Организационная структура высшей школы



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Организационная структура высшей школы



 

Большинство германских вузов являются государственными, они полностью финансируются государством или получают существенные государственные дотации. Частные вузы, как например университет Виттен-Хердеке, - это скорее исключение.

 

В государственных вузах не надо платить за учебу. В некоторых землях взимается плата за получение второго высшего образования или за слишком длинный срок учебы по вине самого студента. В 2002 г. Бундестаг принял закон, который и в будущем гарантирует бесплатное получение первого высшего образования при соблюдении нормальных сроков обучения.

 

Конституционные компетенции в области высшей школы распределены между федерацией и землями. Ответственность за текущую деятельность вузов лежит почти исключительно на землях. Однако федерация обладает компетенцией в том, что касается определения общих принципов функционирования высшей школы, которые отражены в федеральном Рамочном законе о высшей школе. На базе этого рамочного закона 16 земель издают свои законы, касающиеся вузов и регулирующие дальнейшие детали.

 

За расширение вузов и строительство новых федерация и земли отвечают совместно. Для выполнения этой задачи - после объединения Германии - потребовались большие усилия в восточногерманских землях. На модернизацию восточногерманских вузов было израсходовано 5,7 млрд. евро. Такая финансовая поддержка решающим образом содействовала тому, что и здесь на сегодня достигнуты международные стандарты. Однако в восточногерманских землях сохраняется потребность в мерах по санированию, перестройке вузов и строительству новых, а также в расширении специализированных вузов. Поэтому с 1999 г. федерация заметно увеличила свой финансовый вклад в необходимые инвестиции с целью модернизации вузов (до почти 1,1 млрд. евро в год в 2001 и 2002 гг.).

 

В духе Гумбольдта германские вузы прочно придерживаются принципа единства научных исследований и передачи знаний: студенты по возможности подключаются к осуществлению научно-исследовательских проектов. Вузы являются важнейшими очагами научных исследований во многих областях, прежде всего в сфере естественнонаучных фундаментальных исследований и гуманитарных наук. Растущее значение приобретают они и в области прикладных фундаментальных исследований. В сфере прикладных научных исследований и разработок вузы сотрудничают с другими научно-исследовательскими учреждениями и промышленными лабораториями. Это содействует воплощению теоретических познаний в практику и ускорению этого процесса. В сфере прикладных научных исследований решающую роль играют специализированные вузы. Они являются важными партнерами, прежде всего для мелких и средних предприятий. Часть своих задач в области научных исследований вузы финансируют с помощью дотаций со стороны предприятий, государства или таких учреждений, как Германское научно-исследовательское общество (третий источник финансирования).

 

В результате реформ, ставших следствием студенческого движения 60-х и 70-х годов, появилась модель "группового университета", пришедшая на смену вузам, где тон задавал преподавательский состав. В рамках этой модели действует принцип поступенчатого, функционально обоснованного участия всех членов вузовского коллектива в деятельности вуза. Для участия в вузовском волеизъявлении преподаватели (профессора и профессора-юниоры), студенты и прочие сотрудники вузов образуют свои группы. В таких делах, как научные исследования и назначение преподавательского состава группа преподавателей имеет большинство голосов. Возглавляет вуз, как правило, штатный ректор или президент, который избирается на несколько лет.

 

263 вуза объединились в рамках Конференции ректоров высшей школы. Эта организация содействует развитию сотрудничества между вузами, представляет их интересы перед лицом общественности, вырабатывает позиции по вопросам политики в области высшей школы и науки и поддерживает международные связи. Студенты самостоятельно решают свои дела в рамках существующего законодательства.

Культура

 

Государственная самостоятельность земель - в силу феде- ративного устройства Германии - ярче всего проявляется в области культуры. Основной закон предоставляет федера- ции лишь небольшие полномочия в этой сфере. Благодаря культурной самостоятельности земель сложились большие и малые культурные центры различного профиля. В Гер- мании никогда не было ведущего культурного центра. Разнообразная культурная жизнь процветает даже в небольших городках и общинах.

 

Это многообразие проявляется уже в распределении различных культурных учреждений и культурной деятельности по регионам Германии. Германская библиотека, федеральное учреждение, расположена во Франкфурте-на- Майне, Лейпциге и Берлине. Федеральный архив со штаб-квартирой в Кобленце имеет, в частности, свои филиалы в Берлине, Потсдаме, Фрайбурге и Байройте. Крупнейшая концентрация СМИ наблюдается в Гамбурге. Кёльн, Дюссельдорф и Кассель - три центра современного изобрази- тельного искусства. Больше всего театров в Берлине. Самые значительные музеи расположены в Берлине, Дрездене, Хильдесхайме, Франкфурте-на-Майне, Кёльне, Мюнхене, Нюрнберге и Штутгарте. Два важнейших литературных архива находятся в Марбахе и Веймаре.

 

Большинство культурных учреждений в Федеративной Республике находится в ведении городов и общин. Законодательство в области культуры - за некоторыми исключениями - является прерогативой земель.

 

В силу этого никогда не было федерального министерства культуры. Федеральное правительство учредило, однако, пост уполномоченного по делам культуры и СМИ в ранге госминистра. Он координирует всю деятельность федерации в области культуры, распределенную ранее между различными федеральными министерствами, и видит себя в качестве партнера для контактов и генератора идей в области культуры на федеральном уровне, а также представителя интересов немецкой культуры на международном, особенно на европейском уровне.

Литература

 

После Второй мировой войны немецкая литература сделала попытку начать все заново, что означало для многих писателей попытку описать шокирующий, нигилистский в прямом смысле этого слова опыт войны и разрухи. Часто за образец брались произведения иностранных авторов или же использовались философские позиции экзистенциализма и христианства. Примерами этого направления, не затрагивавшего напрямую политические темы и не стремившегося к реалистичности, а содержавшего размышления о вине немцев и о поражении Германии, подававшиеся с помощью религиозных и мировоззренческих образов, являются драма Вольфганга Борхерта "За дверью" (1947), рассказы Генриха Бёлля "Поезд пришел вовремя" (1949) и Арно Шмидта "Левиафан" (1949), лирика Поля Целана "Мак и память" (1952), произведения Гюнтера Айха и Петера Хухеля. При этом писатели часто опирались на традиции литературы модерна, которая в течение 12 лет подвергалась гонениям.

 

В литературе 50-х и 60-х годов сложилось направление, которое делает литературной темой сам способ рассмотрения недавнего прошлого. Во многих произведениях тех лет критика послевоенного "экономического чуда" сочетается со стремлением к преодолению прошлого. Фиксация на теме быстрого роста нового материального благополучия часто интерпретируется как бегство от ответственности за то, что происходило во времена нацистов. Примерами могут служить театральные пьесы и прозаические произведения швейцарцев Фридриха Дюрренматта и Макса Фриша. Наиболее значительные произведения были написаны Вольфгангом Кеппеном ("Теплица", 1953), Генрихом Беллем ("Не сказав ни слова", 1953; "Хлеб ранних лет", 1955; "Бильярд в половине десятого", 1959), Зигфридом Ленцем ("Урок немецкого", 1968) и Гюнтером Грассом ("Жестяной барабан", 1959; "Кошка и мышка", 1961; "Собачьи годы", 1963).

 

Центральную роль играла "Группа 47", основанное по инициативе Ханса Вернера Рихтера свободное объединение авторов, пишущих на немецком языке. Проводимые ею ежегодно писательские встречи (до 1967 года) были как литературным, так и во все большей мере политическим событием. Некоторые члены этой группы, среди которых тогда было немало известных писателей, рассматривали себя как своего рода "моральную инстанцию". Наиболее известные из них, Генрих Бёлль и Гюнтер Грасс, стали в 1972 и соответственно в 1999 г. лауреатами Нобелевской премии.

 

Наряду с этими писателями был и целый ряд других авторов, стремившихся не к интерпретации социальной действительности, а скорее к ее (внешне) безучастному изображению: Юрген Беккер, Рольф-Дитер Бринкман, Александр Клуге и Дитер Веллерсхоф. Вразрез с этими направлениями шла "конкретная поэзия" (Макс Бенсе, Ойген Гомрингер, Хельмут Хайсенбюттель, Франц Мон), пытавшаяся уйти от всякой предметности.

 

В середине 60-х годов в обществе начали происходить глубокие перемены: не только в Федеративной Республике, но и в других странах Запада. Вместе со "студенческими бунтами" 1968 года произошла явная радикализация критики по поводу "молчания отцов" о преступлениях национал-социализма. Тенденции к эстетизму в литературе клеймились как попытка завуалировать социальные и экономические основы системы, которая воспринималась как несправедливая. Многие писатели стремились к общественной и политической активности, отказываясь одновременно от полного ухода в политику. Показательным примером могут служить выступления многих литераторов против войны во Вьетнаме и за новую "восточную поли- тику". Характерным явлением стал также поиск новой роли литературы и новых литературных форм. Радикальным выражением новых взглядов могли служить тезис Ханса Магнуса Энценсбергера о "гибели литературы" или "Эстетика сопротивления" Петера Вайса.

 

К разряду такой политизированной литературы следует отнести также документальный театр (Рольф Хохут, "Наместник", 1963; Хайнер Кипхардт "Дело Роберта Оппенгеймера", 1964), который по своему содержанию и целям схож с жанром политического репортажа (Гюнтер Вальраф, "Вы там, наверху - мы здесь, внизу", 1973) и литературой о мире труда.

 

Наряду с этим были и писатели-одиночки, становившиеся центральными фигурами литературной жизни своего времени. Среди них выделялись Арно Шмидт и австриец Томас Бернхард. Творчество обоих писателей определяет серьезное и в то же время преломленное сквозь иронию изображение судьбы художника, живущего в мире равнодушия и бездуховности.

 

Австриец Петер Хандке, весьма популярный в конце 60-х годов, был одним из наиболее плодовитых писателей в первое десятилетие своей творческой деятельности. Если 60-е годы были еще полны новых начинаний, импульсов и движения вперед, то последующие годы, похоже, все больше свидетельствовали об истощении творческих средств и возможностей. Успешные авторы первых послевоенных десятилетий в своих романах и рассказах во многом утратили оригинальность и остроту мышления, а поко- ление 68-го года очень быстро умолкло или стало выражать себя в других сферах творчества.

 

Подобно ситуации, имевшей место в 1945 г., период 1989-90 гг. - период краха реально существующего социа- лизма, краха ГДР и Советского Союза (1991 г.) - повлек за собой глубокие изменения не только в историко-полити- ческом плане, но и в области культуры. Это коснулось, прежде всего, тех авторов, которые жили в ГДР и считали это государство - несмотря на все недостатки - лучшим из двух, существовавших на немецкой земле. С самого начала развитие литературы в ГДР пошло по другому пути, нежели в Федеративной Республике, особенно после того, как она присягнула на верность советскому литературному принципу "социалистического реализма". Тот, кто не желал подчиняться такого рода насильственным установкам, покидал страну: Уве Йонсон, Гюнтер Кунерт, Райнер Кунце, Сара Кирш,Юрек Беккер, а также Вольфганг Хильбиг вышли из под власти государства, желавшего управлять литературой.

 

Таким образом в 50-е и 60-е годы рождалась в значительной мере конформистская литература периода "строительства нового общества", литература историко-философского оптимизма, не имевшая ни новых форм, ни какого-либо соприкосновения с авангардистскими течениями XX века. В атмосфере духовной серости и идеологического однообразия выделялись лишь литературные произведения Кристы Вольф, Ирмтрауд Моргнер и Хайнера Мюллера. Даже в последние годы существования ГДР литературная критика, например, Кристофа Хейна, Фолькера Брауна, Ульриха Пленцдорфа, Петера Хакса, Стефана Хермлина или Стефана Хейма оставалась урывочной и сдержанной.

 

Новые тенденции

 

К числу выдающихся авторов последних 20 лет принадлежит Бото Штраус, в чьих рассказах и романах предпринята серьезная попытка охватить современность в момент ее "зависания в воздухе", заимствуя при этом мифологические построения в языке и сценическом оформлении, а также австрийка Эльфриде Йелиннек с ее страстными атаками на любые авторитарные или реставрационные тенденции. То, в какой мере последние образцы литературы мироощущений, отмеченные большой безучастностью, например, книги Юдит Херман ("Летний дом, позже", 1998 г.; "Ничего кроме призраков", 2003 г.), станут задавать тон и стиль, покажет время.

 

 

Фестивали театральные

 

В фестивальном календаре театралов, в частности, помечены: Берлинский театральный фестиваль, на котором в мае представляются наилучшие немец- коязычные постановки; Рурский фестиваль искусств в Реклингхаузене, который также проходит в мае и своими классическими и современными произведениями обращен к самой широкой публике, и фестиваль "Евросцена" в Лейпциге. Здесь же следует упомянуть такие фестивальные центры, историческое обрамление которых - замки, дворцы и церкви - создают живописный фон для исполнения, прежде всего, произведений классиков: Бад-Херсфельд, Людвигсбург, Швебиш-Халль, Ягстхаузен, Хайдплац в Регенсбурге, Вартбург под Айзенахом и многие другие. Большой популярностью пользуются также фестивали "Киссингенское лето", Фестиваль искусств им. Кальдерона в Бамберге и праздник "Хорнбергские стрельбы". Старейший фестиваль - Фестиваль страстей Христовых в Обераммергау, который проводится раз в 10 лет в связи с обетом, данным в "чумном" 1634 г. В последний раз он проходил в 2000 г.

 

Кинофестивали

 

За рубежом культурное воздействие и авторитет немецкого кино растут благодаря различным хорошо организованным фестивалям, имеющим международное значение. Наиболее важный кинофорум в Германии - Берлинский международный кинофестиваль, впервые ор- ганизованный в 1951 году. Вместе с фестивалями в Канне и Венеции он является одним из самых значительных в Европе и служит важным местом встреч для представи- телей кинематографа и кинобизнеса.Международный статус имеют и кинофестивали в Мангейме, Оберхаузене и Лейпциге. Специализированные кинофестивали и кино- праздники, устраиваемые в Хофе, Мюнхене, Любеке, Гам- бурге и других городах, также выдвигают немецкое кино на международную арену, содействуют дальнейшему развитию кинематографа и его экономической стабилизации.

 

Но несмотря на новые успехи немецкого кино, в репертуарах кинотеатров по-прежнему доминируют дорогостоящие голливудские фильмы, для которых Германия является главным рынком в Европе. К тому же кино приходится выдерживать все более острую конкурен- цию с телевидением и другими СМИ, особенно с постоянно растущим объемом развлекательных программ частных телерадиокомпаний, кабельного, спутникового, платного телевидения и видеоиндустрии. С другой стороны, все больше фильмов снимается в сотрудничестве с телевидением.

 



Последнее изменение этой страницы: 2016-06-26; просмотров: 102; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.92.28.52 (0.008 с.)