Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Введение в конституционное право Российской Федерации↑ Стр 1 из 9Следующая ⇒ Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Введение
Конституционное (государственное) право Российской Федерации является ведущей отраслью российского права, что объективно вытекает из тех общественных отношений, которые регулируются Конституцией – основным законом общества и государства. Поэтому и в учебном процессе курс конституционного права рассматривается как основополагающий в ряду других учебных дисциплин. При изучении данного курса студентам необходимо: во-первых, глубоко усвоить конституционные нормы, которыми регулируются важнейшие сферы общественной и государственной жизни нашей страны; во-вторых, знать федеральные конституционные и федеральные законы, регулирующие государственно-правовые отношения и выступающие наряду с Конституцией Российской Федерации важнейшими источниками конституционного права; в-третьих, знать законы субъектов Российской Федерации, которые регулируют многие сферы государственно-правовой жизни в регионах; в-четвертых, проработать учебную и научную литературу по данной дисциплине. Именно на такое усвоение материала по курсу «Конституционное (государственное) право Российской Федерации» нацелены предлагаемые программа, тематика практических занятий и контрольных работ, в соответствии с которыми и будет строиться курс лекций и практических занятий. Успешное изучение учебной дисциплины конституционного (государственного) права РФ предполагает не только освоение лекционного материала и закрепление его на практических занятиях, но и самостоятельную работу над конституционным законодательством, умение применять системный и сравнительный методы исследования предмета, ясно выражать свои мысли в устной и письменной формах. 1. Цели освоения учебной дисциплины
1.1. Бакалавр готовится к следующим видам профессиональной деятельности в сфере общественных отношений, регулируемых конституционным правом: нормотворческая; правоприменительная; правоохранительная; экспертно-консультационная; педагогическая.
1.2. Целью учебной дисциплины «Конституционное (государственное) право Российской Федерации» является формирование у бакалавров общекультурных и профессиональных компетенций, необходимых и достаточных для: осуществления нормотворческой, правоприменительной и правоохранительной профессиональной деятельности в органах государственной власти и местного самоуправления; осуществления правозащитной деятельности; осуществления экспертно-консультационной деятельности по вопросам основ конституционного строя, основ правового положения личности, государственного устройства, организации и обеспечения функционирования системы органов государства и местного самоуправления в России; толкования и применения Конституции РФ; преподавания основ конституционного права в образовательных учреждениях среднего профессионального образования.
1.3. Бакалавр способен решать следующие профессиональные задачи: обоснование и принятие в пределах должностных обязанностей решений, а также совершение действий, связанных с реализацией конституционно-правовых норм; участие в разработке и экспертизе нормативных правовых актов органов государственной власти и местного самоуправления – источников конституционного права; властно-организационная и правоприменительная деятельность в сфере государственной власти и местного самоуправления, разработка и экспертиза соответствующих правоприменительных актов; правозащитная деятельность, обжалование действий (бездействия), незаконных правовых актов органов и должностных лиц государственной власти и местного самоуправления; консультирование граждан по вопросам реализации и защиты их прав и свобод; консультирование органов и должностных лиц государственной власти и местного самоуправления в области конституционного права; участие в конституционно-правовых отношениях, обеспечении конституционной законности и правопорядка в сфере государственной власти и местного самоуправления, безопасности личности; преподавание основ конституционного права.
1.4. Формирование общекультурных и профессиональных компетенций по учебной дисциплине «Конституционное (государственное) право Российской Федерации».
2. Место учебной дисциплины в структуре ООП
2.1. Учебная дисциплина ««Конституционное (государственное) право Российской Федерации» относится к базовой части профессионального цикла ООП.
2.2. Изучению конституционного права предшествует овладение общенаучными, теоретико-правовыми и историко-правовыми знаниями, умениями и навыками. Общенаучной основой изучения конституционного права является философия, логика, экономика и социология. Студенты должны уметь применять знания в области философии, социологии, логики, экономики в конституционном праве, общенаучные методы познания государственно-правовых явлений. Предшествующие знания по дисциплине «Профессиональная этика» помогут студенту овладеть навыками оценки конституционно-правовых фактов и явлений с этической точки зрения. Кроме того до начала занятий по конституционному праву студент должен овладеть основными информационными технологиями, применяемыми в юридической деятельности, научиться пользоваться электронными базами данных, получать и перерабатывать правовую информацию. Теоретико-правовой основой конституционного права служат теория и история государства и права. «Входными» знаниями, необходимыми для овладения знаниями и навыками практической деятельности в области конституционного права, являются: общая юридическая терминология; понятия и категории теории государства и права; общеправовые принципы; механизм государства; роль государства и права в политической системе общества; механизм и средства правового регулирования, реализации права; юридическая техника. Важное значение имеют исторические знания основных этапов конституционно-правового развития России, а также знание законов логики и умение их применять в конкретных государственно-правовых ситуациях. 2.3. Взаимосвязь с последующими дисциплинами Полученные в результате изучения учебной дисциплины «Конституционное (государственное) право Российской Федерации» знания, умения и навыки являются важной составной частью профессиональной подготовки юриста. «Конституционное (государственное) право Российской Федерации» вооружает студентов: · способностью соотносить нормы других отраслей права с Конституцией Российской Федерации, выявлять правовые нормы, не соответствующие Конституции Российской Федерации; применять нормы Конституции Российской Федерации; · способностью толковать нормы конституционного права с учетом базовых конституционных принципов; · способностью руководствоваться конституционными ценностями в других отраслях права, способствуя укреплению конституционализма и конституционной законности; · навыками учета и систематизации правовых позиций Конституционного Суда РФ, их применения в соответствующих правовых ситуациях; · основываться на конституционных принципах при решении экономико-правовых, финансово-правовых и иных вопросов.
3. Планируемые результаты освоения учебной дисциплины В результате освоения дисциплины бакалавр должен: 1.4.1. Знать: общие категории и понятия конституционного права, а также специальные термины, применяемые в конституционно-правовом законодательстве; специфику конституционно-правовых отношений, права и обязанности субъектов конституционно-правовых отношений; источники конституционного права, их соотношение по юридической силе; значение, особенности и содержание Конституции Российской Федерации, этапы ее развития; значение и содержание основ конституционного строя Российской Федерации; конституционные характеристики Российского государства; конституционные основы экономической, общественно-политической и духовно-культурной деятельности в Российской Федерации; основы правового положения личности; становление и развитие института гражданства Российской Федерации, содержание конституционных прав, свобод и обязанностей человека и гражданина; способы защиты прав и свобод личности; федеративное устройство России, основные этапы его становления и развития; принципы современного российского федерализма; конституционно-правовой статус Российской Федерации и субъектов Российской Федерации; конституционные основы организации и обеспечения функционирования системы органов государственной власти и местного самоуправления. 1.4.2. Уметь: ● обобщать полученные знания в области конституционного права; ● правильно применять теоретические знания по конституционному праву, в том числе свободно оперировать конституционно-правовыми терминами и понятиями, точно их использовать в правотворческой и правоприменительной практике; ● правильно определять правовые акты, подлежащие применению в сфере конституционно-правового регулирования общественных отношений; ● анализировать нормативные правовые акты, регулирующие общественные отношения, относящиеся к предмету конституционного права; ●толковать конституционно-правовые нормы, применяя различные способы и виды толкования; ● анализировать решения Конституционного Суда Российской Федерации, руководствоваться ими в своей профессиональной деятельности; ● принимать правовые решения в соответствии с федеральным законодательством, законодательством субъектов Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами, регулирующими общественные отношения, относящиеся к предмету конституционного права; ● применять процедурные нормы конституционного права, необходимые для реализации конституционных прав, свобод и обязанностей человека и гражданина, полномочий органов и должностных лиц государственной власти и местного самоуправления. 1.4.3. Обладать следующими общекультурными компетенциями: · осознавать значимость конституционных ценностей для государства и общества; · осознавать социальную значимость своей будущей профессии для развития российского конституционализма; · развивать свой интеллектуальный уровень, основываясь на знаниях конституционного права; · быть готовым к самостоятельному обучению методам исследования конституционно-правовых явлений и процессов; · соблюдать принципы этики юриста; · анализировать современные конституционно значимые проблемы и процессы; · логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь; профессиональные компетенции: · использовать теоретические знания о конституционно-правовых нормах и отношениях на практике; · устанавливать соотношение конституционно-правовых норм по юридической силе, определять их место в иерархии правовых норм; · оценивать правовые явления с точки зрения их соответствия Конституции Российской Федерации, компетентно аргументировать свою позицию; · выявлять основные проблемы конституционно-правового регулирования и предлагать пути их решения; · участвовать в разработке проектов нормативных и правоприменительных актов по вопросам конституционного права, составлять юридические документы; · осуществлять экспертно-консультационную деятельность по вопросам конституционного права, в том числе проводить экспертизу конституционно-правовых актов в целях выявления в них коррупциогенных положений; · демонстрировать знание решений Конституционного Суда Российской Федерации и навыки их интерпретации и применения в соответствующей правовой ситуации; · преподавать основы конституционного права на необходимом теоретическом и методическом уровне.
4. Структура учебной дисциплины
(для очной формы обучения студентов)
Раздел I ВВЕДЕНИЕ В КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Раздел II ОСНОВЫ КОНСТИТУЦИОННОГО СТРОЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Раздел Ш ОСНОВЫ ПРАВОВОГО СТАТУСА ЛИЧНОСТИ Раздел IV ФЕДЕРАТИВНОЕ УСТРОЙСТВО РОССИИ Раздел V СИСТЕМА ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ И МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Общая трудоемкость дисциплины составляет 8 зачетных единиц, 288 часа; в т.ч. трудоемкость экзамена – ------------------------ часов.
Всего аудиторных часов – 104 час. (из них: лекции - 54 час., практические занятия – 72 час.) 1 семестр. Лекции – 36 часа, практические занятия – 36 час. 2 семестр. Лекции – 18 часов, практические занятия - 36 час.
5. Содержание дисциплины (программа курса) Раздел I Раздел II Раздел Ш Раздел IV Раздел V Тема 18. Федеральное Собрание Российской Федерации
Конституционно-правовое регулирование статуса Федерального Собрания и его палат. Регламенты палат. Федеральное Собрание – парламент Российской Федерации. Двухпалатная структура Федерального Собрания, ее характерные особенности. Порядок формирования палат Федерального Собрания. Совет Федерации: состав, порядок формирования. Государственная Дума, ее состав, порядок выборов депутатов. Вопросы ведения Совета Федерации. Акты Совета Федерации. Вопросы ведения Государственной Думы. Акты Государственной Думы. Роспуск Государственной Думы. Внутреннее устройство и органы палат. Внутреннее устройство и органы Совета Федерации. Совет палаты. Комитеты и комиссии. Внутреннее устройство и органы Государственной Думы. Совет Государственной Думы. Комитеты и комиссии. Фракции. Общий порядок работы палат Федерального Собрания. Общий порядок работы Совета Федерации. Общий порядок работы Государственной Думы. Парламентские слушания. Статус члена Совета Федерации и депутата Государственной Думы. Начало и прекращение полномочий члена Совета Федерации и депутата Государственной Думы. Формы деятельности членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы. Их права и обязанности, гарантии деятельности. Помощники члена Совета Федерации, депутат Государственной Думы. Неприкосновенность членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы. Парламентский контроль: понятие и пределы. Формы парламентского контроля. Парламентское расследование Федерального Собрания. Законодательный процесс. Виды законов. Стадии законодательного процесса. Понятие законодательной инициативы, ее субъекты. Порядок обсуждения законопроектов Государственной Думой. Особенности рассмотрения законопроектов по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Порядок голосования по законопроектам. Принятие закона. Участие Совета Федерации в законодательном процессе. Порядок разрешения разногласий палат в законодательном процессе. Подписание принятого федерального закона Президентом. Вето Президента, порядок его преодоления. Особенности порядка принятия федеральных конституционных законов. Опубликование и вступление в силу федеральных законов.
Практическая работа № 18:
Вопросы: 1. Конституционно-правовой статус Федерального Собрания РФ. 2. Порядок выборов депутатов Государственной Думы. 3. Порядок формирования Совета Федерации. 4. Организация работы Совета Федерации. 5. Организация работы Государственной Думы РФ. 6. Основания прекращения полномочий депутатов Государственной Думы и членов Совета Федерации.
Рекомендуемая литература по теме 18:
Основная литература:
1. Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации. Учебник для вузов. М., 2005. 2. Козлова Е.И., Кутафин О.В. Конституционное право России. Учебник для вузов. М., 2007. 3. Конституционное право РФ. Учебник для вузов. / М.В. Баглай. М., 2005. 4. Нудненко Л.А. Практикум по конституционному праву РФ. Учебное пособие. М., 2006. 5. Кутафин О.В. Конституционное право России. Учебник. М., 2003.
Дополнительная литература: 1. Федеральный закон от 5 июля 1999 г "О статусе депутата совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" // Собрание законодательства Российской Федерации. 1999. №28. Ст. 3466. 2. Федеральный закон от 11 января 1995 г. "О Счетной палате Российской Федерации"// Собрание законодательства Российской Федерации. 1995. №3. Ст. 167. 3. Федеральный закон от 5 августа 2000 г. "О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации" Российская газета. 2000. 8 авг. 4. Регламент Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 22 января 1998 г. // Собрание законодательства Российской Федерации. 1998. № 7. Ст. 801. 5. Голубева Е.И. Представительное учреждение в системе государственного управления России: начало и конец XX в. (сравнительный анализ). М., 1995. 6. Дмитриев Ю.А., Черкашин Е.Ю. Законодательные органы России от Новгородского веча до Федерального Собрания Ред. Варварина Е.Ф. М, 1995. 7. Иванова В.И. Парламент Российской Федерации. Правовое регулирование и организация деятельности. Учебное пособие. М., 1995. 8. Карташов Н.Н. Парламент России. Учебное пособие. Ред. Бутыркин М.К. Н.-Новгород, 1993. 9. Лысякова Л.М. Фракции и блоки российского парламента. Позиции и платформы по проблемам возрождения России, региональной политики, отношений со странами СНГ, внешней экономической и социальной политики. М., 1993. 10. Некрасов А.И., Емельянов Н.П., Артамонов Ю.Д. Возвращение Государственной Думы: первые после 1917 г. многопартийные выборы в России. Н. Новгород, 1994. 11. Овсянников А.А. История двух тысячелетий в датах. Справочное пособие для учащихся средних школ и студентов высших учебных заведений. Тула, 1996. 12. Парламентаризм в России: опыт и перспективы. М., 1994.
Самостоятельная работа
1. Подготовить авторефераты по темам: 1) История становления и развития российского парламентаризма; 2) Организация работы и полномочия Совета Федерации; 3) Организация работы и полномочия Государственной Думы; 4) Конституционно-правовой статус члена Совета Федерации и депутата Государственной Думы.
2. Составьте алгоритм «Законодательная власть в Российской Федерации».
Рекомендуемая литература для самостоятельной работы:
1. Парламентаризм в России. Федеральное Собрание 1993—1995 гг. V Государственная Дума, Совет Федерации. М., 1996. 2. Пятая Российская Государственная Дума. Ред. Рыбкин И.П. М., 1994. 3. Рыбкин И.П. Государственная Дума: пятая попытка. Очерк новейшей истории представительной власти в России. М., 1994. 4. Селезнев Г.Н. Вся власть - закону. М., 1996. 5. Федеральное Собрание России: опыт первых выборов. Ред. Васильева Т.А. М., 1994. 6. Федеральное Собрание: Совет Федерации. Государственная Дума. Справочник. По состоянию на 1 декабря 1994 г. Сост. Белончукин Г.В. М., 1995.
Образовательные технологии
Для освоения бакалаврами учебной дисциплины «Конституционное право РФ», получения знаний и формирования профессиональных компетенций используются следующие образовательные технологии: • лекция с элементами дискуссии, постановкой проблем, использованием метода провокации; • лекции - электронные презентации; • дискуссия; • мозговой штурм; • работа в малых группах; • презентация; • демонстрация; • выполнение эссе; • составление юридического документа; • комментирование научной статьи; • подготовка обзора научной литературы по теме; • составление рецензии на книгу (статью); • подготовка обзора правовых позиций Конституционного Суда РФ, Европейского Суда по правам человека по отдельным проблемам; • комментирование ответов студентов; • творческие задания; • решение задач; • анализ конкретных ситуаций; • составление резюме; • Сократов метод; • «мини-конференция»; • «круглый стол»; • интервьюирование; • составление таблиц и схем; • встречи с представителями государственных органов и органов местного самоуправления, общественных объединений; • тестирование; • ролевая игра и др.
14. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины и учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов
Тематика заданий разрабатывается вузом на основе фонда оценочных средств. Текущий контроль успеваемости осуществляется в следующих формах: • опрос; • проверка выполнения самостоятельных работ; • решение практических и ситуационных задач; • демонстрация презентаций; • терминологический диктант; • тестирование.
Учебно-методическое обеспечение Студентам рекомендуется осуществлять мониторинг публикаций по вопросам конституционного права в журналах «Конституционное и муниципальное право», «Государство и право», «Правоведение» и др., а также анализировать развитие федерального и регионального законодательства, регулирующего общественные отношения, относящиеся к предмету конституционного права. Законодательные и другие нормативно-правовые акты публикуются в «Собрании законодательства РФ», «Российской газете», «Парламентской газете». Следует также использовать справочные правовые системы «КонсультантПлюс», «Гарант». Полезно изучать судебные решения на сайтах судов: Конституционного Суда РФ (www.ksrf.ru), Высшего Арбитражного Суда РФ (www.arbitr.ru), Верховного Суда РФ (www.supcourt.ru).
Интернет-ресурсы
http://президент.рф – Президент Российской Федерации http://www.duma.gov.ru - Государственная Дума Федерального Собрания РФ http://council.gov.ru - Совет Федерации Федерального Собрания РФ news.kremlin.ru – «Президент России / События» constitution.kremlin.ru – Конституция Российской Федерации flag.kremlin.ru – государственная символика России http://www.government.ru/ - Правительство Российской Федерации http://www.minjust.ru - Министерство юстиции Российской Федерации http://www.cikrf.ru/ - ЦИК России http://ombudsmanrf.org/ - Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации http://www.gov.ru/main/regions/regioni-44.html - субъекты Российской Федерации в сети Ин-тернет http://www.constlaw.ru/ - Интернет-ресурс кафедры конституционного и муниципального права России МГЮА
16. Материально-техническое обеспечение учебной дисциплины
Материально-техническое обеспечение учебного процесса указывается в рабочей программе учебной дисциплины в рамках материально-технической базы вуза, обеспечивающей проведение всех видов дисциплинарной и междисциплинарной подготовки, лабораторной, практической и научно-исследовательской работы обучающихся, которые предусмотрены учебным планом вуза.
Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО по направлению подготовки 030900 Юриспруденция (квалификация (степень) бакалавр) _____________________________________________________________________
Разработчик: ГОУ ВПО «СыктГУ» К.ю.н., доцент Плоцкая О.А.
Карта Введение
Конституционное (государственное) право Российской Федерации является ведущей отраслью российского права, что объективно вытекает из тех общественных отношений, которые регулируются Конституцией – основным законом общества и государства. Поэтому и в учебном процессе курс конституционного права рассматривается как основополагающий в ряду других учебных дисциплин. При изучении данного курса студентам необходимо: во-первых, глубоко усвоить конституционные нормы, которыми регулируются важнейшие сферы общественной и государственной жизни нашей страны; во-вторых, знать федеральные конституционные и федеральные законы, регулирующие государственно-правовые отношения и выступающие наряду с Конституцией Российской Федерации важнейшими источниками конституционного права; в-третьих, знать законы субъектов Российской Федерации, которые регулируют многие сферы государственно-правовой жизни в регионах; в-четвертых, проработать учебную и научную литературу по данной дисциплине. Именно на такое усвоение материала по курсу «Конституционное (государственное) право Российской Федерации» нацелены предлагаемые программа, тематика практических занятий и контрольных работ, в соответствии с которыми и будет строиться курс лекций и практических занятий. Успешное изучение учебной дисциплины конституционного (государственного) права РФ предполагает не только освоение лекционного материала и закрепление его на практических занятиях, но и самостоятельную работу над конституционным законодательством, умение применять системный и сравнительный методы исследования предмета, ясно выражать свои мысли в устной и письменной формах. 1. Цели освоения учебной дисциплины
1.1. Бакалавр готовится к следующим видам профессиональной деятельности в сфере общественных отношений, регулируемых конституционным правом: нормотворческая; правоприменительная; правоохранительная; экспертно-консультационная; педагогическая.
1.2. Целью учебной дисциплины «Конституционное (государственное) право Российской Федерации» является формирование у бакалавров общекультурных и профессиональных компетенций, необходимых и достаточных для: осуществления нормотворческой, правоприменительной и правоохранительной профессиональной деятельности в органах государственной власти и местного самоуправления; осуществления правозащитной деятельности; осуществления экспертно-консультационной деятельности по вопросам основ конституционного строя, основ правового положения личности, государственного устройства, организации и обеспечения функционирования системы органов государства и местного самоуправления в России; толкования и применения Конституции РФ; преподавания основ конституционного права в образовательных учреждениях среднего профессионального образования.
1.3. Бакалавр способен решать следующие профессиональные задачи: обоснование и принятие в пределах должностных обязанностей решений, а также совершение действий, связанных с реализацией конституционно-правовых норм; участие в разработке и экспертизе нормативных правовых актов органов государственной власти и местного самоуправления – источников конституционного права; властно-организационная и правоприменительная деятельность в сфере государственной власти и местного самоуправления, разработка и экспертиза соответствующих правоприменительных актов; правозащитная деятельность, обжалование действий (бездействия), незаконных правовых актов органов и должностных лиц государственной власти и местного самоуправления; консультирование граждан по вопросам реализации и защиты их прав и свобод; консультирование органов и должностных лиц государственной власти и местного самоуправления в области конституционного права; участие в конституционно-правовых отношениях, обеспечении конституционной законности и правопорядка в сфере государственной власти и местного самоуправления, безопасности личности; преподавание основ конституционного права.
1.4. Формирование общекультурных и профессиональных компетенций по учебной дисциплине «Конституционное (государственное) право Российской Федерации».
2. Место учебной дисциплины в структуре ООП
2.1. Учебная дисциплина ««Конституционное (государственное) право Российской Федерации» относится к базовой части профессионального цикла ООП.
2.2. Изучению конституционного права предшествует овладение общенаучными, теоретико-правовыми и историко-правовыми знаниями, умениями и навыками. Общенаучной основой изучения конституционного права является философия, логика, экономика и социология. Студенты должны уметь применять знания в области философии, социологии, логики, экономики в конституционном праве, общенаучные методы познания государственно-правовых явлений. Предшествующие знания по дисциплине «Профессиональная этика» помогут студенту овладеть навыками оценки конституционно-правовых фактов и явлений с этической точки зрения. Кроме того до начала занятий по конституционному праву студент должен овладеть основными информационными технологиями, применяемыми в юридической деятельности, научиться пользоваться электронными базами данных, получать и перерабатывать правовую информацию. Теоретико-правовой основой конституционного права служат теория и история государства и права. «Входными» знаниями, необходимыми для овладения знаниями и навыками практической деятельности в области конституционного права, являются: общая юридическая терминология; понятия и категории теории государства и права; общеправовые принципы; механизм государства; роль государства и права в политической системе общества; механизм и средства правового регулирования, реализации права; юридическая техника. Важное значение имеют исторические знания основных этапов конституционно-правового развития России, а также знание законов логики и умение их применять в конкретных государственно-правовых ситуациях. 2.3. Взаимосвязь с последующими дисциплинами Полученные в результате изучения учебной дисциплины «Конституционное (государственное) право Российской Федерации» знания, умения и навыки являются важной составной частью профессиональной подготовки юриста. «Конституционное (государственное) право Российской Федерации» вооружает студентов: · способностью соотносить нормы других отраслей права с Конституцией Российской Федерации, выявлять правовые нормы, не соответствующие Конституции Российской Федерации; применять нормы Конституции Российской Федерации; · способностью толковать нормы конституционного права с учетом базовых конституционных принципов; · способностью руководствоваться конституционными ценностями в других отраслях права, способствуя укреплению конституционализма и конституционной законности; · навыками учета и систематизации правовых позиций Конституционного Суда РФ, их применения в соответствующих правовых ситуациях; · основываться на конституционных принципах при решении экономико-правовых, финансово-правовых и иных вопросов.
3. Планируемые результаты освоения учебной дисциплины В результате освоения дисциплины бакалавр должен: 1.4.1. Знать: общие категории и понятия конституционного права, а также специальные термины, применяемые в конституционно-правовом законодательстве; специфику конституционно-правовых отношений, права и обязанности субъектов конституционно-правовых отношений; источники конституционного права, их соотношение по юридической силе; значение, особенности и содержание Конституции Российской Федерации, этапы ее развития; значение и содержание основ конституционного строя Российской Федерации; конституционные характеристики Российского государства; конституционные основы экономической, общественно-политической и духовно-культурной деятельности в Российской Федерации; основы правового положения личности; становление и развитие института гражданства Российской Федерации, содержание конституционных прав, свобод и обязанностей человека и гражданина; способы защиты прав и свобод личности; федеративное устройство России, основные этапы его становления и развития; принципы современного российского федерализма; конституционно-правовой статус Российской Федерации и субъектов Российской Федерации; конституционные основы организации и обеспечения функционирования системы органов государственной власти и местного самоуправления. 1.4.2. Уметь: ● обобщать полученные знания в области конституционного права; ● правильно применять теоретические знания по конституционному праву, в том числе свободно оперировать конституционно-правовыми терминами и понятиями, точно их использовать в правотворческой и правоприменительной практике; ● правильно определять правовые акты, подлежащие применению в сфере конституционно-правового регулирования общественных о
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-19; просмотров: 218; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.133.206 (0.013 с.) |