Всемирное культурное наследие 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Всемирное культурное наследие



Cтрана Германия ч.1

 

Федеративная Республика Германия расположена в центре Европы и связывает запад с востоком и север с югом. После объединения двух германских государств в 1990 г. самая населенная страна Европы граничит с девятью государствами. Будучи членом Европейского Союза и НАТО, Германия является партнером центрально- и восточноевропейских государств, взявших курс на присоединение к объединенной Европе.

 

Государственная территория Федеративной Республики Германия составляет 357.022 км2. Наибольшая протяженность с севера на юг по прямой линии - 876 км, с запада на восток - 640 км. В Германии проживают 82,6 млн. человек, для страны характерны культурное многообразие и региональные особенности, привлекательные города и ландшафты.

 

Дополнительная информация о населении Германии, ее экономике, системе образовании и окружающей среде, включая соответствующие графические изображения, представлена на сайте Федерального статистического ведомства.

Ссылка на: http://www.destatis.de/download/d/veroe/deutschland03.pdf

 

Ландшафты

 

Германские ландшафты чрезвычайно разнообразны. Низкие и высокие горные цепи перемежаются с плоскогорьями, холмистыми, гористыми и озерными ландшафтами и широкими равнинами. С севера на юг Германия делится на пять больших ландшафтных зон.

 

Для Северо-Германской низменности характерны богатые озерами, холмистые ландшафты с пустошами и торфяными болотами, с плодородными землями, подступающими к средневысотному горному порогу. Здесь расположены такие низменности, как Нижне-Рейнская, Вестфальская и Саксонско-Тюрингенская. В Северном море, неподалеку от побережья, находятся такие острова, как Боркум, Нордерней, Зильт, а также Гельголанд. В Балтийском море расположены острова Рюген, Хиддензе и Фемарн. На балтийском побережье встречаются как пологие песчаные, так и скалистые обрывистые берега. Между Северным и Балтийскими морями раскинулась низменная холмистая местность - Гольштейнская Швейцария.

 

Средневысотный горный порог служит границей между севером и югом Германии. Долина среднего Рейна и гессенские котловины служат естественными ориентирами для транспортных магистралей, связывающих север с югом. К Среднегорью относятся Хунсрюк, Эйфель, Таунус и Вестервальд. В центре Германии расположен горный массив Гарц. На востоке Германии, в частности, - Баварский Лес, Фихтельгебирге и Рудные горы.

 

На краю Верхне-Рейнской низменности находятся Шварцвальд, Шпессарт и Швабский Альб. Рейн, важнейшая транспортная артерия между севером и югом, прокладывает себе дорогу по узкой долине сквозь Рейнский Сланцевый массив.

 

Облик Южно-Германского альпийского предгорья определяют холмы и крупные озера на юге, а также щебнистые равнины, Нижне-Баварская холмистая местность и Дунайская низменность. Для этого ландшафта характерны также торфяные болота, цепи куполовидных холмов с озерами (Кимзе, Штарнбергское озеро) и небольшие деревни.

 

Германская часть Альп между Боденским озером и Берхтесгаденом совсем небольшая. Она ограничена Альгойскими, Баварскими и Берхтесгаденскими Альпами. В окружении альпийских горных вершин расположены живописные озера, например Кенигсзе под Берхтесгаденом, и популярные туристические места, в частности, Гармиш-Партенкирхен и Миттенвальд.

 

Kлимат

 

Германия расположена в зоне умеренно-прохладных западных ветров между Атлантическим океаном и континентальным климатом на востоке. Большие температурные колебания происходят редко. Осадки выпадают во все времена года. Зимой средняя температура колеблется от 1,5 градусов Цельсия на низменности до минус 6 градусов в горах. Средние показатели в июле: 18 градусов Цельсия на низменности и 20 градусов в защищенных долинах юга. Исключение составляют верхний Рейн-Грабен со своим очень мягким климатом, Верхняя Бавария, где регулярно дует фён, теплый альпийский южный ветер, и, как отдельная климатическая зона, Гарц с его суровыми ветрами, прохладным летом и многоснежной зимой.

 

Люди

 

В Германии проживают около 82,6 млн. человек, из них около 7,3 млн. не немецкого происхождения. Доля последних среди всего населения составляет 8,9 проц. И это означает многообразие, чему способствуют проживающие в Германии мигранты, национальные меньшинства, регионы и земли с их традициями и диалектами.

 

Население

 

Оно распределено по территории Германии весьма неравномерно. Примерно треть жителей, около 25 млн., проживают в 82 крупных городах. Около 50,5 млн. проживают в общинах и городах с населением от 2.000 до 100.000 человек, примерно 6,4 млн. - в населенных пунктах, насчитывающих менее 2.000 человек. После объединения Германии быстро растет население в регионе Берлина, где сейчас насчитывется свыше 4,3 млн. жителей. В промышленных областях на Рейне и Руре, где один город плавно переходит в другой, проживают более 11 млн. человек, около 1.100 человек на квадратный километр. В отличие от этих густонаселенных районов имеются весьма малонаселенные области, например, большие пространства Бранденбурга и Мекленбурга-Передней Померании.

 

В целом Германия с ее плотностью населения 230 человек на квадратный километр является одной из самых густонаселенных стран Европы, при этом имеются заметные различия между территорией прежней Федеративной Республики и территорией бывшей ГДР. В новых федеральных землях и в восточной части Берлина плотность населения составляет 140 человек на квадратный километр, а в старых федеральных землях - 267.

 

По коэффициенту рождаемости (9 новорожденных на 1000 жителей в год) Германия относится к странам с самой низкой рождаемостью. Детей рождается слишком мало, и они рождаются слишком поздно. Первый ребенок у женщин рождается в основном когда им уже за 30, и на каждую женщину сегодня приходится в среднем всего 1,3 ребенка. Тем не менее численность населения за последние годы оставалась стабильной. Дефицит новорожденных был компенсирован за счет притока около 3 млн. мигрантов. Низкий уровень рождаемости и растущая продолжительность жизни (у новорожденных мальчиков она составляет сегодня 74,4 года, у девочек - 80,6 лет) влияют, однако, на возрастную структуру населения. Предполагается, что доля людей старше 60 лет вырастет с 23 проц. на сегодняшний день до примерно 30 проц. в 2030 г.; соотношение между теми, кто активно участвует в трудовой жизни, и теми, кто находится на пенсии, смещается в сторону последних.

 

Предпочтительной формой совместного проживания по-прежнему является семья. Подавляющее большинство людей живут семьями, половина из них - в традиционной семье, где есть два супруга и дети. Однако среди растущего числа домашних хозяйств наблюдается тенденция к малым семьям. Каждый четвертый житель крупного города живет один, в сельской местности и небольших городах - примерно каждый седьмой. Около 2,4 млн. человек, в основном женщины, - это родители-одиночки.

 

Hемецкий язык

 

Немецкий язык принадлежит к большой группе индогерманских языков, а в ее рамках - к германским языкам, и является родственным с датским, норвежским, шведским, нидерландским и фламандским языками, а также с английским языком. В конце средневековья существовало множество региональных литературных языков. Благодаря широкому распространению перевода Библии на немецкий язык, сделанного Лютером, постепенно утвердился единый литературный язык, который базируется в основном на саксонском (майсенском) канцелярском языке.

 

В Германии говорят на многих диалектах. По диалекту и выговору в большинстве случаев можно установить, из какого региона тот или иной человек. Если бы, например, мекленбуржец и баварец беседовали между собой, - каждый на своем диалекте - то они с трудом понимали бы друг друга. В свое время на территории нынешней Германии проживали различные племена, например, франки, саксы, швабы и бавары. Теперь этих древних племен в их первоначальном облике давно уже нет, однако их традиции и диалекты продолжают существовать в рамках региональных групп.

 

За пределами Германии на немецком языке говорят в Австрии, Лихтенштейне, на большей части территории Швейцарии, в Южном Тироле (Северная Италия), в Северном Шлезвиге (Дания) и в небольших регионах в Бельгии и Люксембурге, расположенных вдоль границы с Германией. Да и немецкие меньшинства в Польше, Румынии и в государствах бывшего Советского Союза отчасти сохранили свой язык. Немецкий язык является родным для более 100 млн. человек. Примерно каждая десятая книга, выпускаемая в мире, написана на немецком языке.

 

Hациональные меньшинства

 

В Германии живут четыре национальных меньшинства: датчане, фризы, немецкие цыгане и лужичане (сорбы). Четыре этих группы подпадают под действие "Рамочной конвенции Совета Европы о защите национальных меньшинств", ратифицированной Германией в 1997 году. Языки этих меньшинств – датский, северо-фризский, затерландско-фризский, цыганский, нижне- и верхне-лужицкий – пользуются поддержкой в соответствии с Европейской хартией о региональных языках или языках меньшинств, ратифицированной Германией в 1998 году.

 

Около 50 тысяч датчан, имеющих германское гражданство, живут в федеральной земле Шлезвиг-Гольштейн (регион Шлезвиг), составляя там национальное меньшинство после поражения Дании в войне 1864 года.

Фризы, живущие в прибрежных районах Северного моря, известны как местные жители примерно с начала летоисчисления (сначала в нидерландской Западной Фрисландии и в немецкой Восточной Фрисландии). В Северную Фрисландию фризы переселились примерно в VII веке, а в Затерланд – в период с 1100 по 1400 гг.

 

Цыгане (синти и рома) упоминаются в исторических документах Германии с XIV века. Цыган с германским гражданством насчитывается около 70 тысяч, живут они преимущественно в крупных агломерациях, а также в небольших городах по всей Германии.

 

Лужичане (сорбы) переселились на территории к востоку от Эльбы и Заале, с которых ушли германские племена, примерно начиная с 600 года. Сейчас в Нижнем Лаузице (земля Бранденбург) проживают около 20 тысяч нижних лужичан, а в Верхнем Лаузице (земля Саксония) – примерно 40 тысяч верхних лужичан.

Все четыре национальных меньшинства имеют свои организации и ведут активную культурную жизнь. Финансовую помощь в этом им оказывают как федеральный, так и земельный уровни.

 

Иностранцы в Германии

 

В настоящее время в Германии проживает около 7,3 млн. иностранцев, что составляет 8,9% всего населения. В период с середины 1950-х по конец 1973 года в Западную Германию приехало большое количество иностранных работников. Бурно развивавшаяся экономика требовала дополнительной рабочей силы, которая вербовалась, прежде всего, в государствах средиземноморского региона, сначала в Италии, затем в Испании, Португалии, бывшей Югославии, Турции, а также в Тунисе и Марокко. Многие из них остались в Германии, а позже перевезли сюда и свои семьи. На конец 2003 года примерно одна треть иностранцев проживала в Германии более двадцати лет, а около двух третей – более 8 лет. Более двух третей проживающих в Германии детей-иностранцев родились здесь. С 2000-го года рожденные в Федеративной Республике Германия дети родителей-иностранцев при определенных условиях получают германское гражданство (см. об этом раздел «Гражданство»). Большинство живущих в стране иностранцев интегрировались, многие из них заняли руководящие позиции или организовали собственное дело. Браки между иностранцами и немцами заключаются все чаще и становятся обычным явлением. С 1970 года около 3,2 миллионов иностранцев получили германское гражданство.

 

Земли

 

Германия состоит из 16 федеральных земель, которые самостоятельно несут государственную ответственность; некоторые из них имеют давние традиции. Германия всегда была разделена на земли, но в течение веков ее географическая карта часто менялась. Федеральные земли в их нынешнем виде сформировались после 1945 г., при этом частично учитывались как традиционная общность землячеств, так и исторически сложившиеся границы.

 

До объединения Германии в 1990 г. Федеративная Республика состояла сначала из 10, позднее (после возвращения Саара в ее состав 1 января 1957 г.) из 11 земель, которые были образованы в оккупационных зонах западных держав (США, Великобритании, Франции). После войны в советской оккупационной зоне, на территории будущей ГДР, также образованы пять земель, которые, однако, в 1952 г. были преобразованы в 14 округов. После первых свободных выборов 18 марта 1990 г. было принято решение образовать на территории ГДР пять новых земель. В основном они были созданы в границах до 1952 г. 3 октября 1990 г. произошло присоединение ГДР и тем самым земель Бранденбург, Мекленбург-Передняя Померания, Саксония, Саксония-Ангальт и Тюрингия к Федеративной Республике. Одновременно восточная часть Берлина объединилась с западной.

 

Основной закон

 

Послевоенная Германия стала самым свободным и надежным государством, какое когда-либо существовало на германской земле. Этому очень во многом способствовала конституция (Основной закон). С одной стороны, он обеспечивает стабильность, с другой - оставляет место для изменений в духе времени. Он гарантирует каждому широкие права личности, свободы и социальную защищенность.

Ни к одной другой из прежних конституций граждане не относились с таким уважением. При этом конституция задумывалась поначалу как временная, потому и была названа Основным законом. Она была принята в 1949 г. с тем, чтобы придать государственной жизни "в переходный период" новый свободный, демократический порядок. Уже в преамбуле перед немецким народом по-прежнему была поставлена цель "обрести единство и свободу Германии в условиях свободного самоопределения". Страна, разделенная на западную и восточную части, должна была при первой же возможности снова объединиться, чтобы принять затем единую свободную конституцию.

Парламентский совет

Конституция была сформулирована Парламентским советом, членами которого были лица, делегированные уже существовавшими, свободно избранными парламентами федеральных земель. Из них по 27 человек были от СДПГ и ХДС/ХСС, 5 от СвДП и по 2 человека от Немецкой партии, Партии центра и коммунистов. Был использован их непосредственный опыт, приобретенный в условиях тоталитарного режима национал-социалистов, из которого все они извлекли урок. Поэтому во многих статьях заметно стремление избежать слабых мест, которые были характерны для Веймарской конституции, и создать государство с четким разграничением ответственности. После широкого обсуждения в комитетах и на пленарных заседаниях Парламентский совет под председательством Конрада Аденауэра принял Основной закон, который после его одобрения ландтагами был обнародован Парламентским советом 23 мая 1949 г. и тем самым вступил в силу. Поэтому 23 мая считается Днем германской конституции

Зафиксированное в Основном законе положение о стремлении к воссоединению Германии было реализовано в 1990 г. На базе Договора об объединении Германии от 31 августа 1990 г., который регулировал вхождение ГДР в сферу действия Основного закона Федеративной Республики Германия, заново были отредактированы преамбула и заключительные статьи конституции. Теперь в ее тексте зафиксировано, что со вхождением ГДР Германия 3 октября 1990 г. обрела свое единство.

Основные права

На первое место в конституции выдвинуты основные права и обязательство государства уважать и защищать достоинство человека, а также право каждого на свободное развитие личности. Это предоставляет широкую защиту от противоправных посягательств со стороны государства. И немцы, и иностранцы могут в равной мере ссылаться на необходимость уважать человеческое достоинство и на право свободного развития личности. К классическим свободам, перечисленным в Основном законе, относятся свобода вероисповедания и свобода совести, право на убежище, свобода слова, а также свобода искусства и науки, свобода печати и гарантия права собственности. Сюда следует добавить свободу собраний, свободу создания союзов и объединений, тайну переписки, почтовых отправлений, телефонных переговоров, право на свободу передвижения, выбор профессии, запрет на принудительный труд, неприкосновенность жилища, а также право на отказ от военной службы по соображениям совести.

Наряду со свободами зафиксированы и права равенства. Общий тезис о том, что все люди равны перед законом, конкретизируется в Основном законе положением о том, что никому не может быть причинен ущерб или оказано предпочтение по признакам пола, происхождения, расы, языка, места рождения и социального происхождения, вероисповедания, религиозных или политических взглядов. Никто не должен ущемляться и из-за своих недостатков (физических или умственных). Четко закреплено равноправие мужчины и женщины. Конституция гарантирует также всем германским гражданам равный доступ к государственной службе. В рамках основных прав брак и семья находятся под особой защитой государства.

Нельзя посягать на существо основного права. Основные права действуют непосредственно. Это - одно из важнейших отличий Основного закона от прежних германских конституций. Сегодня все три вида государственной власти - законодательная, исполнительная и судебная - обязаны строго соблюдать основные права. Каждый гражданин имеет право подать конституционную жалобу в Федеральный конституционный суд, если, по его мнению, он ущемлен в своих основных правах в результате решений или действий государства и перед этим безуспешно пытался добиться справедливости от компетентных судов.

 

Присоединившись к Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод и ратифицировав Международные пакты ООН по правам человека Федеративная Республика Германия поставила себя под международный контроль в области прав человека. Каждый может направить жалобу на нарушение прав человека в постоянно действующий Европейский суд по правам человека.

Основной закон

Послевоенная Германия стала самым свободным и надежным государством, какое когда-либо существовало на германской земле. Этому очень во многом способствовала конституция (Основной закон). С одной стороны, он обеспечивает стабильность, с другой - оставляет место для изменений в духе времени. Он гарантирует каждому широкие права личности, свободы и социальную защищенность.

 

Ни к одной другой из прежних конституций граждане не относились с таким уважением. При этом конституция задумывалась поначалу как временная, потому и была названа Основным законом. Она была принята в 1949 г. с тем, чтобы придать государственной жизни "в переходный период" новый свободный, демократический порядок. Уже в преамбуле перед немецким народом по-прежнему была поставлена цель "обрести единство и свободу Германии в условиях свободного самоопределения". Страна, разделенная на западную и восточную части, должна была при первой же возможности снова объединиться, чтобы принять затем единую свободную конституцию.

Федеральный президент

Главой государства в Федеративной Республике Германия является федеральный президент. Его избирает Федеральное собрание, конституционный орган, созываемый специально для этой цели. В его состав входят депутаты Бундестага и такое же число делегатов, избираемых земельными парламентами на началах пропорциональности. Порой в состав Федерального собрания входят также авторитетные деятели, не являющиеся депутатами. Федеральный президент избирается большинством голосов сроком на пять лет. Переизбрание допускается один раз.

Федеральный президент выполняет в основном представительские функции и как нейтральная сила и страж конституции играет уравновешивающую роль. От имени федерации он заключает договоры с иностранными государствами, аккредитует и принимает послов. Федеральный президент назначает и увольняет федеральных судей и чиновников, офицеров и унтер-офицеров. Он осуществляет право помилования от имени федерации, оформляет законы и обнародует их в Федеральном вестнике законов, если у него нет сомнений в том, что они появились на свет в предусмотренном конституцией порядке. Федеральный президент предлагает Бундестагу (с учетом мажоритарных соотношений) кандидата на пост федерального канцлера и назначает его на эту должность после избрания. По предложению федерального канцлера он назначает и увольняет федеральных министров.

 

Федеральный президент по особому олицетворяет политическое единство общества. Как надпартийный, уравновешивающий и нейтральный фактор он призван высказывать свою точку зрения по центральным политическим и общественным проблемам. Тем самым федеральный президент имеет возможность устанавливать критерии для политической и моральной ориентации граждан.

Бундестаг

 

Органом народного представительства Федеративной Республики Германия является Германский Бундестаг. Он избирается народом на четыре года. Досрочный роспуск парламента возможен только в виде исключения и входит в компетенцию федерального президента. Важнейшие задачи Бундестага: законодательство, выборы федерального канцлера и контроль за деятельностью правительства. Пленум Бундестага - это форум для крупных парламентских дебатов, особенно когда там обсуждаются решающие вопросы внешней и внутренней политики.

На, как правило, закрытых заседаниях парламентских комитетов осуществляется основная работа по подготовке каждого закона. В ходе них должны быть гармонизированы политическая воля и знания соответствующих экспертов, в том числе путем заслушивания последних. На комитеты возложена также и основная работа по парламентскому контролю за деятельностью правительства.

Это относится ко всем комитетам, начиная от комитета по внешней политике и кончая комитетом по бюджету, который имеет особое значение, так как олицетворяет собой суверенное право парламента утверждать бюджет. В комитет по петициям Германского Бундестага с прошениями и жалобами напрямую может обратиться любой гражданин.

 

Законы

С 1949 по 2002 г. на рассмотрение парламента были внесены свыше 9.200 законопроектов и приняты свыше 5.640. При этом речь идет преимущественно о внесении поправок в уже существующие законы. Большинство законопректов вносит федеральное правительство, меньшую часть - депутаты Бундестага или Бундесрат. В Бундестаге законопроекты проходят три чтения и, как правило, после первого чтения направляются в соответствующий комитет для квалифицированного обсуждения. В ходе третьего чтения происходит окончательное голосование. Закон (за исключением поправок к конституции) считается принятым, если за него подано большинство голосов. Основной закон проводит различие между простыми законами и законами, требующими одобрения Бундестага. Бундесрат имеет значительные возможности влиять и на простое законодательство. Он обладает правом инициативы, может обратиться в согласительный комитет и может опротестовать принятый Бундестагом закон. Законы нуждаются в одобрении Бундесратом прежде всего тогда, когда затрагиваются существенные интересы земель, например, когда они касаются финансов или суверенитета исполнительной власти земель. Кроме того, одобрение Бундесрата требуется при внесении поправок в конституции и тогда, когда затрагивается федеративная структура государства. Для внесения поправок в конституцию требуются две трети голосов в Бундестаге и столько же в Бундесрате.

Депутаты

Депутаты Германского Бундестага избираются в ходе всеобщих, прямых, свободных и равных выборов при тайном голосовании. Они являются представителями всего народа, не связаны наказами и указаниями и подчиняются лишь своей совести. Поэтому исключение или выход из партии не влекут за собой лишение мандата. Согласно своей партийной принадлежности депутаты объединяются во фракции, если для этого у них имеется необходимый минимум депутатских мест. Численность фракции определяет и число ее представителей в комитетах.

 

Председатель Бундестага по традиции избирается из рядов сильнейшей фракции. Он ведет пленарные заседания и следит за соблюдением парламентского регламента.

Бундесрат

Представительство 16 федеральных земель, Бундесрат, олицетворяет собой федеративное устройство государства и состоит из членов земельных правительств. Каждая федеральная земля в соответствии со своей численностью населения имеет в нем от 3 до 6 голосов. Благодаря Бундесрату федеральные земли участвуют в законодательной и исполнительной деятельности на уровне федерации. Бундесрат - это не орган земель, а федеральный орган, обладающий исключительно федеральными компетенциями.

При различной раскладке политических сил на уровне федерации и в землях Бундесрат может стать политическим противовесом и тем самым инструментом оппозиции, из чего не следует упрекать его в обструкционизме. Согласно твердо установленному порядку ротации Бундесрат избирает на год своего председателя из числа представленных в нем земель. Председатель Бундесрата исполняет обязанности федерального президента, когда последний не в состоянии их осуществлять.

Федеральное правительство

Федеральный канцлер и федеральные министры образуют федеральное правительство, федеральный кабинет. В рамках федерального правительства федеральный канцлер занимает по отношению к федеральным министрам самостоятельное, вышестоящее положение. Он председательствует в кабинете министров. Только он имеет право формировать правительство: он отбирает министров и выдвигает обязательное для федерального президента предложение об их назначении или увольнении. Кроме того, канцлер решает, сколько министров будет в кабинете, и определяет сферу их деятельности.

Сильные позиции канцлера основаны, прежде всего, на его директивной компетенции: он определяет основные направления правительственной политики. В рамках этих директив федеральные министры самостоятельно и под свою ответственность руководят работой вверенных им министерств. В практической политической деятельности в рамках правительственных коалиций канцлер должен учитывать договоренности с партнером по коалиции и убеждать в правильности своей политики парламентские фракции правящих партий.

Федеральный канцлер - единственный член кабинета, избираемый парламентом, и поэтому он в первую очередь подотчетен парламенту. Опосредованно подотчетны ему и федеральные министры.

 

Бундестаг может выразить федеральному канцлеру вотум недоверия лишь тогда, когда большинством голосов выберет его преемника ("конструктивный вотум недоверия"). Федеральный канцлер может поставить перед Бундестагом вопрос о доверии. Если ему будет отказано в доверии, федеральный президент по предложению федерального канцлера может распустить Бундестаг.

Такая процедура предусмотрена Основным законом с учетом сознательного отхода от Веймарской конституции. Она призвана предохранить правительство от возможности свержения оппозиционными группами, которых объединяет требование отставки правительства, но не единая альтернативная правительственная программа. Бундестаг, который собирается выразить вотум недоверия канцлеру, должен при этом большинством голосов избрать его преемника. Попытка свергнуть канцлера путем конструктивного вотума недоверия предпринималась до сих пор дважды, но лишь один раз имела успех: в результате вотума недоверия в октябре 1982 г. тогдашнему главе правительства Гельмуту Шмидту федеральным канцлером был избран Гельмут Коль.

Партии и выборы

Современная демократия не может функционировать без конкурирующих между собой политических партий. Их представители, будучи избранными на определенный срок, выполняют задачи в области политического руководства и контрольные функции. Согласно Основному закону, партии играют важную роль в выработке политики. В статье 21 говорится: "Партии содействуют формированию политической воли народа".

Партии

 

Из 36 партий, участвовавших в первых выборах в Бундестаг в 1949 г., в парламент вошли только 6. Сейчас в Бундестаге представлены 5 партий, а также отдельные депутаты, не имеющие собственной фракции. Сокращение числа партий обусловлено в первую очередь запретительной оговоркой, согласно которой в парламент попадают лишь партии, получившие в ходе выборов не менее 5 проц. поданных действительных вторых голосов или 3 прямых мандата ("пятипроцентный барьер"). Цель этого урегулирования - избежать раздробленности политического ландшафта, как это было в период Веймарской республики, и иметь возможность создавать в парламенте дееспособное правящее большинство.

После парламентских выборов в сентябре 2002 г. в Бундестаге представлены следующие 5 партий: Христианско-демократический союз (ХДС), Социал-демократическая партия Германии (СДПГ), Свободная демократическая партия Германии (СвДП), Христианско-социальный союз (ХСС) и "Союз 90/Зеленые". У ХДС нет партийной организации в Баварии, в то время как ХСС действует только в Баварии. Однако в Бундестаге ХДС и ХСС образуют единую фракцию.

СДПГ, ХДС, ХСС и СвДП появились между 1945 и 1947 г. в западных землях. Создание СДПГ - это повторное основание одноименной партии, за которую раньше голосовали в основном лица наемного труда. Остальные партии были новыми. ХДС и ХСС - в отличие от католической Партии центра времен Веймарской республики - старались привлечь к себе избирателей обоих христианских вероисповеданий. СвДП продолжила традиции германского либерализма.

В 1979 г. на федеральном уровне была создана Партия зеленых. В 1993 г. она объединилась с " Союзом 90" из восточногерманских земель. На базе бывшей государственной партии ГДР, Социалистической единой партии Германии (СЕПГ), была создана Партия демократического социализма (ПДС).

Федерализм и самоуправление

Федеративная Республика Германия, как говорит уже само название, - это федерация, в состав которой входят несколько отдельных государств. Федеративное устройство государства (федерализм) выражается в том, что 16 федеральных земель - это не провинции, а государства со своей государственной властью. У них есть свои конституции, которые должны отвечать принципам республиканского, демократического и социального правового государства в духе Основного закона с тем, чтобы единые права, обязанности и условия жизни шли на пользу всем немцам. В остальном земли пользуются широкой свободой в том, что, по их мнению, следует особо подчеркнуть или описать в их конституции. Принцип федеративного государственного устройства относится к незыблемым принципам конституции. Однако нынешний состав земель не является неизменным: он будет таким до тех пор, пока этого хотят граждане, перед которыми стоит вопрос о новом перекраивании границ или объединении. Для нового административного деления территории федерации в Основном законе предусмотрены соответствующие процедуры.

Федерализм

Федеративное государственное устройство имеет большие конституционные традиции. Как показывает опыт Германии, в условиях федерализма особенности и проблемы регионов учитываются гораздо лучше, чем при централизованной правительственной власти. Германский федерализм сочетает в себе внешнее единство и внутреннее многообразие, как это, например, имеет место в США или Швейцарии. Федерализм позволяет намного лучше сохранять региональное многообразие, а гражданам в отдельных регионах солидаризироваться с политическим управлением и строительством в своем окружении.

Кроме того, распределение задач между федерацией и землями является существенным элементом в системе разделения и баланса властей. Сюда относится и участие земель в политическом волеизъявлении на федеральном уровне, которое осуществляется через Бундесрат. Федеративная система открывает также шансы для конкуренции между землями и для экспериментирования на более мелком уровне. Так, отдельная земля может пробовать новое и создавать модели для проведения реформ во всей федерации, например, в области образования.

Субсидиарность

Конституция подчеркивает основные принципы федерализма, к которым относится и принцип субсидиарности. Согласно ему, на следующем, более высоком уровне улаживаются только те дела, которые невозможно столь же хорошо уладить на более низком уровне. В результате образуется своеобразная лестница, ведущая от каждого в отдельности, его семьи, окружения, городского района, города или деревни, к земле и федерации и далее к Европейскому Союзу и ООН.

 

Законодательство

Этот принцип закреплен в статье 70 Основного закона, посвященной законодательству на уровне федерации. Согласно ему, земли имеют право осуществлять законодательство в той мере, в какой законодательные полномочия не закреплены Основным законом за федерацией. В принципе законодательство на федеральном уровне - это дело земель, если, конечно, четко не предусмотрено то, что компетенция федерации представляется более целесообразной. В силу этого компетенции федерации подразделяются на исключительное, конкурирующее и рамочное законодательство. К законодательству, входящему исключительно в компетенцию федерации, относятся, например, отношения с иностранными государствами, оборона, валютная, денежная, монетная системы, воздушное сообщение и часть налогового законодательства.

В рамках конкурирующего законодательства земли имеют право принимать свои законы, если федерация не пользуется в данной сфере своим преимущественным положением. В то же время федерация может действовать в этих сферах лишь тогда, когда это отвечает общегосударственным интересам и служит созданию одинаковых жизненных условий или сохранению правового или экономического единства. К сферам конкурирующего законодательства относятся, в частности, гражданское и уголовное право, хозяйственное и атомное законодательство, трудовое и земельное право, а также законодательство по делам иностранцев, жилищное хозяйство, судоходство, дорожное движение, утилизация отходов, надзор за чистотой воздуха и борьба с шумом. Конституционная практика показала, что в этих сферах надо иметь единые правила. Практически в этих областях уже нет законодательной компетенции земель.

За остальные сферы отвечают в первую очередь земли, но федерация может и здесь издавать рамочные предписания. Сюда следует отнести высшее образование, охрану природы и ландшафтов, территориальное планирование и регулирование водного режима. Целый ряд других надрегиональных, ориентированных в будущее задач, не перечисленных в Основном законе, сегодня также планируется, регулируется законами и финансируется федерацией и землями совместно. В 1969 г. они включены в Основной закон как "совместные задачи" и касаются расширения существующих и строительства новых вузов, улучшения региональной структуры экономики, сельского хозяйства, а также охраны побережья.

Управление



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-26; просмотров: 171; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.128.129 (0.067 с.)