Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Федеральный конституционный судСодержание книги Поиск на нашем сайте
За соблюдением Основного закона следит Федеральный конституционный суд (ФКС). Горький опыт, накопленный между 1930 г. (последние годы Веймарской республики) и 1945 г., побудил отцов-основателей Основного закона обуздать политическую власть в государстве. Именно поэтому Парламентский совет внес в Основной закон положение о Федеральном конституционном суде с его широкими полномочиями. Только ФКС имеет право устанавливать, не создает ли какая-либо партия угрозу свободному и демократическому государственному строю и не является ли поэтому антиконституционной. В таком случае суд принимает решение о ее роспуске. Это подчеркивает большое значение ФКС в деле поддержания и стабилизации нынешнего конституционно-правового строя. ФКС начинает действовать только в том случае, когда к нему обращаются. Каждый гражданин имеет право подать в него конституционную жалобу, если, по его мнению, государство ущемило его основные права. Но, как правило, только после безуспешного обращения до этого в компетентные суды. Кроме того, суд разрешает споры между федерацией и землями или между отдельными федеральными органами. Он проверяет федеральные и земельные законы на их соответствие Основному закону. Если ФКС объявляет закон недействительным, его применение запрещается. При возникновении таких случаев ФКС может начать рассмотрение дела, в частности, тогда, когда в него обращаются определенные органы, например, федерального или земельных правительств, минимум одна треть депутатов парламента или суды. На сегодняшний день ФКС рассмотрел свыше 141.000 дел. Из них примерно 125.000 были конституционными жалобами, из которых лишь около 3.360 были удовлетворены (по состоянию на 31 декабря 2002 г.). То и дело суд рассматривал дела большой внутри- и внешнеполитической важности, за которыми пристально следила общественность. Судьи решали, например, совместимы ли с Основным законом миссии бундесвера за пределами зоны ответственности НАТО или как согласуется закрепленное в Основном законе право на жизнь с нормами уголовного права об абортах. Решениям судей из Карлсруэ приходилось подчиняться федеральным правительствам всех политических направлений. ФКС, расположенный в Карлсруэ (земля Баден-Вюртемберг), состоит из двух сенатов по восемь судей в каждом. Одна половина судей избирается Бундестагом, другая - Бундесратом. Срок полномочий - 12 лет. Переизбрание не допускается. Партии и выборы Современная демократия не может функционировать без конкурирующих между собой политических партий. Их представители, будучи избранными на определенный срок, выполняют задачи в области политического руководства и контрольные функции. Согласно Основному закону, партии играют важную роль в выработке политики. В статье 21 говорится: "Партии содействуют формированию политической воли народа". Партии
Из 36 партий, участвовавших в первых выборах в Бундестаг в 1949 г., в парламент вошли только 6. Сейчас в Бундестаге представлены 5 партий, а также отдельные депутаты, не имеющие собственной фракции. Сокращение числа партий обусловлено в первую очередь запретительной оговоркой, согласно которой в парламент попадают лишь партии, получившие в ходе выборов не менее 5 проц. поданных действительных вторых голосов или 3 прямых мандата ("пятипроцентный барьер"). Цель этого урегулирования - избежать раздробленности политического ландшафта, как это было в период Веймарской республики, и иметь возможность создавать в парламенте дееспособное правящее большинство. После парламентских выборов в сентябре 2002 г. в Бундестаге представлены следующие 5 партий: Христианско-демократический союз (ХДС), Социал-демократическая партия Германии (СДПГ), Свободная демократическая партия Германии (СвДП), Христианско-социальный союз (ХСС) и "Союз 90/Зеленые". У ХДС нет партийной организации в Баварии, в то время как ХСС действует только в Баварии. Однако в Бундестаге ХДС и ХСС образуют единую фракцию. СДПГ, ХДС, ХСС и СвДП появились между 1945 и 1947 г. в западных землях. Создание СДПГ - это повторное основание одноименной партии, за которую раньше голосовали в основном лица наемного труда. Остальные партии были новыми. ХДС и ХСС - в отличие от католической Партии центра времен Веймарской республики - старались привлечь к себе избирателей обоих христианских вероисповеданий. СвДП продолжила традиции германского либерализма. В 1979 г. на федеральном уровне была создана Партия зеленых. В 1993 г. она объединилась с " Союзом 90" из восточногерманских земель. На базе бывшей государственной партии ГДР, Социалистической единой партии Германии (СЕПГ), была создана Партия демократического социализма (ПДС). Федерализм и самоуправление Федеративная Республика Германия, как говорит уже само название, - это федерация, в состав которой входят несколько отдельных государств. Федеративное устройство государства (федерализм) выражается в том, что 16 федеральных земель - это не провинции, а государства со своей государственной властью. У них есть свои конституции, которые должны отвечать принципам республиканского, демократического и социального правового государства в духе Основного закона с тем, чтобы единые права, обязанности и условия жизни шли на пользу всем немцам. В остальном земли пользуются широкой свободой в том, что, по их мнению, следует особо подчеркнуть или описать в их конституции. Принцип федеративного государственного устройства относится к незыблемым принципам конституции. Однако нынешний состав земель не является неизменным: он будет таким до тех пор, пока этого хотят граждане, перед которыми стоит вопрос о новом перекраивании границ или объединении. Для нового административного деления территории федерации в Основном законе предусмотрены соответствующие процедуры. Федерализм Федеративное государственное устройство имеет большие конституционные традиции. Как показывает опыт Германии, в условиях федерализма особенности и проблемы регионов учитываются гораздо лучше, чем при централизованной правительственной власти. Германский федерализм сочетает в себе внешнее единство и внутреннее многообразие, как это, например, имеет место в США или Швейцарии. Федерализм позволяет намного лучше сохранять региональное многообразие, а гражданам в отдельных регионах солидаризироваться с политическим управлением и строительством в своем окружении. Кроме того, распределение задач между федерацией и землями является существенным элементом в системе разделения и баланса властей. Сюда относится и участие земель в политическом волеизъявлении на федеральном уровне, которое осуществляется через Бундесрат. Федеративная система открывает также шансы для конкуренции между землями и для экспериментирования на более мелком уровне. Так, отдельная земля может пробовать новое и создавать модели для проведения реформ во всей федерации, например, в области образования. Субсидиарность Конституция подчеркивает основные принципы федерализма, к которым относится и принцип субсидиарности. Согласно ему, на следующем, более высоком уровне улаживаются только те дела, которые невозможно столь же хорошо уладить на более низком уровне. В результате образуется своеобразная лестница, ведущая от каждого в отдельности, его семьи, окружения, городского района, города или деревни, к земле и федерации и далее к Европейскому Союзу и ООН.
Законодательство Этот принцип закреплен в статье 70 Основного закона, посвященной законодательству на уровне федерации. Согласно ему, земли имеют право осуществлять законодательство в той мере, в какой законодательные полномочия не закреплены Основным законом за федерацией. В принципе законодательство на федеральном уровне - это дело земель, если, конечно, четко не предусмотрено то, что компетенция федерации представляется более целесообразной. В силу этого компетенции федерации подразделяются на исключительное, конкурирующее и рамочное законодательство. К законодательству, входящему исключительно в компетенцию федерации, относятся, например, отношения с иностранными государствами, оборона, валютная, денежная, монетная системы, воздушное сообщение и часть налогового законодательства. В рамках конкурирующего законодательства земли имеют право принимать свои законы, если федерация не пользуется в данной сфере своим преимущественным положением. В то же время федерация может действовать в этих сферах лишь тогда, когда это отвечает общегосударственным интересам и служит созданию одинаковых жизненных условий или сохранению правового или экономического единства. К сферам конкурирующего законодательства относятся, в частности, гражданское и уголовное право, хозяйственное и атомное законодательство, трудовое и земельное право, а также законодательство по делам иностранцев, жилищное хозяйство, судоходство, дорожное движение, утилизация отходов, надзор за чистотой воздуха и борьба с шумом. Конституционная практика показала, что в этих сферах надо иметь единые правила. Практически в этих областях уже нет законодательной компетенции земель. За остальные сферы отвечают в первую очередь земли, но федерация может и здесь издавать рамочные предписания. Сюда следует отнести высшее образование, охрану природы и ландшафтов, территориальное планирование и регулирование водного режима. Целый ряд других надрегиональных, ориентированных в будущее задач, не перечисленных в Основном законе, сегодня также планируется, регулируется законами и финансируется федерацией и землями совместно. В 1969 г. они включены в Основной закон как "совместные задачи" и касаются расширения существующих и строительства новых вузов, улучшения региональной структуры экономики, сельского хозяйства, а также охраны побережья. Управление Федеральное управление осуществляется в основном лишь в сфере внешних сношений, посредничества в трудоустройстве, таможенной службы, федеральной пограничной охраны и бундесвера. Наибольшую часть административной деятельности земли осуществляют самостоятельно. Юрисдикция федерации ограничивается в основном Федеральным конституционным судом и другими федеральными судами. Эти суды обеспечивают единое толкование права. Все остальные суды - суды земель. Что касается законодательства, то землям отводятся те сферы, которые не находятся в ведении федерации или не переданы ей по Основному закону. Поэтому сегодня в законодательную сферу земель входит в значительной мере система образования и культурная политика, что отражает их "суверенитет в области культуры". Сюда следует отнести также коммунальное право и законодательство, регулирующее полицейскую службу. Сила земель выражается собственно в административном управлении и в участии в законодательной деятельности федерации через Бундесрат. Земли отвечают за все внутреннее административное управление. Одновременно их административный аппарат несет отвественность за исполнение большинства федеральных законов и постановлений. Задачи административного управления земель подразделяются на три категории. Во-первых, это задачи, которые находятся исключительно в ведении земель (например, школы, полиция, земельное планирование). Во-вторых, органы управления земель реализуют федеральное право как собственный круг деятельности и под свою ответственность (например, право строительного планирования, промысловое право, охрана окружающей среды). И, наконец, они реализуют федеральное право по поручению федерации (например, при строительстве федеральных автомобильных дорог или при финансовой поддержке профобучения). Таким образом в своей конституционной практике Федеративная Республика Германия превратилась в государство, в котором преобладают централизованное законодательство и федеративная система управления. Коммунальное самоуправление Кроме того, давние традиции в Германии имеет коммунальное самоуправление. Оно служит выражением свободы граждан и уходит корнями в привилегии вольных городов средневековья, когда городское право освобождало людей от оков феодального крепостничества (отсюда немецкая поговорка "Воздух города приносит свободу"). В наше время коммунальное самоуправление связывается в первую очередь с реформами барона Штейна, прежде всего с прусским городским уставом 1808 г. Основной закон продолжает эту традицию. В нем прямо гарантируется коммунальное самоуправление в городах, общинах и округах. В соответствии с этим они вправе самостоятельно решать все дела местного масштаба в рамках существующих законов. Все города, общины и округа должны иметь демократические структуры. Коммунальное право является делом земель. Коммунальные уставы отдельных земель в силу исторических причин отличаются друг от друга. Но практика коммунального управления во всех землях одинакова. В сферу действия права на самоуправление входят, прежде всего, общественный транспорт коммунального сектора, местное дорожное строительство, снабжение электроэнергией, водой и газом, канализация, градостроительное планирование. Сюда же относятся строительство и содержание школ, театров, музеев, больниц, спортивных сооружений и бассейнов. Общины занимаются также образованием для взрослых и работой с молодежью. Эти задачи города и общины решают в основном самостоятельно и под свою ответственность. Надзор за деятельностью коммун со стороны земель ограничивается, как правило, проверкой правомерности их действий. Многие локальные задачи общинам и мелким городам не под силу. Они могут выполняться округом, следующей по рангу административной единицей. Округ с его демократически избранными органами также является частью коммунального самоуправления. Сравнительно крупные города не входят в округа, они "безокружные". Коммунальное самоуправление и самостоятельность сведутся на нет, если у общин не будет средств для выполнения своих задач. Поэтому то и дело обсуждается вопрос о соразмерном финансировании общин. Последние имеют право взимать собственные налоги и сборы. Сюда относятся поземельный и промысловый налог. Кроме того, общины имеют право распоряжаться поступлениями от местных налогов на предметы потребления и на специфические формы использования доходов. Но для покрытия финансовых потребностей этого мало. Поэтому от федерации и земель общины получают, например, часть поступлений от налога на заработную плату, подоходного налога и налога с оборота. Сюда следует добавить и ассигнования в рамках системы распределения доходов между землями, которые затем используются каждой землей по своему усмотрению. Кроме того, общины взимают сборы за различные услуги. Коммунальное самоуправление предоставляет гражданам возможность участвовать в делах и контроле. На открытых собраниях они могут поговорить с выборными представителями общины, ознакомиться с проектом бюджета и обсудить новые проекты строительства. Города и общины - самые маленькие ячейки политической и общественной жизни. Они должны активно совершенствоваться, чтобы сохранить в государстве и обществе свободу и демократию.
Правопорядок Правовое поле в Федеративной Республике Германия охватывает почти все сферы жизни, поэтому современное законодательство представляет собой адаптацию или изменение существующих правовых норм в соответствии с ходом общественного развития и необходимостью решать возникающие в результате проблемы. Правопорядок определяется конституционным правом. Но при этом действуют также правовые нормы ЕС и нормы международного права. Федеральное право включает в себя около 1.900 законов и 3.000 правовых предписаний. Законы принимаются Бундестагом, предписания издаются федеральным правительством на основании этих законов. Земельное право охватывает - кроме полицейской службы и коммунального права - главным образом систему школ и университетов, а также печать, радио и телевидение. В историческом плане правовая система Федеративной Республики восходит к частично перенятому римскому праву и к многочисленным другим правовым источникам в различных областях. В XIX веке впервые была создана единая система частного права для всей Германской империи. Гражданский и Торговый кодексы до сих пор хранят либеральный дух периода своего возникновения. Главенствующим для них является принцип свободы заключения договоров.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-26; просмотров: 259; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.181.69 (0.014 с.) |