Жестовый язык и обучение глухих
Похожие статьи вашей тематики
Много лет в сурдопедагогике идут споры о це- лесообразности использования жестового языка в обучении глухих
Сурдопедагог Э.И. Леонгард высказывает по этому поводу свое мнение:
"Возраст до трех лет имеет огромное значение для развития человека, его формирования. И если этот период будет отдан жестовому языку, то, с моей точки зрения, в дальнейшем человек никогда не овладеет культурой родной речи....в начальном19 "В едином строю". 1991. № 9.
20 "Радуга звуков". 2001. № 4 (7).
| периоде основное право выбора языка за родителя- ми. Они должны знать, что глухой ребенок может и должен сначала овладеть речью в устной форме. Паши ребята, получившие хорошую речевую под- готовку, свободно овладевают жестовым языком, по я не знаю ни одного случая, чтобы глухой, владе- ющий жестовым языком, свободно освоил разго- ворную речь"19. "При использовании системы фор- мирования речевого слуха и речевого общения у глухих и слабослышащих детей формируются но- вые функциональные системы - слуховая и слухо- речевая. Вследствие этого у глухих детей начинают взаимодействовать те же области мозга, что и у слышащих, и любое изменение знаковой системы - использование на ранних этапах обучения дактило- логии и языка жестов - неизбежно влечет за собой изменение (по сравнению со слышащими) функци- ональной организации взаимодействия разных цен- тров в коре головного мозга"20. Итак, использова- ние жестов и даже дактилологии на раннем этапе обучения препятствует развитию устной речи. Так ли? Вопрос очень спорный. Можно только сказать, что в Московском обществе глухих немало "жесто- виков", которые говорят и пишут грамотно. Речь идет не о слабослышащих, а именно о глухих с ро- ждения или с раннего возраста; активное использо- вание жестового языка не помешало им развить устную речь, посещая логопедические кабинеты, овладеть навыками чтения и письма (см. выше - о билингвистическом подходе).
Может быть, дело в трудно поддающихся из- мерению "природных способностях"? Ведь если брать тех же "леонгардовцев", то рядом с практи- чески глухим, который вполне хорошо говорит и общается со слышащими без особых проблем, можно встретить слабослышащего, чья грамот- ность оставляет желать лучшего, а устная речь та- кова, что отпугивает потенциальных собеседников из числа слышащих.
Между прочим, не так уж много "леонгардов- цев", которые "свободно овладевают жестовым языком". Э.И. Леонгард следовало бы осторожнее говорить на эту тему: получается, что если знаешь словесный язык, то ничего не стоит освоить жес- товый язык, а если наоборот - увы!.. Жестовый язык намного сложнее, чем считают некоторые сурдопедагоги!
Вот что пишет глухая выпускница Московской школы-интерната № 101 для глухих детей Г.Н. Гаврилова в своей статье " И снова о языке жестов..."21:
21 "Мир глухих". 1999. № 11.
| «Круглый стол обнажил существующий сум- бур в оценке самого понятия "жестовый язык" и его роли в жизни и интеллектуальном развитии глухого. Для подавляющего большинства слыша- щих жестовый язык глухого - это нечто "прими- тивное", не играющее важной роли в умственном развитии глухого человека. Для слабослышащего же жестовый язык - это почти всегда калькиру- ющий, то есть не самоценный язык, а своего рода "одежка" для устного слова. Для массы глухих жестовый язык - эффективное, самое доступное средство коммуникации с себе подобными, созда- ющее чувство комфорта.
Я, глухая с рождения, знаю и люблю русский словесный язык, всю жизнь общаюсь устно со слышащими родителями, братьями, сестрами, со своим сыном и его друзьями. Но тем не менее рус- ский жестовый язык (РЖЯ) для меня — это имен- но тот язык, которым пользуюсь в общении с глухими друзьями, и я не испытываю никакого дискомфорта из-за "бедности" этого языка.
Убеждена: если человек постоянно использу- ет подлинный жестовый язык - это вовсе не зна- чит, что он "неграмотный". Я знаю таких глу- хих, которые (хотя они не в большой дружбе с русским языком) мыслят глубоко и оригинально и выражают такие мысли на РЖЯ, которые не- доступны иному "говорящему попугаю".
... Для многих людей, даже работающих в на- ших школах, жестовый язык - суррогат языка, который мешает глухому "нормально" разви- ваться. А так ли это? Что постыдного в рус- ском жестовом языке? О каких пороках языка можно говорить? Считаете, что он обедняет глухого человека? Лишает запаса слов? Но что мешает глухому наряду с жестовым знать и рус- ский язык? Не грешат ли родители и педагоги на жестовый язык, списывая на него неудачи глухих детей в овладении русским языком?
Между прочим, как-то упускается из виду, что умение писать и читать - искусство, дос- тупное далеко не каждому человеку, даже слыша- щему: недавние социологические исследования в
Курской области выявили, что 75% людей в воз расте от 40 до 80 лет не умеют читать. Другие исследования, проведенные в России и за рубежом, фиксируют устойчивый небольшой процент (чуть более 10%) учащихся, которые успевают в школах — только потому, что не испытывают затруднений при чтении текста. Ученый Мило- слав Балабан даже считает, что так называемая функциональная неграмотность - скорее норма для абсолютного большинства взрослых.
Да, я из "неговорящих", но мышление у меня зиждется на слове. Это я к тому, что одна дама (неслышащая) категорично высказала: глухого с детства надо "учить читать! мыслить! гово- рить!" Ну что с того? Неужели этот совет от- носится только к глухим детям? Всю жизнь ме- ня этому и учили. Выросла я, читать умею, мыс- ли иногда забредают в голову, но хорошо гово- рить так и не выучилась. Мне, глухой, с детства внушали, что жестами говорить — фу-фу! Если я буду говорить жестами, то потеряю голос, на- прочь забуду русские слова. Надо быть, как слы- шащий человек, вести себя, говорить, как слыша- щий! Но я не слышу и никто мне слух не вернет! И я имею право быть сама собой.
Но я ловлю себя на том, что вместо того, чтобы поступать так, как мне удобно, я иногда по привычке стараюсь "подлаживаться" под слыша- щих. Среди незнакомых слышащих я невольно ста- раюсь выглядеть "как все", так как помню отно- шение общества к глухоте и жестовому языку!
Эти проклятые комплексы, думаю, не дают многим и многим из глухих реализовать себя как личность, отстоять свое "я". А все из-за того, что нас заставляли и заставляют притворять- ся, внушают мысль, что мы должны "быть как все". Я стремлюсь выдавить из себя эти рабские
предрассудки.
"Надо развиваться! Читать! Мыслить!" А если я развита, умею мыслить, но не гово- рить?! Велик ли мой грех? Когда надо постоянно напрягаться, вчитываться в губы, с муками про- износить звуки, а тебя не понимают, как тут будешь "развиваться"? Я училась в школе, где ис- пользовался оральный метод, дополненный дак- тилологией. Частенько происходили характер- ные недоразумения. Как-то в школе мы заучива- ли стихи. Перед учителем - голосом, а между со- бой, естественно, руками. Меня удивило и рассме- шило, что у одной из девочек "служить Родине" на жестах произносилось как "слушать Родину". Вместо "Дорогой Ленина идем к коммунизму" - "ДорогойЛенин! Мы идем к коммунизму", "плат- форма" передавалась как "платье и форма"... Другая постоянно путала слова "противополож- ный" и "приблизительный". Когда ей жестами объяснили разницу, все встало на свои места. Если совсем обходиться без жестов в учебном процессе, то некоторые глухие впоследствии не смогут различать по смыслу схожие по звучанию слова: "лоджия" (лодка) или "желчный" (жел- тый), "ордер" (орден), они передают их одинако- выми жестами.
Все эти примеры и говорят, что учителя что-то упускают в обучении глухих. Поэтому разглагольствования некоторых дам о том, что
глухих сперва надо учить устному русскому язы- ку — без жестов! — это дилетантство. Сколько их, выпускников школ для глухих детей, которых "сперва усиленно учили устной речи", но в конеч- ном счете плохо знающих русский язык! Думаю, что просчет сурдопедагогов в том, что они не- достаточно учитывают особенности развития глухого человека, самоуверенно отвергая жесто- вый язык. Процесс обучения слышащего они про- ецируют на глухого ребенка. А этот ребенок просто другой!
Для него важно быть самим собой, незакомп- лексованным человеком, самостоятельно проек- тирующем свою жизнь в этом не совсем госте- приимном, но все же прекрасном мире.
"Косить" под слышащих - это убожество, отбрасывать жестовый язык — это и есть "не говорить своим голосом".
"Результатом использования системы является социокультурная реабилитация детей с нарушени- ем слуха и их полная интеграция в общество слы- шащих", - пишет Э.И. Леонгард.
Успехи Э.И. Леонгард бесспорны, можно толь- ко восхищаться ими. Но "полная интеграция"... это приемлемо для лиц с ощутимыми остатками слуха. С глухими сложнее. Даже при благоприятных ус- ловиях и старании им редко удается преодолеть коммуникационный барьер, отделяющий их от слышащих. И в подростковом возрасте они часто стараются выучить жестовый язык, выбирают друзей из числа тех, с кем можно общаться на этом языке. Если же глухие живут исключительно в ми-
ре слышащих, то они редко бывают счастливы. Хорошо, если любящая мать поможет найти пару глухому юноше (девушке). Самим это сделать трудно: сказываются годы плотной родительской опеки, развиваются инфантилизм или чрезмерная "резкость" - из-за установки на "я - такой, как все" они находятся в постоянном напряжении. Это - "синдром стула": ребенка ставят на стул, родствен- ники в умилении водят вокруг него хоровод и вос- клицают: "Ах, он говорит! Он большой и умный!", ребенок вырастает, но по сути ничего не меняет- ся - гордая родительница демонстрирует родствен- никам и знакомым успехи своего чада: "Он - про- граммист! Он пользуется мобильником!", а он "стреляет" глазами: не дай бог пропустить речь, обращенную к нему, он же должен "соответство- вать". Никаких жестов - родительница взвоет: "Я столько труда в тебя вложила, а ты - как эти глу- хонемые!" К счастью, не все родители так "непри- миримы" к использованию жестового языка; удов- летворившись тем, что сын или дочь выросли "го- ворящими", они ограничивают дальнейшее вме- шательство в его судьбу.
В Центре комплексной реабилитации инвали- дов по слуху при Московском высшем техниче- ском университете им. Баумана в параллельных группах наряду с глухими и слабослышащими из специальных школ обучаются студенты с наруше- ниями слуха, окончившие массовые школы. Осо- бой дружбы между этими группами нет. Глухие и гнабослышащие из спецшкол между собой обща- ются нормально, дружат. А что они говорят про "других"? Глухой: "Они - странные, инфантиль-
ные какие-то, поговорить о жизни - никак. Об- щаться трудно: многие не желают переходить на жесты, даже не стараются артикулировать, видите ли, они - как слышащие! Со слышащими, смешно сказать, могут общаться только слабослышащие "леонгардовцы", а остальные общаются с такими, как они сами. Мы, глухие, общаемся и даже дру- жим со слышащими сверстниками, они стараются артикулировать, а кое-кто осваивает дактилоло- гию". Слабослышащий: "Среди них есть интерес- ные личности, я с ними общаюсь. Говорим вслух. А остальные... ну, ничего особенного в них нет"; Такова реальность.
4.6. Профессиональное образование лиц с нарушениями слуха
4.6.1. Профессиональное образование глухих за рубежом
Зарубежными специалистами подсчитано, что экономически выгоднее обеспечить лиц с особы- ми потребностями качественным профессиональ- ным образованием по специальностям, востребо- ванным на рынке труда, нежели платить им мизер- ные пенсии или пособия по инвалидности.
США. После окончания школы глухой или слабослышащий выпускник может продолжить свое образование в системе начального, среднего или высшего профессионального образования.
За рубежом неслышащим предлагается широ- кий спектр различных профессий. Профессио- нальное образование ведется с опорой на сформи- рованную словесную речь глухого или слабослы- шащего с широким привлечением специальных технических средств или на основе жестовой ре- чи - с помощью переводчика жестового языка.
Профессиональное образование для глухих в США опирается на мощное развитие правовой ба- зы профессионального образования глухих, широ- кое распространение и активное использование жестового языка в обучении, развитие различных возможностей продолжения образования после
средней школы.
В США в 1963 г. был принят "Акт о професси- онально-техническом образовании" - первый та- кого рода правовой документ в области професси- онального образования, но он не содержал четких положений по созданию условий для профессио- нального обучения глухих. Пробел был восполнен поправками, принятыми в 1968 г. Конгресс внес требование, чтобы правительство каждого штата ассигновало на создание условий профессиональ- ного обучения инвалидов 10% от общей суммы, выделяемой на профессионально-техническое об- разование.
Поправки к Акту, принятые в 1976 г., устанав- ливали новые правила профессионального обуче- ния глухих и нормативы отчислений ассигнований па эти цели.
В 1990 г. система профессионального образо- вания для глухих получила мощную правовую под- держку в виде "Акта о профессионально-техниче- ском образовании и прикладных видах техноло- гий". Образовательные программы как минимум предусматривали порядок получения профессио-
нальных знаний, состоящий из двух последних лет средней школы и двух лет дальнейшего професси- онального образования с обязательным прохожде- нием курсов математики, физики, химии, комму- никаций и технологии производства.
В 1986 г. Конгресс США утвердил закон, объ- единивший в исправленном виде несколько феде- ральных законов касательно образования глухих. Согласно закону Колледж послешкольного обра- зования им. Галлодета в Вашингтоне получил ста- тус университета. Кроме того, законом вводился порядок проведения ежегодной ревизии программ и учебных планов университета.
Если в 1945 г. в Галлодетском колледже было 157 студентов и 24 преподавателя, то к 1970-м гг. число студентов превысило 1000 человек. В 1950 г. в Галлодет поступило несколько студентов из-за рубежа. В 1951 г. Бойс Р. Вильяме, выпускник кол- леджа, вошел в Совет директоров. В 1954 г. Галло- детский колледж впервые принял глухого черно- кожего студента. В 1988 г. в Галлодетском универ- ситете обучалось около 1500 студентов.
В настоящее время в Галлодетском универси- тете обучается около 1900 глухих студентов - аме- риканцев и 200 студентов из различных стран мира. Годовой бюджет составляет более 100 млн долларов США. Обучение носит многоступенча- тый характер: студенты в зависимости от уровня предыдущей подготовки и желания могут полу- чить специальности на уровне, соответствующем уровню наших техникумов или вузов. Треть препо- давательского состава составляют глухие специа- листы. Это - единственное в мире специальное учебное заведение высшего гуманитарного обра- зования для глухих.
Другие положения указанного закона касались Национального технического института глухих (г. Рочестер). Этот институт, основанный в 1966 г. Министерством здравоохранения, образования, благосостояния и Рочестерским институтом техно- логии, принимает на учебу глухих для получения технического образования. На этот вуз также бы- ли возложены обязательства проводить ежегод- ные проверки учебных планов и программ. Роче- стерский технический институт является состав- ной частью крупного Рочестерского института технологии. Успешно окончившие Национальный технический институт глухие выпускники могут продолжить образование в институте технологии.
Многие преподаватели технического институ- та владеют жестовым языком. Глухие не имеют ограничений в выборе специальности: даже когда глухой учится в одиночку в группе слышащих, ему доступна любая информация благодаря помощи переводчика жестового языка. Здесь же ведется обучение и переподготовка переводчиков жесто- вого языка. Национальный технический институт глухих на 80% финансируется Федеральным пра- вительством США и на 20% - местной организаци- ей профессиональной реабилитации. Годовой бюджет института составляет более 50 млн долла- ров США. Стоимость обучения одного студента составляет в среднем 17 тыс. долларов США в год.
Галлодетский университет и Рочестерский тех- нический институт, а также Центр глухоты при Калифорнийском университете (г. Нортридж,
штат Калифорния) являются примерами профес- сиональных учреждений, где для лиц с нарушения- ми слуха созданы специальные образовательные условия и особая среда жизнедеятельности, снима- ющие барьеры в получении профессионального образования.
Принятие Конгрессом США в 1986 и 1993 гг. соответственно "Акта о реабилитации инвалидов" и "Акта об американских инвалидах" способство- вало резкому увеличению числа глухих студентов в массовых учебных заведениях. Количество глу- хих учащихся в спецшколах и специализированных учебных заведениях США (Рочестерский техниче- ский институт, Галлодетский университет) стало уменьшаться. В настоящее время большинство глухих обучается в других учебных заведениях профессионального образования, которые созда- ли для них условия для обучения (переводческий сервис, технические средства, информационная поддержка и др.).
Если в 1982 г. число университетов и коллед- жей, где обучались глухие, составляло 102 единиц, то в 1991 г. - 155 единиц. В 1994 г. число учебных заведений, в которых обучались глухие, выросло до 2350 единиц.
Примерно 1850 послешкольных образователь- ных заведений с двух- и четырехлетним циклом обучения с 1989-1991 гг. по 1992-1993 гг. оказыва- ли сервисную поддержку глухим студентам. В 1992-1993 гг. учреждения профессионального об- разования предоставили переводческие услуги 4120 глухим и 5270 слабослышащим студентам. В тот же период так называемые нотетакеры (note-
taker - специалист по записи лекций) помогали за- писывать лекции 8700 глухим и слабослышащим студентам, 1070 глухих пользовались звукоусили- вающей аппаратурой, 970 глухих студентов прибе- гали к услугам "губопереводчиков" (переводчиков для чтения с губ).
Великобритания
В Великобритании после окончания школы глухие выпускники имеют широкий выбор для дальнейшего образования: в стране существует сеть различных учебных заведений, на базе кото- рых осуществляется подготовка специалистов из числа глухих. Такие заведения можно классифици- ровать по видам:
Массовые государственные учебные заведе- ния, в которых учатся глухие: лицеи, колледжи, университеты в Ньюкастле, Дарэме, Бристоле, Лондоне, Манчестерский политехнический инсти- тут и др.
Специальные учебные заведения для глухих: колледжи в Донкастере, Дерби, Бервуде, Парке, Корт Грейдже.
Частные учебные заведения - в них глухие полностью за свой счет покрывают все расходы, связанные с учебой.
Примерно в 407 учреждениях различного ти- па обучается около 4000 глухих учащихся - преи- мущественно в области технологии производства, искусства, сельского хозяйства, изготовления ме- бели, здравоохранения, социальных наук. Глухие проходят курсы по широкому диапазону профес-
сий и специальностей: бухгалтерский учет, управ- ление, столярное дело, строительство, графика и дизайн, агрономия, промышленное производство, сантехника, самостоятельный бизнес и др.
По запросам глухих студентов им специально для записи лекций в индивидуальном порядке вы- деляется нотетакер, труд которого оплачивается за счет учебного заведения. В некоторых учебных заведениях глухим выделяются портативный ком- пьютер (ноутбук) или видеокамера для записи лекционных материалов.
В Великобритании отсутствуют какие-либо нормативные акты, ограничивающие перечень профессий и специальностей, по которым возмож- на подготовка специалистов из числа глухих. Сте- пень их профессиональной пригодности определя- ет сама организация, осуществляющая прием на учебу или работу, либо конкретный работодатель. Для глухих специалистов при поступлении на ра- боту устанавливается испытательный срок, и пос- ле успешного его прохождения окончательно ре- шается вопрос о приеме на работу.
Германия
В настоящее время в Германии действует сеть учебных заведений: массовых и специальных, на базе которых ведется профессиональная подго- товка специалистов из числа глухих.
В г. Эссен (ФРГ) действует Рейн-Вестфальская профессиональная школа, обеспечивающая уча- щимся с нарушениями слуха свободный доступ к широкому спектру профессий. Здесь учебная про- грамма составляется с расчетом на различные уровни школьных знаний поступающих; каждый учащийся может получить полное среднее образо- вание, профессиональное образование, а также уг- лубленное профессиональное образование (на- чальное, высшее профессиональное образование). Как правило, каждый выпускник, прошедший обу- чение в течение двух лет в профессиональной школе, может поступить в гимназию или универ- ситет. С 1980 г. в этой школе стало возможным предоставлять высокоодаренным учащимся свиде- тельство о прохождении усложненной программы профессионального обучения (программа гимна- зии). Кроме того, школа в Эссене имеет курсы по- вышения квалификации по различным професси- ям в сфере полиграфии, металлообработки, элек- трической промышленности, коммерции.
4.6.2. Профессиональное образование
глухих в России С сентября 1925 г. при Северо-Западной профессионально-технической школе НКСО им. М.В. Фрунзе в Ленинграде было открыто отде- ление для глухонемых, которым в первый год бы- ло выделено 50 мест. В 1927 г. была выпущена первая группа глухих курсантов, и в том же году 11аркомпрос издал циркуляр "О допущении глухо- немых к производственному обучению в проф- школах и учебно-производственных мастерских".
В 1929 г. в Москве на химическом Рабфаке им. Бухарина начала заниматься первая группа глухих (19 чел.). В 1931 г. на Рабфаке им. Рыкова в
Москве было открыто отделение для глухих. В 1930-е гг. глухие обучались группами на рабфаках в Ленинграде, Кудиново под Москвой, Томске. В сентябре 1931 г. на рабочем факультете при Пла- новом институте в Новосибирске начала обучаться группа глухих, в 1933 г. ее перевели на рабфак Том- ского технологического института (штатных пере- водчиков при группе не было, их заменяли добро- вольцы из числа слабослышащих студентов).
Были организованы также группы глухоне- мых при ФЗУ 1-го подшипникового завода, ФЗУ механического завода в Кемерово, ФЗУ завода "Ростсельмаш" и др.
Для 1920-30-х гг. было характерно профессио- нальное обучение глухих в школах с фабрично-за- водскими отделениями и на базе фабрично-заво- дских училищ при промышленных предприятиях. Специально выделенных для обучения глухих фа- брично-заводских отделений (ФЗО) и фабрично- заводских училищ до 1953 г. не было, но в каждом отдельном случае договаривались с какой-либо школой ФЗО и ФЗУ о единовременном обучении группы глухонемых в составе 20-25 человек. На- пример, с 1 сентября 1933 г. начались занятия в группе глухонемых в составе 20 человек при ФЗУ Кемеровского механического завода с двухгодич- ным сроком обучения
Начало обучению глухих в техникумах было положено в 1931 г., когда в Ленинградском индуст- риальном техникуме НКСО им. М. Фрунзе глухие начали обучаться в одних группах совместно со слышащими на металлообрабатывающем и дере- вообрабатывающем отделениях.
До Великой Отечественной войны рабфаки за- кончили 396 глухих, 122 из которых получили в дальнейшем высшее образование.
После войны начался прием глухих в Москов- ский машиностроительный им. Дзержинского и Московский кислородно-сварочный техникумы. С 1948 г. глухие могли получить специальности то- каря-универсала, столяра, слесаря-инструменталь- щика в Тульском специальном ремесленном учили- ще. В первой половине 1950-х гг. для групп глухих были организованы школы ФЗО на базе Горьков- ского автозавода, Челябинского тракторного заво- да, на заводе в г. Верхняя Тура Свердловской обла- сти. В 1949 г. при Златоустовском машинострои- тельном техникуме им. П.П. Аносова была органи- зована группа глухонемых учащихся в количестве 20 чел. В следующем году в Челябинский машино- строительный техникум на первый курс было при- мято 32 глухих. В обоих техникумах готовили спе- циалистов по специальности "холодная обработка металлов". С 1952 г. глухие обучались группами в Рыбинском авиационном техникуме и во Владимир- ском авиамеханическом техникуме. С 1965 г. зуб- ных техников из числа глухих готовили в Пятигор- ском медицинском училище. К 1976 г. в РСФСР спецгруппы были открыты при 9 техникумах.
В 1961 г. был утвержден список профессий из 298 специальностей, которые глухие могут полу- чить в техникумах и вузах.
В 1965 г. в Павловске открыл двери глухим студентам выстроенный на средства Всероссий- ского общества глухих Ленинградский восстанови- тельный центр (директор - И.Ф. Гейльман), при
котором имелись: политехникум, профессионал ное училище и учебные мастерские.
В 1975 г. при Московском техникуме механиз ции Центрального статистического управлен РСФСР была создана первая группа глухих. Д 1986 г. в техникум для группового обучения (с пе реводчиками) принимали ежегодно по 15-20 глу хих из различных учебных заведений г. Москвы.
В 1981 г. медицинское училище № 1 в Москв открыло двери для первой группы глухих учащих ся в количестве 20 чел. Студентами медицинского училища стали выпускники московских школ-ин- тернатов для глухих и слабослышащих детей № 30, № 10 и НИИД.
В 1980-1990 гг. при содействии Московской организации ВОГ были организованы группы глу- хих учащихся в различных средних специальных учебных заведения г. Москвы, в которых и поны- не осуществляется подготовка неслышащих спе- циалистов.
Начало обучению глухих в вузах положено в 1932 г. в Московском институте химического ма- шиностроения, принявшего более 10 глухих, быв- ших рабфаковцев. В 1934 г. в Московский механи- ко-машиностроительный институт (нынешний МГТУ им. Н.Э. Баумана) было принята первая группа глухих и слабослышащих. Базой для подго- товки глухих в МВТУ стал рабфак им. СМ. Киро- ва, на котором по инициативе Московской органи- зации ВОГ была создана группа глухих. В 1934 г. нарком тяжелой промышленности Серго Орджо- никидзе, у которого на приеме побывали председа- тель Центрального правления ВОГ и молоденькая
переводчица Д.Н. Стопановская, поручился за бу- дущих студентов института из числа глухих. Так началась многолетняя история обучения глухих в престижном техническом вузе.
Такие же группы были организованы в середине 1930-х гг. при МГУ на химическом факультете, при Сельскохозяйственной академии им. К. Тимирязева (факультет агрохимии и почвоведения). Глухие обу- чались также в Ленинградском индустриальном и Ленинградском химико-технологическом институ- тах. В 1935 г. первая группа глухих рабфаковцев по- ступила в Томский технологический институт.
В 1935 г. СНК принял постановление "Об уве- личении размера стипендии глухонемым учащим- ся в высших учебных заведениях, техникумах и ра- бочих факультетах".
К 1947 г. в вузах обучалось 76 глухих студен- тов, в 1951 г. их число выросло до 202 человек.
В 1959 г. группа молодых выпускников МВТУ им. Баумана была направлена в Конструкторское бюро СП. Королева.
В 197О-80-е гг. глухие занимались на вечерних и заочных отделениях Московского заочного по- литехнического института, Ленинградского инсти- тута точной механики и оптики и др.
В России выбор специальности, перспективы получения той или иной профессии молодым чело- веком с нарушением слуха зависят не только от ка- чества общего образования, степени потери слуха, умения пользоваться остатками слуха, уровня раз- вития словесной речи, но и от готовности системы профессионального образования к включению в Существуют также ограничения на овладение определенными профессиями - теми, которые свя- заны с необходимостью общаться словесной речью, опираться в процессе профессиональной деятельно- сти на слух, а также дающих нагрузку на вестибу- лярный аппарат. Перечень производств и профес- сий, в которых противопоказана работа глухим, глу- хонемым и лицам с крайней степенью тугоухости, был утвержден 27 апреля 1963 г. Министерством здравоохранения СССР, ВЦСПС и Министерством социального обеспечения. В этом перечне упомяну- ты: подземные работы в шахтах и рудниках, взрыв- ные работы, подводные работы, работы, связанные непосредственно с валкой, заготовкой и сплавом ле- i са, работа на всех видах железнодорожного, автомо- бильного, водного и воздушного транспорта как по службе движения, так и по службе пути, строитель- ные работы на больших высотах с открытыми пло- щадками и в котлованах и др. Производства, связан- ные с воздействием мощного производственного шума (клепальщики, гвоздильщики, обрубщики, ис- пытатели моторов и т.п.), объявлялись противопо- казанными людям с крайней степенью тугоухости и хроническим гнойным отитом.
Но несмотря на это в 1970-1980-х гг. сотни глу- хих работали именно обрубщиками, прессовщика- ми (несколько лет работы на вредном производст- ве давали право на получение так называемой "го- рячей" пенсии). Надо заметить, что в России пере- чень профессий, доступных глухим, резко сужен по сравнению с зарубежными странами, во многих из которых подобный "запрет на профессии" юри- дически даже не оформлен.
В нашей стране отсутствует правовая основа профессиональной подготовки глухих в професси- онально-технических училищах и других учебных заведениях. Не приняты нормативные документы, регулирующие правила сдачи глухими лицами вступительных экзаменов в средних специальных учебных заведениях, вопросы стипендиального обеспечения глухих учащихся, нет указания на не- обходимость разработки специальной учебной программы для обучения инвалидов по слуху в профессионально-технических училищах, техни- кумах и других учебных заведениях.
Нормативные документы по организации обу- чения глухих в сопровождении переводчиков жес- тового языка носят туманный и необязательный характер. До сих пор нет конкретных положений о правилах организации групп глухих учащихся.
Выпускники специальных школ дЛя глухих и слабослышащих детей приобретают специально- сти, обучаясь группами или в одиночку в профтех- училищах, колледжах, вузах и непосредственно на предприятиях, в том числе и на социально-реаби- литационных (ранее - учебно-производственных) предприятиях Всероссийского общества глухих. В большинстве учреждений профессионального об- разования, где организовано групповое обучение неслышащих, предлагаемые профили профессио- нальной подготовки отстают от требований совре- менного производства и далеко не в полной мере учитывают возможности лиц с нарушениями слу- ха. Преобладающими профессиями для глухих ос- таются инженерно-технические. Реже они получа- ют профессиональную художественную, культур-
но-просветительную, а также экономическую, п дагогическую и медицинскую подготовку.
В Павловске под Санкт-Петербургом находит своего рода аналог Галлодетского университета Межрегиональный реабилитационный центр (быв- ший Ленинградский восстановительный центр). Сейчас в Центре учится более 200 студентов на дневном отделении и примерно столько же - на за- очном. Действуют отделения "Дизайн", "Социаль- ная педагогика", "Социально-культурная деятель- ность и народное художественное творчество", "Сурдоперевод", "Право и организация социально- го обеспечения".
В столице во второй половине 1990-х гг. на базе бывшей вечерней школы неслышащей рабочей мо- лодежи при поддержке Правительства Москвы и го- родского Комитета образования была открыта экс- периментальная площадка - "Модель комплексной общеобразовательной и профессиональной подго- товки подростков-инвалидов по слуху". Эта специ- альная общеобразовательная школа № 483 (ныне Центр образования № 1406) для неслышащих и сла- бослышащих детей и подростков дает ребятам сред- нее образование и профессиональную подготовку. Контингент формируется из получивших основное среднее образование выпускников школ для глухих и слабослышащих Москвы и других городов. Клас- сы комплектуются по профилю подготовки и в со- ответствии с требованиями соответствующего учеб- ного заведения профессионального образования. Общеобразовательная подготовка осуществляется опытными учителями-дефектологами по програм- мам средней школы, а профессиональную подготов- ку учащиеся получают в профессиональных учеб- ных заведениях столицы, с которыми школа заклю- чила договоры о сотрудничестве. Схема примерно такая: сегодня учащиеся посещают уроки в школе, занимаются в слуховых кабинетах, а завтра они при помощи переводчика жестового языка изучают профилирующие предметы в одном из техникумов
(колледжей).
Школа, в конце 2001 г. переехавшая в новое здание, представляет собой образовательное учре- ждение нового типа: здесь общее образование лиц с нарушениями слуха сочетается с профессиональ- ным, обеспечивается правовая, социальная под- держка, частично осуществляется трудоустройст- во выпускников.
В настоящее время в этой школе обучается свы- ше 200 учащихся по более чем 10 специальностям.
В 1996 г. совместно с МПГУ был открыт пер- вый лицейский класс для лиц с нарушениями слуха. Выпускники лицейских классов, проучившиеся два года в школе, пополнили ряды студентов дефекто- логического факультета МПГУ. Немало выпуск- ников школы поступили в МГТУ им. Баумана и
другие вузы.
С 1998 г. Московский городской педагогиче- ский колледж № 4 осуществляет набор в группы и проводит обучение глухих студентов по специаль- ности "воспитатель коррекционных учебных заве- дений".
Глухие и слабослышащие, имеющие хорошую образовательную подготовку, могут при большом желании поступать в престижные вузы. Такие примеры не редкость.
В соответствии с Федеральным Законом "О с циальной защите инвалидов в Российской Федер ции" (ст.19(1)), "дети-инвалиды и инвалиды с детс ва при условии успешной сдачи (получении успеш ных оценок) вступительных экзаменов в... государ- ственные или муниципальные образовательные уч- реждения высшего профессионального образова- ния принимаются в указанные образовательные уч- реждения вне конкурса и обеспечиваются стипенди- ями, если... им не противопоказано обучение...". Та же статья гласит, что государство гарантирует ин- валидам необходимые условия для получения обра- зования и профессиональ<
|