Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Др15. Если бы на этом рисунке вы нарисовали солнце, где бы оно располагалось.

Поиск

Разумеется, в том случае, если на рисунке уже есть солнце, этот вопрос задавать не следует. Спрашивают так, чтобы испытуемый ответил как можно более конкретно, а полученный ответ можно было бы проинтерпретировать по временному параметру (прошлое — будущее) и с точки зрения взаимосвязи дерева с источником тепла и энергии его окружения. Если солнце находится за деревом, то можно считать, что он отождествляет дерево либо с неким лицом своего окружения, которое стоит между ним и «согревающей» фигурой, внимание которой он стремится привлечь, либо как фигуру, защищающую его от того, кого испытуемый старается избегать. Считается, заходящее солнце может означать депрессивное строение. Солнце, нарисованное за облаком, подразумевает тревожащие и не дающие удовлетворения отношения между испытуемым и «согревающей» или враждебной, угрожающей фигурой.

Др16. Как вы считаете, солнце находится на севере, востоке, юге или западе? Это снова в некотором смысле вопрос о реальности. Например, при рассогласованности в ответах Др 13, 15 и 16 можно предполагать нарушения функционирования памяти, ограниченного интеллекта, либо отрицания реальности

Несколько испытуемых с высоким уровнем интеллекта ответили, что на их взгляд, солнце находится в северной стороне. Было сделано заключение о том, что в каждом случае это может означать ощущение «холода» поскольку можно считать, что «северное» солнце дает мало тепла.

 

После того, как ответ на этот вопрос записан, исследователь переворачивает рисуночную форму так, чтобы перед испытуемым оказался рисунок дома.

Д1. Сколько этажей у этого дома? Этот вопрос направлен на проверку правильности восприятия реальности. Он также в некотором смысле оценивает внимание, так как замкнутые или очень тревожные испытуемые часто отвечают на этот вопрос даже не взглянув на рисунок.

Некоторые умственно отсталые испытуемые часто рисуют окна настолько беспорядочно, что исследователю трудно определить уровни этажей и их количество. В некотором смысле вопрос можно расценивать даже как «обязательный», ибо ни количественная, ни качественная оценка рисунков не может быть точной и валидной, если у исследователя есть сомнения относительно замысла испытуемого.

Д2. Этот дом кирпичный, деревянный или еще какой-нибудь? В некоторых регионах кирпичный дом более престижен, чем деревянный. В других — социально более желательным считается каменный дом и т. д.

ДЗ. Это ваш дом? После ответа «нет» исследователь должен спросить: «Чей это дом?» Чаще всего испытуемые рисуют собственные дома, но они редко воспроизводят их точную копию по нескольким причинам (то, что большинство людей не способны рисовать с точностью архитектора, не учитывается): 1) потому что они склонны выделять те аспекты дома, которые имеют наиболее приятное или неприятное значение для них (здесь акцент может выражаться либо в преувеличении, в преуменьшении деталей и пропорций); 2) потому что обычно считается, что отчасти дом представляет собой особые переживания из прошлого, настоящего и будущего.

Д4. Когда вы рисовали этот дом, кого вы представляли себе в качестве его хозяина? Этот вопрос (как и Ч5) разрабатывался, чтобы попытаться получить информацию, которая могла бы привести к более точной идентификации. Нарисованный дом, как и рисунок человека, может часто олицетворять разных людей.

Д5. Вам бы хотелось, чтобы этот дом был вашим? Почему? Исследователь должен определить: 1) чем вызвано желание испытуемого иметь или не иметь этот дом (испытуемый, который объясняет свое нежелание тем, что дом гнилой, ветхий, грязный и т.д., может напрямую выразить свои чувства о себе); 2) существуют ли различия между нарисованным домом и домом, в котором живет испытуемый, а именно – в размерах, удобствах и т. д.; 3) вероятность того, что испытуемый когда-либо имел такой дом; интенсивность желания его; 4) эмоциональная реакция испытуемого на рисунок дома (как на возможный источник конфликта).

Д6. Если бы этот дом был вашим и вы бы могли распоряжаться им так, как вам хочется:

а) Какую комнату вы бы выбрали для себя? Почему? Нередко замкнутые испытуемые выбирают заднюю комнату верхнего этажа, выражая этим свою потребность в поиске убежища. Осторожные люди склонны выбирать комнату, из которой можно наблюдать за входной дверью.

Исследователь должен сравнить расположение желаемой комнаты с расположением той комнаты, в которой в настоящее время живет испытуемый, и если различие существует, попытаться установить его причину.

б) С кем бы вы хотели жить в этом доме?Почему? Испытуемый с конкретным, ригидным мышлением может не понять этот вопрос, если ему не объяснить, что он должен представить, что это его собственный дом, и никто, кроме него не может им распоряжаться, а исследователь хочет услышать от него, кого испытуемый желал бы поселить в своем доме. Некоторые пациенты могут обнаружить подтекст в этом вопросе и попытаться уклониться от прямого ответа, но это уклонение само по себе может быть показательным.

Д7. Когда вы смотрите на рисунок дома, он вам кажется расположенным близко или далеко? Это еще один вопрос, касающийся реальности и ответы, противоречащие объективной реальности, являются значимыми. Считается, что: 1) близость обозначает достижимость или ощущение тепла и гостеприимства, либо то и другое; 2) отдаленность подразумевает стремления или ощущение отверженности или неприятия, либо то и другое. В таких случаях исследователь должен постараться выяснить, является ли расстояние, которое «увидел» испытуемый, умозрительным или географическим.

Д8. Когда вы смотрите на рисунок дома, вам кажется, что он расположен выше вас, ниже вас или примерно на одном уровне с вами? Ответы на этот вопрос, по-видимому, имеют приблизительно то же самое значение, что и ответы на вопрос Др10, но в данном случае относятся к более конкретной сфере взаимоотношений личности, а именно — к дому и семье.

Д9. О чем вас заставляет думать этот рисунок? С этого вопроса характер последующего опроса становится более абстрактным и более общим. Это - первое обращение к свободным ассоциациям.

Д10. О чем он вам напоминает? Опыт показал, что обычно для большинства испытуемых вопрос Д9 подразумевает прямую ассоциацию с домом вопрос Д10 - более косвенную ассоциацию.

Д11. Этот дом приветливый, дружелюбный?

Д12. Что именно на рисунке производит на вас такое впечатление? Иногда испытуемый пытается объяснить свой ответ на этот вопрос, описывая некоторые внешние детали дома, констатируя, например, что он приветливый, потому что на окнах есть занавески, из трубы идет дым и т.д. Но большей частью, ответ на вопрос будет, по-видимому, прямым выражением чувств испытуемого, связанных с людьми, живущими в этом доме, его мнением о них и/или об их чувствах по отношению к нему. В любом случае, исследователь должен постараться установить, почему конкретная деталь передает впечатление о приветливости или дружественности.

Д13. Считаете ли вы, что эти качества свойственны большинству домов, почему? Вопрос направлен на определение того, в какой степени ощущение дружественности или враждебности по отношению к нарисованному дому и его обитателям является обобщеннным. Этот вопрос может послужить дальнейшей детализации ответа на вопрос Д12 и таким образом помочь структурировать отношение испытуемого к семейным и межличностным взаимоотношениям вообще.

Д14. Какая, по вашему мнению, погода на этом рисунке? Исследователь не должен удивляться, услышав от испытуемого описание погоды, имеющее мало общего с ответом на вопрос Др14, ибо, если теория о том, что объекты теста ДДЧ символизируют разные сферы личности, является верной, то рисунки дома и дерева должны вызывать разные реакции.

 

Записав ответ на вопрос Д14, исследователь поворачивает рисуночную форму так, чтобы перед испытуемым оказался рисунок дерева.

Др17. О чем заставляет вас думать это дерево? Испытуемому опять показывают рисунок дерева, но после того, как он видел его в последний раз, он ответил на 14 вопросов о рисунке дома.

Др18. О чем оно вам напоминает? В отношении дерева, также как и в отношении дома, формулировка «думать о» у большинства испытуемых вызывает поверхностную ассоциацию, формулировка «напоминать о» предполагает более глубокую, менее прямую ассоциацию.

Хотя большинство испытуемых без труда находит ассоциации с домом, так как место жительства может пробудить много воспоминаний, ассоциации с деревом возникают не так легко. Но, возможно, по этой причине, если ассоциации не ограничиваются такими примерами как: «Дерево похоже на отца, потому что он рубил деревья», они будут менее поверхностными и таким образом более показательными.

Др19. Это дерево здоровое? После того, как испытуемого впервые просили определить состояние дерева, было задано 27 вопросов, поэтому неудивительно, что ответ испытуемого на вопрос Др19 может противоречить его ответу на вопрос Др4. Очень тревожный или депрессивный испытуемый может отвечать следующим образом: утверждая, что оно мертвое (в ответе на вопрос Др4), через некоторое время, дойдя до вопроса Др19, он может сказать, что дерево больное, а не мертвое. Это может означать: 1) он чувствует, что все не так безнадежно (если он рассматривает дерево, как автопортрет); 2) он чувствует вину за открыто выраженную, хоть и в символическом виде враждебность, если он рассматривает дерево как человека, которого он сильно ненавидит, но традиционно должен любить.

Др20. Что именно на рисунке производит на вас такое впечатление? Считается, что подобная формулировка предпочтительнее, чем вопрос «Почему вы так считаете?», поскольку в таком виде он подразумевает, что испытуемый должен найти объяснение в рисунке, а не в себе самом, поэтому его ответу как бы не придается большого значения. Но поскольку лишь на основании рисунка дерева это сделать довольно сложно, очевидно, что он должен прибегнуть к проекции.

Др21. Это дерево сильное? Для большинства людей здоровье и сила — два совершенно разных понятия, и здоровье не обязательно подразумевает силу и наоборот.

Др22. Что именно на рисунке производит на вас такое впечатление? При объяснении положительного ответа на вопрос Др21 один из испытуемых, эпилептик, гордо сказал: «Да, оно должно было стать сильным, выдержав все испытания, через, которые ему пришлось пройти».

Это другой вопрос о реальности, ибо, хотя хилое или поникшее деревце и может быть здоровым, едва ли можно считать его сильным. Разница между объективной реальностью (рисунок дерева) и ответом испытуемого на вопрос Др22 может указывать на 1) патоформную невнимательность; 2) двойственное отношение человеку, которого символизирует дерево; 3) двойственную оценку собственной способности справляться с жизненными обстоятельствами вообще.

Можно попросить испытуемого нарисовать (если он этого еще не сделал) структуру корня (конечно, исследователь не дает ей количественной оценки). Предполагается, что корневая структура может представлять силу и качество тех аспектов личности» которые теоретически располагаются как бы ниже сознательного уровня.

 

После записи ответа испытуемого на вопрос Др22, исследователь переворачивает страницу рисуночной формы так, чтобы испытуемый видел только страницу с рисунком человека.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-15; просмотров: 190; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.206.25 (0.012 с.)