Ч9. О чем вас заставляет думать нарисованный человек? 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Ч9. О чем вас заставляет думать нарисованный человек?



Ч10..Кого вам напоминает этот человек? Здесь раскрываются определенные ассоциации, связанные с нарисованным человеком в частности и межличностными взаимоотношениями в целом.

Ч11. Этот человек здоров? Для тех, кто потворствует собственному бегству в болезнь, этот вопрос иногда является достаточным стимулом, провоцирующим подробное описание соматических жалоб. В некоторых случаях этот вопрос служит для того, чтобы испытуемый мог выразить, враждебность (ранее подавленную) против конкретного лица, представленного рисунком человека.

. Ч12. Что именно на рисунке производит на вас такое впечатление? Чтобы объяснить свой ответ на вопрос Ч11, испытуемый вынужден прибегнуть к проекции, так как в большинстве случаев трудно найти подкрепляющую аргументацию исходя только из рисунка. Испытуемые с ограниченным интеллектом или с временным ослаблением функционирования интеллекта, часто дают ответы, построенные в отрицательном ключе (то есть отмечают не наличие положительных характеристик, а отсутствие негативных), например, «Он кажется здоровым, потому что он не выглядит утомленным».

Ч13. Этот человек счастлив? В некоторых случаях вопрос облегчает выражение чувства враждебности, направленного против конкретного лица, представленного рисунком человека, а также способствует выражению страхов или тревоги, которые до настоящего момента он частично или полностью подавлял.

Ч14. Что именно на рисунке производит на вас такое впечатление? Большинство испытуемых, которые считают, что обязаны рисовать, опираясь на собственное самочувствие, отвечают на этот вопрос удовлетворительно. Исследователь не должен довольствоваться таким объяснением положительного ответа на вопрос Ч13, как, например, «Потому что у него на лице улыбка», ибо его задача — получить более содержательный ответ, чем просто констатацию выражения лица. В таком случае он должен продолжить таким образом: «И все же, по какому поводу он улыбается?» Неплохо, если опрос продолжится в русле, позволяющем выявить глубину выраженных чувств и то, насколько они привычны.

Ч15. Что вы чувствуете по отношению к этому человеку? Если испытуемый не понимает смысла вопроса, поставленного таким образом, исследователь должен перефразировать его: «Как вы думаете, что он за человек?». Исследователь должен узнать, на чем основаны чувства испытуемого, каждый раз задавая дополнительный вопрос: «Почему?»

Ч16. Считаете ли вы, что это характерно для большинства людей? Почему? Еще одна попытка выяснить, распространяются ли чувства испытуемого к нарисованному человеку (особенно те чувства, которые по своему характеру являются неприятными или враждебными), на сферу межличностных отношений в целом. Из ответа испытуемого на вопрос Ч16 и последующий вопрос «Почему?», можно получить информацию о симпатиях и эмпатиях испытуемого.

Ч17. Какая на ваш взгляд погода на рисунке? Оказалось, что на рисунке человека как правило, отсутствуют признаки погодных условий. Следовательно, очень важно предоставить испытуемому возможность выразить свое впечатление о погодных условиях. Даже при наличии таких негативных характеристик погоды, как сильная жара или сильный холод и т.п., исследователь не должен делать скоротечных выводов без дальнейших доказательств, ибо описание таких экстремальных условий может указывать просто на то, что испытуемый чувствителен и даже отзывчив к новым и интенсивным раздражителям.

Ч18. Кого напоминает вам этот человек? Почему? Иногда этот вопрос может вызвать первую откровенную ратификацию нарисованной фигуры с конкретным человеком. А с другой стороны, человек, названный в ответ на этот вопрос, может быть уже пятым по счету лицом, которого испытуемый отождествляет с нарисованной фигурой. Последний вариант на практике встречается редко, чаще всего рисунок человека символизирует, по крайней мере, двух людей — самого испытуемого и какого-то значимого для него лица. Ответ испытуемого на вопрос, почему рисунок напоминает ему данного человека, может быть очень показательным, особенно, если он объяснит, почему последняя идентификация отличается от первоначальной. Причина, которая привела к изменению идентификации может быть непонятной для исследователя.

Ч19. Чего больше всего хочет человек? Почему? Иногда этот вопрос побуждает испытуемого использовать при обсуждении рисунка местоимение «Я». В большинстве случаев ответы на этот вопрос будут касаться довольно поверхностных вещей, таких как одежда, конфеты, карманные деньги и т.д., но исследователь не должен довольствоваться такими ответами. Дополнительного вопроса «Почему?» обычно достаточно, чтобы определить уровень и интенсивность выраженной потребности.

Когда испытуемый говорит о таких базовых потребностях, как мир, безопасность, счастье, исследователю необходимо в процессе дополнительного опроса получить подтверждение того, что эти потребности действительно имеют место.

 

После записи ответа на этот вопрос, исследователь должен перевернуть рисуночную форму так, чтобы перед испытуемым оказался рисунок дерева.

Др23. Кого вам напоминает это дерево? Почему? Людям с конкретным мышлением необходимо продолжать: «Я понимаю, что глядя на рисунок, трудно представить что-то другое, кроме дерева, но нет ли здесь каких-нибудь особенностей внешнего характера, которые напоминали бы о знакомом вам человеке? Посмотрите внимательно».

Противоположным конкретному типу мышления является патологически-абстрактный тип. Пациент невротического склада, с крайней формой абстрактного мышления настолько уверил себя в том, что дерево — это изображение его любовницы, что после ПРО, когда ему объяснили, что некоторые особенности рисунка очевидно имеют отношение к автопортрету, он искренне согласился с этим и сказал: «Да, оно точно такое же, как Хелен. Да, оно похоже на Хелен. Она именно такая», что свидетельствует о явном отсутствии понимания.

Др24. В чем больше всего нуждается это дерево? Почему? Позитивные ответы на этот вопрос чаще символически выражают потребность в любви, защите, безопасности, хорошем здоровье и т. д.

 

После записи ответа на этот вопрос исследователь поворачивает рисуночную форму так, чтобы перед испытуемым оказался рисунок дома.

Д15. О ком вас заставляет думать этот дом? Почему? Из всех трех вопросов подобного типа («О ком...») на этот испытуемые отвечают без особых затруднений, обычно называя кого-нибудь из членов своей семьи.

Д16. В чем больше всего нуждается этот дом? Почему? Позитивные ответы обычно символичны и в этом случае, например, женщина, очень ревновавшая своего мужа, который, как ей казалось, разрушает их семью, ответила: «Требуется хороший фундамент».

Д17. Куда ведет этот дымоход? Исследователь должен попытаться установить, ведет ли дымоход к печи (кухонной или обогревающей), очагу, камину или к чему-нибудь еще. Если испытуемый уделяет особое внимание дымоходу одним из следующих способов: 1) изобразив над трубой густые клубы дыма; 2) тщательно прорисовав сам дымоход и/или его материал; 3) выделив контур дымохода, то это может обозначать определенную озабоченность мужским сексуальным символом или связанный с ним конфликт. Иногда сосредоточенность на дымоходе вызвана не им самим, а тем объектом, к которому он ведет.

Д18. Куда ведет эта дорожка? Очевидно, что в большинстве случаев прозвучат безобидные ответы: «К дороге» или «К тротуару», однако исследователь должен постараться проверить, нет ли в этом какого-то дополнительного значения с помощью примерно такого вопроса: «Что это значит для вас?»

Однако в некоторых случаях испытуемый может ответить, что дорожка ведет к дому, и это будет свидетельствовать либо о его ностальгии, либо о том, что он чувствует неприятие его членами семьи, либо о том и другом одновременно. В других случаях он может сказать, что дорожка ведет к чему-то невидимому на рисунке, и исследователь должен постараться выяснить к чему именно она может привести и какое значение это может иметь для испытуемого.

Д19. Если бы вместо дерева (куста, ветряной мельницы или любого другого объекта на рисунке, не имеющего отношения к самому дому) был человек, то кто бы это мог быть? Считается, что нередко эти на первый взгляд не относящиеся к делу объекты, нарисованные рядом с домом представляют членов семьи испытуемого или людей, с которыми он тесно связан в повседневной жизни; географическое положение объектов относительно дома символизирует степень близости отношений между ними.

 

После записи ответа испытуемого на этот вопрос исследователь переворачивает рисуночную форму так, чтобы перед испытуемым оказался рисунок дерева.

Др25. Если бы вместо птицы (другого дерева или другого объекта на рисунке не имеющего отношения к основному дереву), был человек, то кто бы это мог быть? Нарисованные объекты и в этом случае нередко символизируют межличностные взаимосвязи. Особенно это верно, когда испытуемый рисует не одно дерево, а больше. Несколько неприспособленных детей нарисовали два дерева (одно — женское, другое — мужское), которые без колебаний отождествили с матерью и отцом.

В некоторых случаях характер подразумеваемого человека весьма беспощадно изображается в карикатурной форме в виде животного, например, умеренно невротизированный мужчина нарисовал кролика, а затем отождествил его с отцом, которого он презирал, потому что над ним полностью доминировала мать испытуемого.

Если крона дерева нарисована необычно, например: 1) в виде двух или трех ветвей, не имеющих ответвлений, 2) одна ветвь сильно отличается от других, исследователь должен задать вопрос: «Если бы вместо ветви (или ветвей) был человек, то кто бы это был?»

 

После записи ответа на этот вопрос исследователь переворачивает рисуночную форму так, чтобы перед испытуемым оказался рисунок человека.

Ч20. Как одет этот человек? Это еще один вопрос реальности, ибо может оказаться, что нарисованный человек, который на исследователя производит впечатление обнаженного, испытуемому кажется одетым. Вероятно, чем больше несоответствия между объективным внешним видом нарисованного человека и тем, как испытуемый описывает его одежду, тем менее эффективна его способность понимать реальность. Если человек нарисован обнаженным, исследователь должен спросить: «Ему (ей) не холодно?»

 

После получения ответа на вопрос Ч20, исследователь просит испытуемого еще раз посмотреть на рисунок дома и рассказать какая комната находится за каждым окном или дверью; рассказать, для чего обычно используется каждая из комнат и кто в них живет, испытуемого также просят описать расположение, назначение и заселенность комнат, не видимых на рисунке.

 

По завершении этапа пост-рисуночного опроса, исследователю предстоит выяснить то возможное значение, которое может иметь для испытуемого, наличие необычных, отсутствие «обязательных» деталей в рисунках, любых необычных пропорциональных, пространственных или позиционных отношений между нарисованными объектами или их фрагментами.

Например, исследователь должен спросить у испытуемого о значении таких необычных деталей в рисунке дома, как разбитые стекла, дырявая крыша, обвалившийся дымоход и т.д., рубцы, сломанные или мертвые ветви, тени и т, д. — в рисунке дерева. Принято считать, например, что рубцы на стволе дерева, сломанные или поврежденные ветви почти неизменно символизируют «душевные раны» — следствие психологических травм, перенесенных испытуемым в прошлом; время, когда произошел травмирующий эпизод, можно определить по расположению рубца на стволе, принимая основание ствола (его ближайшую к земле часть) за период раннего детства, верхушку дерева - за настоящий возраст испытуемого, а расстояние между ними - за промежуточные годы. К примеру, если 30-летний испытуемый нарисовал рубец примерно на высоте одной трети ствола от его основания, то травмирующий эпизод мог предположительно произойти в 9-11- летнем возрасте. Исследователь может спросить: «Что необычного произошло с вами, когда вам было около 10 лет?» Предполагается, что испытуемый может отразить на рисунке только те события, которые он сам расценивает, как травмирующие, хотя с объективной точки зрения травмирующими могут казаться совсем другие ситуации.

Считается, что изображение тени на рисунке имеет большое значение и может представлять собой: 1) символизацию чувства тревоги, переживаемой испытуемым на сознательном уровне, 2) наличие фактора, который своим постоянным присутствием в психологическом настоящем или в недалеком прошлом, вероятно, препятствует нормальной интеллектуальной работоспособности. Речь идет о сознательном уровне, потому что обычно тени изображают на земле, которая символизирует реальность, Ухудшение интеллектуальной работоспособности подтверждается рассеянностью: тень предполагает осведомленность испытуемого о существовании другого элемета - солнца, которое обычно забывают нарисовать, это, в свою очередь, и имеет определенное качественное значение. Исследователю необходимо обратить внимание, на какую поверхность падает тень: на воду, землю, или лед...

Кроме этого он должен выяснить возможное значение шрамов или увечий в рисунке человека.

Исследователь должен постараться получить объяснение отсутствия обычных деталей — окон, дверей или дымохода в рисунке дома; ветвей в рисунке дерева, глаз, ушей, рта, ступней и т. д. в рисунке — в том случае, если предположение об умственной отсталости испытуемого лишено основания.

Если в рисунке отмечены какие-то необычные позиционные отношения объектов, то необходимо определить, чем это вызвано. Например, если нарисованы покосившийся дом, наклонившееся в одну сторону дерево со скрученным стволом или как будто бы падающий человек, исследователь должен попросить объяснить, в чем причина такого положения. Как уже говорилось выше, в рисунке дерева каждая сторона имеет свое временное значение (правая – это будущее, левая - прошлое), то же самое, хотя и не настолько определенно, можно сказать и о рисунке дома. Однако оказалось, что на рисунок человека это не распространяется, потому что - если говорить о рисунке человека в профиль - правша обычно обращенную лицом влево, а левша - вправо.

Исследователь должен попытаться установить причины любого необычного положения рук или ног нарисованного человека. Если человек нарисован в абсолютный профиль (т. е. так, что видна только одна его сторона, и нет никаких признаков существования другой), исследователь должен попросить испытуемого описать: 1) положение невидимой руки, 2) если что-нибудь есть в этой руке, то что именно, 3) что нарисованный человек этой рукой делает.

Время проведения пост-рисуночного опроса не ограничено. Однако, если обследование затягивается, и его объем превышает объем формальной части (64 вопроса и дополнительный опрос, приведенный выше), то его завершение, вероятно, лучше перенести на следующий сеанс.

Можно порекомендовать исследователю отмечать кружочками номер любого вопроса, ответ на который, как ему кажется, требует дополнительного пояснения в последующей беседе.

Было обнаружено, что иногда очень полезно дать испытуемому высказать свои ассоциации, касающиеся содержания рисунков и ПРО.

В заключении можно сказать, что ПРО преследует 2 цели: 1) создать благоприятные условия для того, чтобы испытуемый, описывая и комментируя рисунки, олицетворяющие жилище, существующий или некогда существовавший предмет и живущего или некогда жившего человека, мог отразить свои чувства, отношения, потребности т. д.; 2) предоставить исследователю возможность прояснить любые непонятные аспекты рисунков.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-15; просмотров: 157; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 44.221.43.88 (0.079 с.)