Лекция 1: «Понятие и предмет конституционного права». 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Лекция 1: «Понятие и предмет конституционного права».



Понятие и предмет конституционного права. Методы правового регулирования. История формирования и периоды становления конституционного права. Россия конца XIX начала XX века – возникновение конституционного процесса. Манифест 17 октября 1905 года. Этапы конституционного развития России после 1917 года. Конституции РСФСР: 1918, 1925, 1937 и 1978 гг.: их особенности и общие черты.

 

Понятие «конституционное право» многогранно и употребляется в трех формах: как отрасль права в системе национального права, т.е. совокупность конституционно-правовых норм, действующих на территории данной страны; как наука, изучающая конституционно-правовые нормы и формирующая на их основе правоотношения и институты; как учебная дисциплина, основанная на данных науки.

Конституционное право Российской Федерации как отрасль права - составная часть ее национальной правовой системы, совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения, возникающие в процессе осуществления народовластия, охраняющих основные права и свободы человека и учреждающих в этих целях определенную систему государственной власти, основанную на принципе «разделения властей».

Одним из важнейших завоеваний демократического процесса в России является внедрение в познание народа постулата: не народ существует для государства, а государство существует для человека, чтобы охранять его свободу и обеспечивать благополучие. Но необходимо соблюдать равновесие между властью и свободой, т.к. свобода без прочной государственности превращается в анархию, а государство, построенное на отказе своих граждан от свободы, превращается в тоталитарное.

Найти баланс свободы народа и власти государства - главная задача и смысл Конституционного права Российской Федерации.

Конституционное право прочно переплетено с политикой и вообще со всей политической системой страны.

Властные отношения задевают права и свободы человека и сталкиваются с коллективными действиями людей, объединенных в партии и движения, которые путем выборов влияют на эти отношения. Отсюда огромный интерес к изучению институтов конституционного права, борьба мнений вокруг политических основ этой отрасли и ее институтов.

Как любая отрасль права, конституционное право Российской Федерации имеет свой предмет.

Общественные отношения, регулируемые нормами той или иной отрасли права, в юридической лексике называется ее предметом.

Уяснение вопроса о предмете отрасли права является необходимой предпосылкой правильного понимания общих качеств, свойственных ее нормам и институтам, специфики правового регулирования.

Кроме того, без знания предмета каждой отрасли права невозможна правоприменительная деятельность. Необходимо четко уяснить, нормы какой отрасли подлежат применению в каждом конкретном случае.

Конституционное право России регулирует отношения, складывающиеся во всех сферах жизнедеятельности общества: политической, экономической, социальной, духовной и др., но не все отношения целиком, а лишь определенный их слой, а точнее сказать, фундамент этих отношений.

К его предмету относятся те отношения, которые можно назвать базовыми, основополагающими в каждой указанной сфере. Они образуют как бы фундамент всего здания сложной системы социальных связей, подлежащих правовому воздействию, определяют структуру всего социального организма. Такого рода отношения выступают как системообразующие, обеспечивающие целостность общества, его единство как организованной и функционирующей структуры, основанной на общих началах политического, экономического и социального устройства общества и государства.

Предмет конституционного права России охватывает две основные сферы общественных отношений:

а) охрану прав и свобод человека (в сфере отношений человека и государства);

б) устройство государства и государственной власти (отношения в сфере власти).

Баланс этих отношений обеспечивает единство российского общества, которое обеспечивается:

1) лежащими в его основе принципами, выражающими его качественную определенность, формы организации и функционирования;

2) механизмом, посредством которого осуществляется управление всеми сферами жизнедеятельности общества. Конституционное право имеет своим предметом общественные отношения такого рода.

Рассмотрим их более подробно:

1. Конституционно-правовые нормы закрепляют прежде всего основные принципы, определяющие устройство общества: суверенитет, форму правления, форму государственного устройства, принадлежность власти, общие основы функционирования всей системы политической организации общества.

В обществе обязательно существуют единые основы экономической системы: допускаемые и охраняемые формы собственности, гарантии защиты прав собственников, способы хозяйственной деятельности, обеспечение государством потребностей в образовании, науке, культуре.

Совокупность основополагающих общественных отношений, определяющих устройство государства, закрепляющие их нормы в действующей Конституции России обобщаются понятием «основы конституционного строя».

2. Общество не может существовать без единых основ правового статуса его членов, определения принципов взаимосвязей государства, общества и гражданина.

Предметом конституционного права являются такие отношения, которые определяют гражданство, принципы, характеризующие положение человека в обществе и государстве, его права, свободы и обязанности. Эти отношения являются исходными для всех остальных сфер общественных отношений между людьми.

3. В России существует широкая сфера отношений между федерацией в целом и ее субъектами, урегулирование которых составляет важное условие обеспечения целостности и единства государства. Эти отношения также составляют предмет конституционного права.

4. Целостность и единство общества обеспечиваются и механизмом управления социальными процессами. В обществе это выражается через систему органов государственной власти и органов местного самоуправления. Конституционно-правовые нормы закрепляют основные принципы системы органов государственной власти и органов местного самоуправления; виды органов; правовой статус органов законодательной, судебной и исполнительной власти, порядок их образования; формы деятельности. Посредством такой правовой регламентации обеспечивается система управления обществом.

К предмету конституционного права России относится регулирование отношений, связанных с системой всех представительных органов государственной власти и органов местного самоуправления.

Таким образом можно сделать следующий вывод:

Конституционное право Российской Федерации - ведущая отрасль права Российской Федерации, представляющая собой совокупность правовых норм, закрепляющих и регулирующих общественные отношения, через которые обеспечивается организационное и функциональное единство общества как целостной социальной системы, т.е. основы конституционного строя Российской Федерации, статус человека и гражданина, федеративное устройство, систему органов государственной власти и органов местного самоуправления.

В конце XIX начале XX века в России сохранялась самодержавная форма правления. Образовалась пропасть между идейными стремлениями различных слоев общества и внешними формами его жизни. Россия переросла форму существующего строя. Народ, вернее его мыслящая часть, стремилась к строю правовому на основе гражданской свободы.

Из курса истории России мы знаем о кризисе общества, проигранной войне, рабочих и крестьянских волнениях. Назревавшая революционная ситуация соответствовала формуле - «верхи не могут, низы - не хотят». Выход был один - конституционная реформа строя, которую правительство и начало осуществлять.

С восстания декабристов слово «конституция» ни в какой форме правительством не принималось, но в ходе реформ, проводимых правительством в царствование Александра II (т.е. в 60-70 гг. XIX в.) неоднократно выдвигалась идея представительства, причем не только либеральными, но и консервативными кругами. Генерал-губернатор, а в последствии министр внутренних дел России с августа 1880 по май 1881 г. граф М.Т. Лорис-Меликов, выдвинул в конце 70-х гг. идею привлечения «наиболее благонадежных элементов» из земской цензовой общественности к участию в обсуждении ряда государственных дел. Император одобрил эту идею, но не успел подписать «первую российскую конституцию». Он был убит 1 марта 1881г.

Наступившая реакция на долгие годы «похоронила» идею конституции в России.

Время, однако, не стояло на месте и назревшая в начале ХХ века революционная ситуация в стране переломила сопротивление правительства, и 6 августа 1905 года Манифестом Николая II была учреждена Госдума.

17 октября 1905 года был издан новый Манифест. В нем указывалось:

«1) Даровать населению незыблемые основы гражданской свободы на началах действительной неприкосновенности личности, свободы совести, слова, собраний и союзов.

2) Не останавливая предназначенных выборов в Государственную Думу, привлечь теперь уже к участию в Думе, в мере возможности, соответствующей краткости остающегося до созыва Думы срока, те классы населения, которые ныне совсем лишены избирательных прав, предоставив засим дальнейшее развитие начала общего избирательного права вновь установленному законодательному порядку.

3) Установить как незыблемое правило, чтобы никакой закон не мог воспринять силу без одобрения Государственной думы и чтобы выборным от народа обеспечена была возможность действительного участия в надзоре за закономерностью действий поставленных от нас властей.

Призываем всех верных сынов России вспомнить долг свой перед Родиной, помочь прекращению неслыханной смуты и напрячь все силы к восстановлению тишины и мира на родной земле».

В соответствии с этим Манифестом Государственная дума получила законодательные права. Однако преобразование 20 февраля 1906г. Государственного совета в верховную законодательную палату, издания 8 марта 1906г. правил о порядке рассмотрения государственной росписи доходов и расходов и основных законов от 23 апреля 1906г. сократили круг вопросов, находившихся в ведении Государственной думы. В перерывах между заседаниями Государственной думы законодательные функции передавались императору, с тем чтобы действие принятой им меры прекращалось с началом заседаний Госдумы.

Государственная дума избиралась на 5-летний срок, по истечении которого могла быть распущена императором, назначавшим одновременно новые выборы и время созыва. Члены Государственной думы пользовались свободой суждений и не несли ответственности перед избирателями. Они могли быть подвергнуты лишению или ограничению свободы лишь по распоряжению судебных властей и не подлежали административной ответственности.

К предмету ведения Государственной думы отнесены законодательные предположения, требовавшие издания законов и штатов, их изменение, дополнение, приостановление их действия или отмену; рассмотрение государственной росписи доходов и расходов вместе с финансовыми сметами министерств и главных уравнений, дела об отчуждении части государственных доходов или имуществ, о постройке железных дорог и т.д. Государственная дума могла обращаться с запросами к министрам по поводу действий, которые сочтет незаконными, а также обращаться к ним за разъяснениями.

Общее руководство деятельностью Государственной думы осуществляли председатель и его товарищи. Они избирались из числа членов Государственной думы закрытым голосованием на 1 год, по истечении которого могли переизбираться. Председатель Государственной думы имел право всеподданнейшего доклада императору «О занятиях Государственной думы».

Для предварительного рассмотрения законодательных проектов и вопросов текущей деятельности избирались постоянные комиссии: бюджетная, финансовая, по рассмотрению государственной росписи доходов и расходов, редакционная и т.д. Избирались также временные комиссии для подготовки конкретных законопроектов. Законопроекты рассматривались общим собранием Государственной думы, принятый законопроект получал силу закона после одобрения его Госсоветом и утверждения императором. Если законопроект отвергался одной из палат, для его доработки создавалась согласительная комиссия из членов Государственной думы и Госсовета.

Выборы в первую Государственную думу проходили в феврале - марте 1906г., наибольшего успеха достигла Конституционно-демократическая партия (кадеты).

Таким образом, страна медленно, но определенно эволюционировала в сторону конституционной монархии западного типа, с учетом, конечно, особенностей национального характера. Постепенно от самодержавного понимания развития России приходило понимание парламентаризма, в практику и правосознание внедрялись идеи независимого правосудия и вообще правового государства.

В ходе февральской революции 1917г. монархия была свергнута. Император Николай II отрекся от престола, и Государственная дума сформировала Временное правительство, которое провело политическую амнистию, взяло под защиту гражданские права и свободы. Правительство проводило курс на недопущение в стране диктатуры и проведение Учредительного собрания.

1 сентября 1917г. Россия провозглашается Республикой. Государственная дума сложила свои полномочия.

Временное правительство готовило конституционную реформу. Созывались конституционные совещания. Большую работу проводили в этом направлении известные русские ученые Б.Н. Чичерин, Н.М. Крикунов, А.С. Алексеев, М.И. Светников, С.А. Котляревский и др. Но они не успели создать теорию Российского республиканизма, а Временное правительство не смогло провести все это в жизнь, т.к. слишком малым оказался этот период, затем сменившийся большевистской тоталитарной диктатурой.

Конституционный процесс в России на примере развития советских конституций 1918,1925, 1937, 1978 гг.

В истории Российской Федерации насчитывается 5 конституций - соответственно 1918, 1925, 1937, 1978 и 1993гг. Сроки их действия составляли последовательно 7, 12, свыше 40 и 15 лет, что показывает относительную стабильность строя.

Принятие каждой из них знаменовало существенные изменения в жизни общества, подводило итог предшествующему развитию.

Первые четыре конституции РСФСР были по своему типу советскими, социалистическими. Несмотря на существенные особенности, присущие каждой из них, они развивались в соответствии с принципами преемственности, отражающей сохранение социалистических ценностей, утверждение советской власти, носили классовый характер. Всем конституциям советского типа был присущ в значительной мере фиктивный характер, т.е. они провозглашали принципы, которые фактические не осуществлялись в жизни и не создавались механизмы для их осуществления.

Конституция РСФСР 1918г. - первая Конституция, принятая вскоре после октябрьского переворота, роспуска Учредительного Собрания, имела следующие особенности:

1. По сравнению со всеми последующими советскими конституциями первая Конституция не опиралась на принцип преемственности конституционного развития, определяла основы устройства общества на конституционном уровне впервые, руководствуясь при этом лозунгами, под которыми шли к власти большевики во главе с Лениным. Данная Конституция полностью зачеркнула весь предшествующий государственно-правовой опыт прежней России.

2. Из всех советских конституций она была в большей степени идеологизированной, носила открыто классовый характер. В ней полностью отрицалась общедемократическая концепция о народе как носителе и источнике суверенитета государства. Конституция напрямую утверждала установление диктатуры пролетариата. Конституция лишала отдельных лиц прав, используемых ими в ущерб интересам социалистической революции (ст. 23).

3. Конституция 1918г. отличалась значительным количеством программных положений (положения о федеративном устройстве России, фиксирование некоторых прав граждан, нацеленных на возможность их реализации).

4. К числу отличительных черт первой Конституции относится выход ее норм и положений за рамки внутригосударственного регулирования. Она включает установление чисто политического характера, причем ориентированного на все мировое сообщество.

5. В Конституции 1918г. открыто признавалось применение насилия в целях утверждения принципов нового социалистического строя. Эта черта не характерна для последующих советских конституций.

6. С юридической точки зрения, Конституция 1918г. была в значительной части несовершенной.

Все отмеченные особенности характеризуют Конституцию 1918г. как конституцию революционную, принятую в результате насильственного изменения общества и не имеющую преемственности.

Причиной замены Конституции 1918г. Конституцией 1925г. явилось объединение РСФСР с другими независимыми республиками в Союз ССР.

Новизна содержания Конституции 1925г. заключается в следующем:

1. В ней был отражен факт вхождения РСФСР в Союз СССР. Компетенция РСФСР как государства, входящего в состав Союза, не определялась прямо, а лишь через предметы ведения высших органов РСФСР.

2. В связи с появлением субъектов РСФСР в ее Конституции уже появились положения, определяющие их статус и полномочия федерации в отношении них. В структуре Конституции была выделена глава 4 «Об автономных советских социалистических республиках и областях», в которой определялись принципы формирования их органов государственной власти, порядок принятия Конституций АССР.

Принятие Конституции 1937г. объяснялось вступлением страны в новый этап построения основ социализма, полной ликвидацией эксплуататорских классов, т.е. фактическим уничтожением тех слоев населения, которые противились тоталитаризму.

Конституции этого этапа, как Союза, так и РСФСР и других союзных республик, отличают следующие черты:

1. Они сохранили классовую сущность, воплощая диктатуру пролетариата. Но форма выражения этой сущности изменилась. Было отменено лишение граждан политических прав по социальному признаку, введено всеобщее равное избирательное право.

2. В конституциях были введены главы об основных правах и обязанностях граждан. Впервые получило закрепление право на труд. Но возможность использования политических прав гарантировалась только в интересах укрепления социалистического строя. Все демократические установления конституций были классово ориентированы.

3. Конституциям этого этапа характерно закрепление руководящей роли коммунистической партии. Эта конституционная норма ярко выразила все укрепляющуюся тенденцию превращения партии в государственную структуру.

4. Конституции 1937г. впервые утверждались как «конституции построенного социализма».

5. С юридической стороны конституции этого периода приобрели более совершенный вид. В них четко выделены основные государственно-правовые институты.

6. В Конституции РСФСР 1937г. более развернуто закреплены принципы ее вхождения в Союз ССР. Включена норма о том, что вне пределов прав Союза ССР, РСФСР осуществляет государственную власть самостоятельно, сохраняя полностью свои суверенные права. Впервые в Конституции РСФСР была включена норма о сохранении за ней права выхода из Союза ССР.

7. Полнее в Конституции 1937г. отражены и нормы, относящиеся к ее собственному федеративному устройству.

Конституция 1978г. на протяжении своего 15-летнего срока претерпевала значительные изменения не только в содержании конкретных норм, но и в самой своей сущности, поэтому ее характеристика имеет различное содержание применительно к отдельным периодам ее действия.

В первые 10 лет новую конституционную систему СССР характеризовали следующие черты:

1. Принятие всех этих конституций отразило новый этап - этап «развитого социализма», означавший превращение советского государства из диктатуры пролетариата в общенародное. Несмотря на утверждение об общенародном характере государства, конституция не утрачивала классового характера.

2. Классовый характер конституций подчеркивался и тем, что они более откровенно отражали роль коммунистической партии. Появилась отдельная статья о партии, причем включенная в первую главу.

3. Сохранилась в конституциях и классовая ориентированность демократии, которая именовалась «социалистической демократией». Конституция закрепила более полный перечень прав граждан, введя новые права (право на жилище, охрану здоровья и т.д.).

4. Конституция 1978г. впервые утверждала в преамбуле, что ее принимает и провозглашает народ РСФСР.

5. Конституция 1978г. значительно изменилась структурно. В ней появились 11 разделов, делившихся на 22 главы. Конституция стала более объемной.

6. В плане федеративного устройства Конституция не предусмотрела необходимости утверждения органами РСФСР Конституций АССР; преобразовала национальные округа в автономные.

7. Конституция 1978г. впервые включила прямую норму о суверенитете РСФСР.

Последующие процессы реформирования Конституции 1978г., начавшиеся в 1989г. были ознаменованы принятием Закона РСФСР «Об изменениях и дополнениях Конституции РСФСР» и «О выборах народных депутатов РСФСР».

Дальнейшее реформирование Конституции России осуществлял Съезд народных депутатов. Это выразилось в следующих нововведениях:

а) отказ от характеристики государства как социалистического и советского, определение его как суверенного федеративного;

б) устранение из Конституции положений о коммунистической партии как ядре политической системы;

в) признание приоритета прав человека и гражданина;

г) признание частной собственности, защищаемой государством наряду с другими формами собственности, отказ от признания государственной собственности в качестве основной;

д) постепенное видоизменение структуры советской власти, отказ от республики Советов, переход на парламентскую систему; признание принципа разделения властей; введение института Президента; установление местного самоуправления.

Все республики, в том числе и РСФСР, приняли декларации о своем государственном суверенитете. В российской Декларации впервые была поставлена задача разработки новой Конституции РСФСР на основе провозглашенных в ней принципов.

Новая Конституция была принята всенародным голосованием 12 декабря и вступила в действие со дня ее опубликования 25 декабря 1993г.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-23; просмотров: 871; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.37.169 (0.037 с.)