Экзаменационные темы по предмету «педагогика» 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Экзаменационные темы по предмету «педагогика»



ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЕ ТЕМЫ ПО ПРЕДМЕТУ «ПЕДАГОГИКА»

(П-21, 3,4 семестр)

Тема 1. Социальная педагогика - отрасль знания и учебный предмет

Особенности современного этапа развития социальной педагогики в России. Социальная педагогика – самостоятельная отрасль педагогического знания. Особенности социально-педагогических концепций А.В. Мудрика, М.А. Галагузовой, Л.В. Мардахаева, В.Г. Бочаровой, В.А. Никитина и др. Объект и предмет социальной педагогики. Методы социальной педагогики, понятийный аппарат. Социальная педагогика и социология. Социальная педагогика и психология. Социальная педагогика и педагогика. Социальная педагогика и социальная работа. Функции социальной педагогики.

Тема 2. Социализация как социально-педагогическое явление

Социализация как объект исследования различных наук. Сущность социализации (этапы, факторы, средства, механизмы, агенты). Субъект-объектный и субъект-субъектный подходы. Составляющие процесса социализации: стихийная социализация, относительно направляемая социализация, относительно социально контролируемая социализация, сознательное самоизменение человека. Воспитание и социализация. Современные зарубежные концепции социализации, их педагогический смысл.

Тема 3. Человек в процессе социализации

Человек как объект, субъект и жертва социализации. Задачи социализации: естественно-культурные, социально-культурные и социально-психологические. Человек как жертва социализации и жертва неблагоприятных условий социализации. Возрастные опасности в процессе социализации.

Типы жертв социализации: явные потенциальные, скрытые. Объективные и субъективные факторы превращения человека в жертву неблагоприятных условий социализации. Понятие социально-педагогической виктимологии. Коррекционное воспитание. Понятие «социальная норма» и «социальное отклонение».

Отклоняющееся поведение: причины, факторы, механизмы.

Тема 4. Социальное воспитание в процессе социализации.

Воспитание как социальный институт. Социализированность и воспитанность. Виды воспитания: семейное, религиозное, социальное, коррекционное, диссоциальное.

Социальное воспитание: сущность принципы, подходы. Цели и задачи социального воспитания в стабильных и нестабильных обществах. Система социального воспитания.

Организация социального опыта как содержание социального воспитания. Образование в социальном воспитании. Индивидуальная помощь в социальном воспитании. Взаимодействие в социальном воспитании. Особенности социального воспитания в воспитательных организациях различного типа (школа; учреждениях дополнительного образования; учреждения для детей, оставшихся без попечения родителей; детские общественные организации; детские оздоровительные лагеря; в пенитенциарные учреждения).

Тема 5. Социальный педагог.

Профессиональный вид социальной педагогики: стандарт профессии и особенности его практического воплощения. Общие функции социального педагога. Нормативно-правовые основы деятельности социального педагога. Специализации социального педагога. Личностные и профессиональные качества социального педагога. Этический и профессиональный кодекс социального педагога. Социально-педагогическая деятельность с различными категориями населения. Сферы деятельности социального педагога. Развитие современной системы служб социальной помощи населению: отечественный, зарубежный и региональный опыт.

Тема 9. Содержание воспитания. Приоритетные стратегии воспитания

 

Характеристика различных подходов к определению содержания воспитания: личностно-ориентированный, гуманистический, культурологический, деятельностный, ценностный, комплексный. Ценностные отношения как содержание воспитательного процесса. Программа воспитания.

Определение приоритетных стратегий воспитания и их характеристика:

· гражданское воспитание:

- воспитание патриота;

- воспитание культуры межнационального общения;

- воспитание правовой культуры;

- воспитание политической культуры;

· нравственноевоспитание:

- воспитание гуманиста;

- воспитание этической культуры;

- воспитание религиозной толерантности и веротерпимости;

· умственное воспитание;

· воспитание трудолюбивой и конкурентоспособной личности;

· воспитание экономической культуры;

· воспитание экологической культуры;

· воспитание эстетической культуры;

· воспитание физически здоровой личности;

· половое воспитание и воспитание сексуальной культуры.

 

Тема 12. Методы воспитания

 

Понятие о методах и приемах осуществления педагогического процесса. История развития педагогических методов. Классификация методов осуществления педагогического процесса по различным основаниям. Система методов осуществления педагогического процесса:

· методы формирования сознания: убеждение, внушение, объяснение, рассказ, беседа, лекция, диспут, дискуссия, работа с книгой, пример;

· методы организации деятельности: педагогическое требование, приучение, инструктаж, упражнение, наблюдение, иллюстрация, демонстрация, практическая работа, создание воспитывающих ситуаций;

· методы стимулирования и мотивации деятельности: педагогическая оценка, поощрение, наказание, создание ситуаций успеха/неуспеха, соревнование, игра;

· методы контроля за эффективностью педагогического процесса: устного, письменного, программированного, графического, практического; самоконтроль.

Характеристика методов: внушение, убеждение, объяснение, рассказ, беседа, диспут, дискуссия, использование примера, предъявление педагогического требования, поручение, приучение, упражнение, создание воспитывающих ситуаций, педагогическая оценка, поощрение, наказание, соревнование, игра, создание ситуаций успеха/неуспеха.

Взаимосвязь методов осуществления педагогического процесса, условия их оптимального выбора. Национальное своеобразие воспитания. Моделирование образовательных и педагогических ситуаций. Решение психолого-педагогических задач.

 

Список рекомендуемой литературы

Основная:

1. Гликман, И.З. Воспитатика: в 2 ч.: учебник для вузов. Ч. 1: Теория и методика воспитания / И.З. Гликман. – М.: НИИ школьных технологий, 2009. – 168 с.

2. Гликман, И.З. Воспитатика: в 2 ч.: учебник для вузов. Ч. 2: Организация воспитательного процесса / И.З. Гликман. – М.: НИИ школьных технологий, 2009. – 320 с.

3. Гриценко, Л.И. Теория и методика воспитания: личностно-социальный подход: учеб. пособие для вузов / Л.И. Гриценко. – М.: Академия, 2008. – 240 с.

4. Педагогика6 учебник для вузов / Л.П. Крившенко и др.; под ред. Л.П. Крившенко. – М.: Проспект, 2010. – 432.

5. Ряписова, А. Г. Педагогика: в 5 ч.: учебно-методический комплекс для дистанционного обучения: учебное пособие. Ч. 2 / авт.-сост. А. Г. Ряписова; Новосиб. гос. пед. ун-т, Ин-т открытого дистанционного образования. - Новосибирск: НГПУ, 2007. - 144 с. - Словарь: с. 142-144. - В состав учебно-методического комплекса входят рабочая тетрадь и CD-диск.

6. Ряписова, А. Г. Педагогика: в 5 ч.: учебно-методический комплекс для дистанционного обучения: рабочая тетрадь. Ч. 2 / авт.-сост. А. Г. Ряписова; Новосиб. гос. пед. ун-т, Ин-т открытого дистанционного образования. - Новосибирск: НГПУ, 2007. - 96 с. - Рабочая тетрадь входит в состав учебно-методического комплекса.

7. Ряписова, А. Г. Педагогика [Электронный ресурс]: учебно-методический комплекс. Ч. 2 / авт.-сост. А. Г. Ряписова; Новосиб. гос. пед. ун-т, Ин-т открытого дистанционного образования. - CDR с автозапуском: электрон. текстовые, граф., зв. данные и прикладная прогр. - Москва; Новосибирск: НГПУ, 2007. - CD-диск входит в состав учебно-методического комплекса. - № гос. регистрации 0320701184.

8. Сластенин, В.А. Педагогика: учебное пособие для вузов / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов; под ред. В.А. Сластенина. 9-е изд., стер. – М.: Академия, 2008. – 430 с.

Дополнительная:

1. Коджаспирова, Г.М. Педагогика: учебник для вузов / Г.М. Коджаспирова. – М.: Гардарики, 2009. – 528 с.

2. Кукушин, В.С. Теория и методика воспитательной работы: учеб. пособие / В.С. Кукушин. – М.: Феникс, 2010.

3. Маленкова, Л.И. Теория и методика воспитания: учебное пособие / Л.И. Маленкова. – М.: Педагогическое общество России, 2002. – 480 с.

4. Набок, И.Л. Педагогика межнационального общения: учеб. пособие / И.Л. Набок. – М.: Академия, 2010. – 304 с.

5. Педагогика: учебник для студентов педагогических вузов / под ред. П.И. Пидкасистого. – М.: Педагогическое общество России, 2004. – 608 с.

6. Щуркова, Н.Е. Прикладная педагогика воспитания: учебное пособие / Н.Е. Щуркова. – СПб.: Питер, 2005. – 366 с.

 

ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЕ ТЕМЫ ПО ПРЕДМЕТУ «ПЕДАГОГИКА»

(П-21, 3,4 семестр)



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 279; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 44.192.247.185 (0.086 с.)