Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Процессы либерализации и демократизации в развивающихся странах.

Поиск

Особый интерес для России представляет опыт стран Латинской Америки. Аргентина, Мексика, Бразилия поставили цель интеграции в мировую экономику. На выбор цели повлияли как внутренние, так и внешние факторы.

Внутренние факторы интеграции:

· экономический застой;

· неконкурентноспособность продукции на мировом рынке;

· рост безработицы;

· социальная напряженность.

Внешняя причина активизации интеграционных процессов – глобализация мировой экономики. Вхождение в мировую экономику требовало коррекции внутренней и внешней политики. Процессы либерализации и демократизации принесли странам Латинской Америки определенные положительные результаты:

· снизились темпы инфляции;

· увеличились темпы роста торговли;

· вырос приток иностранных инвестиций;

· возобновился экономический рост.

Одновременно обнаружились и отрицательные последствия глобализации:

· резкое обострение конкуренции во всех регионах континента;

· увеличение безработицы;

· рост банкротства;

· снижение оплаты труда рабочих и служащих;

· усиление экономической неустойчивости;

· опережающие темпы роста импорта над экспортом;

· увеличение внешней задолженности.

Отрицательные тенденции привели к росту социальной напряженности и смене правительств (Мексика, Аргентина). Страны Латинской Америки не заняли прочных позиций на мировом рынке. В углубляющемся процессе разделения труда они сокращают свою долю в производстве товаров обрабатывающей и легкой промышленности, увеличивая экспорт нефти, природного газа, урана, сельскохозяйственного сырья. Это обстоятельство делает страны Латиноамериканского континента более зависимыми от США, Канады, Западной Европы.

Одним из наиболее динамичных регионов современного мира является Азиатско-Тихоокеанский регион (АТР). Предпосылкой быстрого развития «четырех азиатских драконов» (Южной Кореи, Гонконга, Тайваня, Сингапура) и новых индустриальных стран (НИС) второй волны (Таиланд, Малайзия, Индонезия) был массированный приток капитала из промышленно развитых государств, в первую очередь, США и Японии. Либерально-демократические реформы в странах юго-восточной Азии способствовали интеграции этих стран в мировую экономику, росту среднего класса, стабилизации политической системы.

Показательными являются достижения Сингапура. Страна занимает второе место в мире (после США) по производству передвижных буровых установок; Сингапур – третий по величине центр нефтепереработки в мире (после Хьюстона и Роттердама); занимает третье место в мире по количеству известных банков (после Лондона и Нью-Йорка). Десятки миллионов долларов сингапурские компании получают от экспорта орхидей, объявленных национальным цветком.

В группу лидеров стран Юга входят аравийские нефтяные монархии: Саудовская Аравия, Кувейт, Объединенные Арабские Эмираты – ОАЭ, Оман, Катар, Бахрейн. Эта группа стран, как и государства АТР, взяла за образец западную модель развития. Однако, в отличие от стран АТР, в процессе общественно-политической модернизации использовались не зарубежные инвестиции, а доходы от нефти. К концу XX века основная часть социально-экономических реформ была проведена, стали очевидными положительные результаты в финансовой сфере, развитии промышленности, инфраструктуры, образования, социального обеспечения и материальной культуры. В аравийских монархиях были созданы отрасли нефте- и газоперерабатывающей промышленности, увеличился объем валютных поступлений. К отрицательным последствиям модернизации необходимо отнести закрепление подчиненного положения нефтеэкспортирующих стран в международном разделении труда; зависимость от нефтедолларовых поступлений.

Либерализация экономики не избавила аравийское общество от противоречий, в основе которых лежит борьба между традиционным и современным, старым и новым.

Возрастание роли государства в процессе модернизации укрепило власть, во главе которой короли, эмиры, шейхи. Во всех аравийских монархиях авторитарный политический режим. Несмотря на успехи в развитии образования, уровень политической культуры подданных остается низким. Видимо, в ближайшем будущем ведущую роль в жизни аравийского общества будет играть государство при сохранении авторитарного политического режима.

Концепция вестернизации не находит поддержки среди большинства африканских стран. Современные африканские государства имеют разную социально-политическую и социально-экономическую направленность. В политическом плане для африканских стран характерны авторитарные политические режимы. Это обусловлено экономической отсталостью, слабой социально-классовой дифференциацией общества, отсутствием элементов гражданского общества и правового государства. Формированию авторитарных режимов способствовали и внешние обстоятельства: более 30 лет Африка была полем соперничества Запада и Востока. Каждая из двух общественно-политических систем поддерживала тот или другой политический режим, население африканских стран выступало объектом политики.

Страны Африки находятся в сложном клубке противоречий: между исламским фундаментализмом и светскими формами государственности (Алжир, Египет, Судан); между многочисленными этническими группами. Большинство африканских государств вошли в XXI век в состоянии системного кризиса. На грани национальной катастрофы находятся Эфиопия, Ангола, Мозамбик, Судан, Сомали. В развитии сотрудничества между освободившимися странами, между государствами Севера и Юга возрастает роль международных и региональных организаций.

 

Нация и государство.

Важное значение в раскрытии темы занимает вопрос о соотношении понятий «нация» и «государство». Ученые по-разному трактуют содержание понятия нация. Представители психологической школы считают, что нация – это совокупность людей, общностью судьбы сплоченных в общность характера; культурный союз. Сторонники этнологической концепции определяющими называют этнические признаки: оригинальный стереотип поведения, особенности самосознания. Эти теории получили распространение на Западе.

В последнее время произошло разделение ученых на 2 группы:

сторонников определения нации как социально-этнической общности и исследователей нации как этно-социальной общности.

В первом случае акцент делается на социальном в нации, во втором – на этническом. С точки зрения диалектики, нация есть единство социального в этническом и этнического в социальном.

Нация – исторически сложившаяся социально-этническая общность, которой свойственны следующие черты:

· общность территории проживания;

· общность экономической деятельности (определяется одними ресурсами, формирующими сходный тип хозяйственной деятельности);

· культурное единство (общность языка, религии, социальных норм поведения);

· общий исторический опыт.

Есть нации, представители которых говорят на разных языках (Швейцария), исповедуют разные религии (Китай), принадлежат к разным культурам (Индия). Главная черта нации – общность национального самосознания, ощущение единства исторической судьбы.

Обычно различают развитые «старые» нации, история существования которых насчитывает сотни лет, и молодые нации, зародившиеся в XX веке. Характерная особенность молодых наций – полиэтничность, вхождение в их состав многих развитых этнокультурных общностей, которые нередко проживают в разных государствах. Общенациональная сплоченность зависит от правильности политики национальной элиты, ее стойкости в защите национального суверенитета и интеграции нации в международные отношения.

 

Образование современных государств и формирование новых наций.

Процесс формирования молодых наций идет во многих странах мира, прежде всего в государствах Азии, Африки, Латинской Америки, современная эпоха вносит в него своеобразие. Если Европа развивалась от формирования наций к созданию национальных государств, то в освободившихся от колониальной зависимости странах процесс образования наций идет «наоборот» – от возникновения государств к зарождению наций.

Государство (в широком смысле) – универсальная форма политической организации общества.

Государство (в узком смысле) - основной институт политической системы.

 

В XV веке в мире существовало 5-6 государств; в 1900 г. – 30; в 1945 г. членами ООН были 60 государств; в 1990 г. – 160; в 1992 г. – 175; в 1996 г. – 185 государств.

В настоящее время в мире около 200 государств.

Основные структурные элементы государства:

· законодательные учреждения;

· исполнительно-распорядительные органы;

· судебная система;

· надзорно-контрольные инстанции;

· органы охраны общественного порядка;

· органы государственной безопасности;

· вооруженные силы.

Функции государства подразделяются на внутренние и внешние.

Внутренние функции современного государства:

· поддержание порядка и безопасности;

· создание условий для социально-экономического развития общества (обеспечение занятости населения, распределение благ и услуг, забота об удовлетворении основных потребностей граждан);

· охрана природы.

Внешние функции государства:

· участие в решении глобальных проблем современности;

· обеспечение национальной безопасности;

· отстаивание государственных интересов в международных делах;

· развитие взаимовыгодного сотрудничества с другими странами.

Исторические формы государства:

· мировые империи;

· города-государства;

· европейские монархии;

· национальные государства (или государства-нации).



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 621; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.23.103.216 (0.007 с.)