II. Воспитание в условиях античности 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

II. Воспитание в условиях античности



В античный период развития ведущее положение в развитии Греческих земель региона занимали два государства - Спарта и Афины. Системы воспитания, которые существовали в данных государствах, их специфика определялись особенностями их политического устройства, географическим положением, то есть тем, что сегодня именуют геополитическими условиями.

Общее в воспитательных системах Афин и Спарты:

1. Древние Спартанцы и Древние Афиняне очень ответственно подходили к вопросам создания семьи и воспитания молодого поколения.

2. В обоих государственных образованиях считали, что супружество преследует две цели: государственную и семейную.

3. Государство активно вмешивалось в личную жизнь граждан и требовало от них ответственного отношения к обязанностям гражданина: создать семью и воспитывать детей.

Однако необходимо отметить, что степень участия государства в воспитании молодого поколения в этих странах была различна.

В Афинах социальное устройство имело черты демократизма. Поэтому цель воспитания личности заключалась в воспитании и образовании личностей, которые будут достойно управлять государством.

Поэтому перед государством и педагогами стояла задача всестороннего развития духовных качеств и физических сил ребенка. Афинянин должен был соединять в себе все возможные добродетели внешней и внутренней красоты человека.

· Государственный аппарат через законы и пропаганду нравственных устоев жизни создавал атмосферу нетерпимости к людям, безответственно относящимся к своим гражданским и семейным обязанностям. Холостяки, не создавшие семью к 35 годам, были, по сути, изгоями общества.

· Детей должны были воспитывать родители и нести ответственность перед обществом за их воспитание. Человек, безответственно относящийся к воспитанию детей, чувствовал себя неуютно. Наоборот, слава ждала родителей, воспитавших достойных граждан.

· В Афинах судьбу ребенка определял отец: если отец не признавал ребенка, то его просто выкидывали из дома, что было равносильно смертному приговору.

· Воспитывались Древние Афиняне в соответствии со своими культурными традициями: основной упор делали греки на воспитание достойного гражданина своего государства.

· Афиняне были воспитаны на произведениях Гомера.

· До 7 лет мальчики воспитывались в семье, ориентируясь на идеал гармоничного развития. В раннем возрасте дети воспитывались матерью и кормилицами, с 4–5 лет они находились под присмотром раба – педагога. (В переводе с греческого «пайс» означает «ребенок», «аго» – «веду за руку». Позднее слово «педагог» приобрело значение «вести человека по жизни» и стало обозначать профессию наставника, учителя).

· 7 – 16 лет дети поступали в школу 1 ступени: школа грамматиста, в которой обучение письмо, счет, чтение; и школу кефариста: литература, искусства (рисование), музыкальное образование. С 14 лет мальчик одновременно посещал гимнастическую школу - палестра, где упражнялся в пятиборье: бег, борьба, прыжки, метание диска и копья.

· Средняя ступень образования в Афинах была представлена несколькими типами школ. Это, прежде всего гимнасий - для юношей 16–18 лет, проявивших старание и достигших высоких результатов в обучении. Содержание обучения преследовало цели дальнейшего совершенствования в гимнастических упражнениях и гимнастике ума.

· Далее все юноши с 18 до 20 лет должны были пройти двухгодичный курс в эфебии, целью которого была военная подготовка.

· Характерной тенденцией афинского образования, сложившейся к VI в. до н. э., стал процесс становления и развития философских школ, которые давали возможность практиковаться в общественно-политических и философских дискуссиях будущим политикам.

· Женское образование в Афинах не было развито так, как в Спарте, и ограничивалось рамками семейного воспитания на женской половине дома – гинекее.

В Спарте

· государство также создавало невыносимые условия жизни для не выполнивших свой общественный долг мужчин, то есть не создавших семью в положенное время.

· Но в Спарте, в отличие от Афин, государство брало на себя заботу об обучении и воспитании детей, как мальчиков, так и девочек, тоже с 7 лет.

· В Спарте участь ребенка определял не отец, а старейшины города.

· Ни религия, ни мораль, ни право не осуждало эту жестокую практику детоубийства.

· В школах – агеллы (7 – 14 лет): 1. военная подготовка, 2. навыки грамоты и счета, 3. музыка, танцы;

· В Афинах молодые люди были переполнены гордость и любовью к родине и сознательно готовы были умереть во имя прекрасной Родины. У

· Как свидетельствуют историки: город Спарта никогда не был захвачен врагами, хотя и не имел оборонительной стены. Александр Македонский не рискнул брать штурмом город Спарту. У греков бытовало мнение, что Спарту можно захватить только тогда, когда будут мертвы все свободные граждане государства.

ДРЕВНИЙ РИМ

· На протяжении всей римской истории семейное воспитание играло большую роль – большую, чем общественные или частные школы: семья всегда была ответственна за нравственное, гражданское становление юных римлян. В период расцвета Римской империи семья заметно уступила свои позиции государственной системе образования. Зато на закате римской цивилизации домашнее воспитание вновь становится ведущим в подготовке подрастающего поколения. «Вся наука из родного дома»

· Первые попытки создать учебные заведения относятся к 5 в. до н. э. Занятия проводили частные лица в форуме - месте общественных сборищ римлян. Роль педагога выполняли рабы. Рабыни-няньки следили за детьми до 4 --5 лет. Рабы-педагоги обучали мальчиков чтению, письму и счету. Рабынь-нянек и педагогов содержали состоятельные граждане. Остальные римляне посылали детей учиться в форум. Ремесло педагога считалось в римском обществе для свободных граждан унизительным.

· Греческая образованность почиталась как эталон. Вместе с тем римская система образования и воспитания никогда не теряла своей самобытности: --- Она имела более практическую направленность: подготовку сильных, волевых, дисциплинированных граждан; ---- Из программы воспитания беспощадноисключали изящные искусства - музыку и пение, ибо они, как полагали многие римляне, «побуждают более мечтать, нежели действовать»; ---- Девиз «польза» можно назвать альфой и омегой римского воспитания и обучения, главной целью которых было обеспечить определенную карьеру, будь то военное дело или политическое искусство оратора.

· В целом, в Древнем Риме складывалась система образовательных учреждений, в которой обучение мало чем отличалось древнегреческого. Система образования состояла из нескольких ступеней:

1 ступень - было представлено элементарными, или тривиальными, школами; они были частными и платными, но их деятельность контролировалась государством. Чаще всего в программу обучения таких школ входили чтение, счет, письмо; сроки обучения не были строго установлены. Школы посещали совместно мальчики и девочки.

2 ступень - грамматические и риторические школы для юношей. В грамматических школах содержание образования было представлено семью свободными искусствами: тривиум (грамматика, риторика, диалектика) и квадриум (арифметика, геометрия, астрономия и музыка); их изучение было практико-ориентированным. (Этимология слова «искусство» — «испытание, опыт», затем — «умение, знание»).

Риторские школы предназначались для образования молодых людей старше 15 лет аристократического происхождения, желающих посвятить себя политической карьере или государственной службе. В школе практиковались диспуты при обучении риторике, изучались философия, музыка, математика, астрономия.

3 ступень – образование будущий государственный деятель получал в своеобразном учебном заведении коллегии юношества.

Военная подготовка осуществлялась в легионах.

Деятельность всех образовательных учреждений находилась под контролем государства, которое способствовало распространению образования и увеличению числа школ, выплачивало жалованье учителям.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 520; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.141.6 (0.014 с.)