Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 11. Педагогические течения начала ХХ века

Поиск

Особенности эпохи конца XIX - начала ХХ веков (технизация производства, кризис в общественном сознании, поляризация социальных идеалов).

Сущность антропологического течения в педагогике. Обоснование антропологии (науки о душе, теле, назначении человека) и философии как научной основы педагогики (К.Д. Ушинский, Н.И. Пирогов как предшественники антропологического течения; В.М.Бехтерев, Д.Дьюи, П.Ф.Лесгафт, П.Ф.Каптерев, М.Монтессори). Введение в науку понятий «сензитивные периоды в индивидуальном развитии»; «воспитывающая и обучающая среда», «прогрессирующее воспитание».

Ответственность социальной среды и воспитания за развитие творческого потенциала человека.

Естественнонаучное течение (В.П, Вахтерев, А.П. Нечаев, В.Лай, Э.Мейман, Э.Торндайк, Г.Спирмен и др.). обоснование идеи развития как основополагающей в педагогике. Ориентация на биологию, психофизиологию, медицину как главную теоретическую базу педагогики. Обоснование значимости педологии, пытающейся обобщенно использовать различные подходы (биологический, психологический и др.) при обучении и воспитании детей. Идея определяющей роли раннего этапа онтогенеза в становлении и развитии личности. Принцип приспособления учения к уровню развития ученика, идея создания гомогенных учебных групп. «Закон воздействия», «Закон тренировки».

Разработка статистических методов для исследования уровня умственного развития ребенка.

Подготовка почвы для развития педагогики раннего детства, младенчества, введение должности школьного врача.

Социологическое течение в педагогике (Э.Дюркгейм, П.Наторп, П.А.Кропоткин, Н.А. Рубакин и др.).

Обоснование социологии и социальной психологии как научной основы педагогики. Трактовка понятия воспитания как социализации личности.

Критика психологического подхода к воспитанию и концепции педоцентризма. Интеллигентный человек как идеал и цель образования. Сущностные характеристики этого типа личности. Образование как «воспитание обществом» и образование как средство воспитания общества. Обоснование значимости коллективистического воспитания, самовоспитания, самообразования.

 

Требования к компетентности:

· Знать основные образовательные парадигмы, теории и концепции воспитания и обученияначала ХХ века.

· Уметь анализировать, сопоставлять и оценивать педагогические явления и события прошлого с позиции нынешнего дня.

 

Тема 12. Строительство советской системы образования и разработка ее теоретических основ в 1917 – 1945 гг.

 

Февральская революция и оживление общественно-педагогического движения в России. Всероссийский учительский съезд (апрель 1917 г.) и его решения. Первые декреты Советского правительства по народному образованию. «Положение о единой трудовой школе РСФСР», «Основные принципы единой трудовой школы». Борьба за учительство, его идейное и педагогическое перевооружение.

Идеи гуманизации и демократизации образования в программе развития новой школы. Деятельность Наркомпросса по реализации новой концепции развития школы. Программно-методическая работа в центре и на местах. Изменения в содержании, организации и методах учебно-воспитательной работы школ. Развитие самоуправления учащихся. Опытно-показательные учреждения Наркомпросса. Комсомол и коммунистическое воспитание учащихся. Создание рабфаков и демократизация высшей школы.

Первое Всероссийское партийное совещание по народному образованию. Создание школ ФЗУ, ШКМ и ФЗС. Профессионализация второго концентра школы II ступени.

Разработка учебных планов и программ семилетней школы (1921 г.). Комплексные программы ГУСа (1923-1930): содержание и принципы построения. Поиск новых форм и методов учебно-воспитательной работы. Политехнизация общего и профессионального образования. Вопросы общественно-политического, трудового и политехнического образования школьников в 20-30-е гг.

Развитие школы и педагогики в 30-е гг. Постановления ЦК ВКП(б) о школе и перестройка содержания, организации и методов учебно-воспитательной работы. Разработка новых учебных планов и программ. Создание стабильных учебников. Развитие частных методик.

Постановление ЦК ВКП(б) «О педологических извращениях в системе наркомпроссов» (1936 г.) и его роль в дальнейшем развитии советской школы и педагогики. Система коммунистического воспитания молодежи. Деятельность пионерской и комсомольской организаций. Формы и методы идейно-политического, интернационального, патриотического и антирелигиозного воспитания учащихся.

Развитие советской педагогики на основе марксизма-ленинизма, деятельность ее выдающихся представителей.

Н.К.Крупская – теоретик и организатор советской педагогики и системы народного образования. Разработка Крупской проблем сущности, содержания и методов коммунистического воспитания, общего и политехнического образования, деятельности пионерской организации. Н.К.Крупская – историк педагогики. Марксистская трактовка истории европейской школы и педагогики в работе «Народное образование и демократия».

Организационная и научно-педагогическая деятельность А.В. Луначарского.

С.Т.Шацкий и организация опытной работы в области педагогики. Деятельность Первой опытной станции по народному образованию. Воспитание как процесс организации жизни и деятельности детей. Синтез труда, науки и искусства в процессе воспитания. Система повышения педагогической квалификации учителя.

«Трудовая школа» П.П.Блонского и значение этой работы в начальный период строительства советской школы. Вопрос о цели и задачах воспитания. Трактовка проблемы факторов формирования личности школьника. Разработка теоретических аспектов дидактики. П.П.Блонский о профессионально-педагогических качествах и подготовке учителя.

Практическая и теоретическая деятельность А.С. Макаренко в области коммунистического воспитания молодежи. А.С. Макаренко как педагог-новатор. Разработка Макаренко целостной теории коллектива как средства формирования «общественного человека гуманной личности». Этапы и средства развития коллектива как субъекта воспитания отдельной личности. Разработка Макаренко теории дисциплины, методов формирования внутренней дисциплинированности. Макаренко об условиях и методах развития потребности воспитанника в трудовом образе жизни. Создание Макаренко педагогики семейного воспитания. Влияние педагогических идей Макаренко на развитие отечественной и зарубежной теории и практики воспитания.

 

Требования к компетентности:

· Знать этапы, закономерности и тенденции строительства и развития советской системы образования и разработка ее теоретических основ в 1917 – 1945 гг.

· Уметь анализировать, сопоставлять и оценивать педагогические явления и события прошлого с позиции нынешнего дня.

 

Тема 13. Развитие системы народного образования в СССР с 1945 по

Гг.

Советская школа в годы Великой Отечественной войны (1941 –1945 гг.). особенности воспитательной работы в условиях военного времени. Трудовое воспитание и общественно-полезный труд школьников в годы войны. Меры по предупреждению детской безнадзорности. Создание новых типов учебно-воспитательных учреждений.

Восстановление и развитие школы после Великой Отечественной войны. Осуществление семилетнего всеобуча и расширение среднего образования. Реформа общеобразовательной средней школы на основе закона «Об укреплении связи школы с жизнью и о дальнейшем развитии системы народного образования в СССР» (1958 г.). Создание новых типов учебных заведений. Разработка новых учебных планов и программ. Подготовка педагогических кадров. Создание сети педагогических специальных и высших учебных заведений.

Политика КПСС и Советского государства в области образования и воспитания подрастающего поколения в 60-е гг. Создание Министерства просвещения СССР и Академии педагогических наук СССР. Основные направления деятельности АПН СССР. Усиление связи педагогической науки с творческой деятельностью учительства. Педагогические чтения и научно-практические конференции учителей. Съезды учителей.

Состояние средней общеобразовательной школы в 70-гг. и меры, направленные на совершенствование учебно-воспитательного процесса. Переход на новые учебные планы и программы (конец 60 – начало 70-х гг. ХХ века). Особенности типовых учебных планов. Решение проблем школьных учебников и учебно-методического обеспечения учебных заведений.

Реорганизация начальной ступени обучения и ее значение для дальнейшего совершенствования деятельности школы в условиях перехода ко всеобщему среднему образованию. Совершенствование трудового воспитания и обучения, работа по профессиональной ориентации школьников. Создание межшкольных учебно-производственных комбинатов (УПК). Развитие новых воспитательно-образовательных учреждений – школ-комплексов.

Развитие педагогической теории в 60-70-е гг. Технологии развивающего обучения В.В. Давыдова, Л.В. Занкова, Д.Б. Эльконина и других. Гуманистическая педагогическая концепция В.В. Сухомлинского.

Реформирование системы образования в 70-80-е годы. Оптимизация процесса обучения в педагогическом наследии Ю.К. Бабанского, И.Я. Лернера, М.Н. Скаткина, Г.И. Щукиной и др. Развитие теории воспитания в советской педагогике М.К.Гончаровым, Б.Т.Лихачевым, Э.И.Моносзоном, И.С. Марьенко и др.

«Педагогика сотрудничества» как один из путей совершенствования педагогического процесса в современной школе. Разработка теории коллектива (И.П.Иванов, Л.И.Новикова и др.). Развитие проблем семейного воспитания детей.

Кризисные явления в советской системе образования и причины, их порождающие. Реформа общеобразовательной и профессиональной школы (апрель 1984 г.) и ее результаты.

Развитие советской школы в конце 80-х гг.

 

Требования к компетентности:

· Знать основные вехи, закономерности и тенденции развития системы народного образования в СССР с 1945 по 1992 гг.

· Уметь применять исторический подход при изучении педагогических явлений.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 875; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.227.107.59 (0.007 с.)