Государственный строй, конституция, право



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Государственный строй, конституция, право



Федеративная Республика Германия - демократическое и социальное федеративное государство. Государственный строй, закрепленный в Основном законе, находит свое отражение в конституционных органах, в федерализме, а также в правопорядке и избирательной системе. Они определяют в Германии не только политическую действительность, но и жизнь людей.

Государственный герб   Государственный флаг  

 

Основной закон

 

Послевоенная Германия стала самым свободным и надежным государством, какое когда-либо существовало на германской земле. Этому очень во многом способствовала конституция (Основной закон). С одной стороны, он обеспечивает стабильность, с другой - оставляет место для изменений в духе времени. Он гарантирует каждому широкие права личности, свободы и социальную защищенность.

Ни к одной другой из прежних конституций граждане не относились с таким уважением. При этом конституция задумывалась поначалу как временная, потому и была названа Основным законом. Она была принята в 1949 г. с тем, чтобы придать государственной жизни "в переходный период" новый свободный, демократический порядок. Уже в преамбуле перед немецким народом по-прежнему была поставлена цель "обрести единство и свободу Германии в условиях свободного самоопределения". Страна, разделенная на западную и восточную части, должна была при первой же возможности снова объединиться, чтобы принять затем единую свободную конституцию.

Парламентский совет

Конституция была сформулирована Парламентским советом, членами которого были лица, делегированные уже существовавшими, свободно избранными парламентами федеральных земель. Из них по 27 человек были от СДПГ и ХДС/ХСС, 5 от СвДП и по 2 человека от Немецкой партии, Партии центра и коммунистов. Был использован их непосредственный опыт, приобретенный в условиях тоталитарного режима национал-социалистов, из которого все они извлекли урок. Поэтому во многих статьях заметно стремление избежать слабых мест, которые были характерны для Веймарской конституции, и создать государство с четким разграничением ответственности. После широкого обсуждения в комитетах и на пленарных заседаниях Парламентский совет под председательством Конрада Аденауэра принял Основной закон, который после его одобрения ландтагами был обнародован Парламентским советом 23 мая 1949 г. и тем самым вступил в силу. Поэтому 23 мая считается Днем германской конституции

Зафиксированное в Основном законе положение о стремлении к воссоединению Германии было реализовано в 1990 г. На базе Договора об объединении Германии от 31 августа 1990 г., который регулировал вхождение ГДР в сферу действия Основного закона Федеративной Республики Германия, заново были отредактированы преамбула и заключительные статьи конституции. Теперь в ее тексте зафиксировано, что со вхождением ГДР Германия 3 октября 1990 г. обрела свое единство.

Основные права

На первое место в конституции выдвинуты основные права и обязательство государства уважать и защищать достоинство человека, а также право каждого на свободное развитие личности. Это предоставляет широкую защиту от противоправных посягательств со стороны государства. И немцы, и иностранцы могут в равной мере ссылаться на необходимость уважать человеческое достоинство и на право свободного развития личности. К классическим свободам, перечисленным в Основном законе, относятся свобода вероисповедания и свобода совести, право на убежище, свобода слова, а также свобода искусства и науки, свобода печати и гарантия права собственности. Сюда следует добавить свободу собраний, свободу создания союзов и объединений, тайну переписки, почтовых отправлений, телефонных переговоров, право на свободу передвижения, выбор профессии, запрет на принудительный труд, неприкосновенность жилища, а также право на отказ от военной службы по соображениям совести.

Наряду со свободами зафиксированы и права равенства. Общий тезис о том, что все люди равны перед законом, конкретизируется в Основном законе положением о том, что никому не может быть причинен ущерб или оказано предпочтение по признакам пола, происхождения, расы, языка, места рождения и социального происхождения, вероисповедания, религиозных или политических взглядов. Никто не должен ущемляться и из-за своих недостатков (физических или умственных). Четко закреплено равноправие мужчины и женщины. Конституция гарантирует также всем германским гражданам равный доступ к государственной службе. В рамках основных прав брак и семья находятся под особой защитой государства.

Нельзя посягать на существо основного права. Основные права действуют непосредственно. Это - одно из важнейших отличий Основного закона от прежних германских конституций. Сегодня все три вида государственной власти - законодательная, исполнительная и судебная - обязаны строго соблюдать основные права. Каждый гражданин имеет право подать конституционную жалобу в Федеральный конституционный суд, если, по его мнению, он ущемлен в своих основных правах в результате решений или действий государства и перед этим безуспешно пытался добиться справедливости от компетентных судов.

 

Присоединившись к Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод и ратифицировав Международные пакты ООН по правам человека Федеративная Республика Германия поставила себя под международный контроль в области прав человека. Каждый может направить жалобу на нарушение прав человека в постоянно действующий Европейский суд по правам человека.

Основной закон

Послевоенная Германия стала самым свободным и надежным государством, какое когда-либо существовало на германской земле. Этому очень во многом способствовала конституция (Основной закон). С одной стороны, он обеспечивает стабильность, с другой - оставляет место для изменений в духе времени. Он гарантирует каждому широкие права личности, свободы и социальную защищенность.

 

Ни к одной другой из прежних конституций граждане не относились с таким уважением. При этом конституция задумывалась поначалу как временная, потому и была названа Основным законом. Она была принята в 1949 г. с тем, чтобы придать государственной жизни "в переходный период" новый свободный, демократический порядок. Уже в преамбуле перед немецким народом по-прежнему была поставлена цель "обрести единство и свободу Германии в условиях свободного самоопределения". Страна, разделенная на западную и восточную части, должна была при первой же возможности снова объединиться, чтобы принять затем единую свободную конституцию.

Федеральный президент

Главой государства в Федеративной Республике Германия является федеральный президент. Его избирает Федеральное собрание, конституционный орган, созываемый специально для этой цели. В его состав входят депутаты Бундестага и такое же число делегатов, избираемых земельными парламентами на началах пропорциональности. Порой в состав Федерального собрания входят также авторитетные деятели, не являющиеся депутатами. Федеральный президент избирается большинством голосов сроком на пять лет. Переизбрание допускается один раз.

Федеральный президент выполняет в основном представительские функции и как нейтральная сила и страж конституции играет уравновешивающую роль. От имени федерации он заключает договоры с иностранными государствами, аккредитует и принимает послов. Федеральный президент назначает и увольняет федеральных судей и чиновников, офицеров и унтер-офицеров. Он осуществляет право помилования от имени федерации, оформляет законы и обнародует их в Федеральном вестнике законов, если у него нет сомнений в том, что они появились на свет в предусмотренном конституцией порядке. Федеральный президент предлагает Бундестагу (с учетом мажоритарных соотношений) кандидата на пост федерального канцлера и назначает его на эту должность после избрания. По предложению федерального канцлера он назначает и увольняет федеральных министров.

 

Федеральный президент по особому олицетворяет политическое единство общества. Как надпартийный, уравновешивающий и нейтральный фактор он призван высказывать свою точку зрения по центральным политическим и общественным проблемам. Тем самым федеральный президент имеет возможность устанавливать критерии для политической и моральной ориентации граждан.

Бундестаг

 

Органом народного представительства Федеративной Республики Германия является Германский Бундестаг. Он избирается народом на четыре года. Досрочный роспуск парламента возможен только в виде исключения и входит в компетенцию федерального президента. Важнейшие задачи Бундестага: законодательство, выборы федерального канцлера и контроль за деятельностью правительства. Пленум Бундестага - это форум для крупных парламентских дебатов, особенно когда там обсуждаются решающие вопросы внешней и внутренней политики.

На, как правило, закрытых заседаниях парламентских комитетов осуществляется основная работа по подготовке каждого закона. В ходе них должны быть гармонизированы политическая воля и знания соответствующих экспертов, в том числе путем заслушивания последних. На комитеты возложена также и основная работа по парламентскому контролю за деятельностью правительства.

Это относится ко всем комитетам, начиная от комитета по внешней политике и кончая комитетом по бюджету, который имеет особое значение, так как олицетворяет собой суверенное право парламента утверждать бюджет. В комитет по петициям Германского Бундестага с прошениями и жалобами напрямую может обратиться любой гражданин.

 

Законы

С 1949 по 2002 г. на рассмотрение парламента были внесены свыше 9.200 законопроектов и приняты свыше 5.640. При этом речь идет преимущественно о внесении поправок в уже существующие законы. Большинство законопректов вносит федеральное правительство, меньшую часть - депутаты Бундестага или Бундесрат. В Бундестаге законопроекты проходят три чтения и, как правило, после первого чтения направляются в соответствующий комитет для квалифицированного обсуждения. В ходе третьего чтения происходит окончательное голосование. Закон (за исключением поправок к конституции) считается принятым, если за него подано большинство голосов. Основной закон проводит различие между простыми законами и законами, требующими одобрения Бундестага. Бундесрат имеет значительные возможности влиять и на простое законодательство. Он обладает правом инициативы, может обратиться в согласительный комитет и может опротестовать принятый Бундестагом закон. Законы нуждаются в одобрении Бундесратом прежде всего тогда, когда затрагиваются существенные интересы земель, например, когда они касаются финансов или суверенитета исполнительной власти земель. Кроме того, одобрение Бундесрата требуется при внесении поправок в конституции и тогда, когда затрагивается федеративная структура государства. Для внесения поправок в конституцию требуются две трети голосов в Бундестаге и столько же в Бундесрате.

Депутаты

Депутаты Германского Бундестага избираются в ходе всеобщих, прямых, свободных и равных выборов при тайном голосовании. Они являются представителями всего народа, не связаны наказами и указаниями и подчиняются лишь своей совести. Поэтому исключение или выход из партии не влекут за собой лишение мандата. Согласно своей партийной принадлежности депутаты объединяются во фракции, если для этого у них имеется необходимый минимум депутатских мест. Численность фракции определяет и число ее представителей в комитетах.

 

Председатель Бундестага по традиции избирается из рядов сильнейшей фракции. Он ведет пленарные заседания и следит за соблюдением парламентского регламента.

Бундесрат

Представительство 16 федеральных земель, Бундесрат, олицетворяет собой федеративное устройство государства и состоит из членов земельных правительств. Каждая федеральная земля в соответствии со своей численностью населения имеет в нем от 3 до 6 голосов. Благодаря Бундесрату федеральные земли участвуют в законодательной и исполнительной деятельности на уровне федерации. Бундесрат - это не орган земель, а федеральный орган, обладающий исключительно федеральными компетенциями.

При различной раскладке политических сил на уровне федерации и в землях Бундесрат может стать политическим противовесом и тем самым инструментом оппозиции, из чего не следует упрекать его в обструкционизме. Согласно твердо установленному порядку ротации Бундесрат избирает на год своего председателя из числа представленных в нем земель. Председатель Бундесрата исполняет обязанности федерального президента, когда последний не в состоянии их осуществлять.

Федеральное правительство

Федеральный канцлер и федеральные министры образуют федеральное правительство, федеральный кабинет. В рамках федерального правительства федеральный канцлер занимает по отношению к федеральным министрам самостоятельное, вышестоящее положение. Он председательствует в кабинете министров. Только он имеет право формировать правительство: он отбирает министров и выдвигает обязательное для федерального президента предложение об их назначении или увольнении. Кроме того, канцлер решает, сколько министров будет в кабинете, и определяет сферу их деятельности.

Сильные позиции канцлера основаны, прежде всего, на его директивной компетенции: он определяет основные направления правительственной политики. В рамках этих директив федеральные министры самостоятельно и под свою ответственность руководят работой вверенных им министерств. В практической политической деятельности в рамках правительственных коалиций канцлер должен учитывать договоренности с партнером по коалиции и убеждать в правильности своей политики парламентские фракции правящих партий.

Федеральный канцлер - единственный член кабинета, избираемый парламентом, и поэтому он в первую очередь подотчетен парламенту. Опосредованно подотчетны ему и федеральные министры.

 

Бундестаг может выразить федеральному канцлеру вотум недоверия лишь тогда, когда большинством голосов выберет его преемника ("конструктивный вотум недоверия"). Федеральный канцлер может поставить перед Бундестагом вопрос о доверии. Если ему будет отказано в доверии, федеральный президент по предложению федерального канцлера может распустить Бундестаг.

Такая процедура предусмотрена Основным законом с учетом сознательного отхода от Веймарской конституции. Она призвана предохранить правительство от возможности свержения оппозиционными группами, которых объединяет требование отставки правительства, но не единая альтернативная правительственная программа. Бундестаг, который собирается выразить вотум недоверия канцлеру, должен при этом большинством голосов избрать его преемника. Попытка свергнуть канцлера путем конструктивного вотума недоверия предпринималась до сих пор дважды, но лишь один раз имела успех: в результате вотума недоверия в октябре 1982 г. тогдашнему главе правительства Гельмуту Шмидту федеральным канцлером был избран Гельмут Коль.



Последнее изменение этой страницы: 2016-06-26; просмотров: 91; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 34.228.229.51 (0.014 с.)