Др8. Если бы здесь вместо дерева был человек, в какую сторону он бы смотрел? 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Др8. Если бы здесь вместо дерева был человек, в какую сторону он бы смотрел?



Джон Бук.

Методика ДДЧ.

 

Методика ДДЧ – свободный рисунок дома, дерева и человека – предназначена для того, чтобы помочь психологу собрать информацию о личности испытуемого, а именно о уровне его развития, сензитивности, гибкости, работоспособности и интеграции, а также о сфере его взаимоотношений с окружающей средой в целом и конкретными людьми в частности.

ДДЧ – двухфазовая методика. Первая фаза, в которой в качестве основного средства выражения выступает рисунок – является невербальной, творческой, неструктурированной. Вторая фаза – вербальная, апперцептивная и формально более структурированная. На этом этапе испытуемый описывает, характеризует и интерпретирует нарисованные объекты и то, что их окружает, а также высказывает вызванные рисунком ассоциации.

Данные объекты – дом, дерево и человек – были выбраны по следующим причинам: 1) они хорошо знакомы даже маленьким детям, 2) они обладают всеми качествами, благодаря которым испытуемые всех возрастов соглашались рисовать их охотнее, чем какие-либо другие объекты, 3) не смотря на то, что рисунки могут быть разными, изучив их, можно получить данные об интеллектуальных и нентеллектуальных характеристиках испытуемого.

 

РУКОВОДСТВО

Исследователю понадобится следующий материал: белый лист бумаги, сложенный пополам и образующий таким образом 4 страницы размером 15x21 см (рисуночная форма). Первая страница предназначена для регистрации даты и записи необходимых данных, касающихся испытуемого, последующие три страницы отведены для рисунков и соответственно, озаглавлены Дом, Дерево, Человек, 2) бланк пост-рисуночного опроса (ПРО), 3) несколько простых карандашей №2 с ластиками (карандаш № 2 выбран, так как оказалось, что он более точно отражает моторный контроль испытуемого, нажим и качество линий и штриховки), и руководство.

Индивидуальное тестирование

При индивидуальном тестировании исследователь помещает перед испытуемым рисуночную форму, так, чтобы он видел только вторую страницу с надписью «Дом», расположенной вверху с точки зрения испытуемого, после чего говорит: «Возьмите один из этих карандашей. Я хочу, чтобы вы как можно лучше нарисовали дом. Вы можете рисовать дом любого типа, какой вам захочется. Это полностью предстоит решить вам. Можете стирать нарисованное сколько угодно — это не отразится на вашей оценке. Вы можете обдумывать рисунок столько времени, сколько вам понадобится. Только постарайтесь нарисовать дом как можно лучше. Если испытуемый выражает отказ (люди среднего и пожилого возраста делают это часто), заявляя что он не художник, что когда он ходил в школу, его не обучали рисованию так, как это делают теперь и т. д., исследователь должен убедить испытуемого, что ДДЧ — это не тест на художественные способности, что его не интересуют способности испытуемого к рисованию как таковые. Если испытуемый просит линейку или пытается использовать в качестве линейки какой-нибудь предмет, исследователь должен сказать ему, что рисунок должен быть выполнен от руки.

Запись, Пока испытуемый рисует дом, дерево и человека, исследователь должен каждый раз записывать:

1) следующие аспекты, касающиеся времени: (а) количество времени, прошедшее с момента предоставления исследователем инструкции до того момента, когда испытуемый приступил к рисованию; (б) длительность любой паузы, возникающей в процессе рисования (соотнося её е выполнением той или иной детали); (в) общее время, затраченное испытуемым с того момента, когда ему была дана инструкция и до того, когда он сообщил, что полностью закончил рисунок (например, дома);

2) названия деталей рисунков дома, дерева и человека, в том порядке, в котором они были нарисованы испытуемым, последовательно пронумеровывая их. Отклонения от последовательности изображения деталей, возникающие в работе хорошо приспособленных испытуемых, обычно оказываются значимыми; точная запись такого случая необходима, поскольку упущенное из внимания исследователя отклонение испытуемого может помешать достаточно качественно оценить завершенный рисунок в целом;

3) все спонтанные комментарии (по возможности, дословно), сделанные испытуемым в процессе рисования дома, дерева и человека и соотнести каждый такой комментарий с последовательностью деталей. Процесс рисования этих объектов может вызвать комментарии, на первый взгляд совершенно не соответствующие изображаемым объектам которые, тем не менее, могут предоставить много интересной информации об испытуемом;

4) любую эмоцию (самую незначительную), проявленную испытуемым в процессе выполнения теста и связать это эмоциональное выражение с изображаемой в этот момент деталью. Процесс рисования часто вызывает у испытуемого сильные эмоциональные проявления и они должны быть записаны.

Чтобы вести записи более успешно, исследователь должен сделать так, чтобы ему можно было беспрепятственно наблюдать за процессом рисования. Было замечено, что наиболее удобное для исследователя положение - слева от испытуемого-правши и справа от левши. Однако, в некоторых случаях испытуемые могут быть очень тревожными или подозрительными и будут скрывать свои рисунки. В таких случаях лучше всего не настаивать на том, они позволили исследователю наблюдать за процессом рисования.

Чтобы было проще записывать последовательность изображения деталей, спонтанные комментарии и т.п., исследователь может использовать систему записи, приведенную ниже, в качестве примера.

Дом

1. Крыша.

2. Окно со стеклами на крыше.

3. Крыша над крыльцом (основная стена) — «Я могу взять инструменты и сделать это гораздо лучше» (напряженный смех).

4. Столбики крыльца.

5. Дверь.

6. Окно, верхнее справа, со стеклами.

7. Окно, нижнее слева, со стеклами.

8. Окно, верхнее в центре, со стеклами.

9. Окна (слева и справа) по бокам от двери, со стеклами.

10. Окно, верхнее слева, со стеклами.

11. Окно верхнее в центре, со стеклами.

12. Материал крыши.

13. Крыша бокового крыльца и столб.

14. «Пожалуй, это все, что можно было нарисовать, кроме гаража».

15. Фундаменту:

16. Пауза 18 сек,

17. «Пара деревьев».

18. Дерево слева, затем дерево справа.

19. Дорога oт бокового крыльца.

20. Дорожка от переднего подъезда.

21. «Допустим это здесь» — куст.

Время — 5 мин 13 с

Если выполнению задания предшествовала пауза, это должно быть записано под пунктом 1, а первая нарисованная деталь в таком случае записывается под 2 номером и т. д.

 

ПОСТ-РИСУНОЧНЫЙ ОПРОС

После того, как невербальная фаза ДДЧ завершается, исследователь должен предложить испытуемому возможность охарактеризовать, описать и интерпретировать нарисованные объекты и то, что их окружает, а также высказать связанные с ними ассоциации. Он также должен учитывать тот факт, что процесс рисования дома, дерева и человека часто пробуждает сильные эмоциональные реакции, так что после завершения рисунков испытуемый вполне вероятно вербализует то, что до настоящего; времени он не мог выразить. Очевидно, что если испытуемый менее замкнут и враждебен и более разумен, вторая фаза ДДЧ может более продуктивной.

Опросник, состоящий из 64 вопросов, имеет «спиралеобразную» структуру, цель которой — избежать формализованных ответов со стороны испытуемого и препятствовать запоминанию ранее сказанного им в связи конкретным рисунком. Прямые и конкретные вопросы сменяются более косвенными и абстрактными.

ПРО не является жестко ограниченной процедурой. Мы рассчитываем на то, что исследователь всегда может продолжить опрос в продуктивном на его взгляд русле. Во всех случаях он должен определить, какое именно значение имеют для испытуемого стимульные слова «Дож», «Дерево» и «Человек».

Ниже приводится список вопросов и пояснения к ним (в некоторых случаях предлагается альтернативная формулировка вопроса), и обсуждается их обоснованность. Вопросы, обозначенные буквой Д, предназначены для рисунка дома, Др — для рисунка дерева, Ч — для рисунка человека, чтобы в процессе качественного анализа облегчить поиск конкретного ответа.

Исследователь должен сказать: «Теперь мы покончили с формальной частью теста. Сядьте поудобнее и расслабьтесь, а я задам вам ряд вопросов о том, что вы нарисовали». Рисунок человека должен находиться перед испытуемым.

Ч1. Это мужчина или женщина (мальчик или девочка)? Если пол человека кажется очевидным, вопрос должен быть перефразирован: «Это мальчик или мужчинa?» или «Это девочка или женщина?» Замкнутые или имеющие эмоциональные нарушения испытуемые нередко утверждают, что человек имеет совершенно другой, отличный от нарисованного пол. В некоторых случая исследователю бывает трудно определить пол человека. Испытуемый может, например, нарисовать женоподобную фигуру в мужской одежде. Рисунки, выполненные умственно отсталыми иногда могут быть такими плохими и с таким минимальным количеством деталей, что пол человека невозможно определить без комментариев испытуемого.

Ч2. Сколько ему лет? Род местоимения должен изменяться, если человек женского пола. Вопрос помогает определить: (1) с кем именно испытуемый идентифицирует данного человека,, (2) значимый, в позитивном или негативном смысле для испытуемого возраст.

Ч3. Кто он? На этот довольно прямой вопрос, направленный на непосредственное выявление идентичности фигуры человека, часто отвечают: «Я не знаю». Нередко на данном этапе опросника нарисованный человек не вызывает у испытуемого никаких ассоциаций, и только позднее, отвечая на менее директивные вопросы, испытуемый может точнее идентифицировать нарисованную фигуру. В ряде случаев испытуемые могут определить, кем является нарисованная фигура, чтобы отвечая на вопрос, не называть его просто человеком. Это значимая информация, но тем не менее, следует продолжить опрос, чтобы выявить, представляет ли фигура человека людей вообще или какого-то конкретного человека.

Ч4. Это ваш родственник, друг или кто-нибудь другой? Если в ответе на вопрос Ч3 обнаруживается, что это автопортрет, вопрос Ч4 пропускается. Если же на рисунке не испытуемый, а кто-нибудь другой, этот вопрос может помочь установить связь, которая существует между испытуемым и нарисованным человеком. Если на вопрос Ч3 получен ответ «Не знаю», данный вопрос может помочь идентифицировать фигуру или облегчить эту идентификацию в дальнейшем.

Ч5. О ком вы думали, когда рисовали? Этот вопрос необходимо задавать при обсуждении всех трех рисунков. В некоторых случаях обнаруживалось, что названный человек не упоминался в ответе на вопрос Ч3. Ответ: «Ни о ком» не обязательно является отговоркой или фальсификацией, вполне возможно, что испытуемый во время рисования действительно ни о ком не думал.

Ч6. Что он делает? (И где он в это время находится?). При ответе «Он просто стоит», исследователь должен выяснить, где стоит человек (например, внутри дома — если да — то в какой комнате — или снаружи); если человек кого-то ожидает, то кого; что он делал и что планирует сделать. Если испытуемый говорит, что человек идет или передвигается каким-либо способом (например, едет), исследователь должен узнать не только куда человек идет и что он собирается там делать, но и где он был и что делал. Если человек поднял руку или вытянул ее в сторону, надо выяснить, почему рука (или кисть руки) находится в ном положении. Если кажется, что человек пристально смотрит на кого-то или на что-то, надо установить, на кого или на что именно. При этом испытуемые с органическими нарушениями или с серьезными нарушениями адаптации личности могут продемонстрировать конкретность мышления, будучи неспособными принять факт, что изображенный человек может быть кем-то еще, кроме рисунка.

Если исследователь получает ответ «Как я могу узнать, что он делает?» или «Это просто рисунок, человек ничего не делает», он должен продолжить: «Я знаю, что это — только рисунок, но это чье-то изображение, давайте придумаем историю о нем. Как вы думаете, чем он (или она) может заниматься? Что он, по вашему мнению, делает?»

Отсутствие движения (например, застывшее подобие человека) или наличие движения и его характер (например, борьба или игра) может иметь определенное значение.

Ч7. О чем он думает? Ответ на этот вопрос часто становится началом открытой проекции. Исследователь должен постараться получить откровенный ответ и определить, чем вызвана та тема, о которой, по словам испытуемого, думает человек. Этим вопросом можно установить признаки навязчивого и/или бредового мышления.

Ч8. Что он чувствует? Обычно здесь проявляются чувства самого испытуемого по отношению к той ситуации, в которой он находится. Кроме этого, данный вопрос может вызвать непосредственные.комментарии о том, какие чувства он испытывает в связи с его нынешним состоянием или о тех вопросах, которые еще не обсуждались. Дополнительный вопрос «Почему?» задают, если, по мнению исследователя, между ним и испытуемым установлено такое взаимопонимание, что вопрос не вызовет сопротивления со стороны испытуемого, препятствуя дальнейшей вербализации.

 

После записи ответа на вопрос Ч8, исследователь переворачивает рисуночную форму так, чтобы перед испытуемым оказался рисунок дерева и задает ему следующий вопрос.

Др1. Что это за дерево? Если испытуемый не может определить вид дерева (например, клен или кедр), исследователь должен спросить, лиственное это дерево или хвойное. Считается, что испытуемые часто рисуют наиболее распространенные деревья для той местности, в которой они проживают. Однако эта информация поверхностного характера, так как очевидно, что дерево тоже имеет скрытое значение, общее для всех испытуемых: оно представляет существующий или некогда существовавший в динамичном окружающем мире объект.

Др2. Где в действительности находится это дерево? Испытуемые склонны рисовать деревья, находящиеся вблизи их дома или деревья, с которыми они связывают какой-либо личностно значимый опыт прошлого. Тем не менее, это опять данные лишь поверхностного характера. Рисунок дерева всегда должен рассматриваться как автопортрет. Исследователь должен понимать, что черты портрета испытуемого должны быть переданы символически и скорее являются психологическими, а не физиологическими характеристиками.

Однако иногда рисунок дерева может иметь человеческие очертания, в этом случае черты и элементы, изображенные подобным образом должны быть обнаружены и истолкованы.

Если испытуемый говорит о том, что дерево находится в роще или в лесу, исследователь должен выяснить, что испытуемый подразумевает под словами «роща» или «лес». Например, является ли лес спокойным, тихим и уединенным местом, куда он отправляется, чтобы побыть в одиночестве и успокоиться (что говорит о его склонности избегать неприятных внешних раздражителей); или лес - это место, пробуждающее страх или угрозу, таящее в себе неизвестность и острое чувство опасности (что может означать: (1) страх перед незвестным; (2) потребность в общении с другими); лес не имеет никакого другого конкретного эмоционального значения?

ДрЗ. Каков приблизительный возраст этого дерева? Чаще всего возраст дерева представляет собой: 1) хронологический возраст испытуемого или возраст, который он ощущает, 2) количество лет, прожитых испытуемым с момента достижения половой зрелости; 3) количество лет, на протяжении которых испытуемый чувствовал, что окружающая реальность не приносит ему удовлетворения или 4) возраст человека, которого, по мнению испытуемого, символизирует рисунок дерева.

Др4. Это дерево живое? До сих пор ни один хорошо приспособленный испытуемый не ответил на этот вопрос отрицательно. Негативный ответ, как может оказаться при дальнейшем опросе, подразумевает, что дерево просто неподвижно, а не мертво. Испытуемые, проявляющие признаки конкретного, ригидного мышления, не воспринимают дерево как нечто большее, чем просто рисунок на бумаге. Отрицательный ответ на вопрос Др4 традиционно расценивается, как показатель чувства неполноценности и/или чувства несостоятельности, бесполезности, вины и т. д.

Вопрос Др5 поделен на две части. Часть А используется, если испытуемый считает, что дерево живое. В этом случае задаются следующие вопросы:

а) Что именно на рисунке подтверждает, что дерево живое? Отвечая на этот вопрос, испытуемый может сослаться на какое-либо движение дерева, которое воспринимает на рисунке (от незначительного трепетa листьев до раскачивающегося ствола). В других ответах могут упоминаться такие качества, как сила, энергия или что-то еще, свидетельствующее о жизни. Наиболее очевидный ответ, доказывающий, что дерево живое, это упоминание о наличии листьев;

б) Нет ли у дерева какой-то мертвой части? Если есть, то какая именно? Образ полностью мертвого дерева может означать плохую приспособляемость испытуемого в большей мере, чем образ частично мертвого дерева. Это только предположение, но до сих пор считалось, что дело обстоит именно так. Чаще всего мертвыми или частично мертвыми называют ветви или корни, в этом случае интерпретация, трактует поврежденные ветви как символ травмирующего воздействия окружающей среды; мертвая корневая система подразумевает внутри-личностную дисгармонию или диссолюцию (распад психических функций);

в) Чем, по вашему мнению, вызвана гибель дерева? В качестве причины называются черви, насекомые, паразиты, болезни, молния, ветер и иногда — злонамеренные действия детей или взрослых (обвиняются какие-либо внешние силы, то есть нечто внеличностное). Однако иногда причина гибели приписывается гниению корней, ствола или веток дерева (чувство разрушения самости);

г) Как вы думаете, когда это произошло? Здесь предпринимается попытка определить впечатление испытуемого о продолжительности его нетрудоспособности или неприспособленности. Не следует ожидать, что названная дата обязательно совпадет с данными из личной истории пациента. Всякий раз, когда испытуемый называет определенную дату, например, январь 1942 года, исследователю следует непринужденно продолжить: «А что в январе 1942 года?» Исследователь должен постараться установить, почему именно эта дата зафиксировалась в памяти испытуемого.

Часть Б вопроса Др5 применяется, если испытуемый считает, что дерево мертвое. Здесь следующие вопросы:

а) Чем, по вашему мнению, вызвана гибель дерева?

б) Как вы думаете, когда это произошло? Общее значение обоих вопросов такое же, как и у вопросов в) и г) части А.

Др6. Как вы думаете, на кого это дерево больше похоже — на мужчину или на женщину? Для испытуемых, чье конкретное ригидное мышление изначально не позволяет им понять полное значение этого вопpoca или абстрактных понятий «мужское» или «женское» применительно к рисунку дерева, исследователь должен продолжить: «Я знаю, что это — просто дерево, но представьте, что вы должны говорить о нем как о мужчине или о женщине. Кем бы вы его называли?» Если этого не достаточно для того, чтобы вызвать ответ, исследователь продолжает: «Я прекрасно знаю, что деревья не имеют пола, поскольку это не люди, но я думаю, вы догадываетесь что я имею ввиду. Например, вы вероятно видели могучие, сильные, крепкие деревья, которые напоминали вам мужчину, или может быть вы видели деревья другого типа — аккуратные и изящные или большие, по матерински защищающие, которые походили на женщину. О ком теперь вас заставляет думать это дерево — о мужчине или о женщине?» Если и этого не достаточно, исследователь должен спросить: «Что-нибудь в этом дереве напоминает вам мужчину или женщину?» и попросить показать на эту деталь пальцем.

Вопрос задают с той целью, чтобы определить 1) отношение испытуемого к сексуальным символам; 2) утонченность или вульгарность его выбора.

Др7. Что именно в рисунке подтверждает вашу почку зрения? Чаще всего пол приписанный дереву, определяется следующим образом: 1) при помощи некоторых аспектов дерева, которые с точки зрения испытуемого имеют сходство с частями тела мужчины или женщины. Например: а) длинные, опущенные ветви дерева могут напомнить испытуемому волосы женщины (матери); б) молодая, плохо приспосабливающаяся девушка, немного нервничая говорила, что она увидела в середине нарисованного ею клена кулак своего отца: «Бывало, точно такой же кулак он поднимал на мать, чтобы ударить ее»; 2) при помощи таких характеристик, как сила, размер и т. д.; 3) связывая дерево с конкретным человеком (например, с отцом испытуемого, потому что он иногда рубил деревья или с матерью, потому что когда-то испытуемый сидел с ней под этим деревом, а она рассказывала ему сказки). В последнем случае исследователь должен объяснить, что он хочет знать на кого больше похоже само нарисованное дерево — на мужчину или на женщину с точки зрения испытуемого, а не то, какие ассоциации оно вызывает в его воображении.

Детали

Считается, что детали рисунка символизируют собой то, насколько испытуемый ориентируется в различных ситуациях повседневной жизни и его интерес к ним. Исследователь должен выяснить глубину этого интереса, то, насколько реалистичен его взгляд на жизнь, субъективное значение, которое он приписывает жизненным ситуациям и способ организации повседневной жизни в целом.

А. Количество. Здесь представлены два этапа обработки. Сперва исследователь должен установить количество основных обязательных деталей, использованных в рисунке. Например, дом должен иметь, по крайней мере, одну дверь (исключением является тот случай, когда нарисована только боковая стена), одно окно, одну стену, крышу и, если не было оговорено, что дом находится в теплых краях, — дымоход или другое средство для выхода дыма из печи или что-то, что может использоваться для обогрева дома. Дерево должно иметь ствол и, по крайней мере, одну ветвь (если не оговаривается, что это пень, - в таком случае, очевидно, ответ необходимо расценивать как «аномальный»), нарисованный человек должен иметь голову, тело, две ноги, две руки (при условии, что отсутствие какой-либо конечности или конечностей не объясняется устно и человек не нарисован в профиль), а также два глаза, нос, рот и два уха (опять же, если отсутствие какой-нибудь из данных деталей не объясняется отдельно), отсутствие обязательных деталей в рисунках испытуемых часто свидетельствует о снижении уровня интеллекта.

Если с точки зрения пропорций и перспективы рисунок выполнен хорошо, но содержит минимум деталей, это может означать, что испытуемому свойственны: 1) склонность к замкнутости (считается, что по количеству деталей можно судить о степени контактности с окружающей средой); 2) «аномальное» игнорирование традиционных вещей.

Если использование минимума деталей в рисунке сопровождается низким качественным уровнем пропорциональных и пространственных отношений, можно предположить, что: 1) испытуемый является умственно отсталым; 2) происходит снижение его интеллектуальной работоспособности, которое имеет либо обратимый, либо необратимый характер.

«Потребность в количестве» (изображение чрезмерного числа деталей), по-видимому, всегда является патоформной, так как обычно - это признак непреодолимой потребности в структурировании ситуации в целом, чрезмерное беспокойство, связанное с окружающей средой (определить, с чем именно связана сензитивность, можно по типу использованных деталей).

Второй этап включает качественную оценку использованных деталей. Например, окна дома - это образ визуального контакта. Очевидно, что дверь подразумевает возможность входа или выхода; фронтальная дверь может представлять собой и вход и выход, то есть, она символизирует доступность, а задняя или боковая дверь, по-видимому, обычно представляет выход, бегство от действительности.

Замкнутый, ушедший в себя испытуемый может проявлять свою враждебность в том, что рисует окна без оконных стекол (своим рисунком он как бы говорит: «Я только покажу, где должны быть окна, но не более того»), совсем не рисует окна или не рисует их на первом этаже; рисует окна, но дополняет их ставнями, штриховкой, занавесками, шторками и т. д.; рисует дверь с тяжелыми дверными петлями, огромными замками и т. д.

Считается, что дерево в виде замочной скважины, с кроной в виде круга или овала, место соединения со стволом у которого может быть как замкнутым, так и не замкнутым, а ствол — в виде двух вертикальных линий, соединенных или не соединенных в основании, означает сильные враждебные импульсы, некоторые из которых могут быть интериоризованы (так как мало вероятно, что такая крона подразумевает удовлетворение окружающей средой). Дерево такой формы большей частью представляет собой незаполненное пространство.

Враждебность выражается: 1) нежеланием испытуемого рисовать те детали, которые обычно изображаются или представляются в виде штриховки; 2) его отказом изобразить более подробно структуру кроны (которая интерпретируется как показатель взаимосвязи, степени его стремления к получению удовлетворения от окружающего мира).

Рубцы и/или сломанные, поникшие или мертвые ветви дерева, по-видимому, символизируют психические травмы. Одна женщина, психоневротик, комментируя тщательно нарисованное отверстие в коре дерева, связала это со своей душевной раной, толкнувшей ее к суицидальной попытке (которую она ранее скрывала от исследователя) несколько лет назад.

Руки человека представляют собой орудие, при помощи которого совершается оборонительное или наступательное действие в отношении окружающего мира или самого себя, а ступни символизируют движение. Мужчина, психоневротик, выразил чувство собственной беспомощности, нарисовав автопортрет без рук и ступней.

Глаза, нос, рот и уши представляют собой рецепторы, воспринимающие внешние стимулы, которые могут быть неприятными, как, например, выслушивание обвинений; которые могут привести к конфликту или проблеме, как, например, разглядывание женских ног. Девочка с диагнозом шизофрении нарисовала человека, имеющего только глаза, что свидетельствует о ее подозрительности и излишней осторожности, отсутствие носа, ушей и рта также указывает на отсутствие желания общаться.

Б. Уместность. Поскольку испытуемого просят нарисовать только дом, дерево и человека, то можно подвергнуть логическому сомнению уместность любой детали, которая не является реально неотъемлемой частью каждого из перечисленных объектов. Примерами лишних деталей (которые, по-видимому, представляют собой потребность испытуемого структурировать ситуацию) являются следующие: для рисунка дома — дерево во дворе, для рисунка дерева — птица на нем или кролик около него, для рисунка человека — дверь, в которую он стучит и т.д. Их присутствие на рисунке можно отнести к отклонению от нормы, поскольку большинство испытуемых не рисуют такие дополнительные детали. Однако наличие неуместных деталей необязательно носит патоформный или явно патологический характер, На деле они могут способствовать созданию более богатого рисунка, но статистически, их присутствие противоречит норме.

Считается, что деревья (или кусты), нарисованные возле дерева или человека часто олицетворяют людей (обычно членов семьи испытуемого), а расстояние между ними часто символизирует близость или отдаленность в их взаимоотношениях.

Линия земли (линия основания) в рисунке дома, дерева или человека, строго говоря, не является неуместной деталью. Она интерпретируется как признак незащищенности вообще (поскольку можно сказать, что в некотором смысле линия земли является элементом, укрепляющим реальность рисунка). Кроме того, человек, рисующий эту линию, испытывает большую потребность в структурировании рисунка, чем все остальные испытуемые. Линия основания дает необходимую точку отсчета; обеспечивает стабильность рисунка в целом.

Конкретное значение линии основания, по-видимому, зависит от: 1) объекта, который над ней нарисован (линия основания реже всего рисуется под человеком, чаще всего под деревом); 2) количества объектов, нарисованных над этой линией; 3) степени акцентирования (о котором можно судить по размерам линии, подкреплению (см. В. Акцентирование), свойствам и т. д.).

Значение линии основания может напрямую зависеть от качества, которое приписывает ей испытуемый. Например, плохо приспосабливающийся мальчик нарисовал человека, катающегося на коньках, как он отметил, по тонкому и неровному льду, провалившемуся в нескольких местах.

Среди нескольких тысяч рисунков автор встретил только два рисунка дерева, отбрасывающего тень. В обоих случаях тень интерпретировалась как фактор, выражающий чувство тревожности испытуемого на сознательном уровне. Кроме того, наличие этой детали на рисунке свидетельствует о рассеянности, как сама тень предполагает существование другого замеченного элемента - солнца, которое в свою очередь, имеет собственное качественное значение (энергия).

Неуместные детали, которые благодаря своему значению могут быть расценены как патоформные - это облака в небе для любого из трех рисунков (в ДДЧ облака, по-видимому, символизируют генерализованную тревожность, связанную с взаимоотношениями в окружающей реальности); уборная во дворе рядом с особняком (в этом случае, исследователь должен определить, пытается ли испытуемый выразить агрессию против владельца этого дома, снижая презентабельность его жилища или он выражает протест против того, что расценивает как искусственные культурные стандарты).

В. Акцентирование. Акцентирование может быть как позитивным, так и негативным.

Существуют несколько форм позитивного акцентирования. В некоторых случаях может уделяться чрезмерное внимание несущественным деталям, например, окно, расчерченное на множество клеток и похожее на сетку. Может иметь место акцентирование на какой-либо детали в виде персеверации (повторения), например, ветви и листья дерева, в целом похожего на фаллос, также напоминающих фаллосы, только меньших размеров. Может проявляться навязчивая потребность в подкреплении какой-либо детали: испытуемый возвращается к ней снова и снова (например, он может тщательно вырисовывать и перерисовывать округлость ягодиц), иногда даже после завершения рисунка. Такое подкрепление в целом может означать смутную тревогу, а конкретно - свидетельствовать о фиксации на данном объекте (объект фиксации может быть реально нарисован или представлен в символическом виде), действии или отношении.

Негативное акцентирование также может быть передано несколькими способами: 1) испытуемый может стереть нарисованную деталь частично или полностью, например, он может стереть дымоход, который ранее рисовал несколько раз в разных положениях; 2) испытуемый, не являющийся умственно отсталым, может вычеркнуть одну из основных деталей рисунка.

Г. Последовательность деталей. Здесь основное внимание уделяется реальной последовательности в рисовании деталей дома, дерева и человека. Необходимо отметить, что после завершения рисунка любое изменение обычного порядка изображения деталей будет полью утеряно, если не делать своевременных записей.

Оказалось, что большинство испытуемых при выполнении рисунка дома придерживаемся следующей последовательности: а) сначала они рисуют крышу, затем - стену (стены), затем - дверь и окно (окна) или окна (окна) и дверь и т. д. или б) сначала — линию основания, затем стену (стены), крышу и т. д.

Было установлено, что неуверенные в себе испытуемые выполняли рисунок сегментально (т.е. изображали одну деталь отдельно от другой или от рисунка в целом без учета связи между ними) и иногда — симметрию (два дымохода, два окна, две двери и т. д.)

Последовательность для деталей рисунка дома, при которой дверь или окна первого этажа изображаются в последнюю очередь или почти в последнюю очередь, можно назвать патоформной. Она подразумевает: а) отвержение межличностных контактов, б) стремление избегать контакта с реальностью.

Рисунок дерева обычно выполняется в следующей последовательности: а) сначала ствол, затем ветви и и/или листва (подразумеваемая косвенно или в реальном виде) или б) сначала макушка дерева, затем ветви (подразумеваемые косвенно, например, благодаря штриховке или нарисованные в реальном виде), ствол и основание ствола.

Следующая последовательность изображения деталей дерева (ее можно назвать смешанной) считается патоформной: испытуемый начинает с довольно хорошего наброска, но заканчивает тем, что рисует одномерные или двумерные ветви в неопределенном стиле, а первоначальный набросок не стирает.

Пример патологическая последовательности: изображаются двумерные ветви сверху вниз, одна за другой - сначала с левой стороны, потом такие же ветви - справа без соединения друг с другом или со стволом в центре, затем - две вертикальные линии, которые не соединяются сверху или снизу и не касаются ближних концов ветвей и завершает рисунок отдельная периферийная линия, соединяющая внешние концы ветвей, но нигде не касающаяся ствола.

Предполагается, что ветви дерева символизируют сферу контактов и взаимоотношений испытуемого с окружающим миром и отражают уровень его активности в поиске удовлетворения; ствол символизирует чувства испытуемого, касающиеся его основных способностей, личного потенциала. Степень гибкости ветвей, их количество, размеры и степень их взаимной связи указывает на адаптивность и имеющиеся на данный момент ресурсы личности.

В большинстве случаев человек изображается в следующей последовательности: сначала голова, затем черты лица (глаза, нос и т. д.), потом шея, туловище, руки (с пальцами или кистями рук), ноги и ступни (или ноги и руки в обратном порядке) и т. д.

Если рисунок человека начинается со ступней и заканчивается головой и чертами лица, то такую последовательность можно назвать патологической. Отсроченное изображение черт лица может свидетельствовать: 1) о тенденции отвергать воспринимаемые рецепторами внешние стимулы; 2) о желании оттянуть, насколько возможно идентификацию нарисованного человека.

Как правило, к завершенным деталям рисунка не возвращаются; обычно все однотипные детали (например, все окна одного этажа) рисуются сразу и до конца прежде, чем приступить к изображению следующей конкретной детали (конечно за исключением оконных стекол, которые могут быть нарисованы в каждом окне, когда оно уже есть на рисунке). Характер любого заметного отклонения от нормальной последовательности, включая 1) необычный порядок изображения; 2) произвольный возврат к чему-нибудь ранее нарисованному либо с последующий стиранием, либо с перерисовыванием; 3) подкрепление рисунка (когда очертания данной детали неоднократно обводятся), должен расцениваться как патоформиый.

Исследователю необходимо попытаться определить, вызвано ли отклонение от нормальной последовательности рисования деталей только снижением базовой интеллектуальной работоспособности (например, в случае умственной отсталости) или колебаниями, нерешительностью, причина которых заключается в неких эмоциональных расстройствах или органических изменениях и представляет собой возникшие затруднения в организации.

Д. Эротические проявления. Исследователь должен проверить все три рисунка на предмет наличия эротических деталей, изображенных реально или в символическом виде.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-15; просмотров: 226; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.164.151 (0.056 с.)