Соотношение национального и международного права. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Соотношение национального и международного права.



Международное право — часть национальной системы права. В процессе заключения государством различных международных договоров (соглашений, конвенций), подписанием международных деклараций, вступлением в международные организации национальное право обогащается за счёт международного — особой отрасли надгосударственного права, которое входит в его систему.

С помощью норм международного права регулируются отношения между государствами и иными его субъектами, согласовываются эти отношения, и только в случае необходимости обеспечиваются принуждением — коллективным или индивидуальным.

Международное право существует на нескольких уровнях:

общие (универсальные и общепризнанные) принципы, закреплённые в Уставе ООН: суверенное равенство государств, право наций на самоопределение, добровольное выполнение обязательств, уважение прав человека, решение международных споров мирным путём и др.;

право международных организаций, закреплённое в конвенциях, пактах, декларациях, резолюциях (ЮНЕСКО и др.);

право содружеств в рамках межгосударственных объединений (принципы, акты, нормы Европейского Союза, Совета Европы, СНГ и др.);

межгосударственные соглашения (дву- и многосторонние).

Между национальным и международным правом существует тесная взаимосвязь и взаимодействие:

1. Международное право аккумулирует достижения национальных систем права. По структуре международное право приближается к их структуре (деление на две подсистемы — частную и публичную, наличие отраслей права — международное экономическое, космическое, воздушное, морское, гуманитарное и др.), что свидетельствует о влиянии национального права на международное.

2. Международное право (в форме международно-правового Договора) служит одним из юридических источников национального права, предполагает прямое «вхождение» норм международного публичного и частного права в конституционное, гражданское, уголовно-исполнительное и другое право.

Несомненным является правило: международное право имеет преимущественную силу над национальным правом. Это основной принцип международного права. Принцип верховенства международного над внутригосударственным правом принимается государствами либо в законодательном порядке, либо на практике. Имея обязательную силу для государств, международное право оставляет на их усмотрение решение вопроса о применении его норм в рамках внутренних правовых систем. Государствам не требуется формально признавать верховенство международного права по отношению к национальному законодательству, но они должны полностью соблюдать эти нормы теми путями, которые определят самостоятельно. Приоритет международного над национальным правом сопровождается оптимальным участием государств в разработке и принятии международно-правовых норм и решений, ответственностью за их выполнение при обеспечении при этом государственного суверенитета.

Билет.

Правотворчество. Виды правотворчества.

Правотворчество есть форма государственной деятельности, направленная на создание правовых норм, а также на их дальнейшее совершенствование, изменение или отмену.

По названным основаниям выделяют следующие виды

правотворчества:

1) законотворчество;

2) правотворчество органов исполнительной власти;

3) правотворчество органов местного самоуправления;

4) непосредственное правотворчество граждан;

5) договорное правотворчество;

6) локальное правотворчество.

 

1. Законотворчество - это процесс создания законов. Существует несколько видов законотворчества, которые выделяются в зависимости от видов законов, которые принимаются в результате этой деятельности:

а) принятие закона Российской Федерации;

б) принятие федерального конституционного закона;

в) принятие федерального закона;

г) принятие закона субъекта Российской Федерации.

Особенность законотворчества состоит в процедуре,

которая разделяется на ряд стадий. (В РФ Гос Дума->Совет федерации->президент РФ)

2. Подзаконное правотворчество осуществляется Президентом Российской Федерации, Правительством Российской Федерации, органами исполнительной власти. На уровне субъектов Российской Федерации также осуществляется правотворчество данного вида. Подзаконное правотворчество не имеет стадий, однако может иметь процедуры согласований. Каждый орган сам определяет порядок подготовки, согласований, рассмотрения проектов актов, их принятия и подписания.

3. Основы правотворчества органов местного самоуправления заложены Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Более детальное регулирование этого вида правотворчества осуществляется законами субъектов о местном самоуправлении, уставами органов местного самоуправления. Издавая нормативные акты, органы местного самоуправления обеспечивают самостоятельное решение гражданами всех вопросов местного значения через избираемые ими органы или непосредственно, исходя из интересов населения, на основе закрепленных за органами самоуправления материальных и финансовых ресурсов.

4. Непосредственное правотворчество граждан осуществляется посредством референдума. Регулирование этого процесса осуществляется Федеральным конституционным законом «О референдуме Российской Федерации», законами субъектов Российской Федерации о референдуме. На уровне местного самоуправления непосредственным народным правотворчеством является принятие решений сходов или собраний граждан, местные референдумы. Прямое правотворчество граждан характеризуется рядом признаков: а) оно проводится по инициативе групп граждан, населения; б) в референдуме участвуют избиратели, чья воля является правообразующим источником решений; в) итоги референдума не подлежат какому-либо утверждению и обладают высшей юридической силой; г) подготовка и проведение референдума возлагаются на государственные органы, избирательные комиссии или комиссии референдума, чьи права и обязанности подчинены достижению главной цели - обеспечению полного и свободного народного волеизъявления.

5. Договорное правотворчество - это деятельность государственных органов по заключению публично-правовых договоров. Особенность этого вида - согласование интересов сторон, добровольность.Примером нормативного договора является также Федеративный договор, явившийся правовой базой для создания Российской Федерации на новой основе. Он содержит нормы о распределении компенсации между государственными образованиями Российской Федерации, о предметах исключительного ведения Федерации и ее субъектов, а также их совместного ведения. Практикуется заключение соглашений и по экономическим, политическим и иным вопросам между федерацией и отдельными ее членами, между субъектами федерации.

6. Локальное правотворчество - это создание актов различных коллективов, организаций, регулирующих их деятельность, внутреннюю организацию, права и обязанности членов этих сообществ. Примерами могут быть положение о премировании, правила внутреннего трудового распорядка и т.п. акты.

 

 

Билет.

Правомерное поведение.

Правомерное поведение - это поведение, соответствующее предписаниям юридических норм. Цель правомерного поведения - закрепленные законом интересы. Юридические нормы также определяют и фиксируют не противоречащие праву способы удовлетворения этих интересов. Правомерное поведение - это обусловленная культурно-нравственными воззрениями и жизненным опытом человека деятельность, основанная на выполнении требований норм права.

Понятие и виды правомерного поведения на основе убежденности в нравственно-этическом приоритете общечеловеческих ценностей.

Выделяют следующие виды правомерного поведения:

1) активное;

2) обычное;

3) пассивное.

1. Активное правомерное поведение представляет собой целенаправленную инициативную законную деятельность субъектов права, связанную с дополнительными затратами времени, энергии, а иногда и материальных средств. Активность личности представляет собой наиболее высокий уровень правомерного поведения, проявляющийся в общественно полезной, одобряемой государством и обществом деятельности в правовой сфере. Это инициативное поведение, которое может стать и нередко становится существенным фактором изменений в самой правовой системе. Социально-правовая активность определяется развитым правосознанием, глубокой правовой убежденностью, сознательно принятой на себя готовностью использовать предоставленные правом возможности, творчески руководствоваться ими в своем повседневном поведении. Формы проявления правовой активности весьма многообразны. Это и добросовестная служебная деятельность, и участие в формировании и работе партий, общественных объединений, и предметное обсуждение законопроектов, и сотрудничество с различными государственными структурами. Обычное правомерное поведение не связано с дополнительными усилиями и представляет собой повседневную служебную, бытовую и иную деятельность, соответствующую правовым нормам.

2. В отличие от активного поведения, обычное не связано с дополнительными затратами. В рамках этого вида поведения граждане выполняют свои правовые обязанности, совершают те или иные юридически значимые действия. Но их активность не превышает уровень правовых требований. Данный вид правомерного поведения в других классификациях получил название привычное. Привычка возникает в результате многократного повторения действий, совершаемых в уже известной обстановке. В этих условиях человек вначале обдумывает свои поступки, а в дальнейшем он действует в силу образовавшейся привычки вести себя так, а не иначе.

3. Пассивное правомерное поведение имеет место в том случае, когда субъект права намеренно не использует принадлежащие ему права и свободы. Пассивно ведет себя человек, не участвующий в выборах. Урон в этом случае наступает не только для самого гражданина, не использовавшего право для удовлетворения своих интересов. Ущерб терпит и общество в целом, так как пассивная гражданская позиция выводит государственные органы из-под контроля общества. Для выделения некоторых иных видов правомерного поведения (в частности, маргинального и конформистского) имеет значение мотивация субъекта права. Так, в основе маргинального (пограничного) поведения лежит следование правовым предписаниям людей, правосознание которых расходится с требованиями правовых норм. Оно отражает состояние индивида, который находится на грани противоправного поведения, однако в силу ряда причин (угроза наказания, боязнь осуждения и др.) пока воздерживается от правонарушений. В данный промежуток времени мотивами поведения оказываются иные движущие силы - угроза возможного наказания, собственные выгоды от правомерного поведения, боязнь осуждения со стороны коллектива и т.п. сдерживающие мотивы. Маргинальные личности оторваны от своих социальных корней. Ввиду этого им свойственна неустойчивость, готовность принять крайние консервативные или радикальные лозунги, стать на антисоциальный путь. В правовом плане маргинальность характеризуется особым, «промежуточным», переходным между правомерным и противоправным состоянием личности, поведение которого вызывается как собственной социально-психологической деформированностью, так и определенным провоцированием со стороны государственных органов и общества в целом. Так, например, роль провоцирующего фактора играет медлительность в решении проблем, затрагивающих жизненно важные интересы населения страны. Конформистское правомерное поведение представляет собой пассивное соблюдение личностью норм права, приспособление, подчинение своего поведения мнению и действиям окружающих (непосредственного социального окружения, группы и т.п.)- Человек поступает правомерно потому, что так поступают другие. Конформистское поведение основано на соотношении поступков людей с действиями других лиц при отсутствии собственных критических позиций. Мотивы такого поведения характеризуют гражданскую несформированность личности: согласное подчинение, основанное на пассивном отношении к правовому порядку; желание избежать осуждения в группе или коллективе; боязнь утратить доверие близких или знакомых и т.п. В свою очередь, это приводит к поведению ситуационному, зависящему от подчиненности внешнему приказу и примеру. Конформистская позиция не позволяет лицу сопротивляться внушаемым указаниям, противопоставлять свое мнение мнению других лиц, отстаивать свой выбор.

 

Билет.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-06; просмотров: 254; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.208.172.3 (0.014 с.)