Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Качественный анализ и интерпретация

Поиск

Некоторые предложения из-за экономии пространства приняли более сокращенную форму и поэтому приобрели довольно утвердительный характер; читатель должен иметь ввиду, что в них не достает выражений типа «По-видимому» или «Есть основание, чтобы предположить...»

На первой фазе обработки исследователь проводит тщательный анализ рисунков и всех связанных с ними данных, руководствуясь содержанием представленных ниже параграфов. Обращаясь поочередно к каждому из них (за исключением параграфа «Концепция»), исследователь идентифицирует и отмечает те пункты, которые соответствуют особенностям рисунка и, по-видимому, представляют отклонения от нормы или значимы для испытуемого. Вторую фазу можно расценивать как начальный этап синтеза, здесь исследователь пытается объяснить и интерпретировать организацию и взаимосвязь, выделенных при обработке пунктов; создать концепцию. Третий и последний этап вытекает из предыдущего анализа и синтеза информации, касающейся личности испытуемого в целом его динамического взаимодействия с окружающей средой.

 

Детали

Считается, что детали рисунка символизируют собой то, насколько испытуемый ориентируется в различных ситуациях повседневной жизни и его интерес к ним. Исследователь должен выяснить глубину этого интереса, то, насколько реалистичен его взгляд на жизнь, субъективное значение, которое он приписывает жизненным ситуациям и способ организации повседневной жизни в целом.

А. Количество. Здесь представлены два этапа обработки. Сперва исследователь должен установить количество основных обязательных деталей, использованных в рисунке. Например, дом должен иметь, по крайней мере, одну дверь (исключением является тот случай, когда нарисована только боковая стена), одно окно, одну стену, крышу и, если не было оговорено, что дом находится в теплых краях, — дымоход или другое средство для выхода дыма из печи или что-то, что может использоваться для обогрева дома. Дерево должно иметь ствол и, по крайней мере, одну ветвь (если не оговаривается, что это пень, - в таком случае, очевидно, ответ необходимо расценивать как «аномальный»), нарисованный человек должен иметь голову, тело, две ноги, две руки (при условии, что отсутствие какой-либо конечности или конечностей не объясняется устно и человек не нарисован в профиль), а также два глаза, нос, рот и два уха (опять же, если отсутствие какой-нибудь из данных деталей не объясняется отдельно), отсутствие обязательных деталей в рисунках испытуемых часто свидетельствует о снижении уровня интеллекта.

Если с точки зрения пропорций и перспективы рисунок выполнен хорошо, но содержит минимум деталей, это может означать, что испытуемому свойственны: 1) склонность к замкнутости (считается, что по количеству деталей можно судить о степени контактности с окружающей средой); 2) «аномальное» игнорирование традиционных вещей.

Если использование минимума деталей в рисунке сопровождается низким качественным уровнем пропорциональных и пространственных отношений, можно предположить, что: 1) испытуемый является умственно отсталым; 2) происходит снижение его интеллектуальной работоспособности, которое имеет либо обратимый, либо необратимый характер.

«Потребность в количестве» (изображение чрезмерного числа деталей), по-видимому, всегда является патоформной, так как обычно - это признак непреодолимой потребности в структурировании ситуации в целом, чрезмерное беспокойство, связанное с окружающей средой (определить, с чем именно связана сензитивность, можно по типу использованных деталей).

Второй этап включает качественную оценку использованных деталей. Например, окна дома - это образ визуального контакта. Очевидно, что дверь подразумевает возможность входа или выхода; фронтальная дверь может представлять собой и вход и выход, то есть, она символизирует доступность, а задняя или боковая дверь, по-видимому, обычно представляет выход, бегство от действительности.

Замкнутый, ушедший в себя испытуемый может проявлять свою враждебность в том, что рисует окна без оконных стекол (своим рисунком он как бы говорит: «Я только покажу, где должны быть окна, но не более того»), совсем не рисует окна или не рисует их на первом этаже; рисует окна, но дополняет их ставнями, штриховкой, занавесками, шторками и т. д.; рисует дверь с тяжелыми дверными петлями, огромными замками и т. д.

Считается, что дерево в виде замочной скважины, с кроной в виде круга или овала, место соединения со стволом у которого может быть как замкнутым, так и не замкнутым, а ствол — в виде двух вертикальных линий, соединенных или не соединенных в основании, означает сильные враждебные импульсы, некоторые из которых могут быть интериоризованы (так как мало вероятно, что такая крона подразумевает удовлетворение окружающей средой). Дерево такой формы большей частью представляет собой незаполненное пространство.

Враждебность выражается: 1) нежеланием испытуемого рисовать те детали, которые обычно изображаются или представляются в виде штриховки; 2) его отказом изобразить более подробно структуру кроны (которая интерпретируется как показатель взаимосвязи, степени его стремления к получению удовлетворения от окружающего мира).

Рубцы и/или сломанные, поникшие или мертвые ветви дерева, по-видимому, символизируют психические травмы. Одна женщина, психоневротик, комментируя тщательно нарисованное отверстие в коре дерева, связала это со своей душевной раной, толкнувшей ее к суицидальной попытке (которую она ранее скрывала от исследователя) несколько лет назад.

Руки человека представляют собой орудие, при помощи которого совершается оборонительное или наступательное действие в отношении окружающего мира или самого себя, а ступни символизируют движение. Мужчина, психоневротик, выразил чувство собственной беспомощности, нарисовав автопортрет без рук и ступней.

Глаза, нос, рот и уши представляют собой рецепторы, воспринимающие внешние стимулы, которые могут быть неприятными, как, например, выслушивание обвинений; которые могут привести к конфликту или проблеме, как, например, разглядывание женских ног. Девочка с диагнозом шизофрении нарисовала человека, имеющего только глаза, что свидетельствует о ее подозрительности и излишней осторожности, отсутствие носа, ушей и рта также указывает на отсутствие желания общаться.

Б. Уместность. Поскольку испытуемого просят нарисовать только дом, дерево и человека, то можно подвергнуть логическому сомнению уместность любой детали, которая не является реально неотъемлемой частью каждого из перечисленных объектов. Примерами лишних деталей (которые, по-видимому, представляют собой потребность испытуемого структурировать ситуацию) являются следующие: для рисунка дома — дерево во дворе, для рисунка дерева — птица на нем или кролик около него, для рисунка человека — дверь, в которую он стучит и т.д. Их присутствие на рисунке можно отнести к отклонению от нормы, поскольку большинство испытуемых не рисуют такие дополнительные детали. Однако наличие неуместных деталей необязательно носит патоформный или явно патологический характер, На деле они могут способствовать созданию более богатого рисунка, но статистически, их присутствие противоречит норме.

Считается, что деревья (или кусты), нарисованные возле дерева или человека часто олицетворяют людей (обычно членов семьи испытуемого), а расстояние между ними часто символизирует близость или отдаленность в их взаимоотношениях.

Линия земли (линия основания) в рисунке дома, дерева или человека, строго говоря, не является неуместной деталью. Она интерпретируется как признак незащищенности вообще (поскольку можно сказать, что в некотором смысле линия земли является элементом, укрепляющим реальность рисунка). Кроме того, человек, рисующий эту линию, испытывает большую потребность в структурировании рисунка, чем все остальные испытуемые. Линия основания дает необходимую точку отсчета; обеспечивает стабильность рисунка в целом.

Конкретное значение линии основания, по-видимому, зависит от: 1) объекта, который над ней нарисован (линия основания реже всего рисуется под человеком, чаще всего под деревом); 2) количества объектов, нарисованных над этой линией; 3) степени акцентирования (о котором можно судить по размерам линии, подкреплению (см. В. Акцентирование), свойствам и т. д.).

Значение линии основания может напрямую зависеть от качества, которое приписывает ей испытуемый. Например, плохо приспосабливающийся мальчик нарисовал человека, катающегося на коньках, как он отметил, по тонкому и неровному льду, провалившемуся в нескольких местах.

Среди нескольких тысяч рисунков автор встретил только два рисунка дерева, отбрасывающего тень. В обоих случаях тень интерпретировалась как фактор, выражающий чувство тревожности испытуемого на сознательном уровне. Кроме того, наличие этой детали на рисунке свидетельствует о рассеянности, как сама тень предполагает существование другого замеченного элемента - солнца, которое в свою очередь, имеет собственное качественное значение (энергия).

Неуместные детали, которые благодаря своему значению могут быть расценены как патоформные - это облака в небе для любого из трех рисунков (в ДДЧ облака, по-видимому, символизируют генерализованную тревожность, связанную с взаимоотношениями в окружающей реальности); уборная во дворе рядом с особняком (в этом случае, исследователь должен определить, пытается ли испытуемый выразить агрессию против владельца этого дома, снижая презентабельность его жилища или он выражает протест против того, что расценивает как искусственные культурные стандарты).

В. Акцентирование. Акцентирование может быть как позитивным, так и негативным.

Существуют несколько форм позитивного акцентирования. В некоторых случаях может уделяться чрезмерное внимание несущественным деталям, например, окно, расчерченное на множество клеток и похожее на сетку. Может иметь место акцентирование на какой-либо детали в виде персеверации (повторения), например, ветви и листья дерева, в целом похожего на фаллос, также напоминающих фаллосы, только меньших размеров. Может проявляться навязчивая потребность в подкреплении какой-либо детали: испытуемый возвращается к ней снова и снова (например, он может тщательно вырисовывать и перерисовывать округлость ягодиц), иногда даже после завершения рисунка. Такое подкрепление в целом может означать смутную тревогу, а конкретно - свидетельствовать о фиксации на данном объекте (объект фиксации может быть реально нарисован или представлен в символическом виде), действии или отношении.

Негативное акцентирование также может быть передано несколькими способами: 1) испытуемый может стереть нарисованную деталь частично или полностью, например, он может стереть дымоход, который ранее рисовал несколько раз в разных положениях; 2) испытуемый, не являющийся умственно отсталым, может вычеркнуть одну из основных деталей рисунка.

Г. Последовательность деталей. Здесь основное внимание уделяется реальной последовательности в рисовании деталей дома, дерева и человека. Необходимо отметить, что после завершения рисунка любое изменение обычного порядка изображения деталей будет полью утеряно, если не делать своевременных записей.

Оказалось, что большинство испытуемых при выполнении рисунка дома придерживаемся следующей последовательности: а) сначала они рисуют крышу, затем - стену (стены), затем - дверь и окно (окна) или окна (окна) и дверь и т. д. или б) сначала — линию основания, затем стену (стены), крышу и т. д.

Было установлено, что неуверенные в себе испытуемые выполняли рисунок сегментально (т.е. изображали одну деталь отдельно от другой или от рисунка в целом без учета связи между ними) и иногда — симметрию (два дымохода, два окна, две двери и т. д.)

Последовательность для деталей рисунка дома, при которой дверь или окна первого этажа изображаются в последнюю очередь или почти в последнюю очередь, можно назвать патоформной. Она подразумевает: а) отвержение межличностных контактов, б) стремление избегать контакта с реальностью.

Рисунок дерева обычно выполняется в следующей последовательности: а) сначала ствол, затем ветви и и/или листва (подразумеваемая косвенно или в реальном виде) или б) сначала макушка дерева, затем ветви (подразумеваемые косвенно, например, благодаря штриховке или нарисованные в реальном виде), ствол и основание ствола.

Следующая последовательность изображения деталей дерева (ее можно назвать смешанной) считается патоформной: испытуемый начинает с довольно хорошего наброска, но заканчивает тем, что рисует одномерные или двумерные ветви в неопределенном стиле, а первоначальный набросок не стирает.

Пример патологическая последовательности: изображаются двумерные ветви сверху вниз, одна за другой - сначала с левой стороны, потом такие же ветви - справа без соединения друг с другом или со стволом в центре, затем - две вертикальные линии, которые не соединяются сверху или снизу и не касаются ближних концов ветвей и завершает рисунок отдельная периферийная линия, соединяющая внешние концы ветвей, но нигде не касающаяся ствола.

Предполагается, что ветви дерева символизируют сферу контактов и взаимоотношений испытуемого с окружающим миром и отражают уровень его активности в поиске удовлетворения; ствол символизирует чувства испытуемого, касающиеся его основных способностей, личного потенциала. Степень гибкости ветвей, их количество, размеры и степень их взаимной связи указывает на адаптивность и имеющиеся на данный момент ресурсы личности.

В большинстве случаев человек изображается в следующей последовательности: сначала голова, затем черты лица (глаза, нос и т. д.), потом шея, туловище, руки (с пальцами или кистями рук), ноги и ступни (или ноги и руки в обратном порядке) и т. д.

Если рисунок человека начинается со ступней и заканчивается головой и чертами лица, то такую последовательность можно назвать патологической. Отсроченное изображение черт лица может свидетельствовать: 1) о тенденции отвергать воспринимаемые рецепторами внешние стимулы; 2) о желании оттянуть, насколько возможно идентификацию нарисованного человека.

Как правило, к завершенным деталям рисунка не возвращаются; обычно все однотипные детали (например, все окна одного этажа) рисуются сразу и до конца прежде, чем приступить к изображению следующей конкретной детали (конечно за исключением оконных стекол, которые могут быть нарисованы в каждом окне, когда оно уже есть на рисунке). Характер любого заметного отклонения от нормальной последовательности, включая 1) необычный порядок изображения; 2) произвольный возврат к чему-нибудь ранее нарисованному либо с последующий стиранием, либо с перерисовыванием; 3) подкрепление рисунка (когда очертания данной детали неоднократно обводятся), должен расцениваться как патоформиый.

Исследователю необходимо попытаться определить, вызвано ли отклонение от нормальной последовательности рисования деталей только снижением базовой интеллектуальной работоспособности (например, в случае умственной отсталости) или колебаниями, нерешительностью, причина которых заключается в неких эмоциональных расстройствах или органических изменениях и представляет собой возникшие затруднения в организации.

Д. Эротические проявления. Исследователь должен проверить все три рисунка на предмет наличия эротических деталей, изображенных реально или в символическом виде.

Окна, нарисованные без оконных стекол иногда символизируют оральный или анальный эротизм, также как и чувство враждебности. Дерево, нарисованное нa вершине дугообразного холма, по-видимому, нередко означает орально-эротическую фиксацию, часто вместе с потребностью в материнской защите. Рисунок дымохода с трудом дается тому испытуемому, который имеет сексуальный конфликт, если он воспринимает дымоход как фаллический символ. Мужчина, страдающий импотенцией, отразил в символической форме свое тяжелое состояние, уделив большое внимание изображению массивного дымохода, которому он придал неадекватный вид, украсив его большим отверстием в виде ромба.

Мужчина, психопат, который боялся своего отчима садиста, завершил свой рисунок дерева тремя ветвями, похожими на шипы, которые отличались от всех нарисованных ранее. Это было истолковано как символическое выражение подсознательного страха кастрации.

В ряде случаев беременные женщины рисовали плодоносящие деревья. Одна умеренно невротизированная беременная испытуемая сначала назвала свое нарисованное дерево кленом, но когда ее спросили, о чем оно ей напоминает, она сказала: «Попытку глупого создания стать яблоней». Таким образом, она в символической форме передала свое сильное желание быть похожей на стройный клен, который она нарисовала и сопутствующий этому страх ответственности перед родами.

Взрослый испытуемый, плохо приспособленный в сексуальном плане, нарисовал обнаженного мужчину без гениталий, затратив много времени на изображение большого, сильно заштрихованного галстука (фаллическое замещение).

Часто чрезмерное внимание уделяется эрогенным зонам тела (рот, груди, ягодицы и т. д.), можно обнаружить некоторые психосексуальные отклонения, фиксации или незрелость при помощи интерпретации и тщательного опроса после выполнения рисунка.

По-видимому, в случае более откровенного представления сексуальных деталей, особенно, если известно, что интеллектуальный уровень испытуемого - средний или более высокий, и он ведет себя в социально приемлемой манере, есть большая вероятность того, что такое выражение демонстрирует серьезное расстройство личности.

Е. Согласованность. Исследователь должен определить относительную согласованность нарисованных деталей одного рисунка и между всеми тремя рисунками. Если между рисунками существует значительная разница, например, когда в двух рисунках использовано большое количество деталей, не согласующееся с их незначительным числом в третьем, ему обязательно необходимо заострить на этом свое внимание.

 

Пропорции

Считается, что сущность пропорций и значение пропорциональных отношений, отраженных в рисунках дома, дерева и человека, в большинстве случаев демонстрируют оценки, которые испытуемый присваивает вещам, ситуациям, людям и т. д., представленным в его рисунках в реальном или символическом виде.

А. Отношение размера рисунка к размеру страницы. С точки зрения отклонения от нормы, исследователя прежде всего должно заинтересовать два способа использования пространства листа: 1) когда рисунок занимает очень маленькую площадь доступного пространства, 2) когда рисунок занимает почти все предназначение место или даже не умещается на странице. Первый случай можно назвать «сокращением рисунка» (он может быть маленьким, но внутренне согласованным и пропорциональным), второй случай можно назвать «сокращением пространства» (рисунок как бы сжат краями листа).

«Сокращение рисунка» обычно интерпретируется как проявление чувства неполноценности испытуемого, наличие определенной тенденции избегания реальности (многие шизофреники демонстрируют ограниченность свих взаимодействий с окружающей реальностью, выполняя рисунок крошечного размера) или желание отвергнуть конкретный рисунок либо его символическое значение (например, часто через рисунок дома выражается символическое отвержение семьи).

«Сокращение пространства» может интерпретироваться как: 1) проявление чувства сильной фрустрации, вызванной ограничивающей окружающей реальностью, в сочетании с чувством враждебности и потребностью в агрессивных действиях (возможности осуществлять эти действия может и не быть); 2) проявление довольно острого ощущения напряженности и раздражительности или 3) отражение ощущения состояния двигательной беспомощности (если, например, ступни или часть ноги нарисованного человека «срезаны» нижним краем страницы).

Считается, что размер дерева по сравнению с размером страницы рисуночной формы отражает то, как испытуемый ощущает себя в психологическом поле. Если дерево имеет огромную высоту, то, по-видимому, испытуемый остро ощущает свою зависимость от окружающей реальности вообще и, возможно, проявляет агрессивность или склонность к ней. Если дерево имеет крошечные размеры, то, вероятно, испытуемый ощущает свою неполноценность, неадекватность и потребность замкнуться в себе.

Б. Отношение фрагмента к рисунку в целом. Исследователь должен обратить внимание на существующую диспропорцию между размером какого-либо фрагмента и рисунка в целом. Например, крошечная, так называемая «миниатюрная» дверь, которая имеет гораздо меньшие размеры по сравнению со средним окном в доме, интерпретируется как отражение нежелания испытуемого допускать кого-либо к своим истинным чувствам.

Если испытуемый рисует человека с очень длинными и мускулистыми руками {совершенно не пропорциональными по сравнению с телом), то он, вероятно, проявляет потребность в физическом совершенстве компенсаторного характера. Среди студентов колледжа с высоким уровнем интеллекта была обнаружена тенденция рисовать человека с большой головой. С точки зрения пропорций, очевидно, в этом случае произошло подсознательное выделение роля разума как наиболее важного элемента в человеческой жизни.

Конкретная оценка будет зависеть от степени диспропорции между фрагментом и рисунком в целом.

В. Отношение между фрагментами рисунка. Рассмотрим пример непропорциональности фрагментов. Взрослый, плохо приспособленный мужчина нарисовал одно окно гораздо меньшего размера по сравнению с другими окнами первого этажа дома, в процессе ПРО было установлено, что это окно гостиной комнаты (таким образом, он символически передал свою неприязнь к компании других людей).

Испытуемые дебилы склонны рисовать дома с «двойной перспективой» (имеется в виду одновременное изображение боковой стены в центре и двух торцов по краям). Дебил, возможно, понимая, по крайней мере, часто, факт, что нельзя одновременно видеть боковую гену и оба торца, стремится уменьшить ширину торцов и подчеркнуть размеры боковой стены. Однако шизофреники, используя «двойную перспективу», склонны уделять чрезмерное внимание торцам дома, увеличивая размеры или акцентируясь на деталях, и изображать довольно маленькую боковую стену. Шизофреник, по-видимому, расценивает торцы как защиту центра (боковая стена) и таким образом, символически передает своё преувеличенное стремление к самозащите.

Зависимая, несамостоятельная девушка с признаками несостоятельности нарисовала дерево с огромной, но плохо сформированной кроной, из-за чего и без того маленький ствол казался совершенно крошечным (что интерпретировалось как проявление ее чувства базовой неполноценности в сочетании с интенсивным стремлением получить удовлетворение от окружающего мира). Женщина с признаками мании проявила свое амбивалентное отношение к сексу, изобразив человека, глаза и рот которого были подчеркнуто женскими, а нос и подбородок - явно мужскими, и которого в конечном счете она в шутку назвала гермафродитом.

Г. Согласованность. Не следует ожидать полной пропорциональной согласованности между фрагментами рисунка, также, как и пропорциональности отдельных фрагментов. Однако, если замечена рассогласованность, ее необходимо расценивать как подозрительный факт, и исследователь должен постараться найти этому объяснение.

 

Перспектива

Считается, что, используя в рисунке тот или иной вид перспективы, испытуемый раскрывает свое видение очень широких и еще более сложных взаимосвязей, которые он вынужден устанавливать с окружающим миром, существующими в нем людьми и способов поддержания этих взаимосвязей.

А. Положение рисунка на странице рисуночной формы. Положение рисунка часто имеет значение для определения индивидуальных различий. Склонность к тщательной центровке рисунка обычно интерпретируется как проявление ощущения незащищенности (симметрия пространства по краям, по-видимому, служит критерием безопасности для испытуемого) и ригидности, а степень проявления этих качеств напрямую связана со степенью точности симметрии и количеством рисунков, представленных в таком виде. Устойчивая тенденция, наблюдаемая в стремлении разместить рисунок в верхнем левом углу страницы свойственна тем испытуемым, которые проявляют довольно заметную тревожность или регрессию. Считается, что это положение отражает стремление избегать нового опыта и, вероятно, желание вернуться в прошлое, поскольку, согласно культурной традиции верхний левый угол представляется исходным пунктом. Возможно, угол страницы символизирует безопасность, которая традиционно приписывается углу комнаты.

Испытуемый, чей контакт с реальностью ограничен, может иногда выражать это в символической форме, изображая дом без линии основания или как бы в подвешенном состоянии над землей и не имеющего нижнего края стены, или (и это, по-видимому, всегда имеет патологический характер) в виде крыши и забора; изображая дерево с корнями в виде тонких линий, которые почти не касаются линии земли, либо с корнями, опирающимися на ее поверхность подобно когтям большой птицы, и не проникающими в глубь.

Обычно все три объекта имеют прямое положение на листе: крепкий, исправный дом, прямое дерево, стройный человек. Испытуемые редко считают необходимым изменить оптимальное вертикально-горизонтальное положение листа и делают свою задачу более трудной. Случай неоднократного изменения положения страницы можно считать патоформным.

Считается, что если рисунок соприкасается с краем (несколькими краями) листа, это всегда является значимым фактором. Существуют, по крайней мере, четыре вида такого контакта: 1) края страницы рисуночной формы (один или более) «срезают» часть рисунка; 2) та или иная. часть рисунка касается верхнего края страницы, но не выходит за его пределы; 3) рисунок примыкает к боковому краю страницы, но, очевидно, не выходит за него; 4) нижний край страницы используется как основание рисунка.

Клинический опыт показал, что каждое из вышеперечисленных положений может быть предварительно интерпретировано следующим образом:

1) Случай «срезания» краем листа одной или нескольких комнат дома часто выражает нежелание испытуемого рисовать данную комнату из-за неприятных ассоциаций, связанных с этой частью дома или проживающими в нем людьми; «срезание» макушки дерева говорит о желании найти удовлетворение в фантазии, отказавшись от поиска его в реальности; случаи «срезания» элементов рисунка человека, например, «ампутация» ступней или нижней части ног со ступнями, по-видимому, выражают переживание испытуемым чувства двигательной беспомощности по отношению к окружающей реальности; случаи «срезания» верхней части дома или головы человека до сих пор не встречались. С точки зрения временного значения «срез» левого края рисунка, по-видимому, обозначает фиксацию на прошлом вкупе со страхом перед будущим; «срез» правого края рисунка, вероятно, свидетельствует о желании оказаться в будущем, чтобы уйти от прошлого.

2) Контакт рисунка с верхним краем страницы, по-видимому, означает фиксацию на размышлениях и фантазиях, как источниках удовлетворения.

3) Рисунок дома, примыкающий к краю страницы (боковой срез страницы используется в качестве границы дома), по-видимому, символизирует генерализованное чувство незащищенности, которое часто имеет определенное временное значение (левый край - прошлое, правый - будущее) и/или б) определенное значение, связанное с назначением комнаты или ее постоянным жильцом. Дерево, примыкающее к краю страницы, подразумевает сужение пространства и, как следствие, усиление чувствительности и проявлений агрессивно-реактивных тенденций, которые могут быть либо подавленными, либо нет. Рисунок человека, примыкающий к краю страницы, по-видимому, выражает генерализованную, а иногда и более конкретную и ситуативную незащищенность.

4) Использование нижнего края страницы вместо линии основания рисунка означает; а) более или менее генерализованную незащищенность; б) депрессивно окрашенное настроение.

Б. Положение рисунка относительно наблюдателя. Существует, по меньшей мере, три подхода. Во-первых, очевидная позиционная взаимосвязь между наблюдателем и рисунком, например: дом представлен таким образом, что наблюдатель видит его как бы с высоты птичьего полета.

Такое изображение трактуется как признак: а) отвержения нарисованного дома или б) отклонение испытуемым довольно распространенной тенденции окружать неким ореолом такое понятие, как «домашний очаг».

При анализе рисунков, выполненных группой студентов-медиков, оказалось, что почти все нарисовали дома в таком ракурсе, как будто они находятся ниже наблюдателя. Они считают себя (возможно, благодаря научному образованию) выше общепринятых эмоциональных и являющихся для них ограничительными домашних уз

Дерево, нарисованное ниже уровня наблюдателя, по-видимому, символизирует депрессию или расстройство.

Люди редко изображаются ниже уровня наблюдателя, поэтому рисунок такого типа должен расцениваться как патоформный,

В противоположность этому существуют рисунки, выполненные так, как будто они находятся выше уровня наблюдателя и о которых можно сказать, что они представляют предельно ограниченное поле зрения. Подобное изображение дома обычно выражает: 1) переживаемое испытуемым чувство отчуждения его от дома либо желание оказаться в семейном кругу или в домашней обстановке; или 2) стремление замкнуться, ограничить контакты с другими людьми.

Дерево, нарисованное как будто на возвышении, по-видимому, означает: 1) чувство напряженности; 2) потребность в защите и безопасности. Одинокое дерево на вершине холма не всегда символизирует чувство превосходства. Напротив, оно может представлять чувство одиночества, в совокупности со стремлением к автономии, так как находится в положении брошенного на произвол судьбы.

Второй подход к анализу заключается в обсуждении кажущегося расстояния между наблюдателем и рисунком. Расстояние может быть указано при помощи: 1) сильного уменьшения размеров нарисованного объекта или 2) количества деталей, размещенных между наблюдателем и объектом. Например, мужчина, хронический алкоголик, нарисовал крошечный домик, а также посчитал необходимым изобразить сначала ряд деревьев рядом с ним, затем большую реку и шоссе, расположив их между домом и наблюдателем. Это изображение было истолковано как явно выраженное желание удалиться как можно дальше от общества, жить там, где он мог бы делать то, что доставляло бы ему удовольствие, не боясь критики.

Третий подход заключается в обсуждении позиции объект, а его расположение на странице при этом не имеет значения. В качестве примера можно привести рисунок дома, обращенного торцом к наблюдателю (в этом случае нет необходимости рисовать дверь), а также рисунок человека в абсолютный профиль (абсолютным считается профиль, при котором видна только одна сторона тела, с одной рукой, одной ногой, и нет даже слабого намека на существование другой стороны). Кроме этого, может встретиться рисунок человека, стоящего спиной к наблюдателю. Такие изображения объясняются нежеланием испытуемого встать «прямо лицом к лицу» с окружающим миром, его стремлением замкнуться, скрывать свое истинное «Я» и вступать в контакт только на его условиях.

Противоположной так называемой позиции «избегания», описанной в предыдущем абзаце, является позиция рисунка анфас. Можно считать, что дерево нарисовано анфас, если его одномерные или двумерные ветви расположены по краям ствола и не скрывают его. Если все три рисунка нарисованы в абсолютный анфас, можно сделать вывод, что испытуемому в сущности свойственны ригидность и бескомпромиссность и, кроме того, существует предположение, что подразумеваемая готовность прямо и твердо смотреть в лицо любым обстоятельствам является реакцией, вызванной базовой незащищенностью.

Иногда испытуемый рисует дом и/или человека в профиль, обращенных в сторону, противоположную ожидаемой относительно его ведущей руки. Леворукие испытуемые, например, обычно рисуют дом, у которого видны правый торец и основная стена и человека, обращенного к наблюдателю правой стороной, а праворукий - наоборот. Рисунок дома или человека в профиль, обращенный в несоответствующую ожиданиям сторону, противоречит норме и, кроме того, трудновыполним. Такой случай можно интерпретировать как выражение враждебных импульсов, которые испытуемый стремится подавить или сублимировать.

Было установлено, что в рисунке дерева, а возможно и дома, использование пространства слева от центра страницы может интерпретироваться как признак доминирования эмоциональной сферы, а справа — как выражение преобладания интеллектуальной сферы. Предполагается, таким образом, что рассмотрение сферы будущего обязательно должно учитывать интеллектуальную доминанту, а тенденция преобладания в психологическом поле элементов прошлого должна быть связана с эмоциональной сферой, однако, здесь не подразумевается наличие строгой дихотомии. Полагают, что о преобладании интеллектуальной или эмоциональной сферы можно судить отчасти по тому, как испытуемый использовал правую и левую стороны на рисунке дерева.

В. Положение фрагмента относительно рисунка в целом. Случаи отклонения от нормы, которые рассматриваются в этом разделе, связаны с нежеланием испытуемого рисовать фрагменты в их обычной позиционной взаимосвязи с рисунком в целом. Например: 1) две большие ступени, ведущие к глухой стене нарисованного дома (признак недоступности испытуемого); 2) нарисованное пациентом с развивающимся органическим ухудшением дерево, у которого только одна из нескольких ветвей соединяется со стволом; 3) рисунок женщины, у которой руки прикрывают тазовую область, а ноги скрещены (символическое проявление защиты от сексуальной близости).

Второй основной тип отклонения от нормы - это прозрачность деталей- Испытуемый противоречит реальности, позволяя увидеть на рисунке сквозь одну деталь другую, которая в принципе должна быть скрыта. Например: 1) можно увидеть руку сквозь рукав; 2) фрагменты мебели внутри дома, которые видны сквозь стену, на основании чего можно говорить о «прозрачности» стены. Патологическое значение прозрачности, вероятно, можно оценить: а) по количеству случаев прозрачности; б) по размеру прозрачной детали (например, второй из упомянутых случаев, по-видимому, более серьезен, чем первый). Поскольку случаи прозрачности подразумевают отсутствие критичности испытуемого, предполагается, что они представляют собой проявление дезорганизации личности под влиянием эмоциональных или органических факторов, при условии, что испытуемый не является умственно отсталым или ребенком.

Кроме того, здесь рассматривается такая неуместная деталь, как линия земли. Было установлено, что: если линия земли поднимается вверх слева направо, то это часто символизирует предчувствие неизбежных трудностей в будущем, если же линия опускается вниз слева направо, то, вероятно, испытуемый чувствует что его будущее сомнительно и, возможно, таит какую-то опасность (глубина чувства, по-видимому, определяется степенью крутизны наклона или подъема линии). Линия земли, проведенная вниз от рисунка дома (дерева или человека) в любую сторону может означать чувства одиночества и неуверенности испытуемого.

Г. Расположение фрагментов относительно друг друга. Здесь рассматриваются изображенные в необычном виде фрагменты одного рисунка, которые должны быть взаимосвязаны. Например, в рисунке дерева линии двумерного ствола не соединяются в основании, а одно- или двухмерные ветви, нарисованные по краям, фактически не объединяются в о



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-15; просмотров: 258; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.71.239 (0.014 с.)