Раздел 2. Развитие школы и педагогической мысли в ХХ веке 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Раздел 2. Развитие школы и педагогической мысли в ХХ веке



Тема 10. Движение за реформу школьного образования в начале ХХ века

Зарубежная школа и педагогика в начале ХХ века. Вступление стран Западной Европы и США в империалистическую стадию общественно-экономических отношений. Противоречие между состоянием школьного дела и новыми экономическими условиями. Создание национальных систем народного образования, усиление централизации управления и финансирования школ, продление сроков начального обучения.

Проблемы национальных систем образования: США – резкое отставание сельской школы от городской, не отвечающие требованиям времени планы и программы средней школы; Англия -- децентрализация народного образования, переполненность массовых школ; Германия – вмешательство церкви в дело народного просвещения; Франция – слабое развитие профессионального образования.

Поиск путей перестройки школы. Факторы, влиявшие на изменение характера школьной практики: возрастающий объем знаний, умений и навыков, которые должны были усвоить учащиеся; результаты исследований о природе детства; Возникновение экспериментальной педагогики; усиление контактов педагогов в национальном и международном масштабе и др.

Две основные парадигмы в зарубежной педагогике: педагогический традиционализм и реформаторская педагогика. Задачи реформаторской педагогики: воспитание людей нового типа, разрешение противоречий между узкой специализацией и общим развитием школьников, необходимость развития творческого потенциала личности учащегося, повышение эффективности учебного процесса в условиях роста контингента обязательной школы.

Направления реформаторской педагогики.

Теория свободного воспитания (Э. Кей, Ф. Гансберг, Л. Гурлитт, М. Монтессори). Общая идея: обучение и воспитание в школе должно строиться, исходя из индивидуальности каждого ученика, обеспечивая преемственную связь с домашним воспитанием, организуя широкую самодеятельность школьников и способствуя развитию дарования детей. Специфика трактовки свободного воспитания. Призыв к борьбе за признание социальной важности материнских функций и созданию нового поколения образованных матерей, способных уберечь своих детей от обезличивания (Э. Кей). Стимулирование творческого саморазвития ребенка как путь формирования его личности (Ф. Гансберг). Замена систематических занятий в школе спортом, играми, беседами, творческими работами (Л. Гурлитт).

Экспериментальная педагогика (Э.Мейман, В.А.Лай). Содержание экспериментальной педагогики. Зависимость результатов воспитания от психолого-биологического фактора. «Школа действия» и ее важнейший приоритет – активная познавательная деятельность. Тесты как один из инструментов экспериментальных исследований и их прикладное значение. Педология – синтез психологических, биологических и социологических знаний о развитии ребенка. Взаимодействие экспериментальной педагогики с бихевиоризмом.

Прагматическая педагогика (Дж. Дьюи), трактовка истинности как практической значимости: «истинно то, что полезно». Воспитание как процесс накопления и реконструкции опыта с целью углубления его социального содержания. Дж. Дьюи о школе как воспитывающей и обучающей среде. Ее основные функции: упрощать сложные явления жизни и предоставлять их детям в доступной форме; выбирать для изучения наиболее типичные и важные моменты из опыта человечества, содействовать выравниванию социальных различий. Возрастная периодизация по Дьюи. Способы приобретения опыта учащимися.

Трудовая школа (Г. Кершенштейнер). Обеспечение учащихся профессиональной подготовкой с приданием ей нравственного значения и воспитание гражданина-патриота как главная задача школы. Идея для дополнительной школы для работающих подростков. «Граждановедение» – новый учебный предмет и его задачи. Опытническая и лабораторная работа. Организация обучения на ранних ступенях. Ручной труд в школе.

Опыт организации школ на основе идей реформаторской педагогики. Различия во внутренней организации и методах обучения «новых школ». Три типа «новых школ» (С. Редди): школа для будущего рабочего с крепкими мускулами; школа для тех, деятельность которых потребует глубокого понимания проблем современного мира; школа для будущих лидеров и руководителей в области политики, права, педагогической деятельности.

Школьные реформы конца XIX-начала ХХ веков как стимул к развитию педагогической теории и практики.

 

Требования к компетентности:

· Знать основные направления движения педагогов и общественности за реформу школьного образования в начале ХХ века.

· Уметь ориентироваться в подходах, течениях и направлениях развития педагогической мысли и давать им критическую оценку.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 505; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.183.187 (0.004 с.)