Основные концепции сущности государства. Понятие и признаки государства. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Основные концепции сущности государства. Понятие и признаки государства.



Билет.

Основные концепции сущности государства. Понятие и признаки государства.

Государство – это суверенная территориальная организация политической власти, обладающая аппаратом управления и управляющая обществом с помощью права.

Признаки гос-ва:

1. Территориальная организация власти(наличие фиксированные и защищаемых границ).

2. Публичный характер власти (наличие 3-х ветвей власти. Законодательной, исполнительной и судебной.)

3. Суверенный характер власти (верховенство внутри страны и независимость во внешних отношениях)

4. Принудительный характер власти(органы поддержания порядка в гос-ве) и наличие армии.

5. Налогообложение. (налоги)

6. Наличие права.(главный закон в гос-ве, конституция и не только)

7. Фактор населения.(представительство общества как целого, защита общих интересов и общего блага)

8. И др.

Сущность гос-ва – это то главное, что обуславливает его объективную необходимость в обществе, то, что определяет его содержание, цели и функции.

И таким основным является организация политической власти в обществе.

Различают 2 основных подхода к сущ. Гос-ва:

1. Классовый: гос-во выражает интересы тех социальных групп, которые находятся у власти.

2. Общесоциальный: гос-во выражает интересы всего общества или значительной его части.

Есть и иные мнения о сущ. Гос-ва.

Например, отдельные ученые говорили, что гос-во - это разновидность органов управления обществом.

Билет.

Функции гос-ва: понятие, виды, содержание.

Функции гос-ва – это основные направления его деятельности, в которых реализуется социальное назначение гос-ва.

Функции делятся на 2 вида:

1. По сфере распространения: внутренние и внешние.

2. По продолжительности действия: постоянные и временные.

Внутренние ф-ции:

1. Экономическая.

– формирование гос. Бюджета и контроль за его расходованием;

- определение общих программ экономического развития страны;

- стимулирование наиболее приоритетных отраслей экономики;

- создание благоприятных условий для предпринимательской деятельности.

2. Социальная ф-ция.

Она призвана обеспечить социальную защищенность личности, нормальные условия жизни для всех членов общества вне зависимости от их непосредственного участия в производстве благ.

Ее социальная политика предполагает:

1. Распределение социальных благ независимо от трудового вклада в целях обеспечения достойного уровня жизни для тех, кто не может полноценно трудится.

2. Гос-во выделяет необходимые средства на здравоохранение, строительство жилья, просвещение, четкую работу транспорта и связи.

3. Ф-ция финансового контроля.

Выражается в выявлении и учете гос-вом доходов производителей. А также сюда относятся таможенные налоги. (Высшим финансовым контролем является парламент, а точнее министерство финансов.)

4. Ф-ция охраны правопорядка.

Деятельность гос-ва, направленная на обеспечение точного и полного осуществления его законодательных предписаний всеми участниками общественных отношений.

5. Природоохранительная (экологическая) ф-ция.

Занимается экологической ситуацией в мире и в гос-ве.

Внешние ф-ции.

1. Взаимовыгодное сотрудничество со всеми другими гос-вами мирового общества.

2. Оборона страны от нападения из вне.

Билет.

Основы гос. власти.

Гос. Власть – способность структурного элемента общества – гос-ва, подчинять своей воле другие структурные элементы общества, опираясь на систему методов гос. принуждения.

Признаки государственной власти:

· 1. Публичная власть (распространяется на все население в пределах своей территории);

· 2. Политическая власть (политика - искусство управления; главная задача государства - установить компромисс в обществе);

· 3. Суверенна (независимость как во внутренней, так и внешней политике);

· 4. Всеобщность (Охватывает все население государства);

· 5. Легитимна (признание государственной власти законной, закрепление основ государственной власти и методов ее осуществления в законодательстве).

· 6. Реализуется через государство и его органы. При этом только государственная власть имеет аппарат принуждения, который распространяет свои полномочия на всех без исключения людей, проживающих на территории данного государства;

· 7. Легальна - выражается в признании этой власти населением страны в качестве публичной и пользуется авторитетом в обществе.

Структура государственной власти:

· 1. Статистический подход: воля и сила (то, чем воля подкрепляется). Друг без друга не целесообразны.

· 2. Динамическй подход (выделяет 5 элементов): субъект (тот, кто осуществляет); объект (на кого направлена); содержание (отношение между субъектом и объектом); средства (государственные органы, НПА(норм. Пр. акты), СМИ и т.д.); методы (убеждения и принуждения, кто-то выделяет метод поощрения).

 

Билет.

Механизм гос-ва: понятие и структура.

Механизм государства есть та реальная организационная материальная сила, располагая которой, государство осуществляет власть.

Понятие:

1. Состоит из людей, специально занимающимися гос. управлением (законотворчеством, исполнением законов, охраной законов от нарушений);

2. Представляет сложную систему гос. органов, учреждений и организаций, кот. тесно взаимодействуют между собой при выполнении властных управленческих ф-ций.

3. Обеспечивается необходимыми материально-техническими, финансовыми и др. средствами для осуществления своей функциональной деятельности.

4. Призван надежно гарантировать и охранять правопорядок, права и свободы, обеспечивать соблюдение обязанностей населением страны.

Принципы организации и деятельности:

1. Представительство интересов населения страны.

2. Гласности и открытости.

3. Профессионализма и компетентности.

4. Законности.

5. Демократизма.

Органы гос-ва и их классификация.

(Органы гос-ва образуются в законодательном порядке.)

1. Является самостоятельным структурным элементом механизма гос-ва, кот. действует в рамках определенной законом компетенции.

2. Взаимодействует с другими организациями гос-ва, в целях обеспечения нормального функционирования общества, внешней безопасности и территориальной целостности гос-ва.

3. Классификация по порядку образования и характеру выполнения задач:

- Представительные (законодательные учреждения, местные органы власти и самоуправления).

- Исполнительные (глава гос-ва, глава правительства, министерства, местные исполнительные органы).

- Судебные (конституционный суд, система органов правосудия).

 

Билет.

Понятие формы гос-ва.

 

Форма гос-ва – сложное общественное явление, кот. включает в себя три взаимосвязанных элемента: форму правления, форму гос устройства, и форму гос режима.

 

1. Форма правления – структура высших органов гос власти, порядок их образования и распределения компетенции между ними.

Форма гос правления дает возможность уяснить:

-как создаются высшие органы гос-ва и каково их строение;

- какой принцип лежит в основе взаимоотношений между высшими и другими гос органами;

- как строятся взаимоотношения между верховной гос властью и населением страны;

- в какой мере организация высших органов гос-ва позволяет обеспечивать права и свободы гражданина.

2. Форма территориального устройства – административно – территориальное и национальное строение гос-ва, раскрывающее характер взаимоотношений между его составными частыми, между центральными и местными органами власти.

Форма гос устройства показывает:

- из каких частей состоит внутренняя структура гос-ва;

- каково правовое положение этих частей и каковы взаимоотношения их органов;

- в какой гос форме выражаются интересы каждой нации, проживающей на территории данного гос-ва.

3. Форма гос режима – совокупность способов и методов осуществления политической власти гос-вом.

 

Билет.

Билет.

Билет.

Билет.

Билет.

Билет.

Билет.

Билет.

Источники (формы) права.

Под формами (источниками) права понимаются способы закрепления и выражения правовых норм.

1.Правовой обычай

Санкционированное гос-вом правило поведения, кот. ранее сложилось в результате длительного повторения людьми определенных действий.

Признаки:

1. Длительное фактическое осуществление определенного правила поведения.

2. Определенность правила поведения.

3. Не противоречие нормативно – правовым актам.

4. Действие по отношению к норм. Пр. актам субсидиарно(дополнительно), по прямому разрешению или указанию.

5. Разумность обычая, его соответствие представлено о приличном, здравом, достойном и тд.

6. Признание правила поведения формой права со стороны гос-ва, осуществленное в принятом для данной страны порядке.

2. Судебный прецедент – это общее официальное правило, кот. устанавливается судьей при решении конкретного дела, в том случае, когда он обнаруживает, что из всех действующих правовых норм ни одна из них не подходит к данному случаю.

(В РФ – не признается, то есть суд не имеет право создавать законы)

3. Нормативно правовые акты – письменный документ, принятый управомоченым субъектом права, имеющий официальный характер и обязательную силу, выражающей властные веления и направленный на регулирование общественных отношений.

 

Билет.

Билет.

Билет.

Билет.

Билет.

Билет.

Билет.

Правомерное поведение.

Правомерное поведение - это поведение, соответствующее предписаниям юридических норм. Цель правомерного поведения - закрепленные законом интересы. Юридические нормы также определяют и фиксируют не противоречащие праву способы удовлетворения этих интересов. Правомерное поведение - это обусловленная культурно-нравственными воззрениями и жизненным опытом человека деятельность, основанная на выполнении требований норм права.

Понятие и виды правомерного поведения на основе убежденности в нравственно-этическом приоритете общечеловеческих ценностей.

Выделяют следующие виды правомерного поведения:

1) активное;

2) обычное;

3) пассивное.

1. Активное правомерное поведение представляет собой целенаправленную инициативную законную деятельность субъектов права, связанную с дополнительными затратами времени, энергии, а иногда и материальных средств. Активность личности представляет собой наиболее высокий уровень правомерного поведения, проявляющийся в общественно полезной, одобряемой государством и обществом деятельности в правовой сфере. Это инициативное поведение, которое может стать и нередко становится существенным фактором изменений в самой правовой системе. Социально-правовая активность определяется развитым правосознанием, глубокой правовой убежденностью, сознательно принятой на себя готовностью использовать предоставленные правом возможности, творчески руководствоваться ими в своем повседневном поведении. Формы проявления правовой активности весьма многообразны. Это и добросовестная служебная деятельность, и участие в формировании и работе партий, общественных объединений, и предметное обсуждение законопроектов, и сотрудничество с различными государственными структурами. Обычное правомерное поведение не связано с дополнительными усилиями и представляет собой повседневную служебную, бытовую и иную деятельность, соответствующую правовым нормам.

2. В отличие от активного поведения, обычное не связано с дополнительными затратами. В рамках этого вида поведения граждане выполняют свои правовые обязанности, совершают те или иные юридически значимые действия. Но их активность не превышает уровень правовых требований. Данный вид правомерного поведения в других классификациях получил название привычное. Привычка возникает в результате многократного повторения действий, совершаемых в уже известной обстановке. В этих условиях человек вначале обдумывает свои поступки, а в дальнейшем он действует в силу образовавшейся привычки вести себя так, а не иначе.

3. Пассивное правомерное поведение имеет место в том случае, когда субъект права намеренно не использует принадлежащие ему права и свободы. Пассивно ведет себя человек, не участвующий в выборах. Урон в этом случае наступает не только для самого гражданина, не использовавшего право для удовлетворения своих интересов. Ущерб терпит и общество в целом, так как пассивная гражданская позиция выводит государственные органы из-под контроля общества. Для выделения некоторых иных видов правомерного поведения (в частности, маргинального и конформистского) имеет значение мотивация субъекта права. Так, в основе маргинального (пограничного) поведения лежит следование правовым предписаниям людей, правосознание которых расходится с требованиями правовых норм. Оно отражает состояние индивида, который находится на грани противоправного поведения, однако в силу ряда причин (угроза наказания, боязнь осуждения и др.) пока воздерживается от правонарушений. В данный промежуток времени мотивами поведения оказываются иные движущие силы - угроза возможного наказания, собственные выгоды от правомерного поведения, боязнь осуждения со стороны коллектива и т.п. сдерживающие мотивы. Маргинальные личности оторваны от своих социальных корней. Ввиду этого им свойственна неустойчивость, готовность принять крайние консервативные или радикальные лозунги, стать на антисоциальный путь. В правовом плане маргинальность характеризуется особым, «промежуточным», переходным между правомерным и противоправным состоянием личности, поведение которого вызывается как собственной социально-психологической деформированностью, так и определенным провоцированием со стороны государственных органов и общества в целом. Так, например, роль провоцирующего фактора играет медлительность в решении проблем, затрагивающих жизненно важные интересы населения страны. Конформистское правомерное поведение представляет собой пассивное соблюдение личностью норм права, приспособление, подчинение своего поведения мнению и действиям окружающих (непосредственного социального окружения, группы и т.п.)- Человек поступает правомерно потому, что так поступают другие. Конформистское поведение основано на соотношении поступков людей с действиями других лиц при отсутствии собственных критических позиций. Мотивы такого поведения характеризуют гражданскую несформированность личности: согласное подчинение, основанное на пассивном отношении к правовому порядку; желание избежать осуждения в группе или коллективе; боязнь утратить доверие близких или знакомых и т.п. В свою очередь, это приводит к поведению ситуационному, зависящему от подчиненности внешнему приказу и примеру. Конформистская позиция не позволяет лицу сопротивляться внушаемым указаниям, противопоставлять свое мнение мнению других лиц, отстаивать свой выбор.

 

Билет.

Билет 22.

Билет 23.

Билет 24

Билет 25

Билет 26.

Значение Конституции РФ

Конституция для России сегодня значит очень много. В Конституции через не российское общество реализует свое видение обновляемой государственности, а в известных пределах и свою национальную идею. Разумеется, Конституция—это не собрание политических программ и философских концепций. В соответствии со своим назначением, отведенной ролью в жизни страны она представляет собой юридический акт совсем и чертами и свойствами, присущими Основному закону. Конституции отведено приоритетное, ключевое положение в правовой системе. В ней закрепляются идеи и принципы, определяющие характер общества, базовые принципы экономики, политики, социальной сферы, государства и права. И Конституция тему спешнее выполняет свою функцию в развитии общества, чем она ближе к национальной идее, точнее и полнее выражает ее установки. Конституция, которая расходится с национальной идеей, игнорирует ее, не говоря уже о ситуации, когда она идет против национальной идеи, не может иметь никаких шансов на понимание и на его признание со стороны общества.

Конституция прежде всего вносит порядок и организацию в жизнь страны и, что особенно важно, определяет основы положения человека в обществе, принципы взаимоотношений человека и государства. В конституции закрепляются исходные принципы права, функции основы организации государственных органов, формы и методы их деятельности. Конституция устанавливает пределы и характер государственного регулирования во всех основных сферах жизни страны: в экономике, политике, социальной сфере, духовной жизни. Конституция определяет основные начала внешней политики государства, соотношение международного и внутригосударственного права.

Действительно, Конституция, как правило, содержит нормы, определяющие форму и структуру государства, функции полномочия важнейших государственных органов, основы правового статуса человека и гражданина. Но такое определение в наше время недостаточно. Оно не только не дает полного представления о Конституции, но и ограничивает ее общественное предназначение, сужает рамки ее реальных возможностей.

Между тем Конституцию справедливо называют главным, основным законом государства. Если представить себе многочисленные правовые акты, действующие в стране в виде определенного организованного и взаимосвязанного целого, некой системы, единого комплекса, то Конституция—это основание, стержень и одновременно вершина всего права, фундамент всего его развития.

Билет 27.

Билет 28.

Билет 29.

Билет 30.

Метод гражданского права

Чтобы отграничивать предмет гражданско-правового регулирования от круга отношений, регулируемых иными отраслями права, необходимо учитывать метод правового регулирования. В теории права под ним понимается совокупность приемов и способов воздействия на общественные отношения.

Выделяют два метода правового регулирования:

- метод власти и подчинения (метод субординации, императивный метод);

- метод равенства участников правоотношений (метод координации, диспозитивный метод);

Первая разновидность характерна для публичного права, вторая — для частного, в том числе для гражданского.

Основными признаками метода гражданско-правового регулирования являются:

-юридическое равенство участников гражданских правоотношений;

- автономия воли участников;

-имущественная самостоятельность участников гражданских правоотношений;

К принципам гражданского права относятся:

1. равенство участников правоотношений (Данный принцип означает, что ни один из участников не обладает властными полномочиями относительно другого участника, в том числе государство.);

2. неприкосновенность собственности (Является конституционным. Никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда. Принудительное изъятие у собственника имущества не допускаются, кроме случаев, когда по основаниям, предусмотренным законом, производятся обращение взыскания на имущество по обязательствам; отчуждение имущества);

3. свобода договора (означает, что граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена Гражданским кодексом, законом или добровольно принятым обязательством (ст. 421 ГК РФ));

 

4. недопустимость произвольного вмешательства кого-либо в частные дела (Этот принцип базируется на положениях ст. 23,24 Конституции РФ о неприкосновенности частной жизни, личной, семейной тайны граждан);

5. автономия воли участников — приобретение и осуществление гражданских прав гражданами и юридическими лицами своей волей и в своем интересе;

6. беспрепятственное осуществление гражданских прав (Граждане и юр.лица приобретают и осуществляют свои гражданские права своей волей и в своём интересе. Они свободны в установлении своих прав и обязанностей на основе договора. Товары, услуги и финансовые средства свободно перемещаются на всей территории РФ.);

7. обеспечение восстановления нарушенных прав, их судебную защиту. ( Основной функцией гражданского права является компенсаторная функция, направленная на восстановление нарушенных прав. Наиболее распространенной формой защиты гражданских прав является судебная.)

 

Источники гражданского права РФ включают в себя:

§ Нормативные правовые акты

§ Международные договоры

§ Обычаи делового оборота

 

Различают законы:

· Федеральный конституционный закон — нормативный акт, принимаемый Федеральным собранием с соблюдением установленной Конституцией процедуры, вносящей изменения и дополнения в Конституцию.

· Федеральный закон — нормативный акт, принимаемый Федеральным собранием по всем остальным вопросам, которые должны регулироваться законами. Федеральный закон не может противоречить конституционным законам.

· Закон субъектов РФ — нормативный акт, принимаемый высшим представительным органом субъекта Федерации. Федеральные законы подразделяются на:

 

1. Акты федеральных органов государственного управления (подзаконные акты)

§ Указы Президента РФ

§ Постановления Правительства РФ

2. Акты федеральных органов исполнительной власти

§ Нормативные акты принимаемые министерствами и ведомствами

3. Акты исполнительных органов субъектов РФ

4. Обычаи делового оборота — правила поведения сложившиеся и широко применяемые в какой-либо области не предусмотренные законодательством.

5. Нормы международного права и международные договоры РФ.

 

Билет31.

Гражданские правоотношения

— основанные на автономии воли и имущественной самостоятельности участников общественные отношения между субъектами гражданского права, которые связаны гражданскими правами и обязанностями, возникающими из оснований предусмотренных законом.

— урегулированное нормами гражданского права правоотношение, возникающее между юридически равными субъектами по поводу имущества, а также нематериальных благ, выражающаяся в наличие у них субъективных прав и обязанностей.

Субъекты правоотношения

Участники правоотношений именуются субъектами.

Субъекты правовыхотношений — это социально-правовые единицы, между которыми складываются отношения. (лица, государство, наделённые правами и обязанностями);

это непосредственные участники правоотношения.

Субъекты правовых отношений подразделяются на две категории: - Юридические лица (нет обособленных правовых статусов).

- Государство (лицом назвать его можно чисто условно). Правовыми статусами здесь являются так называемые ветви государственной власти (Президент, Правительство, Законодательная власть, Судебная власть, Муниципальные образования).

Физические лица это всегда только люди, они с правовой точки зрения характеризуются правоспособностью и дееспособностью.
Юридические лица — коммерческие и некоммерческие организации всегда полностью право субъектны, то есть они всегда обладают правоспособностью и дееспособностью в полной мере. Под юридическим лицом понимается организация, выступающая в гражданском обороте под собственным именем, имеющая на праве собственности или иных правах имущество, и может быть истцом и ответчиком в суде.

 

Различают следующие виды гражданских правоотношений по объекту правоотношения:

§ имущественные — экономические отношения, урегулированные нормами гражданского права, и приобретшие правовую форму;

§ неимущественные или личные правоотношения.

Имущественные правоотношения, в свою очередь можно разделить на вещные и обязательные.

§ Вещные правоотношения характеризуют принадлежность субъекту материальных благ (права собственности).

§ Обязательственные правоотношения — это отношения, которые опосредуют передачу имущества, прав на объекты интеллектуальной собственности, выполнение работ или оказание услуг.

 

Виды гражданских правоотношений в зависимости от характера взаимосвязи:

 

§ Абсолютные (правоотношения, в которых управомоченному лицу противостоит неопределенный круг обязанных лиц (например, правоотношения между автором и другими лицами, которые не должны нарушать его прав));

§ Относительные (правоотношения, в которых управомоченному лицу противостоит определенное обязанное лицо (например, кредитор и должник по договору займа).

К абсолютным правоотношениям относятся вещные правоотношения, к относительным — обязательственные.

 

Билет 32.

Понятие правоспособности

Гражданская правоспособность - это способность иметь гражданские права и нести обязанности (п. 1 ст. 17 ГК). Правоспособность принадлежит всем физическим лицам независимо от того, являются ли они также дееспособными. Правоспособность необходимо отличать от субъективного права. Субъективное право опирается на правоспособность как на свою необходимую общую предпосылку, но непосредственно возникает не из правоспособности, а из предусмотренных законом юридических фактов, с которыми закон связывает правовые последствия. Правоспособность - предпосылка правоотношения, а субъективное право - один из необходимых его элементов. Правоспособность воплощает отношение ее носителя с государством, а субъективное право - с обязанным лицом, и определяет меру дозволенного поведения ее обладателю, а также меру поведения обязанных лиц, на которое вправе притязать управомоченный.

Понятие дееспособности

Дееспособность - это способность гражданина своими действиями приобретать и осуществлять гражданские права, создавать для себя гражданские обязанности и исполнять их (п. 1 ст. 21 ГК). Дееспособность отличается от правоспособности в двух отношениях. Во-первых, дееспособность предполагает понимание значения своих действий, умение управлять ими и предвидеть их последствия, что не обязательно для правоспособности. Во-вторых, дееспособность состоит в личном осуществлении правоспособности. Они соотносятся друг с другом как действительность и возможность. Недостаток дееспособности восполняется законным представительством, тогда как правоспособность его не допускает.

Билет 33.

Понятие обязательства.

Гражданско-правовое обязательство представляет собой определенное правоотношение, в силу которого одно лицо должник обязано совершить в пользу другого лица кредитора определенное действие (передать имущество, выполнить работу, уплатить деньги и т. п.) либо воздержаться от него, а кредитор имеет право требовать от должника исполнения его обязанности.

Основанием возникновения обязательств является договор. Договор служит той правовой формой, которая наилучшим образом позволяет сторонам точно зафиксировать свои имущественные интересы посредством установления в соответствии со своей волей прав и обязанностей.

Обязательства могут возникать и из односторонних сделок. Например, опубликованное в газете обещание награды лицу, доставившему владельцу пропавшую вещь, порождает обязанность сделавшего его лица выплатить обещанное вознаграждение тому, кто представит потерю. Обязательственные правоотношения могут возникать также из сделок, не предусмотренных законом, но не противоречащих ему и порождающих гражданские права и обязанности в силу общих начал и смысла гражданского законодательства (п. 1 ст. 8 ГК РФ)

Виды обязательств.

Обязательства подразделяются по структуре на простые (одно право и одна обязанность) и сложные (совокупность прав и обязанностей), а также на односторонние (одной стороне принадлежат только права, другой - только обязанности) и взаимные (каждой из сторон принадлежат и права, и обязанности). Обязательства личного характера неразрывно связаны с личностью должника или с личностью кредитора. Обязательствами со множественностью лиц называются обязательства с участием нескольких лиц на стороне кредитора (активная множественность), либо на стороне должника (пассивная множественность), либо с обеих сторон (смешанная множественность). Тесно связанные между собой обязательства подразделяются на основные и дополнительные (акцессорные). По содержанию обязательства подразделяются на определённые и альтернативные (должнику или кредитору принадлежит право выбора действий по исполнению обязательства). По объекту обязательства подразделяются на имущественные (действия по обязательству связаны с имуществом) и неимущественные. По основаниям возникновения обязательства подразделяются на договорные и внедоговорные (обязательства из причинения вреда называются деликтными).

 

Билет 34.

Билет 35.

Билет 36.

Использовать свое служебное положение в интересах политических партий, общественных, в том числе религиозных, объединений для пропаганды отношения к ним. В государственных органах не могут образовываться структуры политических партий, религиозных, общественных объединений, за исключением профессиональных союзов.

Государственный служащий обязан передавать в доверительное управление под гарантию государства на время прохождения государственной службы находящиеся в его собственности доли (пакеты акций) в уставном капитале коммерческих организаций в порядке, установленном Федеральным законом.


Билет 37.

Принцип законности.

Согласно ч. 1 ст. 3 УК РФ, применительно к уголовному праву принцип законности означает, что преступность, наказуемость и иные уголовно-правовые последствия деяния может устанавливаться только уголовным законодательством.

Принцип равенства граждан перед законом.

Ст. 4 УК РФ так формулирует этот принцип: «Лица, совершившие преступления, равны перед законом и подлежат уголовной ответственности независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям,, а также других обстоятельств». Данный принцип прямо вытекает из ст. 7 Всеобщей декларации прав человека и потому является общим для всего мирового сообщества.

Принцип вины.

Согласно ст. 5 УК РФ уголовная ответственность может быть только виновной. Объективное вменение, то есть уголовная ответственность за невиновное причинение вреда, в российском уголовном праве не допускается. Если в деянии нет вины лица в форме умысла или неосторожности, то это означает, что причинённый им вред на самом деле вызван действием внешних сил, не подконтрольных субъекту; такой вред не может быть наказан, поскольку имеет характер аналогичный действию сил природы (штормов, лесных пожаров, наводнений)

Данный принцип (его также называют принципом субъективного вменения) имеет особо важное значение. Он ставит на первое место в системе оснований уголовной ответственностине внешние проявления преступной деятельности, а внутреннее психическое отношение лица к совершаемому деянию (мотив, цель, вина).

Принцип справедливости.

Регламентация данного принципа в российском уголовном законодательстве состоит из двух частей. Во-первых, наказание и иные меры уголовно-правового характера, применяемые к лицу, совершившему преступление, должны быть справедливыми, то есть соответствовать характеру и степени общественной опасности преступления, обстоятельствам его совершения и личности виновного. Важно отметить, что справедливостьздесь понимается не как точное соответствие меры наказания причиненному вреду, а как назначение меры наказания в рамках, установленных законом и с учётом обстоятельств, предусмотренных законом, то есть носит относительный характер.

Принцип гуманизма.

Ст. 7 УК РФ устанавливает, что уголовное законодательство обеспечивает безопасность человека и что наказание и иные меры уголовно-правового характера не могут иметь целью причинение физических страданий или унижение человеческого достоинства. В основе данного положения лежит конституционное положение, согласно которому человек, его жизнь, права и свободы признаются высшей социальной ценностью.

Принципы уголовного права, прямо не закреплённые в законе.

1. Принцип личной ответственности (человек ни при каких условиях не должен нести ответственность за поступок, совершённый другим человеком).

2. Принцип неотвратимой ответственности ((1) Лицо, совершившее преступление, подлежит наказанию или иным мерам воздействия, предусмотренным Уголовным кодексом.

(2) Освобождение от уголовной ответственности и наказания возможно только при наличии оснований и условий, предусмотренных законом).

3. Принцип демократизма.

4. Принцип интернационализма.

Билет 38.

Билет 39.

Билет 40.

Билет 41.

Правовые экологические требования.

Природоохранительное законодательство наряду с установлением общих положений об охране окружающей природной среды определяет и конкретные экологические требования при осуществлении отдельных видов деятельности. Так, устанавливаются общие экологические требования к размещению, проектированию, строительству, реконструкции, вводу в эксплуатацию и эксплуатации предприятий, сооружений и иных объектов; экологические требования в сельском хозяйстве; энергетике; к военным и оборонным объектам и при осуществлении других видов деятельности.

Требования экологической безопасности и охраны здоровья населения, а также мероприятия по охране природы, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов и оздоровлению окружающей природной среды должны выполняться уже начиная со стадии технико-экономического обоснования и проектирования объекта (ст. 40 Закона об охране окружающей природной среды). Разрабатываемая и утверждаемая в установленном порядке документация о планировании развития территорий и поселений и об их застройке (градостроительная документация) должна содержать разделы об охране недр, окружающей природной среды, о рациональном использовании природных ресурсов и землеустройстве (п. 2 ст. 10 Градостроительного кодекса РФ). Технико-экономические обоснования и проекты строительства, реконструкции, расширения, технического перевооружения,

консервации и ликвидации организаций и иных объектов хозяйственной деятельности независимо от их сметной стоимости, ведомственной принадлежности и форм собственности подлежат обязательной государственной экологической экспертизе.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-06; просмотров: 1888; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.199.138 (0.129 с.)