Понятие и источники экологического права. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Понятие и источники экологического права.



Экологическое право — совокупность юридических норм, предназначенных для регулирования поведения людей по отношению к окружающей природной среде.

Экологическое право — часть современного общечеловеческого права, которая постепенно выделилась и сформировалась главным образом во второй половине XX в..

Вместе с тем экологическое право является результатом возросших и продолжающих возрастать человеческих знаний о природе и обществе, об объективных закономерностях их взаимодействия о предельных возможностях природной среды “терпеть” возрастающее число людей на Земле с их многообразными потребностями. На основе этих знаний, путем дозволений и запретов и при помощи других юридических методов экологическое право определяет, что людям можно и чего нельзя делать, чтобы, обеспечивая себя средствами жизни, сохранить окружающую природную среду в благоприятном состоянии.

Система и структура — архитектурно-конструктивные основы экологического права. Они отражают и определяют предметное содержание экологического права и состояние его внутренней организации.

Система права характеризует круг правовых норм, которые предметно связаны и образуют некоторое юридическое единство, называемое иногда отраслью права. Применительно к экологическому праву формируется единство правовых норм, направленных на регулирование отношений по использованию природных ресурсов и охране окружающей природной среды, в состав которой входят земля, ее недра, воды, включая океаны, леса и иные растительные организмы, произрастающие в состоянии естественной свободы, животный мир, атмосферный воздух, космическая материя.

Окружающая природная среда является ключевым системообразующим понятием. С восприятием природной среды как среды жизни людей, как обширного дома, в котором живет человечество, связано применение понятий “экология”, “экологический” (от греческого слова “экос”, что означает дом). Поэтому все отношения между отдельными физическими лицами, группами или объединениями лиц, юридическими лицами, органами государства, государствами и народами в целом по поводу окружающей среды все чаще называются экологическими отношениями, образующими предмет правового регулирования экологического права.

Совокупность общественных экологических отношений в современном мире является довольно сложной. В нее входят земельные, горные (недренные), водные, лесные или отношения по поводу растительного мира в целом, фаунистические, воздушные (иногда говорят об отношениях только по охране атмосферного воздуха), космические. Соответственно различаются отрасли или подотрасли права: земельное, горное, водное, лесное, фаунистическое — право животного мира, воздушное, космическое. Исторически применительно к эксплуатации отдельных элементов природной среды сформировались и другие отрасли права, например атомное право, морское право.

Структура права дает представление о его источниках, форма существования правовых норм, их соотношении, иерархии, сфер действия и юридической силе.

Экологическое право как общечеловеческое право в целом подразделяется на два крупных раздела — международное право и национальное право.

Международное экологическое право — совокупность юридических норм, направленных на регулирование отношений по поводу окружающей природной среды, возникающих между государствами, группами государств, международными организациями (в редких случаях с участием физических и юридических лиц).

В структуре международного экологического права выделяются такие категории, как жесткое — обязательное право и мягкое право, нормы которого имеют рекомендательный характер и не подлежат принудительному исполнению.

Основными источниками обязательного международного экологического права являются общепризнанные международно-правовые нормы и принципы, а также межгосударственные соглашения (договоры, конвенции, протоколы и т.п.). Межгосударственные соглашения могут быть многосторонними, когда сторонами являются три и более государств, и двусторонними, когда в каждом из них участвуют только два государства.

В формировании международного экологического права особое место занимает практика Европейского Союза.

Международно-правовые нормы и акты по экологическому праву, носящие рекомендательный характер, существуют в виде деклараций, хартий, пактов, резолюций, решений, постановлений и иных актов такого рода, принимаемых международными конференциями и международными организациями.

В отличие от международного экологического права национальное экологическое право не представляет единства. Каждое государство имеет свое национальное — внутригосударственное экологическое право, которое характеризуется многими индивидуальными признаками, обусловленными природно-экономическими социально-культурными и государственно-правовыми особенностями и традициями данной страны..

Усиливается защита прав человека на жизнь в благоприятных природных условиях. С одной стороны, это право получило закрепление в конституциях многих стран, а с другой — его нарушение строго преследуется, виновные в нарушении данного права привлекаются к юридической ответственности и серьезно наказываются.

Таким образом, национальное экологическое право в каждой стране находится в процессе динамичного развития, все более складывается как самостоятельная отрасль права, функционирующая наряду с другими отраслями права — государственным, административным, гражданским, трудовым, уголовным и др.

 

 

Билет 41.

Правовые экологические требования.

Природоохранительное законодательство наряду с установлением общих положений об охране окружающей природной среды определяет и конкретные экологические требования при осуществлении отдельных видов деятельности. Так, устанавливаются общие экологические требования к размещению, проектированию, строительству, реконструкции, вводу в эксплуатацию и эксплуатации предприятий, сооружений и иных объектов; экологические требования в сельском хозяйстве; энергетике; к военным и оборонным объектам и при осуществлении других видов деятельности.

Требования экологической безопасности и охраны здоровья населения, а также мероприятия по охране природы, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов и оздоровлению окружающей природной среды должны выполняться уже начиная со стадии технико-экономического обоснования и проектирования объекта (ст. 40 Закона об охране окружающей природной среды). Разрабатываемая и утверждаемая в установленном порядке документация о планировании развития территорий и поселений и об их застройке (градостроительная документация) должна содержать разделы об охране недр, окружающей природной среды, о рациональном использовании природных ресурсов и землеустройстве (п. 2 ст. 10 Градостроительного кодекса РФ). Технико-экономические обоснования и проекты строительства, реконструкции, расширения, технического перевооружения,

консервации и ликвидации организаций и иных объектов хозяйственной деятельности независимо от их сметной стоимости, ведомственной принадлежности и форм собственности подлежат обязательной государственной экологической экспертизе.

При технико-экономическом обосновании проекта и проектировании промышленного и иного объекта должны учитываться предельно допустимые нагрузки на окружающую природную среду, устанавливаемые как в виде предельно допустимых концентраций (ПДК) вредных веществ, так и в виде предельно допустимых уровней (ПДУ) вредных физических воздействий на нее. Так, ПДК нитроглицерина в атмосферном воздухе населенных мест равна 0,004 мг/м3, бензамида - 0,075 мг/м3 и т.д. Проекты, не удовлетворяющие этим требованиям, не подлежат утверждению (п. 3 ст. 43 Закона об охране природной окружающей среды).

Экологические требования должны соблюдаться и в процессе строительства промышленных и иных объектов. При выполнении строительных работ должны приниматься меры по охране природы, рациональному использованию природных ресурсов, рекультивации земель и других ресурсов, благоустройству территории и оздоровлению природной окружающей среды. Нарушение этих требований влечет за собой приостановление строительных работ до устранения недостатков по предписанию специально уполномоченных на то государственных органов (ст. 43 Закона об охране природной окружающей среды).

Ввод в эксплуатацию построенных объектов допускается только при условии выполнения в полном объеме всех экологических требований, предусмотренных проектом. Запрещается ввод в эксплуатацию объектов, не обеспеченных современными технологиями, сооружениями и установками по очистке, обезвреживанию и утилизации вредных отходов, выбросов и сбросов до уровня предельно допустимых нормативов, средствами контроля за загрязнениями окружающей природной среды, без завершения запроектированных работ по охране природы, рекультивации земель, оздоровлению окружающей природной среды. Председатель и члены приемочных комиссий, в состав которых включаются представители специально уполномоченных на то государственных органов по охране окружающей природной среды и санитарно-эпидемиологического надзора, несут персональную ответственность за нарушение приемки объектов.

Юридические лица и другие участники хозяйственной деятельности обязаны соблюдать экологические требования и в процессе эксплуатации предприятий и иных объектов. Выброс и сброс вредных веществ, захоронение отходов допускаются только на основе специального разрешения, в котором устанавливаются нормативы предельно допустимых выбросов и сбросов вредных веществ и другие условия, обеспечивающие охрану окружающей природной среды и здоровье человека. Превышение этих нормативов влечет за собой ограничение, приостановление, прекращение выбросов и сбросов, вплоть до прекращения деятельности предприятий, их филиалов, цехов, установок.

Особые экологические требования предъявляются к энергетическим объектам, в том числе к объектам атомной промышленности. При размещении, проектировании, строительстве, вводе в эксплуатацию и эксплуатации атомных электростанций должны быть приняты меры по обеспечению полной радиационной безопасности окружающей природной среды и населения в соответствии с международными правилами. Запрещается размещение, проектирование, строительство атомных электростанций на территориях с большой концентрацией населения, курортных, рекреационных, лечебно-оздоровительных зон и округов санитарной охраны, в сейсмически опасных зонах, вблизи крупных водоемов, традиционных мест массового отдыха и лечения населения (ст. 48 Закона об охране окружающей природной среды).

При использовании, производстве, транспортировке, хранении, утилизации и захоронении радиоактивных веществ не допускается превышение установленных предельно допустимых норм радиации, а в случаях их превышения необходимо немедленно информировать органы, осуществляющие обеспечение радиационной безопасности, и принять меры к ликвидации очагов заражения. Ввоз в целях хранения или захоронения радиоактивных отходов и материалов из других государств, а также затопление и отправка в целях захоронения в космическое пространство радиоактивных отходов и материалов запрещены (ст. 50 Закона об охране окружающей природной среды).

Лица, ведущие сельское хозяйство, должны соблюдать экологические требования, обусловленные характером этого вида деятельности. Не должны, в частности, допускаться побочные последствия применения сложной сельскохозяйственной техники, химических веществ, мелиоративных работ и других факторов, ухудшающих состояние окружающей природной среды и причиняющих вред здоровью человека. Животноводческие фермы и комплексы, и перерабатывающие предприятия должны иметь санитарно-защитные зоны и очистные сооружения, исключающие загрязнение почв, поверхностных и подземных вод, поверхностей водосборов водоемов и атмосферного воздуха. Должны быть обеспечены требования по использованию в сельском хозяйстве химических веществ, применяемых в качестве удобрений, средств защиты растений и др. Для этого устанавливаются нормативы внесения химических веществ при производстве сельскохозяйственной продукции, санитарные нормативы и нормативы остаточных количеств вредных химических веществ в продуктах питания. Так, например, количество нитратов в картофеле не должно превышать 250 мг/кг.

Экологические требования устанавливаются и в отношении планирования, проектирования и выполнения мелиоративных работ.

Статья 55 Закона об охране окружающей природной среды устанавливает, что предусмотренные этим законом положения должны соблюдаться и при осуществлении военной деятельности на территории Российской Федерации.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-06; просмотров: 225; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.31.209 (0.008 с.)