Особенности политической системы РФ 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Особенности политической системы РФ



В некоторых странах действует система с чертами президентской и парламенсткой – смешанная/полупрезидентская система (в классическом виде сложилась во Франции) (Греция, Украина).

Глава государства и глава правительства – 2 разных лица. (Как признак парламентской системы).

Президент:

· Избирается прямым всенародным голосованием

· Для того, чтобы быть избранным, кандидат должен набрать абсолютное большинство голосов: 50%+1 – соотв. – количество туров.

· Верховный главнокомандующий и представитель страны на международной арене

· Занимается подписанием международных договоров, утверждением военный доктрины, назначением высшего командования вооруженных сил

· В случае агрессии вводит чрезвычайное положение

· По конституции определяет основные направления внутренней и внешней политики

· Назначает согласие Думы, председателя правительства и весь состав правительства.

· Имеет право председательствовать на заседаниях правительства

· Вносит законопроекты в Думу.

· Подписывает и обнародует федеральные законы

· По статье 117 может: распустить Думу в следующей ситуации: Дума может выразить недоверие правительству, тогда президент может согласиться с Думой и отправить правительство в отставку/ не согласиться с Думой – правительство останется работать. Если Дума в течение 3х месяцев повторно выразит недоверие правительству, президент объявляет об отставке правительства/распускает Думу.

Председатель правительства:

По статье 111. Президент имеет право 3 раза предложить кандидатуру. Если кандидатура отклоняется – президент распускает Думу. Назначаются новые выбору в Думу.

Функции Государственной Думы:

· Решение вопроса о доверии правительству

· Дает согласие президенту на назначение премьера

· Объявляет амнистию

· Выдвигает обвинения против президента при отречении его от должности

· По статье 92. Президент прекращает исполнять полномочия досрочно в случае отставки по состоянию здоровья или по статье 93 на основании выдвинутого парламентом обвинения в государственной измене/ совершении иного тяжкого преступления.

· По конституции РФ одно и то же лицо не может занимать должность президента более 2х сроков подряд (гл.81), однако, если по конституции, президент – 4 г. В 2009г. Были приняты по инициативе президента Медведева поправки – теперь президент избирается на 6 лет, Дума на 5, вместо 4

· Дума назначает на должности председателя центробанка, председателя счетной палаты, уполномоченного по правам человека

Функции Верхней палаты Парламента – Совет Федерации

· Изменение границ между субъектами федерации

· Утверждение военного и чрезвычайного положения

· Использование вооруженных сил за границей

· Назначение судей конституционного суда

· Назначение выборов президента

Функции Правительства:

· Разработка и представление Думе федерального бюджета

· Обеспечение проведения единой государственной политики в различных областях общественной жизни

· Осуществление мер по обеспечению прав и свобод граждан, охране собственности, борьбе с преступностью

· Обеспечение мер по обороне и безопасности страны

· Управление федеральной собственностью

Изменения в политической системе по инициативе В.В. Путина на должности президента:

o Вся страна была разделена на 7 федеральных округов во главе с полномочными представителями президента (в 2010г из южного федерального округа был выделен 8й- северокавказский)

o Окончательно принята символика

o Губернаторы лишились депутатской неприкосновенности

o Президент стал назначать глав субъектов федерации

По инициативе Медведева:

o Увеличены сроки работа президента и Думы

o На пост глав регионов кандидатуры теперь предлагает партия, победившая на местных парламентских выборах

o Расширены конституционные права парламента – Дума получила контрольные функции в отношении исполнительной власти – правительство РФ ежегодно будет отчитываться Думе по итогам деятельности и по вопросам, поставленным непосредственно парламентом.

 

Типология политических партий, особенности партий РФ

См. вопрос 13

Особенности избирательной системы РФ

 

Официально в РФ – многопартийная система. Но, по мнению большинства аналитиков – система переходного типа.

Выборы могут быть признаны несостоявшимися, если ни одна из партий не преодолеет 7% барьер и если количество испорченных бюллетеней будет более 40%

С 2007 г. В бюллетенях отмечена графа «против всех», отменен порог явки избирателей.

Если 7% барьер преодолеет только 1 партия, то в Думу попадет и партия, ставшая 2й, но не набравшая 7% голосов.

Сумма всех голосов партий, преодолевших 7% барьер должна составить не менее 60% от проголосовавших.

В 2008-2009 президент Медведев предложил ряд нововведений:

1. Предоставлять партиям (набравшим от 5 до 7% голосов) – 1,2 места в парламенте

2. Кандидатуры на пост руководителей субъектов федерации теперь будут поступать только от партий, победивших на местных выборах.

3. Предложено отменить использование должностного залога на выборах всех уровней.

4. Невозможность сочетания парламентской и чиновнической деятельности

 

После выборов 2007 г. Ускорился процесс слияния партий: на базе демократической партии СПС и партии Гражданская сила была сформирована партия Правое дело

Аграрная партия вошла в состав Единой России.

Зеленые и партия Социальной Справедливости – Справедливая Россия.

 

История политических учений

1я тема семинара

Президентский режим в РФ

(См. предыдущие)

ИНСТИТУТ ПРЕЗИДЕНТСТВА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.

Президентство является относительно молодым, новым и еще не полностью устоявшимся юридическим институтом в российской конституционно-политической практике, особенно если рассматривать его в сравнении с институтом Президента ряда зарубежных стран (США, Франция и т.п.), в которых он насчитывает достаточно длительную историю и обширную историю практической деятельности. В то же время несомненно, что он вызывает к себе пристальный интерес, отчасти обусловленный его новизной для нашего молодого государства. Появилось немало посвященных ему исследований. Скорее всего, данная тема претендует на то, чтобы стать в России одной из "вечных". Однако от этого она не превратилась в предельно раскрытую и исчерпанную. Проблем достаточно, и они требуют дальнейших аналитических разработок и детальных исследований ученых, политологов, историков и юристов.

СТАТУС ПРЕЗИДЕНТА ПО КОНСТИТУЦИИ 1993 ГОДА.

Согласно ст. 80 Конституции, Президент "является главой государства". Называясь главой государства, Президент может быть номинальной, формальной и безвластной фигурой, а ведущая роль в управлении государством может принадлежать правительству. Однако в России была избрана прямо противоположная модель, согласно которой у нас не просто сильный, а сверхсильный Президент.

В соответствии с Конституцией (ст. 80) Президент является гарантом Конституции РФ, прав и свобод человека и гражданина. В установленном Конституцией порядке он принимает меры по охране суверенитета РФ, ее независимости и государственной целостности, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти. Президент в соответствии с Конституцией РФ и федеральными законами определяет основные направления внутренней и внешней политики государства. Он как глава государства представляет РФ внутри страны и в международных отношениях.

В свою очередь возможности самого Президента, особенно по отношению к парламенту, весьма внушительны: начиная от посланий Федеральному Собранию, внесения проектов законов, которые могут быть определены Президентом как первоочередные, права вето, предложения кандидатур должностных лиц, назначаемых палатами, и кончая правом роспуска нижней палаты - Государственной Думы и назначения внеочередных парламентских выборов (ст. ст. 84, 111, 117). Не стоит забывать и о том, что в верхней палате - Совете Федераций - Президент имеет сильное лобби в виде половины членов ее состава. Это руководители органов исполнительной власти субъектов РФ, которые ранее в своем большинстве назначались Президентом РФ, теперь избираются населением, но все-таки как бы связаны с Правительством РФ и Президентом РФ, образно говоря, "корпоративной солидарностью". Более того, в настоящее время идет разговор о том, что необходимо вернуться к прежней системе назначения руководителей органов исполнительной власти субъектов РФ Президентом, что обеспечит ему лояльность и дополнительную послушность региональной исполнительной власти, сделает регионы более подчиненными центральному правительству. Предпринимаются и уже были предприняты ряд шагов по укреплению президентской власти в регионах, в частности введение института президентских полномочных представителей во вновь образованных семи федеральных округах, что при наличии у них реальных полномочий, может в значительной мере урезать местную власть в лице губернаторов.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 512; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.22.244 (0.009 с.)