Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

История педагогики и педагогической мысли как отрасль научного знания

Поиск

 

История педагогики и педагогической мысли» - это раздел педагогики, который занимается изучением образования и педагогической мысли на разных этапах человеческой цивилизации – от древних времен и до настоящего времени.

Объектом науки истории педагогики и образования - является всемирный историко-педагогический процесс, рассматриваемый в единстве теории и практики воспитания, обучения и образования.

Предметом истории педагогики -выступает сложный процесс становления и развития педагогической теории и практики образования, исторические закономерности развития воспитания, школы и педагогической мысли в разные исторические периоды с древнейших времен до наших дней.

Специфика ИП как науки

1. В ИП, как и в любой исторической науке, решающее значение имеет источник, то есть все то, что содержит факты педагогическогосодержания в конкретный период истории развития общества, системы образования и воспитания. Именно факты истории воспитания и образования составляют содержательную основу ИП.

2. Изучая педагогическое наследие отдельных педагогов прошлого, опыт деятельности образовательных учреждений надо руководствоваться положениями:

- оценивать заслуги педагогов и школы не по тому, что они не дали сравнительно с нашим временем, а по тому, что они дали нового по сравнению со своими предшественниками; по тому, послужили ли они толчком для развития в последующем системы образования и воспитания, вопросов педагогической науки;

- отмечая роль деятелей прошлого, учреждений образования в развитии педагогики и практики воспитания, не следует идеализировать их вклад в науку или практику; наряду с положительными сторонами теорий и явлений надо видеть и отмечать, возможно, и заблуждения, проанализировать причины, их породившие – чтобы не повторить их.

Задачи ИП: 1) изучение закономерностей воспитания как общечеловеческого и общественного явления, его зависимости от изменяющихся потребностей общества;

2) выявление рациональных и гуманистически образовательных концепций, которые разработали поколения педагогов;

3) анализ пути развития педагогической науки и обобщение того положительного, что было накоплено в предыдущие исторические эпохи;

4) констатация исторически верной картины состояния мировой и отечественной школы и педагогики на каждом этапе социально-исторического развития.

История педагогики и образования как часть педагогической науки выполняет следующие функции:

а ). выявляет и исследует в истории образования факты, идеи, закономерности развития обучения и воспитания; б). воссоздает ретроспективу логики развития образования и накопления педагогических взглядов, теорий, идей; в). выступает критерием достоверности и эффективности в создании новых педагогических систем; г). раскрывает процесс возникновения и изменения образовательных традиций; д). прослеживает взаимосвязь и взаимовлияние педагогических идей, концепций, теорий, систем в различные исторические эпохи.

К специфическим методам историко-педагогического исследования стоит отнести реконструкцию, описание и объяснение.

Реконструкция решает задачи воссоздания и восстановления историко-педагогического процесса, соотносимого с конкретным местом, временем и социокультурными условиями.

С помощью объяснения выявляются сущность и значение историко-педагогических событий, выделяется в них главное и второстепенное, причинно-следственные связи, познаются закономерности функционирования и развития педагогических событий прошлого.

Описание помогает воссоздать целостную картину развития историко-педагогического процесса с древнейших и до наших времен, на территории различных государств, в соответствии с процессами эволюции человеческого общества, культуры, цивилизации и науки.

1. Возникновение и развитие воспитания в первобытном обществе



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 687; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.100.144 (0.009 с.)