и норм, регулирующих политическую жизнь членов данного общества. Понятие «политическая система» обозначает характерные для определённого общества структуры политической деятельности и отношений и типы политического процесса.

 

 

Основные формы политических систем

· Демократия

· Теократия

· Тоталитаризм

· Авторитаризм

 

Структура политической системы

Структура политической системы означает, из каких элементов она состоит, как они между собой взаимосвязаны. Выделяют следующие компоненты политической системы:

· организационный (институциональный) компонент — политическая организация общества, включающая в себя государство, политические партии и движения, общественные организации и объединения, трудовые коллективы, группы давления, профсоюзы, церковь, средства массовой информации.

· культурный компонент — политическое сознание, характеризующее психологические и идеологические стороны политической власти и политической системы (политическая культура, политические идеи/идеологии).

· нормативный компонент — социально-политические и правовые нормы, регулирующие политическую жизнь общества и процесс осуществления политической власти, традиции и обычаи, моральные нормы.

· коммуникативный компонент — информационные связи и политические отношения, складывающиеся между элементами системы по поводу политической власти, а также между политической системой и обществом.

· функциональный компонент — политическая практика, состоящая из форм и направлений политической деятельности; методы осуществления власти.

Структура — важнейшее свойство системы, поскольку указывает на способ организации и соотношение её элементов.

 

Объект и предмет теории международных отношений.

В качестве субъектов международных отношений выступают:

· народы;

· государства;

· межгосударственные объединения (Союз независимых государств-СНГ; ЕС – Европейский Союз, ОПЕК – Организация стран-экспортеров нефти и др.);

· всемирные (Организация Объединенных Наций) и региональные (Африканский Союз, Лига арабских государств) политические межправительственные организации;

· международные неправительственные организации: Гринпис; Международная амнистия; Международная федерация по правам человека; Экуменический совет церквей; Международный Красный Крест.

· Объектом исследования теории международных отношений выступает мировая политика. Международные отношения – это совокупность политических, экономических, идеологических, правовых и других связей, отношений между государствами и системами государств, между основными социальными, экономическими, политическими силами, организациями, общественными движениями, действующими на мировой арене, т.е. между народами в самом широком смысле этого слова.

· Содержание предмета теории международных отношений раскрывается через изучение закономерностей борьбы за власть и влияние в мире. Стержнем этой борьбы выступают национальные интересы. Проблема закономерностей развития современных международных отношений находится в стадии разработки и обсуждения.

 

Геополитический дуализм.

Термин «геополитика» ввел в научный оборот шведский профессор Рудольф Челлен (1864-1922 гг.). По его определению геополитика – наука о государстве как географическом организме, воплощенном в пространстве.

В разные периоды истории отдельные государства выступают центрами влияния в международных отношениях (Германия, США, СССР). Современные ученые определяют геополитику как науку о власти, которая дает рекомендации при принятии решений о заключении межгосударственных союзов, начале войн, проведении реформ и структурной перестройки общества, применении экономических и политических санкций.

Главный закон геополитики утверждает дуализм (двойственность), отраженный в исторической типологии цивилизаций. Дуализм выражается в противопоставлении «сухопутного могущества» (теллурократии) и «морского могущества» (талассократии). В античную эпоху противоречие выражалось в конкуренции торговой цивилизации (Карфаген, Афины) и военно-авторитарной (Рим, Спарта), между «демократией» и «идеократией».

«Сухопутное могущество» связано с фиксированным пространством и устойчивостью его характеристик.

· оседлость, консерватизм (неприятие ценностей, медленная адаптация к новым условиям);

· строгие юридические нормативы, которым подчиняются народы и государства;

· твердость этики – устойчивость социальных традиций;

· коллективизм;

· иерархичность.

В экономике государств цивилизации суши преобладает административная модель развития; политическая система является тоталитарной или авторитарной.

Цивилизации моря характерны такие черты, как:

· динамичность;

· склонность к торговле и предпринимательству;

· индивидуализм;

· подвижность этических и юридических норм.

В основе экономического развития государств морской цивилизации -–свободные рыночные отношения; тип политической системы – демократический.

Зона влияния «сухопутного могущества» отождествляется с внутриконтинентальной территорией Северо-восточной Евразии. «Морское могущество» распространяется на береговые зоны евразийского материка, средиземноморский ареал, Атлантический океан и моря, омывающие Евразию с Юга и Запада. Центром влияния талассократии стал англо-саксонский мир, а с середины XX века – США. В годы холодной войны (1946-1990 гг.) геополитический дуализм принял четко выраженные идеологические и политические формы. Противостояли друг другу две глобальные цивилизации с соответствовавшими им идеологиями – марксизмом и либерализмом, и политическими системами – социализмом и капитализмом. Эта борьба привела к разделу всей планеты на зоны влияния талассократии (США, НАТО, Запад) и теллурократии (СССР, ОВД, Восток).

До окончания холодной войны Восток и Запад имели целью пространственную и силовую экспансию.

В геополитике закономерна борьба талассократии и теллурократии за сферы влияния, но результат этой борьбы не предопределен. Поэтому ученые допускают несколько вариантов мирового развития. Остановимся на основных:

I. Победа морского могущества полностью отменяет цивилизацию Суши. На планете устанавливается однородный либерально-демократический порядок. Такой исход развития может быть завершением однонаправленного течения геополитического процесса – от полного господства Суши (традиционный мир, Восток) к полному господству Моря (современный мир, Запад

II. Поражение цивилизации Суши оказывается временным. Континентальная Евразия возвращается к своей исторической (геополитической) миссии в новых условиях. На глобальном уровне восстанавливается биполярность (двухполюсность), поддерживается баланс сил между «могуществом суши» и «могуществом моря», Востоком и Западом.

III. Побеждает цивилизация Суши (Восток) и переносит свою модель общественно-политического устройства на всю планету.

Нация и государство.

Важное значение в раскрытии темы занимает вопрос о соотношении понятий «нация» и «государство». Ученые по-разному трактуют содержание понятия нация. Представители психологической школы считают, что нация – это совокупность людей, общностью судьбы сплоченных в общность характера; культурный союз. Сторонники этнологической концепции определяющими называют этнические признаки: оригинальный стереотип поведения, особенности самосознания. Эти теории получили распространение на Западе.

В последнее время произошло разделение ученых на 2 группы:

сторонников определения нации как социально-этнической общности и исследователей нации как этно-социальной общности.

В первом случае акцент делается на социальном в нации, во втором – на этническом. С точки зрения диалектики, нация есть единство социального в этническом и этнического в социальном.

Нация – исторически сложившаяся социально-этническая общность, которой свойственны следующие черты:

· общность территории проживания;

· общность экономической деятельности (определяется одними ресурсами, формирующими сходный тип хозяйственной деятельности);

· культурное единство (общность языка, религии, социальных норм поведения);

· общий исторический опыт.

Есть нации, представители которых говорят на разных языках (Швейцария), исповедуют разные религии (Китай), принадлежат к разным культурам (Индия). Главная черта нации – общность национального самосознания, ощущение единства исторической судьбы.

Обычно различают развитые «старые» нации, история существования которых насчитывает сотни лет, и молодые нации, зародившиеся в XX веке. Характерная особенность молодых наций – полиэтничность, вхождение в их состав многих развитых этнокультурных общностей, которые нередко проживают в разных государствах. Общенациональная сплоченность зависит от правильности политики национальной элиты, ее стойкости в защите национального суверенитета и интеграции нации в международные отношения.

 

Образование современных государств и формирование новых наций.

Процесс формирования молодых наций идет во многих странах мира, прежде всего в государствах Азии, Африки, Латинской Америки, современная эпоха вносит в него своеобразие. Если Европа развивалась от формирования наций к созданию национальных государств, то в освободившихся от колониальной зависимости странах процесс образования наций идет «наоборот» – от возникновения государств к зарождению наций.

Государство (в широком смысле) – универсальная форма политической организации общества.

Государство (в узком смысле) - основной институт политической системы.

 

В XV веке в мире существовало 5-6 государств; в 1900 г. – 30; в 1945 г. членами ООН были 60 государств; в 1990 г. – 160; в 1992 г. – 175; в 1996 г. – 185 государств.

В настоящее время в мире около 200 государств.

Основные структурные элементы государства:

· законодательные учреждения;

· исполнительно-распорядительные органы;

· судебная система;

· надзорно-контрольные инстанции;

· органы охраны общественного порядка;

· органы государственной безопасности;

· вооруженные силы.

Функции государства подразделяются на внутренние и внешние.

Внутренние функции современного государства:

· поддержание порядка и безопасности;

· создание условий для социально-экономического развития общества (обеспечение занятости населения, распределение благ и услуг, забота об удовлетворении основных потребностей граждан);

· охрана природы.

Внешние функции государства:

· участие в решении глобальных проблем современности;

· обеспечение национальной безопасности;

· отстаивание государственных интересов в международных делах;

· развитие взаимовыгодного сотрудничества с другими странами.

Исторические формы государства:

· мировые империи;

· города-государства;

· европейские монархии;

· национальные государства (или государства-нации).

Политология как наука: определение, объект и предмет, функции, методы.

Объектом изучения политологии является политика. Термин «политика» имеет множество определений. В переводе с греческого politika означает государственные или общественные дела, «искусство управления государством». Политология – наука о политике (происходит от politika + logos – учение, наука). Предметом изучения политологии являются закономерности возникновения, функционирования, изменения политической власти.

Методы политологии:

1)общие методы полит. Наук: соц.психологический, исторический, социологический, нормативно- ценностный, структурно- функциональный.

2)общенаучные(общелогические): анализ и синтез, индукция и дедукция, моделирование, сочетание историч. и логического.

3) эмпирические: статистические, метод анкетирования, теория игр, контент- анализ.

 

Функции:

-гносиологическая(позновательная)

-Аксиологическая(оценочная)

-Функция политической социализации(включение человека в полиитическую реальность)

-Регулятивная(регулирует поведение людей)

-Прогнозтическая

-Функция улучшения политической жизни(рационализации)(база реформ)

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 371; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.12.240 (0.06 с.)