Эффективность хирургического вмешательства
Невозможно заранее предсказать, в какой сте- пени кохлеарная имплантация может помочь кон- кретному пациенту. Если слуховой нерв в течение долгого времени не подвергался стимуляции, он не сможет достаточно хорошо проводить звуковые сигналы в мозг даже при помощи имплантанта. Эта операция показана далеко не всем - только па- циентам, состояние которых отвечает определен- ным медицинским, психологическим и логопеди- ческим критериям. Надо также иметь в виду, что кохлеарный имплантант требует периодической (раз в несколько лет) замены с помощью хирурги- ческого вмешательства.
Многие взрослые глухие, в том числе и между- народное сообщество глухих, не приемлют кохле- арную имплантацию. Глухие дети глухих родите- лей зачастую не считают свою глухоту болезнью и отвергают подобное медицинское вмешательство. Глухие родители считают неэтичным вторгаться таким образом в судьбу своего глухого ребенка.
Глухие от рождения или с раннего детства, ко- торые могут сознательно выбрать эту операцию, далеко не всегда стремятся ее сделать, отдавая се- бе отчет в том, что она может разрушить прежний образ жизни, сложившиеся социальные отноше- ния, а главное - восприятие мира. Неоднозначно относятся к кохлеарной имплантации и сурдопеда- гоги, а в ряде стран это отношение преимущест- венно отрицательное.
Например, президент Всемирной федерации глухих, она же исполнительный директор Финской ассоциации глухих Лииза Кауппинен подчеркива- ет, что в Скандинавских странах дети, которым I клана операция кохлеарной имплантации, про- должают общаться при помощи жестов, а многие | пухие носители жестового языка опережают в развитии сверстников с имплантантами, которые не владеют им.
Восстановление слуха благодаря нервным клеткам
В Великобритании ученые Бристольского ун верситета достигли существенных результатов созданию нервных клеток, которые помогут ве нуть слух глухим людям.
Экспериментальный метод лечения позволя улучшить проведение нервного импульса меж кохлеарным имплантантом и головным мозгом, коре которого расположены центры, ответстве ные за цельное восприятие звука и анализ обр щенной к человеку речи. К сожалению, методи не сможет помочь тем, у кого глухота существуе длительно и слуховой нерв окончательно разру- шен. Однако если болезнь развилась недавно, нер- вные проводники можно восстановить. По мне- нию ученых, им потребуется от трех до пяти лет, чтобы доработать технологию и внедрить ее в практику. Предварительные результаты этих ис- следований были доложены на лондонской конфе- ренции "Генетика и глухота".
Научные исследования по совершенствованию имплантантов проводятся и в США.
Американское федеральное управление по контролю лекарственных препаратов и продуктов питания (FDA) после проведения клинических ис- пытаний разрешило имплантировать новое уст- ройство, известное как "бионическое ухо" (bionic ear), глухим больным. Разработчики - ученые Пенсильванского университета - утверждают, что имплантант доставляет информацию непосредст- венно к слуховому нерву за одну миллионную часть секунды. Это на несколько порядков лучше показателей существующих моделей. Кроме того, новое устройство имеет внутренний звуковой мик- ропроцессор, способный обрабатывать полный спектр звукового сигнала. В результате "биониче- ское ухо" передает пациенту гораздо более широ- кую гамму звуковых оттенков (из публикации в га- зете "Радуга звуков". 2001. № 3(6)).
Итак, ребенку проведено слухопротезирова- ние. Все проблемы решены? Речь будет развивать- ся сама по себе - в общении с окружающими? Не так! Ребенок даже со слуховым аппаратом не по- нимает речи ни родителей, ни сверстников. Норма- лизации процесса развития речи способствует лишь специальная коррекционная работа по раз- питию речи и слуха. Такой ребенок нуждается в правильном речевом общении с учетом ограничен- ных возможностей.
Следующий шаг после слухопротезирования - »то определение путей специальной педагогиче- ской помощи с учетом состояния слуха и речи ре- (>смка, его возраста, уровня его психофизического развития. Об образовании плохослышащих детей уже говорилось.
5.2. Технические средства социальной, бытовой и профессиональной адаптации
Такие обычные в быту сигналы, как звонок - дверной или телефонный, звонок будильника ут- ром - недоступны глухим людям (без слухового нитрата). Глухие родители не слышат крик ре-
бенка... Для решения этих проблем разрабатыв ются технические адаптационные средства.
Многие глухие обычно подключают к конта там электрического звонка электролампы, ко^ рые устанавливаются в комнате и (или) на кух При нажатии на кнопку звонка они "мигают", настоящее время разработаны беспроводные све товые сигнализаторы. Электронная схема, по ключенная к электрическому звонку, при звонк зажигает свет в люстрах под потолком или вызь вает заметное мигание уже включенных ламп. Э схемы в 1990-х гг. создавались силами умельцев Более современные варианты: подключенная. электрической системе схема при звонке посылае электрические импульсы, вызывая срабатывани ламп-фотовспышек, включенных непосредствен но в розетки.
Некоторые фирмы (в США, Швейцарии, Вели- кобритании и др.) специализируются на выпуске перечисленных приборов. Квартиры глухих снаб- жаются лампами-вспышками и датчиками, устано- вленными в разных уголках жилища, вместо про- водов используется инфракрасное излучение. При вспышке нужно посмотреть на датчик и по цвету индикатора (желтый, красный, зеленый) опреде- лить, откуда идет звук - от дверного или телефон- ного звонка, или из кровати ребенка.
В России летом 2002 г. должны появиться в продаже первые серийные образцы универсаль- ных оптических сигнализаторов, предназначен- ных для индикации разнообразных сигналов: до- мофона, дверного и телефонного звонка, плача ребенка.
Фирма "Исток-Аудио Интернэшнл" разрабо- тала многофункциональный универсальный све- то-вибрационный сигнализатор. В настоящее вре- мя в Центрах хорошего слуха "Радуга звуков" можно приобрести будильники нескольких типов. 11астольный будильник "Echo Wake" имеет звуко- вой сигнал частотой 400 Гц с нарастающей гром- костью, а также подключенный к нему вибратор, закладываемый под подушку. Будильник карман- ного типа "Shake Awake" издает как звуковой, так и вибрационный сигнал. Он имеет функцию по- втора сигнала через несколько минут, снабжен за- жимом, которым крепится к наволочке под по- душкой. Один из авторов настоящей книги носит наручные электронные часы "VibraLITE", кото- рые подают сигнал в трех вариантах: световом, ви- брационном и звуковом.
Необходимой вещью в быту является также те- лефонный аппарат. До недавнего времени на Перм- ском телефонном заводе "Телта" выпускались теле- фоны с усилителями звука ТАУ-74, имевшие встро- енный в корпус регулятор громкости звука. Они приобретались лицами, имеющими относительно небольшие потери слуха - слабослышащими.
В начале 1970-х гг. начали выпускаться теле- фонные аппараты с мощным усилителем звука и встроенным световым звонком ТАУ-51-08. Они имели отдельный электронный блок усиления, ко- торый подключался к аппарату и одновременно к сети тока. Этот же блок при звонке зажигал под- ключенные к нему электролампы, которые уста- навливались, как было удобно владельцу телефон- ного аппарата.
Рис. 25. Текстофон
В центрах "Раду звуков" предлагаются телефонные аппараты, усиливающие гром- кость сигнала приема примерно на 20 дБ.
В 1964 г. глухой электрик Роберт Уэйт- брехт (США) изобрел устройство связи, с по- мощью которого телетайпные машины могли ис- пользоваться для телефонных переговоров. К со-] жалению, они были громоздкими. К настоящему времени за рубежом для глухих созданы специаль- ные текстовые телефоны (текстофоны) (рис. 25). 1 Глухой печатает на клавиатуре своего аппара- та сообщение, выводимое на жидкокристалличе- ский дисплей. Это сообщение появляется также на дисплее такого же аппарата - на другом конце те- лефонного провода.
По американскому "Акту об инвалидах" 1990 г. во всех штатах США с января 1993 г. нача-1 ло вводиться специальное телефонное обслужива- ние глухих абонентов, а в общественных местах (аэропортах, на вокзалах, в магазинах и т.д.) поя- вились текстовые телефоны, доступные глухим людям. Чтобы связаться со слышащим абонентом, глухой отсылает свое сообщение оператору теле- фонной станции с указанием номера адресата, ко- торому оператор зачитывает сообщение; ответ слышащего собеседника синхронно "набивается" оператором на клавиатуре и высвечивается в виде текста на дисплее глухого абонента.
В Великобритании, например, в аэропорту "Хитроу" и на вокзале "Кингз-кросс" в Лондоне и и других крупных городах появились эксперимен- тальные телефоны-автоматы, предназначенные для глухих. Абонент печатает на клавиатуре текст сооб- щения, которое после набора нужного номера по- ступает в систему "Typetalk" Национальной теле- фонной службы, где оператор зачитывает ее адре- сату с нормальным слухом, тот же оператор набира- ет на клавиатуре ответ собеседника (рис. 26).
У нас подобный телефонный аппарат разраба- тывался в Перми, пробные образцы появились в 1991 г. Но он так и не получил распространения в юлу дороговизны и явного несовершенства.
В настоящее время по заказу Московской город- ской организации глухих московские предприятия приступили к разработке современных текстовых Телефонных аппаратов, выпуск которых предпола- гается во второй половине 2002 г. Примерно с 1996 г. в Москве стала быстро расти популярность факсимильных аппаратов. При активном участии Московской городской организации глухих они бы- ли включены в перечень специальных телефонных hiпаратов, при приобретении которых инвалидами 1 детства по слуху согласно Постановлению мэра I Москвы муниципальные органы социальной за- шиты производят компенсационные выплаты.
Потом наступил черед пейджеров, которыми стала обзаводиться экономически самая активная ■I.и п. глухих и слабослышащих жителей столицы. С
2000 г. стало быстро расти число глухих жителей столицы, пользующихся мобильными телефонами с возможностью передачи текстовой информации - фирм "Нокиа", "Сименс", "Моторола" и др.
К тому времени на Западе глухие уже вовсю наслаждались возможностями мобильной теле- фонной связи: для них выпускались - в основном финской фирмой "Нокиа" - портативные кла- вишные телефонные аппараты с широкими функциональными возможностями, в частности, с возможностью подключения к Интернету. По таким аппаратам глухие абоненты могли дозва- ниваться до друзей практически в любые точки земного шара.
В последнее время глухие все активнее осваи- вают возможности видеотелефона (рис. 27) и элек- тронной почты как эффективного средства ком- муникации. Влияние этих средств на динамику раз- вития (точнее - угасания) клубов глухих в разви- тых странах еще предстоит оценить.
Компьютер с факс-модемом плюс миниатюр- ная видеокамера, установленная на верху монито- ра - и видеотелефон готов! Он дает возможность общаться визуально, что очень радует глухих. В России они пока не получили распространения, но это вопрос времени.
Давно созданы синтезаторы речи: можно на- брать текст, а устройство озвучит его. Если по- пытки создания "распознавателя" речи увенчают- ся успехом, то те глухие, для которых общение со слышащими представляет особые сложности, мо- гут просто считывать устную речь слышащих со- 0|'ссдников с дисплея специального устройства.
18-летний американец Райан Патерсон (слыша- щий) изобрел специальную перчатку, которая пере- водит язык жестов в письменную речь. Глухой наде- вает перчатку на руку и начинает "говорить" жеста- ми. Специальные датчики, подключенные к перчат- ке, передают все сказанное компьютеру, который обрабатывает полученную информацию и выдает на экране монитора слова. Р. Патерсон собирается сделать так, чтобы компьютер не только писал, но и озвучивал сказанное глухим на жестовом языке.
Барьер, отделяющий глухого от других людей, разрушается на наших глазах!
В России дальнейшее решение проблемы реа- билитации среды жизнедеятельности предполага- ет установку текстофона, обеспечение в кабине лифта визуального восприятия информации, пере- даваемой через переговорное устройство из дис- петчерского пункта (к примеру, в случае останов- ки лифта), снабжение транспортных средств дисп- леями, высвечивающими названия остановок.
5.3. Специальные технические средства, используемые при обучении лиц с нарушениями слуха
Педагогический процесс в школах для лиц с нарушениями слуха немыслим без технических средств.
В коррекционной работе по формированию речи и улучшению качества ее восприятия исполь- зуются звукоусиливающие устройства: аудиоклас- сы, слухоречевые тренажеры индивидуального и I руипового назначения.
Современные слуховые классы основаны инфракрасном принципе, когда идет беспроводно усиление речи педагога. Эти аудиторные FM-си темы позволяют ученику, сидящему в любом ряд распознавать голос учителя даже при наличии ф нового шума: у учителя имеется передающее у ройство с микрофоном, а у слабослышащих учен ков - принимающие устройства, усиливающие г лос учителя. Подобные FM-системы используют также в кинотеатрах. Есть и проводные униве сальные классы, где каждый ученик имеет допо нительное устройство, настраиваемое один раз начале учебного года.
Предприятием "Исток-Аудио" выпускаете слухоречевой тренажер "Соло", с помощью кото рого можно заниматься с ребенком развитием ре- чи и исправлением дефектов дикции. Тренажер на- страивается на индивидуальные особенности слуха ребенка. "Исток-Аудио" выпускает также провод- ные аудиоклассы "Сонет" и звукоусиливающую аппаратуру на радиопринципе.
Слухоречевые тренажеры индивидуального и коллективного пользования выпускаются НПФ "Унитон", ООО "Глобус-А". ООО "Дэльфа" производит аудиовизуальные тренажеры на базе ПК — для развития речи у слабослышащих детей.
Помимо звукоусиливающей аппаратуры кол- лективного пользования классы в специальных школах оснащаются разнообразными технически- ми средствами, обеспечивающими передачу ин- формации на зрительной основе (средства стати- ческой и динамической проекции, видеотехника и др.). Некоторые учебные видеофильмы снабжа- ются субтитрами.
Примечательно, что Конгресс США еще в 1958 г. законодательным актом предписал образо- вательным организациям и учреждениям приобре- тать или брать в прокат учебные фильмы с субти- трами для инвалидов по слуху. В 1962 г. были при- няты поправки к акту об эффективном производ- стве учебных фильмов для глухих, их широком ис- пользовании в процессе обучения в образователь- ных учреждениях. В 1965 г. такие организации и учреждения получили широкие полномочия по производству фильмов с субтитрами, других форм учебных материалов, диапозитивов. Поправки 1967 г. расширили рамки производства, распреде- ления образовательных информационных средств не только для детей, но и для родителей, препода- вателей, предпринимателей и представителей ор- ганов власти, образования и физических лиц, непо- средственно вовлеченных в работу с инвалидами. Законодательно была предусмотрена необходи- мость исследований в области использования об- разовательных средств информации для обучения глухих.
В практике коррекционно-педагогической ра- боты с глухими и слабослышащими во многих странах используются многочисленные компью- терные программы, предназначенные для разви- тия артикуляционных умений, слухового воспри- ятия, формирования навыков чтения с губ, обуче- ния жестовому и словесному языку и др. Перспек- тивным является направление, создающее компь- ютерные технологии типа "видимая речь". Специ-
алисты разрабатывают интерактивные методы "творческого взаимодействия" глухого ученика с видеомагнитофоном и компьютером. Выяснено, что лингвистическая компетенция глухих и их са- мостоятельная письменная речь улучшаются в процессе создания ими текстов к видеофильмам, снимаемым самими учащимися.
Индивидуализированные компьютерные про- граммы по различным темам и по разным учеб- ным предметам позволяют глухим получать учеб- ную информацию в более доступном для них опти- ческом, а не акустическом варианте.
Глава VI
ВЗГЛЯДЫ НА ГЛУХОТУ
В конце 1940-х гг. ООН приняла Всеобщую де- кларацию прав человека, положив в ее основу уни- версалистскую концепцию. Но уже тогда группа американских антропологов под руководством М. Херсковица выступила с меморандумом, под- вергающем сомнению универсалистскую концеп- цию прав человека. Они подчеркнули, что человек свободен только в том случае, если он может жить согласно тому пониманию свободы, которое при- нято в его обществе, поэтому мировой порядок не будет действенным, если он не будет поощрять свободного развития личностей членов конституи- рующих этот порядок сообществ. В 1978 г. знаме- нитый французский антрополог К. Леви-Строс пи- сал, что "мировая цивилизация не может быть в мировом масштабе ничем иным, кроме как коали- цией культур, каждая из которых сохраняет свою самобытность".
С тех пор новые идеи получили значительное развитие. Современная эпоха характеризуется об- щей сменой парадигм в восприятии мира, в науке, новым пониманием культуры, пересмотром базо- вых представлений о человеке и обществе. Унита- ристская концепция равенства, утверждающая право каждого человека "быть как все", уступает
место пониманию и принятию уникальности каж- дой культуры, каждой личности, ее права на со- хранение самобытности. Западное общество рас- сматривает себя как динамическую совокупность различных микросоциумов (религиозных, языко- вых и пр.) и признает за их членами право на соб- ственный стиль жизни - активно утверждается плюралистическая парадигма (мультикультурная модель): наиболее приемлемой формой социаль- ного восприятия при взаимодействии этнических общностей и культур считается не интеграция, а сопоставление - принятие и признание различий. Более того, «принятие "ситуативной перспекти- вы" делает возможным трактовать появление но- вых форм идентичности или "этничностей по сог- лашению" как нормальную черту любого мульти- этнического общества»22.
Меняется и отношение общества к людям, которых ранее называли инвалидами и которые ныне называются "людьми с особыми потребно- стями". Относительно глухих людей, их места в мире в современной зарубежной научной и пуб- лицистической литературе высказываются диа- метрально противоположные утверждения. Последние обусловлены той или иной концепци- ей глухоты: биолого-медицинской или социо- культурной, которой придерживаются авторы.
|