Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Особенности общения с теми, у кого нарушен слух↑ Стр 1 из 11Следующая ⇒ Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Прежде чем заговорить с человеком, у которого понижен слух, дайте знак, что вы собираетесь ему что-то сказать. Стоять к нему следует лицом. Благодаря этому он сможет следить за вашей артикуляцией и улавливать все согласные звуки. Подойдите, если можно, к человеку поближе, говорите медленно и отчетливо, но не слишком громко (снижение слуха, как ни странно, часто сопровождается повышением чувствительности к громким звукам). Ухудшение слуха может быть связано с потерей способности воспринимать высокие частоты, поэтому попробуйте снизить высоту вашего голоса. Если человек вас не понял, не повторяйте одну и ту же фразу, а выразите свою мысль другими словами. Иногда контакт достигается, если неслышаще-му говорить шепотом. В этом случае улучшается артикуляция рта, что облегчает чтение с губ.
Глава II
СРЕДСТВА ОБЩЕНИЯ ГЛУХИХ
Глухие, а потому и немые изъясняются знаками и мысли свои заключают в знаках, подлежащих зрению. А.Н. Радищев При выборе тех или иных методов и средств обучения и воспитания глухих детей сурдопедагоги и другие специалисты руководствуются своими оценками роли в коммуникативной и познавательной деятельности глухих таких специфических средств общения как жестовая речь и дактилология. Использование в учебно-воспитательной работе этих средств зависит и от определения целей и задач педагогического процесса, и от понимания лингвистической природы жестового языка. Звуковой язык возник около 30-50 тыс. лет назад. Наиболее распространенной гипотезой в изучении глоттогенеза (возникновения языка) является утверждение, что доречевая эпоха располагала жестовой коммуникацией и вполне развитым кинематическим языком. Считается, что жестовая коммуникация высших приматов в результате постепенного развития стала в конце концов гибкой знаковой системой, наподобие языка глухонемых. Одним из первых подобную гипотезу высказал французский философ Э.Б. де Кондильяк, указавший в главе "Происхождение языка жестов и языка членораздельных звуков" своего трактата "Опыт о происхождении человеческих знаний" на особую роль первобытных жестов, мимики и возникающих непроизвольно возгласов. Он писал: "Язык звуков стал казаться таким же удобным, как и язык жестов; люди одинаково пользовались и тем и другим; наконец, пользование членораздельными звуками стало столь легким, что оно начало брать вверх". Вот что писал Дени Дидро в "Письме господину*** о глухих и немых, предназначенное для тех, кто слышат и говорят": "Я пришел к мысли, что инверсии вошли в язык и удержались в нем, потому что устные знаки первоначально располагались сообразно с порядком жестов и впоследствии, естественно, сохраняли во фразе место, принадлежавшее им по праву старшинства". В пользу указанной гипотезы свидетельствуют богатая мимика высших человекообразных обезьян (шимпанзе можно обучить примитивному языку жестов) и развитый жестовый язык дописьмен-ных народов. У этих народов устная речь не присутствует в чистом виде, общение обычно сопровождается "интонационно насыщенными" жестами и пантомимикой, без которых трудно связно выразить мысли. Лингвист У. Стоку и антрополог Д. Армстронг из Галлодетского университета (г. Вашингтон), Ш. Уилкокс из Университета Нью-Мексико в своей книге "Жест и природа языка" утверждают, что в наших предках были заложены "семена" жесто-вого языка. Например, в жестовом языке "схватить" передается так: одна рука охватывает вытянутые четыре пальца другой руки. Но этот же жест может означать: "Он схватил его (или это)". Движущаяся рука олицетворяет подлежащее, движение - это сказуемое, а другая рука - прямое дополнение. У. Стоку предполагал: "Если древний гоминид (от homo - человек - прим. авт.) увидел, что леопард вспрыгнул на газель, он мог подойти к другому гоминиду и жестом показать ему движением рук передние лапы леопарда, и схватить свою другую руку. И это не будет означать "леопард", а будет означать: "Леопард вскочил на кого-то". В одном жесте выражается отношение к объекту". Таким же естественным путем могли возникнуть другие аспекты грамматики. Выражения лица (мимика) являются естественными наречиями, которые определяют действия, передаваемые жестами. Когда общение жестами обеспечило изобретение предложений, наши предки постепенно переключились на речь. У. Стоку подчеркивал, что "предрассудок против глухих на том основании, что они не говорят речью, ведет к неверным суждениям о глухих людях. Знание того, что мы все, вероятно, во многом обязаны той эре, когда язык зародился в его жестовом состоянии, может в какой-то мере изменить такое отношение". Не так давно в Новой Гвинее, на берегах реки Мамберано, индонезийскими учеными были обнаружены два ранее неизвестных племени (в одном 20 семей, в другом - 33), находящиеся по уровню развития в каменном веке. "Такое впечатление, что они никогда не были в контакте с остальным населением и мало что знают о существовании других людей, - рассказал один из исследователей. - По уровню развития они все еще пребывают в каменном веке. Мы убеждены, что эти люди никогда не носили одежды или нечто наподобие ее. Хотя они и в состоянии издавать звуки, эти странные люди тем не менее общаются между собой посредством жестового языка, который пока что невозможно определить и понять". Естественно предположить, что первичный язык жестов был прямым продолжением действий наших первопредков в процессе общения. Самые древние жесты, естественно - указательные (дейк-тические) жесты, очень схожие у разных народов. Со временем они приобрели развитую форму в виде системы знаков-жестов, удобной в условиях рыбной ловли, охоты, т.е. когда требуется беззвучное общение. В первобытном обществе для обозначения многих животных, вещей, действий имелись свои жесты. Помимо практической необходимости беззвучного общения развитие языка жестов стимулировалось еще анимизмом, боязнью злых духов (как у австралийских аборигенов). У австралийцев во время обряда инициации юноша должен был пройти проверку на умение общаться беззвучно. Богатый материал для размышлений о роли жестового языка и его месте в происхождении и развитии современных языков дает книга французского антрополога Люсьена Леви-Брюля "Сверхъестественное в первобытном мышлении". Вот что он пишет: "Спенсер и Гиллен совершенно ясно отме ют его (жестового языка - прим. авт.) существование в Австралии. "У варрамунга... вдовам запрещается говорить иногда в течение 12 месяцев, ш продолжение всего этого времени они общаются с другими лишь при помощи языка жестов. Он-приобретают такое искусство в применении этого языка, что предпочитают пользоваться им даже в тех случаях, когда их уже ничто к этому не обязывает. Не раз бывает так, что средт собравшихся на стоянке женщин царит почти полное молчание, а между тем они ведут между собой весьма оживленный разговор при помощи пальцев или, вернее, при помощи рук и кистей... Они говорят таким образом очень быстро, и жестам их крайне трудно подражать. У северных племен для вдов, матерей и тещ покойников является обязательным молчание в течение всего траура, и даже по истечении этого срока женщины продолжают иногда не разговаривать... ...Племя диэри "кроме звукового языка имеет еще богатый язык знаков. Для всех животных, для всех туземцев, мужчин и женщин, для неба, земли, ходьбы, верховой езды, прыгания, летания, плавания, еды, питья, для сотен других предметов и действий имеются свои особые знаки, так что туземцы могут разговаривать, не произнося ни одного слова. В Торресовом проливе язык жестов был обнаружен одновременно на восточных и западных островах... Такой же язык существует в немецкой Новой Гвинее. В Африке, ограничимся одним примером, масаи имеют развитый язык знаков... Прогресс цивилизации имеет своим источником взаимное воздействие руки на ум и ума на руку. Следовательно, для того, чтобы воспроизвести мышление первобытных, нужно вновь найти те движения рук, в которых язык и мысль были еще нераздельными. Отсюда и берется смелое, но знаменательное выражение "ручные понятия". Первобытный человек, который не говорил без помощи рук, не мыслил также без них. Кэшинг, например, показывает, как крайняя специализация глаголов, констатированная нами повсюду в языках первобытных, оказывается последствием той роли, которую движения рук играют в умственной деятельности первобытных... Говорить руками - это в известной мере буквально думать руками... Следовательно, если словесный язык описывает и рисует во всех деталях положения, движения, расстояния, формы и очертания, то как раз потому, что эти же средства выражения употребляются и языком жестов. ...В языке жестов, как и в словесном языке, живым и реальным единством является не изолированный жест или знак, равно как и не изолированное слово, а фраза, более или менее длинная сложная совокупность, выражающая нераздельным образом какой-нибудь полный законченный смысл. Смысл жеста определяется контекстом. Так, например, жест "бумеранг" может выражать не только идею этого предмета, но также (судя по контексту) и идею попадания или умерщвления кого-нибудь с его помощью или идею его изготовления или похищения и т.д. ...Кроме того, "идеограммы", которые служат для обозначения существ, предметов или действий, являются почти исключительно двигательными описаниями....Короче, человек, который говорит на языке жестов, имеет в своем распоряжении в готовом виде зрительно-двигательные ассоциации в большом количестве: представление о существах и предметах, появляясь в его сознании, тотчас же приводит в действие эти ассоциации. Можно сказать, что он мыслит, описывая предмет". Если жестовый язык австралийских аборигенов известен немногим, то о "ручном языке равнин", используемом при общении между индейскими племенами Северной Америки, знают почти все. К концу XIX в. он был распространен у более чем 30 племен, которые говорили на 22 различных языках: индейцы разных племен, говорящие на разных языках, понимали друг друга благодаря языку жестов, который имел повсеместное рас^ пространение в Северной Америке. Этот язык имеет собственную грамматику - свой словарь, синтаксис, формы. Своеобразной лингвистической системой являлась жестовая система общения, принятая среди членов некоторых монашеских орденов (траппистов, бенедиктинцев), принявших обет молчания. В X в. уже существовал список из почти 300 жестов, относящихся, главным образом, к религиозной тематике. Список этих жестов время от времени пополнялся. Новые ордена создавали собственные системы. И, подобно диалектам, эти знаковые системы отдалялись друг от друга. Например, вШвеции имели хождение две системы жестов - у доминиканцев из Сигтуны и у монахов ордена св. Бригитты из Вадстены. По некоторым данным, св. Бонавентура был автором знаков, употребляемых во время молитвы. В Европе существовали районы, где в общении широко использовались жесты (например, южная Италия или Прованс во Франции). В книге "Хирология: естественный язык руки" (1644) английский врач Джон Бульвер рассказывает о том, что в IV в. до н.э. тиран Дионисий Сиракуз-ский "запретил пользоваться голосом при общении, разрешив только выражать свои нужды кивками, жестами рук и ног, глазами". Спустя некоторое время жители Сиракузы начали разговаривать. Язык, созданный ими, оказался настолько выразительным, что распространился на весь юг Италии. В XIX в. прославленный писатель Александр Дюма в неаполитанской опере однажды стал свидетелем разговора на неаполитанском жесто-вом языке между музыкантом оркестра и человеком из публики, сидящим в партере, и был сильно поражен, что с помощью жестов можно передавать подробную информацию. На определенной стадии прогресса человечества первобытный язык разделился на язык звуковой и язык жестов. До этого разделения общение глухих со слышащими протекало без особых затруднений. Разделение первобытного языка на звуковой и жестовый и последующее "умаление" второго произошло много тысяч лет назад. А когда именно - трудно сказать. Быть может, это пришлось на эпоху "неолитической революции", когда произошел переход к земледелию и скотоводству и начался "глиняный бум"... Изменились социальные условия, и язык жестов стал вытесняться из сферы общения: трудно допустить совмещение коллективного физического труда с синхронным общением, а охота, где он был удобен, перестала играть особо важную роль в жизнеобеспечении людей. Сложно предположить, что могло произойти с человечеством, не случись этого перехода. Любопытны высказывания современника Э.Б. де Кон-дильяка - прославленного философа Жан-Жака Руссо: "Хотя язык жеста и звуковой язык равно естественны., однако первый легче и меньше зависит от условностей: глаз наш воспринимает большее число предметов, чем ухо, а в фигурах больше разнообразия, чем в звуках; к тому же они более выразительны и больше сообщают нам в меньший срок. Это наводит меня на мысль, что, не будь у нас иных потребностей, кроме физических, мы прекрасно могли бы обойтись без слов и вполне понимали бы друг друга, прибегая лишь к языку жестов. Мы смогли бы основать общество, мало разнящееся от существующего ныне, и оно даже лучше продвигалось бы к своей цели. Мы умели бы учреждать законы, избирать вождей, изобретать ремесла, торговать, короче — делать почти все, что делаем при помощи слов. На Востоке эпистолярный язык "салямов", не опасаясь ревнивцев, передает секреты влюбленных сквозь стены хорошо охраняемых гаремов. Немые слуги султана понимают друг друга и все, что им говорят знаками, так же хорошо, как если бы то были слова" К Во многих книгах о глухих пишется, что жестовые языки возникли вместе с сообществами глухих и первыми школами для глухих в XVIII в. Но можно предположить, что в древности и в средние века существовали достаточно большие группы глухих, которые в общении между собой развивали те или иные разновидности языка жестов. Врач персидского царя Артаксеркса, грек Ктесий в "Индике" (ок. 400 г. до н.э.) писал: "На тех же самых горах живут люди с собачьими головами,...понимают язык индийцев, хотя сами говорить и не могут, а выражаются лаем, движениями рук и пальцев, подобно глухонемым". Впервые упоминание о жестовом языке в античной литературе встречается в диалоге "Кра-тил" Платона, древнегреческого философа-идеалиста (428-347): "Сократ. Ответь мне вот что: если бы у нас, не было ни голоса, ни языка, а мы захотели бы объяснить другим окружающие предметы. Не стали бы мы разве обозначать все с помощью рук, головы и вообще всего тела, как делают это немые? Гермоген. Другого способа я не вижу, Сократ. Сократ. Я думаю, если бы мы захотели обозначить что-то вышнее и легкое, мы подняли бы руку к небу, подражая природе этой вещи, если что-то низкое и тяжелое, то опустили бы руку к зем-
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-21; просмотров: 331; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.189.185.63 (0.008 с.) |