Возникновение воспитания как особого вида общественной деятельности 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Возникновение воспитания как особого вида общественной деятельности



Воспитание возникло вместе с появлением человеческого общества и существует на протяжении всей его истории. С самого начала В. выполняет общую функцию передачи от поколения к поколению социального опыта.

- Зарождение зачатков воспитания в племенах Homo habilis (Человек умеющий) некоторые ученые относят к периоду 2,5–1,5 млн. лет назад. Развитие охоты приводило к тому, что Homo habilis накапливали определенный опыт жизнедеятельности и передавали следующим поколениям информацию, связанную с этим видом деятельности: о рельефе местности, повадках животных, способах их выслеживания и охоты на них, о правилах внутригруппового взаимодействия, о создании и использовании орудий охоты.

Подобная деятельность в некоторых чертах схожа с воспитанием. Вместе с тем весьма трудно с определенностью назвать время появления собственно воспитания как специальной социальной функции.

- Собственно воспитание начинает формироваться 1,5 млн. тыс. лет назад и этот процесс проходил в три этапа.

I этап (от 1,5 млн. до 45 тыс. лет назад) -

1). появляется новая ветвь в эволюции человекаархантропы (архео (от греч. - древний) (устар.) эректус (прямоходящие), ископаемый вид людей, который рассматривают как непосредственного предшественника современных людей; ему свойственно:

· прямохождение

· они обладают зачатками речи, мышления

· их мозг по размеру и структуре близок к человеческому

· овладевают огнем

· живут в коллективных сообществах

· эректусы использовали более сложные по технике обработки и назначению орудия труда – обучение их производству требовало уже специальных способов передачи опыта, отличающихся от инстинктивного подражания взрослым

· усложняется охота – теперь уже на крупных животных - отсюда необходимость специального обучения охотничьим умениям

2). К этому же периоду относится появление палеоантропов ( палео (от греч. - древний), или, правильнее, неандертальцев – известных самых близких предков Человека разумного:

· они переходят к разделению труда по половому признаку, вследствие чего появляется дифференциация в содержании подготовки мальчиков и девочек к взрослой жизни

· воспитание у неандертальцев осуществлялось – уже более организованно - в процессе бытового общения, трудовой и охотничьей деятельности.

3). В период приблизительно 100 тыс. лет назад в Евразии начался процесс оледенения, что значительно ускорило эволюциюсоциальных отношений и хозяйственной деятельности.

В результате появляется новая ступень в развитии человечества – человек разумный.

Таким образом,

к периоду 45–40 тыс. лет назад воспитание выделяется как специальная социальная функция, чему способствует:

· постоянное усложнение и накопление социального и хозяйственного опыта,

· передачаэтого опыта уже требуют специальных форм и методов.

II этап (от 45– до 10 тыс. лет назад)

· Этот период характеризуется переходом от присваивающих форм хозяйства к производящему труду

· В первобытных общинах зарождаются специальные приемы и формы воспитания, реализующиеся в ритуалах и обрядах.

· В этот период появляются первые средства воспитания - игрушки-тотемы (образы священных животных), орудия труда и охоты, изготовленные специально для детей.

· В качестве мощного регулятора поведения использовались запреты – табу и словесные приемы – одобрение или неодобрение.

III этап (от 10 до 8 тыс. лет назад)

· В результате дальнейшего усложнения хозяйственной и социальной жизни общины появилась семья. Контроль за воспитанием подрастающего поколения теперь осуществляла семья.

· В семье воспитание дифференцировалось по половому признаку: девочек воспитывали матери и другие женщины рода, мальчиков – мужчины.

· Важным этапом в развитии воспитания стало появление обряда инициации, символизирующего переход юношей и девушек в разряд социально зрелых, полноправных членов общины.

Таким образом, к IV–V тысячелетиям до н. э.:

· возникают предпосылки к образованию школьных форм обучения, появляются школы как социальный институт

· умственный труд отделяется от физического, - а это приводит к появлению новой профессии – наставник, учитель

· но все это уже относится к следующему периоду: к эпохе Древних цивилизаций Ближнего и Дальнего Востока

2. Воспитание и образование в античном мире

Античная культура зародилась приблизительно в Ш тысячелетии до н. э. и престала существовать в V в. В развитии воспитания и школы в античном мире выделяются несколько периодов.

ДРЕВНЯЯ ГРЕЦИЯ

Архаичный (древнегреческий) период по VIII в. до н. э.

Как и в культуре цивилизаций Древнего Востока, первоначально обучение и воспитание подрастающего поколения в этот период проходило в домашних семейных условиях под руководством опытных наставников.

Одним из первых письменных источников нашего знания о провесе воспитания в этот период считаются произведения Гомера, который описал в своих произведениях воспитания некоторых своих героев (например, Ахилла в «Илиаде» - одного из храбрейших героев, предпринявших поход против Трои. В произведениях Гомера:

· определялись нравственные устои и традиции античного общества;

· определялось отношение гражданина к обществу, к семье, к почитанию богов,

· главной из этнических ценностей воспитания была любовь к свободе, родине.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 633; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.59.36.203 (0.006 с.)