Сущность воспитания в рабовладельческом обществе Древнего Востока 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Сущность воспитания в рабовладельческом обществе Древнего Востока



1. Приблизительно в IV тысячелетии до н. э. по берегам Персидского залива в междуречье Тигра и Евфрата, заселенном шумерскими народами, возникает ряд рабовладельческих государств (Шумер, Аккад, Вавилон, Ассирия), в которых был достигнут высокий уровень развития культуры. В исторической науке эти государства принято называть Междуречьем, или Месопотамией ( Вавилонское царствообразовалось на их месте в к. 2 тысячелетия) (территория современного Ирака):

· Уже к Ш тысячелетию до н. э. число школ в Междуречье было значительным: почти в каждом городе Междуречья были школы.

· Школы открывались при храмах и дворцах, их посещали мальчики. Девочки могли научиться письму дома у своего отца.

· По-шумерски школа называлась «эдубба» – «дом табличек» – и предназначалась, прежде всего, для подготовки писцов - писарей. Школьный процесс состоял, в основном, из обучения письму. Для этого использовались глиняные таблички, на которых ученики писали заостренной палочкой (стилем).

· Основные цели обучения были следующие:

1. Запоминание со слуха;

2. Умение читать и считать - причем, устно;

2. Умение переводить устную речь с одного языка на другой - т.е., по сути, готовили переводчиков;

3. Знание основных распевов и умение руководить хором. Удивительно!

· К I тысячелетию до н. э. складывается шумерский идеал образования, включающий высокий уровень овладения письмом, составления документов, искусством пения и музыки, умение принимать разумные решения, знание магических обрядов, сведений из географии и биологии, математических вычислений.

· Зарождались новые методы обучения – беседа, разъяснение, спор.

2. Первые школы в Древнем Египте появляются в Ш тысячелетии до н. э.

· Процесс обучения в Древнем Египте начинался с 5 лет (!). Занятия в школе шли с раннего утра до позднего вечера: для овладения грамотой, например, ученику следовало запомнить не менее 700 иероглифов.

· Обучение было индивидуальным, его продолжительность зависела от старания и способностей ученика.

· Именно древнеегипетским школам принадлежит заслуга изобретения дифференцированного обучения: на начальном этапе обучения – основы образования: дети учились считать, читать и писать, на втором этапе происходила дифференциация: одни изучали музыку, литературу, грамматику, другие осваивали математику, третьи – основы ведения хозяйственной деятельности – сравнить!

· Однако методы обучения были рутинными: переписывание и заучивание.

· Чтобы добиться послушания, в школе применялись самые разнообразные наказания, широко была распространена пословица: «У мальчика ухо на спине: чем больше бьешь, тем больше он слышит».

· В Древнем Египте возникает институт семейной школы, при котором помимо собственных детей, отец брался обучать профессиональной деятельности чужих.

3. В Древней Индии

· В Индии сложилась особая кастовая система общественного устройства: брахманы (жрецы), кшатрии (воины), вайшьи (крестьяне), шудры (слуги), неприкасаемые. Воспитательный идеал имел различия в зависимости от касты:

1. для брахманов (жрецов) необходимо было воспитание праведности и чистоты помыслов,

2. для кшатриев (воинов) – формирование смелости и мужества,

3. для вайшьев (крестьян) требовалось развитие трудолюбия,

4. для шудры (слуг) предусматривалось воспитание послушания и исполнительности.

· Для того, чтобы приступить к обучению, мальчики из трех каст проходили обряд упанаяны: он совершается над мальчиком из касты брахманов как минимум на 7 году от рождения, над мальчиком из касты кшатриев на 13 и над мальчиком из касты вайшьев на 17-м. После обряда приступали к обучению.

· Самым широким было содержание образования брахманов, которое длилось около 8 – 12 лет. Оно включало в себя поэзию и литературу, грамматику, зачатки философских знаний, математику, астрономию. Следующим уровнем образования повышенного типа, которому посвящали себя немногие ученики, было обучение у гуру – особо почитаемого учителя.

· Воспитание и обучение в Древней Индии имело тесную связь с религиозными верованиями.

4. Традиции обучения в Древнем Китае базировались на опыте семейно-общественного воспитания.

· В основе школьного воспитания и обучения лежало почитание старших, наставник воспринимался как второй отец.

· Первые школы в Древнем Китае появились в Ш тысячелетии до н. э., чуть позднее для их названия стали употреблять иероглиф «сюэ» (учить, учиться).

· Деятельность учителя считалась весьма почетной, а приобретение образования было делом крайне важным.

· Школу посещали в основном дети состоятельных людей,

· Главной целью школы было стремление научить их пользоваться иероглифическим письмом.

· Наибольшее влияние на развитие школы и педагогики в Древнем Китае оказало учение Конфуция (551–479 до н. э.), в котором особое внимание уделялось нравственному самосовершенствованию личности.

· Идеалом воспитания, по Конфуцию, считается осознание человеком своего места в обществе и овладение «шестью искусствами» – церемониалом, музыкой, стрельбой из лука, ездой в колеснице, письмом и счетом.

· Конфуцианство выработало особый тип образованного человека, который усердно делает служебную карьеру и гордится ею, повторяет старинные тексты, беспрекословно чтит нормы и правила поведения в обществе и семье.

В целом народы Древнего Востока дали человечеству бесценный опыт обучения и воспитания, создали первые в истории человечества школы, сформулировали начальные представления об обучении и воспитании.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 465; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.58.82.79 (0.006 с.)