ТОП 10:

Степень изученности проблемы исследования.



ДИПЛОМНАЯ РАБОТА

 

«Взаимодействие школы и православной церкви по патриотическому воспитанию школьников»

Выполнила студентка:

4- го курса, 03409о группы

Кузнецова А.П.

 

Научный руководитель:

доктор педагогических наук, профессор

Казакова А.Г.

 

Москва – 2016

 

СОДЕРЖАНИЕ

Введение…………………………………………………………………………

Глава1 Теоретико-методологические основы взаимодействия школы и Русской Православной Церкви по патриотическому воспитанию школьников……………………………………………………………………

1.1 . Система патриотического воспитания школьников в отечественной педагогике: цель, задачи, содержание, методы, формы…………………

1.2 . Русская Православная Церковь и ее роль в патриотическом воспитании школьников…………………………………………………………………

1.3 . Пути и формы взаимодействия школы и Церкви в патриотическом воспитании школьников …………………………………………………

Выводы по Главе 1………………………………………………………

Глава 2 Экспериментальная методика взаимодействия школы и Русской Православной Церкви по патриотическому воспитанию школьников…………………………………………………………

2.1. Диагностика современного состояния проблемы взаимодействия школы и Русской Православной Церкви по патриотическому воспитанию школьников. (Констатирующий эксперимент)……….

2.2. Авторская методика взаимодействия школы и Русской Православной Церкви по патриотическому воспитанию школьников; пути ее эффективного внедрения (формирующий эксперимент)………………………………

Выводы по Главе 2……………………………………………………

Заключение………………………………………………………………

Список литературы……………………………………………………………

Приложения……………………………………………………………

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Актуальность научного исследования.В настоящее времяпроисходят большие изменения в нашей стране и мире. Эти изменения затрагивают политическую и социальную жизнь. Как никогда, России требуется духовная сила и величие, возрождение культурных и исторических традиций, осмысление ценностей и идеалов духовной культуры. Все это влечет за собой слияние главных социальных институтов: образования, политики и Церкви. Особое внимание уделяется не только обучению всесторонне развитой личности, но и воспитанию нравственно и духовно сильной натуры. Не менее важно дальнейшее развитие ценностных ориентаций, которыми школьники намерены руководствоваться в сложившихся жизненных обстоятельствах.

Эта проблема обусловлена взаимодействием структур власти, а именно образовательной системы с Церковными традициями. (Отредактируйте фразу, в этом варианте она не пойдёт)Обладание высокими нравственными ценностями, передача которых так необходима нынешней молодежи, является актуальной темой в области образования и политики. Необходимо воспитывать граждан, имеющих правовую и нравственную культуру, высоконравственную жизненную позицию, проявляющих религиозную и национальную терпимость, уважительно относящихся к традициям и культуре различных народов, друг к другу в целом.

В последние десятилетия в России произошли видимые изменения в социальной культуре и образе жизни общества. Отношение к вере также подверглось изменениям, как в позитивном, так и в негативном плане. В результате распространились: эгоизм, равнодушие, индивидуализм, неуважение друг к другу, в том числе, к государству и его социальным институтам. Нередко среди подрастающего поколения встречается немотивированная агрессия, учащаются различные формы национальной неприязни. Становится очевидно, что действующую систему нравственного воспитания важно совершенствовать в соответствии с новыми требованиями, новым политическим строем, используя имеющиеся прочные, проверенные временем традиции. В результате, главную ответственность несут сегодня все образовательные учреждения, призванные обучать молодежь, формировать ее мировоззрение, систему взглядов и ценностей. Убеждены, без помощи Русской православной церкви данной цели в полной мере можно и не достичь.

Более того, в сложившихся обстоятельствах все эти изменения оказали существенное влияние на взаимодействие школы и православной церкви. Особую актуальность приобретают научно обоснованные подходы к воспитанию, опирающиеся на церковные традиции и особенности патриотического воспитания в России. Учитывая современные тенденции модернизации школьного образования, цель которых воспитание гражданина - патриота, для разрешения этих проблем необходимо создание методики, направленной на формирование духовно – нравственных и патриотических взглядов школьников. Появляется острая необходимость взаимодействия школы и Русской православной церкви по воспитанию патриотизма у школьников.

Как видим, возникает противоречие между государственной политикой в области образования и растущей потребностью общества в области решения рассматриваемой проблемы. С учетом этого противоречия определим проблему дипломной работы – Методологическое обоснование выбора форм и методов взаимодействия школы и православной церкви по патриотическому воспитанию школьников. В современной педагогике существует направление, обращенное к духовно-нравственным основаниям образования и базирующееся на фундаменте Православных культурных традиций. Развитие этого направления педагогической мысли является, на наш взгляд, наиболее перспективным. Это обусловлено сложившейся в российском обществе ситуацией, которая такова, что образование наше как никогда нуждается в духовно-нравственной основе. Православное направление педагогической мысли и ориентировано, прежде всего, на воссоздание и создание вновь опыта духовной жизни нашего общества.

Источники использованные в исследовании, можно разделить на несколько групп в зависимости от рассматриваемой проблематики. К первой из них относятся труды зарубежных и отечественных философов, педагогов, писателей, рассматривающих вопросы духовно-нравственного воспитания молодежи ( Демокрита, Конфуция,Я.А.Коменского,К.ДУшинского,С.Т.Шацкого,А.С.Макаренко, В.А.Сухомлинского, В.С.Соловьева, Л.Н.Толстого Л.Н. и др.)

Вторую группу источников составляют труды социологов, занимающихся статистикой по значимости вопроса о религии для общества (

Среди наиболее значимых следует упомянуть работы Патриарха Кирилла, Владимира Мономаха, митрополитов Иллариона и Климента Смолятича и др священнослужителей.

Влияние духовно-патриотических изменений на современное состояние молодежи изучаются автором данного научного исследования в контексте трудов отечественных и зарубежных ученых: ( М.В.Ломоносова ,

Далее не могу корректировать, т.к. по существу нет содержания.

 

Для философов … была характерна такая концепция мышления:… Это и определяет … Рассматривая проблему с исторической точки зрения, нужно обратить внимание на имена, составившие основу по воспитанию патриотизма у школьников: Макаренко А.С., Сухомлинский В.А.,Шацский С.Т.. Вопросы духовно-нравственного воспитания одинаково волновали мыслителей древности и современности.

Определить систему патриотического воспитания школьников .

Выявить роль Русской православной церкви в патриотическом воспитании школьников .

Уточнить пути и формы взаимодействия школы и Церкви в патриотическом воспитании школьников.

Диагностировать современное состояние проблемы взаимодействия школы и Русской православной церкви по патриотическому воспитанию школьников.

Что можно было откорректировать, я откорректировала. А где, как говорят, конь не валялся, корректировать было нечего

Возвращаясь к идее Шацкого, другими словами, ученый был решительно против данных идей конструирования личности. Как утверждал Шацкий, истинное воспитание требует глубокого проникновения в суть природы ребенка, в его интересы, знания, потребности и опыт. Сделать из детей коммунистов - вот главное видение властей того времени. Шацкий данный подход не разделял, и предложил свой, с целью воспитания истинного патриота своей Родины.

В этой связи, перейдем к методологии Шацкого, характерной исследованиями образовательного процесса, позволяющими получить объективные представления о психологических характеристиках детей. Метод включал в себя: наблюдение за деятельностью и жизнью воспитанников, анкетирования, беседы и сочинения. Для создания благоприятной рабочей обстановки, ребята сами раздавали и собирали анкеты, а также принимали участие в составлении. Полученные данные социально-педагогического исследования использовались при планировании и осуществлении воспитательной и учебной работы станции. Совершенно очевидно благоприятное влияние друг на друга детей при совместной деятельности. И в первую очередь речь идет об опоре на знания наук, традиции и обычаи русского человека. Этим было положено начало духовному пробуждению православного народа.

Следует уточнить, что цели воспитания и образования, по словам Шацкого, отражают потребности государства и общества, и кроме того, определяются временем и пространством, помимо времени находятся в зависимости от индивидуальных, возрастных особенностей ребенка.

Известно, что на каждом этапе развития воспитатель должен создавать максимально благоприятную атмосферу для возможно полного раскрытия способностей ребенка, его духовных и физических сил. Шацкий стремился к созданию условий для творческой активности детей. По мнению ученого, школа должна учить воспитанников объединять усилия для достижения совместных целей.Особое внимание уделялось детскому самоуправлению как важному инструменту в саморегулировании детской жизнедеятельности. Благоприятная психологическая обстановка в коллективе достигалась благодаря сотрудничеству учителей и учеников, их доверительному отношению друг к другу, открытости коллектива к росту, инновациям, умению справляться с появляющимися трудностями. А школьная реформа, по мнению Шацкого, должна начинаться с реформы подготовки педагогов, которые должны быть способны к рефлексии, должны уметь анализировать собственные достижения и ошибки, и на основе этого анализа двигаться вперед и не забывать о нравственных началах.

Согласно концепции Шацкого, цель воспитательного процесса сопоставляется с целями запроса страны.

Крайне важно понимать, что школа должна развивать школьника всесторонне и целостно, на первый план выдвигать умственную, трудовую, эстетическую и патриотически направленную деятельность с опорой на нравственные ориентиры Церкви. Не стоит забывать, что при постановке цели воспитания, следует спроектировать процесс развития ребенка.

По словам ученого, обучение и воспитание тогда приносит пользу, когда ставит личностно значимые проблемы и помогает их решать. (http://paidagogos.com/?p=6424). Он имел в виду то, что детей необходимо учить преодолевать острые современные проблемы, опираясь на ценности и идеалы культурно-исторического наследия своей земли, а не изолировать от возникших этих самых неприязней. Нет сомнений в том, что творчество является необходимым условием эффективного образования.

Обращаясь к творчеству, нельзя обойти вниманием великого сына русской земли, основоположника и крупнейшего мастера московской школы живописи Андрея Рублева (ок. 1360-70 - ок.1430). В его произведениях отмечена глубокая гуманность и возвышенная одухотворенность образов. Он известен по творению «Троица». В этой иконе Андрей облек наиболее глубокие и самобытные черты русской церковности. Созерцая Троицу, проникаешься не только святым совершенством, но и образцом для устройства земной жизни. Стоит обратить внимание, что Троица состоит из трех ипостасей Бога, и тем не менее представляет собой единое целое. Поистине, это духовный символ объединения, собирания Руси и освобождение от ереси.(52 Игумен з р)

Примеры культурно-просветительского идеала духовной красоты можно найти в творениях выдающегося русского композитора Рахманинова С.В.(1873-1943). Он очень любил сочинять музыку в окружении близких ему людей, среди знакомых с детства неповторимых уголков родной, русской природы, простотой и красотой которой он был очарован. Сергей Васильевич был поистине патриотом своей Родины, сумевший проникнуть в общий дух православного народа. Подлинным шедевром можно считать произведение «Всенощная»(1915), написанное в годы Первой мировой войны, накануне революционных потрясений. В данном монументальном хоровом цикле слышится «родное, высоко этическое понимание глубин народного строя русской жизни». (Б.В.Афанасьев)(178Аронов)

В добавление к вышесказанному, школа Шацкого побуждала интерес к самостоятельному поиску решения проблем. Любимой поговоркой ученого была: «Ты сам дойди до этого». Из этого следует, что центральной позицией, по мнению Шацкого, было развитие нравственно-патриотического мышления детей.( http://paidagogos.com/?p=6424).

 

В своей работе мы не можем не упомянуть о выдающемся педагоге А.С. Макаренко. Антон Семенович— педагог-новатор, обогативший советскую педагогику ценными педагогическими идеями, методами и приемами (система перспективных линий, принцип параллельного действия, стиль и тон педагога и т. д.). Он дал новое толкование ряду педагогических вопросов и детально разработал выдвинутые ранее, но недостаточно разработанные до него советской педагогикой проблемы (воспитание в коллективе, семейное воспитание и др.).

Макаренко был педагогом, успешно применявшим в теории и на практике воспитания диалектико-материалистические принципы. Руководящим принципом всей его педагогической деятельности была преданность социалистической Родине и Коммунистической партии.

А.С. Макаренко отмечал, что патриотизм проявляется не только в героических поступках. От настоящего патриота требуется не только "героическая вспышка", но и длительная, мучительная, нажимная работа, часто даже очень тяжелая, неинтересная, грязная".

В 1920 году Полтавский губернский отдел народного образования поручил А. С. Макаренко организовать вблизи Полтавы колонию для несовершеннолетних правонарушителей и руководить ею. Работу пришлось начинать в очень трудных условиях. Воспитанники, с которыми Антону Семеновичу пришлось иметь дело, были подростками и юношами с уголовным прошлым, недисциплинированными, не привыкшими к труду.
Макаренко сумел воспитать из этой молодежи горячо преданных социалистической Родине, дисциплинированных, любящих труд и умеющих работать настоящих советских граждан.

В течение 3—4 лет он создал образцовое воспитательное учреждение — «Трудовую колонию имени А. М. Горького».

Макаренко считал, что воздействовать на отдельную личность можно, действуя на коллектив, членом которого является эта личность. Это положение он называл «принципом параллельного действия». В этом принципе реализуется требование коллектива — «все за одного, один за всех». «Принцип параллельного действия» не исключает, однако, применения «принципа индивидуального действия» — прямого, непосредственного воздействия педагога на отдельного воспитанника.
Педагог должен уметь увлечь весь коллектив воспитанников и каждого из его участников определенной целью, достижение которой, требующее усилий, труда, борьбы, дает глубокое удовлетворение. Добившись этой цели, надо не останавливаться на достигнутом, а ставить дальнейшую задачу, более широкую, более общественно значимую, делать больше и лучше, чем раньше.

Макаренко отводил важную роль в жизни коллектива игре. В детском возрасте игра имеет большое значение, и ребенок, писал Макаренко, должен играть, «надо не только дать ему время поиграть, но надо пропитать этой игрой всю его жизнь». Эта сторона жизни коллектива нашла свое яркое выражение в эстетике и символике (сигналы, рапорты, отличительные знаки и т. п.) и во всей структуре и деятельности коллективов колонии имели Горького и коммуны имени Дзержинского.

Макаренко правильно считал, что трудолюбие и способность к труду не даны ребенку от природы, а воспитываются в нем. В Советской стране труд должен быть творческим, радостным, сознательным, основной формой проявления личности и заложенных в ней возможностей.
В процессе трудовой деятельности детей, говорит Макаренко, надо развивать их умение ориентироваться, планировать работу, бережно относиться ко времени, к орудиям производства и к материалам, добиваться высокого качества работы.

В колонии имени Горького воспитанники приучались легко переносить неудобства и трудности. У них возник и получил всеобщее признание лозунг «Не хныкать, не пищать», всегда быть бодрым и мужественным.
Дисциплина особенно развивается и крепнет в организованном коллективе. Макаренко говорил: «Дисциплина — это лицо коллектива, его голос, его красота, его подвижность, его мимика, его убежденность». «Все, что есть в коллективе, в конечном счете принимает форму дисциплины. Дисциплина — это глубоко политическое явление, это то, что можно назвать самочувствием гражданина Советского Союза». Макаренко А.С. не мог допустить пренебрежительного отношения к богатствам природы и народной души. Большое внимание как фактору воспитания Макаренко уделял народным играм и танцам. В танце проявляется характер нации. Патриотизм и гуманность составляют нераздельное единство, и педагога не покидает патриотический пафос, когда он раскрывает лучшие качества русского человека, воплотившиеся в народный идеал: оптимизм, интеллектуальное богатство, духовность, скромность и простота.

А.С. Макаренко на собственном многолетнем опыте народного учителя убедился, что педагогика рождается в живых движениях людей, в традициях и реакциях реального коллектива. Он подчеркивал, что «семейная, трудовая подготовка имеет самое важное значение для будущей квалификации человека».

 

Опираясь на его гениальные идеи, важно помнить, что понятие «родной край» является одновременно и родовым, и мистическим. причем названные понятия взаимно предполагают и обуславливают друг друга при всей внешней антиномичности. С одной стороны, мистическое проявление посредством православного христианского Храма, стоящего на родной земле, в конкретном месте, родовое проявляется через мистику земли, на которой жили наши предки, мистику, являемую нам в «духовных эпицентрах», святынях земли русской, среди которых отец Павел Флоренский выделял две: Троице-Сергиеву Лавру и Кремль. В этой связи глубоко закономерным и символичным является возрождение храма Христа Спасителя. [Основы православного христианского воспитания: Учебно-методическое пособие/ автор составитель А.А. Лукьянец. – М.: «ВУ», 1997.- 56с.,14с]

Стоит заметить, что Патриарх Московский и всея Руси Алексий II часто в своих пастырских обращениях к народу касался темы возрождения русской национальной святыни.

«Храм Христа Спасителя стал видимым знаком воскресения Святой Руси. Он созидается всем народом. Эти стены, эти купола, это рождающееся боголепие вобрали в себя лепты российских и московских властей, отечественных и иностранных благотворителей, миллионов простых россиян, в том числе стран ближнего и дальнего зарубежья.»[19 Аронов. Цит. по: Патриархи московские. – М., ОЛМА-ПРЕСС, 2004. – С. 526.]

Подчеркивая этот социально-педагогический аспект христианского воспитания, Николай Евграфович Пестов, богослов, историк православной Церкви пишет: «Церковь со своими торжественными обрядами, природа со своими годовыми переменами и семья со своими обычаями – вот три элемента, озаряющие в памяти ребенка каждый праздник». (45с.в Лукьянец. Н.Е.Пестов. Путь к совершенной радости. Воспитание детей.- М.6 Даниловский благовестник, 1994.- С. 63.)

 

Уважаемая Анна!

Материал подобран большой и, зачастую, интересный. Но он совершенно не обработан научно. Приводятся большие куски необработанного текста. Отсутствует необходимый анализ, сопоставление позиций, Серьёзным недостатком является абсолютное отсутствие Вашего авторского мнения, промежуточные и итоговые выводы.

А ещё – увлекаясь подбором готового материала из Интернета, Вы забываете основную ключевую идею рассматриваемого раздела – патриотического воспитания школьников. Надо всё, что Вы озвучиваете, проводить через призму патриотического воспитания, его цели, задач, содержания, методов, форм.

Дополнить из книги Невской

Применительно к теме наших суждений, перейдем к рассмотрению системы воспитания, не менее блистательного советского педагога-новатора Василия Александровича Сухомлинского.Воспитание через любовь, через красоту, через прекрасное – вот лишь только некоторые постулаты системы воспитания В. Сухомлинского. «Что самое главное было в моей жизни? Без раздумий отвечаю: любовь к детям» — это главный ответ Сухомлинского на поставленный себе же вопрос. Ответ абсолютно искренний, поскольку любовь к детям и подлинная педагогическая культура, по Сухомлинскому, — понятия неразделимые. Он считал, что учитель обязан ценить детское доверие, щадить беззащитность детей, быть для них воплощением добра и справедливости. Без этих качеств не может быть учителя. Без таких же качеств нельзя полюбить и Родину.

Если учитель стал другом для ребенка, если эта дружба озарена благородным влечением, порывом к чему-то светлому, разумному, в сердце ребенка никогда не появится зло. И если в школах есть насторожившиеся, ощетинившиеся, недоверчивые, а иногда и злые дети, то лишь потому, что учителя не узнали их, не нашли подхода к ним, не сумели стать их товарищами. Воспитание без дружбы с ребенком можно сравнить с блужданием в потемках. (В. Сухомлинский)

Беда многих современных учителей в том, что они измеряют и оценивают духовный мир ребенка только оценками и баллами, делят всех учащихся на две категории в зависимости от того, учат или не учат дети уроки. Однако в каждом ребенке заложена сокровенная и внутренняя тайна разумного и умного существа. Педагог должен стремиться помочь детям в раскрытии своих талантов, и показать пути их применения, на благо Родины.

Сухомлинский считал, что учитель должен быть для ребенка таким же дорогим человеком, как мать. Вера школьника в учителя, взаимное доверие между ними, человечность и доброта — вот то, что необходимо воспитателю, то, что хотят видеть дети в своем наставнике. Одно из самых ценных его качеств — человечность, когда доброта сочетается с мудрой строгостью.

Сухомлинский рекомендовал педагогам вызывать в школу родителей не по поводу плохой успеваемости или дисциплины их ребенка, а тогда, когда он совершает что-то хорошее, пусть незначительный на первый взгляд, но добрый поступок. В их присутствии ребенка важно похвалить, поддержать и непременно сделать соответствующую запись в дневнике. Такое «психологическое поглаживание», определенно, благоприятно влияет на общее состояние школьника. Когда у него есть стимул, есть к чему стремиться, то и наука дается легко, следовательно в дальнейшем мы вырастим здоровое, грамотное, психически-здоровое поколение.

Такая система воспитания, в основе которой лежит оценка только положительных результатов, чрезвычайно редко приводит к психическим срывам, к появлению «трудных» детей.

И еще один актуальный вывод, касающийся сознательной дисциплины. Для Сухомлинского не было дилеммы: личность или коллектив. «Это две грани, две стороны единого человеческого бытия. Нет и не может быть воспитания личности вне коллектива, точно так же как не может быть абстрактного коллектива без личностей». С этим нельзя не согласиться. Конечно, лишь среди сверстников формируется представление о мире, а педагог только направляет детские воззрения в духовном русле, в духе добродетели, помощи ближним, любви к Родине, к вере Православной.

ВЫВОД

Подробно рассмотрев цели, методы, формы, задачи, великих русских педагогов: Ушинского К.Д., Шацкого С.Т.,., Макаренко А.С., Сухомлинского В.А. в системе патриотического воспитания школьников, мы пришли к выводу, что необходимо учитывать их достижения в области образования и применять в современной школьной системе. Конечно, не стоит забывать и о том, что достижения в научной сфере шагнули далеко вперед и прогресс не стоит на месте. Но, не смотря на это, у ребенка остаются все те же потребности в любви, ласке, понимании, доверии, сопереживании и т.д.

В данном параграфе мы попытались отразить самые значимые для педагогики стороны воспитательных приемов заслуженных педагогов России прошлого столетия. Они внесли неоценимый вклад по воспитанию патриотизма школьников и нравственного развития. Почти все они говорили о любви к Родине, о героических подвигах великих людей, о православной вере, которой пронизана русская душа.

Таким образом, подойдя к объективному взвешенному выводу, скажем, что педагогическая мысль настолько же проста, насколько и ценна: человек должен быть воспитан не для индивидуальной науки, а для жизни с другими людьми. Для этого необходима внутренняя гармония человека, и прежде всего учителя, педагога, наставника. для достижения внутреннего эмоционального, духовного равновесия следует соблюдение православных традиций и неподдельная любовь к ближним.

Заключение.

Список литературы.

Приложения

 

 

Формирования и воспитание моральных качеств: нравственность, духовность , патриотические чувства, гражданственность, толерантность, любовь к отечеству, любовь к народу, любовь к человеку( к ближнему). И др.

Полагаем, что одним из ключевых качеств личности школьников выступает воспитание у них чувства патриотизма.

Формы Церкви и формы школы

Церковь: проповеди о патриотизме, паломничество, Филаретовские чтения, конференции в честь Кирилла и Мефодия посвященная алфавиту, просмотр фильмов, подготовка буклетов, книжек посвященные выше названым темам.

Школа:

Классные часы по вопросам связанным с Днем Победы, На уроках в содержании предметов истории и литературы, русском языке. В воспитательной работе ,в учебной деятельности, во внеучебной: походы по местам боевой славы, возложение венков. Проведение акции «Орден в твоем доме и музы не молчали.» скинуть книгу Аронова на почту .

 

Словарь

Патриотизм– в переводе с греческого означает любовь к Родине, преданность своему Отечеству.

Патриотизм понимается как одна из наиболее значимых, непреходящих ценностей, присущая всем сферам жизни общества и государства, которая является важнейшим духовным достоянием личности. Патриотизм проявляется в активной позиции личности, готовности к самореализации на благо Отечества. Патриотизм олицетворяет уважение к своему Отечеству, сопричастность с его историей, культурой, достижениями и ценностями народа.

Сегодня патриотизм все чаще понимается как важнейшая ценность, интегрирующая не только социальный, но и духовно-нравственный, идеологический, культурно-исторический, военно-исторический и другие компоненты.

Гражданственность– интегративная характеристика личности человека, понятие, которое характеризует гражданско-патриотическую позицию человека, его ценностную ориентацию, подразумевающую ответственность за судьбу своей Родины, сопричастность с её судьбой.

Воспитание в широком смысле– процесс социализации человека, то есть усвоение человеком ценностей, установок, норм и образцов поведения, характерных для данного общества, социальной группы и воспроизводства человеком социальных связей и социального опыта.

Воспитание в узком смысле– целенаправленная деятельность, призванная формировать у детей, молодежи определенные социально значимые качества личности, взгляды и убеждения.

Гражданско-патриотическое воспитание– целенаправленная деятельность, призванная формировать у детей и молодежи ценностные ориентации, качества, нормы поведения гражданина и патриота России.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ДИССЕРТАЦИИ

Вовведенииобосновывается актуальность темы исследования, определяются цель, объект, предмет, гипотеза и задачи исследования; формулируется проблема; представлены этапы, методы исследования; раскрыты научная новизна, теоретическая и практическая значимость работы; выдвигаются положения, выносимые на защиту.

Впервой главе«Теоретико-методологические основы исследования проблемы воспитания гражданственности и патриотизма в трудах отечественных ученых конца XVIII – начала XX веков» представлен анализ становления, развития и субъективное видение решения проблемы гражданско-патриотического воспитания подрастающего поколения исследуемого периода в социальном контексте функционирования педагогической системы в России отечественными учеными, педагогами, философами, священнослужителями.

Анализ категориальных понятий «воспитание», «патриотизм», «гражданственность», «гражданско-патриотическое воспитание», «светскость», «духовность», «нравственность», «духовно-нравственные ценности» позволяет переосмыслить и уточнить их с позиций светской и православной педагогики.

Воспитание – целенаправленный процесс воздействия на детей со стороны родителей, школы, общества с целью формирования ребенка как личности, способной к активному и творческому усвоению социального опыта, национально-культурных, исторических, христианских ценностей и готовой служить на благо своему Отечеству и ближнему. С точки зрения православной педагогики воспитание – это явление духовное, выражающееся в приведении человека к тому, чем он должен быть согласно своему предназначению. Это не только пробуждение в ребенке дремлющих (заложенных Создателем) способностей, но придание им направления, «способного вывести воспитанника из состояния повреждения природы» (Арх. Евсевий (Орлинский)).

Патриотизм – нравственная категория и одна из наиболее значимых ценностей. Это – любовь, понимание, знание, уважение своей Родины, ее традиций, истории, культуры. Это внутреннее качество личности, ее духовное достояние, характеризующее высший уровень развития; опора, образ мыслей, убеждения, в основе которых положены христианские начала – служение Отечеству, ближнему как самому себе, ответственность за свои поступки, семью, народ. Это важная и внешняя движущая сила, призванная сформировать активную жизненную позицию у человека, которая проявляется в деятельности на благо государства, общества, народа.

Гражданственность – это личностное образование социально значимых нравственных ценностных ориентиров: причастности к судьбе своего Отечества, ответственности за его настоящее и будущее, которая проявляется в неравнодушии по отношению к несправедливости, безнравственности. Это честное исполнение своего долга, уважение начальствующих и властей. В православном понимании гражданственность – это служение Правде Божией, основанной на конкретной и деятельной любви к Богу, своим ближним, стране, ибо «худой гражданин в своем Отечестве и для Отечества Небесного негоден» (свт.Филарет Московский).

Гражданско-патриотическое воспитание – это совместная деятельность семьи, школы, государства, церкви, направленная на формирование у человека чувства долга, внутреннего стремления служить на благо своей Родины, своего народа. С христианских позиций – это научение служить Богу, постоянно сверять свои мысли, поступки, помыслы в соответствии с заповедями.

Светскость – высвобождение от религиозного влияния всех сфер жизнедеятельности человека и общества, «это качественная характеристика государства, выражающаяся… в разделенииполномочий и функций органов государственной власти с управленческими структурами религиозных организаций» (Метлик, И.В. Об актуальных вопросах изучения религиозной культуры в российской школе. – Рязань, 2005. – С. 24). С точки зрения православия – само понятие «светское образование» имеет глубоко религиозные корни – Свет и Образ. Это способность просветить, преобразить, вместить без существенных искажений смыслы другой культуры и включить их в свое миропонимание.

Духовность в мирском понимании (светском) трактуется как приобщение к культурным ценностям, как воспитание культурного человека. В свете христианской антропологии – человек уже духовен изначально потому, что в нем присутствует высшее духовное Начало, которое дает ему свободу в возможности самоопределения по отношению к добру и злу. Духовность – есть основа нравственности, которая является одним из самых важных и существенных факторов общественной жизни и исторического прогресса.

Нравственность – это нормы поведения, определяющие жизнь человека, его мировоззрение, отношение к Богу, к людям, к природе и выражающиеся в словах, поступках, мышлении в зависимости от воспитания, обучения, национального, религиозного и других факторов. Религия возводит нравственность практически на недостижимую высоту, культивируя ее, и указывая жизненный путь в стремлении к идеалу, предлагая отрицание всякого насилия, ненависти друг к другу: «Любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас» [Мтф. 5; 43-44]; снисхождение, прощение, понимание человека: «Не судите, да не судимы будете, ибо каким судом судите, таким будете судимы» [Мтф. 6;14]; стяжание духовного, нравственного богатства: «Не собирайте себе сокровищ на земле…, но собирайте себе сокровища на небе» [Мтф. 6; 19]; равное отношение ко всем людям, потому что: «Нет ни Еллина, ни Иудея, ни обрезания, ни необрезания, варвара, Скифа, раба, свободнаго, но все и во всем Христос» [Колос. 3; 11] и т.д.

Духовно-нравственные ценности – это те ориентиры бытия, которые укоренились в образе жизни нации на протяжении тысячелетий и выражены в мировоззренческой позиции, в менталитете народа. Это определенная система нравственных координат, которая в Российском обществе формировалась, как правило, под сильным влиянием христианской религии с приоритетом духовного над материальным. По мысли святых отцов (Феофана Затворника Вышенского, Игнатия Брянчанинова), существует семь основных, базовых добродетелей-ценностей, из которых проистекает все остальное – это умеренность, целомудрие, милосердие, радость, терпение, мужество, смирение.

При изучении и анализе педагогических, философских, богословских работ отечественных ученых по проблеме гражданско-патриотического воспитания подрастающего поколения выявлен ряд основных идей, которые выдвигались в качестве руководства к действию для решения данной проблемы в истории российской педагогической культуры.

Уже на рубеже XVIII – XIX веков А.Н. Радищевым в «Беседе о том, что есть сын Отечества» акцентируется внимание на разработке теоретических основ государственно-патриотического воспитания и выделяются три основных признака человека, «достойного имени патриота». Это честолюбие (любовь к чести), благонравие, благородство, т.е. если человек считает себя «достойным сыном Отечества», он должен не только любить свою Родину, но и обладать еще душевной чистотой и руководствоваться в своих устремлениях голосом совести. Высшим проявлением общественного долга человека, считает А.Н. Радищев, является активное содействие умножению благосостояния Родины, ее славы, могущества и всеобщего к ней уважения. Ради процветания своей страны истинный гражданин и патриот должен быть готов пойти на любые лишения и жертвы.

По мнению государственных деятелей министров народного просвещения А.С. Шишкова и С.С. Уварова, главной причиной всех бед российского просвещения начала XIX века стало отсутствие в нем национальног







Последнее изменение этой страницы: 2016-04-18; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.232.125.29 (0.021 с.)