Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Формирование белоруской народности, культура и просвещение в Княжестве Литовском.

Поиск

После распада Киевской Руси княжества западной Руси вошли в состав Великого Княжества Литовского (вторая половина 13 в. – 1569 г.). Столицей этого княжества сначала был г. Новогрудок, а потом примерно в начале 15 в. –г. Вильно. Этот город на долгое время стал важным культурным центром для литовского, белорусского, польского народов. В этот период формируется белорусская народность, у населения усиливаются свойственные ему особенности языка, культуры. Эти территории стали называться Белая Русь, государственным языком становится старобелорусский язык, сформированный на основе древнерусского, а в культурно-религиозной среде и в обучении использовался старославянский (на нем писались церковные книги). В 1569 г. ВКЛ объединяется с польским королевством и образовывается государство Речь Посполитая (с административным обособлением). С момента объединения начинается процесс окатоличивания. В 1596 была принята религиозная уния (союз), которая ставила целью объединить католическую и православную веру в униатскую, униатство по замыслу Ватикана должно было служить для белорусов, литовцев и украинцев переходной религией с православия в католицизм, что привело к религиозной борьбе между народами. Католицизм принимала только феодальная знать, проповеди на латинском языке были не знакомы народу. Развернулась борьба конфессий за воздействие на народ и как средство этого воздействия использовалась школа.

3. Различные типы школ, их особенности, характер обучения в них.

В этот период возникают новые типы школ, расширяется их содержание в обучении и воспитании. При поддержке польских властей католические монахи разворачивают активную деятельность по созданию соборных кафедральных школ. Школы были открыты в Полоцке, Витебске, Бресте, Гродно, Минске, Могилеве. В таких школах в содержание входили: латинское чтение, грамматика, польский язык, арифметика, музыка, молитвы. Родной язык запрещается, он остался только в немногочисленных православных школах и в некоторых униатских.

Униатские школы – открывались при монастырях, развивались под воздействием известного католического ордена – Базыльянского, готовили своих проповедников, наставников. Обычные школы давали элементарное начальное обучение, а в повышенных обучали риторике, философии, богословию, праву (5-6 классов). Открывали свои школы и другие католические ордены: бернардинские, пиарские, доминиканские и многие др.

Иезуитские школы. Католическую систему воспитания и образования в РП представляли в основном иезуитские школы (коллегии). Иезуитский орден самый мощный и воинствующий в католической религии. Девиз – "цель оправдывает средства." Школы в основном предназначались для господствующих классов. Первой была открыта Виленская коллегия в 1570 г, а 1579 она стала академией. Позже открылись школы в Орше, Бресте, Гродно, Пинске, Минске и др. городах.

Братские школы. Политика окатоличивания вызвало сопротивление православного духовенства. Одной из форм религиозной борьбы стало появление и развитие среди славянских народов братских организаций или общин. Братства открывали свои школы (одна из первых в Вильно), где воспитывали молодежь в духе борьбы с католическим и униацким вероучениями. Школы способствовали формированию национального самосознания белорусов. Братские школы стали примером демократических школьных традиций. Как свидетельствуют уставы (дошедшие до нашего времени) эти учебные заведения были общеобразовательными и бессословными. Статус учащихся определялся не материальным положением, а учебой и дисциплиной. Братство брало на себя материальные затраты за учебу беднейших детей, а богатые платили. Такие школы как Виленская и Могилевская были бесплатными. Уставы таких школ так же свидетельствуют о гуманистической направленности воспитания детей и высокой нравственности учителей. Учащиеся должны были проявлять доброжелательность, покорность, послушание, чистоту мыслей, а учитель должен быть набожным, мудрым, ласковым, во всем быть примером добрых дел. В этих школах не было физического наказания, но дисциплина была строгой, использовали такие методы наказания как исключение из школы, выговор, поучение, убеждение, пример учителя. Содержание обучения было сложным: пять языков (греческий, латинский, старославянский, польский, белорусский), изучали астрономию, геометрию, арифметику, музыку, религиозную литературу, церковный устав. Языком преподавания был старославянский. В братских школах родилась новая классно-урочная система организации обучения. Элементы этой системы появились в Виленской братской школе, а затем перешли в другие. Многое из этих рациональных элементов было взято и положено в основу педагогической концепции Я.А. Коменского. Братские школы имели большое общесословное, национальное, культурно-общественное значение, сыграли огромную роль, как в истории развития белорусского просвещения, так и в развитии всемирной педагогической мысли. Начиная со второй половины 17 века, в связи с расширением католической экспансии (контрреформации) в Белоруссии все больше укореняется иезуитская система образования. Иезуиты и униаты жестоко расправлялись со своими идейными противниками (уничтожали книги известных просветителей, казнили неугодных им, закрывали школы). В конце 17 в. были закрыты все братские школы, а также арианские, кальвиниские и другие (в Беларуси насчитывался 21 тип различных школ). В 1697 году белорусский язык перестал быть государственным в КЛ и употреблялся шляхтой только в общении с крестьянами. Государственным языком стал польский.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 418; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.80.42 (0.007 с.)